Экономические научные знания: сущность, функциональная структура. Основные особенности экономики знаний Что такое экономика знаний

Особую роль в современной экономической эволюции общества играют знания.

В современных условиях знание и технология становятся мощным конкурентным преимуществом в борьбе за темпы экономического роста и одним из внутренних резервов национальных экономик. Как сказал Пол Ромер в своем интервью «Форбс АСАП», если мы перестанем искать новые идеи, то наша способность к росту будет серьезно ограничена. Идеи, весь процесс открывания нового - вот что является причиной роста.

Глобализация и усиление взаимосвязи между странами, научно-технический прогресс и новая технологическая база превращают экономическую систему в диверсифицированную и конкурентоспособную, с ростом инновационной активности, увеличением доли высокотехнологичных и интеллектуальных отраслей. Это - особая, новая, наукоемкая экономика, в которой знания играют ключевую роль. Они являются основной производительной силой.

Результатом этого процесса стало своеобразное разделение всей экономики на «старую» (традиционные производства и услуги) и «новую» (новые наукоемкие и специализирующие на работе в Интернете компании) - экономику знаний.

Экономика знаний вызывает фундаментальные изменения экономической системы. Это означает, что основные продукты общественной деятельности являются не кристаллизацией труда, а кристаллизацией знаний. В свою очередь, стоимость материальных и нематериальных товаров зависит не от качества содержащегося в них совокупного общественного труда, а от содержания в них знаний, информации и интеллекта.

Важным эффектом новой экономики является ее вклад в повышение эффективности компаний старой экономики. Интернет делает экономическую деятельность более прозрачной, предоставляя субъектам экономики информацию о всех видах деятельности, содействуя тем самым снижению трансакционных издержек, уменьшению барьеров входа во все отрасли.

Как используются знания в инновационной экономике?

Английский экономист, лауреат Нобелевской премии 1974 г. Ф. Хайек обосновал тезис о принципиальной ограниченности человеческого знания, в том числе и научного . Он утверждал, что основное знание «рассеяно » среди людей, каждый из которых обладает частицей этого знания, зачастую имеющего неформальный, интуитивный характер. Поэтому невозможно выработать объективную картину экономики. Только конкурентный рынок как особый род информационного устройства может выявить, использовать и координировать знания миллионов независимых друг от друга людей. Он позволяет через механизм цен каждому участнику вписать свои конкретные специфические знания в общую систему знаний. В результате эффективно используется большой объем конкретных и абстрактных знаний, рассеянных среди членов общества, не имеющих друг о друге никакой информации.

Ф. Хайек отвергает возможность наличия у каждого индивида полной информации - знание неизбежно частично. Получение знаний происходит в ходе конкурентной борьбы и выражается в следующем: производители открывают новые потребности, а потребители - новые средства их удовлетворения; все экономические агенты получают новые знания о самих себе, об уровне своих возможностей по созданию или удовлетворению потребностей. Поэтому всякое искусственное ограничение конкуренции сокращает объем знаний, доступных обществу. Ф. Хайек называет институты, которые обеспечивают эффективный конкурентный порядок: законы о собственности и контрактах; о корпорациях и ассоциациях; политика по отношению к монополиям; проблемы налогообложения и международной торговли. Степень развития права в этих областях определяет развитие или сокращение конкурентной среды, а значит, и рынка как механизма выявления и получения знаний.

Следовательно, эволюционное развитие государства на основе укрепления прав частной собственности и, в связи с этим, прав граждан дает наилучшие экономические и социальные результаты.

Идеи Ф. Хайека о «рассеянном» знании имеют большое значение для современной теории инновационной экономики. Это выражается:

  • в характеристике основ инновационного процесса - неопределенности, ограниченности информации, несовершенстве знания;
  • в допущении такой государственной экономической политики, которая содействует созданию институтов, поощряющих конкуренцию;
  • в динамическом характере конкуренции, неотделимом от риска;
  • в тесной взаимосвязи способности человека к творчеству в условиях неопределенности с потенциалом институтов, оправдывающих риск.

Понятие знаний охватывает широкий спектр самых разнообразных способностей людей, не измеряемых общей мерой. Это - образованность, обучаемость, рассудительность, интуиция, художественные способности, умение приспособиться к неожиданным ситуациям. Все эти способности, в свою очередь, требуют разнообразных знаний, талантов и навыков людей.

Знания не однородны по своей сути. Различают научно-техническое знание и живое опытное знание. Научно-техническое знание связано с формализованным и объективированным содержанием, которое по определению не может быть собственностью отдельного человека. Живое знание состоит из опыта и навыков, ставших интуитивной привычкой. Это - интеллект, который охватывает целый спектр способностей - от способности суждения и различения до душевной открытости и обучаемости новому, включая способность связывать новое с наличным опытным знанием .

Большая часть живого знания, основанного на сноровке, смекалке, навыках, не может быть формализована - это нематериальное знание. Его нельзя преподать, ему обучаются на практике, в школе жизни. Оно возникает благодаря способности субъекта работать над собой и создавать самого себя. Способность человека интегрировать новые научно-технические открытия и превращать их в живое опытное знание делает богаче его культуру.

Следовательно, научно-техническое знание господствует над живым трудом и подчиняет его машине, являясь средством получения прибыли. Обладателями этого знания являются инженеры, которые управляют капиталом и его использованием.

В новой экономике, где знания становятся производительной силой, растет удельный вес нематериального знания. Сегодня предприятия перерабатывающей промышленности берут свой материальный капитал (здания, машины, оборудование, транспортные средства) напрокат, а не в собственность. Так, в США почти треть машин, оборудования и транспортных средств берется напрокат: 80 % предприятий получают инфраструктуру напрокат у 2000 специализированных агентств. Треть промышленных предприятий производит более половины своей продукции на чужой территории. У фирмы Nike вообще нет ни машин, ни оборудования. Фирма разрабатывает только концепцию и дизайн своей обуви. Производство, распространение, маркетинг и рекламу она поручает держателям лицензии .

Труд и материальный капитал оцениваются на бирже занижен- но. В 1999 г. материальный капитал промышленности США составил лишь треть от биржевой котировки акций. А нематериальные затраты оцениваются по высокому курсу без всякой измеримой основы. У фирмы Nike это 4 млрд долл, в год только за оборот внутри США.

Экономика знаний отличается от экономики материальных благ тем, что материальные блага исчезают в процессе потребления, а знания, наоборот, прибавляются. Любая деятельность в экономике порождает больший объем знаний, чем потребляет. И чем больше в обществе потребляется знаний, тем больше их становится, тем они качественнее.

Еще одна особенность экономики знаний - возможность бесконечного тиражирования ее достижений, причем с их ростом увеличивается доходность знаний. Накопление и хранение знаний не вызывает существенных издержек. Следовательно, знания в экономической системе можно широко использовать как общественные блага. Они дают возможность бесконечного самовоспроизводящегося экономического роста, подъема благосостояния и качества жизни населения.

Не все знания равноценные. Не всякое знание пригодно для того, чтобы функционировать как средство производства. Знание, которое с самого начала характеризуется по своему назначению лишь своей полезностью, отличается от знания, содержащего утилитарный потенциал. Оно является истинной полезностью, оно не поддается капитализации, не пригодно функционировать как средство производства.

Поскольку всякое знание, даже научно-практическое, связано со знанием истины и способностью учиться и познавать, то всякое знание является не только источником богатства и смысла, но и богатством самим по себе. Как источник богатства оно представляет собой производительную силу. Как богатство - оно источник смысла и самоцель. Быть производительной силой не является для знания основной целью. Следовательно, наряду с культурой, мудростью, совместным знанием, художественными способностями и умением сотрудничать знание является одновременно и богатством, и источником богатства, не имея материальной формы.

В основе любой экономики лежат первичные богатства, которые не производятся, не обмениваются ни на какой эквивалент. Они состоят из природного и культурного общего достояния. Эти богатства - содержание экономики знаний, без чего не может существовать рыночная экономика. Такая экономика, как отмечает А. Горц, охватывает все не поддающиеся исчислению и оплате виды труда и отношений, где побудительным мотивом является спонтанная радость от свободного сотрудничества, свободной отдачи и общежития.

Хотя тенденция развития цивилизованного общества выражается в росте нематериальных знаний и их включения в совместную деятельность людей, сегодня развитое общество должно использовать все виды знаний, как материальные, так и нематериальные, которые определяют содержание и характер новой инновационной экономики.

Итак, современное инновационное развитие происходит не только за счет технического прогресса, но и за счет использования знания как экономического ресурса.

Система инновационного развития представляет собой процесс и результат интеграции разнородных по целям и задачам структур, занятых производством и коммерческой реализацией новых продуктов, научных знаний и технологий в крупных и мелких компаниях, университетах, научных институтах, технопарках, государственных организациях.

Функционирование инновационной системы обеспечивается комплексом институтов правового, финансового, социального взаимодействия, имеющих свои традиции, политические и культурные особенности.

Качество экономического роста и развития общества обеспечивается инвестициями в «нематериальные» экономические активы: в исследования и разработки (НИОКР), в повышение инновационной активности, в образование и повышение квалификации экономически активного населения.

Государство не только участвует в инновационной деятельности, но и должно качественно управлять экономическим развитием. Система обеспечения прав собственности, структура налогов, акты государственного регулирования, правительственные решения, формальные ограничения или стимулы инновационной деятельности определяют политику инноваторов, конкретные проявления инновационного поведения субъектов экономики. Эффективная инновационная политика государства способствует формированию инновационной системы, охватывающей все уровни общественного хозяйства, изменяющей и преобразующей образ жизни людей.

Контрольные вопросы

  • 1. Что такое инновации?
  • 2. Охарактеризуйте жизненный цикл инноваций.
  • 3. Как понимать процесс «созидательного разрушения»?
  • 4. Раскройте особенности конкуренции в условиях инновационной экономики.
  • 5. Назовите субъектов инновационной деятельности.
  • 6. Дайте определение инновационной экономики.
  • 7. Как понимать эволюционный характер развития инновационной экономики?
  • 8. Покажите взаимосвязь длинных волн Кондратьева и эволюционного развития инновационной экономики.
  • 9. Что такое экономический рост, как он связан с эволюционным развитием?
  • 10. Раскройте разницу между экономическим ростом и экономическим развитием.
  • 11. Что такое институциональные инновации?
  • 12. Какова роль знаний в инновационной экономике?
  • 13. Что такое адаптивная эффективность использования знаний?
  • 14. Что такое «рассеянное» знание?
  • 15. Какова роль нематериального знания в новой экономике?
  • См.: Хайек Ф. Индивидуализм и экономический порядок. М., 2000.
  • См.: Горц Л. Нематериальное знание, стоимость и капитал. М.: Высшая школа экономики, 2010. С. 23, 41.
  • См.: ГорцЛ. Нематериальное знание, стоимость и капитал. С. 55.

В условиях постиндустриального общества управление знаниями относится к ключевым вопросам поддержания конкурентоспособности компаний. Безусловно, наша экономика базируется в основном на эксплуатации не трудовых, а природных ресурсов, и наши менеджеры еще далеки от того, чтобы признать: самая главная ценность компании - специалисты, которые в ней работают. Говорить-то, конечно, они иногда об этом говорят, а вот на практике обычно действуют ровным счетом наоборот. Тем не менее и у нас постепенно происходит осознание того факта, что знание - сила. Специально для тех, кто понимает эту аксиому, журнал "Эксперт С-З" и факультет менеджмента СПбГУ пригласили в Санкт-Петербург двух ведущих специалистов в области стратегического управления и управления инновациями Дэвида Дж. Тиса и Генри У. Чезборо. Интервью с Чезборо мы предлагаем вниманию наших читателей.

Основные тенденции в мировой экономике - какие из них с точки зрения влияния на развитие бизнеса вы могли бы выделить? Как они отражаются на системе управления компаниями?

Очень серьезный вопрос. Первая из тенденций, которую я бы обозначил, - глобализация знаний. Результаты исследовательских и научных работ быстро становятся достоянием мировой экономики. И это ощущается во всех секторах. Давайте, я приведу небольшой пример. Некая американская компания имеет особый вэб-сайт, на котором обсуждаются проблемы, связанные с химией и биологией. По сути, небольшая компания создала глобальное сообщество специалистов - фармацевтов, химиков, биологов. Примерно 35 тысяч экспертов со всего мира заходят на этот сайт. И если специалисты могут предложить какое-то решение по обсуждаемой в данный момент проблеме, то они прямо в сети в режиме реального времени сообщают о нем остальным участникам.


Генри У. Чезборо

Из этих 35 тысяч, которые общаются через чат, больше всего экспертов представляют США. На втором месте - Великобритания. Третье, четвертое и пятое места занимают, соответственно, Китай, Россия и Индия. Люди из разных стран предлагают решения проблем, стоящих перед американскими компаниями.

Вторая тенденция - увеличение объемов международной торговли. При этом доля услуг на международном рынке постоянно возрастает. В общем объеме услуг, в свою очередь, растет роль передачи знаний. И надо сказать, что такое развитие событий приводит к определенной напряженности во взаимоотношениях между странами. Например, в Соединенных Штатах сейчас вызывает довольно серьезную озабоченность распространение такого явления, как аутсорсинг. Услуги, которые ранее предоставлялись американскими компаниями, теперь оказывают их коллеги из Индии или Китая. Это беспокоит американцев, поскольку вместе с услугами уходят и рабочие места.

Между тем аутсорсингом занимаются компании, штаб-квартиры которых находятся в США. Они стремятся получить наибольшую прибыль для своих акционеров. Я лично считаю, что такой подход будет способствовать началу следующего цикла экономического роста в глобальном масштабе. Правда, для этого потребуются новые бизнес-модели, новые конфигурации взаимоотношений между организациями, вовлеченными в этот процесс. Компании, используя аутсорсинг, обеспечат прирост экономического благосостояния. В результате даже в Соединенных Штатах количество рабочих мест все равно возрастет.

Известно, что до недавнего времени одним из конкурентных преимуществ было наличие у компании определенных, только ей присущих знаний. В условиях, когда знания свободно покупаются и продаются на рынке, что, по вашему мнению, станет основным конкурентным преимуществом?

Я думаю, что знания по-прежнему будут оставаться источником конкурентных преимуществ. Но не знания вообще, а конкретная категория. Знания, которые квалифицированы или стандартизованы, действительно будут свободно обращаться на рынке и перестанут быть источником конкурентных преимуществ. Но существует и другая категория знаний - их не так легко передавать. Такая информация, действительно специфическая, доступная для отдельных организаций, и будет создавать основу конкурентных преимуществ будущего. Называют это по-разному, иногда ноу-хау, иногда неявными знаниями (то есть это знания, которые трудно описать, увидеть и передать).

В то же время есть коммерческие тайны, и они в основном существуют в отраслях, в значительной степени зависящих от технологических процессов. Такие знания также будут оставаться источником конкурентного преимущества. Мой коллега Дэвид Тис написал одну из самых, наверное, значительных работ, где как раз и обсуждает проблему конкурентных преимуществ новой экономики, основанной на знаниях.

Вас считают экспертом в области управления инновациями. У нас в России и, насколько я понимаю, на Западе, есть разные мнения относительно того, что же является инновацией. Какое определение, на ваш взгляд, наиболее точно характеризует этот термин?

Действительно, термин "инновация" используется очень широко, для обозначения широкого круга различных явлений. И конечно, перед тем как начать о чем-то рассуждать, всегда очень важно уточнить определение. Наверное, надо прежде всего провести различие между изобретениями и инновациями. Изобретение - это открытие какого-то нового явления, принципа; создание нового знания, ранее не существовавшего. А инновация - коммерческое применение открытия или изобретения. Изобретение может произойти в лаборатории, а инновация должна реализоваться только на рынке, во взаимодействии покупателей и продавцов. Инновация должна удовлетворять какую-то потребность, в отличие от открытия или изобретения, которые могут и не учитывать ничьих потребностей.

Значит ли это, что к инновациям нельзя относить некую новую маркетинговую идею или бизнес-идею?

В своих исследовательских работах я пытаюсь показать, каким образом одна и та же технология может реализоваться в рамках различных бизнес-моделей. И если даже технология никак не меняется, то именно бизнес-модель, используемая для выведения этой технологии на рынок, определяет в значительной степени ее рыночный успех. Таким образом, инновация может существовать в форме какой-то новой бизнес-идеи в сфере маркетинга, обслуживания или в сфере финансирования. Но эта идея обязательно должна пройти проверку рынком. Так что, я думаю, самая существенная особенность термина "инновация" - это именно практическое применение новой идеи в условиях рынка. Инновацию нельзя реализовать в лаборатории, для этого нужен рынок.

Насколько идея перехода бизнеса от закрытой модели получения инновации к открытой модели подходит для России и других развивающихся экономик, где практически отсутствует рынок знаний?

Хороший вопрос. Я считаю, для того чтобы экономика, основанная на знаниях, заработала эффективно, необходимы определенные институциональные условия. Естественно, в развивающихся странах таких условий нет или недостаточно. Но чтобы сделать шаг вперед, необходимо направить экономическую политику на те цели и задачи, к которым сейчас стремятся развитые страны. То есть нужно попасть не туда, где экономика развитых стран была вчера, а сразу туда, где она окажется завтра.

Я думаю, что в России одним из главных активов, который позволит создать экономику, основанную на знаниях, является уровень подготовки кадров. Причем это касается не только школьного образования, но и высшего. Известно, насколько успешно в российских университетах обучают различных специалистов. То есть вам не надо начинать с нуля, а просто необходимо расширять существующую базу знаний. Нужно делать постоянные инвестиции в человеческий капитал, чтобы большая часть экономической деятельности была связана именно со знаниями, а не с физическими активами.

Здесь хорошим примером является Китай и технологическая сфера экономики этой страны. Исторически Китай развивался так, что главенствующую роль в его экономике играли очень крупные государственные предприятия. Сейчас государство стремится переместить центр экономической деятельности из этих очень крупных и неповоротливых организаций в небольшие фирмы, которым более свойственен дух предпринимательства. Я думаю, что именно эти небольшие компании, создаваемые в технологической сфере, будут проводниками инноваций в китайскую экономику.

При закрытой модели получения инновационных идей большое значение имели всевозможные лаборатории крупных корпораций. В России были ведомственные научно-исследовательские институты. Но при переходе к открытой модели преемственность знаний (то, что у нас называют научной школой) затрудняется. Как должна решаться эта проблема?

Я думаю, что необходимо обеспечить большую ориентированность крупных, центральных лабораторий, отраслевых институтов на работу с внешними заказчиками, чтобы знания могли выходить за пределы этих организаций, свободно циркулировать в обществе, в экономике. Надо ускорить обмен и циркуляцию знаний. Это первая задача на сегодня.

Следующее, на что следует обратить внимание, это разделение труда в сфере управления инновациями. Надо сказать, что новые знания, касающиеся отдельных компонентов, узких проблем, могут появляться и в рамках старых исследовательских программ. Важнейшая задача состоит в том, чтобы обеспечить интеграцию отдельных кусочков знаний в системные решения, в какие-то конфигурации, которые могли бы оказаться полезными рынку.

Когда отдельные элементы знаний широко распространены в экономике, то растут возможности для их системного использования. И здесь компании, которые будут предлагать услуги в области интеграции знаний и по выработке системных решений, могут извлечь значительную выгоду.

Но вы сами сказали, что есть знания, которые очень сложно передать без тесного и постоянного общения, и не всегда это возможно сделать в рамках малых форм организации.

Во-первых, необходимо создать институциональные условия для того, чтобы обеспечить передачу знаний из университетской, вузовской среды в промышленность и экономику. Например, нужны условия для того, чтобы предприятия могли пользоваться по лицензии идеями и технологиями, разработанными в университетах. Во-вторых, надо обеспечить более тесное общение между профессорско-преподавательским, исследовательским составом университетов и сотрудниками конкретных компаний, чтобы научные работники имели более реальное представление о проблемах, которые стоят перед промышленностью, а практики имели доступ к научным знаниям. Кроме того, малые предприятия не должны стремиться быть экспертами во всем, они могут выбрать какую-то довольно узкую область, в которой у них будут конкурентоспособные наработки. И конечно, эти малые компании должны плотно взаимодействовать с университетами и исследовательскими подразделениями крупных предприятий, внося вклад в общее дело своими знаниями из той сферы, где они действительно являются высококлассными специалистами.

На ваш взгляд, следует ли нам создавать свою особую инновационную модель или ориентироваться на американский опыт?

Лучше всего - найти российскую модель. Но, наверное, при ее создании могут пригодиться компоненты моделей, наработанных в других странах. Например, очень интересен опыт Японии, где совсем недавно прошла институциональная реформа университетов. Начиная с апреля этого года ведущие университеты страны приватизированы. Они перестали быть государственными структурами. Это теперь частные организации, которые по-прежнему получают определенное финансирование от государства, но не подчинены ему административно. Развивается новая модель управления этими учебными заведениями. Возможно, это было сделано для того, чтобы университетская система стала более восприимчивой к тем задачам, о которых мы говорим.

Вы уже упоминали такое понятие, как аутсорсинг. В России в силу слабой развитости большинства рынков, в том числе рынка знаний, практика передачи части работ на сторону не очень распространена.

Действительно, на развивающихся рынках высоки транзакционные издержки. Это может быть довольно серьезной проблемой. Однако совершенствование коммуникационных технологий должно, по идее, приводить к снижению расходов на поиск соответствующих предложений на рынке. Конечно, в каждой конкретной ситуации все зависит от конкретных условий. Но, возможно, те компании, которые принимают решения все делать своими силами, не руководствуются обоснованным мнением, что на рынке для них нет подходящего предложения, а находятся под воздействием стереотипов - в силу консерватизма используемой ими бизнес-модели. И я призываю преодолевать эти стереотипы.

Российские компании, которые продают свои товары и услуги только в России, в течение какого-то времени еще могут использовать старую модель, однако на пути к экономическому процветанию появляется необходимость торговать и за рубежом. И когда компания выходит на международный рынок, она вынуждена все больше специализироваться, поскольку возникают другие требования к качеству. Даже если компания делает какие-то вещи очень хорошо, вряд ли она сможет выполнять абсолютно все работы на мировом уровне. Таким образом, предприятие, опирающееся только на внутренние силы, обрекает себя на существование в рамках внутреннего рынка.

По мере того как экономика России будет становиться более открытой, начнут создаваться и необходимые условия. Прежде всего - на местном рынке появятся новые зарубежные компании. И это еще один фактор, под давлением которого российские предприятия будут вынуждены переходить к большей специализации.

В условиях открытой модели организации бизнеса можно дойти до "предела" и передать вообще все функции на аутсорсинг. Где стоит остановиться?

По этому вопросу мы с Дэвидом Тисом написали статью. Называется она: "Какая виртуальная корпорация эффективна?" Я не придерживаюсь того мнения, что можно все передать на аутсорсинг. Это не так. Мы говорили, что бывают разные виды знаний. Там, где существует "прилипающее" знание, которое трудно передается, управление знаниями будет более эффективно организовать внутри фирмы. Если мы имеем дело со стандартизированным, модифицированным знанием, то эта сфера является кандидатом на аутсорсинг.

В одном из ваших трудов идет речь о соотнесении типа инновации с организационной формой бизнес-структуры. Хотелось бы, чтобы вы пояснили, какому типу инновации соответствует та или иная форма организации?

Мы говорим о том, что существует два типа инноваций: автономные и системные. Автономные опираются в значительной степени на стандартизированное знание. С ними можно работать отдельно, в автономном режиме. Если мы возьмем системные инновации, то здесь наблюдается очень высокая степень зависимости и взаимосвязи между ними. И здесь необходимо обеспечивать четкую координацию одних инноваций с другими.

Вне зависимости от того, каким способом компания получает инновационные идеи, необходим механизм их отбора. Обычно очень сложно с самого начала определить, какое из направлений может иметь коммерческую перспективу, а какое - нет. Не могли бы вы дать рецепт, как построить систему отбора наиболее перспективных идей?

Свою книгу "Открытые инновации" я начинаю следующими двумя предложениями: "Большинство инноваций оканчиваются неудачей. Компании, которые не занимаются инновациями, умирают". Для того чтобы эффективно оценивать новые идеи и предложения, надо идти на определенный риск. Не удастся сделать так, чтобы компания всегда на сто процентов была права в своих суждениях или предсказаниях. Компании зачастую оценивают новые технологии с позиций имеющейся у них бизнес-модели. И здесь могут совершаться ошибки двух типов: "ложноположительные" и "ложноотрицательные". По моему опыту, многие стремятся всячески снизить риск "ложноположительных" ошибок и не всегда уделяют достаточно внимания тому, чтобы избежать "ложноотрицательных", то есть когда какая-то хорошая технология отвергается, потому что она не соответствует нынешней бизнес-модели.

В экономике открытых инноваций какова роль государства?

Государство, правительство может сыграть очень важную роль в новой экономике, построенной на модели открытой инновации. Но эта роль сильно отличается от того, что власть должна была делать раньше. Во-первых, государство может принимать участие в финансировании исследований на ранних этапах. А также инвестировать в образование, о чем мы уже говорили. Кроме того, весьма значительна роль государства в защите интеллектуальной собственности. Пусть система защиты ИС будет не очень строгой, но обязательно - четкой и ясной, чтобы компания знала, что ее интеллектуальная собственность защищена законом. Также государство может способствовать обмену знаниями, информацией, технологиями, если возьмет на себя организацию конференций, соревнований, конкурсов, вручение каких-то премий.

В заключение скажу о проблеме, которая существует в США и, возможно, в России тоже проявляется. Дело в том, что в Америке правительство по преимуществу обращает внимание на крупные компании. И тщательно следит за тем, чтобы проводимая властями политика опиралась на поддержку крупных предприятий, забывая о небольших компаниях. В результате государство, возможно, действует не в интересах малого бизнеса, таким образом мешая ему развиваться и превращаться в крупный. Эта проблема существует. Но ее трудно решить, потому что крупные предприятия - это действительно мощные структуры, они опираются на сильную финансовую базу. И вообще, этим структурам гораздо проще найти доступ к государственным учреждениям, чем малым компаниям, которым бывает трудно организоваться, скоординировать действия между собой и выйти с какой-то инициативой на правительство.

Санкт-Петербург

Экономическая наука обращена к повседневным проблемам жизни людей и стремится осмысливать их систематически и научными методами. Различные варианты ответов на вопросы жизни были основой формирования научных школ и целых направлений экономической мысли.

Человеческое познание - процесс и результат постижения человеком всех и каждой из сфер жизнедеятельности или универсума - экологической, экономической, социальной, духовной, политической. Поскольку эти сферы взаимодействуют, "сшитые тысячами нитей", спивинтегровани, то и соответствующие виды знания - экологическое, экономическое, социальное, духовное, политическое - являются единственными в не меньшей степени, чем обособленными .

Экономическое знание как относительно самостоятельная реальность структурируется по различным признакам. Прежде всего, имея в виду характер и результаты постижения, выделяют научное и вненаучное экономическое знание. Последнее поражает своим разнообразием, включая, по крайней мере, мифологическое, религиозное, народное, художественное, магическое, экстрасенсорное, езо- и экзотерично. Научное экономическое знание рождается с вненаучного и активно с ним взаимодействует.

Научное экономическое знание - особый способ восприятия экономической действительности высказывания о ней, ее познания и преобразования.

Учеными обоснованно ключевые признаки науки, "жесткое ядро" научности, конкретизация содержания которого по известным элементами научной деятельности (субъект, объект, средства, процесс, условия, результаты и т.д.) позволяет получить систему признаков научности как особого и относительно обособленного вида постижения реальности, отличающие ее от других видов постижения:

Четкое разграничение объекта и субъекта познания, допущенные рассмотрения субъекта познания как его объекта, а объекта как субъекта;

Поиск и определение объективных законов движения объекта и на этой основе предвидения возможного будущего состояния объекта и его изменений;

Изучение объектов безотносительно к их сиюминутной актуальности и практической значимости. Указанные объекты могут стать предметом массового практического освоения в неопределенном будущем

Специальная подготовка субъекта познания, освоения им элементов и операций научной деятельности, а также ее этоса (особых ценностных ориентаций и нравственных устоев)

Особый язык, специальная аппаратура, техника и технология как особые средства научного познания;

Ключевой продукт (результат) научной деятельности - сущностное. новое и истинное знание;

Формирование знания о методах научной деятельности, а в широком плане методологии научного познания.

Экономическое знание скрепляет между собой:

Экономические практики, управляемых личным интересом и оцениваются в соответствии с ними

Экономические институты, образцом эффективности и справедливости для которых выступает институт рынка;

Экономическую науку, которая закрепляет результат действия рыночных сил в качестве истины.

Функциональная структура научного экономического знания включает:

Теоретическое знание; эмпирическое знание (совокупность фактов, получивших истолкование в рамках соответствующей теории и является ее эмпирическим базисом)

Онтологическое знание, состоящий из наиболее общих сущностей и категорий

Инструментальное знание и навыки прикладного характера. История формирования и развития экономического знания показывает, что оно всегда было взаимосвязано с философией. Философия экономики -это новый уровень в развитии познавательных способностей человека по освоению экономической действительности. Как и сегодня, так и в истории, экономическое знание всегда была наполнена философскими поисками высших смыслов бытия. Каждая экономическая теория - это не только размышления о собственности, стоимость, товар, деньги, капитал, торговлю, но в первую очередь модель обустройства бытия человека .

Примечания

1. Познание является специфическим видом духовной деятельности человека, процессом постижения окружающего мира, получения и накопления знаний. А знания - это информация о мире, которая существует в форме определенной субъективной реальности, идеальный образ действительности. Познание и знание отличаются друг от друга как процесс и результат. Процесс познания включает определенное количество взаемоорганизованих элементов: объект, субъект, знания как результат исследования. В своей относительной самостоятельности человек и является тем субъектом, которому противостоит объект. В связи с этим возникает вопрос о возможности познания человеком окружающего мира.

2. Тарасевич В.М. Политическая экономия: имя собственное, широкий смысл и предметное пространство / В.Н. Тарасевич // Экономическая теория. - 2012. - №1. - С.2223.

3. Базилевич В.Д., Ильин В.В. Философия экономики. История / В. Базилевич, В. Ильин. - М.: Знание; М.: Рыбары, 2011. - 927 с.

В 21-м веке главным конкурентным преимуществом будет уровень развития экономики знаний. Основными ресурсами уже сейчас для глобальных компаний являются знания и человеческий капитал. Этим вопросом занимаются ведущие специалисты. Многие страны и целые интеграционные объединения (Европейский союз) уверены, что экономика знаний - это лучший и единственный способ получить конкурентные преимущества на глобальном рынке. Страны и компании все больше средств вкладывают в исследования и разработки, защиту полученных знаний. Считается, что 90% знаний человечества получены за последние тридцать лет, 90% инженеров, ученых и исследователей, подготовленных за всю человеческую историю, работают в наше время.

История развития

Долгий путь к экономике знаний полностью пока не прошла ни одна страна. В целом весь мир стоит на этапе перехода в постиндстриальное общество, основной признак которого - это уменьшение доли производства за счет увеличения доли сектора услуг. Средний показатель доли сферы услуг в мире - около 63%. Конечно, есть страны с высоким уровнем сферы услуг, но только потому что населению недоступна занятость в других секторах. Например, Афганистан (56% - сфера услуг). И это никак не Беднейшие страны имеет доиндустриальную экономику. Это в основном сырьевые страны. Часть островных государств Океании вообще живут за счет доноров. На индустриальной стадии находятся многие страны Азии и Латинской Америки. Развитые страны уже находятся на стадии постиндустриальной экономики и этапе перехода к экономике знаний.

Определение

Экономика знаний - это система в которой решающим фактором и источником развития являются знания и человеческий капитал. Такая экономика нацелена на производство, обновление, распределение и применение знаний. Сам термин в 1962 году придумал Фриц Махлуп для обозначения сектора экономики, который производит, обрабатывает и управляет знаниями. Ближе к 90-м термин начала использовать Организация экономического сотрудничества для анализа элементов государственной политики. Согласно этой организации, экономика знаний - это экономика, которая стимулирует приобретать, создавать и распространять знания для ускорения экономического и социального развития.

Функции

Знания необходимо отличать от информации. Знания - это результат интеллектуальной деятельности человека. Информация - это источник для производства и способ сохранения и передачи результата мыслительной деятельности. Знания в экономике знаний - это и результат деятельности, и потребительский продукт, и фактор производства, и продукт, и средство распределения. То есть знания, если брать идеальный случай, выступают как "сырье", которое с помощью другого знания (фактора производства) перерабатывается в новое знание (продукт) и потом распределяется при помощи третьего вида знаний. Конечно, в остальных случаях знание может использоваться отдельно на любом этапе. Также важными функциями является использование знаний как средства управления и накопления результатов интеллектуальной деятельности.

Особенности

При рассмотрении нового важно понимание сути нового определяющего фактора производства. Знание (как продукт) имеет ряд особенностей, которые влияют на процесс воспроизводства и распределения. Любой результат интеллектуальной деятельности носит дискретный характер. Считается, что знания либо есть, либо их нет, они не могут делиться на половинки или четвертинки. Кроме того, знание (как общественное благо) доступно всем после его создания. Хотя необходимо время для его распространения и потребления, тем более если это сложный продукт. Знание (как информационный продукт) не исчезает после потребления. Это отличие от материальных продуктов.

Основные признаки

Самые развитые страны мира постепенно подбираются к этапу, когда основной движущей силой экономики будут знания. Основные черты, которые характеризуют современную экономику знаний:

  1. Доминирующее положение сферы услуг, в развитых странах мира уже сейчас доля сферы услуг составляет около 80%.
  2. Увеличение доли затрат на образование и исследования, например, Южная Корея прогнозирует, что в ближайшее время все население будет получать высшее образование.
  3. Бурный рост и распространение цифровых технологий, информационно- коммуникационные отрасли используются для управления экономикой знаний, во всех сферах: от сельского хозяйства до медицины.
  4. Всеобщее распространение коммуникационных сетей для организации связи между специалистами, компанией и клиентами.
  5. Укрупнение рынков, создание региональных объединений, создается все больше интеграционных объединений, потому что многие интеллектуальные продукты сложно производить только ресурсами одной страны.
  6. Увеличение количества и значения инноваций, все большее использование результатов интеллектуального труда для производства новой продукции.

Базис

Для развития нового этапа в организации общественного производства необходимо создать фундамент, основу экономики знаний, на котором можно будет располагать другие элементы нового производственного уклада. Выделяют следующие фундаментальные элементы:

  • институциональная структура, должна быть создана система экономических стимулов и мер государственной политики, способствующих производству, распространению и распределению знаний для производства продукции;
  • инновационная система, необходимо создать условия для воспроизводства и восприимчивости экономики к новым технологиям и новой продукции;
  • образование и обучение, система экономики знаний не может быть выстроена без одного из основных ресурсов - квалифицированных трудовых ресурсов;
  • информационная инфраструктура и цифровые технологии являются основными инструментами производства знаний и продукции при помощи знаний.

Институциональная структура и образование

Способность государства воспринимать инновации необходимо подготовить комплексом мер для создания экономической среды, стимулирующей создание интеллектуальных продуктов, правовой среды обеспечивающей защиту и интеллектуального продукта, распределение. Важным также является обеспечение общей свободы предпринимательства и легкости ведения бизнеса, в том числе отсутствие препятствий для открытия бизнеса, доступ к финансированию. Для создания инфраструктуры, которая непосредственно создает и распространяет новые знания, государство создает институты развития: фонды поддержки предпринимательства, бизнес-инкубаторы и технопарки.

Ключевое место в системе экономики знаний занимает человеческий капитал, который является основным фактором производства. В развитых странах практически все население охвачено средним образованием, значительная часть высшим, кроме того, работают системы профессиональной подготовки.

Инновационная система

Развитие экономики знаний напрямую зависит от качества национальной инновационной системы, которая формируется на основе часто-государственного партнерства. Государство при консультации высокотехнологичного сектора разрабатывает и проводит политику, максимально дружественную к инновациям. Финансирует университеты, научные центры, венчурные компании, которые адаптируют глобальные знания, создают свое знание и разрабатывают на основе выводов новые технологии и продукты. Создаются институты поддержки инноваций: инвестиционные фонды для финансирования венчурных проектов, коворокинги, технопарки и индустриальные комплексы высоких технологий. Частный бизнес участвует вместе с государством в финансировании и управлении этими инновационными структурами или создает свои.

Информационная инфраструктура

Главный канал распространения и инструмент создания новых знаний - это информационно-коммуникационные технологии. Основной продукт, который воспроизводится в экономике знаний - это тоже или ИКТ-технологии, или услуги, оказываемые с применении ИКТ-технологий. Уровень развития цифровых технологий определяет потенциал восприимчивости нового экономического уклада. Темпы формирования экономики знаний находится в прямой зависимости от уровня развития цифровых технологий.

Предпосылки

Стран, которые вошли в эпоху экономики знаний, находятся на стадии перехода на новый уровень, сравнительно немного, обычно упоминаются США, Германия, Южная Корея и Япония. Для перехода государства на экономику знаний должны созреть условия для такой трансформации. Прежде всего знания должны восприниматься экономикой как важнейший ресурс, более важный чем другие ресурсы (природные, трудовые, финансовые). На высокий удельный вес сектора услуг постиндустриального общества накладывается лавинообразный рост доли информационных технологий. Происходит увеличение инвестиций в человеческий капитал, особенно в специализацию и профессиональную подготовку. Потому что для производства знаний необходимы более квалифицированные кадры. Информационно-коммуникационные технологии проникают во сферы деятельности. Если брать такую отрасль, как автомобилестроение, то почти все ведущие компании уже разработали прототипы беспилотных автомобилей, которые управляются искусственным интеллектом. При этом ИКТ отвечают не только за управление транспортом, но и даже может поддерживать беседу с пассажиром. В экономике знаний роль инноваций является определяющей, это фактор и источник развития.

Как измерить

Методологию измерения того, насколько страна готова к переходу на новую модель экономики, разработал Всемирный банк в рамках программы «Знания для развития». Расчет ведется на основе 109 показателей, которые потом формируются два индекса:

  1. Индекс знаний показывает насколько страна может производить, принимать и распространять знания. Показатель учитывает возможности страны в сфере образования и трудовых ресурсов, объемы инновационной деятельности и развитие информационно-коммуникационных технологий.
  2. Индекс экономики знаний показывает, насколько страна умеет использовать знания для общественного развития и экономического роста. И также определяет, насколько близко или далеко находится страна от экономики знаний.

Исследования банка показали прямую взаимосвязь между уровнем готовности страны к экономике знаний, способностью к экономическому росту и конкурентоспособностью на глобальном рынке.

Инновации

Экономика знаний должна постоянно воспроизводить инновации, превращая новые знания в товары и услуги. То есть это экономика новых знаний. Инновации - это знания превращенные в товар готовый для продвижения на рынки. Таким образом, знания связываются с платежеспособным спросом и организуется обратная связь глобального рынка и сферы производства знаний. По степени инновационности экономики можно сказать, насколько страна погружена в экономику знаний. Инновационное развитие дает конкурентное преимущество: быстрее разрабатываются и выводятся на рынок новые продукты, используется больше новых технологических решений, высокотехнологичная продукция стоит дороже и быстрей продается. В рейтингах самых инновационных экономик мира первые места занимают Южная Корея, Швеция, Германия.

Почти экономика знаний

Южная Корея третий год подряд признается в рейтинге информационного агентства "Блумберг" самой инновационной Страна занимает первые места в мире по уровню расходов на исследования и разработки, полученным патентам и высокотехнологичным производствам, второе по уровню образованности В стране работает Министерство экономики и знаний, которое отвечает за экономическую и инвестиционную политику. Крупнейшие компании нацелены на продажу своих аккумулированных знаний, в каждой из фирм имеются подразделения, которые занимаются разработкой информационно-коммуникационными технологиями и продажей накопленного опыта. Например, крупнейшая сталелитейная компания POSCO, получив опыт в производстве металла, начала предлагать услуги по строительству металлургических заводов. После автоматизации своего производства, продает ИТ решения и в придачу продает управленческие решения. Основные усилия страны направлены на на реформирование структуры экономики знаний, повышение уровней использования критических технологий, в том числе использование искусственного интеллекта, уровня роботизации (страна и сейчас на первом месте в мире), беспилотных летательных аппаратов, автомобилей, кораблей, финансовых услуг с использованием ИТ.

Обычно под названием «экономика знаний» понимают такую хозяйственную систему, которая использует знания как источник развития и роста. При этом термин «экономика знаний» используют в широком и узком смыслах . Когда говорят о типе экономики, где знания играют доминирующую роль, то речь идёт о широкой интерпретации данной дефиниции. Если же речь идёт о некоей составляющей, о секторе экономики знаний, встроенной в общую хозяйственную канву, то тогда термин трактуется в узком смысле.

Часто понятие «экономика знаний» увязывают с категорией «человеческий капитал», подразумевая под последней население, имеющее тот или иной уровень знаний, умений, набор характеристик (дисциплинированность, обучаемость, аккуратность, законопослушность, склонность к правонарушениям, алкоголю и проч.). Это представляется логичным, так как люди составляют основу хозяйственных систем.

Однако нам следует взглянуть на данную проблему и под другим углом зрения. Представим себе несколько типов экономики знания .

Первый тип – технократический, когда государством управляет достаточно узкий круг технократов; такую социально-политическую элиту можно также назвать сциентократией . Подобная модель была впервые построена древнегреческим философом Платоном, который считал, что идеальное государство должны возглавлять мудрецы. Осуществляя государственное управление на иных принципах, чем это принято в различных демократиях, мудрецы и учёные быстрее решают задачи по созданию стабильного и процветающего государства. Платон не только выдвигал теоретические модели построения идеального государства, но и попытался применить их на практике, давая рекомендации тирану Дионисию. Кончилось это тем, что разгневанный Дионисий продал великого философа в рабство на невольничьем рынке.

Несмотря на плохое начало, технократическая модель оказалась весьма жизнеспособной и интересной, которая дала миру множество продолжателей. В современном прочтении применительно к экономике знаний её можно структурировать следующим образом. Правительство и законодательную власть представляют не политиканы и дилетанты из различных слоёв общества, а квалифицированные профессионалы с багажом специальных знаний (по управлению, экономике, технике, здравоохранению, образованию и т.д.). Текущие рекомендации и стратегии развития им выдают особые институты из предпринимательской и ведомственной среды, системы НИИ и РАН, а также международные эксперты.

Таким образом, научная и профессиональная элита, являющаяся носителем и концентратором знаний, управляет экономикой наилучшим образом, своевременно принимая и реализуя необходимые правовые акты, модернизируя промышленность, бизнес и некоммерческий сектор.

Как видим, в описанной технократической экономике знаний высокого уровня образования для всех не требуется, что экономит значительные средства на государственной системе просвещения. Продавцам, водителям, станочникам, представителям многих других профессий высшее образование не требуется. Излишние знания, которые быстро забываются, данным категориям работников не навязываются.

Второй тип экономики знаний имеет существенные отличия от рассмотренного выше технократического. В этой парадигме знания рассматриваются как существенная часть человеческого капитала, в связи с чем государство настаивает на определённом минимальном уровне образования – например, всеобщего среднего (11-летнего) или даже высшего образования. Теоретики такого подхода к экономике знаний полагают, что знания – это всегда благо, которое трансформируется в благосостояние и повышенный экономический рост.

Однако практика показывает, что такой подход ошибочен и приносит немало разочарований. Если мы возьмём, например, количество аспирантов, а также количество людей, защитившие кандидатские и докторские диссертации в РФ за последние 25 лет, то мы констатируем практически трёхкратный прирост. Тем не менее, за данный период времени российская наука в значительной степени снизила свою эффективность, утратила позиции на мировой арене. Формально возросший уровень знаний в обществе не только не привёл к экономическим прорывам, но лишь повысил затратность и эффективность научной отрасли.

Более того, здесь также можно подчеркнуть, что высокое качество человеческого капитала может вступать и действительно вступает в противоречие со структурой сырьевой экономики, которая делает невостребованными знания учёных, инженеров, преподавателей, вообще работников интеллектуальной сферы. Простая экономика нуждается в рабочих профессиях, в знаниях и умениях нижнего (прикладного) уровня. Иными словами, запросам экономики должен соответствовать уровень знаний.

Третий тип экономики знаний можно условно назвать тотальным. Здесь уже не просто отдельные талантливые учёные, профессионалы, носители практического опыта являются элитой нации, способной управлять государством. В таком обществе с максимально качественным человеческим капиталом все условно одинаково образованы, имеют один или несколько дипломов о высшем образовании или располагают научными степенями. Это, казалось бы, идеальное общество знаний, наверняка не станет таким же идеальным в хозяйственном отношении.

Люди, получавшие образование с целью получения высоких должностей и осуществления карьерных устремлений, будут впоследствии разочарованы тем, что высоких постов на всех не хватает, и большинству всё равно придётся трудиться на рабочих местах с высокой долей физического труда. Более того, заработная плата лиц, идущих на рабочие вакансии, будет выше, чем у людей, сделавших значительные инвестиции в обучение и получение знаний. Спрос на услуги вузов будет со временем падать (как например, это происходит в Швейцарии, которая, как считается, построила экономику знаний; ныне швейцарские вузы делают акцент на иностранных студентов), население и бизнес будут ориентироваться на недорогие и краткосрочные тренинги, позволяющих быстро добиваться конкретных результатов.

Таким образом, экономика знаний может принимать различные формы в современном мире, по-разному комбинируясь с политическими, хозяйственными, культурными и социальными реалиями.