Социальные науки. Предмет и методы исследования. Характеристика социальных наук

Гуманитарные и социальные науки представляют собой комплекс многих дисциплин, предметом изучения которых является и общество в целом, и человек как его член. К ним относят политологию, философию, филологию, психологию, экономику, педагогику, правоведение, культурологию, этнологию и другие теоретические знания.

Специалистов в данных областях готовит и выпускает наук, который может быть и отдельным образовательным учреждением, и являться подразделением любого гуманитарного университета.

общественных наук

В первую очередь они исследуют социум. Общество рассматривается как целостность, развивающаяся исторически и представляющая собой объединения людей, сложившиеся в результате совместных действий и имеющие свою систему отношений. Наличие различных групп в социуме позволяет увидеть, насколько индивиды взаимозависимы друг от друга.

Социальные науки : методы исследования

Каждая из перечисленных выше дисциплин применяет характерные только для нее Так, политология, исследуя общество, оперирует категорией «власть». Культурология рассматривает как аспект социума, имеющий ценность, культуру и формы ее проявления. Экономика исследует жизнь общества с позиции организации ведения хозяйства.

С этой целью она использует такие категории, как рынок, деньги, спрос, товар, предложение и другие. Социология рассматривает общество как постоянно развивающуюся систему отношений, складывающихся между социальными группами. История изучает то, что уже произошло. При этом, пытаясь установить очередность событий, их взаимосвязь, причины, она основывается на всевозможных документальных источниках.

Становление общественных наук

В античные времена социальные науки преимущественно входили в философию, так как та изучала одновременно и человека, и весь социум. Только история и правоведение частично выделялись в отдельные дисциплины. Первую социальную теорию разработали Аристотель и Платон. Во времена средневековья общественные науки рассматривались в рамках теологии как знания нерасчлененного и объемлющего абсолютно всё. На их развитие повлияли такие мыслители, как Григорий Палама, Августин, Фома Аквинский, Иоанн Дамаскин.

Начиная с Нового времени (с 17 века), некоторые социальные науки (психология, культурология, политология, социология, экономика) полностью отделяются от философии. В высших учебных заведениях по этим предметам открываются факультеты и кафедры, издаются специализированные альманахи, журналы и т.п.

Науки естественные и общественные: различие и сходство

Данная проблема решалась в истории неоднозначно. Так, последователи Канта делили все науки на два вида: изучающие природу и культуру. Представители такого течения, как «философия жизни», вообще резко противопоставляли историю природе. Они считали, что культура является результатом духовной деятельности человечества, и понять ее можно, только пережив и осознав тех эпох, мотивы их поведения. На современном науки и естественные не только противопоставляются, но имеют и точки соприкосновения. Это, например, использование математических методов исследования в философии, политологии, истории; применение знаний из области биологии, физики, астрономии с целью установить точную дату событий, произошедших в далеком прошлом.

Под наукой принято понимать систематически организованные знания, основанные на фактах, добытых с помощью эмпирических методов исследования, основанных на измерении реальных явлений. В вопросе о том, какие дисциплины относятся к социальным наукам, единого мнения не существует. Существуют различные классификации этих социальных наук.

В зависимости от связи с практикой науки делятся:

1) на фундаментальные (выясняют объективные законы окружающего мира);

2) прикладные (решают проблемы применения этих законов для решения практических задач в производственной и социальных областях).

Если придерживаться этой классификации, границы этих групп наук условны и подвижны.

В основе общепринятой классификации лежит предмет исследования (те связи и зависимости, которые непосредственно изучает каждая наука). В соответствии с этим выделяют следующие группы социальных наук.

Классификация социально-гуманитарных наук Группа социальных наук Социальные науки Предмет изучения
Исторические науки Отечественная история, всеобщая история, археология, этнография, историография и др. История - это наука о прошлом человечества, способ его систематизации и классификации. Она является базисом гуманитарного образования, его первоосновой. Но, как замечал А. Герцен, «последний день истории - это современность». Только на основе прошлого опыта человек может познать современное общество и даже предсказать его перспективу. В этом смысле можно говорить о прогностической функции истории в обществознании. Этнография - наука о происхождении, составе, расселении, этнических и национальных отношениях народов
Экономические науки Экономическая теория, экономика и управление народным хозяйством, бухгалтерский учет, статистика и т. д. Экономика устанавливает характер закономерностей, действующих в сфере производства и рынка, регулирующих меру и формы распределения труда и его результатов. По утверждению В. Белинского, она поставлена в положение конечной науки, выявляющей эффект познания и преобразования общества, экономика и право и др.
Философские науки История философии, логика, этика, эстетика и др. Философия является самой древней и фундаментальной наукой, устанавливающей наиболее общие закономерности развития природы и общества. Философия выполняет познавательную функцию в общество - знании. Этика - теория морали, ее сущности и воздействия на развитие общества и жизнь людей. Мораль и нравственность играют большую роль в мотивации поведения человека, его представлениях о благородстве, честности, смелости. Эстетика - учение о развитии искусства и художественного творчества, способе воплощения идеалов человечества в живописи, музыке, архитектуре и других областях культуры
Филологические науки Литературоведение, языкознание, журналистика и др. Данные науки изучают язык. Язык - совокупность знаков, используемых членами общества для коммуникации, а также в рамках вторичных моделирующих систем (художественной литературе, поэзии, текстах и т. д.)
Юридические науки Теория и история государства и права, история правовых учений, конституционное право и т. д. Правоведение фиксирует и разъясняет государственные нормы, права и обязанности граждан, вытекающие из основного закона страны - Конституции, и вырабатывает на этой основе законодательную базу общества
Педагогические науки Общая педагогика, история педагогики и образования, теория и методика обучения и воспитания и т. д. Анализируют индивидуально-личностные процессы, соотношение физиологических, психических и социально-психологических особенностей, свойственных человеку определенного возраста
Психологические науки Общая психология, психология личности, социальная и политическая психология и др. Социальная психология - пограничная дисциплина. Она сформировалась на стыке социологии и психологии. Она исследует поведение человека, его чувства и мотивацию в групповой ситуации. Она изучает социальную базу формирования личности. Политическая психология изучает субъективные механизмы политического поведения, влияние на него сознания и подсознания, эмоций и воли человека, его убеждений, ценностных ориентации и установок
Социологические науки Теория, методология и история социологии, экономическая социология и демография и т. д. Социология исследует отношения между основными социальными группами современного общества, мотивы и закономерности поведения людей
Политические науки Теория политики, история и методология политической науки, политическая конфликтология, политические технологии и пр. Политология изучает политическую систему общества, выявляет связи партий и общественных организаций с государственными институтами управления. Развитие политологии характеризует степень зрелости гражданского общества
Культурология Теория и история культуры, музыковедение и др. Культурология - одна из молодых научных дисциплин, формирующихся на стыке многих наук. Она синтезирует знания о культуре, накопленные человечеством, в целостную систему, формируя представления о сущности, функциях, структуре и динамике развития культуры как таковой

Итак, мы выяснили, что в вопросе о том, какие дисциплины относятся к социальным наукам, единого мнения не существует. Тем не менее, к социальным наукам принято относить социологию, психологию, социальную психологию, экономику, политологию и антропологию. У этих наук много общего, они тесно связаны между собой и составляют своего рода научный союз.

К ним примыкает группа родственных наук, которые относят к гуманитарным. Это философия, язык, искусствознание, литературоведение.

Социальные науки оперируют количественными (математико-статистическими) методами, а гуманитарные - качественными (описательно-оценочными).

Из истории формирования социально-гуманитарных наук

Раньше предметные области, которые известны как политическая наука, право, этика, психология и экономика, попадали в сферу компетенции философии. Классики античной философии Платон, Сократ и Аристотель были уверены в том, что все многообразие окружающего человека и ощущаемого им мира можно подвергнуть научному исследованию.

Аристотель (384-322 до н. э.) провозгласил, что все люди по своей природе склонны к познанию. Среди того, о чем люди стремятся узнать в первую очередь, находятся вопросы типа: почему ЛЮДИ ведут себя именно таким образом, откуда произошли социальные институты и как они функционируют. Нынешние социальные науки появились только благодаря завидному упорству древних греков в стремлении все анализировать и рационально мыслить. Поскольку античные мыслители являлись философами, то результат их размышлений считался частью философии, а не социальных наук.

Если античная мысль была по своему характеру философской, то средневековая - теологической. В то время как естественные науки освободились от опеки философии и получили собственное название в конце Средних веков , социальные долго еще оставались в сфере влияния философии и теологии. Основная причина заключалась, видимо, в том, что предмет социальных наук - поведение людей - был тесно связан с божественным Промыслом и потому находился в юрисдикции церкви.

Ренессанс , возродивший интерес к познанию и обучению, так и не стал началом самостоятельного развития социальных наук. Ученые эпохи Возрождения больше изучали греческие и латинские тексты, особенно работы Платона и Аристотеля. Их собственные сочинения зачастую сводились к добросовестным комментариям к античной классике.

Поворот произошел только в XVII-XVIII столетиях, когда в Европе появилась плеяда выдающихся философов: француз Рене Декарт (1596-1650), англичане Френсис Бэкон (1561-1626), Томас Гоббс (1588-1679) и Джон Локк (1632-1704), немец Иммануил Кант (1724-1804). Они, а также французские просветители Шарль Луи Монтескье (1689-1755) и Жан Жак Руссо (1712-1778) изучали функции правительства (политическая наука), природу общества (социология). Английские философы Дэвид Юм (1711-1776) и Джорж Беркли (1685-1753), а также Кант и Локк пытались выяснить законы действия разума (психология), а Адам Смит создал первый великий трактат по экономике «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776).

Эпоху, в которую они трудились, называют Просвещением . Оно иначе взглянуло на человека и человеческое общество, освободив наши представления от религиозных пут. Просвещение поставило традиционный вопрос иначе: не как Бог создал человека, а как люди создают богов, общество, институты. Над этими вопросами философы продолжали думать вплоть до XIX в.

На возникновение социальных наук большое влияние оказали кардинальные изменения в обществе, которые произошли в XVIII столетии.

Динамизм социальной жизни благоприятствовал освобождению социальных наук из пут философии. Другим условием освобождения социального знания явилось развитие естественных наук, в первую очередь физики, изменивших образ мышления людей. Если материальный мир может быть предметом точного измерения и анализа, то почему таковым не может стать социальный мир? На этот вопрос первым попытался ответить французский философ Огюст Конт (1798-1857). В своем «Курсе позитивной философии» (1830-1842) он провозгласил появление «науки о человеке», назвав ее социологией.

По мысли Конта, наука об обществе должна встать в один ряд с науками о природе. Его взгляды в то время разделяли английский философ, социолог и юрист Иеремия Бентам (1748-1832), увидевший в морали и законодательстве искусство руководить поступками людей, английский философ и социолог Герберт Спенсер (1820-1903), развивший механистическое учение о всеобщей эволюции, немецкий философ и экономист Карл Маркс (1818-1883), основоположник теории классов и социального конфликта, и английский философ и экономист Джон Стюарт Милль (1806-1873), написавший фундаментальные труды по индуктивной логике и политэкономии. Они считали, что единое общество должна изучать единая наука. Между тем в конце XIX в. исследование общества расщепилось на множество дисциплин и специальностей. Подобное несколько раньше произошло в физике.

Специализация знаний - неизбежный и объективный процесс.

Первой среди социальных наук выделилась экономика. Хотя термин «экономика» употреблялся еще в 1790 г., предмет этой науки именовался политической экономией до конца XIX в. Основателем классической экономики стал шотландский экономист и философ Адам Смит (1723-1790). В своем «Исследовании о природе и причинах богатства народов» (1776) он рассмотрел теорию стоимости и распределения доходов, капитал и его накопление, экономическую историю Западной Европы, взгляды на экономическую политику, финансы государства. А. Смит подходил к экономике как к системе, в которой действуют объективные законы, поддающиеся познанию. К классикам экономической мысли причисляют также Давида Рикардо («Принципы политической экономии и налогообложения», 1817), Джона Стюарта Милля («Принципы политической экономии», 1848), Альфреда Маршалла («Принципы экономики», 1890), Карла Маркса («Капитал», 1867).

Экономика изучает поведение больших масс людей в рыночной ситуации. В малом и большом - в общественной и частной жизни - люди и шага ступить не могут, не затрагивая экономических отношений. Договариваясь о работе, покупая товары на рынке, считая свои доходы и затраты, требуя выплаты зарплаты и даже собираясь в гости, мы - прямо или косвенно - учитываем принципы экономии.

Как и социология, экономика имеет дело с большими массами. Мировой рынок охватывает 5 млрд людей. Кризис в России или Индонезии тут же отражается на биржах Японии, Америки и Европы. Когда производители готовят к продаже очередную партию новой продукции, их интересует мнение не отдельного Петрова или Васечкина, даже не малой группы, а больших масс людей. Это и понятно, ведь закон прибыли требует производить больше и по меньшей цене, получая максимальную выручку с оборота, а не с одной штуки.

Без исследования поведения людей в рыночной ситуации экономика рискует остаться просто техникой счета - прибыли, капитала, процентов, связанных между собой абстрактными построениями теории.

Под политической наукой подразумевается академическая дисциплина, изучающая формы правления и политическую жизнь общества. Основы политической науки заложены идеями Платона («Республика») и Аристотеля («Политика»), живших в IV в. до н. э. Политические явления анализировал также римский сенатор Цицерон . В эпоху Ренессанса самым известным мыслителем был Никколо Макиавелли («Государь», 1513). Гуго Гроци опубликовал «О законах войны и мира» в 1625 г. В эпоху Просвещения к вопросам о сущности государства и функционирования правительства обращались к мыслителям. Среди них были Бэкон, Гоббс, Локк, Монтескье и Руссо. В самостоятельную дисциплину политология оформилась благодаря работам французских философов Конта и Клода Анри де Сен-Симона (1760-1825).

Термин «политическая наука» применяется в западных странах для того, чтобы отличить научные теории, точные методы и статистический анализ, которые применяют к изучению деятельности государства и политических партий и которые отражаются термином политическая философия. К примеру, Аристотель, хотя и считается отцом политической науки, на самом деле был политическим философом. Если политическая наука отвечает на вопрос о том, как действительно устроена политическая жизнь общества, то политическая философия отвечает на вопрос о том, как должна быть устроена эта жизнь, что надо делать с государством, какие политические режимы являются правильными, а какие - неправильными.

В нашей стране не проводится различия между политической наукой и политической философией. Вместо двух терминов используется один - политология. Политология, в отличие от социологии, касающейся 95% населения, затрагивает только вершину айсберга - тех, кто реально обладает властью, участвует в борьбе за нее, манипулирует общественным мнением, участвует в переделе общественной собственности, лоббирует в парламенте принятие выгодных решений, организует политические партии и т. п. В основном политологи строят умозрительные концепции, хотя во второй половине 1990-х гг. наметился определенный прогресс и в этой области. В самостоятельное направление выделились некоторые прикладные области политологии, в частности технология проведения политических выборов.

Культурная антропология явилась следствием открытия европейцами Нового Света. Незнакомые племена американских индейцев поражали воображение своими обычаями и образом жизни. После этого внимание ученых привлекли дикие племена Африки, Океании и Азии. Антропологию, которая дословно означает «наука о человеке», интересовали в первую очередь примитивные, или дописьменные, общества. Культурная антропология занимается сравнительным изучением человеческих обществ, В Европе ее еще называют этнографией и этнологией.

Среди выдающихся этнологов XIX в., т. е. ученых, занимавшихся сравнительными исследованиями культуры, числятся английский этнограф, исследователь первобытной культуры Эдуард Бернетт Тайлор (1832-1917), разработавший анимистическую теорию происхождения религии, американский историк и этнограф Льюис Генри Морган (1818-1881), в книге «Древнее общество» (1877) первым показавший значение рода как основной ячейки первобытного общества, немецкий этнограф Адольф Бастиан (1826-1905), основавший Берлинский музей народоведения (1868) и написавший книгу «Люди Восточной Азии» (1866-1871). Английский историк религии Джеймс Джордж Фрезер (1854-1941), написавший всемирно известную книгу «Золотая ветвь» (1907-1915), хотя творил уже в XX в., также относится к числу пионеров культурной антропологии.

Особое место среди социальных наук занимает социология, которая в переводе (лат. socium - общество, греч. logos - знание, учение, наука) означает буквально знание об обществе. Социология - наука о жизни людей, опирающаяся на строгие и проверенные факты, статистику и математический анализ, а факты часто берутся опять же из самой жизни - из массовых опросов мнения простых людей. Социология для Конта, придумавшего ее название, означала систематическое исследование людей. В начале XIX в. О. Конт построил пирамиду научного знания. Все известные тогда фундаментальные области знания - математику, астрономию, физику, химию и биологию - он расположил в иерархическом порядке так, что внизу оказались самые простые и наиболее абстрактные науки. Над ними размещались более конкретные и более сложные. Самой сложной наукой оказалась социология - наука об обществе. О. Конт мыслил социологию как всеохватывающую сферу знания, изучающую историю, политику, экономику, культуру и развитие общества.

Однако европейская наука вопреки ожиданиям Конта пошла не по пути синтеза, а наоборот, по пути дифференциации и расщепления знания. Экономическую сферу общества стала изучать самостоятельная наука экономика, политическую - политология, душевный мир человека - психология, традиции и обычаи народов - этнография и культурная антропология, а динамику народонаселения - демография. И социология выделилась в узкую дисциплину, которая уже не охватывала все общество, а детальнейшим образом изучала только одну, социальную сферу.

На становление предмета социологии большое влияние оказал француз Эмиль Дюркгейм («Правила социологического метода», 1395), немцы Фердинанд Теннис («Община и общество», 1887), Георг Зиммель («Социология», 1908), Макс Вебер («Протестантская этика и дух капитализма», 1904-1905), итальянец Вильфредо Парето («Разум и общество», 1916), англичанин Герберт Спенсер («Принципы социологии», 1876-1896), американцы Лестер Ф. Уорд («Прикладная социология», 1906) и Уильям Грэм Самнер («Наука об обществе», 1927-1928).

Социология возникла как ответ на потребности формирующегося гражданского общества. Сегодня социология подразделяется на множество отраслей, включая криминологию и демографию. Она стала, наукой, помогающей обществу глубже и конкретнее познать себя. Широко применяя эмпирические методы - анкетный опрос и наблюдение, анализ документов и методы наблюдения, эксперимент и обобщение статистики, - социология смогла преодолеть ограниченность социальной философии, которая оперирует чрезмерно обобщенными моделями.

Опросы общественного мнения накануне выборов, анализ распределения политических сил в стране, ценностных ориентации избирателей или участников забастовочного движения, изучение уровня социальной напряженности в том или ином регионе - вот далеко не полный список вопросов, которые все чаще решаются средствами социологии.

Социальная психология - это пограничная дисциплина. Она сформировалась на стыке социологии и психологии, взяв на себя те задачи, которые не в силах были решить ее родители. Оказалось, что большое общество не прямо воздействует на индивида, а через посредника - малые группы. Этот ближайший к человеку мир друзей, знакомых и родных играет исключительную роль в нашей жизни. Мы вообще живем в малых, а не в больших мирах - в конкретном доме, в конкретной семье, в конкретной фирме и т. п. Малый мир влияет на нас порой даже сильнее, чем большой. Вот почему появилась наука, которая вплотную и очень серьезно им занялась.

Социальная психология представляет собой область исследования поведения человека, его чувств и мотивации, в групповой ситуации. Она изучает социальную базу формирования личности. Как самостоятельная наука социальная психология возникла в начале XX в. В 1908 г. американский психолог Уильям Макдоугал опубликовал книгу «Введение в социальную психологию», которая благодаря своему названию дала имя новой дисциплине.

Общественные (социально-гуманитарные) науки - комплекс научных дисциплин, предметом исследования которых являются общество во всех проявлениях его жизнедеятельности и человек как член общества. К социальным наукам относят такие теоретические формы знания, как философия, социо-логия, политология, история, филология, психология, культурология, юриспруденция (пра-воведение), экономика, искусствоведение, этнография (этнология), педагогика и др.

Предмет и методы общественных наук

Важнейшим предметом исследования в обществознании выступает общество, ко-торое рассматривается как исторически развивающаяся целостность, система от-ношений, форм объединений людей, сложив-шихся в процессе их совмест-ной деятельности. Посредством этих форм представлена всесторонняя взаимозависимость индивидов.

Каждая из названных выше дисциплин рассматривает общественную жизнь с различных сторон, с определенной теоретической и миро-воззренческой позиции, применяя собственные специфические методы исследования. Так, например, в инструментом исследования общества является категория «власть» , в силу чего оно предстает как организованная система властных отно-шений. В социологии общество рассматри-вается как динамическая система отно-шений социальных групп различной сте-пени общности. Категории «социальная группа», «социальные отношения», «социализация» становятся методом социоло-гического анализа общественных явлений. В культурологии культура и ее формы рас-сматриваются как ценностный аспект об-щества. Категории «истина», «красота», «добро», «польза» являются способами изучения конкретных явлений культуры. , использующая такие категории, как «деньги», «товар», «рынок», «спрос», «предложение» и т. п., исследует организованную хо-зяйственную жизнь общества. изучает прошлое общества, опираясь на сохранившиеся разнообразные источники о прошлом, для того чтобы установить последовательность событий, их причины и взаимосвязь.

Первые исследуют природную реальность посредством обобщаю-щего (генерализирующего) метода, выявляя законы природы.

Вторые посредством индивидуализирующего метода изучают не-повторимые, уникальные исторические события. Задача исто-рических наук — понять смысл социального ( М. Вебер) в различных историко-культурных контекстах.

В «философии жизни» (В. Дильтей) природа и история отделяются друг от друга и противопоставляются как онтологически чуждые сфе-ры, как разные сферы бытия. Таким образом, не только методы, но и объекты познания у естественных и гуманитарных наук различны. Культура — продукт духовной деятельности людей определенной эпо-хи, и, чтобы ее понять, необходимо пережить ценности данной эпо-хи, мотивы поведения людей.

Понимание как прямое, непосредственное постижение истори-ческих событий противопоставляется выводному, непрямому зна-нию в естественных науках.

Понимающая социология (М. Вебер) интерпретирует социальное действие, пытаясь его объяснить. Результатом такой интерпретации являются гипотезы, на основе которых и строится объяснение. История, таким образом, предстает как историческая драма, автором которой явля-ется историк. Глубина понимания исторической эпохи зависит от ге-ниальности исследователя. Субъективность историка — не препятствие для познания общественной жизни, а инструмент и метод понима-ния истории.

Разделение наук о природе и наук о культуре было реакцией на позитивистское и натуралистическое понимание исторического бытия человека в обществе.

Натурализм рассматривает общество с позиций вульгарного ма-териализма , не видит принципиальных различий между причин-но-следственными связями в природе и в обществе, объясняет общественную жизнь естественными, природными причинами, применяя для их познания естественнонаучные методы.

Человеческая история предстает как «естественный процесс», а за-коны истории становятся разновидностью законов природы. Так, например, сто-ронники географического детерминизма (географическая школа в соци-ологии) главным фактором социальных изменений считают географическую среду, климат, ландшафт (Ш. Монтескье , Г. Бокль, Л. И. Мечников). Представители социал-дарвинизма сводят социальные зако-номерности к биологическим: общество рассматривается ими как организм ( Г. Спенсер), а политика, экономика и нравственность — как формы и способы борьбы за существование, проявление ес-тественного отбора (П. Кропоткин, Л. Гумплович).

Натурализм и позитивизм (О. Конт , Г. Спенсер , Д.-С. Милль) стре-мились отказаться от умозрительных, схоластических рассуждений, характерных для метафизических исследований общества, и создать «позитивную», доказательную, общезначимую общественную теорию по подобию естествознания, которое уже в основном достигло «по-зитивной» стадии развития. Однако на основе такого рода исследований были сделаны расистские выводы о природном разделении людей на высшие и низшие расы (Ж. Гобино) и даже о прямой зависимости между классовой принадлежностью и антропологическими параметрами ин-дивидов.

В настоящее время можно говорить не только о противопоставлении методов естественных и гуманитарных наук, но и об их сближении. В социальных науках активно применяются математические методы, являющиеся характерной чертой естествознания: в (особенно в эконометрике ), в (квантитативная история , или клиометрия ), (политический анализ), филологии (). При решении проблем конкретных общественных наук широко применяются приемы и методы, взятые из наук естественных. Например, для уточнения датировки исторических событий, особенно удаленных во времени, используются знания из области астрономии, физики, биологии. Существуют также научные дисциплины, объединяющие методы социально-гуманитарных и естественных наук, например, экономическая география.

Становление социальных наук

В античности большинство социальных (социально-гуманитарных) наук входило в философию как форму интегрирующего знания о человеке и обществе. В некоторой степени о выделении в самостоятельные дисциплины можно говорить о юриспруденции (Древний Рим) и истории (Геродот, Фукидид). В Средние века социальные науки развивались в рамках богословия как нерасчлененного всеобъемлющего знания. В античной и средневековой философии понятие общества практически отождествлялось с понятием государства.

Исторически первой наиболее значи-мой формой социальной теории являют-ся учения Платона и Аристотел я. В Средние века к мыслителям, внесшим существенный вклад в развитие социальных наук, можно отнести Августина, Иоанна Дамаскина, Фому Aквинского , Григория Паламу . Важный вклад в становление социальных наук внесли деятели эпохи Возрождения (XV-XVI в.) и Нового времени (XVII в.): Т. Мор («Уто-пия»), Т. Кампанелла «Город Солнца», Н. Макиавел-ли «Государь». В Новое время происходит окончательное отделение социальных наук от философии: экономики (XVII в.), социологии, политологии и психологии (XIX в.), культурологии (XX в.). Возникают университетские кафедры и факультеты по социальным наукам, начинают выходить специализированные журналы, посвященные вопросам изучения общественных явлений и процессов, создаются ассоциации ученых, занимающихся исследованием в области социальных наук.

Основные направления современной общественной мысли

В обществознании как совокупности социальных наук в XX вв. сформировалось два подхода: сциентистско-технократический и гуманистический (антисциентистский).

Главной темойсовременного обществознания становится судьба капиталистического общества, а важнейшим предметом— постиндустриально-е, «мас-совое общество» и особенности его формирования.

Это придает данным исследованиям явный футурологический от-тенок и публицистическую страстность. Оценки состояния и истори-ческой перспективы современного общества могут быть диаметрально проти-воположными: от предвидения глобальных катастроф до прогнозиро-вания стабильного процветающего будущего. Мировоззренческой задачей подобных исследований является поиск новой общей цели и спосо-бов ее достижения.

Наиболее разработанной из современных социальных теорий яв-ляется концепция постиндустриального общества , основные прин-ципы которой сформулированы в трудах Д. Белла (1965). Идея постин-дустриального общества достаточно популярна в современном обще-ствознании, а сам термин объединяет целый ряд исследований, авторы которых стремятся определить ведущую тенденцию развития современного общества, рассматривая процесс производства в различных, в том числе и организационных, аспектах.

В истории человечества выделяются три фазы :

1. доиндустриальная (аграрная форма общества);

2. индустриальная (технологическая форма общества);

3. постиндустриальная (социальная стадия).

Производство в доиндустриальном обществе в качестве основного ресурса использует сырье, а не энергию, извлекает продукты из при-родных материалов, а не производит их в собственном смысле, ин-тенсивно использует труд, а не капитал. Важнейшими общественны-ми институтами в доиндустриальном общества являются церковь и ар-мия, в индустриальном — корпорация и фирма, а в постиндустриальном — университет как форма производства знания. Социальная структура постиндустриального общества теряет ярко выраженный классовый характер, собственность перестает быть ее основой, класс капиталистов вытесняется правящей элитой , обладающей высоким уровнем знаний и образования.

Аграрные, индустриальные и постиндустриальные общества не являются стадиями общественного развития, а представляют собой сосуществующие формы организации производства и его основные тенденции. Промышленная фаза начинается в Европе с XIX в. Пост-индустриальное общество не вытесняет остальные формы, а добавля-ет новый аспект, связанный с использованием информации, знания в общественной жизни. Становление постиндустриального общества связывают с распространением в 70-х гг. XX в. информационных технологий, радикально повлиявших на производство, а следователь-но, и на сам образ жизни. В постиндустриальном (информационном) обществе происходит переход от производства товаров к производству услуг, возникает но-вый класс технических специалистов, которые становятся консуль-тантами, экспертами.

Основным ресурсом производства становится информация (в доиндустриальном обществе это сырье, в индустриальном — энергия). Наукоем-кие технологии сменяют трудоемкие и капиталоемкие. На основании этого различения можно выделить специфические особен-ности каждого общества: доиндустриальное общество основано на взаимодействии с природой, индустриальное — на взаимодействии общества с преобразованной природой, постиндустриальное — на взаимодействии между людьми. Общество, таким образом, предстает как динамическая, прогрессивно развивающаяся система, главные движущие тенденции которой находятся в сфере производства. В этом отношении наблюдается определенная близость между постиндустриаль-ной теорией и марксизмом , что определяется общими идейными пред-посылками обеих концепций — просветительскими мировоззренчес-кими ценностями.

В рамках постиндустриальной парадигмы кризис современно-го капиталистического общества предстает как разрыв между рационалистически ориентированной экономикой и гуманистически ориентированной культурой. Способом выхо-да из кризиса должен стать переход от господства капиталисти-ческих корпораций к научно-исследовательским организациям, от капитализма к обществу знаний.

Кроме этого намечается множество иных экономических и соци-альных сдвигов: переход от экономики товаров к эконо-мике услуг, повышение роли образования, изменение структуры за-нятости и ориентации человека, становление новой мотивации дея-тельности, радикальное изменение социальной структуры, развитие принципов демократии, формирование новых принципов политики, переход к нерыночной экономике благосостояния.

В работе известного современного американского футуролога О. Тофлера «Шок будущего» отмечается, что ускорение социальных и технологических изменений оказывает шоковое воздействие на инди-вида и общество в целом, затрудняет адаптацию человека в меняющем-ся мире. Причиной современного кризиса является переход общества к цивилизации «третьей волны». Первая волна — аграрная цивилизация, вторая — индустриальная. Современное общество может выжить в существующих конфликтах и глобальной напряженности лишь при усло-вии перехода к новым ценностям и новым формам социальности. Глав-ным является революция в мышлении. Социальные изменения обусловлены, прежде всего, изменениями в технике, которая определяет тип общества и тип культуры, причем это влияние осуществляется вол-нообразно. Третья технологическая волна (связанная с ростом инфор-мационных технологий и кардинальным изменением связи) существенным образом меняет образ и стиль жизни, тип семьи, характер работы, любви, общения, формы экономики, политики, сознания.

Основными характеристиками индустриальной технологии, ос-нованной на старом типе техники и разделения труда, являют-ся централизация, гигантизм и единообразие (массовидность), сопровождающиеся угнетением, убожеством, нищетой и эко-логическими катастрофами. Преодоление пороков индустриа-лизма возможно в будущем, постиндустриальном обществе, основными принципами которого будут целостность и индивидуализированность.

Переосмысливаются такие понятия, как «занятость», «рабочее место», «безработица», получают распространение бесприбыльные организации в сфере гуманитарного развития, происходит отказ от диктата рынка, от узкоутилитарных ценностей, которые вели к гуманитарным и экологическим катастрофам.

Таким образом, на науку, ставшую основой производства, возлага-ется миссия преобразования общества, гуманизации общественных от-ношений.

Концепция постиндустриального общества была подвергнута кри-тике с различных точек зрения, и главный упрек заключался в том, что данная концепция — не что иное, как апология капитализма .

Альтернативный путь предлагается в персоналистских концепциях общества , в которых современные технологии («машинизация», «ком-пьютеризация», «роботизация») оцениваются как средство углубляю-щегося самоотчуждения человека от своей сущности. Так, антисциен-тизм и антитехницизм Э. Фромма позволяет ему видеть глубокие проти-воречия постиндустриального общества, угрожающие самореализации личности. Потребительские ценности современного общества являются причиной деперсонализации и дегуманизации общественных отношений.

Основой общественных преобразований должна стать не техно-логическая, а персоналистская революция, революция в чело-веческих отношениях, сутью которой будет радикальная ценност-ная переориентация.

Ценностную установку на обладание («иметь») необходимо заме-нить мировоззренческой ориентацией на бытие («быть»). Подлинным призванием человека и высшей его ценно-стью является любовь. Только в любви и реализуется уста-новка на бытие, меняется структура характера человека, находит ре-шение проблема человеческого существования. В любви возрастает уважение человека к жизни, остро проявляется чувство привязаннос-ти к миру, слитности с бытием, преодолевается отчуждение человека от природы, общества, другого человека, от самого себя. Тем самым осуществляется переход от эгоизма к альтруизму, от авторитаризма к подлинному гуманизму в человеческих отношениях, а личностная ори-ентация на бытие предстает в качестве высшей человеческой ценнос-ти. На основе критики современного капиталистического общества строится проект новой цивилизации.

Целью и задачей личностного бытия является построение персоналистской (общностной) цивилизации, общества, где обычаи и образ жизни, общественные структуры и установления соот-ветствовали бы требованиям личностного общения.

В нем должны быть воплощены принципы свободы и творчества, согласия (при сохранении различия) и ответственности. Хозяйствен-ной основой подобного общества является экономика дарения. Пер-соналистская социальная утопия противостоит концепциям «обще-ства изобилия», «общества потребления», «правового общества», ос-новой которых являются различные виды насилия и принуждения.

Рекомендуемая литература

1. Адорно Т. К логике социальных наук

2. Поппер К.Р. Логика социальных наук

3. Шюц А. Методология социальных наук

;

1.Социальные науки общественные науки - это группа академических дисциплин, которые изучают аспекты бытия человека в аспекте его общественной деятельности. Специфика этого вида познания заключается, прежде всего, в том, что в качестве объекта здесь выступает деятельность самих субъектов познания. То есть сами люди являются и субъектами познания, и реальными действующими лицами. Помимо этого, объектом познания становится также взаимодействие между объектом и субъектом познания. Другими словами, в отличие от наук о природе, технических и других наук в самом объекте социального познания изначально присутствует и его субъект. Далее, общество и человек, с одной стороны, выступают как часть природы. С другой - это творения и самого общества, и самого человека, опредмеченные результаты их деятельности. В обществе действуют как социальные, так и индивидуальные силы, как материальные, так и идеальные, объективные и субъективные факторы; в нем имеют значения, как чувства, страсти, так и разум; как сознательные, так и бессознательные, рациональные и иррациональные стороны жизнедеятельности людей. Внутри самого общества различные его структуры и элементы стремятся к удовлетворению своих собственных потребностей, интересов и целей. Эта сложность общественной жизни, ее многообразие и разно качественность обусловливают сложность и трудность социального познания и его специфику по отношению к другим видам познания
Методы социального исследования. Значимость социального знания.

2. Методы социального исследования на каждом уровне социологического знания существует своя методика исследования. На эмпирическом уровне проводятся социологические исследования, представляющие собой систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели получить точные объективные данные об изучаемом социальном явлении. Теоретические методы Значительное место в социологии занимает структурно-функциональный метод. Совокупность социального опыта социального субъекта, кристаллизованного в рациональных в широком понимании формах. В контексте нашего исследования рассматривается как система образующая субстанция культуры, самоорганизация которой лежит в основе культурной самоорганизации характеризуется: максимально широким спектром и объемом: оно включает в себя все то, что считается знанием в обществе
Философские представления о социальных качествах человека.

3. Человек по-прежнему остается для себя terra incognita. И это несмотря на то, что существует множество способов постижения человека. Таково, например, искусство, постигающее человека в художественных образах. Но нас в данном случае интересует мир знаний о человеке, знаниевый способ его постижения. Этот мир представлен комплексами научных и философских дисциплин. Наука и философия нередко оспаривали эвристические возможности друг друга и часто претендовали на единственно верное отображение человека. Сложность разграничения научного и философского подходов в значительной степени обусловлена сложностью человека как объекта изучения. Поэтому современный философ утверждает: при всей, казалось бы, эмпирической очевидности и наглядности того, кого мы называем человеком, в эмпирической действительности невозможно найти признака, который бы в полной мере определял сущность и границы данного явления, служил бы его достаточным определением. Еще в античной философии человек рассматривался как микрокосм маленький космос, вселенная, который тождествен макрокосму вселенной, природному целому. В терминах современного философского языка это звучит так: в эмпирическом мире человеку вообще нельзя указать какую-либо границу, ограничить, оконечить его. В этом смысле он есть безграничное существо, выходящее за пределы любой эмпирической конечности. В любом человеке мы сталкиваемся с какой-то эмпирической бесконечностью Совокупность идей о человеке, высказанных философами, традиционно принято называть философской антропологией. Взаимоотношения философской антропологии и научного постижения человека могут быть представлены следующими типичными ситуациями.
Человек. Точки зрения о происхождения человека. Науки о человеке.

4. Существует три теории происхождения человека: религиозная, теория эволюции Дарвина и Энгельса, космическая. Антропогинез - наука изучающая происхождение человека. Начало процесса становления человека относится к появлению рамапитека14-20 млн лет назад. 5-8 млн лет назад появляются австралопитеки. От них около 2 млн лет назад произошел первый представитель Homo - Homo habilis, или человек умный. Вид Homo erectus, человек прямоходящий, появляется 1-1,3 млн лет назад. Он имел объем мозга в пределах 800-1200 см3, обладал прямой речью, овладел огнем, изготавливал орудия охоты. Homo sapiens человек разумный 150-200 тыс. лет назад. Он был на стадии кроманьонского человека40-50 тыс.лет назад он уже приблизился к современному человеку по внешнему физическому облику, по уровню интеллекта, по интересу к прекрасному, способности испытывать чувство сострадания к ближнему.
Индивид. Личность.

5. Индивид - единичный представитель человеческого рода. Индивидуальность - целостная характеристика определенного человека через его характер, интеллект, потребности, способности и интересы. Личность- человеческий индивид являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств которые он реализует в общественной жизни. Не всякий человек может быть личностью. Личностью становятся в процессе социализации. Социализация - осуществляющийся на протяжении все жизни индивида процесс, с помощью которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе. Личность - формируется в процессе воспитания и деятельности человека, под влиянием конкретного общества и его культуры. В науке проявляются два подхода к личности. Первый рассматривает личность как активного участника свободных действий. Люди оценивают личность через сопоставление с установленными в обществе нормами. Второе направление рассматривает личность через набор функций или ролей. Человек проявляет себя в самых разных обстоятельствах в зависимости не только от индивидуальных черт, но и от общественных условий.
Деятельность человека: основные характеристики.

6. Деятельность - это присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром. Деятельности человека присущи такие черты, как сознательность, продуктивность, преобразующий и общественный характер. Эти особенности отличают человека от животного. Во-первых деятельность человека носит сознательный характер. Человек сознательно выдвигает цели своей деятельности. Во-вторых деятельность носит продуктивный характер. Она направлена на получение результата. В-третьих деятельность носит преобразующий характер: в ходе деятельности человек изменяет окружающий его мир и самого себя - свои способности. В-четвертых в деятельности человека проявляется ее общественный характер т.к. в процессе деятельности человек вступает в разнообразные отношения с другими людьми. Деятельность человека осуществляется ради удовлетворения его потребностей. Потребность- это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности. Естественные потребности - это потребности людей во всем том, что им необходимо для их существования. Социальные потребности - это потребности человека во всем том, что является продуктом общественной жизни. Идеальные потребности - это потребности людей во всем том, что необходимо для их духовного развития.
Структура деятельности, мотивация деятельности.

7. Любая деятельность человека определяется целями, который он перед собой ставит. Цель - это то к чему стремиться человек. Достичь желаемого результата помогают определенные средства деятельности. В ходе деятельности возникают определенные продукты деятельности. Это материальные и духовные блага, формы общения людей, способности, умения и знания самого человека. Мотив - это побудительная причина деятельности. При этом одна и та же деятельность может быть вызвана различными мотивами. Любая деятельность предстает перед нами как цепь действий. Составную часть или отдельный акт деятельности называют действием. Под влиянием сильных чувств и других раздражителей человек способен на действия без достаточно осознанной цели. Такие действия называют мало осознанными или импульсивными. Обусловленность деятельности объективными общественными предпосылками свидетельствует о ее конкретно-историческом характере.
Многообразие видов деятельности и их особенности.

8. Выделяют различные виды деятельности. Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества. Духовная деятельность связана с изменением сознания людей. Когда деятельность человека соотносят с ходом истории, с общественным прогрессом, то выделяют прогрессивную или реакционную направленность деятельности, а также созидательную или разрушительную. В зависимости от соответствия деятельности существующим общекультурным ценностям, социальным нормам определяют законную и незаконную, моральную и аморальную деятельность. В связи с социальными формами объединения людей в целях осуществления деятельности выделяют коллективную, массовую, индивидуальную деятельность. В зависимости от наличия или отсутствия новизны целей, результатов деятельности, способов ее осуществления различают однообразную, шаблонную, монотонную деятельность, которая выполняется строго по правилам, инструкциям и деятельность инновационную, изобретательскую, творческую. В зависимости от общественных сфер, в которых деятельность протекает, различают экономическую, политическую, социальную деятельность. Для экономической свойственны производственная и потребительская деятельность. Для политической характерны государственная, военная и международная деятельность. Для духовной сферы жизни общества - научная, образовательная, досуговая. Есть внешняя и внутренняя деятельность. Внешняя деятельность проявляется в виде движений, мышечных усилий, действий с реальными предметами. Внутренняя происходит по средствам умственных действий.
Сознание и деятельность.

9. Сознание - способность воспроизводить действительность в идеальных образах. Сторонники естественно-научного подхода считают сознание, проявлением функций мозга, вторичным по сравнению с телесной организацией человека. Сторонники религиозно-идеалистических взглядов, первичным считают сознание, а человека телесного - его производной. Сознание формируется деятельностью, что бы в то же время влиять на эту деятельность, определять и регулировать ее. Обосновывая единство деятельности и сознания отечественная наука выработала учение о деятельности, которая является ведущей для каждого возрастного периода жизни человека.
Сознательная деятельность - это активность человека, направленная на осуществление поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей.
Человек в учебной и трудовой деятельности.

10.Проблема мотивации учения появляется тогда, когда человек осознал необходимость целенаправленного обучения подрастающего поколения и приступил к подобному обучению как специально организованной деятельности. Эта проблема является одной из важнейших в современной психологии и педагогике обучения. Для определения мотивации учебной деятельности нам представляется возможным подробнее осветить взаимодействие личности и ситуации, как основу понимания поведения и деятельности. Основные положения теории личностных диспозиций Х.Хекхаузена: 1.Поведение человека определяется набором стабильных латентных переменных черт, диспозиций, которые обозначаются в психологии как черты личности и характера, способности, установки, ценностные ориентации, потребности, мотивы. 2. Порядковый номер субъекта относительно выраженности конкретной личностной черты остаётся одним и тем же в различных ситуациях. В этом проявляется надситуативная стабильность поведения личности, определяемая данными диспозициями. 3.Различия в поведении людей определяются различиями в выраженности личных черт. Человек в процессе своей деятельности постоянно включается в чрезвычайно многообразные отношения и сферы общественной жизни. Даже на протяжении одного дня жизни он может входить в состав самых разных социальных групп и в соответствии с этим выполнять все новые и новые социальные роли, предписываемые той или иной социальной группой. Формирование социальных связей, наиболее подвижных, изменчивых на уровне малых социальных групп производственные коллективы и относительно устойчивых на уровне классовых, национальных и других отношений макроструктура, является результатом исторического развития общества.
Виды профессиональной деятельности. Выбор профессии и профессиональная самоопределение
11. Для каждого этапа развития общества, его социально-экономического уклада, достижений научно-технического прогресса характерно появление новых и отмирание старых видов трудовой деятельности. Этот процесс в значительной степени обусловливается и отражается в изменениях конкретных компонентов деятельности и характеристик субъекта труда самосознания, самоопределения молодежи и т. д. и людских ресурсов численность, качественный состав и т.д., содержания задач труда, вида рабочих нагрузок, орудий труда, особенностей условий и организации трудового процесса.
Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности.

12.Характер сложившийся и укрепившийся под влиянием жизненных воздействий и воспитания, определенный стиль отношения поведения человека. Характер выражает определенный склад потребностей и интересов человека, стремление и целей, чувств и воли, проявляющихся в избирательности его действительности и его поведении в отношениях и манерах поведения. Свойства характера: 1 моральная воспитанность - характеризует человека со стороны его отношений, формы поведения. 2 полнота - разносторонность интересов, стремление и увлечение разнообразия деятельности человека. 3 цельность - внутреннее единство психологического склада человека. 4 определенность - твердость и не преклонность поведения, которое соответствует сложившимся обстоятельствам. 5 сила - энергия с которой человек преследует поставленную перед собой цель. 6 уравновешенность - благоприятная для деятельности и общения, соотношение сдержанности и активности. Для становления характера играет большую роль направленность деятельности человека и воля. Направленность - это своеобразное переживаемое человеком, избирательное отношение деятельности.
Потребности, способности, интересы человека.

13.Потребность - это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности. Потребности бывают: 1Естественные врожденные, биологические, физиологические, органические, природные. К ним относятся потребности человека в пище, воздухе, воде, жилище, одежде, сне, отдыхе и т.д. 2Социальные. Потребности человека во всем, что является продуктом общественной жизни в трудовой деятельности, сознании, творчестве, соц. активности, общении с другими людьми, признании, достижениях. 3Идеальные духовные или культурные. Это все, что необходимо для духовного развития людей потребности в самовыражении, в создании и освоении культурных ценностей, потребности познания человеком окружающего мира и своего места в нем, смысла своего существования. Способности - это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения. Интересы человека - эмоциональные проявления познавательных потребностей человека. Удовлетворение интереса может привести к укреплению и развитию. Неудовлетворение интереса может привести к депрессии. Интересы бывают непосредственные, напрямую связанные с какой-либо потребностью, и опосредованные, при которых потребность прослеживается неявно. Интересы также бывают широкими и узкими.
Узкий интерес может быть направлен на совершенно конкретный объект. Иногда интересы бывают мелкими. При этом имеется в виду, что люди в основном интересуются удовлетворением естественных потребностей: в еде, в питье, в сне и других чувственных удовольствиях.
Социализация человека. Самосознание, самореализация и социальное поведение.

14. Социализация - осуществляющийся на протяжении все жизни индивида процесс, с помощью которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе. В социальной психологии социализация понимается, как процесс социального научения, для которого необходимо одобрение группы. Выделяются две основные стадии социализации. Первая стадия - характерна для раннего детства. На этой стадии преобладают внешние условия регулирования социального поведения. Вторая стадия - характеризуется тем, что происходит замена внешних санкций внутренним контролем. Расширение и углубление социализации индивида происходит в трех основных сферах: 1 в сфере деятельности осуществляется как расширение ее видов. 2 в сфере общения происходит обогащение круга общение человека. 3 в сфере самосознания осуществляется формирование образа собственного Я, как активного субъекта деятельности. Самосознание - это понимание себя как личность, способной принимать самостоятельные решения. Одним из важных признаков является готовность человека нести ответственность за принимаемые решения и совершаемые действия. Личность может проявлять себя в процессе самореализации. Это процесс наиболее полного выявления и осуществления своих возможностей.
Цель и смысл человеческой жизни.

15. Отличным свойством человека можно признать его стремление у философскому осмыслению мира и себя самого - поиск смысла жизни. Поиск смысла жизни - занятие сугубо человеческое. В истории философии можно выделить два подхода к проблеме смысла человеческой жизни. В одном случае смысл жизни связывается с моральными установлениями земного существования человека. В другом - с ценностями, не связанными с земной жизнью, которая быстротечна и конечна. У всех философов разные мнения о смысле жизни. Аристотель говорил, что каждый стремится к счастью. Философия Возрождения искала смысл жизни в самом человеческом существовании. И.Кант и Г.Гегель связывали смысл жизни человека с нравственными исканиями, саморазвитием и самопознанием человеческого духа. Н.Трубников говорил, что смысл жизни раскрывается в процессе этой жизни, хотя и конечно, но не бесполезной. Человек как биологическое индивидуальное существо смертен. Сущность человека выражается в творчестве, в котором он самоутверждается и посредством которого обеспечивает свое социальное и более длительное существование.

Проблема познавательности мира, способы познавательной деятельности
16. Проблема познаваемости происходит из реальных трудностей познания. В подходах к данной проблеме ученые разделились на оптимистов, пессимистов и скептиков. Пессимисты отрицают познаваемость мира. Оптимисты утверждают, что мир принципиально познаваем. Скептики, признавая, что познания мира, возможно, выражают сомнение в достоверности полученного знания. Агностицизм - философское учение, отрицающее возможность познания. Сторонники гносеологического оптимизма, не отвергая сложности познания трудности выявления сущности вещей, доказывают несостоятельность агностицизма. Одни отмечают ясность и отчетливость, другие делают упор на общезначимость получаемых результатов. Третьи на не возможность существования человека без знаний. Существует познание чувственное и рациональное. Формы чувственного познания: 1 ощущение - т.е. отражение отдельных свойств, отдельных признаков предметов и процессов; 2 восприятие - дает целостное отражение предметов в многообразии их свойств; 3 представление - чувственный образ без непосредственного воздействия. Представления могут быть реальными и не реальными. В процессе рационального познания используют: 1 понятие - это мысль, в которой фиксируются общие и существенные признаки вещей; 2 суждение - мысль, утверждающая или отрицающая нечто об объектах познания; 3 умозаключение - логический вывод, связывающий два или несколько суждения.


Похожая информация.


Социальные науки, их еще часто называют общественными, изучают законы, факты и зависимости общественно-исторического процесса, а также цели, мотивы и ценности человека. От искусства они отличаются тем, что для исследования общества используют научный метод и стандарты, включая качественный и количественный анализ проблем. Результатом данных исследований является анализ общественных процессов и обнаружение в них закономерностей и повторяющихся событий.

Науки об обществе

В первую группу входят науки, дающие наиболее общие знания об обществе, прежде всего, и социология. Социология изучает общество и законы его развития, функционирование социальных общностей и отношения между ними. Эта мультипарадигмальная наука рассматривает социальные механизмы как самодостаточные средства регулирования социальных отношений. Большую часть парадигм делят на два направления - микросоциологию и макросоциологию.

Науки об определенных сферах общественной жизни

К данной группе социальных наук относят экономику, политологию, этику и эстетику. Культурология занимается изучением взаимодействия культурных в индивидуальном и массовом сознании. Объектом исследования экономики является экономическая действительность. Из-за ее широты данная наука представляет собой целый дисциплин, которые отличаются друг от друга предметом изучения. К экономическим дисциплинам относятся: макро- и , эконометрика, математические методы экономики, статистика, отраслевая и инженерная экономика, история экономических учений и множество других.

Этика занимается исследованием морали и нравственности. Метаэтика изучает происхождение и значение этических категорий и понятий, используя логико- анализ. Нормативная этика посвящена поиску принципов, регулирующих поведение человека и направляющих его поступки.

Науки обо всех сферах общественной жизни

Данные науки пронизывают все сферы общественной жизни, это правоведение (юриспруденция) и история. Полагаясь на различные источники, прошлое человечества. Предметом изучения правоведения является право как социально-политическое явление, а также совокупность общеобязательных установленных государством определенных правил поведения. Юриспруденция рассматривает государство как организацию политической власти, которая обеспечивает управление делами всего общества с помощью права и специально созданного государственного аппарата.