Этрусская пытка. Самые ужасные пытки в истории человечества (21 фото). Политические и общественные институты

Италия в Новое время (1559-1814)

Современная история

Военная история Италии

Экономическая история Италии

Избирательная история

История моды в Италии

История денег в Италии

История музыки в Италии

Портал «Италия»

Вплоть до середины XX в. «лидийская версия» подвергалась серьёзной критике, особенно после дешифровки лидийских надписей - их язык не имел ничего общего с этрусским. Однако по современным представлениям, этрусков следует отождествлять не с лидийцами, а с более древним, доиндоевропейским населением запада Малой Азии, известным как «протолувийцы» или «народы моря ».

История

Становление, развитие и распад этрусского государства происходили на фоне трёх периодов Древней Греции - ориентализирующего, или геометрического, классического, эллинистического, а также возвышения Римской Республики. Более ранние этапы даны в соответствии с автохтонической теорией происхождения этрусков.

Протовиллановианский период

Погребальная урна в виде хижины. IX век до н. э.

Самым важным из этрусских источников, обозначивших начало этрусской цивилизации, является этрусское летоисчисление saecula (столетий). Согласно ей первое столетие древнего государства, saeculum, началось примерно в XI или X веке до н. э. Это время относится к так называемому протовиллановианскому периоду (XII-X века до н. э.). Данных о протовиллановианцах чрезвычайно мало. Единственное важное свидетельство о начале новой цивилизации - изменение погребального обряда, который стал совершаться путём кремации тела на погребальном костре с последующим захоронением праха на полях урн.

Периоды Вилланова I и Вилланова II

После утраты независимости Этрурия некоторое время сохраняла самобытность. Во II-I веках до н. э. продолжало существовать местное искусство; этот период также называют этрусско-римским. Но постепенно этруски перенимали образ жизни римлян. В 89 году до н. э. этрускам было даровано римское гражданство. К этому времени процесс ассимиляции этрусских городов был почти завершён. И всё же во II веке н. э. некоторые этруски говорили на своём языке. Гораздо дольше просуществовали гаруспики , этрусские предсказатели. Однако этрусская история была завершена.

Искусство

Первые памятники культуры этрусков относятся к концу IX - началу VIII вв. до н. э. Цикл развития этрусской цивилизации завершается ко II в. до н. э. Рим находился под её влиянием до I в. до н. э.

Этруски долго сохраняли архаические культы первых италийских поселенцев и проявляли особенный интерес к смерти и загробному миру. Поэтому этрусское искусство значительно было связано с украшением гробниц, причем исходя из концепции, что предметы в них должны сохранять связь с реальной жизнью. Самым примечательным из сохранившихся памятников являются скульптура и саркофаги.

Наука

Об этрусской науке нам известно очень мало, за исключением медицины, вызывавшей восхищение у римлян. Этрусские врачи хорошо знали анатомию, и не случайно древний историк писал про «Этрурию, прославленную открытием лекарств». Некоторых успехов они достигли в стоматологии: в некоторых погребениях, например, даже были найдены зубные протезы.

Очень мало дошло до нас также сведений о литературе, научных и исторических трудах, созданных этрусками.

Города и некрополи

Каждый из этрусских городов оказывал влияние на территорию, которую контролировал. Точное количество жителей этрусских городов-государств неизвестно, по приблизительным подсчетам население Черветери в период расцвета составляло 25 тысяч человек.

Черветери был самым южным городом Этрурии, он контролировал залежи металлоносной руды, обеспечившей благосостояние города. Поселение располагалось рядом с побережьем на крутом уступе. Некрополь по традиции находился за пределами города. К нему вела дорога, по которой провозили погребальные повозки. По обеим сторонам дороги располагались гробницы. Тела покоились на скамьях, в нишах или терракотовых саркофагах. Вместе с ними помещали личные вещи усопшего.

Фундаменты домов в этрусском городе Марцаботто

От названия этого города (этр. - Цере) впоследствии произошло римское слово «церемония» - так римляне называли некоторые погребальные обряды.

Соседний город Вейи отличался отличной защитой. Город и его акрополь были окружены рвами, делавшими Вейи почти неприступным. Здесь обнаружили алтарь , фундамент храма и резервуары для воды. Вулка - единственный этрусский скульптор, имя которого нам известно, являлся уроженцем Вей. Область вокруг города примечательна вырубленными в скале проходами, служившими для отвода воды.

Признанным центром Этрурии являлся город Тарквиния. Название города происходит от сына или брата Тиррена Таркона, основавшим двенадцать этрусских полисов. Некрополи Тарквинии сосредотачивались возле холмов Колле-де-Чивита и Монтероцци . Вырубленные в скале гробницы защищались курганами, камеры расписывались в течение двухсот лет. Именно здесь обнаружили великолепные саркофаги, украшенные барельефами с изображениями усопшего на крышке.

При закладке города этруски соблюдали ритуалы, подобные римским. Выбиралось идеальное место, выкапывалась яма, в которую бросали жертвоприношения. От этого места основатель города плугом, запряженным коровой и быком, проводил борозду, определявшую положение городских стен. Там, где это было возможно, этруски использовали решетчатую планировку улиц, ориентируя их по сторонам света.

Быт

Описанные выше дома и гробницы принадлежали людям, которые могли себе позволить приобретать предметы роскоши. Поэтому большинство предметов быта, найденных на раскопках, рассказывают о жизни высших слоев этрусского общества.

Керамика

Свои керамические изделия этруски создавали, вдохновляясь работами греческих мастеров. Формы сосудов менялись на протяжении столетий, равно как техника изготовления и стиль. Виллановианцы изготовляли гончарные изделия из материала, часто называемого импасто , хотя это не совсем корректный термин для описания италийских сосудов из глины с примесью, обожженных до коричневого или черного цвета.

Приблизительно в середине VII века до н. э. в Этрурии появились настоящие сосуды буккеро - характерная для этрусков черная керамика. Ранние сосуды буккеро были тонкостенные, украшенные насечками и орнаментом. Позднее излюбленным мотивом стала процессия животных и людей. Постепенно сосуды буккеро становились вычурными, перегруженными украшениями. Этот тип керамики исчез уже к V веку до н. э.

В VI веке получила распространение чернофигурная керамика. Этруски в основном копировали изделия из Коринфа и Ионии, добавляя что-то свое. Этруски продолжали производить чернофигурные сосуды, когда греки перешли к краснофигурной технике. Настоящая краснофигурная керамика появилась в Этрурии во второй половине V века до н. э. Излюбленными сюжетами были мифологические эпизоды, сцены прощания с умершими. Центром производства были Вульчи . Расписанная керамика продолжала производиться в III и даже во II веке до н. э. Но постепенно стиль склонялся к черной керамике - сосуд покрывался краской, что имитировало металл. Встречались посеребренные сосуды, изысканной формы, украшенные горельефами . Поистине знаменитой стала керамика из Ареццо , использовавшаяся на столах римлян в последующие столетия.

Изделия из бронзы

В работе с бронзой этрускам не было равных. Это признавали даже греки. Они коллекционировали некоторые предметы этрусской бронзы. Бронзовые сосуды, особенно для вина, часто повторяли греческие формы. Из бронзы делались черпаки и сита. Некоторые изделия украшались барельефами, ручки имели форму головок птиц или животных. Из бронзы делались канделябры для свечей. Сохранилось также большое количество жаровен для благовоний. Среди прочей бронзовой утвари встречаются крюки для мяса, тазы и кувшины, треножники для котлов, чаши для возлияний, подставки для игры коттабос.

Особую категорию составляли предметы женского туалета. Одним из самых известных изделий этрусских мастеров были бронзовые ручные зеркальца. Некоторые снабжены откидными ящичками, украшены горельефами. Одну поверхность тщательно полировали, обратную украшали гравировкой или горельефом. Из бронзы делались стригилы - лопаточки для счищения масла и грязи, цисты, пилки для ногтей, ларчики.

Другие предметы обихода

Самые лучшие предметы в этрусском доме делались из бронзы. Прочие были утрачены, поскольку делались из дерева, кожи, лозы, ткани. Об этих предметах мы знаем благодаря различным изображениям. На протяжении нескольких столетий этруски пользовались креслами с высокой округлой спинкой, прототипом которого было плетеное кресло. Изделия из Кьюзи - стулья со спинками и столы с четырьмя ножками - свидетельствуют о том, что в VII веке до н. э. этруски сидели за столом во время принятия пищи. В Этрурии было распространено совместное принятие пищи супругами; они вместе возлежали на греческом ложе-клине, которое покрывалось тюфяками и подушками, сложенными вдвое. Перед ложем ставились низкие столики. В VI веке до н. э. появляется много складных стульчиков. Этруски также заимствовали у греков стулья с высокими спинками и высокие столы - на такие ставились кратеры и ойнохойи .

По современным стандартам этрусские дома обставлены довольно скудно. Как правило, этруски не использовали полки и шкафы, вещи и провизию хранили в ларцах, корзинах или вешали на крюки.

Предметы роскоши и ювелирные изделия

На протяжении столетий этрусские аристократы носили ювелирные изделия и приобретали предметы роскоши из стекла, фаянса , янтаря, слоновой кости, драгоценных камней, золота и серебра. Виллановианцы в VII веке до н. э. носили стеклянные бусы, украшения из драгоценных металлов и фаянсовые подвески из Восточного Средиземноморья. Самыми важными местными изделиями были фибулы , изготовленные из бронзы, золота, серебра и железа. Последние считались редкостью. Исключительное благосостояние Этрурии в VII веке до н. э. вызвало бурное развитие ювелирного дела и приток импортных изделий. Серебряные чаши импортировались из Финикии, изображения на них копировались этрусскими мастерами. Из ввозимой с Востока слоновой кости изготавливали шкатулки и кубки. Большинство ювелирных изделий производилось в Этрурии. Золотых дел мастера использовали гравировку, филигрань и зернение. Кроме фибул были широко распространены булавки, пряжки, ленты для волос, серьги, кольца, ожерелья, браслеты, пластинки на одежду. Во время архаики украшения стали более вычурными. В моду вошли серьги в виде крошечных мешочков и дискообразные серьги. Использовались полудрагоценные камни и цветное стекло. В этот период появились прекрасные геммы. Полые подвески часто играли роль амулетов, их носили дети и взрослые. Этрусские женщины эллинистического периода предпочитали украшения греческого типа. Во II веке до н. э. на голове носили тиару, в ушах маленькие серьги с подвесками, на плечах застежки в виде дисков, руки украшали браслеты и кольца.

Одежда и прически

Одежда состояла главным образом из накидки и рубашки. Голову покрывали высокой шапкой с круглым верхом и загнутыми полями. Женщины распускали волосы по плечам или заплетали их в косы и покрывали голову шапочкой. Обувью для мужчин и женщин служили сандалии. Этруски все носили короткие волосы, за исключением жрецов - гаруспиков. Жрецы свои волосы не стригли, но убирали их со лба узкой головной повязкой, золотым или серебряным обручем. В более древний период этруски свои бороды коротко стригли, но позднее их стали сбривать начисто.

Военная организация и экономика

Военная организация

Торговля

Ремесла и сельское хозяйство

Религия

Этруски обожествляли силы природы и поклонялись множеству богов и богинь. Основными божествами этого народа считались Тин (Тиния) - верховный бог неба, Уни и Менрва. Кроме них было много и других богов. Небо было разделено на 16 областей, в каждой из них обитало своё божество. В мировоззрении этрусков существовали также боги моря и преисподней, природных стихий, рек и ручьев, боги растений, ворот и дверей; и обожествленные предки; и просто различные демоны (например, Демон Тухулка с ястребиным клювом и клубком змей на голове вместо волос, который являлся исполнителем воли богов преисподней).

Этруски верили, что боги могут покарать людей за промахи и недостаток внимания к своим персонам, и поэтому для их умилостивления нужно приносить жертвы. Наибольшей жертвой полагалась человеческая жизнь. Как правило, это были преступники или пленники, которых заставляли вести смертельные бои во время похорон знатных людей. Однако в критические моменты этруски приносили в жертву богам и собственные жизни.

Власть и социальная структура общества

Досуг

Этруски любили участвовать в боевых состязаниях и, возможно, в помощи по хозяйству другим людям. Также этруски имели театр , но он не получил такого распространения, как, например, аттический театр, а найденных рукописей пьес недостаточно для окончательного анализа.

Топонимика

С этрусками связан ряд географических названий. Тирренское море было названо так древними греками , поскольку контролировалось «тирренами» (греческое название этрусков). Адриатическое море было названо в честь этрусского города-порта Адрия, контролировавшего северную часть этого моря. В Риме этрусков называли «туски», что отразилось позднее в названии административной области Италии Тосканы .

Этрусский язык и литература

Родственные связи этрусского языка являются дискуссионными. Составление словаря этрусского языка и расшифровка текстов продвигаются медленно и по сей день далеки от завершения.

Источники

  • Дионисий Галикарнасский. Римские древности: В 3-х тт. М.: Рубежи XXI, 2005. Серия «Историческая библиотека».
  • Тит Ливий. История Рима от основания города. В 3-х тт. М.: Наука 1989-1994. Серия «Памятники исторической мысли».
  • Плутарх. Сравнительные жизнеописания: В 3-х тт. М.: Наука, 1961, 1963, 1964. Серия «Литературные памятники».
  • Павел Орозий. История против язычников. Книги I-VII: В В 3-х тт. СПб.: Алетейя, 2001-2003. Серия «Византийская библиотека».

Литература

  • Блок Реймон. Этруски. Предсказатели будущего. М.: Центрполиграф, 2004.
  • Бор Матей, Томажич Иван. Венеты и этруски: у истоков европейской цивилизации: Сб. ст. М.;СПб.: Д-р Франце Прешерн, Алетейя, 2008.
  • Буриан Ян, Моухова Богумила. Загадочные этруски / Отв. ред. А. А. Нейхардт; пер. с чешского П. Н. Антонова. - М .: Наука (ГРВЛ, 1970. - 228 с. - (По следам исчезнувших культур Востока). - 60 000 экз. (обл.)
  • Василенко Р. П. Этруски и христианская религия // Античный мир и археология. Саратов, 1983. Вып. 5. С. 15-26.
  • Вогэн А. Этруски. М.: КРОН-Пресс, 1998.
  • Готтенрот Ф. Царство людей. 1994. С. 35-36.
  • Ельницкий Л. А. Из новейшей литературы об этрусках // Вестник древней истории. 1940. № 3-4. С. 215-221.
  • Залесский Н. Н. Этруски в Северной Италии. Л.: Изд-во ЛГУ, 1959.
  • Залесский Н. Н. К истории этрусской колонизации Италии в VII-IV вв. до н. э. Л.: Изд-во ЛГУ 1965.
  • Кондратов А. А. Этруски - загадка номер один. М.: Знание, 1977.
  • Мавлеев Е. В. Лукумоны // Наука и религия.
  • Мавлеев Е. В. Мастер «Суда Париса» из Оберлин Колледж в Эрмитаже // Сообщения Государственного Эрмитажа. 1982. Вып. 47. С. 44-46.
  • Майяни Закари. Этруски начинают говорить. М.: Наука, 1966. (Переизд: Майяни З. По следам этрусков. М.: Вече, 2003).
  • Макнамара Эллен. Этруски: Быт, религия, культура. М.: Центрполиграф, 2006. Серия «Быт, религия, культура».
  • Маяк И. Л. Рим первых царей (Генезис римского полиса). М.: Изд-во МГУ, 1983.
  • Наговицын А. Е. Этруски: Мифология и религия. М.: Рефл-Бук, 2000.
  • Немировский А. И. Археологические музеи Тосканы // Вестник древней истории. 1992. № 1. С. 237-244.
  • Немировский А. И., Харсекин А. И. Этруски. Введение в этрускологию. Воронеж: Изд-во Воронежского Ун-та, 1969.
  • Немировский А. И. Этруски. От мифа к истории. М.: Наука, 1983.
  • Пенни Дж. Языки Италии // . Т. IV: Персия, Греция и Западное Средиземноморье ок. 525–479 гг. до н. э. Под ред. Дж. Бордмэна и др. Пер. с англ. А. В. Зайкова. М., 2011. С. 852-874. – ISBN 978-5-86218-496-9
  • Риджуэй Д. Этруски // Кембриджская история древнего мира . Т. IV: Персия, Греция и Западное Средиземноморье ок. 525–479 гг. до н. э. М., 2011. С. 754-808.
  • Робер Жан-Ноэль. Этруски. М.: Вече, 2007. (Серия «Гиды цивилизаций»).
  • Соколов Г. И. Искусство этрусков . М.: Искусство, 1990.
  • Тюийе Ж.-П. Цивилизация этрусков / Пер. с фр. М.: АСТ, Астрель, 2012. - 254 с. - Серия «Историческая библиотека», 2 000 экз., ISBN 978-5-271-37795-2 , ISBN 978-5-17-075620-3
  • Эргон Жак. Повседневная жизнь этрусков. М.: Молодая гвардия, 2009. Серия «Живая история. Повседневная жизнь человечества».
  • Этруски: италийское жизнелюбие. М.: ТЕРРА, 1998. Серия Энциклопедия «Исчезнувшие цивилизации».
  • Macnamara E. Everyday life of the etruscans. М., 2006.

См. также

Ссылки


Константин Миляев

Еще мальчиком, зачитываясь детской энциклопедией, я обратил внимание на историю загадочного народа - этрусков. А когда прочитал, что язык этрусков до сих пор не могут перевести, несмотря на сохранившиеся многочисленные образцы письменности, то уже тогда подумал: "Этруски… Корень слова - рус… Это же очень похоже на слово "русские". Почему бы не попробовать для дешифровки этрусского языка древнерусский язык? И уже будучи взрослым, познакомившись с трудами писателя Владимира Щербакова и ряда других исследователей-этрускологов, я вновь вернулся к этой теме.

Потомки сынов леопарда

Римский историк Тит Ливии писал об этрусках первого тысячелетия до нашей эры так: "Империя этрусков до Римской империи охватывала значительные пространства по суше и по морю… Они господствовали на верхнем и нижнем морях, которыми омывается Италия... Одно из них италийские народы называют Тусским, по имени народа, другое - Адриатическим, от Адрии, колонии этрусков...".
Пятидесятивесельные этрусские корабли длиною 25 метров бороздили средиземноморские просторы как вблизи Этрурии, так и очень далеко от нее. Боевые суда этрусков были снабжены подводным металлическим тараном, который римляне называли ростром (слово, несомненно, этрусское "отросток").
На монетах Ветулонии и других этрусских городов-полисов можно увидеть изображение усовершенствованного якоря с двумя металлическими лапами. Нетрудно понять преимущества такого якоря: до его изобретения пользовались якорными камнями, корзинами с камнями.
Наиболее известные из городов этрусков - Чатал-Гююк и Чайеню-Телези - были найдены археологами в Малой Азии. Жители Чатал-Гююка строили дома из сырцового кирпича в VII тысячелетии до нашей эры. Они знали 14 видов культурных растений. Обрывки тканей того периода вызывают изумление даже у современных ткачей. Техника полировки зеркал из обсидиана была уникальна. Отверстия в бусинах из полудрагоценных камней просверливались тоньше игольного ушка. Мастерство и художественный вкус древних этрусков намного превосходят все известное для других регионов нашей планеты. Судя по некоторым признакам, эта древнейшая из человеческих цивилизаций могла во многом соперничать с легендарной Атлантидой.
В Чатал-Гююке найдены святилища и храмы, найден и целый жреческий район этого древнейшего поселения. Богиня-мать, дающая жизнь ребенку (одно из главных божеств Чатал-Гююка), восседает на троне, ручки которого оформлены в виде двух леопардов. Восточная Атлантида, как называли Этрурию, на тысячелетия старше пирамид и других памятников древности, в том числе шумерийских.
Одна из древнейших этрусских фресок воспроизводит мотив с леопардом. Двое ведут коня под уздцы. На коне - мальчик, за спиной его - леопард или гепард. Зверь доверчиво положил лапу на плечо мальчика. Фреска найдена на территории современной Италии, но родиной этрусков является все-таки Малая Азия. В языке хатгов, населявших Малую Азию пять-шесть тысяч лет назад, можно найти в имени леопарда корень "рас". Этруски же называли сами себя расенами.
В древности в Восточном Средиземноморье сложился единый праязык. Носители его - древнейшие племена, поклонявшиеся леопарду - расу: расены, русы, русици. Именно они в свое время выдержали удар великих атлантов, вознамерившихся обратить в рабство все Средиземноморье.

Тайна этрусских письмен

К сожалению, с дешифровкой этрусских письмен еще много сложностей. Одна из причин тому - использование латинской транскрипции для "озвучивания" этрусских надписей. Но латиница не может передать особенностей этрусского языка, а значит, и привести к правильному пониманию этрусских слов. В этом состояло и состоит главное препятствие, которое не позволило западным специалистам приблизиться к цели. Большинство переводов с этрусского неверны, лишь малая часть их передает примерный смысл отдельных текстов. И даже найденные параллельные тексты на этрусском и финикийском языках не помогают делу.
Если же исходить из того, что русский язык сохраняет органическое родство с языком расенов-этрусков, мы получаем наконец-то ключ к расшифровке древних надписей.
Этруски, образно говоря, крупная ветвь хетто-славянского древа. В этой связи можно вспомнить рутенов, живших на юге Франции. И в "Слове о полку Игореве" упоминаются не венециане, как трактуют переводчики, а "венедици" - венедичи, венеды. Свидетельства тому можно найти и в "Велесовой книге", где говорится о венедах, ушедших на запад. Этрусский же глагол "венде" - вести, увести - подтверждает это. Плач по "уноши князи Ростиславу" тоже является этрусским следом. Имя одной из богинь Этрурии - Уна, "юная". Тогда говорили "уноша", а не "юноша". Корень этот оставил глубокий след в современном русском языке. Ему обязаны своим происхождением суффиксы "онок", "ёнок". Рысенок - это дословно "рысь юная".

"Мини мулуванеце авиле випена" - так выглядит одна из этрусских надписей. Надписи на изделиях древних мастеров часто начинаются с местоимений "я", "меня". В приведенном примере перевод на русский язык должен быть таким: "Меня художник Авиль (выполнил)". Мулуванец (мулюванец) - это художник, примерно так соответствующий глагол звучит в современном украинском языке. Однако в специальных работах можно найти иной перевод: "Меня посвятил Авл Вибенна". Но этот перевод противоречит уже установленным нормам самого этрусского языка, в котором глагол всегда завершает фразу. Так что "мулуванеце" никак не может быть глаголом.
Вот несколько этрусских слов (некоторые из них известны этрускологам): уна - юная; тур - дар; туруце - подарил; туран - дарительница; спур - сбор; тес - тес; авил - год - овал; свидан, звидаи - свидание; слав - слава; торна - дорога; венев - венок; тум - дума, мысль; лепо - прекрасно; рош - рожь, пшеница, хлеб; аде, яде - яд; сил - сила; жинаце - жать, ларь; тел - делать; жиси - жизнь; скатера - покрывало, скатерть; зусле - сусло; разторопеви - расторопность; apex - зоркость; аис, яис - первоначало, бог, яйцо; пуя, поя - жена; пуин, пуинел - опьяненный, буйный; карчазь, карчаже - кабан (ср. "корчевать" от привычки кабанов вырывать из земли корни); синивица - синица; арел - орел; али - или; ита -эта; ан, ен - он; ми - я; мини - меня; ти - ты; ени - они.
Есть в этрусском языке трудное слово "лаутни". Перевод его означает зависимую группу людей, рабов например. Есть и другие расшифровки этого термина: домочадец, вольноотпущенник, член семьи и т. д. Обратим внимание на звучание слова. Лаутни - лаудни - людни - люди. Много позже слово это как бы вернулось в выражениях "люди графа такого-то", "людская" и др. Зилак в Этрурии - должностное лицо. Понять его звучание помогает цепочка: "зилак - силак - силач". Смысл самого слова таков: "могущественный", "сильнейший", "предводитель".

Впрочем, возможна и другая аналогия. "Солнце" на этрусском языке звучит как "усил". В нем должен быть сокрыт один из древнейших корней, сохраненный в слове "сиять". "Усил", "осил" как бы сближают силу и сияние.
В сложном термине "зилак мехл расенал" можно уловить уже знакомые созвучия. Перевод, по-видимому, должен звучать так: "предводитель силы расенов".

Тин - главный бог этрусков, бог дня, света. Так же звучит этрусское слово "день".
Сыны леопарда в свое время были силой, способной опрокинуть атлантов.
Катастрофа, которой еще не знала Земля, уничтожила все города Восточной Атлантиды - родины общечеловеческого праязыка. Только спустя тысячелетие начали подниматься первые поселки - в основном на континенте, вдали от берегов. Так возник Чатал-Гююк (название современное), Иерихон.
Но даже четыре тысячи лет спустя районы побережья не достигли былого расцвета. Древнейшие племена лишь частично оправились от страшных потерь. Они сохранили язык и культ леопарда. Позже их назвали пеласгами. В древнейших финикийских, критских, малоазийских, эгейских поселках говорили на том же праязыке. На рубеже второго-третьего тысячелетий до нашей эры из континентальных районов пришли греки-ахейцы, племена которых в древности менее пострадали от катастрофы, так как районы их обитания не были связаны с морем и не подвергались опустошению стихиями.

Подлинные варвары-греки захватили территорию нынешней Греции, разрушили города пеласгов, их крепости, сровняли с землей крепость Пеласгикон, на месте которой лишь через полторы тысячи лет построили Парфенон. Многие из пеласгов переправились на Крит, спасаясь от вторжения. На Крите до этого процветали города пеласгов-минойцев. Письменность их прочитана, но не понята до сих пор. Язык их неизвестен лингвистам, хотя это и есть тот праязык, на котором говорили лидийцы, ливийцы, ханаанеи, кимерийцы, трипольцы, этруски, жители Трои и многие, многие другие.
В середине второго тысячелетия до нашей эры греки добрались и до Крита. Полнокровное искусство минойцев-пеласгов уступает место сухой и безжизненной стилизации. Традиционные для минойской живописи мотивы - цветы, морские звезды, осьминоги на вазах дворцового стиля - исчезают или перерождаются в абстрактные графические схемы.

И все же ахейская культура греков смогла многое заимствовать от минойцев. В том числе линейное слоговое письмо, религиозные обряды вместе с самими богами, водопровод, фресковую живопись, фасоны одежды и многое другое.
Примерно через семьсот лет наступил расцвет ахейской микенской культуры. Но на земли Греции и прилегающие районы обрушилось новое нашествие греков-варваров, известных под именем дорийцев. После него начался новый период греческой истории - гомеровский, как принято его называть. Дорийское завоевание отбросило Грецию на несколько столетий назад. Дворцы, цитадели и целые города лежали в развалинах.

Пеласгами были и филистимляне (от их имени происходит само слово "Палестина"). Филистимляне пришли на палестинское побережье примерно в то же время, что и первые кочевые и полукочевые племена с Востока. Пеласги и филистимляне - ближайшие родственники этрусков-расенов.
Многое из их культуры стало достоянием других народов, в том числе греков, кочевников, пришедших в Палестину, и т. д. И пеласги, и многие племена так называемых народов моря, и трипольцы - создатели трипольской культуры на Днепре - были в конечном счете сынами леопарда, то есть русами, русичами Малой Азии.

Этрусское "ци" означает "три". "Циполи" означает дословно "три боли". Так называли лук. Ведь от него болит горло, нос, болят глаза.

Украинская "цибуля" и итальянское "чиполло", "чиполлино" свидетельствуют об этрусских корнях. А русское слово "цыпленок" - дословно "трехпалый".
Есть свидетельство, что на рубеже нашей эры в альпийских долинах говорили еще по-этрусски. Позднее рутены совершили переход к Днепру, "на родину". Возможно, в этом походе участвовали потомки этрусков из северных районов.
Что же дала Этрурия Риму? Вот краткий перечень: музыкальные инструменты, якорь, театр, горное дело, керамику и металлообработку, траволечение, мелиорацию, города в Италии, искусство гадания, капитолийскую волчицу. Первые цари Рима были этрусками. Сам вечный город Рим основан этрусками. Почти все, что этруски построили в вечном городе, римляне впоследствии определили эпитетом "величайший". Этрусская система каналов и сегодня является частью городского хозяйства Рима.

В городе Никония (район Днестра) был найден фигурный сосуд, на котором можно прочесть русскую надпись греческими буквами: "Храни ся жено с аго дос". Перевод: "Храни себя жена с его дочерью (дош - дочь)". Сосуд-статуэтка изображает мужчину и женщину. Лицо женщины укутано платком, под платком - ребенок. Это соответствует надписи. Оказывается, русские тексты - явление обычное для Черноморского побережья первого тысячелетия до н. э. и первых веков н. э. Надписи из Никонии более двух тысяч лет, Аль-Хорезми назвал некогда в своей книге черноморские города: Растиянис, Арсаса, Арусиния. Теперь-то можно с уверенностью сказать: это города русов, потомков легендарных сынов леопарда .

Эта цивилизация процветала между 950 и 300 до н.э.. в северо-западной части Аппенинского полуострова между рекой Арно, протекающей через Пизу и Флоренцию, и Тибром, протекающим через Рим. Издревле эта область носит историческое название — Тоскана (в древности — Тусция), названная так коренными италийскими племенами по имени народа, населившего и облагородившего ее — тусков.

Этрурия располагалась в местности с прекрасным мягким климатом, широкими долинами, с плодородной почвой, словно самой природой приготовленной для земледелия. Хватало там и лесов, и минеральных ресурсов, которые этруски умело эксплуатировали, наладив производство замечательных металлических изделий, в особенности бронзовых скульптур, равных которым не было во всем Средиземноморье. Славились и этрусские вина, пшеница, лен. Раньше других на Аппенинском полуострове они занялись торговлей, установив связи со всеми крупными торговыми центрами Средиземноморья, успешно конкурируя с финикийцами и греками. Их моряки довольно часто занимались пиратством, что, впрочем, в те времена было почти синонимом. И делали они это с таким размахом, что греки даже сложили легенду о том, что сам бог Дионис во время своих скитаний попал в плен к этрусским пиратам. Само море было названо в их честь Тирренским, ибо греки называли их тирренами. Этрусками же позднее стали называть их римляне, сами они называли себя расенами или расна.

И кто, кроме греков, таких же славных мореходов, мог дать имя морю? Но именно этруски стали подлинными талассократами — хозяевами всего Западного Средиземноморья.

Но не только моряками и торговцами они были — этруски основали немало городов и колоний на Корсике, Эльбе, Сардинии, Балеарских островах и в Иберии. Они подчинили себе также важные области по западному побережью Италии — Лаций и Кампанию. Этруски проникли в Северную Италию, основав и там ряд городов. Они занимались осушением болот, возведением каменных стен вокруг городов, прокладкой канализации. Представители аристократии в этрусских городах, объединенных в лиги двенадцатиградий, уже жили в каменных домах, больше похожих на дворцы, когда жители соседнего Рима все еще обитали в примитивных постройках.

Но именно в Риме, возникшем на холмах среди болот, зародилась будущая угроза Этрурии. Спустя столетие, этруски предприняли немалые усилия для того, чтобы подчинить себе усиливающийся Рим — по преданию, три последних римских царя были представителями этрусской династии и многое сделали для «окультуривания» и города, и его жителей. Влияние Этрурии распространилось почти на всю Италию. Однако, счастье отвернулось от этрусков и неудачи стали преследовать их одна за другой. Вначале греки разбили в крупном морском сражении их некогда непобедимый флот. Затем, возмущенные неподобающим поведением царского сына, римляне изгнали из города весь царский род. Затем восстали самниты, после было нашествие галлов. Рим же окреп настолько, что не желал больше никому подчиняться. Уроки этрусков они усвоили хорошо, переняв многое и в военном деле. Время для Этрурии словно побежало быстрее. Золотой век окончился: уже бывшим повелителям Рима, еще недавним союзникам приходилось в тяжелых боях сдавать свои города один за другим. Но римляне были ненасытны — бесконечные войны требовали все новых средств. Сопротивление жестоко подавлялось. Последний этрусский город пал в 406 г. до н.э. Римляне щедро использовали раздачу привилегий для привлечения на свою сторону непокорных. Этруски смирились, со временем даже перешли на латынь.

Однако самое страшное, как оказалось, ждало впереди. Во время террора диктатора Суллы были уничтожены последние этруски.

Этруски многое дали римлянам — кроме уже упоминавшихся навыков в различных ремеслах и искусствах, они дали им алфавит и цифры (так называемые римские цифры, которыми мы пользуемся до сих пор, на самом деле были изобретены этрусками), даже символ Рима — знаменитая волчица — и тот этрусской работы.

Многое известно об этрусках. Многое, но не все…

Кто они были и откуда пришли на земли Италии? Некоторые источники сообщают, что они явно выделялись среди окружающих племен своими приземистыми фигурами с крупными головами и толстыми руками.
Этот народ сформировался тремя волнами миграций: из Восточного Средиземноморья (Анатолии); из-за Альп (Реции); из Северно-Каспийских степей (Скифии).

В пользу этой теории говорят труды Геродота, появившиеся в V веке до н. э. Как утверждал Геродот, этруски - это выходцы из Лидии, области в Малой Азии, - тиррены или тирсены, вынужденные покинуть родину из-за катастрофического неурожая и голода. По мнению Геродота, это произошло практически одновременно с Троянской войной. Гелланик с острова Лесбос упоминал предание о пеласгах, которые прибыли в Италию и стали именоваться тирренами. В то время рухнула Микенская цивилизация и пала империя хеттов, то есть датировать появление тирренов следует XIII веком до н.э, или чуть более поздним временем. Возможно, с этим преданием связан миф о бегстве на запад троянского героя Энея и основании римского государства, имевший большую важность для этрусков. Гипотезу Геродота подтверждают данные генетического анализа.

Тит Ливий приводит полулегендарную версию о северном происхождении этрусков от приальпийских племён. Проникновение мигрирующих северных племён - носителей культуры Протовилланова на Апеннинский полуостров принимается большинством специалистов. В рамках данной гипотезы, этруски-расены состояли в родстве с альпийскими ретами, и в таком случае их допустимо рассматривать в качестве автохтонного, доиндоевропейского населения Центральной Европы, вобравшего в себя в разное время пришлые культурные и этнические элементы из Сардинии и, возможно, Малой Азии.

А отношение этрусков к женщинам настолько шокировало греков и римлян, что они называли его безнравственным. Для них было неприемлемо, что женщины этрусков пользовались независимым общественным положением и имели влияние в таких важных делах, как вопросы культа.

Происхождение этрусков остается тайной до сих пор. Одни археологи полагают, что они мигрировали из Эгейского региона, другие, что — из Северной Европы. Некоторые считают, что их культура зародилась непосредственно в Тоскане, внезапно получив толчок для быстрого развития.

Сами этруски верили, что являются потомками Геракла.

В XVI в. утверждалось, что после Потопа Ной основал двенадцать городов в Этрурии и что его тело покоится в окрестностях Рима. Добавляли к этому, что Геркулес Ливийский был основателем Флоренции. Эти идеи были весьма распространены во Флорентийской Академии.

Другой загадкой является язык этрусков. Несмотря на то, что известно около десяти тысяч различных текстов этрусков, и мы можем даже их прочесть, но никто еще не смог убедительно доказать, что он понимает, что означают эти записи. Потому что никто не знает, на каком языке говорили этруски.

Прежде чем стать мировой державой, Рим на протяжении пяти столетий вёл с ближайшими соседями в Италии войны за собственное выживание. На этих «домашних» фронтах римлянам неоднократно доводилось терпеть поражения. Тем не менее, проигрывая время от времени битвы, они никогда не проигрывали войны. В конечном итоге вся Италия подчинилась римскому оружию. Первыми тяжёлую руку Рима почувствовали на себе этруски.

Этрурия и её жители

Область расселения этрусков находилась на севере Италии, между правым берегом Тибра и Апеннинскими горами, примерно соответствуя территории современной Тосканы. Происхождение и язык этого народа до сих пор остаются загадкой для учёных.

Ближайшими их соседями и конкурентами были греки. Одни из них, как Геродот, считали этрусков выходцами с востока, из Малой Азии. Другие, как Фукидид или Диодор, указывали на их родство с пеласгами - древнейшим догреческим населением Балканского полуострова и островов Эгейского моря. Третьи, как Дионисий Галикарнасский, склонялись к их автохтонному италийскому происхождению. Римляне в целом следовали в русле тех же гипотез, чаще всего полагая этрусков исконными жителями занимаемых ими мест или выводя их происхождение с земель из-за Альп и указывая при этом на их родство с ретами. Среди современных археологов наиболее широко разделяется гипотеза происхождения этрусков от неолитического населения центральной Европы. Возникновение и развитие общества и цивилизации этрусков связаны с археологической культурой раннего Железного века Вилланова, которая сама, в свою очередь, восходит корнями к культуре Террамар позднего Бронзового века.

На протяжении VIII–VII веков до н.э. на территории Этрурии возникали многочисленные города-государства, каждый из которых являлся центром самостоятельной области. Двенадцать крупнейших городов - Цере, Тарквинии, Вульчи, Ветулония в приморской части страны, Вейи, Вольсинии, Клузий, Перузия на территориях, прилегавших к долине Тибра, Волатерры, Арреций, Кортона, Фезулы в долине Арно в северной части Этрурии - создали политический союз, так называемое Этрусское двенадцатиградье, которое являлось формой политической организации страны.

Во главе союза стоял выборный правитель-зилат, которого римляне называли претором. Представители всех городов собирались в святилище Вольтумны, где-то около Вольсиний (современный город Орвието). Святилище было воздвигнуто в честь Тинии, этрусского аналога Юпитера, и здесь ежегодно происходили торжественные религиозные церемонии и спортивные игры. Этот союз оставался скорее религиозным, чем военно-политическим объединением. Несмотря на его существование, связи между отдельными этрусскими городами оставались непрочными. По большей части в международной политике этруски выступали в качестве отдельных, обособленных друг от друга городов-государств.

В древности этрусскими городами правили цари-лукомоны, власть которых со временем была заменена выборным правлением. До нашего времени сохранились этрусские названия ряда выборных должностей, но характер их власти и принципы её осуществления до сих пор остаются неизвестными. Такие атрибуты власти как скипетр, расшитая тога, курульное кресло из слоновой кости, фасции с воткнутыми в пучок розог секирами римляне унаследовали от этрусков.

Само этрусское общество носило ярко выраженный аристократический характер. Знать, этера, владела большими богатствами, обретёнными благодаря войнам и дальней торговле, и вела роскошный образ жизни. Его элементами являлись пиры, спортивные игры и другие развлечения. Аристократы совершали погребения в подземных фамильных склепах в сопровождении роскошных приношений, включая оружие, ювелирные украшения, бронзовые и керамические сосуды, часто импортного происхождения. В поземельной и личной зависимости от знати находилось простонародье, из числа которого рекрутировалась многочисленная клиентелла богатых аристократов. В этрусском обществе было известно рабство, носившее патриархальный характер.

Этрусский погребальный склеп V ека. до н.э., современная реконструкция

Этрусская экспансия в Италии

В представлении греков и римлян этруски были народом воинов, торговцев и морских разбойников, которые осуществляли широкомасштабную экспансию во всех направлениях. Своего пика она достигла в середине – второй половине VI века до н.э. В это время этруски колонизировали долину реки По на севере Италии. Здесь возникло их новое двенадцатиградье, центром которого стала основанная около 525 года до н.э. Бонония.

Два порта, Спина и Адрия, также основанные этрусками, обеспечили им выход в Адриатическое море и позволили установить торговые отношения с западногреческими городами и их колониями в Италии. Результаты раскопок показывают, что на рубеже VI–V веков до н.э. резко вырос объём ввозимого в Этрурию греческого импорта. По альпийским перевалам этрусские торговцы проникли на территорию Южной Германии и восточной части Франции, где установили прочные и взаимовыгодные контакты с жившими здесь предками кельтов . В обмен на вино, бронзовые и керамические расписные сосуды, ювелирные украшения и оружие этруски получали от них золото и серебро, а также олово и, конечно, рабов.

Фреска VI века до н.э., изображающая двух должностных лиц. Оба облачены в пурпурные тоги и красные башмаки, оба сидят на курульных креслах. Национальный этрусский музей Тарквиний

Другим направлением этрусской экспансии был путь на юг, который привёл их сначала в Лаций, а затем в Кампанию. Около 616 года до н.э. Луций Тарквиний Древний (616–579 годы до н.э.) открыл галерею этрусских царей, на протяжении трёх поколений правивших Римом. В это время Рим из группы посёлков, выросших на вершинах окаймлявших долину Тибра холмов, превратился в настоящий город с единым политическим центром на Форуме, святилищем Юпитера на Капитолийском холме, правильной планировкой улиц, окружавшей город стеной и т.д. Под властью этрусских правителей сформировалось римское общественное устройство. Царь Сервий Туллий (578–535 годы до н.э.) разделил народ на имущественные классы и распределил между ними права и обязанности. Он также реформировал военное дело, введя в обиход гоплитское вооружение и построение фалангой .

Последний царь, Тарквиний Гордый (535–509 годы до н.э.), вёл активную завоевательную политику. Он подчинил своей власти бо́льшую часть Лация и учредил Латинский союз, в состав которого входили 30 городских общин. Союзники обязались осуществлять совместную политику и посылать своих воинов для участия в походах. Рим, как наиболее могущественный и крупный город Лация, стал гегемоном союза.


Рим около 500 года до н.э.

Этруски и греки

Главными противниками этрусков в Италии были греки. Их колонии появлялись не только на восточном и южном, но также и на западном побережье Апеннинского полуострова. Ещё около 750 года до н.э. халкидяне основали на берегу Неаполитанского залива свою торговую колонию Кумы. Этот город являлся важнейшим проводником их экономического и культурного влияния в регионе. Около 600 года до н.э. греки-фокейцы основали Массалию на южном побережье Галлии, откуда они вверх по течению Роны проникали в глубину страны. Сперва фокейцы мирно уживались с этрусками, но затем их интересы начали расходиться.

После завоевания Фокеи персами в 546 году до н.э. значительная часть фокеян предпочла выселиться из своего города на запад. Они пополнили население Массалии и попытались основать новую колонию в Алалии на Корсике. Активность фокейцев в регионе и их пиратские нападения на корабли и побережье Этрурии чрезвычайно разозлили этрусков, и те заключили договор с Карфагеном. Карфагеняне также страдали от нападений фокейцев и опасались за свои колонии на Сардинии. В 535 году до н.э. объединённый флот этрусков и карфагенян разбил корабли фокейцев в морском сражении у Корсики и разрушил основанную ими здесь Алалию.

В 524 году до н.э. этруски, жившие в Кампании, собрали огромное войско и вместе со своими союзниками осками и давнами попытались напасть на Кумы с суши. Против их войска, насчитывавшего, по словам Дионисия Галикарнасского, полмиллиона человек, греки выставили всего 4 500 пехотинцев и 600 всадников. В сражении на реке Вольтурн этруски потерпели поражение. Их пехота обратилась в бегство ещё до начала столкновения. Лишь конница мужественно сражалась, нанеся при этом грекам немалый урон. В этом сражении впервые взошла звезда Аристодема из Кум, совершившего славные подвиги и обретшего широкую народную поддержку.


Терракотовые статуэтки, изображающие этрусских воинов. Батальная группа на храмовом фризе из Кьюзи, V век до н.э. Глиптотека, Копенгаген

Двадцать лет спустя, в 504 году до н.э., за помощью к куманцам обратились жители латинского города Ариция, которых осаждало большое этрусское войско. Аристодем во главе 2 000 человек выступил на помощь латинам и в жестоком сражении у стен города вновь одержал победу над этрусками. Их предводитель Аррунт пал в бою. Множество его воинов погибло, остальные разбежались. Вместе с большим количеством пленников и богатой добычей Аристодем вернулся в Кумы. Но затем, опираясь на помощь пленных этрусков, он осуществил государственный переворот и стал тираном. На протяжении 15 лет Аристодем жестоко властвовал над куманцами. Этруски, опасаясь его сурового нрава, предпочитали все эти годы держаться на расстоянии.

После смерти Аристодема в 493 году до н.э. нападения этрусков на Кумы возобновились. На этот раз на помощь грекам явились сиракузские тираны. В 474 году до н.э. Гиерон I привёл свои корабли в Неаполитанский залив и одержал над флотом этрусков победу в морской битве у Кум. Этрусский шлем, взятый в качестве военной добычи, с посвятительной надписью от имени Гиерона, был найден при раскопках Олимпии в Греции и ныне экспонируется в витринах Британского музея. Корабли сиракузян надёжно заблокировали Мессанский пролив для этрусков, перекрыв им путь к берегам Сицилии и южной Италии.


Этрусский шлем с надписью Гиерона I, после битвы при Кумах в составе другой военной добычи посвящённый им в храм Зевса в Олимпии. Британский музей, Лондон.
antoniorandazzo.it

В 452 году до н.э. сиракузяне вновь нанесли этрускам поражение на море, изгнали их с острова Эфалия и разорили побережье Этрурии. Наконец, в 384 году до н.э. тиран Дионисий I снова привёл корабли в Тирренское море, захватил и разрушил этрусскую гавань Пирги. Эти победы сиракузян покончили с морским могуществом этрусков, которые оказались вынуждены навсегда отдать власть над морем грекам.

Этруски и римляне

Наиболее серьёзными последствиями для этрусков обернулись события, приведшие в 509 году до н.э. к изгнанию из Рима царя Тарквиния Гордого и учреждению в городе республиканского правления. Вместе с царём в изгнание удалились его сторонники, в том числе проживавшие в городе этруски. К их соплеменникам Тарквиний обратился за поддержкой. Помощь ему предоставили жители Вей и Клузия, в других городах были навербованы наёмники. С этими силами Тарквиний двинулся на Рим. Навстречу ему выступило войско под командованием консулов Луция Юния Брута и Публия Валерия Попликолы.

Обе армии встретились 28 февраля 509 года до н.э. у Арсийского леса на правом берегу Тибра. В начале сражения сын Тарквиния Аррунт вызвал Брута на поединок, в котором они оба погибли. Сражение между основными силами противников продолжалось весь день, и с наступлением темноты оба войска вернулись на исходные позиции. Потери обеих сторон были огромны. И вдруг ночью из священной рощи раздался голос громче человеческого, воскликнувший: «У этрусков одним павшим больше. Победа за римлянами!» . Этруски в страхе отступили. Валерий Попликола вошёл в город с триумфом, верхом на колеснице, запряжённой четвёркой белых коней.


Поединок Этеокла и Полиника. Батальная сцена на этрусском саркофаге, II век до н.э. Лувр, Париж

Потерпев поражение, Тарквиний обратился за помощью к царю Клузия Ларсу Порсенне. В 507 году до н.э. тот осадил Рим, причём нападение было столь внезапным, что горожане в спешке не успели даже разрушить свайный мост через Тибр. Тогда Публий Гораций Коклес с двумя спутниками стал на мосту и в одиночку сдерживал этрусков у его начала, в то время как римляне на другом конце ломали сваи. Когда мост рухнул, Гораций, как был в доспехах и с оружием, бросился в Тибр и живым выбрался на другой его берег. Двое его товарищей при этом погибли. Другое предание рассказывает о мужестве юноши Гая Муция Сцеволы, который в одиночку пробрался в царскую ставку, где пытался убить Порсенну, но по ошибке поразил его писаря. Когда его схватили и привели к царю, Муций честно рассказал, кто он такой и зачем пробрался в лагерь. В ответ на угрозу пыток он сам положил в жаровню свою правую руку и держал её в огне, пока рука не обуглилась. Изумлённый его мужеством и самообладанием, Порсенна якобы немедленно прекратил осаду и заключил с римлянами мирный договор.

Вопреки изложению патриотически настроенных Ливия и других римских историков, в источниках обнаруживаются следы менее благоприятной для Рима традиции. Порсенне, по-видимому, всё же удалось захватить город и навязать его жителям тяжёлые условия мирного соглашения. Однако он, по-видимому, не торопился водворять в Рим Тарквиния, а вскоре уже для самого царя-изгнанника обстоятельства изменились в неблагоприятную сторону.


Ларс Порсенна осаждает Рим, реконструкция Питера Коннолли

Сын Порсенны Аррунт желал создать собственное царство. В 504 году до н.э. он взял у отца половину его войска и осадил латинский Ариций. На помощь латинам, как мы знаем, пришли греки из Кум, от рук которых этруски потерпели поражение, а сам Аррунт погиб. После этого поражения латинские города поспешили окончательно отделиться от этрусков и создать собственный враждебный им союз во главе с Тускулом. Власть в нём принадлежала диктатору Тускула Октавию Мамилию, бывшему зятем Тарквиния. Убедившись, что Порсенна не собирается возвращать власть над Римом, Тарквиний уехал от него в Тускул. Здесь он был радушно встречен родственником.

Опасаясь, что Октавий Мамилий попытается восстановить Тарквиния на царском престоле, римляне отказались примкнуть к восставшим латинам и сохранили верность договору с Порсенной. Они даже приняли у себя в городе остатки отступавшей от Ариция этрусской армии. Вопреки их опасению прошло целых восемь лет, прежде чем Октавий Мамилий решил действовать. В 496 году до н.э. латинские общины объединились против римлян и дали им бой у Регилльского озера. На их стороне в битве сражался отряд римских изгнанников, которым командовал последний сын Тарквиния Тит. После упорного боя римляне одержали дорого доставшуюся им победу. Октавий Мамилий и Тит Тарквиний пали в битве. Престарелый царь, раненный, бежал в Кумы к правившему там Аристодему и умер год спустя при его дворе. Римлянам, в свою очередь, победа позволила заключить Кассиев союзный договор с латинами.

Литература:

  1. Немировский, А. И. Этруски. Введение в этрускологию / А. И. Немировский, А. И. Харсекин. - Воронеж: Изд-во Воронежского Ун-та, 1969.
  2. Немировский, А. И. Этруски. От мифа к истории / А. И. Немировский. - М.: Наука, 1983.
  3. Буриан Я. Загадочные этруски / Я. Буриян, Б. Моухова. - М.: Наука, 1970.
  4. Нечай, Ф. М. Образование римского государства / Ф. Нечай. - Мн., 1972.
  5. Залесский, Н. Н. Этруски в Северной Италии / Н. Залесский. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1959.
  6. Залесский, Н. Н. К истории этрусской колонизации Италии в VII–IV веках до н.э. / Н. Залесский. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1965.
  7. Риджуэй, Д. Этруски // Кембриджская история древнего мира. - Т. IV: Персия, Греция и Западное Средиземноморье около 525–479 гг. до н. э. - М., 2011. - С. 754-808.
  8. Эргон, Ж. Повседневная жизнь этрусков / Жак Эргон; пер. с франц. А. Б. Овезовой. - М.: Молодая гвардия, 2009.
  9. Маяк, И. Л. Рим первых царей. Генезис римского полиса / И. Л. Маяк. - М.: Московский Университет, 1983.

Этруски, древние обитатели Центральной Италии, некогда так и называвшейся – Этрурия (современная Тоскана), – один из самых загадочных народов, каких только знала .

У них была письменность, но современные ученые сумели расшифровать лишь малую часть из дошедших до нас записей. Богатая литература этрусков утрачена, не считая отдельных отрывков, а все, что мы знаем об их истории, дошло до нас лишь через нелестные комментарии греческих и римских авторов.

Древние этруски

Этрурия, область, примерно совпадавшая с территорией современной итальянской провинции Тоскана, была богата железными и медными рудами.

Химера из Ареццо. Бронзовая статуя V в. до н. э.

Ее побережье изобиловало естественными гаванями. Так что этруски были хорошими мореходами и прекрасно владели искусством обработки металла.

Основой их богатства служила морская торговля слитками , бронзой и другими товарами по всему побережью Италии и Южной .

Около 800 г. до н. э., когда Рим еще представлял собой скопление жалких хижин, прилепившихся на вершине холма, они уже жили в городах.

Но этрусские торговцы столкнулись с ожесточенной конкуренцией со стороны греков и финикийцев.

Приблизительно в 600 г. до н. э. греки основали торговую колонию Массилия (совр. Марсель) на юге Франции. Располагая этим опорным пунктом, они смогли взять под контроль важный торговый путь, который вел по реке Рона в Центральную Европу.

Источником богатства этрусков была разработка минеральных запасов; в частности, они владели крупнейшими во всем Средиземноморье месторождениями меди и железа. Этрусские ремесленники делали из металла замечательные произведения искусства, например эту бронзовую статую Химеры — чудовища с головой льва и змеей вместо хвоста.

Для защиты своих интересов этруски заключили союз с Карфагеном. Этруски владели всеми передовыми технологиями своего времени; они строили дороги, мосты и каналы.

У греков они позаимствовали алфавит, расписную керамику и храмовую архитектуру.

В VI в. до н. э. владения этрусков расширились к северу и югу от их исконной области Этрурии. По свидетельствам римских авторов, в то время 12 крупных этрусских городов образовали политический союз – Этрусскую лигу.

Основание Римской республики

Некоторое время этрусские цари правили в Риме. Последний царь был свергнут группой римских аристократов в 510 г. до н. э. – эта дата считается моментом возникновения Римской республики (сам город Рим был основан в 753 году до н. э.).

С этого времени римляне начали постепенно отбирать у этрусков власть. В начале III в. до н. э. этруски исчезли с исторической сцены; их поглотила неуклонно расширявшаяся сфера политического влияния Рима.

Римляне переняли у этрусков множество идей в области культуры и искусства, строительства, обработки металлов и военного дела.

Этрурию прославили искусные художники и ремесленники, тем более что в военном отношении этруски не могли соперничать с римлянами.

Этрусские города мертвых

Этруски хоронили умерших в просторных некрополях, напоминавших по своему виду города. На юге Этрурии они высекали гробницы из мягких туфовых скал и оформляли их внутри, как жилье.

Часто в гробницы помещали изваяния, изображавшие умершего мужа и его жену, сидевших, раскинувшись, на скамье, словно во время пира.

Прародина этрусков занимала часть современной Тосканы. Они богатели благодаря морской торговле рудами металлов и с помощью богатства расширяли свое влияние в северной части Италии.

Другие гробницы украшали фресками, тоже изображавшими пиры, участников которых развлекали музыканты и танцоры.


Искусство этрусков

Значительная часть гробниц была разграблена ворами, но археологам удалось отыскать немало нетронутых усыпальниц.

Как правило, в них находилось много греческих ваз, а также колесницы, изделия из золота, слоновой кости и янтаря, свидетельствующие о богатстве похороненных там этрусских аристократов.

Основные даты

Этруски, как одна из самых высокоразвитых цивилизаций древности, играет важную роль в истории. Ниже приведены основные даты этрусской цивилизации.

Лет до нашей эры

Событие

900 В Северной Италии возникает культура вилланова, представители которой использовали железо.
800 Корабли этрусков ходят вдоль западного побережья Италии.
700 Этруски начинают использовать алфавит.
616 Царем Рима становится этруск Луций Тарквиний Приск.
600 Двенадцать этрусских городов объединяются в Этрусскую лигу.
550 Этруски завладевают долиной р. По к северу от Этрурии и строят там города.
539 Объединенная этрусско-карфагенская армия в морском сражении разбивает греческий флот и изгоняет греков с Корсики, которой завладевают этруски. Греческая колонизация Западного Средиземноморья приостанавливается.
525 Этруски безуспешно нападают на греческий город Кумы (юг Италии).
525 Этруски основывают поселения в Кампании (юг Италии).
510 Римляне изгоняют Тарквиния II Гордого, последнего этрусского царя Рима.
504 Этруски терпят поражение в битве у Аричии (юг Италии).
423 Самниты отбирают у этрусков г. Капую в Кампании.
405-396 Римляне после 10-летней войны захватывают г. Вейи.
400 Галлы (кельтское племя) пересекают Альпы, вторгаются на север Италии и селятся в долине р. По. Власть этрусков над регионом слабеет.
296-295 После ряда поражений этрусские города заключают мир с Римом.
285-280 Римляне подавляют серию восстаний в этрусских городах.

Теперь вы знаете, кто такие этруски, и чем их древняя цивилизация так интересует историков.