К чему тонет венок, когда цветет папоротник и другие приметы иванова дня. Иван Купала. Вода, огонь и травы Когда девушки пускают венки по воде


В море памятников не ставят. Но на навигационных картах координаты мест, где совершены подвиги нашими моряками, отмечены особо. Проходя близ этих мест, на корабле приспускают флаг, над могилами погибших опускают в море венки из живых цветов.

Для увековечения подвигов военных моряков и памяти погибших приказами коман­дующих Северным, Балтийским, Черноморским и Тихоокеанским флотами определены места, в которых экипажи боевых кораблей и вспомогательных судов ВМФ при плавании отдают воинские почести. В них много общего - вот отрывок из приказа командующего Северным флотом:

«...Аля отдания воинских почестей героизму, мужеству и самоотверженности моря­ков-североморцев на местах героических боев определить координаты мест боевой сла­вы...» И далее: «Широта 65° сев., долгота 33°39" вост. Здесь 10 августа 1941 года стороже­вой корабль "Туман" дрался с тремя эсминцами противника. "Туман" погиб, не спуская своего боевого флага...» В приказе перечисляются многие места боевой славы североморцев. Заключительная часть приказа гласит: «Всем кораблям, проходящим объявленные координа­ты мест боевой славы, приспускать флаги, подавать звуковые сигналы...»

Через 20 лет, 10 августа 1961 года, к месту героической гибели сторожевика пришел и лег в дрейф новый сторожевой корабль. Здесь после отдания воинских почестей был зачитан приказ Главнокомандующего Военно-морским флотом о присвоении кораблю названия «Туман». Прогремели залпы салюта. Новый «Туман» заступил в дозор.

В Балтийском флоте мест боевой славы 18. Среди них города и гарнизоны, покрыв­шие себя неувядаемой славой в годы Первой мировой и Великой Отечественной войн: Свеаборг и Либава, Таллин и архипелаг Моонзунд, полуостров Ханко и остров Мощный (Лавенсари), Кронштадт и многие другие. Каждый балтиец знает, что линия, соединяющая маяки Таран и Розеве в Гданьском заливе, проложена в тех водах, где подводная лод­ка С-13 под командованием капитана 3-го ранга А. Маринеско отправила на дно фашис­тский лайнер «Вильгельм Густлов».

На Черном и Азовском морях такие места - на подходах к городам-героям Севастополю и Одессе, Новороссийску и Керчи. Черноморские корабли отдают там почести героям лидера «Харьков», эс­минцев - «Беспощадный», «Фрунзе» и другим.

Есть свои места боевой славы и в Ти­хоокеанском флоте. Это места Цусимско­го боя и гибели подводной лодки Л-19 в проливе Лаперуза. Это подходы к острову Шумшу, на котором военные моряки II Н. Вилков и П. Ильичев закрыли свей гру­дью японские амбразуры.

В этих местах проходящие корабли также воздают героям почести.

Цусимский пролив... Здесь в неравном бою сражались и героически погибали рус­ские корабли. Они вели огонь по врагу до последней возможности и погружались в морскую пучину с развевающимися Анд­реевскими флагами, свято выполняя тра­дицию, завещанную Петром I: «Драться до последней капли крови с кем бы то ни было и при всех обстоятельствах».

Порядок проведения ритуалов в мес­тах боевой славы и отдания почестей ге­роям определяется Корабельным уставом Военно-морского флота, приказами ко­мандующих флотами и сводится в основ­ном к следующему. При приближении корабля к памятному месту на пять ка­бельтовых на верхней палубе по «Большому сбору» выстраивается личный состав, свободный от вахт. Один из офицеров по громкоговорящей корабельной связи тор­жественно объявляет информацию о со­бытии. При состоянии моря свыше трех баллов, а также на кораблях IV ранга и подводных лодках экипажи не выстраива­ются. С личным составом в этом случае проводятся беседы о боевых действиях и подвигах воинов, совершенных в соответ­ствующем районе.

За один кабельтов до места подвига иг­рается сигнал «Захождения» и производит­ся салют флагом - Военно-морской флаг медленно приспускается до половины. Пос­ле удаления корабля от места отдания по­честей на два кабельтова играется сигнал «Исполнительный», Военно-морской флаг поднимается до места. На этом ритуал за­канчивается. В летнее время с 22.00 до 8.00, а зимой в темное время суток отдается только салют флагом. В течение дня и при многократном пересечении указанных ли­ний почести отдаются только один раз.

В дни государственных праздников и юбилейных дат в места боевой славы на­правляются специально выделенные ко­рабли с представителями других соедине­ний флота и городских организаций. С прибытием на место подвига на них про­водится митинг, затем под звуки траурно­го марша приспускается флаг, на воду опускаются венки, корабль описывает циркуляцию, исполняется Государствен­ный гимн, а флаг медленно поднимается до места и производится трехзалповый салют из стрелкового оружия.

В душе каждого из нас жива потреб­ность в торжественных и строгих воинс­ких ритуалах. Они оказывают неизглади­мое эмоциональное воздействие на лич­ный состав, на всех, кто присутствует при этом, способствует патриотическому вос­питанию молодого поколения.

Волны быстро уносят венки, опущен­ные в воду, а венки нашей памяти вечны. Память о тех, кто задолго до твоего рождения вошел в бессмертие, отдав свою жизнь за свободу и независи­мость Отчизны, за твою счастливую судьбу, - священная память.

Гадания на Троицу уходят корнями в далекие времена язычества. В Троицын день молодым девушкам и замужним женщинам издавна было принято гадать о своей дальнейшей судьбе.

Гадания на Троицу - березовые веточки

Можно взять из лесу березовые веточки, дома положить под подушку, мысленно призывая суженого-ряженого. Если девушку ждут хорошие перемены, то ей приснится ее жених.

Девушка не глядя срывает несколько разных березовых веточек: ровных, гладких, корявых, изогнутых. Потом загадывает желание, закрывает глаза и наугад выбирает одну из них.

После этого нужно внимательно рассмотреть выбранную веточку. Если она ровненькая и гладенькая, то и весь год до следующей Троицы пройдет гладко и спокойно, "без сучка и задоринки".

Если же попалась кривая, раздвоенная веточка - значит, вскорости нужно ждать сюрпризов и поворотов судьбы. Не исключено, что эти изменения будут приятными, возможно новое романтическое знакомство или замужество.

ЧИТАЙ ТАКЖЕ:

Гадания на Троицу - пускание венков по воде

© depositphotos.com

Троицкий венок - ритуальное украшение, обладающее мощной энергетикой, наполненное силами самой природы. Венки традиционно плели из цветов и трав и наделяли особыми свойствами, которые были присущи этим растениям.

Кроме того, венок воспринимается как символ юности и девичества, а потому является неотъемлемым атрибутом праздничных нарядов, свадебных церемоний и девических гаданий.

На Троицу особо ценными были венки, сплетенные из трав, которыми украшалась церковь. Их носят в течение праздника, а затем пускают в реку.

Если венок, попав в воду, утонет - это плохой знак. В течение года до следующей Троицы ждет болезнь и неприятности. Если пристанет к берегу, девушка пока не выйдет замуж. Если же венок долго плывет и скрывается из виду, значит, девушку ждут хорошие перемены в личной жизни.

Нужно обратить внимание, в какую сторону поплыл венок - значит, в той стороне живет суженый.

Венки по воде пускали не только девушки, но и старухи. Таким образом, они искали ответ на вопрос, сколько им еще осталось жить.

ЧИТАЙ ТАКЖЕ:

Гадания на Троицу - завивание ветвей деревьев

В канун Троицы девушки ходят в лес завивать ветви деревьев. В качестве завивального дерева чаще всего бывает береза, а также липа, ива, чьи тонкие гибкие ветви сами просятся, чтобы их заплетали в косы.

Завивая ветви на дереве, девушки закручивают их в виде венка, украшая цветами и перевязывая лентами, или пригибают ветки к земле, переплетая их с травами.

На Троицу или на Духов день такие венки на деревьях нужно обязательно распустить, иначе дерево, как живое существо, может обидеться.

Когда дерево развивают, то обращают внимание на состояние венков. Если ветки завяли или венки сами распустились, то это тревожный знак для девушки, которая плела такой венок - она может заболеть или испытать убыток. Если веточки хорошо расплелись, остались зелеными и свежими, то такая девушка может рассчитывать на скорое благополучное изменение в своей жизни: знакомство, прибыль или замужество.

Гадания на Троицу - вопросы кукушке

Кукушке приписывается общеизвестная слава оракула в ответах на вопрос "сколько?"

Существует и такой старинный обычай узнать свою судьбу. В Троицын день можно спросить у кукушки, долго ли еще девушке оставаться в родительском доме. Сколько кукушка накукует, столько еще ждать замужества.

Напомним, ранее мы рассказывали, ч то святят на Троицу . Народные поверья и традиции читай по .

Народный праздник Ивана Купала, который приходится на 7 июля, совпадает с церковным торжеством - рождением Иоанна Крестителя. В день летнего солнцеворота наши предки выходили всем миром на игрища вокруг украшенных цветами, травами и лентами соломенных кукол - Купалы или Марены. А еще купальской ночью прыгали через очищающий костер, искали цвет папоротника, собирали лечебные травы и гадали на суженого…

На праздничном столе все блюда были постными

Празднование Ивана Купала начиналось накануне вечером (6 июля). Закончив домашние дела, люди выходили на пустыри поближе к реке и лесу. Перво-наперво устанавливали куклы-деревца, называемые Купалой, Гильцем, Марой или Мареной. Украшение ритуального дерева было девичьим занятием. В разных областях Украины кукол изготовляли по-разному. Так, на Средней Надднепрянщине, Подолье и Волыни девушки срезали ветки (или молодые деревья) вербы, украшали их цветами, венками и лентами. На Полтавщине это было соломенное чучело в костюме замужней женщины, но с лентами на голове. В некоторых селах руки Марены обвивали венками.

Вокруг Купалы девчата водили хороводы и пели песни о любви и будущем браке. В это время парубки старались похитить ритуальное дерево и сломать его. Чтобы перехитрить молодых людей и уберечь Марену, девушки делали ее «дубликат» из колючих сорняков, терновника, крапивы и пырея.

Во многих селах ритуальное дерево купали в воде, а потом с криком и смехом ломали его на части, чтоб каждой девушке досталась веточка. Самые ловкие старались отломать вершок, который должен был принести счастье. Веточки обязательно несли на огороды и раскладывали там, чтобы лучше росли огурцы. На Галичине было принято закреплять веточки от ритуального деревца под крышей хаты, чтобы богатство в доме не переводилось.

Помимо купальской куклы, наряжали самую красивую незамужнюю девушку. Ее тоже называли Марой, Мареной. На Киевщине молодежь водила Марену в лес. Девушке завязывали глаза и опускали в заранее приготовленную яму, наполненную венками из свежих и увядших цветов. Она брала первый попавшийся венок и передавала его наверх. Вытащит венок из свежих цветов - село ожидает богатый, веселый и благополучный год. Достанет увядший - жди голода и несчастий.

На Слобожанщине в день летнего солнцеворота парни приносили девушкам срубленное молодое деревце клена или вишни. За это красавицы надевали парням шапочки, сплетенные из травы, а молодые люди одаривали своих возлюбленных черешней. Сладкий подарок означал, что парень просит разрешения посвататься.

На праздник Ивана Купала наши предки очищались огнем. В ночь перед праздником парубки складывали на холмах большие кучи хвороста. Зажечь купальский костер поручали старейшим жителям деревни. До появления вечерней звезды деды должны были одним из примитивных способов добыть огонь, а потом в костер отправляли куклу. Купальским кострам приписывалась очистительная сила. Люди верили, что, прыгая через них, можно избавиться от сглаза, наговоров и бесплодия. В купальскую ночь матери, у которых болели дети, сжигали их сорочки на костре, надеясь, что после этого малыши выздоровеют. Купальский костер помогал парубкам и девчатам выяснить, ранним или поздним будет брак.

В некоторых селах Купалу не сжигали, а топили в реке. Этот обычай связан с древнеславянской верой в то, что на Ивана солнце в воде купается. Прежде чем зайти в реку, полагалось трижды произнести: «Водице-студенице, ти вмивахш луги, береги, камiння-кремiння. Омий i мох тiло i душу».

Очистившись огнем, молодежь отправлялась купаться, а семейные пары рассаживались на берегу и угощались варениками, голубцами и бубликами-свистунами. Все блюда были постными, ведь до окончания Петрова поста (12 июля) мяса и молочных продуктов есть не полагалось.

Праздник Ивана Купала считался лучшим днем для заготовки оберегов на все случаи жизни. К примеру, в Закарпатье в этот день мужчины шли в лес, чтобы отломить от смереки верхушку - царя. С этой веточкой глава семьи обходил пастбище, огороды, чтобы уберечь свое хозяйство от мора, засухи и неурожая. Потом оберег прикрепляли над входной дверью - от ведьм, злых духов, молний: «Iлько-громовик обминах ту хижу, де х царi».

Наши предки верили, что лекарственные травы, собранные с росой в ночь или на заре Ивана Купала, самые целебные. Зелье это называлось иванками, его освящали в церкви и хранили за иконами. Так, чередой запасались, чтобы лечиться от золотухи, медвежьим ушком - от нарывов, ромашкой - детей поить, полынью - от живота, а тысячелистником - для аппетита.

Рвали иванки, приговаривая: «Земля-мати, благослови мене траву брати». В Карпатах, выкапывая корни белладонны, женщины оставляли в том месте хлеб и соль, приговаривая: «Не бануй, землице, що зме тя оголити, ми на тя, землице, хлiба положити». На Буковине, собирая травы в Иван-день, люди становились лицом к восходу солнца, крестились с молитвой, а потом поворачивались на запад и приговаривали: «Мати Божа ходила, зiлля родила, вiдром поливала - нам на помiч давала!»

А еще в день летнего солнцеворота девушки отправлялись за приворотным зельем. Им нужно было еще до восхода солнца сорвать тырлич-траву. Веточки прятали под сорочкой и приговаривали: «Тирлич, тирлич, хлопцiв приклич!» На Гуцульщине существовало поверье, что срывать иванки «на чары» нужно обнаженными: если нарвешь в одежде, зелье не поможет.

С верой в чудодейственную силу природы связан также обычай в день летнего солнцеворота купаться в росе. Так, на Покутье женщины и девушки до восхода солнца волочили по луговой траве чистый холст, собранную влагу выкручивали в ведра и умывались, после чего повязывали пояс из ароматных трав (»перевесло») и с чистым лицом и помыслами принимались за плетение венков.

В Каменец-Подольском на Ивана Купала до 1917 года устраивали большую, сродни Сорочинской, ярмарку

На венках красавицы гадали, когда замуж выйдут и с какой стороны сватов ждать. Ночью девушки пускали венки с зажженными свечами на воду, а сами шли за ними по берегу. Если венок плыл ровно и свеча не гасла, это был знак, что девушка скоро выйдет замуж, если крутился на месте - еще «дiвуватиме», потухнет свеча - жених бедным будет, утонет венок - готовься к похоронам. А еще следили за тем, к какому берегу венок пристанет, ведь оттуда и жених придет.

На Полтавщине существовал еще и такой обычай. Парень (»перехмець») - суженый девушки - старался перехватить пущенный на воду венок. Чтобы парубок ничего не перепутал, девушка вплетала в венок свои ленты и большой цветок - красный или белый.

Ивана Купала очень любят и дети. На Черниговщине мальчики и девочки надевали на головы веночки и прыгали через крапиву или чертополох. Детские венки в реку не опускали, а относили в огород и надевали на капусту, чтобы кочаны большие выросли.

Интересный обычай встречи Ивана Купалы был в Каменец-Подольском. В этом городе до революции 1917 года стоял знаменитый собор Ивана Предтечи, и праздник Ивана Купала считался храмовым. Кроме того, к этому дню приурочивали большую, сродни Сорочинской, ярмарку. По традиции после ярмарки мужчины шли на ниву и срезали первые колосья хлеба для ритуального снопа. Считалось, что «перший зажинок» увеличит будущий урожай. А на Волыни купальский сноп использовали как оберег от чертей - в него вплетали кустик горького перца, перевязывали лентами и оставляли на ниве. Причем не на одну ночь, а до начала большой жатвы.

Купальскую ночь считали волшебной, в это время пробуждалась нечистая сила, которая портила домашний скот, уничтожала посевы, искушала людей. Например, накануне Ивана Купалы хозяйки на всю ночь отпускали теленка к корове - чтобы ведьма не смогла ничем навредить.

В эту ночь старались раздобыть цветок папоротника, который, по поверьям, цвел лишь несколько секунд в полночь. Считалось, что добыть волшебный цветок можно только с помощью дьявола, который за свои услуги требует бессмертную христианскую душу. Но был способ справиться и без нечистой силы. К кусту папоротника смельчак отправлялся еще с вечера. Расстелив вокруг куста скатерть, на которой 12 раз был освящен пасхальный кулич, нужно было столько же раз очертить вокруг себя круг освященным ножом, окропить все святой водой и молиться. Легенда утверждает, что, если смельчак не испугается козней нечисти, черт не сможет войти к нему в круг. И когда папоротник расцветет, его цветок сам упадет на скатерть. Ее нужно быстро свернуть, спрятать под рубашку - и бежать не оглядываясь. Однако вот уже много веков подряд черти пока остаются проворнее и все-таки отбирают у бегунов ценную ношу…

В статье использованы материалы этнографическо-статистической экспедиции Павла Чубинского (1872 год), а также заметки Николая Маркевича «Обычаи, поверья, кухня и напитки малороссиян» (1860 год).

05.07.2018

Несмотря на то, что в календаре церковных праздников июля 7 числа стоит лишь праздник Рождество Иоанна Крестителя, это не отменяет тот факт, что с 6 на 7 июля отмечают один их самых популярных праздников лета — Ивана Купала.

Начнем, с венка на Ивана Купала. Этот праздник очень богат традициями, но одна из самых популярных, старых и мощных, — плетение венка на Ивана Купала, а также сбор трав для него и просто для домашнего хозяйства, гадание на суженого и много другое.

Девушки плели венки с самого утра. Одним из самых известных девичьих обрядов в ночь на Ивана Купала было плетение венков и гадание на них. Травы, собранные на Ивана Купала, имеют особую силу, поэтому именно в Купальскую ночь их собирали и укладывали в венок, с помощью которого проделывали специальные манипуляции, о которых мы расскажем далее. Для них собирали полевой мак, васильки, дикую рожь, барвинок, бессмертник, мяту, тысячелистник, любисток, ромашку, хмель и другие растения.


На Ивана Купала традиционно плели венок из травы Иван-да-Марья, богородицкой травы, медвежьего уха и лопуха. Перед тем, как приступить к гаданиям на Ивана Купала, расскажем, как красивый и правильный венок на Ивана Купала своими руками сделать. Предлагаем далее простую инструкцию того, как сплести венок на Ивана Купала своими руками. На данный момент венки в основном плетут, чтобы ощутить атмосферу праздника.


Если планируете гадать на Купальском венке, возьмите травы, описанные выше. Чтобы венок на Ивана Купала получился красивым и не распался, возьмите свежие цветы с длинными, гибкими стеблями. Не обрывайте листья: так вы получите дополнительную полноту веночка. Если ваш венок на Ивана Купала будет исполнять только декоративную функцию, вам подойдут ромашки, одуванчики, васильки, клевер и другие по вашему желанию. Можно добавить ягоды со стеблем, но тогда используйте не больше 3-4 цветовых оттенков.

Берем следующий цветок, обматываем вокруг первых его стебель. Складываем вместе два стебля цветка или соединяем в пучок несколько самых крупных цветков. Продолжаем добавлять цветы и ягоды, пока венок не подойдет по обхвату головы. Каждый следующий цветок вплетаем плотнее, ближе к предыдущим.

Вплетаем все окончания стеблей в основание венка. Соединяем концы венка вместе. И вот, ваш венок на Ивана Купала 2018 своими руками готов! Можно связать место соединения травой или корой дерева.

Их девушки собирали в ночь на Ивана Купалу или на рассвете по росе, чаще засушивали и использовали как средство от всех напастей, в девичьих гаданиях, при лечении людей и скота. Мы уже говорили о том, что травы, собранные на Ивана Купала, имеют невероятные свойства: лечат болезни и защищают от нечистой силы. Собирая лекарственные растения, сборщики старались повлиять на их душевное состояние. К травам, обладающим волшебными свойствами относятся: трава колюка, папоротник, или кочедыжник, тирлич-лихоманник, плакун-трава, дурман, адамова голова, болотный голубец, ревенька, одолень-трава, земляника, перенос, на-сон, разрыв-трава, перелёт-трава, иван-да-марья, будяг, чертополох, подорожник, лопушок, купаленка, медвежье ушко, богатенька, чернобыльник, лютик, архилин, муравьиное масло, медяница, или курячья слепота, петров крест и многие другие. Без соблюдения такого обычая считалось, что целебная сила травы будет слабой или вообще исчезнет. Собираемому растению говорились комплименты, оно называлось царем или царицей, целебную траву обнимали и целовали — все это, по поверьям, усиливало целебное свойство растений. Если добавить эти травы в венок на Ивана Купала, эффект получится очень правдивым.

Традиционно гадали на венках в ночь на Ивана Купала на берегу реки. Теперь пришло время рассказать про гадание на венках. Если свеча на венке гасла - это предвещало беду, если пара венков плыла рядом - это было предвестником свадьбы молодых, если порознь - значит, молодым вместе быть не суждено. Пускали один, а в некоторых местностях два венка - сплетенные на себя и на жениха - по течению реки с зажженной свечкой. Если девушка гадала на одном венке, и он быстро плыл по течению - это означало скорое замужество, если крутился на месте - ходить ей еще в девках, а если его прибивало к другому берегу - значит, и сватов ждать с той стороны.

Если они ловили венок девушки, это значило, что они поженятся в этом году. Парни иногда специально вылавливали венки на другой стороне реки или выплывая на реку в лодке. Конечно, об этом договаривались заранее, и девушка плела венок так, чтобы его можно было узнать: вплетала в него большой белый или красный цветок, добавляла ленту или листья деревьев, которые не использовали другие односельчанки.

Цветы, травы, колосья — все старались комбинировать так, чтобы венок подчеркивал красоту его хозяйки. В Украине искусство плетения венков было настоящей наукой. Пестрые и громоздкие венки не украшали украинку. Считалось, что он должен быть невысоким и аккуратно сидеть на голове девушки.

Молодые замужние женщины украшали головы платками. Венок носили лишь незамужние девушки, он считался символом их невинности. Истории известен случай, когда в 977 году чехи подняли восстание против своей княгини Дубравки, за то, что та, будучи в летах, украсила свою голову девичьим венком. Этот обычай характерен не только для украинцев, но и для всех славянских народов.

Их плели монашки православных монастырей и продавали на киевских базарах. Венки из бумажных и восковых цветов могли использовать как свадебное украшение. Они были настоящим творением искусства. Называли эти венки «киевскими». «Киевские венки» девушки могли покупать себе на свадьбу, тщательно подбирая оберег.

В венок специально заплетали барвинок — символ долгой любви, способной вынести любые преграды. Свадебный венок в украинских поселениях играл ту же роль, что и фата — ажурная ткань, которая скрывала невесту от дурного глаза. Даже купленные бумажные «киевские венки» оплетались барвинком.

Наилучшим пером для венков считались перья павлина. Есть данные, что в стародавней Украине свадебные венки плелись из птичьих перьев. В некоторых местностях плели их и из куриных перьев, окрашивая затем венок в зеленый цвет — цвет растительности и жизни.

Именно поэтому венки плелись на дни солнцеворота. Венок из живых цветов считался оберегом — верили, что девушка с венком на голове, наделена магическими силами, которыми может покарать любого, кто пожелает ей зла. Чтобы венок надежно оберегал от разгулявшейся темной силы, которая радовалась тому, что ночи становятся длиннее, в него вплетали чеснок, полынь и любисток.

К примеру, красному маку приписывали силу защищать от ведьм, сглаза и всякого зла. Цветы, которые вплетались в венок, имели определенную трактовку. Белая ромашка традиционно была символом чистоты, невинности, доверия, нежности и душевности. Из-за того, что лепестки мака очень быстро и легко осыпаются, он был и символом быстро проходящей девичьей красоты и молодости. Барвинок говорил о признании в любви и был символ красоты, бессмертник — символом здоровья, а тысячелистник - символом свободной воли. Васильки были символом святости и скромности, а также здоровья и силы. Говорят, что у взрослых девушек в уборах должно было быть 12 разных цветов.

Красные носили девушки, которые встречались с парнями, зеленые — барышни «на выданье», но пока без кавалера, голубые предназначались для сирот, а белыми — символ невинности— украшали только венки девочек. К венку крепились ленты, которые также имели свое значение. Верили, что ленты оберегают волосы от недоброго глаза, поэтому и опускаются ниже косы — чтобы скрыть ее.

Напомним, что цветок папоротника — мифический цветок, который открывает его владельцу клады и тайны мира, дарит чрезвычайные способности и власть над нечистым духом. А пока девушки будут плести венки и гадать на них, парни будут соревноваться в храбрости, ища на Ивана Купала цветок папоротника. Зато ожидаемые богатства заставляют молодых людей идти на риск и искать цветущий папоротник на Ивана Купала. Сорвать цветок очень трудно, тем более что нечистая сила этому всячески препятствует и запугивает человека.