Панфилова А.П. Теория и практика общения. Теория и практика общения Теория и практика общения

Психология общения. Панфилова А.П.

М.: 201 3. - 3 68 с.

В учебнике рассматриваются психологические аспекты коммуникативной компетентности; функции, модели и стили общения; специфика межличностного и делового общения в контексте группового взаимодействия и взаимовлияния; рассмотрены вербальные и невербальные средства общения, виды слушания и техники установления обратной связи; описаны сенсорные каналы и убеждающие технологии; характеризуются ролевое и конфликтное поведение, техники управления этими процессами и этические проблемы общения в организации. Изложение теории сопровождается тестами, практическими заданиями. Предлагается выполнить упражнения, нацеленные на коммуникативный практикум и развитие у читателя конкретных умений и навыков, необходимых для эффективной коммуникации. Для студентов учреждений среднего профессионального образования. Может быть полезен преподавателям, воспитателям, психологам, социальным работникам, менеджерам.

Формат: pdf

Размер: 11 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

Оглавление
Уважаемый читатель 3
Предисловие 4
Глава I. Общение как предмет научного знания 9
Введение в учебную дисциплину. Категория «общение» в психологии 9
Компетентностный подход к проблемам общения 13
Коммуникативная компетентность 16
Многоплановый характер общения 20
Виды и уровни общения 21
Модели общения 25
Стили общения 32
Глава II. Социальная перцепция 47
Перцептивная функция общения 47
Эффекты межличностного восприятия и взаимопонимания 50
Механизмы взаимопонимания в общении 53
Трудности и дефекты межличностного общения 56
Сенсорные каналы, их диагностика и использование в общении 62
Имидж и самопрезентация 66
Глава III. Интерактивная функция общения 79
Структура межличностного взаимодействия 79
Стратегии и тактики взаимодействия 86
Позиции и ориентации в деловом взаимодействии 91
Формы стратегического поведения в общении 95
Механизмы партнерских отношений 98
Правила корпоративного поведения в команде 99
Глава IV. Коммуникативная функция общения 113
Природа и цель коммуникаций 113
Помехи, искажающие информацию 120
Эффективность коммуникации 121
Коммуникативные барьеры 122
Технологии обратной связи в говорении и слушании 135
Глава V. Психологические особенности общения 149
Средства общения: вербальные и невербальные 149
Функции языка в речевом общении 151
Коммуникативное намерение 154
Средства вербального общения 156
Слушание в межличностном общении 159
Виды и функции слушания 161
Помехи эффективного слушания 168
Приемы.эффективного слушания 170
Невербальные средства взаимодействия 171
Глава VI. Роль и ролевые ожидания в общении 193
Референтная группа и ее место в процессе взаимодействия 193
Социальная роль как идеальная модель поведения 197
Ролевое поведение личности в общении 204
Виды социального взаимодействия 206
Взаимное влияние людей в процессе общения 211
Глава VII. Формы делового общения и их характеристики 231
Деловые беседы 231
Публичные речи 237
Публичные презентации, аргументации и возражения 240
Письменная коммуникация: свойства и функции 251
Глава VIII. Конфликтное общение 269
Понятие конфликта, его виды 269
Источники конфликтов и стадии их протекания 273
Причины конфликтов 275
Этапы и алгоритм анализа конфликтов 277
Общение с детьми разного возраста, общение в семье 279
Невербальные сигналы как индикаторы агрессии 281
Виды агрессивности и ее взаимосвязь с конфликтами 283
Эмоциональное реагирование в конфликтах и саморегуляция 286
«Окно Джохари» 290
Способы управления конфликтами 292
Переговоры - эффективный способ разрешения конфликтов 295
Эмоциональное истощение как следствие стрессов в педагогической практике 297
Глава IX. Этические формы общения 310
Этика, репутация и ценности в организации 310
Позитивные и негативные ценности 311
Ценностно-ориентационное единство 313
Этические нормы и корпоративная этика - 314
Деловой этикет в профессиональной деятельности 316
Культура поведения личности 319
Психологические игры 325
Интерактивные имитационные технологии 326
Ролевые игры для обучения общению 327
Тренинг научения взаимодействию 330
Развитие коммуникативной и интерактивной компетентности 332
Заключение 341
Приложение 343
Литература 360

Соглашение

Правила регистрации пользователей на сайте "ЗНАК КАЧЕСТВА":

Запрещается регистрация пользователей с никами подобными: 111111, 123456, йцукенб, lox и.т.п;

Запрещается повторно регистрироваться на сайте (создавать дубль-аккаунты);

Запрещается использовать чужие данные;

Запрещается использовать чужие e-mail адреса;

Правила поведения на сайте, форуме и в комментариях:

1.2. Публикация в анкете личных данных других пользователей.

1.3. Любые деструктивные действия по отношению к данному ресурсу (деструктивные скрипты, подбор паролей, нарушение системы безопасности и т.д.).

1.4. Использование в качестве никнейма нецензурных слов и выражений; выражений, нарушающие законы Российской Федерации, нормы этики и морали; слов и фраз, похожих на никнеймы администрации и модераторов.

4. Нарушения 2-й категории: Наказываются полным запретом на отправления любых видов сообщений сроком до 7 суток. 4.1.Размещение информации, подпадающей под действие Уголовного Кодекса РФ, Административного Кодекса РФ и противоречащей Конституции РФ.

4.2. Пропаганда в любой форме экстремизма, насилия, жестокости, фашизма, нацизма, терроризма, расизма; разжигание межнациональной, межрелигиозной и социальной розни.

4.3. Некорректное обсуждение работы и оскорбления в адрес авторов текстов и заметок, опубликованных на страницах "ЗНАК КАЧЕСТВА".

4.4. Угрозы в адрес участников форума.

4.5. Размещение заведомо ложной информации, клеветы и прочих сведений, порочащих честь и достоинство как пользователей, так и других людей.

4.6. Порнография в аватарах, сообщениях и цитатах, а также ссылки на порнографические изображения и ресурсы.

4.7. Открытое обсуждение действий администрации и модераторов.

4.8. Публичное обсуждение и оценка действующих правил в любой форме.

5.1. Мат и ненормативная лексика.

5.2. Провокации (личные выпады, личная дискредитация, формирование негативной эмоциональной реакции) и травля участников обсуждений (систематическое использование провокаций по отношению к одному или нескольким участникам).

5.3. Провоцирование пользователей на конфликт друг с другом.

5.4. Грубость и хамство по отношению к собеседникам.

5.5. Переход на личности и выяснение личных отношений на ветках форума.

5.6. Флуд (идентичные или бессодержательные сообщения).

5.7. Преднамеренное неправильное написание псевдонимов и имен других пользователей в оскорбительной форме.

5.8. Редактирование цитируемых сообщений, искажающее их смысл.

5.9. Публикация личной переписки без явно выраженного согласия собеседника.

5.11. Деструктивный троллинг - целенаправленное превращение обсуждения в перепалку.

6.1. Оверквотинг (избыточное цитирование) сообщений.

6.2. Использование шрифта красного цвета, предназначенного для корректировок и замечаний модераторов.

6.3. Продолжение обсуждения тем, закрытых модератором или администратором.

6.4. Создание тем, не несущих смыслового наполнения или являющихся провокационными по содержанию.

6.5. Создание заголовка темы или сообщения целиком или частично заглавными буквами или на иностранном языке. Исключение делается для заголовков постоянных тем и тем, открытых модераторами.

6.6. Создание подписи шрифтом большим, чем шрифт поста, и использование в подписи больше одного цвета палитры.

7. Санкции, применяемые к нарушителям Правил Форума

7.1. Временный или постоянный запрет на доступ к Форуму.

7.4. Удаление учетной записи.

7.5. Блокировка IP.

8. Примечания

8.1.Применение санкций модераторами и администрацией может производиться без объяснения причин.

8.2. В данные правила могут быть внесены изменения, о чем будет сообщено всем участникам сайта.

8.3. Пользователям запрещается использовать клонов в период времени, когда заблокирован основной ник. В данном случае клон блокируется бессрочно, а основной ник получит дополнительные сутки.

8.4 Сообщение, содержащее нецензурную лексику, может быть отредактировано модератором или администратором.

9. Администрация Администрация сайта "ЗНАК КАЧЕСТВА" оставляет за собой право удаления любых сообщений и тем без объяснения причин. Администрация сайта оставляет за собой право редактировать сообщения и профиль пользователя, если информация в них лишь частично нарушает правила форумов. Данные полномочия распространяются на модераторов и администраторов. Администрация сохраняет за собой право изменять или дополнять данные Правила по мере необходимости. Незнание правил не освобождает пользователя от ответственности за их нарушение. Администрация сайта не в состоянии проверять всю информацию, публикуемую пользователями. Все сообщения отображают лишь мнение автора и не могут быть использованы для оценки мнения всех участников форума в целом. Сообщения сотрудников сайта и модераторов являются выражением их личного мнения и могут не совпадать с мнением редакции и руководства сайта.

Учебник создан в соответствии с требованиями ФГОС СПО для укрупненной группы специальностей 050000 «Образовании и педагогика и может быть использован при освоении дисциплины «Психология общения» (ОГСЭ.02).
В учебнике рассматриваются психологические аспекты коммуникативной компетентности; функции, модели и стили общения; специфика межличностного и делового общения в контексте группового взаимодействия и взаимовлияния; рассмотрены вербальные и невербальные средства общения, виды слушания и техники установления обратной связи; описаны сенсорные каналы и убеждающие технологии; характеризуются ролевое и конфликтное поведение, техники управления этими процессами и этические проблемы общения в организации. Изложение теории сопровождается тестами, практическими заданиями. Предлагается выполнить упражнения, нацеленные на коммуникативный практикум и развитие у читателя конкретных умений и навыков, необходимых для эффективной коммуникации.
Для студентов учреждений среднего профессионального образования.
Может быть полезен преподавателям, воспитателям психологам: социальным работникам, менеджерам.

СТИЛИ ОБЩЕНИЯ.
Все люди различаются по стилю общения - устойчивым характеристикам общения в различных ситуациях. Стиль общения существенно определяет поведение человека при его взаимодействии с другими людьми. Конкретный выбор того или иного стиля общения определяется целым рядом факторов, среди которых важными являются следующие; цель общения, ситуация, в которой оно осуществляется, статус; и личностные особенности собеседника, его мировоззрение и положение в обществе, характеристика самой формы взаимодействия.

Характер содержания взаимодействия, как уже было отмечено, зависит прежде всего от речевых средств общения, которые образуют в коммуникации существенную логико-смысловую линию. Ведущей характеристикой современного стиля общения является краткость и простота построения фразы, речевой конструкции, использование бытовой или профессиональной разговорной лексики, своеобразных речевых клише, шаблонов и штампов.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Психология общения, Панфилова А.П., 2013 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Траблшутинг, Как решать нерешаемые задачи, посмотрев на проблему с другой стороны, Фаер С.А., 2018
  • Как выработать здоровый пофигизм, или 12 шагов к уверенности в себе, Ром Н.
  • Психофизиология сознания и бессознательного, Костандов Э.А., 2004

Следующие учебники и книги:

  • Детские страхи, Секреты воспитания, Набор инструментов по преодолению страхов, Ульянов А., Шадмон Г., Винокур И., Софер-Петман Л., Магнутова И., Лайтман М., 2011

Раздел 5. Конфликтное общение


Общее количество часов на изучение раздела – 15 ч, из них 7 теории,7 практических, самостоятельных 1 ч.

Вид кейса:

Тип кейса:

Формируемые компетенции:

ОК 1-11, ПК 2.2., 2.3., 2.4., 3.2., 3.3., 3.4.

Оборудование: раздаточный материал на каждого студента, ТСО, видеоролики 3.1., презентация 3.1. Панфилова А. П. Теория и практика общения: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования/ А. П. Панфилова. - 3-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2011. - 288 с.

Практическая ситуация:

Литература:

Панфилова А. П. Теория и практика общения: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования/ А. П. Панфилова. - 3-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2011. - 288


5.1. Характеристика конфликта: Конфликт, структурные элементы конфликта. Типы и виды конфликта. Причины конфликта, стадии протекания конфликта

Маршрутный лист

Ни одна снежинка никогда не чувствует себя ответственной за вызов лавины.

Станислав Лем

Ситуация №1

Представим себе, что в некоем тресте столовых проходит совещание по итогам года. Решается вопрос, какая столовая треста за лучшие показатели получит первое место и солидный премиальный фонд для своих сотрудников. Получается, что единственный кандидат с большим отрывом - столовая № 5 «Телепузик», директор которой, заслуженный работник торговли Мария Ивановна, присутствует на совещании. Остаётся проголосовать, подписать протокол - и пожалуйте в кассу. В этот момент поднимается технолог треста столовых, молодой специалист, худенький очкарик Геннадий Михайлович и возражает против первого места для столовой № 5. В ответ на недоумение присутствующих он поясняет, что три месяца назад он проверял закладку продуктов в котлах столовой и обнаружил сильное занижение калорийности. Были составлены акты, которые Мария Ивановна отказалась подписать. «Я не утверждаю, что у вас, Мария Ивановна, воруют,- говорит Геннадий Михайлович, - но технологию нарушают очень серьезно».



Маленькая немая сцена прерывается сдавленными рыданиями Марии Ивановны: «Товарищи, да что же это такое? Геннадий Михайлович, как же вам не стыдно? Как вы можете так мелко мстить?». И поясняет собранию, что Геннадий Михайлович всегда ходит обедать в столовую № 5. Поскольку человек свой, Мария Ивановна обычно приглашала его в кабинет, приносили комплексный обед, Геннадий Михайлович обедал, расплачивался и уходил. И вот три месяца назад, действительно, готовилось мероприятие, директор куда-то торопилась, девочки были заняты и Геннадия Михайловича попросили встать в общую очередь. Он обиделся - и вот так подло припомнил это заслуженной женщине...

Большая немая сцена. Теперь поставьте себя на место директора треста столовых. Кто тут прав? Что делать?

Вот на этом примере давайте разберём психологию конфликта .

У конфликта есть анатомия . Во-первых, для конфликта необходимы хотя бы два участника: их называют оппонентами (Оп-1 и Оп-2). Просто так они «схлестнуться» не могут. Необходима причина, база, «яблоко раздора», которую называют объект конфликта . Этот треугольник (оппоненты и объект) называют конфликтной ситуацией . Это ещё не конфликт. Ситуация может длиться неделями, месяцами, годами, не переходя в конфликт, пока не случится инцидент . Таким образом, анатомия конфликта будет выглядеть следующим образом:

Каждый человек в повседневной жизни переживает конфликты. Это связано с тем, что в процессе взаимодействия людей возникают разнообразные противоречия - от конфликта мнений до серьезного противоборства, что, в свою очередь, порождает натянутые отношения, антагонизм, крушение планов, непонимание и отчуждение. Конфликты являются естественным и необходимым явлением, так как представляют собой одно из проявлений закона диалектического развития - единства и борьбы противоположностей.

Конфликт - …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

выполни задание

Приведите три примера хороших конфликтов, три примера плохих конфликтов. Затем укажите три больших, три маленьких конфликта, о которых вы знаете. В заключение впишите три наиболее типичных для вас конфликта дома, на учебе, на работе.

Отметьте, что для вас более важно:

Причина конфликта является тем пунктом, вокруг которого разворачивается конфликтная ситуация. Можно выделить следующие причины: Приложение 1 слайд 3

Виды конфликта

Прочитайте характеристику конфликта и соотнесите ее с видом конфликта предложенными в таблице

Виды конфликтов

Идеологические конфликты , в основе которых лежат противоречия во взглядах, установках людей на самые разнообразные вопросы жизни общества, государства, коллектива, различия в жизненных позициях. Названы конфликты могут возникать как на уровне микросередо-высшее (общества), так и в маленьких объединениях, между отдельными лицами. Эти конфликты могут быть глубокими, острыми и сложными, могут касаться отношения к политике государства той или иной партии; могут быть связаны с межнациональными, семейными отношениями, отношениями как в быту, так и в официальной обстановке.
Экономические конфликты , в основе которых - столкновение экономических противоречий, когда экономические потребности одной стороны удовлетворяются или могут быть удовлетворены за счет другой. Чем глубже эти противоречия, тем сильнее столкновение, тем глубже и устойчивее конфликт, тем труднее (иногда и невозможно) его решить. Именно экономические конфликты могут возникать и между отдельными людьми.
Социально-бытовые конфликты , связанные с противоречиями групп или отдельных людей по вопросам жилья, пользование бытовыми услугами, распределения обязанностей, установки очередности предоставления социально-бытовых услуг и т.д..
Семейно-бытовые конфликты , основанные на дисгармонии семейных отношений, проблемам в психологической атмосфере семьи. Причины этих нарушений имеют различные уровни значимости: от мелких бытовых столкновений, морально-бытовой распущенности членовсемьи в серьезных идеологических разногласий, прямо или косвенно влияют на организацию многочисленных сторон ее жизни.
Социально-психологические конфликты , которые проявляются как в отношениях между группами, так и между отдельными людьми. В основе этой группы конфликтов - нарушения в сфере взаимоотношений. Причина нарушений: психологическая несовместимость, есть неосознанное, ничем не мотивированное неприятие человека человеком, вызывает у одной из сторон или одновременно у каждой стороны неприятные эмоциональные состояния. Причиной может быть борьба за лидерство, за влияние, за престижное положение, за внимание, поддержку окружающих. Эмоциональные конфликты, возникающие из-за эмоциональные состояния, которые вызывают напряженную обстановку и наконец перерастают в настоящие конфликты разного характера: от экономических, идеологических в семейно-бытовых. Причины такого рода конфликтов лежат в сфере состояния здоровья. Это могут быть и отклонения в сфере сексуальных отношений, и навязчивые состояния, и патологические влечения (алкоголь, наркотики).
Психолого-педагогические конфликты , основанные на противоречиях, возникающих в учебно-воспитательном процессе при столкновении требований, интересов педагогов, учащихся, родителей, руководителей. Эти конфликты требуют гармонизации отношений в системах «учитель - ученик», «учитель - ученики», «учитель - учитель», «учитель - родители», «учитель - руководитель».

Стадии конфликта. Несмотря на свою специфику и многообразие, конфликты имеют в целом общие стадии протекания:

Литература

Панфилова А.П. Теория и практика

общения. - М., 2009, с. 133-154

Бороздина Г.В. Психология делового общения. – М., 2003, с. 100-123

Тимофеев М.И. Деловое общение. – М., 2004, с. 147-165