Почему уволен начальник 12 гумо. Игорь Колесников: "Они прокладывают «Специальный маршрут»". Пртб рвиа сухопутных войск

Как стало известно “Ъ”, президент Владимир Путин своим указом освободил от занимаемой должности начальника 12-го главного управления Минобороны (ГУМО) генерал-лейтенанта Юрия Сыча. Отставка состоялась по просьбе генерала, сославшегося на проблемы со здоровьем. Временно исполняющим обязанности главы ГУМО назначен заместитель господина Сыча - генерал-майор Игорь Колесников. По данным “Ъ”, он может стать начальником главка на постоянной основе. 12-й главк отвечает в Минобороны за хранение, обслуживание и подготовку к боевому применению всех ядерных боеприпасов.

Об освобождении Юрия Сыча от должности начальника 12-го главка с последующим увольнением с военной службы “Ъ” сообщил источник, близкий к руководству Минобороны РФ. По его словам, некоторое время назад генерал написал рапорт с формулировкой «по состоянию здоровья», а 5 июля Владимир Путин закрытым указом его просьбу удовлетворил. В разговоре с “Ъ” генерал Сыч подтвердил, что он покинет пост по состоянию здоровья, однако заверил: «Несколько месяцев еще отработаю». Он подчеркнул, что говорить о своем преемнике не намерен, так как этот вопрос «находится не в его компетенции».

Юрий Сыч был переведен на работу в ГУМО в декабре 2010 года, до этого он возглавлял Управление государственного надзора за ядерной и радиационной безопасностью Минобороны. За несколько месяцев до назначения Юрия Сыча главк оказался в центре скандала: президент Дмитрий Медведев освободил от должности командира в/ч 39995 (Иркутская область) Виктора Гайдукова (см. “Ъ” от 29 сентября 2010 года). Генерал-майор Гайдуков стал первым из российских военных и госслужащих, кто был уволен главой государства за недостоверные сведения в декларации о доходах. Впоследствии в отношении него было возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 290 (получение взятки в крупном размере) и ч. 1 ст. 285 (злоупотребление должностными полномочиями) УК РФ. Следствие установило, что в 2006-2010 годах на территории вверенной ему войсковой части военные объекты строились в том числе и компанией, учрежденной его супругой,— ее фирме досталось более 20 млн руб., перечисленных по контрактам. Ряд СМИ связывали отставку тогдашнего главы 12-го ГУМО Владимира Верховцева именно с этим инцидентом. Впрочем, после увольнения он нашел себе работу в атомной отрасли, а генерала Гайдукова оправдал суд присяжных.

По словам военных источников “Ъ”, в глазах руководства Минобороны генерал Сыч зарекомендовал себя руководителем, сумевшим наладить «бесперебойную работу» 12-го ГУМО: за время его работы на арсеналах не было зафиксировано ни одного серьезного ЧП (на 1 марта 2017 года у России было развернуто 1765 одних только стратегических ядерных зарядов, количество же тактических и общее число складированных спецбоеприпасов не разглашается). Главк считается одним из самых важных в структуре Минобороны: он включает в себя центральные и войсковые базы хранения ядерных боеприпасов, научно-исследовательский институт, межвидовой учебный центр, испытательный полигон на Новой Земле, а также службу специального контроля (осуществляет постоянный мониторинг испытаний ядерного оружия на иностранных полигонах). Господин Сыч привлекался и к переговорам: в тесной связке с МИД РФ он участвовал в дискуссиях по вопросам обеспечения ядерной и радиационной безопасности, а также нераспространению ядерного оружия. В феврале 2016 года Владимир Путин присвоил ему звание генерал-лейтенанта.

94-й гарнизонный военный суд (г. Москва) (Город Москва) - Административное

Суть спора: 3.016 - Гл. 22 КАС РФ -> об оспаривании решений, действий (бездействия)... -> прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления)

Дело № 2а-180/2016
Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

94 гарнизонный военный суд в составе председательствующего – заместителя председателя суда Зайцева С.Н., при секретаре Сотавовой У.К., с участием представителя начальника 12 Главного управления Минобороны России (далее – 12 ГУМО РФ) Бурутина А.А., представителя начальника ФГКУ «12 Центральный научно-исследовательский институт Минобороны России» (далее – Институт) Грецкого П.А., а также помощника военного прокурора Сергиев-Посадского гарнизона старшего лейтенанта юстиции Баженова В.А., в открытом судебном заседании, в помещении военного суда, рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Козлова Е.Е. в интересах бывшего военнослужащего Института подполковника запаса Трофимова А.В. об оспаривании приказов начальника 12 ГУМО РФ и начальника Института, которыми он, соответственно, досрочно уволен с военной службы и исключен из списков части,

У С Т А Н О В И Л:

Трофимов через представителя Козлова обратился в суд с административным иском, в котором,указал, что приказом начальника 12 ГУМО РФ от ДД.ММ.ГГГГ № он досрочно уволен с военной службы в запас в связи с невыполнением условий контракта, а исключен из списков личного состава воинской части приказом начальника Института №.

По мнению Козлова эти приказы является незаконными и подлежат отмене, а его доверитель - восстановлению на военной службе, поскольку Трофимов условий контракта не нарушал, а выводы аттестационной комиссии Института о необходимости его увольнения с военной службы по указанному основанию являются ошибочными.

Кроме того, Козлов в заявлении указал, что командованием было оставлено без внимания то, что Трофимов в январе 2016 года написал рапорт о готовности продолжить военную службу на нижестоящей должности.

Представитель начальника 12 ГУМО РФ Бурутинэти требованияне признал, просил отказать в их удовлетворении в полном объеме. В обоснование этого он пояснил, что оспариваемый приказ его доверителя прав и законных интересов административного истца не нарушает, поскольку он был уволен с военной службы по данному основанию в порядке аттестации, которая в соответствии со вступившим в законную силу решением суда признана законной.

Представитель начальника Института Грецкий требования административного истца также не признал и просить отказать в их удовлетворении, полагая, что приказ об исключении Трофимова из списков части, как изданный в порядке реализации приказа о его увольнении с военной службы, пресечению не подлежит, поскольку был издан в строгом соответствии с нормами действующего законодательства.

Помимо этого, данный представитель пояснил, что порядок исключения Трофимова из списков части командованием Института был соблюден и административным истом не оспаривается.

Поскольку административный истец и его представитель, уведомленные о времени и месте заседания, в него не прибыли, представив заявления о проведении заседания без их участия, суд полагает, что их неявка не препятствует рассмотрению заявления по существу.

Рассмотрев заявление, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, а также заслушав заключение военного прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении требований Козлова в связи с их необоснованностью, суд приходит кследующим выводам.

Разрешая вопрос о соблюдении административным истцом трехмесячного срока, предусмотренного ст. Раздел IV. Особенности производства по отдельным категориям административных дел > Глава 22. Производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих > Статья 219. Срок обращения с административным исковым заявлением в суд" target="_blank">219 КАС РФ , суд полагает, что он его не пропустил, а заявление Козлова в его интересах подлежит рассмотрению по существу, поскольку по вопросу законности оспариваемых приказов ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, в 94 гарнизонный военный суд он обратился 18 июля того же года, то есть впределах названного процессуального срока.

По требованию Козлова в интересах Трофимова о признании незаконным приказа начальника 12 ГУМО РФ от 12 мая 2016 года № 81, которым последний досрочно уволен с военной службы в запас, суд приходит к следующим выводам.

Увольнение военнослужащих с военной службы, согласно ст. 50 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Федеральный закон), производится в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы.

В силуп. «в» ч. 4 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 № 1237 (далее - Положение), военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта (под. «в» п. 2 ст. 51 Федерального закона).

Согласно руководящим разъяснениям, изложенным в п. 41 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», досрочное увольнение с военной службы по подп. «в» п. 2 ст. Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в связи с невыполнением условий контракта может применяться к военнослужащим в порядке дисциплинарного взыскания и в порядке аттестации с учетом соответствия военнослужащего предъявляемым к нему требованиям.

Невыполнением условий контракта как основанием для досрочного увольнения военнослужащего с военной службы следует считать лишь значительные (существенные) отступления от требований законодательства о воинской обязанности и военной службе, которые могут выражаться, в частности, в совершении виновных действий (бездействия), свидетельствующих об отсутствии у военнослужащего необходимых качеств для надлежащего выполнения обязанностей военной службы; совершении одного из грубых дисциплинарных проступков, составы которых перечислены в п. 2 ст. Федерального закона «О статусе военнослужащих»; совершении дисциплинарного проступка при наличии у него неснятых дисциплинарных взысканий; совершении уголовно наказуемого деяния или административного правонарушения, за которое военнослужащий несет ответственность на общих основаниях; иных юридически значимых обстоятельств, позволяющих в силу специфики служебной деятельности военнослужащего сделать вывод о том, что он перестал удовлетворять требованиям законодательства о воинской обязанности и военной службе, предъявляемым к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.

Если военнослужащий по своим деловым и личным качествам не соответствует требованиям, предъявляемым к лицам, проходящим военную службу (о чем может свидетельствовать, например, наличие у него неснятых дисциплинарных взысканий), его досрочное увольнение с военной службы возможно только по результатам аттестации, в том числе внеочередной.

Из выписки из приказа начальника 12 ГУМО РФ от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что Трофимов досрочно уволен с военной с военной службы в запас в связи с невыполнением условий контракта.

Согласно пояснениям представителя Бурутина, основанием для издания данного приказа явилось представление начальника Института.

Как следует из копии представления от ДД.ММ.ГГГГ, административный истец представлен к досрочному увольнению с военной службы в связи с невыполнением условий контракта (вывод по последней аттестации за 2016 год).

Одновременно с этим, как указано в представлении, в начале 2015 года были выявлены со стороны Трофимов серьезные упущения по службе, а причиной тому явились личная его недисциплинированность и ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей, за что 13 апреля того же года он был привлечен к дисциплинарной ответственности в виде предупреждения о неполном служебном соответствии.

Представление об увольнении с военной службы подписано надлежащим уполномоченным лицом, что подтверждается соответствующей подписью воинского должностного лица.

Данный документ Трофимов и его представитель не оспаривали.

В свою очередь вопросы законности и обоснованности аттестации административного истца, проведенной в апреле 2016 года и положенной в основу досрочного увольнения Трофимова с военной службы, ранее проверялись 94 гарнизонным военным судом.

Согласно вступившему в законную силу решению суда от ДД.ММ.ГГГГ, имеющему в силу положений ч. 2 ст. преюдициальное значение, Трофимову отказано в удовлетворении требований о признании незаконным его аттестации, оформленной протоколом заседания коллегиального органа от ДД.ММ.ГГГГ №.

Согласно тексту аттестации, он занимаемой должности не соответствует и его целесообразно досрочно уволить с военной службы по несоблюдению условий контракта.

Аналогичный вывод содержится и в аттестационном листе на имя административного истца от ДД.ММ.ГГГГ.

Как пояснил представитель административного ответчика Бурутин, в период дисциплинарного взыскания в виде предупреждения о неполном служебном соответствии, которое является крайней мерой воздействия, Трофимов снова был привлечен к дисциплинарной ответственности, что нашло свое подтверждение при исследовании копии служебной карточки, согласно которой приказом воинского должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ №ему за ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей объявлен строгий выговор.

Доказательства, подтверждающие снятие с него этих взысканий, как на момент принятия начальником 12 ГУМО РФ решения о его досрочном увольнении с военной службы, так и в дальнейшем, суду представлены не были.

Проанализировав вышеуказанные нормы действующего законодательства и представленные доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суд приходит к выводу, что обстоятельства, указанные в представлении об увольнении с военной службы, и аттестации за 2016 год, характеризующие служебную деятельность Трофимова в указанный период времени в целом с отрицательной стороны, а именно наличие предупреждения о неполном служебном соответствии и строго выговора, со всей очевидностью, по мнению суда, позволяли воинскому должностному лицу издать приказ о его досрочном увольнении с военной службы в связи с несоблюдением условий контракта.

Приходя к такому выводу, суд также учитывает, что увольнение Трофимова по указанному основанию было проведено в порядке аттестации, то есть в строгом соответствии с нормами действующего законодательства.

Более того, в силу положений ст. 96 Дисциплинарного устава ВС РФ он, как имеющий дисциплинарное взыскание - предупреждение о неполном служебном соответствии, мог быть представлен к увольнению с военной службы за несоблюдение условий контракта, что со стороны командования и было сделано.

Таким образом, суд приходит к выводу, что требование административного истца о признании незаконным приказаначальника 12 ГУМО РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, которым он уволен с военной службы в запас в связи с невыполнением условий контракта, удовлетворению не подлежит.

В силу п. 2 ст. 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» только в случае необоснованного увольнения с военной службы военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, причиненные им в связи с этим убытки подлежат возмещению в полном объеме, а указанные военнослужащие восстанавливаются на военной службе в прежней (а с их согласия – равной или ниже) должности и обеспечиваются всеми видами довольствия, недополученного после необоснованного увольнения.

Поскольку в данном случае досрочное увольнение Трофимова с военной службы признано законным и обоснованным, он восстановлению на военной службе также не подлежит.

Ссылка представителя Козлова на подачу его доверителем в 2016 году рапорта о готовности продолжить военную службу на нижестоящей должности на принятое судом решение не влияет, поскольку не относится к предмету спора.

С учетом принятого решения, суд полагает, что приказ начальника Института от ДД.ММ.ГГГГ № об исключении Трофимова из списков личного состава воинской части, как изданный в рамках реализации приказа о его увольнении с военной службы, пресечению не подлежит, поэтому требование Козлова в соответствующей части его заявления в интересах доверителя судом также оставлено без удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. - , Раздел IV. Особенности производства по отдельным категориям административных дел > Глава 22. Производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих > Статья 219. Срок обращения с административным исковым заявлением в суд" target="_blank">219 и Раздел IV. Особенности производства по отдельным категориям административных дел > Глава 22. Производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих > Статья 227. Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями" target="_blank">227 КАС РФ , военный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления Козлова Е.Е. в интересах бывшего военнослужащего ФГКУ «12 Центральный научно-исследовательский институт Минобороны России» подполковника запаса Трофимова А.В. об оспаривании приказов начальника 12 Главного управления Минобороны России и начальника названного Института, которыми он, соответственно, досрочно уволен с военной службы и исключен из списков части, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в 3 окружной военный суд через 94 гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий по делу С.Н. Зайцев

Как стало известно “Ъ”, президент Владимир Путин своим указом освободил от занимаемой должности начальника 12-го главного управления Минобороны (ГУМО) генерал-лейтенанта Юрия Сыча. Отставка состоялась по просьбе генерала, сославшегося на проблемы со здоровьем. Временно исполняющим обязанности главы ГУМО назначен заместитель господина Сыча - генерал-майор Игорь Колесников. По данным “Ъ”, он может стать начальником главка на постоянной основе. 12-й главк отвечает в Минобороны за хранение, обслуживание и подготовку к боевому применению всех ядерных боеприпасов.


Об освобождении Юрия Сыча от должности начальника 12-го главка с последующим увольнением с военной службы “Ъ” сообщил источник, близкий к руководству Минобороны РФ. По его словам, некоторое время назад генерал написал рапорт с формулировкой «по состоянию здоровья», а 5 июля Владимир Путин закрытым указом его просьбу удовлетворил. В разговоре с “Ъ” генерал Сыч подтвердил, что он покинет пост по состоянию здоровья, однако заверил: «Несколько месяцев еще отработаю». Он подчеркнул, что говорить о своем преемнике не намерен, так как этот вопрос «находится не в его компетенции».

Юрий Сыч был переведен на работу в ГУМО в декабре 2010 года, до этого он возглавлял Управление государственного надзора за ядерной и радиационной безопасностью Минобороны. За несколько месяцев до назначения Юрия Сыча главк оказался в центре скандала: президент Дмитрий Медведев освободил от должности командира в/ч 39995 (Иркутская область) Виктора Гайдукова (см. “Ъ” от 29 сентября 2010 года). Генерал-майор Гайдуков стал первым из российских военных и госслужащих, кто был уволен главой государства за недостоверные сведения в декларации о доходах. Впоследствии в отношении него было возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 290 (получение взятки в крупном размере) и ч. 1 ст. 285 (злоупотребление должностными полномочиями) УК РФ. Следствие установило, что в 2006–2010 годах на территории вверенной ему войсковой части военные объекты строились в том числе и компанией, учрежденной его супругой,- ее фирме досталось более 20 млн руб., перечисленных по контрактам. Ряд СМИ связывали отставку тогдашнего главы 12-го ГУМО Владимира Верховцева именно с этим инцидентом. Впрочем, после увольнения он нашел себе работу в атомной отрасли, а генерала Гайдукова оправдал суд присяжных (см. “Ъ” от 29 августа 2012 года).

По словам военных источников “Ъ”, в глазах руководства Минобороны генерал Сыч зарекомендовал себя руководителем, сумевшим наладить «бесперебойную работу» 12-го ГУМО: за время его работы на арсеналах не было зафиксировано ни одного серьезного ЧП (на 1 марта 2017 года у России было развернуто 1765 одних только стратегических ядерных зарядов, количество же тактических и общее число складированных спецбоеприпасов не разглашается). Главк считается одним из самых важных в структуре Минобороны: он включает в себя центральные и войсковые базы хранения ядерных боеприпасов, научно-исследовательский институт, межвидовой учебный центр, испытательный полигон на Новой Земле, а также службу специального контроля (осуществляет постоянный мониторинг испытаний ядерного оружия на иностранных полигонах). Господин Сыч привлекался и к переговорам: в тесной связке с МИД РФ он участвовал в дискуссиях по вопросам обеспечения ядерной и радиационной безопасности, а также нераспространению ядерного оружия. В феврале 2016 года Владимир Путин присвоил ему звание генерал-лейтенанта.

По словам собеседников “Ъ”, приказом министра врио начальника главка назначен заместитель господина Сыча - генерал-майор Игорь Колесников. По данным “Ъ”, ему будет установлен испытательный срок в несколько месяцев и если он его пройдет, то представление о его назначении начальником 12-го ГУМО будет направлено на подпись президенту.

Иван Сафронов, Александра Джорджевич

Большой Знаменский пер., 19

Командиры Действующий командир

Нарукавный знак 12 ГУМО

Взрыв первого советского ядерного устройства на Семипалатинском полигоне 29 августа 1949 года, 10 часов 05 минут.

12-е главное управление Министерства обороны Российской Федерации (12 ГУ Минобороны России, 12ГУ, 12-й Главк) - орган военного управления Министерства обороны Российской Федерации - России, отвечающее за ядерно-техническое обеспечение и безопасность.
В советский период назывался 12-е Главное управление Министерства обороны Союза Советских Социалистических Республик (12ГУ МО СССР).
Код номерных знаков транспортных средств 12-го главного управления Министерства обороны Российской Федерации, ВС России - 39.

Руководство

Начальник 12 Главного управления Министерства обороны Российской Федерации - полковник Ю. Г. Сыч .

Заместитель начальника управления - полковник П. А. Шушпанов .

История

Датой основания 12 ГУ МО СССР считается 4 сентября г. - день образования Специального отдела Генерального штаба (ГШ) Вооруженных Сил СССР , задачами которого были создание первого полигона (Семипалатинский испытательный полигон), изучение поражающих факторов ядерных взрывов и разработка средств и способов противоатомной защиты войск (сил) и населения. Начальником специального отдела был назначен генерал-полковник В. А. Болятко , а его заместителем генерал-майор Н. П. Егоров.
20 сентября г. Специальный отдел ГШ был преобразован в 6-е управление ГШ ВС СССР , на которое были возложены функции координации научно-исследовательских работ, разработки специальных требований по боевому использованию войск (сил) в условиях применения ядерного оружия , организации и проведению испытаний ядерного оружия, контроля деятельности специальных отделов в видах вооруженных сил .
К 1 марта г. в арсенале атомного оружия Советского Союза имелось 15 атомных бомб типа РДС-1 .
Хранение атомных бомб производилось на территории ядерного «объекта № 550» (КБ-11) в специально возведенном подземном хранилище. Бомбы хранились в разобранном состоянии, комплектующие узлы и детали находились также в железобетонных наземных (засыпанных землей) хранилищах.
На 1 января г. в КБ-11 уже находилось 35 атомных бомб:

Подготовка Военно-воздушных сил к применению ядерных авиационных бомб началась в конце 1951 г., когда по решению Совета Министров СССР от 29 августа 1951 года № 3200-1513 Военное Министерство приступило к формированию первого авиационного бомбардировочного полка с условным наименованием «Учебно-тренировочная часть № 8» в составе 22 боевых самолётов-носителей Ту-4 . Полк был укомплектован личным составом из 45-ой тяжелой бомбардировочной авиационной дивизии. Командиром полка был назначен полковник В. А. Трехин.
Остро встал вопрос создания инфраструктуры хранения и эксплуатации ядерных боеприпасов . По вполне очевидным причинам выполнение этой задачи Специальный комитет возложил на Первое главное управление при Совете Министров СССР.
В 1951 г. в Первом Главном управлении при Совете Министров СССР были созданы отделы:

  • учёта и хранения специальной продукции;
  • специальной приёмки деталей, узлов, механизмов и материалов для изделий «501» (то есть ядерных боеприпасов);
  • отдел строительства специальных объектов.

В конце 1950 года Совет Министров СССР принял решение о создании центральных баз хранения ядерного оружия - ЦБХ, то есть организаций, которые осуществляют сборку и хранение произведённых на заводах Министерства среднего машиностроения СССР (Минсредмаша СССР, МСМ СССР) ядерных боеприпасов.
Первыми центральными базами хранения (объектами «С») были на юге Крыма войсковая часть (В/Ч) № 62047 (Симферополь-10 или Феодосия-13) «Объект 712» - командир М. В. Немировский, на Западной Украине В/Ч № 51989 (Ивано-Франковск-16) «Объект 711» - командир А. М. Яковенко, В/Ч № 52025 - Московская обл., г. Можайск-10 (Москва, К-510) «Объект 714» - командир П. А. Крылов, в центральной части России В/Ч № 71373 (Новгород-18) «Объект 713» - командир Б. Н. Филиппов.
29 августа 1951 г. было принято решение Совета Министров СССР № 3200-1513 о начале строительства первых войсковых складов - ядерных баз, предназначенных для хранения и подготовки к применению атомных бомб, при четырёх аэродромах Дальней Авиации, расположенных в населенных пунктах Стрый , Сольцы , Багерово , Мачулище . Этим войсковым складам ядерных бомб было присвоено условное наименование - ремонтно-технические базы (РТБ). Эти первые базы возглавили: на Западной Украине (Стрый) - командир Заика, в Крыму (Багерово) - командир Кузоваткин И. И., в Белоруссии В/Ч № 75367 (Мачулищи) - командир Гусев, на северо-западе России - В/Ч № 75365 (Сольцы Новгородской области) - командир Ширшов.
Строительство и формирование первых четырёх РТБ было завершено в 1954 году. Строительство первых двух центральных баз хранения (711 и 712) было завершено в 1955 году.
В 1954 году началось серийное производство авиационных атомных боеприпасов (РДС-3 , РДС-4), а в 1955 году - осуществлена их первая закладка на объекты «С» и на объекты ремонтно-технических баз.
В последующем строительство центральных и войсковых баз хранения продолжалось.
За каждой центральной базой хранения ядерного оружия было закреплено несколько войсковых баз хранения, которые обеспечивались с неё ядерными боеприпасами. ЦБХ осуществляли технический контроль и техническое обеспечение ремонтно-технических баз ВВС и ВМФ , подвижных ремонтно-технических баз РВиА СВ и ПВО , а ремонтно-техническими базами РВСН - ещё и руководство .
Собранность изделий определялась ведомостью комплектации (ВК). Первоначально ядерные боеприпасы поступали с заводов-изготовителей в разобранном виде (по ведомостям комплектации ВК-1). На центральных базах производилась проверка составных частей ядерного боеприпаса и их монтаж в корпус. Лишь начиная со второй половины г. Министерство среднего машиностроения СССР организовало хранение ядерных боеприпасов на центральных базах в более высокой степени готовности.
На центральные базы атомные бомбы закладывались по ведомостям комплектации ВК-2 , ВК-3, ВК-4, а на войсковые базы - по ведомостям комплектации ВК-4 (в последующем - в степени готовности СГ-4) и выше.
Особенностью 1955-1956 гг. было то, что войсковой запас ядерных боеприпасов на ремонтно-технических базах содержался без ядерных зарядов, нейтронных источников и пр. Их поставка на ремонтно-технические базы планировалась в особый период сборочными бригадами объектов «С», где совместно со сборочными бригадами последних должна была осуществляться окончательная подготовка ядерных боеприпасов к боевому применению.
Входящие в состав войсковых ядерных баз хранения ядерного оружия военно-сборочные бригады подчинялись Министерству среднего машиностроения (В/Ч № 04201 - Первое Главное Управление при Совете Министров СССР, ставшее с 1953 года Министерством среднего машиностроения) и только по указанию его руководства могли приступать к подготовке ядерных бомб и выдаче их для подвески на самолёты-носители.
12 марта 1956 г. было принято постановление ЦК КПСС и СМ СССР, которым Министерству среднего машиностроения и Министерству обороны до 15 июля 1956 г. поручалось внести предложения о передаче в 1956 г. Министерству обороны сборочных бригад и ядерных авиабомб, находящихся на войсковых базах Министерства среднего машиностроения, а к концу 1956 г. разработать и внести предложение о сроках и порядке передачи из Министерства среднего машиностроения в Министерство обороны функции по приемке, хранению и эксплуатации ядерного оружия. Постановлением Правительства СССР от 23 сентября 1957 г. было предписано в срок до 1 февраля 1958 г. передать Министерству обороны две центральные базы хранения ядерного оружия. Передача остальных центральных баз хранения ядерного оружия осуществлялась по решению ЦК КПСС и СМ СССР от 9 января 1958 г. До 1 июня 1958 г. все девять центральных баз с хранящимися в них ядерными боеприпасами и личным составом Министерством среднего машиностроения были переданы Министерству обороны.
Эксплуатацией ядерных боеприпасов с этого момента занимались центральные базы хранения, войсковые базы ядерного оружия видов Вооруженных Сил, подвижные базы ядерного оружия видов Вооруженных Сил и войсковые части боевого применения.
До 31.12.1961 года работы по сборке ядерных боеприпасов проводились в следующих воинских частях :

  • В/Ч № 04201 - (ПГУ при СовМине СССР, ставшее с 1953 года МСМ)
  • В/Ч № 25026 г. Лиепая РТБ БФ
  • В/Ч № 31759 Челябинск-115
  • В/Ч № 40274 Лесной (Свердловск-45)
  • В/Ч № 41013 Трёхгорный-1
  • В/Ч № 41065 Свободный-21
  • В/Ч № 51966 Железногорск (Красноярск-26)
  • В/Ч № 51989 Ивано-Франковск-16
  • В/Ч № 52025 Можайск-10
  • В/Ч № 62047 Феодосия-13 (Симферополь-32)
  • В/Ч № 62834 Оленегорск-2 РТБ СФ
  • В/Ч № 71373 Валдай (Новгород-17)
  • В/Ч № 81388 п. Дунай (Шкотово-22) РТБ ТОФ
  • В/Ч № 90989 Балаклава (Севастополь) РТБ ЧФ

Число центральных баз ядерного оружия за десять лет после их передачи из Минсредмаша СССР в Министерство обороны увеличилось вдвое.
В Ракетных войсках стратегического назначения (РВСН) для взаимодействия с ракетными дивизионами межконтинентальных ракет были созданы свои базы хранения (РТБ). На их сборочные бригады была возложена функция самостоятельной окончательной подготовки ядерных боеприпасов к боевому применению (в 1950-х гг. эта задача реализовывалась совместно со сборочными бригадами центральных баз).
В 1958 г. в составе 6-го управления была создана Служба контроля за ядерными взрывами (с 1960 г. - Служба специального контроля).
В январе-феврале 1958 г. Главное управление комплектации Министерства среднего машиностроения СССР было передано Министерству обороны СССР и преобразовано в Главное управление специального вооружения МО СССР. В апреле 1958 г. оно было переименовано в 12-е ГУ МО СССР (в/ч 31600, Москва Знаменский пер., 19). Затем в его состав было включено 6-е управление ГШ ВС СССР.
Первоначально 12 ГУ МО создавалось как структура РВСН, но 28 ноября 1974 года 12-е Главное управление выведено из состава Ракетных войск, а вместо него в РВСН образовано 6-е управление.
В 1988 г. на основе отдела Управления эксплуатации ЯБП в 12 ГУМО была создана Инспекция ядерной безопасности. В этом же году началось формирование профессиональной аварийно-спасательной службы 12 ГУМО, ставшей затем основой для развертывания в Минобороны России системы реагирования на возможные аварии с ядерным оружием. С 1994 г. функции Инспекции ядерной безопасности были расширены, и она была преобразована в Управление государственного надзора за ядерной и радиационной безопасностью Минобороны России.
Накануне распада СССР (1989-1991 гг.) 12 ГУМО осуществило возврат тактического ядерного оружия из стран Варшавского договора и союзных республик Закавказья и Центральной Азии на территорию России, а в 1992-1996 гг. - вывоз ядерного оружия из Белоруссии, Казахстана и Украины на объекты Минобороны России.
В 1992 г. для осуществления мероприятий по реализации международных договоров по сокращению и ликвидации ядерного оружия было создано Управление ликвидации и утилизации ядерных боеприпасов и средств их эксплуатации. Первоочередному сокращению по международным обязательствам подлежало современное ядерное оружие, а более старое ядерное оружие, снятое с вооружения в связи с истечением гарантийных сроков, Россия была вынуждена хранить до его разборки сверх установленных по условиям безопасности норм времени. Все хранилища ядерного оружия оказались переполненными.
3 апреля 1995 г. между министерствами обороны США и России были заключены соглашения в области безопасности хранения ядерного оружия и в области его транспортировки. Американской стороной были поставлены в Россию 150 супер контейнеров для защиты ядерных боеприпасов. В 1996-1997 гг. с помощью США была доработана физическая защита и термостойкость 115 железнодорожных вагонов для перевозки ядерных боеприпасов. Для усовершенствования физической защиты мест хранения ядерных боеприпасов из США были поставлены системы сигнализации, видеокамеры и т. д.
В 1997 г. приказом Министра обороны России все войсковые базы ядерного оружия (кроме баз РВСН) были переданы в состав 12 ГУ МО. а в 2002 г. ряд баз ядерного оружия РВСН также был передан в состав 12 ГУ.
С 1996 г. 12-е ГУМО участвует в создании международной системы мониторинга, предусмотренной Договором о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ).
В 1997 г. в составе ГУМО был создан Центр ядерно-технического обеспечения ВС России.
Указом Президента Российской Федерации от 31 мая 2006 г. № 549 был установлен профессиональный праздник специалистов ядерного обеспечения, который отмечается ежегодно 4 сентября.

Подчиненные структуры

  • Центр Обеспечения Ядерной Безопасности - Москва Б. Знаменский пер., 15 с 1

Арсеналы (ЦБХ - Центральные Базы хранения или объекты «С»)

(1990 г. - более 20 штук, 2005 г. - 14 штук)
На момент распада СССР на центральных базах хранения сберегались ядерные боеприпасы (ЯБП) шести видов: - ЯБП ВВС - авиационные бомбы и боевые части крылатых ракет авиационного базирования
- ЯБП РВиА СВ - боевые части тактических (ТР ) и оперативно-тактических ракет (ОТР ), специальные артиллерийские выстрелы (САВ ) - артиллерийские снаряды и минометные мины
- ЯБП РВСН - боевые части и боевые блоки ракет
- ЯБП ВМФ - боевые части и боевые блоки ракет морского базирования и береговых ракетных комплексов, боевые части противокорабельных и противолодочных ракет, боевые зарядные отделения и боевые части торпед и ракет-торпед, якорные и донные мины, артиллерийские снаряды береговой артиллерии, глубинные бомбы и «ныряющие» авиационные бомбы
- ЯБП ПВО - боевые части ракет ПВО и ПРО
- ЯБП инженерных войск - стационарные и переносные инженерные мины

Служба Специального Контроля

Эмблема Службы Специального Контроля

в/ч 11111 (Москва Рубцовско-Дворцовая, (также ул. Матросская Тишина, 10)), сформирована 13.05.1958 г. в системе ГРУ Формальное наименование: 170-й Оперативно-Координационный Центр (170-й ОКЦ) Службы Специального Контроля Министерства Обороны СССР. В 1992 году в ССК входили 11 отдельных и 3 радиосейсмические лаборатории, 4 автоматизированные и 3 автоматические станции, 5 автономных сейсмических пунктов и 10 выносных групп. Кроме того использовались средства контроля морского и воздушного базирования, космические средства. 4 лаборатории сформированы в 1954 году. В РФ - 18 лабораторий. Для детектирования ядерных взрывов используется аппаратура:

  • Станция засечки ядерных взрывов К-612-0 - выпускается томским ОАО «РЕАТОН»
  • Комплекс К-802-ГЕО
  • Спектрометрическая аппаратура НПЦ «Аспект»
  • АССК «Материк» - авто система сейсмо контроля (НИИ Импульсной Техники г. Москва)

Лаборатории ССК

  • Малин Украинская лаборатория ССК Житомирская обл.
  • В/Ч № 14167 Макаров-1 Украинская 12 лаборатория ССК Киевская обл.
  • Майли-Сай Киргизская лаборатория ССК сф. в 1974 г. в в/ч 54286
  • г. Норильск Красноярского края, лаборатория ССК, филиал в/ч 11111. Координаты объекта.
  • Хабаз пос, АСП
  • в/ч 22158 Боровое пос, Казахская лаборатория ССК с 1974 г.
  • в/ч пп 76515 Улан-Батор Монгольская лаборатория ССК (Экспедиционная Группа) с 1974 г., расформирована
  • в/ч 86665 Билибино, ЧАО
  • в/ч 14024 Каменец-Подольский-16, с 1994 по 2004 Укр лаборатория ССК, с 2004 г. - ПН, Хмельницкая обл
  • в/ч 14053 Семипалатинск Казах лаборатория ССК
  • в/ч ……. Актюбинск - Казах отдельная группа ССК
  • в/ч 14169 Балта Укр лаборатория ССК Одесская обл (учебный центр)
  • в/ч 41007 Уссурийск Приморского края, посты - с. Григорьевка, с. Утесное. зональная лаборатория спецконтроля (злск).
  • Куба, Лурдес - автономный сейсмопункт ССК.
  • Антарктида - 2 автономных сейсмопункта ССК.
  • ОВСК при РД

626-й батальон СН?

На 2011 г. отсутствуют по техническим причинам.

Войсковые базы хранения - РТБ (ремонтно-технические базы) и ПРТБ (подвижные ремонтно-технические базы)

По состоянию на 1989 год в республиках СССР находилось стратегических и тактических ядерных боезарядов

  • РФСФР - 12320
  • Украина - 2345
  • Белоруссия - 1180
  • Казахстан - 330
  • Литва - 325
  • Латвия - 185
  • Туркмения - 125
  • Узбекистан - 105
  • Молдавия - 90
  • Грузия - 320
  • Эстония - 270
  • Армения - 200
  • Таджикистан - 75
  • Азербайджан - 75
  • Киргизия - 75

В СССР существовало более 200 войсковых Спецобъектов для хранения ЯБП (ядерных боеприпасов)
РТБ (РВСН, ВВС, ВМФ, Инж.войск) и ПРТБ (РВиА СВ, ПВО) напрямую подчинялись 6-м Управлениям родов войск, а 12-м ГУ МО только «курировались» (контролировались). В начале 80-хх гг. ПРТБ и РТБ за пределами СССР были выведены из подчинения 6-х управлений родов войск и переподчинены 12-му ГУМО непосредственно, а остальные были переподчинены уже при РФ во второй половине 90-хх гг.
Особенностью «заграничных» войсковых баз хранения было то, что на некоторых из них также хранились ЯБП, которые должны были передаваться в случае начала боевых действий в части боевого применения (ВВС и РВиА СВ) стран-союзниц по Варшавскому договору (в ЧССР - план «Явор», в ПНР - план «Висла», ГДР, ВНР, Болгария).

РТБ РВСН

При формировании РВСН каждому полку (бригаде) придавалась своя ПРТБ (для наземного старта) или РТБ (для шахтного варианта или стационара), обеспечивающие полки (бригады) боевыми частями в ядерном снаряжении.
При переходе РВСН на ракетные комплексы типа ОС (отдельный старт) в каждой ракетной дивизии осталось по одной РТБ, обеспечивающей все ракетные полки дивизии.

ПРТБ РВиА сухопутных войск

Учебный центр - Коломна в/ч 01543 (41 УЦ)
Во времена СССР по подчинению различали окружные (фронтовые) и армейские (корпусные) подвижные ремонтно-технические базы ракетных войск и артиллерии сухопутных войск. Окружные ПРТБ входили в комплект РВ (ракетных войск) сухопутных войск округов (групп войск - за предалами СССР) и обеспечивали ядерными боевыми частями первого и последующих пусков ракетные бригады окружного подчинения (вооруженных комплексами ОТР: 8К11, 9К72 «Эльбрус», 9К76 «Темп-С», 9К714 «Ока» и крылатыми ракетами С-5). В состав округа (группы войск) могло входить несколько ПРТБ.
Армейские ПРТБ входили в комплект РВиА сухопутных войск армий (армейских корпусов) и обеспечивали ядерными боеприпасами ракетные бригады ОТР (оперативно-тактических ракет) армейского подчинения, отдельные ракетные дивизионы (ОРДН) тактических ракет (ТР) подчинения танковых и мотострелковых дивизий (позже часть ОРДН ТР были сведены в ракетные бригады ТР армейского подчинения, обеспечиваемых теми же армейскими ПРТБ), артиллерийские бригады большой мощности, на вооружении которых находились 152-мм и 203-мм артиллерийские системы и 240-мм минометы.
Различали специализированные ПРТБ, которые обеспечивали только одну бригаду и соответственно имели ЯБП только одной номенклатуры (чаще окружные ПРТБ), и смешанные ПРТБ, обеспечивавшие части боевого применения различными типами ЯБП (например: ОТР, ТР, САВ).
Следует упомянуть, что среди смешанных ПРТБ в группах войск (за пределами СССР) были даже ПРТБ, обеспечивающие соответствующие в/части авиационными ЯБП (отдельные сборочные бригады в их составе выполняли функции авиационных РТБ).
Подвижные ремонтно-технические базы, которые имели в своем составе технические батареи, обеспечивали части боевого применения (ракетные бригады и отдельные ракетные дивизионы) не только боевыми частями в ядерном снаряжении, но и соответствующими носителями второго и т. д. ударов (носители первого удара хранились в частях боевого применения) - то есть выполняли функции подвижных ракетно-технических баз.

Начальник 12-го Главного управления Министерства обороны РНачальник 12-го Главного управления Министерства обороны РФ генерал-майор Игорь Колесников / Фото: Patriot-expo.ru

Одна из эффективных форм боевой подготовки, используемых для повышения уровня профессионального мастерства военнослужащих, – это конкурсы по полевой выучке среди подразделений видов и родов войск Вооружённых Сил РФ. Решением начальника Генерального штаба Вооружённых Сил РФ – первого заместителя министра обороны РФ перечень всеармейских состязаний пополнился ещё одним конкурсом – соревнованием «Специальный маршрут» среди подразделений транспортирования боеприпасов, представляющих 12-е Главное управление Министерства обороны РФ, Главное ракетно-артиллерийское управление, ракетные войска и артиллерию Вооружённых Сил РФ. Именно в таком составе подразделения будут взаимодействовать при выполнении боевых задач по обеспечению операций войск. Об особенностях нового конкурса «Красной звезде» рассказал начальник 12-го Главного управления Министерства обороны РФ генерал-майор Игорь Колесников.

– Игорь Анатольевич, почему для нового Всеармейского конкурса профессионального мастерства выбрано такое «специальное» название?

– Наименование конкурса «Специальный маршрут» выбрано не случайно. Все военнослужащие подразделений транспортирования боеприпасов – уникальные специалисты, обладающие совокупностью знаний, умений и навыков, необходимых при выполнении задач.

Трудно переоценить важность для войск своевременной доставки боеприпасов. От полноты выполнения боевых задач подразделениями транспортирования зависит успех в реализации решений любого командующего или командира.
Значительно повышают требования к подготовке специалистов наших подвижных подразделений опасные свойства перевозимых боеприпасов, а также условия выполнения боевой задачи, когда воздействие противника и разрушенная в результате боевых действий дорожная инфраструктура требуют от личного состава подразделений транспортирования высочайшего уровня водительского мастерства, навыков самостоятельного выполнения задач боевого обеспечения, а также умелого выполнения технологических операций по погрузке и выгрузке боеприпасов, подготовке их к боевому применению.

– Где пройдёт конкурс?

– Высокая эффективность подготовки подразделений транспортирования достигается за счёт состязательности на всех этапах конкурса – в воинских частях, соединениях и военных округах. Подразделения, прошедшие тщательный отбор, заслужили право побороться за звание лучшего в воинской профессии в 84-м межвидовом центре переподготовки и повышения квалификации специалистов имени маршала артиллерии Ефима Бойчука, где создана уникальная учебно-материальная база для проведения состязаний. Расположен он в подмосковном Сергиевом Посаде.

– Что сделано для успешного проведения достаточно специфических соревнований?

– Построена автомобильная дорога с улучшенным покрытием, на которой возведены препятствия. Автоматный и пистолетный тиры, расположенные здесь же, позволят проверить навыки в стрельбе из всех видов оружия. Места для проведения погрузки боеприпасов на железнодорожный и воздушный транспорт, огненно-штурмовая полоса и единая полоса препятствий послужат для проверки специальных навыков, силы и физической выносливости военнослужащих.
Все элементы учебно-материальной базы компактно размещены на местности и связаны между собой в логической последовательности, отражающей порядок выполнения боевой задачи подразделением. Этапы финала конкурса также привязаны к этапам выполнения боевой задачи.

«От полноты выполнения боевых задач подразделениями транспортирования зависит успех в реализации решений любого командующего или командира»

– Расскажите, пожалуйста, подробнее об этапах состязаний…

– На первом этапе подразделения будут состязаться в выполнении нормативов при отработке мероприятий по приёму специальных грузов, поступающих различными видами транспорта, и их перемещению в назначенный район.
Второй этап включает препятствия и испытания, соответствующие условиям выполнения подразделениями мероприятий боевого обеспечения в тактической зоне.

И в заключение, на третьем этапе, подразделения продемонстрируют слаженность и мастерство, необходимые для выполнения окончательных мероприятий обеспечения войск бое­припасами.

На всех этапах подразделения будут действовать в сложной обстановке, имитирующей огневое и химическое воздействие противника, минирование местности и создание труднопреодолимых препятствий и заграж­дений.
Наличие в составе учебной базы полос препятствий позволит военнослужащим дополнительно продемонстрировать высокий уровень выдержки и физической подготовки, в том числе владение навыками рукопашного боя и ускоренного передвижения под огнём противника.

Лучшие подразделения по итогам конкурса будут награждены и поощрены в соответствии с результатами. В любом случае победителями уже можно назвать всех, кто дошёл до финала. Достижения этих военнослужащих послужат прекрасным примером для сослуживцев.

А опыт проведения мероприятия всеармейского масштаба, несомненно, станет полезным как для непосредственной подготовки специалистов, так и для взаимодействия между 12-м Главным управлением Министерства обороны РФ, Главным ракетно-артиллерийским управлением и Управлением ракетных войск и артиллерии Вооружённых Сил РФ в вопросах совместной подготовки к обеспечению боевых действий войск.

Всем участникам желаю проявить свои лучшие качества в честной и принципиальной борьбе. И пусть победит сильнейший!

Беседовал Виктор Худолеев.

МОСКВА, газета "Красная звезда"
12