О кресте одинокой женщины. Одиночество может быть благом? За что господь посылает одиночество


I. ОДИНОЧЕСТВО

За шесть дней Господь Бог сотворил небо, землю, а также весь животный и растительный мир, включая человека. В конце каждого дня творения Бог внимательно осматривал Своё творение, и видел что всё Им сотворено хорошо: «увидел Бог, что это хорошо » (Бытие 1:4,10,12,18,21,25 ).
Человек стал венцом творения. Его тоже Господь создал весьма хорошо - по Своему образу и подобию. По словам Бога, не хорошо было Адаму оставаться одному: Бытие 2:18 «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему ».
Итак, мы видим, что одиночество для человека - не хорошо. В книге Екклесиаста сказано: Екклесиаст 4:9-12 «Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их: ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его. Также, если лежат двое, то тепло им; а одному как согреться? И если станет преодолевать кто-либо одного, то двое устоят против него: и нитка, втрое скрученная, нескоро порвется ».
Господь Бог не сотворил человека для одиночества, Он вложил в него потребность в любви, понимании, дружбе и общении со своим Творцом и себе подобными. Когда эта потребность остаётся неудовлетворённой, тогда человек и начинает чувствовать себя несчастным и одиноким.

1. Что такое одиночество?
Словарь Ожегова даёт следующие определения: Одиночество - состояние одинокого человека. Одинокий - отделённый от других подобных. Не имеющий семьи, близких.


На наш взгляд, одиночество - это неполноценность, которая заключается в нехватке близких взаимоотношений, общения, взаимопонимания, любви, заботы и т.п. Это своего рода изоляция (духовная, физическая, моральная).

2. ПРИЧИНЫ, ВЫЗЫВАЮЩИЕ ОДИНОЧЕСТВО:
Одиночество не возникает за один день. Оно может быть результатом всей жизни или характера человека. Оно может быть последствием какого-либо события или травмы, пережитой человеком. Иногда мы даже не подозреваем о том, что теми или иными поступками или действиями сами себя загоняем в тупик одиночества.

А. Воспитание.
Некоторые люди имеют тенденцию к одиночеству из-за определённых событий и обстоятельств, произошедших в их раннем детстве. Например, у ребёнка, чьи родители сдерживали свои чувства или, наоборот, были излишне критичны в своих высказываниях, могут сформироваться комплексы, которые в будущем негативно отразятся на его умении взаимодействовать с окружающими. Одни из них так и не научатся нормальному общению и дружбе со сверстниками. У других может сформироваться резкий и агрессивный характер, который будет отпугивать и отталкивать окружающих. Третьи будут обречены на одиночество из-за чересчур заниженной самооценки и боязни быть отвергнутыми обществом. Одиночество может стать стилем жизни у тех, кто так и не сумел развить в себе межличностных навыков и способностей, таких как коммуникабельность и т.п.
Библейский пример человека с неразвитыми межличностными навыками - это сварливая жена, о которой в книге Притчей Соломона сказано следующее: Притчи 21:9 «Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном доме ». Притчи 21:19 «Лучше жить в земле пустынной, нежели с женою сварливою и сердитою ».

Б. Социальные факторы.
Существует ряд социальных факторов, играющих на руку одиночеству. Мы живём в век научно-технического прогресса, когда человек легко может обойтись без помощи другого человека. Сегодня мы можем делать многое, не выходя из дома. Телевидение и интернет заменили нам родственников и друзей. Многие пожилые люди страдают от одиночества из-за боязни выйти из дома в связи с возросшим ростом бандитизма. Постоянная занятость на работе или частые переезды мешают развитию тесных дружеских взаимоотношений между людьми.

В. Обстоятельства.
Одиночество также может быть результатом жизненных обстоятельств. Несемейные, разведённые или овдовевшие люди более склонны к одиночеству в силу своих обстоятельств. Однако от одиночества может страдать даже семьянин, взаимоотношения в семье которого лишены взаимопонимания, любви и близости. Также жертвами одиночества по обстоятельствам могут стать студенты, находящиеся на учёбе вдали от дома; специалисты, вынужденные проводить время в частых командировках; пожилые люди, чьи дети и внуки переехали в другой город или страну, а также больные и инвалиды. Кроме того, так называемые «трудоголики» и представители отдельных профессий (например, компьютерщики) также могут стать жертвами одиночества. Все эти люди принадлежат к группе риска стать одинокими людьми по обстоятельствам.

Г. Привычки и пороки.
В некоторых случаях люди становятся одинокими благодаря своим нехорошим привычкам, или порокам. Так алкоголизм, наркомания, алчность или расточительность (азартные игры) способствуют тому, что человек лишается и семьи и друзей.
Кроме того, зачастую одинокие люди усугубляют своё одиночество такими пороками, как алкоголизм, наркомания и пр. Сегодня количественный рост банд, сект и культов во многом объясняется увеличением количества людей, которые не в состоянии избежать одиночества иным способом.
Оной из самых распространённых причин одиночества является эгоизм. Эгоисты любят использовать окружающих. Они начинают с родных и близких, но скоро остаются без друзей. Тогда они начинают использовать знакомых и соседей. Но вскоре и те отворачиваются от них. Часто эгоисты остаются одними потому, что не любят никого ни о чём просить и, как следствие, не любят никого благодарить.

Д. Экономические причины. Иллюстрацией к этому пункту может быть поговорка: «Сытый голодного не разумеет». Не секрет, что когда человек беднеет (или теряет своё состояние) от него многие отказываются и отворачиваются, тем самым, обрекая его на одиночество. В то же самое время известно множество случаев, когда богатые люди в силу своего положения в обществе и по причине своего огромного состояния кончали жизнь самоубийством по причине одиночества.

3. НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ОДИНОЧЕСТВА
А. Одиночество может подтолкнуть к греховным взаимоотношениям.
Взаимоотношения с людьми является противоположностью одиночеству. Именно поэтому для большинства людей интимные взаимоотношения с представителями противоположного пола являются попыткой избавится от одиночества. Иными словами, стараясь избежать одиночества, люди вступают в греховные взаимоотношения. Однако эти люди не понимают, что физическая близость не может полностью удовлетворить и насытить опустошённое одинокое сердце. Половая близость может лишь отвлечь на время, но не в состоянии устранить проблему одиночества.

Б. Одиночество может негативно отразиться на наших финансах.
Некоторых людей приступы одиночества побуждают идти в магазин и делать ненужные покупки, чтобы хоть на время забыться и пережить эмоциональный подъём. Однако этот подъём длится недолго и, как правило, больно бьёт по кошельку.

В. Одиночество может деформировать нашу самооценку.
Одно из самых опасных последствий одиночества - это заниженная самооценка. Человек с низкой самооценкой верит в свою бесполезность и никчёмность. Он считает себя ненужным ни Богу, ни людям, и даже может поставить под сомнение необходимость своего существования.

Г. Одиночество может привести к развитию болезней и к самоубийству.
Наше тело и эмоции взаимосвязаны. Приступ одиночества может привести к озлобленности, депрессии, которая позже может вылиться в физическое недомогание и, в некоторых случаях, к сумасшествию.
Кроме того, многие люди, впадающие в депрессию имеют тенденцию к чревоугодию: они начинают есть для того, чтобы на время забыть о своей проблеме и пережить хотя бы временный эмоциональный подъём. Этот подъём длиться недолго, и, как правило, негативно сказывается на здоровье переедающего человека.
В некоторых случаях одиночество может даже привести и к самоубийству. Это происходит тогда, когда человек уже не видит иного выхода из сложившейся ситуации, как только, лишая себя жизни.

II. БОРЬБА С ОДИНОЧЕСТВОМ

Некоторые советуют одиноким людям вступить в какой-нибудь клуб или побольше времени проводить в путешествиях. Это неплохие идеи, но необходимо помнить, что они не являются решением проблемы одиночества. Приведённые ниже советы помогут вам вырваться из порочного круга мыслей, эмоций и поведения, ведущих к одиночеству.

1. Необходимо понять, что чувство и состояние одиночества свойственно каждому человеку, но оно не должно быть постоянным.
Относитесь к своему одиночеству как к искушению: 1 Коринфянам 10:13а «Вас постигло искушение не иное, как человеческое ». Подобные искушения и испытания проходят и другие люди: 1 Петра 5:8-9 «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою, зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире ».

2. Необходимо признать проблему: Только после того, как вы признаетесь себе и Богу в том, что вы страдаете от одиночества, вы сможете начать по-настоящему бороться с вашим одиночеством и изоляцией.

3. Необходимо осознать причину: Необходимо проанализировать свою жизнь в свете перечисленных выше факторов и причин одиночества и выявить те из них, которые относятся к вам.

4. Необходимо помнить, что Бог всегда рядом и готов вам помочь избавиться от одиночества: 1 Коринфянам 10:13 «Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение , так чтобы вы могли перенести ».
Псалмопевец задаёт самому себе вопрос: «Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? » Но тут же он отвечает: «Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего » (Псалтирь 41:6 ).
Следующий библейский стих может вам помочь утвердиться в данной истине: Псалтирь 30:15-16 «А я на Тебя, Господи, уповаю; я говорю: Ты - мой Бог. В Твоей руке дни мои; избавь меня от руки врагов моих и от гонителей моих ».
Господь призывает нас во всём полагаться на Него, а Он, в свою очередь, обещает дать нам мир и покой: Филиппийцам 4:6-7 «Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе ».

5. Смиритесь с тем, чего изменить нельзя:
Смерть близкого друга или супруга, переезд от родных и близких в другой город или страну - это то, что уже случилось и от нас не зависит. С этим нужно смириться. Библия учит, что «любящим Бога, призванным по Его изволению, всё содействует ко благу » (Римлянам 8:28 ). Иными словами, Господь способен изменить вашу ситуацию к лучшему. Всё что вам нужно сделать, это перестать держаться за прошлое и двигаться вперёд: по примеру апостола Павла «забывая заднее и простираясь вперед, стремитесь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе » (Филиппийцам 3:13-14 ).

6. Пробуйте изменить то, что можно изменить:
Большинство из причин, вызывающих одиночество, могут быть устранены. Если вы избегаете людей из-за своей низкой самооценки… Если вы остаётесь сидеть дома перед телевизором вместо того, чтобы пойти на какие-то общественные мероприятия или на воскресную церковную службу … Если вы или ваш лучший друг переехал в другой город или страну, то вам необходимо сделать над собою усилие и предпринять шаги, чтобы изменить ваше душевное состояние. Вместо того, чтобы убегать от проблемы, уходя в себя, вам необходимо встретить проблему одиночества лицом к лицу:


А. Работайте над своей самооценкой

o Перестаньте понижать свою самооценку, постоянно убеждая себя в том, что вы никому не нужны и ни на что негодны.

o Смотрите на себя глазами Бога. Читайте Библию, особенно те отрывки, которые говорят о Божьей жертвенной любви, открывшейся человеку на кресте.

o Утешайтесь отрывками из Слова Божия, приведёнными в конце статьи.


Б. Займите себя и своё свободное время помощью окружающим.
Когда мы ничем не заняты, тогда у нас появляется время на то, чтобы жалеть самих себя несчастных и сожалеть о своём одиночестве. Господь же приготовил для нас много работы и предназначил нас для добрых дел. Помогайте больным и нуждающимся. Позвоните человеку, подбодрите его. Пошлите ему ободрительную открытку. Вокруг вас, наверняка, есть люди, нуждающиеся в вашем внимании и заботе. Если вы будете внимательны к их нуждам, то вы будете настолько заняты помощью окружающим, что у вас не останется времени на жалость к самому себе. Посвятите себя какому-то определённому делу. Вызовитесь волонтёром (добровольцем) в благотворительной организации, церкви или христианской миссии. Это поможет вам найти друзей и оказать помощь нуждающимся. И таким образом Господь восполнит вашу нужду и избавит вас от одиночества.

В. Что делать с одиночеством?

o Когда вы одни, используйте это время с максимальной отдачей. Уединение (не путайте с одиночеством) может быть полезным. В уединении у вас есть возможность задуматься над своей жизнью, почитать и поразмышлять Слово Божье, помолиться о своих нуждах и о нуждах ближних. Как ни странно, но сегодня многие страдают оттого, что у них совсем нет времени побыть наедине с самими собой и с Господом Богом. Если вы одиноки, то у вас есть огромное преимущество перед остальными людьми.


Г. Постарайтесь завести друзей.
На память приходит детский стишок:

Я пошёл друзей искать, -
Нет друзей на белом свете.
Сам решил я другом стать,
И везде друзей я встретил.

Итак, в поиске друзей старайтесь руководствоваться правилом: хочешь иметь друзей, - будь другом.

Многим одиноким людям сегодня не хватает смелости и упорства в поиске новых контактов и друзей. Им в первую очередь необходимо преодолеть свою застенчивость и боязнь быть отвергнутым окружающими. Если вы относитесь к этой группе одиноких людей, то, стараясь установить и развить дружеские взаимоотношения с людьми, постарайтесь руководствоваться следующими принципами:

o Старайтесь найти знакомых, которые бы разделяли ваши интересы.

o Не бойтесь проявлять инициативу: не стесняйтесь им звонить по телефону. Кто знает, может быть, они, как и вы, находятся в поисках новых друзей.

o Дайте время для того, чтобы ваша дружба развилась и окрепла. Ни в коем случае не перегружайте нового знакомого своим мнением и обилием своих проблем. Учитесь не только давать советы, но и уметь внимательно слушать собеседника.


Д. Домашние животные.
Многие советуют одиноким людям завести домашних животных.
Если вы живёте один, то, возможно, вам не помешает в хозяйстве домашнее животное. Разумеется, кот или собака не заменят вам человека, но с ними вам будет не так одиноко. Однако, часто домашние животные способствуют ещё большей изоляции и одиночеству, т.к. многие делают идола из своего питомца, и приносят ему «в жертву» своих друзей, родных и близких. Посему, заведя домашнее животное, постарайтесь этого не делать, иначе вы так никогда и не избавитесь от одиночества.

Итак, от одиночества можно избавиться. Но для этого от вас потребуется сделать усилия и пойти на определённые жертвы. Обратитесь за помощью к Богу и попросите Святого Духа о водительстве и мудрости в поиске новых друзей. Господь пришёл для того, чтобы дать нам жизнь с избытком. Доверьтесь Ему. Он знает, как сделать вашу жизнь счастливой и полноценной.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Одиночество. Это болезненное чувство: оно ранит, проникая глубоко в сердце. Иногда человеку хочется кому-то сказать о своём одиночестве, но он боится даже заговорить об этом: «А что, если люди не поймут меня? Мне от этого станет ещё больнее, и ещё более одиноко».
Человеческая дружба имеет тенденцию быть неустойчивой. Она во многом зависит от настроения, чувств и эмоций людей. Даже близкие друзья могут охладеть друг к другу из-за проблем на работе или в семье. Друзья могут забыть о вас, оставить и даже предать. Однако Господь Бог никогда не оставит вас и не предаст: Евреям 13:5 «Господь Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя ». Псалтирь 26:9-10 «».
Через жертву Иисуса Христа на кресте, Бог доказал Свою любовь и преданность к вам. Если вы примирились с Творцом через эту жертву, то вы с тали с Ним друзьями. Его Дух живёт в вас, и вы уже не одни: сам Господь Бог находится с вами и в вас!
Перед тем, как покинуть землю, Иисус Христос обещал своим ученикам, что Он не оставит их сиротами, но пришлёт обещанного Святого Духа, который будет нашим утешителем и учителем: Иоанна 14:15-18 «».
Позвольте же Богу утешить вас в период вашего одиночества. Поделитесь с Ним своими чувствами и мыслями о вашем положении и состоянии души. Оставьте горечь и простите тех людей, которые чем-то обидели вас, отказались понять вас или обделили вас своим вниманием. Последуйте примеру апостола Павла. Его тоже все оставили и покинули на суде, но он простил их: 2 Тимофею 4:16 «При первом моем ответе никого не было со мною, но все меня оставили. Да не вменится им! »
Апостол Павел знал, что, хотя люди и оставили его, но Господь был с Ним. Вот как он об этом пишет: 2 Тимофею 4:16-18 «При первом моем ответе никого не было со мною, но все меня оставили . Да не вменится им! Господь же предстал мне и укрепил меня , дабы через меня утвердилось благовестие и услышали все язычники; и я избавился из львиных челюстей. И избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит для Своего Небесного Царства, Ему слава во веки веков ».

Если вы страдаете от одиночества, то знайте, что существует выход из этой проблемы. Он начинается с осознания того, что корень человеческого одиночества заключается в духовном одиночестве - отдалении от Бога.
Первое , что необходимо сделать вам, если вы одиноки, - это примириться с Богом через жертву Иисуса Христа на кресте. Пригласите Иисуса Христа в своё сердце, попросите Его простить ваши грехи и стать вашим Спасителем. Когда это произойдёт, Господь пошлёт в ваше сердце Святого Духа - Духа Усыновления. Это первый шаг, который приведёт вас к тесным взаимоотношениям с вашим Творцом и с братьями и сестрами по вере.
Становясь христианином, вы приобщаетесь к большой духовной семье - семье Бога. Второе , что нужно вам сделать, - это начать постоянно посещать церковь и все церковные мероприятия. Слово Божье призывает христиан не оставлять своих собраний: Евреям 10:24-25 «Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам. Не будем оставлять собрания своего , как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного ».
Третье , что вам нужно сделать, постараться быть не просто прихожанином - гостем в церкви, а прилагать усилия к тому, чтобы служить братьям и сестрам своими дарами, то есть быть служителем.

Если вы сделаете эти три шага, то вы избавитесь от проблемы одиночества.




Слова утешения

Второзаконие 31:8 «Господь Сам пойдет пред тобою, Сам будет с тобою, не отступит от тебя и не оставит тебя, не бойся и не ужасайся ».

Псалтирь 9:10-11 «И будет Господь прибежищем угнетенному, прибежищем во времена скорби; и будут уповать на Тебя знающие имя Твое, потому что Ты не оставляешь ищущих Тебя, Господи ».

Псалтирь 22:4 «Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох - они успокаивают меня ».

Псалтирь 24:15-16 «Очи мои всегда к Господу, ибо Он извлекает из сети ноги мои. Призри на меня и помилуй меня, ибо я одинок и угнетен ».

Псалтирь 26:9-10 «Не скрой от меня лица Твоего; не отринь во гневе раба Твоего. Ты был помощником моим; не отвергни меня и не оставь меня, Боже, Спаситель мой! ибо отец мой и мать моя оставили меня, но Господь примет меня ».

Псалом 67:5-7 «Пойте Богу нашему, пойте имени Его, превозносите Шествующего на небесах; имя Ему: Господь, и радуйтесь пред лицом Его. Отец сирот и судья вдов Бог во святом Своем жилище. Бог одиноких вводит в дом, освобождает узников от оков, а непокорные остаются в знойной пустыне ».

Псалтирь 41:12 «Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего ».

Плач Иеремии 3:19-25 «Помысли о моем страдании и бедствии моем, о полыни и желчи. Твердо помнит это душа моя и падает во мне. Вот что я отвечаю сердцу моему и потому уповаю: по милости Господа мы не исчезли, ибо милосердие Его не истощилось. Оно обновляется каждое утро; велика верность Твоя! Господь часть моя, говорит душа моя, итак буду надеяться на Него. Благ Господь к надеющимся на Него, к душе, ищущей Его ».

Иоанна 14:15-18 «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет. Не оставлю вас сиротами; приду к вам ».

2 Коринфянам 4:8-9,16-18 «Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем…Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется. Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно ».

Евреям 13:5 «Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя ».

Откровение 3:20-21 «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною. Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцом Моим на престоле Его ».

В редакцию «Правмира» пришло письмо: Я не могу понять замысел Бога о cебе. Кому нужно мое несчастье? Мне скоро будет сорок лет, живу в небольшой квартире с мамой. У меня интересная работа, много друзей, пою на клиросе, преподаю в воскресной школе. Внешность у меня обычная, синим чулком в черном платке никогда не была – участвую в мероприятиях компании и т.д. Но я не замужем, даже жениха никогда не было, как и детей. И, наверное, уже не будет….

Здравствуйте, Елена.

Как перестать хотеть семью и детей, как смириться с одиночеством?

иерей Сергий Круглов

Думаю, никак. Смириться с этим невозможно, тем более, слово «смирение» в христианском смысле вовсе не означает «махнуть на всё рукой и сдаться врагу». Одиночество – один из ликов нашего врага, смерти, того врага, которого и победил Христос Господь своею смертью и Воскресением, в победе над которым призваны принять участие все мы. Борьбе с одиночеством посвящено все наше христианское делание – выходу из себя, из скорлупы своего «я», к ближнему, Богу, узнавание и единение с ними в любви. Любовь – самая главная Божья заповедь человеку, стремясь к ней, человек преодолевает одиночество.

Ваши слова: «Как принять волю Божию о себе?» я считаю в данном контексте неверными. Нет воли Божией на то, чтобы мы были одиноки и страдали, Его воля – в том, чтобы мы были счастливы. Говорю искренне, и вовсе не потому, что у священника, дескать, работа такая – «выгораживать» Бога. Бог в нашей защите не нуждается, тем более, когда мы творящуюся беду объясняем Его волей, валим всё на Него. В том, что сердце ваше не принимает разных православно-штампованных ответов на болезненные вопросы, вижу проявление воли Божией. Ведь, Господь каждому из нас дает силы и способности ума, сердца и тела, чтоб бороться за свое счастье.

Христиане должны именно бороться за счастье, а не только «угождать Богу». В нашем представлении, что своими постами-молитвами-исповедью-причастием-деланием добрых дел мы должны «угодить Богу», есть, несомненно, здравое зерно. Ведь для ребенка радостно сделать приятно папе и маме. Но бывает и перекос: во-первых, если мы считаем все это самоцелью, а не лишь средством для чего-то большего.

Во-вторых, если для нас Бог не столько любящий нас и сострадающий нам Отец, сколько грозный Господин и Начальник, то угождение превращается в рабское делание из-под палки, то есть в совершенно противоположное тому, чего Бог хочет от нас.

Почему мы несчастны, почему за счастье, то есть исполнение Божьей заповеди о любви и преодоление одиночества, приходится бороться – бороться иногда тяжко, мучительно, до крови? Потому что мы родились в падшем мире, полном зла, греха, несовершенства и опасности. Жизнь такова, что не щадит никого, едет по нам равнодушно и слепо, не обращая внимания на чьи-то вопли и стоны, хруст костей праведников или грешников под колесом.

То, что мы, вопреки миллиону опасностей, до сих пор живы, можно считать самым настоящим чудом, чудом проявления попечения Божия о нас.

Он пошел ради нас на крест и всегда подставляет Свои руки под те удары жизни, которые постигают нас. Почему и за что всё это зло – вопрос бессмысленный, смысл имеет то, что Бог создал, а зло смысла не имеет. Уместен другой вопрос – что с этим злом делать и как с ним бороться.

Как вам, Елена, бороться за своё счастье? Я, разумеется, не даю никаких советов, тем более что знаю о ваших обстоятельствах только то, что вы сами рассказали в письме, тут заочные советы, которые мы порой легко и охотно раздаем друг другу направо и налево, могут быть «мимо цели», попросту вредны. Представление, что священник знает точные ответы на все вопросы, в корне неверно. Жизнь, увы, ставит гораздо больше вопросов, чем дает ответов. Но и важно задаться правильно поставленными вопросами. Прочитав Ваше письмо, вопросы могут быть такими:

«Я привыкла во всем полагаться на «волю Божью» – звучит православно, но не означает ли это на самом деле, как оно нередко, увы, бывает: я хочу, чтоб Бог, Высший Авторитет, решал за меня, руководил мною – но без моего участия, что я боюсь взять на себя ответственность за свою жизнь?

Вот я написала, что я не синий чулок в черном платке, бываю в компаниях, но не упоминаю о тех мужчинах, которые были вместе со мной в этих компаниях, вообще о тех, которые мне встретились в жизни. Неужели я живу на некой фантастической планете, где совсем нет мужчин? Не может ли быть такого, что мужчины все же встречались, но с ними «не сложилось»? И если действительно так, то почему не сложилось?

Еще раз напомню: я не говорю именно о Вас, Елена, но только даю вам информацию к размышлению. С вопросами, подобными вашему, в храм приходит много женщин, и лейтмотив их жалоб примерно один: хочу иметь мужа, но такие мужики, которые встречаются, мне не подходят, один инфантилен, другой любит выпить, с третьим нет душевной близости. Что делать?

Если отставить в сторону слёзы и жалобы, то реальных пути – два. Либо не размениваться и упорно ждать своего желанного, такого, какой рисуется в мечтах. Но тогда нужно трезво сказать себе: я готова ждать и терпеть годами, возможно, всю жизнь, но без настоящей любви жить не согласна. Господи, помоги мне!

Либо второй путь: вспомнить, что Бог завещал любить реальных, а не придуманных ближних, и что главный способ получить любовь – начать любить самому. И выйти замуж за того, кто есть, кто реально встретился по жизни, пусть он и не идеал. И сказать себе трезво: я готова делать все, что любящий делает для любимого, родить ему детей, быть ему верной, не судить и не отторгать его от себя за его грехи. Готова помочь ему от них избавиться, не ожидая при этом, пока вместе с делами любви придут и чувства. Господи, помоги мне!

И тот, и другой путь – это крест. Не то, что вы назвали «крестом» в письме, а именно это: крест мы несем по примеру нашего Учителя и Спасителя, а Он принял крест осознанно и добровольно. Мучение же и страдание нежеланное, недобровольное, которое только и норовишь сбросить с плеч – уже не крест. И пользы от таких мучений и страданий нет.

Что же я выберу – продолжать сидеть, скорчившись в скорлупе своих нереализованных желаний, коснеть в своих обидах и болячках, в панике наблюдая, как уходят годы, как неудовлетворенность и уныние перерастают в тяжелую депрессию? Или взять и сделать посильные для меня шаги? Каждый решает сам. Только в первом случае – Бог не может пробиться к нам сквозь скорлупу одиночества, которую мы сами усиливаем своим бездействием, а во втором – помогает нести крест, и жизнь обретает смысл.

Потому что каждый крест, пронесенный вместе с Христом, в меру своей веры, кончается не смертью, а воскресением. Доказать этого прямо сейчас я не могу – но могу засвидетельствовать, что встречал и тех, кто в терпении дождался таки свою любовь, и тех, кто в буднях, день за днем, вырастил ее из того, что было под рукой.

Конечно, жизнь полна нюансов, и на деле всё бывает гораздо сложнее, чем в моих размышлениях. В любом случае, желаю Вам, Елена, не отчаиваться, и верю, что всё у вас будет хорошо. Легко? Нет, легко – это вряд ли. Всё настоящее, кровно важное, в жизни всегда завоевывается. В борьбе с самим собой – в первую очередь, со своими страстями, иллюзиями, фобиями, страхами, маловерием. Да, в борьбе есть реальный риск получить раны и покалечиться, но есть и реальный шанс победить, потому что Бог – за нас.

Чувство одиночества бывает разным, иногда оно может быть ложным. Я встречал людей, у которых было много знакомых, но они все равно чувствовали одиночество. Так что есть мнимое одиночество, связанное с тем, что человек хочет, чтобы ему уделяли много внимания, чтобы его любили, а сам он не умеет жить жизнью других людей, не стремится любить, эгоцентричен, зациклен только на себе и гипертрофирует свои чувства, скорби, переживания…

Я думаю, что до пришествия в мир Христа все люди были несчастны, все люди страдали: были они женаты или не женаты, выходили замуж или не выходили, были они богаты или бедны, голодны или сыты, больны или здоровы, - всё равно страдание являлось неизбывным, страдание оставалось непреодолимым… Грех исказил мир. Господь дал Адаму жену - и человеку стало хорошо, но когда в мир вошел грех, то душа человека, даже такого, у которого есть жена и дети, - все равно не может найти успокоения, и поэтому здесь выходит вперед не проблема одиночества, а проблема греха. И если человек борется со своим грехом, если он ищет Христа, соединяется со Христом, - то одиночество можно преодолеть, как и любую другую трагедию земной человеческой жизни, как может преодолеть трагедию нищеты, голода или смертельной болезни человек, если он знает Христа, ищет Христа, если он жаждет духовно, а не материально. Мы знаем, что среди святых многие были очень тяжело больны. Такие многоболезненные святые очень страдали, многое терпели, и тем не менее они все-таки были радостны и обрели блаженство, нашли счастье не только на небесах, но и в земной жизни. Так и человек, если он верит во Христа, то ради Христа он даже готов ОТКАЗАТЬСЯ от земного счастья.

Как есть мученики вольные и невольные, так есть монахи и призванные к подвигу одинокой жизни, и свободно избравшие этот путь, и те, кто этот путь не избирал, невольно живущие в целомудрии. Например, святой праведный Алексий, человек Божий. Он добровольно отказался от того, чего сейчас ищут многие юноши и девушки, и был счастлив, обретя свое блаженство во Христе. Много было пострадавших за Христа мучеников и в XX веке, но к этим новомученикам Господь причисляет, по словам старца Паисия, и инвалидов, и тяжело больных, лишенных утешения детей, и людей, которых постигают страдания и болезни. Если человек самоотверженно, с упованием на Бога переносит все посланные ему скорби, не ропщет, то это вменяется ему в мученичество.

В действительности здесь, на земле, мы все в той или иной степени страдаем, в том числе и от одиночества, чувство которого для человека может быть очень трудным и тяжелым, но если он несет свой крест благодушно, без ропота, - это становится для него подвигом. Самое главное, что после пришествия в мир Спасителя у нас есть Тот, Кто называет Себя нашим Другом, - Христос, - Тот, Кого мы называем, воспевая тропарь великомученице Екатерине, Женихом, Небесным Женихом. И общение со Христом помогает человеку преодолеть одиночество, и радость быть со Христом гораздо больше, чем радость пребывания с самым близким человеком. И здесь естественное одиночество преодолевается сверхъестественным общением со Христом, и человек то, что недополучает по естеству, то, что недополучает по обычным законам этого мира, - восполняет общением со Христом. Преодолевается естественное одиночество, и человек обретает намного больше, чем друга, намного больше, чем жениха, намного больше, чем жену и детей, - обретает Самого Бога в своей душе.

Я считаю, что все проблемы человеческого общения преодолеваются, когда человек идет к Богу. Без возвышения этих проблем на другой, совершенно иной уровень их решить, мне кажется, невозможно. Все спорные проблемы нашей земной жизни, расположенные в ее плоскости, разрешаются только тогда, когда человек выходит за рамки этой плоскости, когда он обращается с молитвой к Богу, когда его жизнь начинает строиться на вере во Христа, - тогда все эти вопросы можно решить.

В Евангелии не пишется о том, что мы будем любимы другими людьми, хотя говорится, что если человек оставит отца, мать, родственников, то обретет гораздо больше, чем у него было./Ср.:Мф.19,29/ Нужно уметь совершить этот подвиг самоотречения, самопожертвования. Когда человек перестает жить для себя и начинает жить для других, начинает жить для Бога, - он меняется и становится близок и интересен очень многим людям. Есть такие одинокие люди (одинокие в смысле отсутствия родственников), которых все очень любят. Мне запомнилось, например, как умирала одна женщина. Очень часто, к сожалению, случается, что мы долго не можем найти человека для помощи по уходу за умирающими людьми. У всех свои дела и заботы, и если у больного нет близких родственников, то очень трудно организовать за ним уход, а иногда такой уход нужен круглосуточно. Так вот, когда эта женщина умирала, люди записывались в очередь, чтобы подежурить у ее постели, так всем с ней было радостно и хорошо. Поэтому очевидно: очень часто человек находится в тяжелом состоянии одиночества только потому, что не умеет служить другим, не умеет любить и жертвовать собой, а лишь постоянно требует чего-то от остальных. В этом случае нужно научиться жить для других. Если у тебя есть какая-то скорбь, если ты одинок и впал в уныние, - нужно найти человека, чьё одиночество гораздо больше, чем твое, кому еще хуже, чем тебе, помочь ему, - и твое одиночество и уныние обязательно пройдут. Как сказал святой праведный Иоанн Кронштадтский святому праведному Алексию Мечеву, когда тот потерял матушку: «Иди к людям и, помогая им в их скорбях, ты забудешь о своей скорби». Так и здесь: когда человек разделяет скорби своих ближних, когда он помогает другим в их болезнях и печалях, то его собственная скорбь делается намного меньше: он видит, что есть люди, которые страдают гораздо больше, чем он, - и приходит в трезвое, правильное внутреннее состояние.

Например, незамужняя, страдающая от одиночества девушка… Она может пойти работать в школу учительницей и всю жизнь посвятить своим ученикам: полюбить этих детей, у которых очень часто есть проблемы, взять их в свое сердце, заботиться о них, любить их, служить им, помогать учиться… Такой подвиг, возможно, очень трудный, но и радостный, если есть любовь. Нужно научиться любить - тогда никакого одиночества не будет.

Человек, конечно же, нуждается в тепле и сочувствии других людей, тому, кто не имеет такого тепла, жить весьма трудно, даже немного искажается его душа. Например, дети, которые не получили любви и тепла в детстве, дети, которые находятся сейчас в домах ребенка, - в чем-то ущербны, и восполнить потом этот недостаток любви очень тяжело. Так, в период подросткового возраста детям нужны друзья, но еще не так сильно, как впоследствии, в этот период мать заменяет им друзей, а вот во время взросления, в молодые годы они очень нуждаются в друзьях. В зрелые годы наличие друзей уже не так для человека обязательно, хотя важно, чтобы кто-то был рядом. Но христианин должен перерасти эту естественную потребность. Жизнь ему для того и дана, чтобы научиться жить в радости с Богом. Естественные, дружеские отношения оказываются не так важны для человека в дальнейшем, эта проблема перестает быть такой острой, хотя все равно остается. Она остается, пока человек не достигнет совершенства. Я не думаю, что святой праведный Алексий Мечев чувствовал себя одиноким после смерти жены, хотя какое-то время это, конечно, было. И я не думаю, что отец Иоанн Крестьянкин перед своей кончиной чувствовал одиночество, так сильно его любили другие люди. Но его любили другие люди - потому что он любил! Так с чего начать?! «Одиночество - это плохо». «Полюбите меня - а я полюблю вас». Нет, ты полюби, и тогда другие полюбят тебя! Ты научись любить - и тогда твое одиночество прекратится, в ответ на твою любовь обязательно отзовутся другие люди.

У некоторых в действительности есть много друзей и знакомых, но они все равно чувствуют одиночество. Это, я думаю, одиночество без Бога, без духовной жизни, одиночество, может быть, от усталости, и здесь мы сталкиваемся с мнимым, ненастоящим чувством одиночества. Человек считает это одиночеством, а на самом деле это что-то другое. Я знал одну женщину, которая на исповеди все время жаловалась мне на свое одиночество, хотя у нее были замечательные сыновья, один из которых - священник, хорошая невестка, прекрасные внуки, которые все ее любили. Эта женщина продолжала в каком-то смысле оставаться центром всей семьи, но она все равно жаловалась на одиночество и говорила: «Все мои друзья умерли, мужа рядом со мной нет». Ей как будто чего-то не хватало. Мне кажется, что ей не хватало правильного устроения души.

Я считаю, что всегда, когда нас постигает какая-то скорбь, трагедия или драма, когда мы сталкиваемся в жизни с какими-то неудобствами или терпим в чем-то недостаток, - мы должны не просто просить и требовать чего-то у Бога, а задуматься о причине происходящего с нами. Нет, допустим, у молодой девушки жениха. Надо не просто просить у Бога: «Дай мне жениха», а нужно задуматься: «А почему Бог не дает мне жениха?» В чем причина этого? Может быть, мне нужно чему-то научиться, прежде чем Бог пошлет мне супруга? А может быть, мой путь иной и Господь зовет меня к какому-то другому подвигу, более высокому? Возможно, я нужна другим людям, а не одному только человеку: не жениху, а тем же самым детям? Например, директор нашего детского дома - одинокая женщина. И если бы у нее был муж, у нас бы, возможно, не было детского дома, потому что всё держится на ней. Кому-то нужно пожертвовать своим личным счастьем для того, чтобы служить другим, если мы христиане! О ком-то есть такая воля Божия! А то, что иногда бывает тяжело и трудно, - это естественно, без трудностей нельзя ничему научиться. Одна старшая сестра больничного отделения говорила, что когда в ее работе встречаются проблемы, препятствия, искушения (не хочется идти в палату, устала ухаживать за больными - разные бывают трудности у сестер) и она сдается, начинает пребывать в плохом настроении, идти у него на поводу, - то делается еще хуже. А если все-таки себя превозмочь, если помолиться Богу, попросить у Него сил и постараться относиться к своему служению так же ответственно, так же серьезно, как и раньше, - то еще большая приходит радость, еще большая дается благодать от Бога и открываются другие силы, появляется другое умение в душе.

Научиться ходить - очень трудно. Ты падаешь, ползаешь все время по полу на четвереньках. Но если ползать на четвереньках - ходить никогда не научишься. И научиться говорить тоже иногда трудно, как и научиться писать. Вообще приобрести определенные навыки, а речь здесь идет не о каких-то навыках естественных, а о сверхъестественных: о любви, о настоящей вере, - это всегда очень трудно. Но когда человек их приобретает - эти трудности начинают казаться ему ненастоящими и уже его не смущают.

В наше время часто встречаешься и с тем, что человек специально остается одиноким для того, чтобы лучше, как ему кажется, устроить свою жизнь, - и это, конечно, эгоизм. Многие современные люди сейчас даже НЕ ХОТЯТ жениться, НЕ ХОТЯТ выходить замуж, стремясь жить так, как им нравится. «Я, - говорят они, - еще не нагулялся, я не сделал того-то, я еще ничего в жизни не достиг. Вот когда я чего-то достигну, когда получу все удовольствия, - тогда буду искать себе супругу». Это другой, в совершенно другую сторону крен греховный.

Есть еще и явление стремления к «дружбе» с духовником, как к одному из способов преодоления одиночества и компенсации недостатка общения. Бывает так, что иногда «старые» духовные чада становятся друзьями Батюшки, и Батюшка с ними куда-то ездит, проводит вместе с ними время, ходит в гости, - отношения действительно устанавливаются дружеские, то есть лучше сказать, что дружеский элемент входит в эти отношения, которые могут оставаться очень благоговейными. Эти друзья из духовных чад относятся к Батюшке снизу вверх, сохраняя правильную дистанцию, но в то же время оттенок этих отношений дружеский. Для молодых людей это очень опасная вещь, потому что некоторые девушки, которые еще не вышли замуж, пытаются иногда найти в духовнике тоже какого-то друга: начинают обижаться на духовника, ревновать, надоедать ему звонками и какими-то вопросами, не имеющими отношения к исповеди. Я понимаю всю тяжесть положения одинокой девушки, которая хочет выйти замуж (сейчас у нас очень много таких православных девушек), но тем не менее она должна понимать, что духовник - не друг. Он для того, чтобы быть посредником между девушкой и Богом, для того, чтобы помочь утвердиться в вере, а не затем чтобы вести с ней долгие разговоры на исповеди, не для того, чтобы отвечать на ее телефонные звонки и ходить к ней в гости. Если так складываются отношения, эти отношения - неправильные, и девушка не получает духовной пользы. Я могу раскрыть одну небольшую духовную тайну: часто бывает так, что когда девушка выходит замуж, все ее духовные вопросы, проблемы и трудности почему-то исчезают, и на исповедь она перестает ходить часто, появляется достаточно редко. Мне кажется, это говорит о том, что раньше, до замужества, у нее была не настоящая духовная жажда, а неудовлетворенное одиночество, которое, с одной стороны, - реальная проблема, но, с другой стороны, избавляться от него за счет низведения духовных отношений до дружеских - неправильно.

Понять, что это неправильные отношения, можно так: если они становятся душевными, а не духовными, то есть если появляется привязанность, обида, ревность, зависть к тем, кто отнимает у духовника больше времени, - значит, в этих отношениях что-то не так, значит, в них есть что-то неправильное и с этим нужно бороться.

По поводу стремления компенсировать недостаток общения с людьми общением с животными следует сказать, что человек - существо удивительно богатое, в его жизни есть разные элементы, включающие в себя в том числе и общение с животными. Я знаю одну девушку, которая замечательно общается с лошадьми, с собаками, однажды она спасла вороненка, перевязав ему крыло, - но все это вовсе не вместо общения с друзьями, так как одно другому не мешает. Сердце человека - достаточно широко и может вместить в себя очень многое, всё многообразие отношений с земными существами, с животными, населяющими этот мир.

Я думаю, чувство одиночества возникает, когда человек не ощущает любви Божией и стремится ее получить от других людей, но люди никогда не дадут человеку того, что может дать Бог, поэтому в этом случае лучше всего помолиться Богу. А Евангелие прямо говорит нам: «Не делайте добра тем, кто вам ответит на это, а делайте добро тем, кто ответить на это не сможет «. /Ср.:Мф. 5,44-47/ То есть Евангелие зовет нас научиться любви бескорыстной, возвыситься над естественным порядком вещей, который существует в этом мире. Но, с другой стороны, по человеческой немощи мы всё же нуждаемся в друзьях. И у самого Христа были друзья, Лазаря Он называл Своим другом /Ср.: Ин. 11,11/, так что дружеское общение является естественным и в какой-то мере необходимым.

Причем в Церкви мы стараемся все-таки говорить о факторе духовном, а не психологическом, и друзья прежде всего должны быть близки духовно. Психологический фактор оказывается на втором плане: часто случается, что люди совершенно разные становятся замечательными друзьями.

Старец отец Павел Груздев говорил: «Всех люби и всех бойся». Эти слова подразумевают и некоторую осторожность, и определенную дистанцию в общении с другими людьми, потому что общение может быть не только любовью, не только дружбой, но и привязанностью и иметь какие-то перекосы.

Иногда одиночество - это хорошо. Я порой очень хотел бы остаться в одиночестве, но мне этого Бог не дает, потому что приходится общаться с разными людьми, заниматься многими делами, а побыть одному иногда бывает полезно и необходимо. В Евангелии сказано, что, чтобы помолиться, нужно затворить двери, остаться одному и в одиночестве обратиться к Богу /Ср.: Мф. 6,6/. Святые искали одиночества, уходили в пустыню, скрывались от людей в лесах.

Порой и для многодетной мамы хорошо оставаться на какое-то время одной, потому что ей тоже нужно побыть с Богом, помолиться. Это очень важно для мамы - находиться иногда в тишине. Но в то же время нужно нести свой крест и следовать воле Божией.

Если говорить о настоящих друзьях - их можно найти и на работе, и во время учебы. Одна из выпускниц училища сестер милосердия рассказывала, как она нашла друзей, пока училась в училище. Так что для молодых людей есть такой способ поиска товарищей: найти место, где учатся единомышленники, где находятся люди, которые одинаково с тобой думают, одинаково с тобой мыслят, стремятся к подвигу, ищут служения ближним…

Если жить с Богом, молиться Богу - всё можно преодолеть, и само одиночество, которое так тяжело переживается людьми, может быть во благо человеку, если он ищет спасения своей души, если он с Богом.

Марина ВАСИЛЬЕВА, координатор службы добровольцев «Милосердие»: Я обычно сталкиваюсь с чувством одиночества не в себе, а в других людях: наших подопечных или друзьях. Причем если друзьям еще можно дать прочитать эти слова (они как православные люди постараются хоть в какой-то мере применить к себе Ваши советы), то вот с подопечными ситуация гораздо более сложная.

Да, с одной стороны, мы (добровольцы) и нужны для того, чтобы своим присутствием, и общением, и помощью восполнять недостаток любви у наших подопечных насколько это в наших силах. С другой стороны, чувство одиночества у них часто настолько обострено, что отношения с добровольцами переходят в некий «террор», когда добровольцу начинают почти приказывать: «приходи ко мне каждый день», «почему ты мне не звонишь каждые два часа» и т.п.

Мы стараемся - опять же насколько это в наших силах - способствовать воцерковлению этих людей. Но даже когда удается более-менее наладить духовную сторону жизни подопечных: они читают Евангелие, молитвы, регулярно причащаются, имеют возможность побеседовать со священником - все равно одиночество их ОЧЕНЬ сильно преследует. Может быть это такой некий «голод по любви», который не утоляется даже несколькими годами неодинокой жизни?

Если же человек жил духовной жизнью до того, как постарел, заболел, остался один - у него обычно не бывает таких переживаний.

Хотя наверное, на самом деле, все проще - это мы не в состоянии им дать настоящей любви - вряд ли люди рядом со святыми чувствовали свое одиночество?

Прот. Аркадий ШАТОВ: Как-то один очень хороший батюшка, отец Александр Киселев, сказал своему собеседнику, который давал ему советы, как не скорбеть после смерти жены: «Да-а-а-а! Советы давать легко, все равно, что камушки вниз бросать с колокольни, а выполнять их - все равно, что тяжелые камни снизу наверх на колокольню таскать!».

Подавляющее большинство наших добровольцев молоды и здоровы, и прочувствовать горе одиноких, брошенных, больных, пожилых людей мы не можем. Мы можем в меру наших сил помочь, утешить этих людей, усердно о них помолиться, терпеть их капризы и придирки.

Их страдания не должны ввергать нас в уныние и отчаяние. Есть Тот, Кто любит их больше нас и больше нас может им помочь. Они совершают свой подвиг терпения болезни и одиночества, мы должны поддержать их в этом.

Отец Иоанн (Крестьянкин) говорил мне, что задача сестры милосердия научить больного полюбить свою болезнь, понять ее смысл.

Не знаю, есть ли среди нас люди, которые могли бы это исполнить. Для этого нужно самому любить свой крест, испытать болезни и скорби, преодолеть уныние, научиться любви.

Будем делать то, что можем, будем стараться сами исполнять советы святых отцов и евангельские заповеди, а все наши и не-наши скорби и печали возлагать на Господа, у Которого нет недостатка в любви!

Что такое одиночество?

Каждый из нас хотя бы однажды пережил ситуацию, в которой ощутил себя оставленным, и, прежде всего, близкими. От этого, бывает, наворачиваются слезы. А если уж оставляет любимый человек, то это почти трагедия, и хочется выть или плакать навзрыд оттого, что он (или она) вдруг оказывается без своей половины. По словам одной одинокой женщины, она готова прилепиться, как осенний листок, на любую проходящую спину, либо все время попадаться кому-нибудь на глаза с одной целью, чтобы заметили, чтобы как-то догадались, что кроме них есть еще и она, которая нуждается в самом малом – в общении, хотя бы просто попить вместе чаю, – и счастья на целый день.

Странно, но точно так же чувствуют себя одинокие старушки или старики, у которых есть дети и внуки, и даже правнуки. Но они живут одни и страдают оттого, что их не приглашают даже в гости ни дети, ни внуки. И не звонят и не интересуются здоровьем, и не подумают, что, может быть, эта старушка или этот предряхлый старик давно умерли и запах смерти витает в их однокомнатных квартирах.

Как страшно оставаться одному… И с каждым годом одиночество становится все более непереносимой мукой. Наверное, поэтому заводят кошек или собак – хоть какая-то живность в доме. А если всмотреться внимательно в эту прозу нашей жизни, то очень скоро находишь причины такого состояния. Его корни стыдливо скрываются в эгоистической пленке горделивой души человека. Когда в еще молодые годы, мимоходом, растрачивая на пустое здоровье и душевные силы, проходишь, не замечая одинокого соседа по лестничной площадке. И вспоминаешь о нем, когда приезжает «скорая» или другая машина, чтобы увезти навсегда то, что осталось от человека, незаметно ни для кого перешедшего в иной мир.

Или к своим родным детям относишься так, что они, по достижении ими определенной взрослости и материальной самостоятельности, буквально бегут из родного дома с одной целью – обрести свободу, чтобы их не тюкали каждый день за любую мелочь, и почувствовать себя, наконец, человеком, а не плодом диктаторской любви родителей.

Впрочем, одиночеством страдают не только старики. Чувство одиночества стало своеобразной болезнью современного общества.

Даже совсем молодые люди нередко жалуются на одиночество, хотя внешне у них все нормально: семья, дети, но, тем не менее, чувство одиночества периодически возникает не только у взрослых членов семьи, но даже и у детей. У подростков это чувство появляется после того, когда они с раздражением говорят своим родителям: «Не учите меня жить!» А совсем маленькие, недавно родившиеся, плачут оттого, что их подолгу не берут на руки, и уже в этом младенческом возрасте они неосознанно страдают от одиночества.

Еще одна совсем молодая девушка живет в большой и внешне, как кажется, дружной семье. И, тем не менее, тоже страдает от этого чувства, хотя ей до замужества еще не скоро.

Даже в семьях священников встречаются такие же проблемы. Одна женщина – родственница супруги священника, будучи в паломнической поездке, поделилась своим наблюдением: матушка совсем закрутилась с детьми, помощников практически нет, и, несмотря на большое семейство, чувствует себя просто брошенной. Конечно, у батюшки много забот, и он всегда на людях. Все его любят, и он всех любит, и всем он нужен… А дома он совсем другой, как будто его кто подменяет: не то, что строгий, а даже порой злым бывает, и слова его такие колючие. И оправдывает свое отношение к ней и старшему тем, что воспитывает не маменькиного сыночка, а воина - в строгости и беспрекословном повиновении. Неужели это тот скромный семинарист, которого она некогда выбрала себе в мужья, – и так изменился, хоть разводись. Да куда с малыми детьми пойдешь? Вот и смиряется.

Да как же так, да можно ли этому верить? Святитель Тихон Задонский по этому поводу писал: «…ежели дети ваши злы будут, то внучата злейшие, а правнучата и того злейшие. Злой бо отец добра не научит сына, и так зло будет расти, пока судом Божиим искоренится; а всему тому злу корень и начало есть злое наше воспитание».

Замуж выйти не напасть, как бы замужем не пропасть, – эта русская поговорка ой как точна. Может быть, поэтому православные девушки осторожничают, не бросаются на шею первому попавшемуся. Не рискуют начинать разговор первой. А если даже и говорят на какие-либо темы, то вопрос о замужестве обходят десятой дорогой, чтобы никто не мог и подумать, что какой-то молодой человек ей нравится. Вот и сидит дома одна, вот и мучается одиночеством.

Конечно, если уж коснется молодых сердец любовь, то слова сами собой находятся, да и слов-то никаких особенных не надо. Надо только видеть эти глаза, эти красивые лица двух людей, которые никого вокруг не замечают, и больше ничего им не надо… Вы видели лица влюбленных – они всегда красивые, они светятся. И ходят счастливые до самой свадьбы. Как правило, и потом счастливые, до самой старости, и все у них хорошо, и любящие дети, и внуки, и даже правнуки.

Бывает, правда, и иначе. Поживут немного – первые две-три недели, а потом вдруг проявляется характер. У каждого свой. Потом выясняется, что он по ночам храпит, и к этому надо как-то привыкать. А она любит ходить по магазинам. Потом вдруг открывается, что она не умеет приготовить обед, в лучшем случае может сделать бутерброды. Потом она вдруг ловит его взгляд на других женщинах, пусть даже мимолетный, но взгляд. У нее еще нет ревности, она еще придет, но уже сейчас закрадывается сомнение. С каждым днем открываются все новые непрочитанные страницы, и не всегда приятные. Некоторые и не удивляются этой прозе жизни. Ко всему можно привыкнуть, если есть любовь, а если ее нет, то эта проза жизни постепенно начинает угнетать по-настоящему. И появляется чувство одиночества, как раз в тот момент, когда неуловимым образом растворяется в житейских испытаниях любовь.

А есть семьи бездетные. Поначалу еще нет больших проблем: живут, как говорится, в свое удовольствие. Но с каждым годом это удовольствие улетучивается и наступает момент, когда появляется вопрос. Почему они, такие молодые, здоровые и сильные, не могут родить ребенка? Верующие находят ответ относительно быстро – значит, надо изменить свою жизнь, избавиться от каких-то грехов, либо так угодно Богу и надо потерпеть и ждать милости Божией. Скорее всего, эти молодые люди еще не вполне готовы к рождению ребенка по каким-то обстоятельствам. И Господь медлит исполнить их прошение. И это тоже своего рода одиночество.

В такой ситуации начинают нередко думать: «Может быть, взять ребенка из детского дома и воспитывать, и заменить ему родную мать и родного отца?» Но готовы ли молодые люди к такому подвигу?

Кто бывал в детских учреждениях, знает, как непросто реагирует душа на такое посещение. Достаточно переступить порог детского дома, как на тебя уже смотрят сорок пар любопытных глазенок, и почти все примеривают себя в качестве приемного сына или дочки. Кто-то даже может подойти и сказать: «Возьмите меня с собой, я буду очень послушным». О таких случаях рассказывали те, кто уже посещал эти учреждения, в том числе и по служебному долгу. Дети пытаются использовать любую возможность, только бы их взяли в семью, пусть даже неполную, но взяли, чтобы вдруг нашлась мама, а еще лучше, и папа тоже. Как здесь откажешь, а если и откажешь, что ответишь своему сердцу, которое будет ныть от непонятной причины. Это ведь не собачонка какая или кошечка брошенная, которую тоже помнишь и не можешь забыть кошачьи глаза, ждущие хотя бы прикосновения руки или чего-нибудь съестного.

Не зря ведь в языке есть слово «пол», обозначающее совокупность только мужчин или только женщин. Но это и половина целого, ибо ни мужчина, ни женщина не могут составлять некое целое в своем одиночестве.

Есть ли какой-нибудь выход из одиночества? Без жертвенности - никак.

Человек, в котором глубоко сидит гордынька эгоиста, привыкает жить один потому, что ему так комфортно, потому, что он не может смириться с тем, что кто-то будет рядом и потребует его время, его внимание, а возможно, даже начнет командовать, подчинять себе, своим прихотям и привычкам, а без любви вытерпеть такое можно лишь в случае, если этот кто-то родная мать или отец, брат или сестра.

Наверное, поэтому так много разводов, не могут ужиться два одиночества, два человека, каждый из которых ищет свою выгоду, свое удовольствие от жизни, но только до тех пор, пока сама жизнь не предъявит к ним серьезных требований. И тогда это сожительство рассыпается в прах, разбегаются два одиночества и спешат каждый в свою прежнюю скорлупу до следующей встречи с таким же одиночеством. Здесь нет семьи, здесь обычное сожительство. В нашем социуме вполне открыто сложился морально терпимый образ жизни молодых людей, которые позволяют себе все, не будучи в браке. Они тоже одиноки, понимая, что их отношения временны. Особенно от этого страдают девушки-женщины, почти всегда стремящиеся создать семью и рожать детей.

А как живут те, кто одиночество избрал в качестве единственного пути спасения своей души? Как живут монахи? Чтобы ответить на этот вопрос, надо быть монахом, иначе все ответы будут далеки от истины.

Из литературы, в том числе художественной, мы знаем о трудностях монашеской жизни. Какими удивительными являются для нас примеры святых угодников Божиих - преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского. Ведь они в буквальном смысле обрекали себя на одиночество: в глухих лесах обустраивали свои кельи и молились день и ночь, не страшась ни холода, ни зноя, питаясь тем, что Бог пошлет. Чтобы уйти в монастырь и принять постриг, надо быть готовым умереть для мира. Дадут другое имя, а твое уйдет в небытие и останется только в паспорте и иных государственных учетах, а фамилия будет упоминаться в скобках после имени, которое дается при постриге.

Но что означает – умереть для мира? Забыть всех своих друзей и даже родственников и переселиться из комфортной квартиры в какую-то келью? Но и эта жизнь подойдет когда-нибудь к последнему своему рубежу и тогда придет действительное одиночество, когда монах или монахиня, обремененные болезнями и изрядно состарившиеся, предстанут перед лицом не мнимой, а вполне реальной смерти. Мнимое одиночество завершится встречей наедине с последней минутой. Умирает человек один, так же, как всегда умирали и умирают смертные, и трепещет душа от ужаса смертного и своего одиночества.

Сам Господь Бог наш Иисус Христос, когда был распят на Кресте, также испытал чувство одиночества и оставленности. В Евангелие от Матфея мы читаем: «…около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты меня оставил?» (Мф., 27,46). Блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский, поясняет эти слова Спасителя так: «…Он истинный человек, а не призрачный, ибо человек, будучи животолюбив, по естеству своему хочет пожить. Поэтому, как в том случае, когда скорбел и тосковал, Он показывал в Себе естественно свойственную нам боязнь смерти, так теперь, когда говорит: для чего Ты Меня оставил? – обнаруживает в Себе естественную любовь к жизни».

Как же избежать чувства одиночества? Есть ли хоть какое-то лекарство духовного свойства?

Святые отцы Церкви, и не только они, говорят, что есть. И об этом мы слышим почти каждый раз, когда находимся в храме на богослужении, когда поют или читают тексты, наполненные божественной любовью Господа нашего Иисуса Христа к нам, грешным. Вспоминаем ли мы своего Ангела-хранителя? А ведь он всегда рядом, просто мы о нем забываем, и потому не обращаемся к нему за помощью, потому, что наша духовная жизнь в лучшем случае ограничивается храмом и богослужением. И поэтому не ощущаем его постоянного присутствия. Именно он будет сопровождать душу умершего после земной жизни, дабы она не устрашилась картины Страшного суда. Мы ведь даже забываем о нем, когда стоим перед выбором: совершить грех или воздержаться от него. В данной ситуации каждый человек находится в некотором одиночестве, потому что за него никто не примет решения, грешить ему или не грешить. Более того, он даже забывает обратиться молитвенно за советом и помощью Богу, к своему Ангелу-хранителю или просто к духовному наставнику. А после совершения греха мается, потому что чувство одиночества усиливается, и человек хочет спрятаться от людей, как Адам и Ева пытались спрятаться от Бога после грехопадения

Вместе с Ангелом-хранителем за каждого крещеного человека молится святой угодник Божий, чье святое имя он носит. Сама Пресвятая Богородица простирает свой честной Покров над каждой заблудшей душой, потому что Господь Бог Иисус Христос любит каждого безмерно. Вот же оно, лекарство от одиночества, – исполняй заповеди Божьи, люби ближнего, проси у Господа помощи - и ты уже не одинок.

Любовь есть верное лекарство от одиночества. Даже если тебе очень плохо и ты находишься в крайней ситуации, но кого-то любишь и пытаешься помочь любимому человеку, или малознакомому, или вовсе незнакомому, то ради этой твоей жертвенной любви Господь пошлет тебе помощников и укрепит твой дух Своей благодатию, ни с чем не сравнимою на земле. Быть вместе с Богом, соединиться с ним, – значит достичь Царства Божия, которое внутри нас. Невозможность видеть Бога, а тем более соединиться с ним, – это состояние ада.

Избави нас всех Господи от чувства оставленности и одиночества!

Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского. Издано в Синодальной типографии. Москва, 1889. - С.118.

Феофилакт Болгарский. Благовестник. Книга первая. Изд-во Сретенского монастыря. М., 2000, С.245.

Протоиерей Александр Шестак

Одиночество не сладко всякому человеку. Но особенно печально переживается оно женщиной. Ее призвание — жить для кого--то. В этом смысл ее бытия и путь спасения. Она сотворена, как помощник, как второе лицо. И каково ей, когда нет объекта заботы? Женщина рождается с потребностью любить. Природа любви необычайно сильна даже в самой эгоистичной и себялюбивой женщине. Беспокоен и неуравновешен душевный мир женщины с таким характером. Оттого, что живет она в несогласии со своим естеством.
Говоря о христианском браке, Апостол обращается к мужьям: Мужья, любите своих жен (Еф. 5, 25). И далее он неоднократно повторяет это. Женам наказ о любви Апостол не адресует ни разу. Мужчина в какой-то мере понуждает себя к любви, его любовь более осознанна. В женской любви больше природного. Ей, как говорит русский философ, предназначено «быть живым источником любви».

В браке проще и естественнее реализуется женское призвание. Однако не всем дается счастливое замужество. Как же быть тем, кто не нашел жениха или пережил развод, потерял супруга? Не воспринимать свою ситуацию, как абсолютное несчастье, жизненную неудачу, крах всех надежд и стремлений. Вспомнить, что в мире нет ничего случайного. Во всем, что происходит с нами — благая воля Божия. Любое наше житейское несчастье, и одиночество в том числе, скорее не наказание, а призыв. И, возможно, любовь одинокой девушки или женщины способна на большее, чем семья. Объектом ее любви и попечения может быть Сам Господь. В Евангелии рассказывается о женщине, которая купила за большую цену сосуд с благовонным миром и, разбив его, возлила миро на Иисуса. Некто стал роптать на такую, по его мнению, нерациональную трату денег, которые можно было бы раздать нищим. Но Иисус сказал: оставьте ее; что ее смущаете? Она доброе дело сделала для Меня. Ибо нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете. … Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет, в память ее, и о том, что она сделала (Мк. 14, 6-9). И почти два тысячелетия христиане всего мира назидаются ее поступком. Теперь мы не можем послужить Христу непосредственно, как это сделала та женщина, но мы можем послужить Его Церкви. И если взять женское служение Церкви, то оно всегда было и есть. Одиноким, конечно же, проще. Незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, …а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу (1 Кор. 7, 34). Находится дело и простым и премудрым. Трудно представить жизнь православного прихода без активного участия женщин. Уборка храма, починка или шитье облачения, готовка, а приходские столы порой бывают очень многочисленны. Потом — цветники, раздача вещей и продуктов нуждающимся, стенгазета и приходской листок, бухгалтерия. Клирос тоже большей частью женский. Просфоры, преподавание в воскресных школах. Кто любит Христа, приходят и трудятся. А труд в храме, даже самый простой, всегда творческий, потому что — ради Христа и перед Христом. Это и общая молитва, и общее дело, и то, что «как бы мы ни были слабы и худы порознь, но так радостно чувствовать, что для всех нас — одно самое главное» — Христос.

Женщине вверено рождение. Это тоже ее призвание — отдавать себя другому существу. И для большинства женщин невозможность иметь детей — трагедия. И увидела Рахиль, что она не рождает детей Иакову…, и сказала Иакову: дай мне детей, а если не так, я умираю (Быт. 30, 1). Но и здесь можно подняться над житейской ситуацией к высшей цели. Женщина может иметь детей и не родив их по плоти. Добрые дела, дела милосердия, любви к Богу и людям — тоже ее дети. Мне приходит на память история одной женщины. Она была замужем, очень любила мужа, хотела детей. Но семейного счастья не получилось. Сначала не-удачная беременность навсегда закрыла детскую тему. Потом болезнь. В довершение всего муж ушел к другой. Развод и одиночество. Страдала она необыкновенно, тем более, что часто видела бывшего мужа и его жену, знала, что у них родился ребенок. А была она учительницей и всю любовь, которой не дано было излиться в своей семье, она отдала чужим детям. Потом она стала ходить в церковь. Сначала из любопытства. А потом, когда воцерковилась, ей нашлось дело и на приходе. Не оставила она и своих школьников, особенно ребят из неблагополучных семей, возила их на церковную службу. Удивительно было видеть, как эти, мало воспитанные, собственно, брошенные родителями дети, слушались ее. Не шумели, терпеливо стояли на месте. И это в свой законный выходной! Такой авторитет дает только любовь. А потом — много лет преподавания в приходской воскресной школе. Вначале, когда не было никаких методик, всякий урок нужно было придумывать и строить самой. Затем — курсы катехизаторов. Да еще она «родила» приходской театр. Разве хватило бы на это времени и сил у семейной женщины? Она одна, но не одинока, к ней особенно подходят слова Апостола: у оставленной гораздо больше детей, нежели у имеющей мужа (Гал. 4, 27).

Одиночество — это испытание. Не всем удается его правильно пройти. Сколько людских трагедий стоит за воспитанной безбожным миром самоуверенностью: «Я тоже имею право на свое женское счастье!» Сколько женщин всеми способами отстаивают «право» на мужчину. Когда случается указать на греховность встреч с женатым человеком, или блудного сожительства, чаще всего слышишь именно эти слова о праве на женское счастье. Нередко позиция — во что бы то ни стало получить свое «женское счастье» — оправдывает разрушение чужой семьи, лишение детей отца, обращение к колдунам и магии. И все это делается «во имя любви»! Волшебное слово, оправдывающее преступление и глупость. И не имеющее никакого отношения к любви истинной! Как-то одна знакомая привела ко мне молодого мужчину, сказала, что они собираются вступить в брак. Попросила благословить и повенчать. Конечно, проникнуть в будущее трудно, но их союз показался таким неразумным, таким нелепым, а решение было слишком скорым, что я попросил их отложить событие на пару месяцев. Тогда невеста сказала: «А я прошу благословить. Потому что, если вы не благословите, мы все равно сделаем по-своему. Без благословения». Вскорости, после брака пришли обещанные Апостолом скорби по плоти (1 Кор. 7, 28). И супруги, как люди, почти не имевшие ничего общего и почти не знающие друг друга, не смогли противостоять искушениям. А «женское счастье» бывшей супруги воплотилось в горьком болезненном опыте, который возможно (дай-то Бог) остановит ее в дальнейшем.

Семейное счастье не может быть уделом каждой. Одинокие женщины были всегда. Войны, несчастные случаи, болезни гораздо чаще уносят мужские жизни, чем женские. Отсюда и нехватка женихов и нередкое вдовство. И всегда были мудрые жены и девицы, которые в своем одиночестве умели увидеть не обделенность, а призвание. «Когда человек находит в себе силы согласиться на испытание, посылаемое Богом, он делает этим огромный шаг вперед в своей духовной жизни». Правильно распорядиться состоянием одиночества — значит стараться уподобиться в своей человеческой любви — любви Божией. Бескорыстно изливая ее на всех, кто в ней нуждается. Такое одиночество способно поднять человека на новый уровень общения с Богом. И Господь Сам приблизит его к Себе, ибо Бог одиноких вводит в дом (Пс. 67, 7).

Статья из журнала "Славянка" №4 (46) за 2013 год