Тайны затонувших кораблей. Какие суда лежат на дне Балтики? Из морских глубин — в музей Портсмут линейный корабль 1714

Виртуальная выставка подводной археологии

Музей истории Кронштадта проводит кропотливую работу по сбору предметов, связанных с подводной археологией, для расширения экспозиции «Тайны затонувших кораблей». Представляем Вашему вниманию виртуальную выставку «Парусный корабль «Портсмут», на которой представлены предметы, поднятые с затонувшего корабля, а также его фрагменты.


Парусный корабль «Портсмут»

Парусный линейный Корабль «Портсмут» был заложен в июле 1714 года в Амстердаме по проекту Петра I и после спуска на воду в ноябре того же года вошёл в состав Балтийского флота России. Вооружение судна составляли 54 орудия, а экипаж состоял из 330 человек.

Корабль «Портсмут» навечно вошел в боевую летопись Отечества своим участием в качестве флагманского корабля капитана 2-го ранга Наума Сенявина в первой по-настоящему морской победе российского флота над шведским 24 мая 1719 года между островами Эзель и Готска-Сандё. Эту первую победу русских кораблей в открытом море без абордажа Петр I назвал "добрым почином Российского флота". В память об этой победе была выбита медаль с надписью: "Прилежание и верность превосходят сильно", а Наум Сенявин был произведен, минуя чин капитана флота, сразу в капитан-командоры.

Однако осенью 1719 года «Портсмут» вместе с кораблем английской постройки «Лондон» при тихой погоде и ясной видимости сел на мель близ Кронштадта. Эта мель до сих пор называется Лондонской. «Портсмут» штормом сорвало с мели и отнесло в сторону, а через два года в сильное наводнение утащило еще дальше. При Петре его искали, чтобы обезопасить фарватер, но не нашли. И вот спустя почти 300 лет обнаружены останки легендарного корабля. Лишь в 2008 году специалисты Центра подводных исследований обнаружили то, что три века назад было «Портсмутом». Подводные археологи нашли большой фрагмент носовой части корабля и другие детали, которые также ему принадлежали. Работа на месте гибели "Портсмута" продолжается: часть деталей корабля поднята из воды и законсервирована.

1. Ядра пушечные

2. Книппель цепной

3. Наконечник пики абордажной

Поднимать на свет затонувшие суда - дело чрезвычайно затратное, хлопотное. Но подводные археологи время от времени исследуют их и извлекают из воды отдельные артефакты. сайт собрал информацию о нескольких затонувших кораблях, которые, по словам специалистов, являются наиболее ценными и интересными.

Петровский «Портсмут» - 1719 г.

Линейный корабль «Портсмут», построенный 300 лет назад по чертежам Петра I, затонул под Кронштадтом. Заложен он был в 1714 году в Амстердаме и после спуска на воду вошёл в состав Балтийского флота России. Экипаж составлял 330 человек, на вооружении имелось 54 орудия.

«Портсмут» принимал участие в Северной войне и вошёл в боевую летопись своим победным участием в качестве флагманского корабля в битве с шведами в 1719 году. Эту первую победу русских кораблей в открытом море Петр назвал «добрым почином Российского флота». В память о событии была выбита медаль с надписью: «Прилежание и верность превосходят сильно».

Осенью 1719 года «Портсмут» вместе с кораблем английской постройки «Лондон» при тихой погоде и ясной видимости сел на мель близ Кронштадта. Эта мель до сих пор называется Лондонской. Скоро «Портсмут» ветром сорвало с мели, и он затонул.

Обнаружить останки легендарного корабля удалось лишь в 2008 году. Подводные археологи нашли крупный фрагмент носовой части и извлекли с глубины предметы, среди которых - пушечные ядра, наконечный абордажной пики, цепной книппель, фрагменты якоря. Сегодня найденные артефакты выставлены в музее истории Кронштадта.

Останки "Портсмута" на морском дне обнаружили лишь несколько лет назад. Фото: Музей истории Кронштадта

Шведские фрегаты - 1790 г.

Настоящим подводным городом являются шведские суда, затонувшие в 1790 году во время Выборгского морского сражения в бухте Дальней. Сейчас известны координаты трёх линейных кораблей, двух фрегатов и даже королевской яхты, на которой во время боя находился король Густав III - он успел спастись.

Выборгское морское сражение стало одним из ключевых событий Русско-шведской войны 1788-1790 годов, и одним из крупнейших морских сражений XVIII века. Результаты его определили исход борьбы за преобладание на Балтике.

Шведы собирались уничтожить русские ревельскую и кронштадскую эскадры, высадить десант на побережье Финского залива и взять Санкт-Петербург. Однако в ходе Ревельского боя и Красногорского боёв шведский флот потерпел неудачу и оказался блокирован в Выборгском заливе - в ловушку попали 22 линейных корабля, 13 фрегатов, более 200 гребных судов. Русским флотом командовал адмирал Василий Чичагов.

22 июня (по старому стилю) шведы решили идти на прорыв. Часть флота вырвалась из окружения, часть погибла. Так, 64-пушечный шведский корабль «Omheten» сел на мель и затем сдался вместе со шхуной и тремя галерами. Другой 64-пушечный корабль наскочил на камни и затонул. На мель также сели сразу три шведских корабля и два фрегата, которые спустили флаги. На королевской шлюпке был сбит штандарт Густава III - сама она ушла под воду.

В ходе последующей погони были потоплены более десятка мелких судов и пленены два линейных корабля. Всего в сражении шведы потеряли 7 тысяч человек погибшими и пленными, 7 линейных кораблей, 3 фрегата и 54 других судна. Потери русского флота составили 280 человек убитыми и ранеными, ни один корабль потоплен не был.

На дне Балтики затонули десятки шведских кораблей. Фото: Commons.wikimedia.org

В 90-е годы прошлого века предпринималась попытка изучить и поднять элементы шведских кораблей на поверхность, но она окончилась неудачно. В настоящее время подводники обозначили конкретные точки нахождения 6 кораблей. Возможно, в ближайшие годы будет поднята на поверхность королевская яхта.

Фрегат «Олег» - 1869 г.

В 1869 году между островами Гогланд и Соммерс затонул 57-пушечный парусно-винтовой фрегат «Олег». Заложен он был на Кронштадской верфи в 1858 году. Спустили на воду его спустя два года. Артиллерийское вооружение, небывало мощное для своего времени, удивляло современников - 60-фунтовое орудие могло метать бомбы весом 17 килограммов на дистанцию почти двух морских миль.

«Олег» побывал во многих портах Европы, на Атлантике. Не раз ветрами его выкидывало на камни, но экипаж, к большому удивлению зарубежных специалистов, умудрялся довести корабль с разрушенным килем до доков. В 1865 году русский фрегат после заграничного похода вернулся на Балтику.

3 августа 1869 года после двухдневного упражнения в построениях при перемене фронта батарея «Кремль» и фрегат «Олег» столкнулись. «Олег» затонул через 15 минут.

Совершенный штиль, близость всех судов эскадры и распорядительность командиров дали возможность спастись на шлюпках командиру, офицерам, гардемаринам и 497 человек нижних чинов. Из большого экипажа в 545 человек погибли 16.

В 2002 году специалисты Русского географического общества обнаружили на глубине 50 метров остов корабля. Подводников поразило отличное состояние фрегата. В течение нескольких лет они обследовали весь корпус снаружи. А внутри дошли до офицерского салона и судовой церкви. Церковные ящики с утварью и восковыми свечами сохранились в неприкосновенности. Фотосъёмка позволила создать 3D-модель корабля. Поднятые предметы и часть обшивки корабля также пополнили коллекцию музея истории Кронштадта.

Кстати, с помощью гидроакустического оборудования вблизи Гогланда были обнаружены двухмачтовый разрушенный барк XIX века и парусное транспортное судно XIX века. Объекты лежат на глубине 60 и больше метров, видимость составляет меньше метра, поэтому идентифицировать суда визуально пока невозможно.

В Кронштадте подводники подняли пушку с затонувшего корабля XVIII века.
Предполагают, что это линейный корабль «Портсмут» Петровского флота.
Об этом в пятницу рассказали в Центре подводных исследований Русского географического общества.
В РГО предполагают, что это линейный корабль «Портсмут» Петровского флота.
Артефакт подняли на Лондонской отмели.
Ккорабль «Портсмут» являлся одним из первых линкоров российского флота, был построен в 1714 году в Амстердаме.
Боевой корабль участвовал в походах в Швецию, но через пять лет после строительства затонул в районе острова Котлин.
Останки этого корабля поручил разыскивать еще Петр I в 1722 году.

В музее истории Кронштадта есть экспозиция «Подводной археологии», где экспонируются крупные фрагменты "Портсмута" поднятые ранее.
01. Часть обшивки корпуса.


02. Схема расположения обломков на дне.

03. Часть днища корабля.


04. Хорошо виден т.н. степс- гнездо, в которое вставляется мачта своим основанием.
А поперёк идёт кильсон-продольный брус сверх киля, внутри судна.

Уникальный фрагмент, обнаруженный археологами, является частью одного из двух кораблей: «Портсмута» или «Лондона». Несмотря на «нерусские» названия, оба они верой и правдой служили Петру I. Основатель современной отечественной военной подводной археологии контр-адмирал Константин Шопотов рассказал газете ВЗГЛЯД, что это самые старинные из всех когда-либо найденных на дне Балтики российских кораблей. Нашему флоту чуть больше 300 лет, а им чуть меньше.

Останки затонувшего корабля участники экспедиции, возглавляемой контр-адмиралом и президентом общества «Память Балтики» Константином Шопотовым, обнаружили в Лондонской отмели недалеко от Кронштадта. У исследователей сомнений нет: это либо «Портсмут», либо «Лондон», затонувшие три сотни лет назад.

Известно, что оба этих корабля в октябре 1719 года в этих местах попали в шторм и пошли ко дну.

«Портсмут» построили по нашему проекту в голландском Амстердаме в 1714 году. В свое время он считался одним из самых быстроходных кораблей на Балтике. «Лондон» русское правительство в том же году купило в Англии. Уже через пять лет они затонули, но перед этим успели послужить России и Петру I. Особенно отличился «Портсмут».

В 1719 году он участвовал в знаменитом Эзельском сражении против шведов. В ночь на 24 мая (4 июля по новому стилю) группа российских кораблей под командованием капитана второго ранга Сенявина между островами Эзель и Готска-Санде наткнулась на отряд шведских кораблей. 55-пушечный флагманский русский корабль «Портсмут» ударил картечью и заставил сдаться фрегат и бригантину неприятеля. Это была первая победа русских парусных кораблей в открытом море без абордажа. Петр Великий назвал ее добрым почином для нашего флота.

Как рассказал корреспонденту газеты ВЗГЛЯД руководитель подводно-археологической экспедиции Константин Шопотов, археологи нашли довольно большой фрагмент носовой части корабля. Он хорошо сохранился, но все же хуже, чем остатки шведских судов, найденные ранее.

«У нашего судна больше повреждений, потому что оно лежит на малой глубине – около 11 м и потому что находится рядом с городом. За три века сюда столько всего нанесло. Могу сказать, что найденный корабль – сверхуникальный. Вероятно, это самый старинный русский корабль, найденный подводными археологами. Россия вышла к Балтике в 1703 году, а он затонул в 1719-м. Он почти ровесник российского флота».

Поиски затонувших кораблей в Лондонской бухте проводятся в порядке подводно-археологического надзора за работами по расширению фарватера.

Сейчас подводные археологи размещаются в бухте Дальняя, живут в палатках, добираются «на работу» на резиновой лодке.

Работы ведутся на глубинах, предельных для аквалангистов, – до 30 м. Видимость там нулевая, температура составляет плюс 8 градусов. Основной костяк экспедиции – около 15 человек – вместе с Константином Шопотовым ищут затонувшие корабли из года в год. Но обычно здесь работает не менее 30–40 человек. Многие исследователи приезжают на несколько дней из Москвы и других городов. А вообще экспедиция длится с марта до конца сентября.

Контр-адмирал признает, что за время подобной работы больших сокровищ со дна морского исследователи не достали. Были серебряные, медные монеты, но в небольших количествах. Однако у ученых иное понятие о сокровищах. Константин Шопотов очень гордится найденным в Лондонской бухте якорем, называя его одной из ценнейших подводно-археологических находок, которые ему довелось видеть.

Доставать старинные корабли со дна нет необходимости, считает археолог, тем более в том состоянии, в котором сейчас они находятся, это практически невозможно. Но найденные фрагменты после соответствующих исследований обязательно должны оказаться в музее, их должны видеть люди – в этом состоит принципиальная позиция общества «Память Балтики». Однако Константин Шопотов признался, что ему стоило огромных усилий убедить чиновников из различных ведомств, чтобы якорь, найденный здесь, попал в Кронштадтский музей.

Работы на месте последних находок закончатся еще не скоро, вероятно, они продлятся еще не один год. Для сравнения, на месте Выборгского морского сражения «Память Балтики» ведет работы уже 17-й год. Всего за почти 20 лет существования организации было найдено 25 морских кораблей.

15:36 2017

Море не спешит делиться своими тайнами, и подъем 5 мая со дна Финского залива двух артефактов (корабельной пушки и фрагмента шпангоута) стал результатом многолетнего труда Центра подводных исследований Русского географического общества - водолазов, историков, океанологов. В этот же день было подписано соглашение, цель которого - создание на форте Константин в окружении старинных укреплений музея подводной археологии, не уступающего мировым аналогам. Именно в нем после реставрации и исследований получат прописку найденные артефакты, находки, собранные в течение многих лет и представленные в отдельной экспозиции Музея истории Кронштадта, а также - новые трофеи морских археологов.

Так случилось, что указ императора Петра Великого начали выполнять спустя почти 300 лет. 30 сентября 1719 года неподалеку от Кронштадта сели на мель, повредив днища, петровские фрегаты «Лондон» и «Портсмут», незадолго до этого построенные в Голландии и Англии для российского флота. Позднее во время шторма «Портсмут» был унесен с мели на глубину и затонул. «Лондон», стоявший на отмели, многие годы использовался в качестве маяка, а отмель получила наименование Лондонской.
В августе 1722 Петр Первый издает указ, адресованный Адмиралтейской коллегии, о скорейшем поиске и подъеме «Портсмута», который мог представлять угрозу для военных и торговых судов, идущих в Кронштадт. «Оной корабль около того места надлежит искать во глубине»,- писал император.
Однако указ не был выполнен - очевидно, найти корабль не удалось. Водолазы и историки начали исследовать место крушения двух кораблей в 2008 году, а осенью 2015 года был найдены фрагменты корпуса корабля и пушки, размеры и конструктивные данные которых позволяют с большой вероятностью предположить, что речь идет именно о «Портсмуте».

Журналисты, облачившиеся в ярко-оранжевые жилеты занимают места на палубе небольшого быстроходного катера. В соответствии с первоначальным планом, катер должен был выйти к месту подъема артефактов в нескольких километрах от Кронштадта, чтобы представители СМИ смогли запечатлеть момент явления из морских глубин пушки и фрагмента шпангоута. Однако ветер и волны внесли свои коррективы. Было принято компромиссное решение - катер с журналистами встретит вспомогательный военный корабль СМК-2079 с поднятыми на борт находками у входа в гавань форта «Константин». И вот через несколько минут мы приближаемся к небольшому светло-серому кораблику, на палубе которого можно разглядеть трофеи археологов.

Вместе с ним возвращаемся к причалу и наблюдаем за тем, как многотонная пушка, покрытая слоем глины и ржавчины, раскачивается на стреле крана и медленно опускается в кузов грузовика.
Именно пушка должна дать окончательный ответ на вопрос о том, какому кораблю принадлежат найденные артефакты. Дело в том, что «Портсмут» был вооружен пушками, подаренными союзником России - королем Дании, и каждую из пушек украшал датский герб - щит с тремя львами. Хотя у исследователей фактически нет сомнений, что перед ними останки «Портсмута», но до завершения реставрационно-исследовательских работ найденный объект продолжают именовать условным обозначением К-1. Таковы правила профессиональной этики. Но где будут размещены корабельные пушки (еще 18 орудий, обнаруженных водолазами, пока лежат на дне) и фрагменты корпуса найденного судна? А ведь есть еще объект К-2 - предположительно это второй затонувший линейный корабль — «Лондон». В целом же в непосредственной близости от Кронштадта ожидают своих исследователей не менее 30 судов, принадлежащих самым разным эпохам - от петровских линкоров до германского военного катера, затонувшего в 1918 году.

Небольшая, но эффектная экспозиция Музея истории Кронштадта, посвященная морской археологии, в течение гескольких лет действует в здании старинной водонапорной башни. Здесь можно видеть фрагменты судов, посуду, личные вещи моряков, один из первых водолазных костюмов, фотографии и картины, посвященные затонувшим кораблям. Но для новых находок (среди которых могут быть и сохранившиеся корпуса судов), здесь просто не хватит места…В этот же день, 5 мая, был сделан первый шаг к созданию принципиально новой экспозиции, которая разместится в будущем должна получить прописку на форте Константин. В павильоне на территории форта было подписано трехсторонее соглашение о создании музейного комплекса подводной археологии на территории форта «Константин». О сотрудничестве во имя сохранения отечественной морской истории договорились ГБУ «Музей истории Кронштадта», Центр подводных исследований Русского географического общества и АО «Третий парк» — в роли инвестора.

«Есть мысль сделать нечто вроде атриума, чтобы посетители могли сверху наблюдать всю панораму - будто бы глядя с поверхности на то, что лежит на дне. Внизу разместить днище корабля, прямо на него положить пушки - именно так, как они и лежали в момент их обнаружения… Вариантов много, но все это пока лишь проекты. Есть идеи, есть специалисты, которые реализуют их на практике», - поделился планами директор ГБУ «Музей истории Кронштадта» Евгений Гришко.

Новая экспозиция станет филиалом Музея истории Кронштадта. А пополнять ее новыми экспонатами будет Центр подводных исследований Русского географического общества (ЦПИ РГО). Поскольку территория Форта «Константин» имеет статус памятника федерального значения, ни о каком строительстве новых корпусов для музея речи не идет. После реставрации и реконструкции экспозиция разместится в одном из исторических сооружений форта. Об этом рассказал, выступая не церемонии подписания, исполнительный директор ЦПИ РГО Сергей Фокин.

«Этот проект очень интересен для «Форта Константин». Наконец мы начинаем оправдывать свое главное назначение - культурного объекта. Форт, который сам является памятником истории, может стать прекрасной площадкой для демонстрации артефактов. Хочу поблагодарить партнеров за интересный проект. Верю, что наше сотрудничество будет развиваться, а экспозиция - пополняться новыми артефактами»- сказал генеральный директор АО «Третий парк» Кирилл Дьяковский.
Напомним, что АО «Третий парк» является собственником историко-культурного комплекса «Форт Константин». В настоящий момент здесь действуют музей маячной службы, доступные для посещения укрепления, веревочный парк, видовые площадки, кафе, гостиница, отсюда уходят экскурсионные теплоходы к фортам Кронштадта.
Хочется верить, что замысел экспозиции, к реализации которого подключились представители российского бизнеса, воплотится в камень, стекло и металл. И через несколько лет мы обретем новый уникальный музей.

Историческая справка
Линейный корабль «Портсмут»
54-пушечный линейный корабль, один из первых линкоров российского флота. Построен и спущен на воду в Голландии в 1714 году, мачты и такелаж были установлены в Лондоне. По пути в Россию зашел в Копенгаген, где на корабль были установлены пушек - подарок датского короля. «Портсмут» был флагманским кораблем во время сражения со шведским флотом у острова Эзель, в котором русский флот одержал первую крупную победу, участвовал в боевых походах к берегам Швеции. Затонул в районе острова Котлин в ночь на 1 октября 1719 года. Огромное по тем временам военное судно (почти 40 метров длиной и 11 шириной) возвращаясь к Кронштадту вместе с линейным кораблем «Лондон», село на неизвестную мель, получило повреждения, и через некоторое время было снесено штормом на глубину. До этого с корабля была снята часть пушек, делались неудачные попытки спасти судно. Обстоятельства произошедшей катастрофы до сих пор непонятны.
Так, командиры кораблей (английские офицеры на русской службе) никогда раньше не ходили в Кронштадт и фарватер не знали, но почему-то не запросили лоцмана. Во время крушения при невыясненных обстоятельствах был убит командир «Портсмута» капитан-поручик Адам Уркварт.