Классный час на тему человек. Тематический классный час «Здравствуй, добрый человек. Введение в тему

Цели :

  • Образовательная: Способствовать формированию нравственно-этической культуры, положительных черт своего характера; подвести детей к пониманию того, что сознательное совершенствование человека является добрым деянием.
  • Развивающая: Развивать умения общаться с людьми, анализировать свои поступки и оценивать их; умение делать выбор осознанно.
  • Воспитательная: Воспитывать взаимоуважение, доброту, вежливость; нравственную ответственность за свои поступки.

Оборудование: карточки зелёного и красного цвета для игры; карточки «сердце», «плакса», «равнодушие»; индивидуальные карточки.

Ход мероприятия

1. Вступительная часть.

Классный час сейчас начнём
И беседу поведём
О словах о важных,
Дорогих, отважных,
Трудовых и строгих,
Скромных и убогих.

– Я – человек! Каждый ли на Земле может так сказать про себя?

Прежде чем ответить на этот вопрос, скажите, чем, кроме внешних признаков, должен обладать человек? (у человека должны быть добрые и чистые мысли, хорошие качества характера, доброе и любящее сердце, образованный ум, он должен делать добрые дела, человек должен быть человечным)

Мудрые слова о важности того, что вы сейчас сказали, написал М.М. Пришвин «Всё прекрасное на земле от солнца, всё хорошее – от человека».

Красота природы существует благодаря теплу и свету солнца, а всё хорошее, что существует на Земле, создано хорошими людьми. Плохое совершают плохие люди, которые не достойны носить гордое звание – человек. Люди, когда хотят призвать кого-то стать лучше, так и говорят: «Будь человеком!» («Стань человеком!»). То есть, они призывают проявить всё то, о чём вы говорили. Таким образом, человеком мы называем не тело, не внешний облик, а тот внутренний мир, того внутреннего человека, которого мы не видим, но который проявляется во всём том, что совершает человек.

– Ответим на вопрос: каждый ли может сказать про себя «Я – человек!» (нет, только тот, кто добр, имеет любящее сердце, хорошие качества характера)

Скажите, так о чём пойдет речь на классном часе, на какую он тему? (о том, что надо помогать тому, кому трудно; об умении дружить; об уважительном отношении к старшим; о доброте и любящем сердце; о вежливости; о совершении благородных поступков, ничего не требуя взамен).

То есть, мы постараемся ответить на вопрос: что значит быть… (настоящим человеком) . Это и будет темой нашего классного часа. Мы поговорим о тех человеческих качествах, которые помогают каждому из нас обрести друзей, найти взаимопонимание, стать настоящим человеком.

Достаётся недёшево
Счастье трудных дорог.
Что ты сделал хорошего,
Чем ты людям помог?
Этой мерой измерятся
Все земные труды.
Может, вырастил деревце
В своём городе ты?
Иль под снежной порошей
Жизнь спасаешь кому?
Делать людям хорошее –
Хорошеть самому!

– Если сегодня классный час вам понравится, вы возьмёте для себя полезное и нужное, поднимите карточку с сердцем; если нет, то плаксу. А кто останется равнодушным, пустой листок.

2. Основная часть.

Чтобы делать людям хорошее, надо прежде всего быть вежливым человеком, т.к. «вежливость» - это одно из важнейших качеств воспитанного человека. До 16 века «вежа» - означало «знаток», это тот, кто знает правила приличия формы выражения доброго отношения к людям. Иногда ребята ведут себя грубо, им кажется, что в этих случаях они поступают как самостоятельные, независимые и почти взрослые люди. Послушайте стихотворение А.Л.Барто «Признание» и скажите, какие правила вежливости можно из него вынести.

1 уч-ся:

Поди узнай, поди пойми,

Он всех в один несчастный день
Чуть не довёл до слёз.
Его зовут – стоит, как пень,
Как будто в землю врос.

2 уч-ся:

Смотри, не пей сырой воды,
Советует сосед.
Один стакан, потом другой
Андрюша пьёт в ответ.
Поди узнай, поди пойми,
Что стало с парнем лет восьми?

3 уч-ся:

Придёшь обедать к 3 часам, –
Ему сказала мать.
Он пробурчал: – я знаю сам,
А сам явился в 5.
Ну что с тобой, Андрюшенька?
И сын признался ей:
– Когда я вас не слушаюсь,
То выгляжу взрослей.

– Ребята, а у нас в классе есть такие, как Андрюшка?

Дети: Нет.

(встаёт уч-ся и говорит): – Может мне быть таким, как Андрюшка?

Дети: Егор, будь человеком!

– Ребята, какие же правила вежливости можете назвать, прослушав это стихотворение? (не надо быть грубым; не делай неприятностей, никого не обижай; будь внимательным к людям). А автора А.Л.Барто можно назвать настоящим человеком? (да; ведь она на примере других детей учит нас быть внимательными к окружающим, прислушиваться к советам старших, совершать только хорошие поступки).

Слайд 1 – Итак, правила вежливости, прочитаем хором.

  • Будь внимательным к людям.
  • Не будь грубым.
  • Не причиняй другому неприятностей и обид.

– Неуважительное отношение к людям – признак плохого воспитания. Невоспитанным, злым, грубым с родителями, своими товарищами и совсем незнакомыми людьми бывают не только мальчики, но и девочки. Послушайте стихотворение А.Л. Барто «Любочка» и скажите, каким же надо быть человеком?

4 уч-ся:

Синенькая юбочка, ленточка в косе.
Кто не знает Любочку? Любу знают все.
Девочки на празднике соберутся в круг.
Как танцует Любочка! Лучше всех подруг!
Кружится и юбочка, и ленточка в косе.
Все глядят на Любочку, радуются все.
Но если к этой Любочке вы придёте в дом,
Там вы эту девочку узнаете с трудом.
Она кричит ещё с порога, объявляет на ходу:
– У меня уроков много, я за хлебом не пойду!
Едет Любочка в трамвае – она билета не берёт.
Всех локтями раздвигая, пробирается вперёд.
Говорит она толкаясь: – Фу! Какая теснота!
Говорит она старушке: – Это детские места.
– Ну, садись, – вздыхает та.
Синенькая юбочка, ленточка в косе.
Вот какая Любочка во всей своей красе.
Случается, что девочки бывают очень грубыми,
Хотя необязательно они зовутся Любами.
– Ребята, а у нас в классе есть такие, как Любочка?

Дети: Нет.

(встаёт уч-ся и говорит): Может мне быть таким, как Любочка?

Дети: Егор, будь человеком.

– Ребята, каким же надо быть человеком? (быть трудолюбивым и отзывчивым; помогать малышам, уважать старших; не оскорблять людей; помогать, кому трудно).

Слайд 2: – Прочитаем хором, запомним и будем такими же.

  • Помогай тому, кому трудно.
  • Будь трудолюбивым и отзывчивым.
  • Уважай старших, помогай малышам.
  • Не оскорбляй людей ни словом, ни делом.

– Уважай старших, своих товарищей. А что такое уважение? (доброжелательное отношение к человеку). Уважать человека – это значит:

  • быть готовым оказать ему помощь;
  • вежливо разговаривать;
  • сидеть за одной партой в классе;
  • вместе играть на переменах.

– А теперь немного поиграем и выясним знание вами волшебных слов. Подумайте, какой вывод можно сделать? Отвечаем хором.

Игра «Словарь волшебных слов».

  1. Растает даже ледяная глыба от слова тёплого… (спасибо).
  2. Зазеленеет старый пень, когда услышит … (добрый день).
  3. Если больше есть не в силах, скажем маме мы… (спасибо).
  4. Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь… (здравствуйте).
  5. Когда вас бранят за шалости, говорите… (прости, пожалуйста).
  6. И во Франции, и в Дании на прощанье говорят… (до свидания).

Какой же вывод можно сделать? (всегда будь вежливым).

– Прочитаем хором. Слайд 3

  • Будь вежлив на словах и на деле.

– Ребята, а у нас в классе есть дети, которые не знают волшебных слов?

Дети: Нет.

(встаёт уч-ся и говорит): – Может мне быть таким человеком?

Дети: Егор, будь вежливым человеком.

– Скажите, вежливый человек может быть злым?

Дети: Нет.

– Почему? (ответы уч-ся).

Конечно, нет. Ведь вежливость тогда настоящая, когда она искренняя, естественная, А значит, она рядом с добротой, доброжелательным отношением друг другу, ко всему живому. Не зря гласит русская народная пословица «Хорошо тому, у кого доброе сердце». Ведь доброта помогает людям жить.

5 уч-ся:

Добрым быть совсем-совсем не просто,
Не зависит доброта от роста.
Не зависит доброта от цвета.
Доброта не пряник, не конфета.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.

6 уч-ся:

Землю обогнули тоненькие нити
Нити параллелей и зелёных рек.
Протяните руку, руку протяните

Обогрейте словом, обласкайте взглядом,
От хорошей шутки даже тает снег.

Станет добрым и весёлым хмурый человек.
– Ребята, а у нас в классе есть злые, грубые дети?

Дети: Нет.

(встаёт уч-ся и говорит): – А может мне быть таким?

Дети: Егор, будь добрым человеком.

Слайд 4:

  • Будь добрым.
  • «Сейте разумное, доброе, вечное…» – сказал когда-то поэт Н.А. Некрасов. Эти слова могут стать прекрасным девизом для вас.
  • Дари радость и улыбки. Давайте сейчас улыбнёмся друг другу и споём замечательную песню В. Шаинского «Улыбка».

Исполняется песня «Улыбка».

Чтобы делать добро, надо, прежде всего, им обладать. У каждого человека свой путь к доброте. Она нам не даётся с рождения, не передаётся по наследству. Необходимо стараться упорно, день за днём, воспитывать в себе её – доброту. Доброта начинается с любви к людям. Сердцем вдохни, не утрать радость любви, силу добра.

7 уч-ся :

Добрые люди, ничто нас не остудит,
И не захлопнуть распахнутых дверей.
Добрыми будем, и мир добрее будет,
Добрыми будем, и будет жизнь добрей.
Совершите чудо, руку протяните.
Надо, чтобы в дружбу верил человек.
Это так чудесно, если с вами рядом
Улыбнулся незнакомый хмурый человек.

– Сделав добро, наслаждайтесь тем, что другому человеку стало хорошо, комфортно. «От добра добра не ищут», - гласит русская народная пословица. Хорошо бы научиться искренне дарить добро, не ожидая какой-то выгоды и ответа. Если вы научитесь этому, вы – настоящий человек.

3. Заключительная часть.

А сейчас проверим, как вы усвоили и насколько запомнили правила воспитанного настоящего человека. Я буду называть ситуацию, а вы определите: вежливыми, воспитанными или нет были действия в ней. Если да – поднимите зелёную карточку, если нет – красную. Работаем в паре.

Игра «Вежливо-невежливо».

  • Говорить грубые слова.
  • Обижать маленьких.
  • Поиграть с младшей сестрой или братом.
  • Поздороваться при встрече.
  • Толкнуть, не извиниться.
  • Помочь пожилому перейти дорогу.
  • Заплатить за проезд в автобусе.
  • Помыть дома посуду, сходить в магазин.
  • Жаловаться на других.
  • Не уступить место в автобусе взрослому.
  • Сказать «спасибо».

– Молодцы, хорошо усвоили правила воспитанности. А только ли вежливым, добрым, хорошим должен быть настоящий человек? (ответы уч-ся)

– Вспомните произведение С.Я.Маршака «Рассказ о неизвестном герое». О ком это произведение? (о простом парне, который во время пожара спас девочку)

Почему автор называет его героем? (увидев пожар, он бросился на помощь совершенно чужому человеку; неожиданно появился и так же исчез, не ожидая благодарности, красивых слов в свой адрес; на такое способен не каждый)

Что можно сказать об этом парне? Какой он? (храбрый, смелый, скромный)

– Так каким же должен быть настоящий человек? Перед вами листочки, подчеркните слова, характеризующие настоящего человека (инд. работа) Проверка Слайд 5.

А какие вы в жизни? Приведите примеры о своём настоящем поступке? (ответы уч-ся)

Я желаю каждому из вас вырасти хорошим, вежливым, добрым, настоящим человеком.

8 уч-ся:

Куда подует ветер, туда и облака.
По руслу протекает послушная река.
Но ты человек, ты сильный и смелый.
Своими руками судьбу свою делай.
Иди против ветра, на месте не стой.
Пойми, не бывает дороги простой.
Теперь не доверяют как прежде чудесам.
На чудо не надейся, судьбой командуй сам.

– В удушье городов в наш беспокойный век
Почувствовать дыхание природы
Способен настоящий человек,
Влюблённый в состояние свободы.
Настоящий человек деньгами не богат,
Он в них кумира видеть не умеет.
Сокровища души – его бесценный клад,
Который никогда не оскудеет.
Настоящий человек умеет отдавать
И оттого становится богаче.
Настоящий человек не станет унывать,
Решая в жизни сложные задачи.
Настоящий человек лишь добрые дела творит,
Отвергнув мелочные страсти.
Настоящий человек не может делать зла.
И потому я всем желаю счастья.

– Хотелось бы узнать ваше мнение. Если вам понравился классный час, много полезного для себя взяли, то поднимите карточку с сердцем. Если нет, то плаксу. А кто остался равнодушным к тому, о чём мы с вами говорили, пустой листок. Слайд 6 (небольшая беседа о выборе).

– Хочу поблагодарить вас за то, что слушали и старались понять услышанное, за вашу помощь. Когда я вам говорю «благодарю» (на доске «благо – дарю»), это значит, что я вам от всего сердца желаю всего наилучшего. Старайтесь и вы благодарить людей за всё хорошее, что они вам делают. Я надеюсь, что каждый из вас будет настоящим человеком и дарить только радость для окружающих.

Слайд 7:

– Классный час хочу закончить словами великого русского писателя К.Г. Паустовского « Человек должен быть умён, прост, справедлив, смел и добр. Только тогда он имеет право носить это высокое звание – человек».

Открытое внеклассное мероприятие

в группе 15 ТМТ

по теме

«Быть Человеком»

Классный руководитель Одинцова Галина Николаевна

Цель . Обсудить самую важную, самую актуальную проблему всех времен и народов, проблему: что есть человек, каким он должен быть.

Задачи . - Формировать активную жизненную позицию.

Учиться аргументации, доказательности, терпимости к другой точке зрения.

Учить сердце и душу добру и человечности.

Форма. Дискуссия.

Ход занятия

1 .Вступление.

Сегодня на занятии нашем давайте будем вместе мы!

Ведь в центре обсужденья имя, которым все наречены!

Но, часто ли мы об этом задумываемся?!

2. Постановка проблемы, формулировка темы

Учитель предлагает выслушать начало песни «Светофор» В.Леонтьева

«Действительно в мельканье дней, скоростей и огней проходит наша жизнь… Мы бежим, и в ритме бега мы видим мир, друг друга отрывисто, мимолетно, мгновенно… Мы не хотим или не можем остановиться. А,может, стоит остановиться и задуматься над собой, над своими поступками, посмотреть на себя со стороны: на свои слова, помыслы, деяния… И,быть может, тем самым приблизиться к истине по поводу одной из важнейших проблем; ЧТО ЕСТЬ ЧЕЛОВЕК? Но, увы, как, порой, это нелегко –ОСТАНОВИТЬСЯ! Мы в толпе, мы в спешке!

Проклятье века - это спешка,

и человек, стирая пот,

по жизни мечется, как пешка,

попав затравленно в цейтнот.

Поспешно пьют, поспешно любят,

и опускается душа.

Поспешно бьют, поспешно губят,

а после каются, спеша.

Но ты хотя б однажды в мире,

когда он спит или кипит,

остановись, как лошадь в мыле,

почуяв пропасть у копыт.

Остановись на полдороге,

доверься небу, как судье,

подумай - если не о боге -

хотя бы просто о себе.

Под шелест листьев обветшалых,

под паровозный хриплый крик

пойми: забегавшийся - жалок,

остановившийся - велик.

Пыль суеты сует сметая,

ты вспомни вечность наконец,

и нерешительность святая

вольется в ноги, как свинец.

Есть в нерешительности сила,

когда по ложному пути

вперед на ложные светила

ты не решаешься идти.

Топча, как листья, чьи-то лица,

остановись! Ты слеп, как Вий.

И самый шанс остановиться

безумством спешки не убий.

Когда шагаешь к цели бойко,

как по ступеням, по телам,

остановись, забывший бога,-

ты по себе шагаешь сам!

Когда тебя толкает злоба

к забвенью собственной души,

к бесчестью выстрела и слова,

не поспеши, не соверши!

Остановись, идя вслепую,

о население Земли!

Замри, летя из кольта, пуля,

и бомба в воздухе, замри!

О человек, чье имя свято,

подняв глаза с молитвой ввысь,

среди распада и разврата

остановись, остановись!

Е. Евтушенко

ДАВАЙТЕ ОСТАНОВИМСЯ!!!

Работа с фрагментом картины «Диоген, ищущий человека»

Дискуссия: какого человека искал Диоген? (От каждой группы по одному выступающему)

Студенты говорят, что он, вероятно, искал человека хорошего, способного на добрый поступок; человека нескучного, с которым можно было бы поговорить; настоящего, человечного; какого-то своего, понятного, человека без прекрас…

Предлагается слайд, на котором вопросы внеурочной дискуссии.

3 .Основная часть

По группам предлагается дискуссия по разным ситуациям, темам:

Так что есть красота?...(Рассуждение о красоте внутренней и внешней, мнимой и реальной, которая «спасет мир»)- 1-я группа

Белорусское поверье о хорошем-плохом человеке (О себе или о другом; альтруизм и эгоизм)- 2-я группа

Жить долга, когда она полна(о смысле человеческой жизни, о месте человека в этой жизни)- 3-я группа

-Притча о борьбе двух волков (проблема выбора) (задание общее для всех групп).

Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку -
Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы -
Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе:
Щит и латы. Посох и заплаты.
Меру окончательной расплаты
Каждый выбирает по себе

4.Вывод-рефлексия

Так какой же он человек. Что же значит быть человеком ( по группам кластер или синквейн )

Мне в данном случае пришли на ум следующие мысли:

Как просто и как сложно ответить на вопрос,

Определиться в этом людском мире.

И, быв твореньем Бога, не забыть,

Чтоб Человеком стать стать мало им родиться!

Слайд+ слова О.Хайяма

«Человек словно в зеркале мир многолик:

Он ничтожен и он же безмерно велик!

Слайд «Можно по разному в жизни жить…»

Так что же значит быть человеком?! – КАЖДЫЙ ГЛАВНОЕ КАЧЕСТВО.

Быть человеком - что это значит ?
Просто
желать , если рядом плачут ,
Быть
справедливым во всех деяньях ,
Ближнего
разделять страданья .
Быть
человеком - значить быть добрым ,
К
людям внимательным быть выше ,
В
слове вернее , в помыслах чище .
Будь
поскромнее в своих желаньях ,
Помни
хорошее в расставаньях .
Людям
дари уважение , ласку ,
А
не истерики , шок и встряску .
Не
пресмыкайся перед сильнейшим ,
Не
раболепствуй перед умнейшим .
Маленький
ты или с чинами -
Все
перед богом равны мы с вами .
Злу
же на свете нет оправданья :
Сколько
оно приносит страданья !
Злом
человек оскверняет душу -
Людям
такой человек не нужен !
Чтобы
не стал ты таким уродом ,
Бедным
, больным помогай , сиротам .
Слабых
не обижай стариков :
Сам
ведь будешь когда - то таков .
Ближних
своих не съедай речами -
Как
же в этом грешны мы с вами !
Заповеди
даны человеку ,
Чтоб
выполнять их от века до века .
Правы
, не правы Бог вас рассудит ,
И
по делам вам вашим будет .
Быть
человеком - Что это значит ?
Многим
задуматься , не иначе

Цели.

Образовательная:

  • Способствовать формированию нравственно-этической культуры, положительных черт своего характера; подвести детей к пониманию того, что сознательное совершенствование человека является добрым деянием.

Развивающая:

  • Развивать умения общаться с людьми, анализировать свои поступки и оценивать их; умение делать выбор осознанно.

Воспитательная:

  • Воспитывать взаимоуважение, доброту, вежливость; нравственную ответственность за свои поступки.

Оборудование: карточки зелёного и красного цвета для игры; карточки «сердце», «плакса», «равнодушие»; индивидуальные карточки.

Ход занятия.

  1. Вступительная часть.

Классный час сейчас начнём

И беседу поведём

О словах о важных,

Дорогих, отважных,

Трудовых и строгих,

Скромных и убогих.

Я - человек! Каждый ли на Земле может так сказать про себя?

Прежде чем ответить на этот вопрос, скажите, чем, кроме внешних признаков, должен обладать человек? (у человека должны быть добрые и чистые мысли, хорошие качества характера, доброе и любящее сердце, образованный ум, он должен делать добрые дела, человек должен быть человечным)

Мудрые слова о важности того, что вы сейчас сказали, написал М.М.Пришвин «Всё прекрасное на земле от солнца, всё хорошее - от человека».

Красота природы существует благодаря теплу и свету солнца, а всё хорошее, что существует на Земле, создано хорошими людьми. Плохое совершают плохие люди, которые не достойны носить гордое звание - человек. Люди, когда хотят призвать кого-то стать лучше, так и говорят: «Будь человеком!» («Стань человеком!»). То есть, они призывают проявить всё то, о чём вы говорили. Таким образом, человеком мы называем не тело, не внешний облик, а тот внутренний мир, того внутреннего человека, которого мы не видим, но который проявляется во всём том, что совершает человек.

Ответим на вопрос: каждый ли может сказать про себя «Я - человек!» (нет, только тот, кто добр, имеет любящее сердце, хорошие качества характера)

Скажите, так о чём пойдет речь на классном часе, на какую он тему? (о том, что надо помогать тому, кому трудно; об умении дружить; об уважительном отношении к старшим; о доброте и любящем сердце; о вежливости; о совершении благородных поступков, ничего не требуя взамен).

То есть, мы постараемся ответить на вопрос: что значит быть… (настоящим человеком) . Это и будет темой нашего классного часа. Мы поговорим о тех человеческих качествах, которые помогают каждому из нас обрести друзей, найти взаимопонимание, стать настоящим человеком.

Достаётся недёшево

Счастье трудных дорог.

Что ты сделал хорошего,

Чем ты людям помог?

Этой мерой измерятся

Все земные труды.

Может, вырастил деревце

В своём городе ты?

Иль под снежной порошей

Жизнь спасаешь кому?

Делать людям хорошее -

Хорошеть самому!

Если сегодня классный час вам понравится, вы возьмёте для себя полезное и нужное, поднимите карточку с сердцем; если нет, то плаксу. А кто останется равнодушным, пустой листок.

2.Основная часть.

Чтобы делать людям хорошее, надо прежде всего быть вежливым человеком, т.к. «вежливость» - это одно из важнейших качеств воспитанного человека. До 16 века «вежа» - означало «знаток», это тот, кто знает правила приличия формы выражения доброго отношения к людям. Иногда ребята ведут себя грубо, им кажется, что в этих случаях они поступают как самостоятельные, независимые и почти взрослые люди. Послушайте стихотворение А.Л.Барто «Признание» и скажите, какие правила вежливости можно из него вынести.

1уч-ся

Поди узнай, поди пойми,

Он всех в один несчастный день

Чуть не довёл до слёз.

Его зовут - стоит, как пень,

Как будто в землю врос.

2уч-ся

Смотри, не пей сырой воды,

Советует сосед.

Один стакан, потом другой

Андрюша пьёт в ответ.

Поди узнай, поди пойми,

Что стало с парнем лет восьми?

3уч-ся

Придёшь обедать к 3 часам,-

Ему сказала мать.

Он пробурчал: - я знаю сам,

А сам явился в 5.

Ну что с тобой, Андрюшенька?

И сын признался ей:

Когда я вас не слушаюсь,

То выгляжу взрослей.

Ребята, а у нас в классе есть такие, как Андрюшка?

Дети: - Нет.

(встаёт уч-ся и говорит): - Может мне быть таким, как Андрюшка?

Дети: - Егор, будь человеком!

Ребята, какие же правила вежливости можете назвать, прослушав это стихотворение? (не надо быть грубым; не делай неприятностей, никого не обижай; будь внимательным к людям). А автора А.Л.Барто можно назвать настоящим человеком? (да; ведь она на примере других детей учит нас быть внимательными к окружающим, прислушиваться к советам старших, совершать только хорошие поступки).

1слайд - Итак, правила вежливости, прочитаем хором.

* Будь внимательным к людям.

* Не будь грубым.

* Не причиняй другому неприятностей и обид.

Неуважительное отношение к людям - признак плохого воспитания. Невоспитанным, злым, грубым с родителями, своими товарищами и совсем незнакомыми людьми бывают не только мальчики, но и девочки. Послушайте стихотворение А.Л.Барто «Любочка» и скажите, каким же надо быть человеком?

4уч-ся

Кто не знает Любочку? Любу знают все.

Девочки на празднике соберутся в круг.

Как танцует Любочка! Лучше всех подруг!

Кружится и юбочка, и ленточка в косе.

Все глядят на Любочку, радуются все.

Но если к этой Любочке вы придёте в дом,

Там вы эту девочку узнаете с трудом.

Она кричит ещё с порога, объявляет на ходу:

У меня уроков много, я за хлебом не пойду!

Едет Любочка в трамвае - она билета не берёт.

Всех локтями раздвигая, пробирается вперёд.

Говорит она толкаясь: - Фу! Какая теснота!

Говорит она старушке: - Это детские места.

Ну, садись, - вздыхает та.

Синенькая юбочка, ленточка в косе.

Вот какая Любочка во всей своей красе.

Случается, что девочки бывают очень грубыми,

Хотя необязательно они зовутся Любами.

Ребята, а у нас в классе есть такие, как Любочка?

Дети: - Нет.

(встаёт уч-ся и говорит): - Может мне быть таким, как Любочка?

Дети: - Егор, будь человеком.

Ребята, каким же надо быть человеком? (быть трудолюбивым и отзывчивым; помогать малышам, уважать старших; не оскорблять людей; помогать, кому трудно).

2 слайд: - Прочитаем хором, запомним и будем такими же.

* Помогай тому, кому трудно.

* Будь трудолюбивым и отзывчивым.

* Уважай старших, помогай малышам.

* Не оскорбляй людей ни словом, ни делом.

Уважай старших, своих товарищей. А что такое уважение? (доброжелательное отношение к человеку). Уважать человека - это значит:

* быть готовым оказать ему помощь;

* вежливо разговаривать;

* сидеть за одной партой в классе;

* вместе играть на переменах;

А теперь немного поиграем и выясним знание вами волшебных слов. Подумайте, какой вывод можно сделать? Отвечаем хором.

Игра « Словарь волшебных слов».

  1. Растает даже ледяная глыба от слова тёплого…(спасибо).
  2. Зазеленеет старый пень, когда услышит …(добрый день).
  3. Если больше есть не в силах, скажем маме мы…(спасибо).
  4. Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь…(здравствуйте).
  5. Когда вас бранят за шалости, говорите…(прости, пожалуйста).
  6. И во Франции, и в Дании на прощанье говорят…(до свидания).

Какой же вывод можно сделать? (всегда будь вежливым).

Прочитаем хором. 3 Слайд

* Будь вежлив на словах и на деле.

Ребята, а у нас в классе есть дети, которые не знают волшебных слов?

Дети: - Нет.

(встаёт уч-ся и говорит): - Может мне быть таким человеком?

Дети: - Егор, будь вежливым человеком.

Скажите, вежливый человек может быть злым?

Дети: - Нет.

Почему? (ответы уч-ся).

Конечно, нет. Ведь вежливость тогда настоящая, когда она искренняя, естественная, А значит, она рядом с добротой, доброжелательным отношением друг другу, ко всему живому. Не зря гласит русская народная пословица «Хорошо тому, у кого доброе сердце». Ведь доброта помогает людям жить.

5уч-ся

Добрым быть совсем-совсем не просто,

Не зависит доброта от роста.

Не зависит доброта от цвета.

Доброта не пряник, не конфета.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта как солнце светит,

Радуются взрослые и дети.

6уч-ся

Землю обогнули тоненькие нити

Нити параллелей и зелёных рек.

Протяните руку, руку протяните

Обогрейте словом, обласкайте взглядом,

От хорошей шутки даже тает снег.

Станет добрым и весёлым хмурый человек.

Ребята, а у нас в классе есть злые, грубые дети?

Дети: - Нет.

(встаёт уч-ся и говорит): - А может мне быть таким?

Дети: - Егор, будь добрым человеком.

4 слайд:

  • Будь добрым.
  • «Сейте разумное, доброе, вечное…» - сказал когда-то поэт Н.А.Некрасов. Эти слова могут стать прекрасным девизом для вас.
  • Дари радость и улыбки. Давайте сейчас улыбнёмся друг другу и споём замечательную песню В.Шаинского «Улыбка».

Исполняется песня «Улыбка».

Чтобы делать добро, надо, прежде всего, им обладать. У каждого человека свой путь к доброте. Она нам не даётся с рождения, не передаётся по наследству. Необходимо стараться упорно, день за днём, воспитывать в себе её - доброту. Доброта начинается с любви к людям. Сердцем вдохни, не утрать радость любви, силу добра.

5 слайд :

7уч-ся

Добрые люди, ничто нас не остудит,

И не захлопнуть распахнутых дверей.

Добрыми будем, и мир добрее будет,

Добрыми будем, и будет жизнь добрей.

Совершите чудо, руку протяните.

Надо, чтобы в дружбу верил человек.

Это так чудесно, если с вами рядом

Улыбнулся незнакомый хмурый человек.

Сделав добро, наслаждайтесь тем, что другому человеку стало хорошо, комфортно. «От добра добра не ищут», - гласит русская народная пословица. Хорошо бы научиться искренне дарить добро, не ожидая какой-то выгоды и ответа. Если вы научитесь этому, вы - настоящий человек.

3.Заключительная часть.

А сейчас проверим, как вы усвоили и насколько запомнили правила воспитанного настоящего человека. Я буду называть ситуацию, а вы определите: вежливыми, воспитанными или нет были действия в ней. Если да - поднимите зелёную карточку, если нет - красную. Работаем в паре.

Игра «Вежливо - невежливо».

  • Говорить грубые слова.
  • Обижать маленьких.
  • Поиграть с младшей сестрой или братом.
  • Поздороваться при встрече.
  • Толкнуть, не извиниться.
  • Помочь пожилому перейти дорогу.
  • Заплатить за проезд в автобусе.
  • Помыть дома посуду, сходить в магазин.
  • Жаловаться на других.
  • Не уступить место в автобусе взрослому.
  • Сказать «спасибо».

Молодцы, хорошо усвоили правила воспитанности. А только ли вежливым, добрым, хорошим должен быть настоящий человек? (ответы уч-ся)

Вспомните произведение С.Я.Маршака «Рассказ о неизвестном герое». О ком это произведение? (о простом парне, который во время пожара спас девочку)

Почему автор называет его героем? (увидев пожар, он бросился на помощь совершенно чужому человеку; неожиданно появился и так же исчез, не ожидая благодарности, красивых слов в свой адрес; на такое способен не каждый)

Что можно сказать об этом парне? Какой он? (храбрый, смелый, скромный)

Так каким же должен быть настоящий человек? Перед вами листочки, подчеркните слова, характеризующие настоящего человека (инд. работа) Проверка 6 слайд.

А какие вы в жизни? Приведите примеры о своём настоящем поступке? (ответы уч-ся)

Я желаю каждому из вас вырасти хорошим, вежливым, добрым, настоящим человеком.

7слайд:

8 уч-ся

Куда подует ветер, туда и облака.

По руслу протекает послушная река.

Но ты человек, ты сильный и смелый.

Своими руками судьбу свою делай.

Иди против ветра, на месте не стой.

Пойми, не бывает дороги простой.

Теперь не доверяют как прежде чудесам.

На чудо не надейся, судьбой командуй сам.

В удушье городов в наш беспокойный век

Почувствовать дыхание природы

Способен настоящий человек,

Влюблённый в состояние свободы.

Настоящий человек деньгами не богат,

Он в них кумира видеть не умеет.

Сокровища души - его бесценный клад,

Который никогда не оскудеет.

Настоящий человек умеет отдавать

И оттого становится богаче.

Настоящий человек не станет унывать,

Решая в жизни сложные задачи.

Настоящий человек лишь добрые дела творит,

Отвергнув мелочные страсти.

Настоящий человек не может делать зла.

И потому я всем желаю счастья.

Хотелось бы узнать ваше мнение. Если вам понравился классный час, много полезного для себя взяли, то поднимите карточку с сердцем. Если нет, то плаксу. А кто остался равнодушным к тому, о чём мы с вами говорили, пустой листок. 8 слайд (небольшая беседа о выборе).

Хочу поблагодарить вас за то, что слушали и старались понять услышанное, за вашу помощь. Когда я вам говорю «благодарю» (на доске «благо - дарю»), это значит, что я вам от всего сердца желаю всего наилучшего. Старайтесь и вы благодарить людей за всё хорошее, что они вам делают. Я надеюсь, что каждый из вас будет настоящим человеком и дарить только радость для окружающих.

9 слайд:

Классный час хочу закончить словами великого русского писателя К.Г.Паустовского « Человек должен быть умён, прост, справедлив, смел и добр. Только тогда он имеет право носить это высокое звание - человек».

Используемая литература.

Т.В.Волкова «Наука быть человеком», Волгоград, 2008г. (материалы для классных часов 1-4 классы).

  1. И.В.Персидская, Г.А.Фонова, Н.В.Лободина и др. «Классные часы в начальной школе», 2007г.
  2. О.Е.Жиренко, Е.В.Лапина, Т.В.Киселёва «Я - гражданин России» (классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию).
  3. С.Я.Маршак «Рассказ о неизвестном герое» (отрывок).
  4. Я.Л.Барто «Любочка» (отрывок).

Педагог: Сметанина Наталья Игоревна, МОУ СОШ № 56 г. Артёмовского

Тема классного часа: ЧЕЛОВЕК. ЛИЧНОСТЬ. ГРАЖДАНИН

Цели: воспитывать уважение к себе, к другим людям, фор­мировать гражданскую позицию.

Оборудование: магнитофон, выска­зывания о человеке, ватманы для работы групп (3 шт.),

лото (3шт.), клей, листы «социальные роли человека», ручки, анкеты, подарки.

Ход классного часа

Организационный момент. Классный руководитель представляет присутствующих. Все ученики рассаживаются группами. Руководители групп на­значены заранее. На экране проектора – тема классного часа (СЛАЙД 1).

Классный руководитель: Когда появился человек, он был награждён разумом, способностью к мастерству и искусству. Человек стал добывать пищу, делать красивые вещи, строить жи­лища и т. д., и сегодня наша задача разобраться в том, кто же такой человек, какова его миссия на планете Земля. Известно: сколько людей, столько и мнений. Хочется выяснить вашу позицию в этом вопросе.

Магнитофонная запись:

Живя в двадцатом веке

В отечестве своём,

Хочу о человеке

Поговорить простом.

Раскрыв листы газеты,

Раздумываю зло:

Определенье это

Откуда к нам пришло?

Ведущий: Человек на свет уже рождается человеком! Банальная истина?!

Классный руководитель: Так что же такое человек? Какие понятия включает в себя это слово? (пока­зывает схему - СЛАЙД 2).

Человек

индивид организм индивидуальность личность гражданин

Все эти понятия относятся к каждому человеку. Попробуем ра­зобраться сначала с понятиями «индивид», «организм», «индивидуальность».

Игра «Лото»

На столе у каждой группы находятся ватман с одним из этих понятий и в конверте карточки лото

(Homo sapiens, система пищеварения, голова, рост, вес, руки, единичное, походка, внешность, природное существо, принадлеж­ность к роду человеческому, ноги, голос, почерк, сердце, система кровообращения).

За 5 минут ка­ждой группе необходимо выбрать и приклеить на ватман карточ­ки, которые подходят к данному понятию, раскрывают его суть. После окончания работы каждой группе необходимо объяснить, почему взя­ты именно эти карточки.

1 -я г р у п п а. Человек-индивид .

Homo sapiens, единичное, природное существо, принадлеж­ность к роду человеческому.

2-я группа. Человек-организм .

Голова, руки, ноги, сердце, система кровообращения, система пищеварения.

3-я группа. Человек-индивидуальность .

(Командиры групп объясняют, почему они выбрали именно эти понятия.)

Классный руководитель: Спасибо всем группам.

Ведущий: Во всём мне хочется дойти

До самой сути.

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,

До их причины,

До основанья, до корней,

До сердцевины.

Всё время схватывая нить

Судеб, событий.

Жить, думать, чувствовать, любить,

Свершать открытья.

(Б. Пастернак.)

Классный руководитель: Продолжим работу по углуб­лению и расширению наших представлений о человеке. Каждый родившийся человек естественно включается в жизнь общества. Общество - это все человечество в его истории и перспективе. В обществе между людьми складываются отношения. В разных жиз­ненных ситуациях один и тот же человек играет в обществе разные социальные роли.

Перед вами лежат листы бумаги, сейчас мы предпримем «Моз­говой штурм». Предлагаю вам в течение одной минуты, не совеща­ясь, написать: в какой социальной роли вы выступаете в разных жизненных обстоятельствах. Выразите своё социальное «я».

«Мозговой штурм» (1 мин). Сын, дочь, ученик, покупатель, пешеход и т.д. Обсуждение ответов.

Классный руководитель. Мы назвали далеко не все со­циальные роли. Большинство из нас выступают в одинаковых со­циальных ролях. Но каждый выделяется из группы людей своей неповторимостью, своими особенными качествами, каждый из нас личность.

Ведущий:

Будь с людьми.

И сказать тут вправе я:

Радость - в складчину,

Горе - в складчину,

Чтоб не съело душу тщеславие,

Как съедает железо ржавчина.

Чтоб не вымерли твои помыслы,

Будто лужа при первом заморозке,

Будь с людьми.

Так с нивой цвесть колосу.

Так с волнами волне плыть взаплески.

Никого бедой не испытывай.

Рядом с горем не празднуй оргии,

На чужой урожай не рассчитывай.

Сам паши, сам и сей,

Сорняки сам выдёргивай.

И ни облачка опасения.

И любая напасть развеется,

Как листва на ветру осенняя.

Классный руководитель: Что же такое личность? (СЛАЙД 3)

(дети отвечают)

Обобщение ответов : «Личность» - очень многозначное слово. В этом понятии выража­ется самое главное, что присуще данному человеку, - совокупность его внутренних свойств как существа общественного, таких, как черты разума, души, поведения, что любит, ценит, как относится к другим, умеет ли твёрдо держать своё слово, самостоятелен он или податлив чужой воле. Человек и личность - это не синонимы. Че­ловек ещё не может быть личностью (например, новорождённый), но личность - это всегда человек, и личностью не может быть ни­кто, кроме человека. Личность неповторима, как и человек. Лич­ность - это человек как носитель сознания. Личностью не рожда­ются, а становятся в определённых общественных условиях. В за­висимости от многих жизненных обстоятельств человек может стать цельной, уважаемой в обществе личностью, а может ею и не стать. Какими же качествами должен обладать человек, которого можно назвать цельной, гармоничной личностью? На этот вопрос вам поможет ответить литературный кроссворд.

Кроссворд (СЛАЙД 5)

Вопросы к кроссворду:

1. Ум легкомыслен и упорен.

В суждениях скор и слишком смел.

Нет, человек не так-то бел,

Да и, опять, не так-то чёрен.

2. Если люди тебя уважают,
Часто просят дать им совет,

И тебя очень многие знают,

Значит, завоевал...

    Цель творчества - самоотдача,
    А не шумиха, не успех.

    Владеет собой среди толпы смятенной,
    Ответственность несёт всегда за тех,
    Кто верит вновь, наперекор Вселенной,
    В тебя и в твой в делах успех.

    Сравнима любовь твоя
    С чем в настоящем?
    Сравнима с огнём она,
    Вечно горящим.

    Оттенков множество для глаз:
    Нет в людях краски безусловной,
    Добра не чужд иной виновный,
    И праведник грешит сто раз.

    Всегда бывает счастлив тот человек.
    Кто цель благородную в жизни поставит.
    Кто живёт для людей свой недолгий век,
    Тот след глубокий на земле оставит.

Классный руководитель (после заполнения кроссворда): Согласны ли вы, что именно эти черты присущи цельной, гармо­ничной личности? Особым авторитетом пользуются люди, которые отказываются от своих интересов ради общества, других людей, проявляют целеустремлённость и силу духа. Таких людей называ­ют сильными людьми, сильными личностями. Именно благодаря им происходит развитие общества. И не всегда сильные личности являются людьми известными. Например, в сталинские времена были личности, которых не сломили тюрьмы и лагеря, которые вы­держали все испытания, не предали своих товарищей, оставались верными своим идеалам, ценностям, принципам, не открещивались от своих поступков, не изменили себе.

Каждый из нас личность, каждому присущи свои положитель­ные качества, и если бы каждый смог применить их в полной мере, то наше общество усовершенствовалось бы в нравственном отно­шении.

Ведущий:

Молодость! Возьми с собой в дорогу

Самую заветную мечту;

За людей душевную тревогу,

Сердца жар и мыслей красоту,

Мудрость чувства,

Стойкость в бурях жизни,

Мужество во всём и до конца,

Верность другу,

Преданность отчизне,

Имя гражданина и борца.

Классный руководитель: Гражданин - это человек, владеющий правами. Слово «гражданин» употребляется в различ­ных смыслах: во-первых, это жители какой-то страны, имеющие право гражданства. Во-вторых, начиная с античных времён и до наших дней, оно имеет и более глубокий смысл, связанный с пра­вами человека, его свободой и ответственностью. В Древней Гре­ции быть гражданином могли не многие, это было почётно. Граж­данином называли не всякого свободного человека, не говоря уже о рабах. Гражданин обладал важными правами как в личной, так и в политической жизни. Но у него были и серьёзные обязанности: прежде всего, соблюдать законы и защищать отечество.

Кто же такой гражданин сегодня в нашей стране?

Это человек, имеющий права и обязанности, соблюдающий за­кон и отвечающий за свои поступки. Каждый человек общества должен иметь свою гражданскую позицию. А гражданская позиция невозможна без политической, нравственной и правовой культуры. Я хочу предложить вам несколько ситуаций, которые нужно обсу­дить с точки зрения гражданской позиции всех действующих лиц и вас.

Ситуация 1. Учитель обсуждает с учеником вопрос о его ку­рении за пределами школы.

    Личное ли это дело каждого? Почему?

    Имеет ли право курить в общественном месте? Почему?

    Наносит ли вред окружающим и себе? Каким образом?

    Какую гражданскую позицию он занимает? Какие законы,
    права нарушает?

    Какой вред он наносит государству?

    Какой должна быть гражданская позиция в этом вопросе?

Ситуация 2. Два ученика во время перемены о чём-то бесе­дуют. Один раскачивается на учительском стуле и ломает его. Дру­зья договариваются никому об этом не говорить. Учитель замечает, что стул сломан, начинает расспрашивать о случившемся. Не до­бившись ответа от класса, собирает деньги на новый стул.

    Имел ли ученик право брать стул учителя? Почему?

    Какое право здесь нарушено?

    Должен ли человек, если он добропорядочный гражданин, сознаться в содеянном? Если должен, то как и с какими последст­виями?

    Как мы видим на этом простом примере, наказывается не один человек, а целый класс. Получается наказание невиновных, способно ли оно пробудить совесть?

    Какое отношение будет к этому человеку в классе, если од­ноклассники потом всё-таки узнают, кто истинный виновник?

6. Что должен сделать данный школьник, чтобы исправить сложившееся положение?

Заключение.

Классный руководитель. Я надеюсь, что наш разговор о гражданской позиции каждого школьника не закончен, и вы ещё раз задумаетесь над этим, оказавшись в других, скорее всего, более сложных жизненных ситуациях. И пусть каждый из вас выберет своё правильное решение. И пусть каждый чаще задаёт себе такие вопросы:

Зачем любить и ненавидеть?

Растить цветы и звёзды видеть?

Зачем терять, зачем искать,

Зачем былое вспоминать?

Зачем живые все живут?

В чём смысл жизни заключён?

В чём заключён её закон?

И не даёт покоя мне,

Моей недетской голове

Один единственный вопрос:

Зачем родился я и рос?

Классный час «Будь Человеком, человек!»

Королева Н.Л.

Цели:

    Образовательная: Способствовать формированию нравственно-этической культуры, положительных черт своего характера; подвести детей к пониманию того, что сознательное совершенствование человека является добрым деянием.

    Развивающая: Развивать умения общаться с людьми, анализировать свои поступки и оценивать их; умение делать выбор осознанно.

    Воспитательная: Воспитывать взаимоуважение, доброту, вежливость; нравственную ответственность за свои поступки.

Ход классного часа:

Предлагаю начать наш классный час с головоломки. Составьте из букв ЕКОЛЧЕВ слово.

Каково значение этого слова? (ответы детей). Где можем узнать значение? (в толковом словаре)

Слайд 2 Человек - живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда.

Слайд3 На нашей планете Земля живет очень много людей - 7 млрд. Но каждый ли землянин сможет гордо сказать о себе «Я –Человек»! Об этом мы сегодня порассуждаем.

Слайд 4 Тема нашего классного часа «Будь Человеком, человек!» Предположите, о чем будем говорить?

На доске у нас поселился обычный человечек, как говорят: ручки, ножки, огуречик, вот и вышел человечек! Хочет он быть не просто человеком, а Человеком с большой буквы, т.е. настоящим человеком. Дома вы беседовали с родителями о том, какими качествами должен обладать настоящий человек. Назовите такие качества.

А вот на воздушных шариках несколько понятий, которые подходят к слову «человек». Давайте попробуем разделить эти слова на две группы- «важно»\ «неважно» для настоящего человека.

Доброта, красота, честность, богатство, сила, отвага, талант, дружелюбие

Почему неважно, будет ли человек красив, богат и талантлив, но обязательно должен быть добрым, честным, отважным, дружелюбным?

Сегодня мы откроем одно из важнейших качеств, которым должен обладать Человек с большой буквы.

Послушайте сказку Э.Мошковской про суслика, который хотел стать человеком.

Жил-был Суслик. Ему очень хотелось быть похожим на Человека.

-Дайте совет суслику, что нужно ему сделать, чтобы быть похожим на человека.

Слайд 5 Он надел на себя брюки и спросил:
- Я похож на Человека?
- Хм, - сказал Человек, - ты похож на Суслика, который надел брюки.
Слайд 6 Суслик надел ещё и рубашку и спросил:
- Ну? Я похож?
- Хм, хм, - сказал Человек, - ты похож на Суслика, который надел брюки и рубашку.
Слайд 7 - А, - сказал Суслик, - я забыл надеть пиджак. - И он надел пиджак.
- Вот теперь я похож на Человека, - сказал Суслик.
- Э-э-э... - задумчиво сказал Человек, - ты ещё не похож на Человека, Суслик.
Суслик ударил себя в грудь, и подскочил, и закричал:
- Я знаю! Я догадался! Я понял, что нужно, чтобы стать Человеком, что необходимо, чтобы стать Человеком, и чего мне не хватает, чтобы стать Человеком.
И он раздобыл себе ещё и портфель, и очки, и шляпу, и галстук.
- Ну, а теперь-то я - Человек! - сказал Суслик и важно пошел по делам - топ-топ-топ.

-Как вы думаете, Суслик достиг своей цели? Стал человеком?
Но когда он вернулся - шлёп-шлёп-шлёп, - на нём не было ни пиджака, ни брюк, ни рубашки, ни шляпы, ни галстука, ни очков...
- Что с тобой? - спросил Человек.
- Со мной? - спросил Суслик.
- Что это с тобой случилось? - спросил Человек.
- Это не со мной случилось, - сказал Суслик, - это случилось с Котенком.
- С каким Котёнком?
- С таким Котёнком, который сидел в колодце.
- Как же он очутился в этом колодце?
- Как он очутился, я не знаю. Знаю я, что он там очутился. И плакал. И очень громко. И, наверно, ему было страшно в страшном колодце. И холодно в холодном колодце... И мокро в мокром колодце… И не было верёвки, ни одной верёвки, никакой верёвки, и хорошо, что были брюки, пиджак и рубашка, потому что надо же было сделать верёвку!
- И ты сделал верёвку?
- Сделал. Верёвку я сделал, но теперь... Теперь я ничем не похож на Человека. Ни брюками, ни пиджаком, ни рубашкой. Да... Я понимаю. Ведь я ещё уронил очки... Когда я тянул Котёнка, я уронил в колодец портфель и шляпу... Да! Ты посмотри, теперь я уж ничем не похож на Человека.
- О! - сказал Человек, глядя не на Суслика, а в небо... - О, как похож! - сказал Человек, даже не взглянув на Суслика. - Как ты похож на Человека! Теперь ты очень похож на Человека! - сказал Человек.

Когда суслик сумел стать похожим на человека?

Значит, каким качеством должен обладать настоящий человек?

Слайд8

Чувствовать, что ты за всё в ответе, жить для других.

Скажите, а можно ли стать настоящим человеком ещё в детстве или нужно ждать пока вырастешь?

На одном из классных часов мы обращались к сайту «Горячие сердца» и говорили о мальчике, спасшем маленького ребенка из большой строительной ямы. Давайте снова заглянем на этот сайт и познакомимся с другими детьми.

Слайд 9,10

Во дворе у Исаханянов жила сторожевая собака, большая и серьезная. Она обычно лежала внутри вольера, грозно поглядывая на проходящих. Однажды в мае первоклассник Артём и две его сестрички играли около дома.

Бадминтон, быстрый воланчик, крики, шум, гам. Пес каким-то образом выскочил из вольера и понесся в сторону детей. Он прыгнул на маленькую сестричку и придавил ее. Тельце полуторагодовалой девчушки скрылось под мохнатой тушей. Артём среагировал первым. Он кинулся сверху на собаку, схватил за морду, чтобы отвести пасть от сестренки. В ответ рассвирепевшая собака кинулась на мальчика, погрызла и расцарапала лицо.

Уже потом подоспели взрослые. Девочка была в порядке, только сильно напугана. А Артем получил многочисленные травмы лица и головы. Впоследствии мальчик перенес несколько операций. До сих пор Артёму иногда приходится пропускать школу и занятия танцами, которыми он очень увлечен, так как необходимы еще разные обследования и пластические операции. А ведь ему всего 8 лет… Артем сказал, что если бы все повторилось, он бы поступил также.

Теплым июньским днем шестилетняя Амина вместе со своими младшими братьями Амисом и Тимуром были дома. Малыши спокойно сидели и с интересом смотрели детскую передачу по телевизору, а мама занималась домашними делами. Ничто не предвещало беды. Предупредив детей, что ей надо зайти к соседке, мама оставила дверь своей квартиры на первом этаже открытой и пошла на девятый этаж. Внезапно девочка почувствовала запах дыма. Открыв дверь в комнату, она увидела, что горит компьютер. Квартира быстро заполнялась едким дымом. Сразу сообразив, что им угрожает опасность, Амина не растерялась. Она крепко взяла за руки двух своих младших братьев и вывела их через открытую дверь на лестничную площадку первого этажа.

Затем все дети – шестилетняя Амина, средний братик Амис, которому было всего лишь три года, и младший двухлетний Тимур – выбежали из подъезда на улицу. Девочка стала звать на помощь и громко кричать: «Пожар!» Соседи услышали крики о помощи и вызвали спасателей. Буквально через пять минут пожарные уже были на месте и оперативно ликвидировали возгорание. К счастью, никто не по- страдал.

Сама Амина о своем подвиге сказала так: «Я видела по телевизору, как старшие сестры спасают своих братьев, и тоже так сделала».

За смелые и решительные действия Амина Галанина, девочка, спасшая братьев от огня, представлена к награде правительства Ульяновской области и регионального МЧС. Шестилетняя девочка в День России получила сразу две награды: орден «За проявленное мужество» и медаль «За отвагу на пожаре».

Что вы можете сказать об этих ребятах?

http://cordis.fondsci.ru/stories/2015/na-zashhitu-sestrenki.html

http://cordis.fondsci.ru/stories/2015/muzhestvo-malenkoj-devochki.html

Эти маленькие ребята уже стали настоящими людьми. Они обладают важным качеством настоящего человека – умением жертвовать собой ради того, кто нуждается в помощи. Но всегда ли нужен подходящий момент, чтобы проявить лучшие человеческие качества? Посмотрим и послушаем разговор двух ребят.

Мальчик. Но торопиться нечего, зачем же тут спешить?

Мальчик. Ведь дома, что поделаешь, нет подходящих дел.

Мальчик. Но он не человечество, он старый инвалид.

Мальчик. Она не человечество, а младшая сестра.

Мальчик. А дома, что поделаешь, нет настоящих дел!

Мальчик очень хотел совершить подвиг ради всего человечества, но какой совет вы бы дали этому мальчику?

Очень много информации вы получили, размышляя сами, искали в словаре, в интернете. Но всегда важно выслушать мнение взрослых, мудрых людей. Наши гости как раз такие люди, послушаем их советы.

(Педагоги-гости читают стихотворение «Быть человеком», текст которого раздаётся заранее)

Быть человеком - что это значит?

Просто жалеть, если рядом плачут,

Быть справедливым во всех деяньях,

Ближнего разделять страданья.

Быть человеком - значить быть добрым,

К людям внимательным быть и скромным.

Слову будь верен, честен и прям,

В деле – настойчив, но не упрям.

Душу свою наполни заботой,

Бедным, больным помогай, сиротам.

Слабых не обижай, стариков:

Сам ведь будешь когда-то таков.

Старайся быть самим собой,
Других при этом уважая,
Живи в согласии с душой,
Зла не тая и всех прощая.

А теперь закройте глазки, подумайте обо всём, о чём сегодня говорили.

Посмотрите, у нашего человека появилось сердце, оно большое и доброе. Какому качеству мы научили сегодня этого человека?

В заключение нашего разговора, хочу подарить всем присутствующим памятки. Внутри вы найдете сердечко. Ребята, прочитаем стихотворение, последнюю строчку – хором. Если вы считаете, что классный час был полезным и интересным, приклейте сердечко на сердце нашего человечка, а если пока ничего не почувствовали или что-то не поняли, оставьте сердечко на памятке.


«памятка взрослым»

К.Г.Паустовский


М.М.Пришвин

Ф.М.Достоевский

А.Сент Экзюпери

Быть человеком - значит не только обладать знаниями, но и делать для будущих поколений то, что предшествовавшие делали для нас. Г.Лихтенберг

Человек должен быть умён, прост, справедлив, смел и добр. Только тогда он имеет право носить это высокое звание – человек.

К.Г.Паустовский

Всё прекрасное на земле от солнца, всё хорошее – от человека.

М.М.Пришвин


Будем, во-первых, и прежде всего добры, потом честны, а потом - не будем никогда забывать друг о друге.

Ф.М.Достоевский

Быть человеком - это чувствовать свою ответственность.

А.Сент Экзюпери


Будьте человеком прежде всего и больше всего. Не бойтесь слишком отяготить себя гуманностью.

Быть человеком - значит не только обладать знаниями, но и делать для будущих поколений то, что предшествовавшие делали для нас.

Г.Лихтенберг

Будь Человеком,

Будь Человеком,

Просмотр содержимого документа
«памятка детям»

Делать людям хорошее – хорошеть самому!

Делать людям хорошее – хорошеть самому!