Проблемы при введении профессионального стандарта педагога. Профстандарты создадут дополнительные проблемы для малого и среднего бизнеса. Формы работы РМО

«Проблемы внедрения профессионального стандарта педагога»

Введение в действие профессионального стандарта педагога предусмотрено федеральным государственным образовательным стандартом и предполагает комплексное сотрудничество всех участников образовательного процесса.

Актуальность введения профессионального стандарта педагога обусловлена неэффективностью существующих ранее формальных функциональных обязанностей, не отвечающих духу времени. Профессиональный стандарт педагога, который должен прийти на смену документам, до сих пор регламентировавшим его деятельность, призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый стимул его развитию. Данный документ, являясь практическим инструментом реформирования отечественной системы образования, даёт чёткое определение роли и места учителя, обозначает его ресурсы и возможности.

На наш взгляд, для успешного внедрения стандарта педагога необходимо осуществлять педагогику сотрудничества, как фактор, объединяющий участников учебно-воспитательного процесса и одновременно ставящий каждого в субъектную позицию в воспитании, обучении и развитии. Данное сотрудничество осуществляется по нескольким направлениям.

Прежде всего, это интегративное сотрудничество педагогов образовательной организации, которое может быть реализовано через

    поиск, систематизацию и разработку оптимальных средств, способствующих реализации задач модернизации образования, достижения планируемых результатов ФГОС и введения профессионального стандарта педагога

    разработку и апробацию методик, дидактических средств новаторского типа по предмету в урочной и внеурочной деятельности

    организацию конференций, брифингов, конкурсов, мастер-классов

    диссеминацию педагогического опыта.

Не менее важно, на наш взгляд, интегративное сотрудничество педагогов различных уровней образования. Заслуживает внимания прежде всего повышение эффективности формирования профессиональной и поликультурной компетентности студентов педагогических специальностей в вузах. Поликультурная компетентность будущих педагогов – это ценностно-смысловое профессионально-личностное свойство, интегрирующее системные научные знания, творческие умения, навыки, опыт деятельности, мотивы и ценности, характеризующее способность и готовность будущего учителя к осуществлению функционального сотрудничества.

Отдельного внимания заслуживает проблема сотрудничества педагогов общего, дополнительного и профессионального образования, так как это позволит наиболее эффективно повысить уровень владения педагога компетенциями, как того требует профессиональный стандарт педагога:

    реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.)

    развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни

    сотрудничество с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач

    разработка (совместно с другими специалистами) программ индивидуального развития ребенка

    планирование специализированного образовательного процесса для группы, класса и/или отдельных контингентов обучающихся с выдающимися способностями и/или особыми образовательными потребностями.

Комплексное сотрудничество участников образовательного процесса во внедрении профессионального стандарта педагога предусматривает также и сетевое сотрудничество. Всем известны новые требования к современной школе, включающие и такие пункты, как обновленное содержание образования, интеграция информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс, использование новых цифровых учебных инструментов, электронных медиатек. В настоящее время сетевая активность педагогов - одна из самых актуальных тем, связанных с процессами информатизации в системе образования. Сетевые сообщества учителей – это новая форма организации профессиональной деятельности в сети, это группа профессионалов, работающих в одной предметной или проблемной профессиональной деятельности в сети. Участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет учителям, живущим в разных уголках одной страны и за рубежом общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы, реализовать себя и повышать свой профессиональный уровень.

Верхнемамонский лицей осуществляет сетевое взаимодействие по различным направлениям, и одно из них – это обмен инновационным опытом, в т.ч. по введению ФГОС и внедрению профессионального стандарт педагога.

Профессиональный стандарт отражает структуру профессиональной деятельности педагога: обучение, воспитание и развитие ребенка и призван помочь учителю в решении новых стоящих перед ним проблем, ведь образование - наиболее точный индикатор, определяющий состояние современного общества.

Литература:

    Постановление Правительства Российской Федерации от 22.01.13 г. №

23 «О Правилах разработки, утверждения и применения

профессиональных стандартов»

    Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от

декабря 2012 № 273;

    «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012- 2017 годы» (Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761)

«Об утверждении профессионального стандарта «Педагог

(педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального

общего, основного общего, среднего общего образования)

(воспитатель, учитель)».

    Фролов Ю.В. Профессиональный стандарт педагога с точки зрения компетентностного подхода / Справочник заместителя директора школы, № 6 (июнь), 2009.

    Методика оценки уровня квалификации педагогических работников/

под ред. В.Д. Шадрикова, И.В. Кузнецовой.М., 2010

1

В статье рассматриваются профессиональные затруднения педагога, возникающие при внедрении ФГОС общего образования. Автор классифицирует выявленные затруднения в соответствии с компонентами образовательного процесса: ошибки и трудности в целеполагании, отборе содержания учебного материала, выборе форм, методов и технологий обучения, в осуществлении контрольно-оценочной деятельности. Также в статье анализируются причины, выявленных профессиональных затруднений педагогов и предлагаются пути и формы их разрешения: от теоретической подготовки (педагогические советы, заседания МО, теоретические семинары, методические дни, выступления, доклады, выставки), работы творческой группы учителей, консультирования педагогов до учительских лабораторий, практических занятий, тренингов, деловых и ролевых игры.

профессиональные затруднения педагогов

федеральный государственный образовательный стандарт

целеполагание

выбор технологий обучения

контрольно-оценочная деятельность педагога.

1. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения (Общедидактический аспект). – М.: «Педагогика», 1977. – 256 с.

2. Виноградова А. П. Исследование профессиональных затруднений учителей в построении образовательного процесса в основной школе // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. – Режим доступа: http://www.?id=20976.

3. Вольтер. Избранные произведения. – Москва: «ГИХЛ», 1947. – 646 с.

4. Герцен А. И., Огарев Н. П. О воспитании и образовании. – М.: Педагогика, 1990. – 368 с.

5. Кузьмина Н. В. Очерки психологии труда учителя. – Л., 1967. – 183 с.

6. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. – М.: Высшая школа, 1990. – 119 с.

7. Петунин О. В. Познавательная самостоятельность учащейся молодежи: монография. – Томск: Изд-во Томского гос. ун-та, 2010. – 372 с.

8. Полякова Т. С. Анализ затруднений в педагогической деятельности начинающих учителей. – М, 1983.

Никогда не бывает больших дел без больших трудностей

Вольтер

Существенные политические, экономические и социальные изменения в России, произошедшие за последние годы, вызвали потребность в содержательном и структурном обновлении образования и разработке, введении и внедрении федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального (НОО), основного (ООО) и среднего общего образования (СОО).

В Кемеровской области накоплен актуальный опыт внедрения ФГОС. Так, ФГОС НОО в регионе внедряется с 2010 г., ФГОС ООО с 2012 г. (в 2015/2016 учебном году в 6-ти образовательных организациях по ФГОС уже обучаются учащиеся 8-х классов), а ФГОС СОО с 2014 г. (пилотными школами, отрабатывающими различные элементы введения ФГОС СОО, являются 40 образовательных организаций). Данный опыт позволил нам изучить затруднения педагогов, возникающие при внедрении ФГОС и представить их в настоящей статье.

Современный учитель, следующий требованиям ФГОС, должен владеть целым рядом компетентностей:

В сфере построения образовательного процесса;

В организации взаимодействия субъектов образовательного процесса;

В сфере общения;

При создании образовательной среды и использовании её возможностей и др. Как показывает практика, не все учителя в полной мере готовы к выполнению профессиональных функций в соответствии с требованиями ФГОС .

Высокий уровень требований приводит к возникновению у педагогов различных затруднений, которые чаще всего являются последствием несформированности базовых компетентностей. В психолого-педагогических исследованиях различные авторы уделяли внимание проблеме профессиональных затруднений: Ю. К. Бабанский, А. П. Виноградова, Н. В. Кузьмина, Т. С. Полякова .

В работах Н. В. Кузьминой профессиональное педагогическое затруднение понимается как переживание субъектом состояний напряжения, тяжести, неудовлетворенности. Возникают такие состояния в результате действия внешних факторов деятельности и зависят от характера самих факторов, степени подготовленности к деятельности и отношения к ней .

Т. С. Полякова пишет о том, что трудности в профессиональной деятельности вместе с видимыми негативными последствиями содержат и позитивную функцию, активизируя творческий поиск .

Изучение документов педагогов, наблюдение за практической деятельностью учителей, контрольно-методические срезы, контроль ведения документации, анализ результатов деятельности педагогов, собеседование, анкетирование, а также анализ практики внедрения ФГОС показывают, что суммарно затруднений, испытываемых учителями, достаточно много (это не значит, что всю сумму затруднений испытывает один конкретный учитель). Это сложности в области постановки целей и задач деятельности с учетом требований ФГОС, трудности в области мотивации учебной деятельности школьников, недостаточная компетентность учителя в области обеспечения информационной основы учебной деятельности, в области организации учебной деятельности. Этот перечень можно продолжить, и будет получен внушительный перечень затруднений.

Чтобы разобраться в испытываемых педагогами затруднениях и не ограничиться их простым перечнем, применим для их анализа системный подход и осуществим классификацию затруднений по компонентам образовательного процесса.

Традиционно, в образовательном процессе выделяется ряд компонентов: 1) Целевой; 2) Содержательный; 3) Процессуальный; 4) Оценочно-коррекционный. Далее остановимся на профессиональных затруднениях педагогов, проявляющихся при реализации названных компонентов образовательного процесса .

Первоначально остановимся на ошибках и затруднениях педагогов в целеполагании . Учителя часто испытывают трудности в формулировании цели своей педагогической деятельности с учетом требований ФГОС. Не все учителя готовы к принятию целей образовательного стандарта, изменений, связанных с введением ФГОС. Учитель не всегда до конца понимает, что от него хотят и как к этому приложить свой большой опыт. Назовем лишь некоторые ошибки и трудности учителя при постановке цели занятия:

Целеполанием (выявлением целей и задач учителя и учащихся, их предъявлением друг другу, согласованием достижения) педагог занимается формально и лишь на последней стадии планирование занятия;

Цели поставлены абстрактно и не могут служить руководством к проведению единичного занятия;

Неумение спроектировать личностные и метапредметные результаты обучения;

Подмена цели средствами урока. Зачастую учителя получают моральное удовлетворение не от результата урока, а от того, чем занимались на уроке дети. По сути дела, идет подмена целей урока средствами их достижения и др.

Очевидно, что педагогически грамотно поставленные цели занятия должны быть диагностируемыми, конкретными, понятными, осознанными, описывающими желаемый результат, реальными, побудительными (побуждающими школьников к действию), точными и пр. .

Трудности в поиске ценностного смысла в изучаемом материале (знание не ради знания, а для жизни; настоящие знания - это то, что позволяет человеку справиться с любой ситуаций, будь то кризис в стране, поступление в ВУЗ или решение повседневных жизненных задач);

Трудности в сочетании принципов научности и доступности, в изучаемом материале не выделено главное;

Материал не систематизирован и не связан с предыдущим, и др.

Таким образом, содержание учебного материала должно отвечать принципу научности, соответствовать теме урока и требованиям программы, по которой работает учитель, обеспечивать связь теории с практикой, раскрывать практическую значимость знаний, проявлять связь изучаемого материала с ранее пройденным и т. д. .

Говоря об ошибках и трудностях в подборе технологий и методов обучения , остановимся на двух их крайних проявлениях:

Использование стандартных методов традиционной технологии (объяснение материала, устный опрос, решение задач и др.);

Односторонняя увлеченность методами деятельностного обучения (игровые, проектные, проблемные и др.).

Очевидно, что обучение невозможно при полном исключении из дидактического арсенала учителя роли транслятора знаний, репродуктивных методов обучения. Как показывает практический опыт, все дело в их гармоничном сочетании. «Рецепт» данного гармоничного сочетания сложен и индивидуален на каждом уроке. Он определяется степенью мотивированности класса к изучению данного предмета, степенью подготовленности класса, уровнем сложности и объемом изучаемого материала, возрастом детей и т. д. .

Наконец, трудности осуществления учителем в соответствии с требованиями ФГОС контрольно-оценочной деятельности :

Проблема преодоления «универсальности» школьной отметки в оценивании предметных знаний и умений;

Отсутствие опыта в оценивании метапредметных результатов;

Неумение психологически грамотно оценить личностные результаты обучения и др.

Результаты контрольно-оценочной деятельности, осуществляемой учителем, должны точно и объективно отслеживать не только отдельные стороны или проявления способностей ученика - как в отношении освоения им системы знаний, так и в отношении освоения способов действий, но и давать целостное, а не разрозненное представление об учебных достижениях ребенка, о достижении им планируемых результатов обучения. Отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности .

Каковы причины профессиональных затруднений, испытываемых учителем при внедрении ФГОС? Они, как и сами затруднения многочисленны и разноплановы.

Во-первых, изменилось соотношение деятельности учителя и учащихся в учебном процессе, что требует поисков новой схемы взаимодействия учителя и учащихся. Увеличилась доля самостоятельной познавательной деятельности школьников. Увеличилась информативность учебного материала, а также активизировалась деятельность учеников: они выполняют много учебно-практических работ (анализируют, обсуждают, решают задачи, ставят опыты, пишут различные рефераты, доклады), а частные методики еще слабо оказывают помощь учителю в этом.

Во-вторых, научная организация труда еще не вошла в практику школы должным образом.

В-третьих, учителя не могут полностью избавиться от объяснительно-иллюстративного типа обучения.

В-четвертых, изложение учебного материала в учебниках (даже в последних) остается чаще всего информационным, в них нет заданий вариативного характера, заданий на творческую деятельность учащихся, как при изучении нового материала, так и при применении полученных знаний и умений.

В-пятых, нет целенаправленной работы учителя над развитием творческих способностей детей и др.

Каковы пути преодоления выявленных затруднений? Их несколько.

1) Составление плана по коррекции затруднений педагогов.

2) Организация методической работы. С целью преодоления профессиональных затруднений учителей по реализации ФГОС методическую подготовку, на наш взгляд, следует вести по нескольким направлениям:

Обеспечение психолого-педагогической подготовленности учителей в соответствии с современными требованиями;

Осмысление теоретических аспектов введения ФГОС;

Развитие, обновление и обеспечение доступности профессионально-педагогической информации для учителей;

Обучение учителей формам и педагогическим технологиям, заложенным в ФГОС и др.

3) Выбор учителями актуальных тем по самообразованию и контроль над процессом их разработки.

4) Организация и проведение тренингов для учителей по необходимым темам. Приведем несколько тем таких занятий:

Тренинг общения с целью совершенствования коммуникативных умений эффективного взаимодействия с учащимися и коллегами и выработки оптимальных стилей общения с разными людьми;

Тренинг креативности, который служит для развития творческого воображения и мышления учителей;

Тренинг разрешения различных педагогических ситуаций, вырабатывающий навыки учителей по более результативному взаимодействию с обучающимися и др.).

5) Организация работы проблемно-творческих групп. Она может быть сформирована из педагогов-экспертов, которые по результатам самодиагностики не испытывают затруднений в тех или иных аспектах деятельности. Приведем примеры тем нескольких проектов, которые могут быть выполнены учителями в рамках проблемно-творческой группы:

Формы контроля степени сформированности УУД школьников;

Роль лабораторного практикума в реализации активных методов обучения школьников;

Особенности форм и педагогических технологий реализации ФГОС;

Особенности форм и педагогических технологий внеурочной работы школьников, как компонента ФГОС;

Научно-исследовательская деятельность учащихся, осуществляемая в соответствии с требованиями ФГОС и др.

6) Создание информационной базы, позволяющей учителям преодолевать профессиональные затруднения, связанные с реализацией ФГОС. Речь идет о программах внеурочной деятельности школьников, создании базы лучших сценариев занятий с использованием активных методов обучения, разработках собственных средств наглядности.

7) Взаимные посещения уроков, как учителями-предметниками, работающими в основной школе, так и уроков учителей начальных классов. Это должно способствовать большей преемственности в работе по реализации требований стандарта. Показ опыта в режиме реального времени в форме серии открытых учебных занятий и внеурочных мероприятий (заседаний научных и научно-технических обществ обучающихся, предметных месячников, недель и др.), как показывает наш педагогический опыт, имеет непреходящее значение в деле преодоления профессиональных затруднений педагогов.

8) Проведение повторной диагностики затруднений педагогов.

Формами, используемыми для преодоления профессиональных затруднений педагогов, могут стать:

1) Теоретическая подготовка (педагогические советы, заседания МО, теоретические семинары, методические дни, выступления, доклады, выставки). Приведем в качестве примера несколько тем педагогических советов, семинаров:

Структура и содержание основной образовательной программы школы;

Психологические основы системно-деятельностного подхода к обучению и воспитанию обучающихся;

Внеурочная деятельность и ее роль в достижении результатов обучения и воспитания школьников и др.

2) Консультирование учителей, разработка рекомендаций, памяток.

3) Круглые столы, проводимые с целью обмена опытом. Приведем примеры тем для заседаний круглых столов:

Психолого-педагогические основы работы с подростками;

Особенности подросткового возраста и их учет в педагогической деятельности;

Совместимы ли личностно ориентированное обучение и педагогические технологии?;

Наиболее острые проблемы реализации ФГОС и др.

4) Выставки, аукционы педагогических и методических находок, которые предполагают выдвижение и защиту идей, направленных на реализацию требований, заложенных в ФГОС. В ходе их проведения педагоги за ограниченное время могут рассказать о своих идеях и практических находках так, чтобы коллеги заинтересовались ими и выбрали для дальнейшего использования в практической работе. В процессе защиты педагогических идей должны быть введены позиции: автор, оппонент, интерпретатор, практик. Участником данного мероприятия предлагаются вопросы для уточнения и объединения этих позиций.

5) Практические занятия, деловые и ролевые игры, которые обеспечивают активную позицию учителя в преодолении затруднений и поэтому заслуживают большого внимания. Приведем несколько тем таких занятий:

Моё место и роль в процессе реализации ФГОС;

Свобода творчества и ответственность учителя в рамках ФГОС;

Если бы я был … и др.

6) Семинары-практикумы по использованию активных и продуктивных технологий и методов обучения, которые дают возможность развивать умения учителей пользоваться широким спектром педагогических технологий, методических приемов и средств. Сформировать эти и другие умения возможно лишь при активном участии учителей в деятельности практического характера.

7) Педагогические мастерские способны дать учителям возможность для разработки и претворения в жизнь инновационных форм и педагогических технологий активного обучения школьников. Как правило, все участники игры активно включаются в предложенную педагогическую ситуацию и предлагают свои пути решения той или иной поставленной проблемы. В ходе проведения педагогических мастерских педагоги могут делиться на группы, каждая из которых должна предложить свои пути решения какого-либо профессионального затруднения, связанного с введение ФГОС.

8) Методический калейдоскоп может включать обмен между учителями наиболее удачными педагогическими находками и методическими приемами по внедрению в образовательный процесс системно-деятельного подхода и др.

В работе по преодолению профессиональных затруднений учителей при внедрении ФГОС особое внимание необходимо уделить практическим формам работы, ибо, как говорил А. И. Герцен: «Теория внушает убеждения, пример определяет образ действий» .

Библиографическая ссылка

Петунин О.В. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАТРУДНЕНИЯ ПЕДАГОГА ПРИ ВНЕДРЕНИИ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 1.;
URL: http://?id=24061 (дата обращения: 18.09.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Долгалева А.В., директор МБОУ СОШ №144, г.Новосибирск

«Профессиональный стандарт педагога – риски и выгоды»

«Стандарт» - это образец, эталон, модель, принимаемая за исходную, для сопоставления с ней других подобных объектов. Основными понятиями профессионального стандарта «Педагог» являются:

1. Вид профессиональной деятельности – совокупность обобщенных трудовых функций имеющих близкий характер, результаты и условия труда.

2. Обобщенная трудовая функция - совокупность связанных между собой трудовых функций, сложившаяся в результате разделения труда в конкретном производственном процессе (так педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных образовательных программ).

3. Трудовая функция – система трудовых действий в рамках обобщённой трудовой функции (так является педагогическая деятельность по реализации программ начального школьного образования).

4. Трудовое действие – процесс взаимодействия работника с предметом труда, при котором достигается определенная задача (так является разработка и реализация учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы).

У меня вызывает противоречивые чувства.

С одной стороны, это хорошая попытка привести в систему требования к современному педагогу с учетом развития науки, техники, увеличивающегося потока информации. В связи с этим, педагог должен обладать ИКТ-компетентностью. С другой, оценивать по нему учителя, успешно проработавшего 20 лет, на мой взгляд, не совсем правильно. У каждого из нас был любимый учитель. Хочется спросить: был ли он «стандартным»?

Стандарт он очень «бездушен» в нём имеет место: должен «уметь», «владеть», «обеспечивать» и т.д. и ни одного слова «любить». Хороший учитель, как считал В.А. Сухомлинский, - прежде всего человек, который любит детей, находит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребенок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает к сердцу детские радости и горести, знает душу ребенка, никогда не забывает, что и сам он был ребенком. И с классиком педагогики я согласна полностью.

Работа по внедрению стандарта должна начинаться, прежде всего, со студентами в педагогических колледжах и вузах. Стандарт можно рассматривать как идеал, к которому каждый учитель, связавший себя с этой сложной профессией по призванию, должен стремиться, но главным качеством для работы в школе должна оставаться любовь к детям.

Я понимаю, что перед школой стоит задача - создать для наших учителей условия такие, чтобы соответствие стандарту стало внутренней потребность каждого.

Но можно выделить ряд рисков введения ПСП:

1) Отсутствие объективной осведомленности педагогов о стандарте, широкое обсуждение документа-формальность.

2) Отсутствие комплекса организационных условий для организации внедрения ПСП.

3) Несоответствие уровня профессиональной подготовки требованиям стандарта, недостаточный уровень освоения и применения современных образовательных технологий.

4) Психологическое неприятие стандарта, скрытый (явный) саботаж продвижения профессионального стандарта частью сотрудников (средний возраст 48 лет), не включенность образовательной организации в реальный инновационный процесс.

5) Отсутствие системы критериев оценки деятельности педагога. Проблемные вопросы: Что должно оцениваться? Как? А судьи кто?

6) Опасность использование администрацией – давление на педагогов для обеспечения продвижения профессионального стандарта.

7) Стандарт содержит громоздкие квалификационные характеристики и должностные инструкции, сковывающие инициативу педагога, обременяющие его формальными требованиями и дополнительными функциональными обязанностями, отвлекающими от непосредственной работы с детьми.

Есть и то, что считается выгодным при введении ПСП:

1. ПСП разработан на смену устаревшим документам, регламентирующим деятельность педагога, и призван дать новый импульс в его профессиональном развитии. Должен обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях. ПСП должен соответствовать международным нормам и регламентам.

2. Важным является и учет условий, в которых педагог осуществляет свою профессиональную деятельность (сельская школа, город, инклюзивная школа и т.д.).

3.Новым является наполнение профессионального стандарта педагога новыми компетенциями.

4. ПСП выдвигает требования к личностным качествам педагога.

5. ПСП должен обеспечить координированный рост свободы и ответственности педагога за результаты своего труда.

6. Особое внимание в ПСП уделяется ИКТ-компетенции современного педагога, которая должна оцениваться экспертами и фиксироваться в информационной среде.

7. Немаловажная роль в оценке труда педагога отводится потребителям образовательной услуги – родителям.

8. Номенклатуру специальностей, но необходимо бы разграничить полномочия учителя-предметника и педагога-воспитателя.

9. Компетенции педагога в ПСП перечислены довольно полно.

В целом я считаю, что если ПСП действительно станет в будущем средством отбора педагогических кадров в учреждения образования, - лишь единицы смогут соответствовать всем его требованиям. Не секрет, что сегодня инновации внедряются с большим трудом. Чаще организаторы встречаются с равнодушием, нежеланием учиться, меняться, работать по-новому. Возникает два пути: либо не соблюдать стандарт, либо увольнять большую массу учителей. Многое из того, что прописано в стандарте наши учителя делали, делают и будут делать, чему-то им еще предстоит научиться.

Но я думаю, что введение стандарта будет осложнено недостаточными материальными и техническими возможностями школы.

С 1 июля вступила в силу поправка в трудовое законодательство, определяющая порядок применения профессиональных стандартов, которые берутся за основу при определении требований к квалификации работников. Несмотря на то, что с момента подписания закона прошло чуть больше года, многие работодатели оказались не готовы к введению новых обязательных стандартов. По мнению экспертов, нововведение должно помочь работодателям снизить издержки при приёме на работу соискателей, однако сам процесс реализации и внедрения нового закона вызывает ряд вопросов и нареканий.

Применение профессиональных стандартов: закон - в помощь?

Российский рынок труда не стоит на месте, как и трудовое законодательство, которое определяет его правила игры. Так, например, благодаря Федеральному закону от 02.05.2015 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»» в Трудовом кодексе появились 2 новые статьи, касающиеся профессиональных стандартов. Прежде, чем мы ознакомимся с содержанием данных статей, стоит разобраться в самом понятии «профессиональный стандарт». В трудовом законодательстве (в статье 195.1 ТК РФ) ему даётся разъяснение, согласно которому под профессиональным стандартом подразумевается «характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определённого вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определённой трудовой функции».

Две упомянутые статьи Трудового кодекса РФ определяют порядок разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов. Согласно первой статье - 195.2 - Правительство РФ с учётом мнения Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений устанавливает порядок разработки и утверждения «профессиональных стандартов, а также установления тождественности наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащимся в профессиональных стандартах».

Во второй статье - 195.3 - говорится о том, что если к квалификации работника, необходимой ему для выполнения определённой трудовой функции, установлены требования в рамках ТК РФ, других федеральных законов и иных нормативно-правовых актов РФ, то тогда профессиональные стандарты «в части указанных требований обязательны для применения работодателями». Помимо этого, в статье указано, что характеристики квалификации, содержащиеся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не прописана в законодательстве, используются работодателями «в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учётом особенностей выполняемых работниками трудовых функций».

Кроме введения двух новых статей в Трудовом кодексе Федеральный закон от 02.05.2015 года № 122-ФЗ регламентирует порядок установки особенностей применения профстандартов. В частности, в ч. 1 ст. 4 данного закона прописано, что Правительство РФ с учётом мнения Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений может устанавливать «особенности применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности».

В ответ Правительство РФ в рамках постановления от 27.06.2016 года № 584 утвердило особенности применения профессиональных стандартов. В частности, в документе говорится, что профстандарты, касающиеся требований к квалификации, применяются в государственных и муниципальных организациях поэтапно на основе утверждённых ими планов по организации применения профессиональных стандартов и с учётом мнений представительных органов работников. Реализация плановых мероприятий должна завершиться не позднее 1 января 2020 года.

Федеральный закон и постановление Правительства РФ уже вступили в силу с 1 июля 2016 года. К этой дате Министерство труда и социальной защиты РФ актуализировало имеющийся Реестр профессиональных стандартов, в список которого включено порядка 820 профстандартов, из них 788 уже введено в действие.

Зачем же разрабатываются и принимаются эти профстандарты? Ответ на этот вопрос Министерство труда и социальной защиты даёт в приложении к своему письму от 04.04.2016 года № 14-0/10/В-2253: «Профессиональные стандарты носят комплексный характер и раскрывают необходимые для выполнения работником трудовых функций знания и умения. Поддержание в актуализированном состоянии информации о востребованных и перспективных профессиях, современных требованиях к работникам и учёт этих требований в системе подготовки кадров должно обеспечиваться государством. Повышение профессионального уровня работников оказывает существенное влияние на производительность труда, снижение издержек работодателей на адаптацию работников при трудоустройстве, а также на конкурентоспособность работников на рынке труда».

Действительно ли закон о применении профессиональных стандаров поможет работодателям снизить издержки при приёме граждан на работу и повысить эффективность труда? Мнение экспертов на сей счёт разделилось. Одни эксперты видят положительный эффект от реализации закона. «Очевидно, что стандарты повлияют на квалификационные требования, которые будут предъявляться к работникам определённых профессий: образование, опыт работы, знания, навыки и компетенции. Конечно, мы можем ожидать, что это отразится на рынке труда - он разделится на тех, кто соответствует, и тех, у кого всё впереди. Первые получат большое преимущество в выборе места работы, в зарплате, которая вполне логично должна повыситься. Чем выше квалификация, тем выше заработная плата, — уверена заместитель генерального директора консалтинговой группы «Roota» Елена Егорова. - Профессиональные стандарты должны помочь работодателям снизить издержки при приёме на работу - уменьшение количества этапов собеседований, сокращение времени на начальном этапе для отбора неквалифицированных претендентов на вакансию. При приёме на работу нового сотрудника по описанной в профессиональном стандарте специальности работодатель будет чётко понимать, что соискатель может и умеет. Таким образом, снижаются риски при наборе нового персонала и повышается вероятность «попадания в десятку»».

Другие считают, что на первых порах закон прибавит не столько положительных моментов, сколько дополнительных хлопот. «На специалистах кадровых служб новый закон уже отразился - у них прибавилось работы. Скорее всего, следующими, кто почувствует последствия вступления в силу закона - специалисты по обучению персонала, т.к. расставаться с работниками, не соответствующими профстандартам, работодатели вряд ли захотят и некоторых работников придётся дотягивать до стандарта. Не думаю, что на рынок труда «выплеснется» масса работников, не соответствующих своему стандарту, — полагает руководитель отдела кадрового администрирования компании «Coleman Services» Софья Повзикова. - Скорее всего, у работодателя появится дополнительный рычаг для избавления от неудобных или неквалифицированных работников. Говорить о снижении издержек и повышении эффективности труда по компаниям в целом, на мой взгляд, сейчас ещё рано».

«Бизнес уже пережил шок и стресс и реагирует на нововведение относительно спокойно: решим проблемы по мере их поступления. Есть механизм подготовки и внедрения профстандартов. Многие компании самостоятельно или с помощью провайдеров подготовили первичную документацию и заручились советами опытных юристов и кадровиков. Изначально, около 10 лет назад, задумка была направлена именно на упорядочение бизнес-процессов. В реальности мы имеем горы бумажной работы и непонимание единых правил перехода к профстандартам. Простой пример. Есть профессия аппаратчик. Профстандарт существует только на аппаратчика химического производства, — приводит пример директор по развитию бизнеса хедхантинговой компании «Агентство Контакт» Ольга Кладос. - Кроме того, профессиональные стандарты потянут за собой стандарты обучения профессии. Сегодня аппаратчик работает на одной линии (и стандартизирован в соответствии с ней), а завтра снова нужно всё переделывать, т.к. закупили новую линию и оборудование. Может быть, по прошествии нескольких лет, когда процесс наладится, все скажут спасибо закону. Сегодня, на первый взгляд, он добавляет неразберихи и турбулентности в наше непростое время. Говорить об эффективности и сокращении издержек при огромном объёме бумажной работы, совещаниях рабочих групп и разъяснениях работникам пока не приходится».

«Я считаю, что в условиях рынка любые ограничения и деятельность по его регулированию в лучшем случае - бесполезна, в худшем - имеет негативные последствия для субъектов рыночной экономики. Бизнес устанавливает свои стандарты в тех вакансиях, которые он заявляет на рынке труда. Более того, стандарты каждой вакансии продиктованы спецификой компании, её деятельности, жизненного цикла, корпоративной культурой и это является сугубо субъективным решением данного предприятия. Я не говорю о тех должностях, к которым и ранее предъявлялись определённые требования. На протяжении последних 2 - 3 лет было принято избыточное регламентирование взаимодействия работодателя и соискателя, в частности, недопустимости дискриминации по каким-либо критериям при приёме на работу. Это всего лишь один из множества примеров регламентации. Как и тогда, я убеждена, что подобного рода регламентации не соответствуют рыночной экономике, это не выгодно и работодателям, и, в конечном счёте, ничего хорошего не приносит соискателям, — убеждена управляющий директор кадрового агентства «Rational Grain» Ольга Степанова. - Профессиональные стандарты применимы в бюджетной сфере, при составлении учебных программ образовательных учреждений как образовательный стандарт. Также профессиональные стандарты обязательны для специалистов узкой направленности, таких, как лётчиков, медиков и прочих. Что касается вопроса снижения издержек - одно могу сказать: издержки увеличатся, по крайней мере, в ближайшей перспективе. На фоне данного закона могут появиться многочисленные фирмы-посредники, которые формально будут выдавать «желаемое за действительное», на подобных кандидатов будет уходить дополнительное время отделов кадров для проверки. Берём за основу частную компанию, по данному закону работодатель должен свой постоянный штат «подогнать» под стандарт или уволить. В любом случае, платить будет предприниматель, это ляжет очередным бременем на малый и средний бизнес. Из вышесказанного следует, что в ближайшей перспективе этот закон не может никоим образом повлиять на эффективность труда, так как эффективность труда непосредственная прерогатива сотрудника, которого материально и нематериально мотивирует предприниматель».

Наши правовые эксперты считают, что закон о применении профессиональных стандартов был необходим, однако в том варианте, в котором он принят и утверждён, существуют определённые недоработки. «Прежде, чем говорить о влиянии закона на рынок труда, хотелось бы кратко напомнить, что представляют собой профессиональные стандарты. Определение профессиональному стандарту даётся в статье 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ), само понятие же было введено в конце 2012 года (Федеральный закон от 03.12.2012 года № 236-ФЗ), чему способствовали потребности рынка труда и бизнеса, а также отсутствие в течение длительного времени преобразований в данной сфере, что не отвечало новым тенденциям и общемировым стандартам. Ввиду этого законодателем разработана новая национальная система, более современная конструкция в виде сочетания требований к знаниям, навыкам и профессиональному опыту, продолжительности трудовой деятельности. Данная система позволяет связать сферу труда и сферу профессионального образования, что может принести определённые результаты в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Безусловно, что любые изменения повлияют на рынок труда. Самое главное, на что повлияет профстандарт, сможет ли работник комфортно и максимально эффективно выполнять трудовые функции в рамках своей квалификации, скажется ли это на уровне безработицы и занятости. Сторонники данной системы профстандартов отмечают положительный эффект и влияние на рынок труда. Так, специалисты, которые будут соответствовать квалификационным требованиям профстандарта получат естественное преимущество перед остальными. Будет соблюдён баланс в отношениях «работодатель - работник». Установление профстандартом квалификационных уровней будет влиять на размер оплаты труда. Прописанные функции и трудовые действия будут влиять на те профессиональные требования, которые работодатель сможет предъявлять к работникам в определённой сфере. Работники же смогут предъявлять определённые требования по оплате труда, в частности, когда работник в организации будет выполнять функционал из разных профессиональных сфер. Профстандарт станет ориентиром для работодателя при определении наименования должностей и специальностей, трудовых функций работника. Работодателю станет в несколько раз проще и удобнее подбирать работников в зависимости от бизнес-процессов, ставить им задачи, планировать развитие и обучение персонала. Также отмечаются такие плюсы от введения профстандартов в трудовую сферу как: повышение профессионального уровня работников, упрощение работы отдела кадров, а, следовательно, снижение финансовых и временных затрат на работу по подбору персонала. Квалифицированный персонал будет производить качественный продукт, что повысит конкурентоспособность компании не только на национальном рынке, но и на региональном, и международном, — сообщает старший юрисконсульт Центра правового обслуживания Елена Вожова. - В идеале модель, которая заложена в основе новой системы профстандартов, такова, что профстандарт будет неким эталоном, на который ориентирована система образования. Учебные заведения создадут наиболее эффективные и востребованные образовательные программы и будут выпускать специалистов с нужным для рынка труда образованием. Работодатели сформируют кадровый состав из обладающих необходимыми навыками работников. Соискатели получат чёткое описание требований, предъявляемых к специалистам в той или иной сфере, и смогут планировать своё профессиональное развитие. Работник будет устраиваться по полученной специальности, уровень его заработной платы будет выше, он сможет повышать свою квалификацию и работать в удовольствие. Система профстандартов - это способ защиты трудовых прав. Так, работники организаций и предприятий, ориентируясь на требования стандартов, будут знать, что работодатель вправе от них требовать и что лежит за рамками их полномочий. Молодые специалисты, в свою очередь, будут более ответственно подходить к выбору своей профессии и подтверждению квалификации. Таким образом, предложенная законодателем модель будет способствовать гармонизации спроса на рабочую силу и её предложение в профессионально-квалификационном разрезе. Однако не всё так однозначно, как представляется на первый взгляд. Есть ряд существенных моментов и проблем в создании профстандартов, которые указывают, что законодатель, принимая законы, не прорабатывает тщательно механизмы их реализации. Создаётся впечатление, что несмотря на многолетние обсуждения системы профстандартов, закон готовили и принимали в ускоренном порядке, торопились и упустили ряд значимых обстоятельств для работника, работодателя и в целом бизнеса страны».

«Закон о профессиональных стандартах был нужен уже давно, так как характеристики должностей, которые содержались в Единых квалификационных справочниках, не соответствовали современной ситуации на рынке труда. Однако в законе есть спорный момент. С одной стороны, применение этого закона к организациям с государственным участием, бюджетным и унитарным учреждениям, обосновано. Государство вправе предъявлять особые требования к гражданам, которых нанимает. Здесь имеет место осуществление властных полномочий и соблюдение публичного интереса. Но с другой стороны, непонятна причина применения новеллы к частным организациям. В соответствии с Конституцией РФ каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. То есть каждый человек вправе решать, кем он хочет работать, а предприниматели - какого работника им нанять, каким образом принимать кадровые решения, проводить кадровую политику, определять требования, предъявляемые к определённым должностям. Получается, что теперь это право нарушается, — отмечает юрист правового бюро «Олевинский, Буюкян и партнёры» Санджи Лукьянов. - По моему мнению, реализация данного закона на рынке труда будет весьма затруднительной. В законе не прописаны критерии установления обязательных профессиональных стандартов. Безусловно, профессии, которые связаны с риском и от которых зависит жизнь людей (шахтёры, спасатели, врачи), необходимо стандартизировать. Но такие профессии, как художник, официант, парикмахер не нуждаются в этом. Наличие чётких критериев позволило бы избежать чрезмерности в установлении профессиональных стандартов. Издержки работодателей при приёме граждан на работу определённо повысятся: возрастёт и так немалое количество требований к ним. Кроме этого возникает риск привлечения их к ответственности за неприменение обязательных профессиональных стандартов, а сотрудники должны будут проходить через процедуру соответствия этим стандартам. На вопрос, повысят ли поправки эффективность труда, можно ответить утвердительно. Человек с необходимым образованием и профессиональной квалификацией будет выполнять свои обязанности более качественно и эффективно, чем человек, который ими не обладает».

Применение профстандартов: готовы ли работодатели к переменам?

Правы ли те эксперты, которые полагают, что закон о применении профессиональных стандартов ждёт тернистый путь реализации? Будем разбираться. Как ранее уже отмечалось, Федеральный закон от 02.05.2015 года № 122-ФЗ вступил в силу 1 июля 2016 года, однако к этому моменту не все компании оказались готовы вводить профстандарты. По данным исследования хедхантинговой компании «Агентства Контакт», только 12% компаний-респондентов заявили, что они полностью готовы к введению новых обязательных профессиональных стандартов. 21% сообщил, что в организации всё идёт по плану, либо в процессе подготовки. 62% говорят о том, что они не готовы, при этом 21% планирует первоначально посмотреть, как будут действовать другие компании, 32% подчёркивают, что для введения профстандартов им недостаточно имеющейся информации и они хотят знать больше, а 9% утверждают, что они знают, как на практике внедрять профстандарты, но пока ничего не предпринимают в связи с другими первоочередными задачами.

Получается, что только треть компаний можно назвать условно готовыми к введению профстандартов. Степень готовности у них заметно отличается. Одни (24%) говорят о том, что они уже провели (либо проводят) все этапы подготовки своими силами. Другие (15%) размышляют о том, каким образом приступать к процессу реализации: либо своими силами, либо с помощью провайдера. Третьи (5%) планируют прибегнуть к услугам провайдера.

Такую малую активность можно объяснить оценкой влияния закона на рынок труда. В ходе упомянутого исследования выяснилось, что многие работодатели уверены в том, что закон о профстандартах их напрямую никак не затронет. Действительно, если верить результатам, то 73% респондентов считают, что изменения в первую очередь затронут государственные и муниципальные организации и предприятия. Только 18% убеждены, что изменения коснутся всех компаний, а 9% не готовы давать какую-либо оценку по данному вопросу. Если же говорить о непосредственном влиянии закона на бизнес, то 6% компаний предполагают, что от его реализации им станет лучше, 15% — что им станет хуже, 18% склоняются к тому, что закон на них никак не повлияет, а 61% затрудняется давать какие-либо прогнозы.

Между тем реализация федерального закона предполагает не только внедрение профстандартов, но и соответствие работников данным параметрам, а с этим во многих организациях не всё уж так и гладко. Лишь 3% работодателей заявили, что более 95% сотрудников у них соответствуют требованиям профстандартов. У остальных же степень соответствия заметно разнится: 47% руководителей говорят, что у них процент сотрудников, отвечающих запросам профстандартов, колеблется в пределах от 20 до 50; у 23% — от 50 до 75; у 21% — менее 20; у 6% — от 75 до 95. Любопытно, что при необходимости многие работодатели планируют доучивать ключевых работников до нужного уровня квалификации. При этом 50% руководителей добавляют, что готовы на это выделить средства. 10% считают эту процедуру обязательной, но оплачивать обучение должны будут сами сотрудники. 40% работодателей окончательно ещё не определились, уточняя, что будут действовать по ситуации и опираться на опыт других компаний.

Результаты исследования хэдхантинговой компании «Агентство Контакт» показали, что многие работодатели не могут похвастаться стопроцентной готовностью к введению профстандартов, а некоторые из них решили занять выжидательную позицию. Эксперты рынка также подтверждают, что стопроцентный показатель - это слишком оптимистичный вариант. «На мой взгляд, на данный момент работодатели не готовы к введению и использованию обязательных профессиональных стандартов», — считает Ольга Степанова.

«Сейчас трудно оценить готовы ли даже те, кто готовился несколько лет. Только проверки и судебная практика дадут ответ на этот вопрос. На сегодняшний день мы видим огромное количество разночтений и трактовок», — комментирует Ольга Кладос.

«Время вступления закона в силу выбрано крайне неудачно. 1 июля - это пик сезона отпусков, поэтому работодатели может быть и готовы, а вот готовы ли к реализации те сотрудники, которые выполняют техническую работу - скорее всего нет. Поэтому, в очередной раз, реализация требований закона будет проводиться «задним числом», — утверждает Софья Повзикова. - Если же говорить о глобальных масштабах, то появление профстандартов - требование времени и очень хорошо, что профстандарты принимаются на государственном уровне. Значит, добросовестным работодателям будет легче определить своего, подходящего кандидата, а также выстраивать карьеру уже работающих сотрудников. Также профстандарты создадут определённые трудности для недобросовестных работодателей, предъявляющих избыточные требования к кандидатам».

«Это новый закон, поэтому как он будет работать прогнозировать сложно. На начальном этапе, когда не всё отработано до автоматизма, он, конечно, осложнит жизнь всем - и работодателям, и работникам. Введение профессиональных стандартов в разы увеличивает нагрузку на целый ряд процессов: процедура проведения аттестации работников, процесс разработки должностных инструкций, поручения работникам определённой работы, порядок формирования системы оплаты труда и так далее, — перечисляет Елена Егорова. — Могут возникнуть затраты на переобучение части персонала - ценных кадров компании, чтобы они соответствовали новым требованиям. Работодателям придётся устанавливать должностные оклады, ориентируясь на квалификацию работника, а это неизменно приведёт к увеличению окладов. Готовы ли сейчас в кризис работодатели к увеличению своих затрат - большой вопрос. Если сейчас профессиональных стандартов около 800, то к концу 2018 года их число увеличится примерно в два раза и, значит, работодателю необходимо как минимум эти изменения постоянно отслеживать».

Профстандарты: наличие несоответствия и возможные последствия

Насколько критичен такой уровень готовности к введению профстандартов для работодателей и их подчинённых? Как говорится, незнание закона не освобождает от ответственности, а его несоблюдение чревато последствиями. Какие моменты будут считаться грубым нарушением? В упомянутом приложении к письму («Информации Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по вопросам применения профессиональных стандартов») на сей счёт даётся следующее разъяснение: «ТК РФ устанавливает обязательность применения требований, содержащихся в профессиональных стандартах, в том числе при приёме работников на работу, в следующих случаях: согласно части второй статьи 57 ТК РФ наименование должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, если в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений; согласно статье 195.3 ТК РФ требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, обязательны для работодателя в случаях, если они установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В других случаях эти требования носят рекомендательный характер».

Таким образом, если эти требования не будут соблюдаться, то это может считаться нарушением применения профессиональных стандартов, в связи с чем в отношении провинившихся будут использоваться соответствующие санкции. «Ответственность за несоблюдение Федерального закона от 02.05.2015 года № 122-ФЗ предусмотрена ст. 5.27 КоАП РФ. Согласно статье, индивидуальным предпринимателям грозит штраф от 1000 до 5000 рублей, юридическим лицам - от 30000 до 50000 рублей», — уточняет Санджи Лукьянов.

«Складывающаяся судебная практика такова, что работодатель может быть привлечён к ответственности за каждое отдельно взятое нарушение (Постановление Верховного Суда РФ от 15 августа 2014 года № 60-АД14-12). Если же при этом обнаружено несоответствие трудовых договоров требованиям закона (профстандарта), то работодателю также может грозить штраф до 100000 рублей (ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ). Это касается всех действующих трудовых договоров с работниками, включая оформленные до 1 июля 2016 года. Помимо этого, работодателю выдадут предписание об устранении допущенных нарушений, — дополняет Елена Вожова. - Кроме того, ожидается усилие инспекционной практики в части профессиональных стандартов с 1 июля 2016 года, когда инспектор при проведении проверки, опираясь на новую ст. 195.3 ТК РФ, сможет привлечь работодателя к административной ответственности ввиду несоответствия его работников профстандартам. Судебная практика на данный счёт уже имеется (в части назначения на должность работника в нарушение требований, установленных стандартом: постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 12 ноября 2013 года № Ф02-4959/13 по делу № А33-2144/2013; в части отсутствия необходимого обучения, которое должны были пройти работники в соответствии с профстандартом: постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 октября 2014 года по делу № А56-26857/2014)».

За несоблюдение закона о профстандартах работодатель может быть наказан рублём. Что же тогда ждёт сотрудника? Могут ли его уволить за несоответствие этим самым стандартам? Наши эксперты успокаивают: в отношении работников трудовое законодательство не так сурово, а несоответствие профстандартам - ещё не повод для увольнения. «Работодатель не имеет право уволить сотрудника, если он не соответствует профессиональным стандартам. Но расторжение трудового договора возможно по причине несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтверждённой результатами аттестации (п.3 ч.1 ст.81 ТК РФ). Даже в случае, если работник не соответствует профессиональным стандартам по критериям образования, профессиональной квалификации, но прошёл аттестацию и добросовестно выполняет трудовые обязанности, у работодателя нет оснований для его увольнения», — заявляет Санджи Лукьянов.

«Хотелось бы отметить, что уволить работников, не соответствующих профстандартам, работодатели не имеют права. Дело в том, что трудовое законодательство не предусматривает такого основания для увольнения. Расторжение трудового договора возможно по причине несоответствия работника либо занимаемой должности, либо выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации. Эти факты должны быть подтверждены результатами аттестации (п.3 ч.1 ст. 81 ТК РФ). Если работник добросовестно выполняет свои трудовые обязанности, в особенности, если он прошёл аттестацию, у работодателя не никаких оснований для его увольнения, даже если уровень образования или квалификации работника не соответствует профстандарту. Такая ситуация должна стать стимулом для работодателя направить работника на обучение, особенно если работодатель собирается перевести работника на более высокую должность. Работник получит необходимое образование и будет соответствовать требованиям профстандарта. Это в теории, а на практике ввиду того, что законом не урегулировано множество ситуаций, ничто не мешает работодателю уволить работника под иным предлогом (тем более, что работодателю не очень-то выгодно тратить средства на работника, в отношении которого нет гарантий, что он будет работать долго и качественно)», — подчёркивает Елена Вожова.

Применение профстандартов: пробелы в законе

Уже не раз со стороны наших экспертов летели камушки в огород федерального закона о применении профессиональных стандартов, особенно в части механизма его реализации. По их мнению, не все моменты отрегулированы. На что же нужно обратить внимание?

Мнение экспертов

На Ваш взгляд, существуют какие-либо проблемы/подводные камни, которые могут тормозить реализацию данного федерального закона?

Ольга Кладос, директор по развитию бизнеса хэдхантинговой компании «Агентство Контакт»:

«По данным нашего исследования, только 12% сотрудников компаний полностью соответствуют профстандартам.

На данный момент нет чёткого ответа, как и где учить остальных. Как принимать на работу отличных кандидатов с МВА (который не засчитывается теперь!), но без определённого количества часов на каких-либо сертифицированных курсах.

Уволить сотрудника за несоответствие профстандарту или, при его желании, заставить учиться - нельзя.

Складывается впечатление, что проверяющая сторона также пока не совсем готова к внедрению закона. Как я уже говорила раньше, время покажет, как быть бизнесу в этих условиях».

Санджи Лукьянов, юрист правового бюро «Олевинский, Буюкян и партнёры»:

«Если в отношении определённых должностей введут обязательные профессиональные стандарты, то что делать работодателям, если их сотрудники не будут им соответствовать? Работодатель не имеет право уволить из-за этого сотрудника, но тогда он будет нести ответственность по ст. 5.27 КоАП РФ. Данная проблема может препятствовать реализации Федерального закона от 02.05.3015 года № 122-ФЗ».

Елена Егорова, заместитель генерального директора консалтинговой группы «Roota»:

«Я думаю, что основной проблемой в реализации нового закона станет несоответствие современной системы высшего образования системе профессиональных стандартов. В планах у государства есть желание реализовать новую программу обучения, которая будет учитывать требования к квалификации работников и готовить выпускников с учётом реальных потребностей рынка. Сейчас же у нас очень много сотрудников, которые на момент принятия законопроекта работают на определённых должностях и работают успешно, эффективно, но не имеют необходимой квалификации. Закон предлагает только один вариант: сотруднику нужно пройти обучение, затем - тестирование и аттестацию. Не понятно, кто будет за это платить. Закон не обязывает работодателя оплачивать обучение. Поэтому если у сотрудника нет возможности это сделать - он может попасть под сокращение».

Софья Повзикова, руководитель отдела кадрового администрирования компании «Coleman Services»:

«У каждого нововведения всегда есть «подводные камни». Будем надеяться, что реализация нового закона обойдётся «мелкой галькой»».

Елена Вожова, старший юрисконсульт Центра правового обслуживания:

«Разработчики системы профстандартов разработали модель без методологии, т.е. не проработали механизмы внедрения профстандартов в реальную трудовую жизнь. Перечислим основные моменты или проблемы, решение которых крайне обязательно, чтобы не только не тормозить реализацию данного федерального закона, но и соблюсти тот баланс интересов работника и работодателя, рынка труда и системы образования, под флагом которого вводят профстандарты:

1) Не определена методика введения в действие профстандартов (т.е. механизм действий работодателей по применению профстандартов);

2) Не предусмотрен механизм защиты прав работника по ряду ситуаций:

* За счёт каких средств работник должен проходить переобучение, переквалификацию, если не соответствует требованиям профстандарта? Появятся ли у работника в связи с этим дополнительные затраты;

* Будет ли у работодателя обязанность по обучению работника или он сможет злоупотреблять в таком случае и под различными предлогами увольнять подчинённого;

* На период обучения, переобучения, переквалификации будет ли работник получать заработную плату, в каком размере, не будет ли работник отстранён от работы, кто будет содержать работника и его семью на этот период;

3) Не разработана система соотношения профстандартов с системой образования, взаимодействия учебных заведений с бизнес-сообществом и рынком труда;

4) Не все стандарты разработаны и приняты. Кроме того, не разработано ориентировочного плана-графика введения в действие профстандартов;

5) На данном этапе ни у кого нет чёткого представления, как именно проводить внедряемую государством систему сертификации и проверку знаний, умений и навыков в соответствии с профстандартами;

6) Многие стандарты ориентированы на масштабы деятельности крупных компаний, а не на малый и средний бизнес;

7) Некоторые работодатели (в основном - это многочисленный и многострадальный малый и средний бизнес) просто не располагают ресурсами на проведение процедуры оценки соответствия работников стандартам, их обучение и переобучение. Вопросы обучения стоят крайне остро, поскольку процедура достаточно затратная;

8) Вызывает ряд вопросов и сама юридическая сила и применение профстандартов. Здесь есть две точки зрения: 1) профстандарты обязательны только для государственных и муниципальных органов и учреждений. Для работодателей обязательны только принятые профстандарты и только в случаях, прямо предусмотренных законом; 2) профстандарты обязательны для применения всеми без исключения работодателями;

9) Не отработан вопрос контроля за соответствием требованиям профстандартам;

10) Не разработана система проверки собственников бизнеса на соответств&

Педагог считается ключевой фигурой в процессе реформирования образования. В этой связи он должен обладать высокой квалификацией, соответствующими личными качествами. Работа преподавателя сегодня должна быть избавлена от рутинной регламентации, тотального контроля. Тем не менее существует определенный стандарт педагога. Рассмотрим его подробно.

Актуальность вопроса

В настоящее время педагог должен демонстрировать мобильность, готовность к переменам, способность адаптироваться к нестандартным ситуациям, ответственность в принятии решений. Сегодня все еще действуют громоздкие должностные инструкции, квалификационные характеристики, которые сковывают зачастую инициативу преподавателя, обременяют его формальностями, предписаниями, дополнительными обязанностями. Безусловно, требования педагога должны отвечать духу современности. Вместе с этим они должны формировать пространство для творчества и самореализации специалиста.

Особенности проблемы

Сегодняшние реалии требуют учитывать различный уровень квалификации специалистов. Принимая их во внимание, можно разработать оптимальный профессиональный стандарт. Педагог не может резко отбросить все свои умения и знания, накопленный опыт и изменить свои подходы к процессу передачи знаний школьникам. Такой переход должен осуществляться постепенно и поэтапно. Кроме этого, отличаются не только квалификационные уровни преподавателей, но и условия, в которых они работают. Это также необходимо учитывать, разрабатывая профессиональный стандарт. Педагог может работать в городской или сельской школе; состав школьников в классе может быть моно- либо полиэтническим. Немаловажное значение имеет и специфика программ, реализующихся в учреждении. В этой связи необходимо введение регионального и школьного компонентов в профессиональный стандарт. Педагог не может быть скован конкретными едиными схемами. Наполнение школьного и регионального компонентов требует комплексного подхода администраторов, преподавателей, родителей, экспертного совета. Они должны обсуждаться, приниматься и утверждаться на основе консенсуса. Стремление к достижению компромисса вкладывается в сам процесс разработки, апробации и последующей реализации. Отправной точкой является широкое обсуждение проекта. Завершается процесс установлением конечных сроков, в которые должен быть введен в действие профессиональный стандарт. Педагог в результате получает эффективный инструмент реализации преподавательской стратегии в современном мире.

Цели

Зачем необходим профессиональный педагогический стандарт педагога? В первую очередь, как выше было сказано, преподаватель получает результативный метод внедрения в жизнь преподавательской программы, учитывающий постоянно изменяющиеся условия жизни. Кроме этого, стандарт профессиональной деятельности педагога - это:

  1. Инструмент улучшения качества процесса и выхода отечественной преподавательской системы на международный уровень.
  2. Объективный критерий квалификации специалиста.
  3. Средство отбора кадров в образовательные учреждения.
  4. Основание для составления трудового договора, закрепляющего взаимодействие специалиста и учебного заведения.

Новые компетенции

  1. Не превращаться в средство жесткой регламентации работы специалиста.
  2. Соответствовать структуре деятельности преподавателя.
  3. Избавить специалиста от необходимости выполнять функции, отвлекающие его от исполнения прямых обязанностей.
  4. Побуждать стремление искать нестандартные решения.
  5. Соответствовать международным регламентам и нормам.
  6. Согласовываться с предписаниями профильных ведомств и министерств, от которых зависит начисление пенсий, исчисление стажа и пр.

Характеристика

Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования, как и преподавателя общей направленности, считается рамочным документом. В нем устанавливаются основные положения, относящиеся к квалификации специалиста. Общенациональный проект может дополняться региональными элементами, в которых учитываются демографические, социокультурные и иные особенности территории. Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования может наполняться разделами, связанными со спецификой программ, реализующихся в заведении. Документ должен учитывать особенности работы преподавателей на всех уровнях - в начальной, средней и старшей школе.

Важный момент

При разработке необходимо принимать во внимание особое значение таких предметов, как математика и русский язык, обязательность их сдачи выпускниками. Профессиональный стандарт педагога должен отражать структуру деятельности преподавателя. В соответствии с современными реалиями, он наполняется различными компетенциями, способными помочь преподавателю при решении возникающих проблем. Стандарт предъявляет определенные требования и к личности педагога.

Сфера и цель применения

Профессиональный стандарт педагога может использоваться при:

  1. Приеме на работу.
  2. Проведении аттестации.

Целями применения стандарта выступают:

  1. Определение необходимой квалификации специалиста, влияющей на результаты развития и усвоения знаний ребенком.
  2. Обеспечение подготовки преподавателя для получения им высоких показателей его деятельности.
  3. Содействие в вовлечении специалиста в решении задачи по повышению качества работы.
  4. Обеспечение необходимой осведомленности педагога о требованиях, предъявляемых к нему.

Преподавательская деятельность

В рамках стандарта устанавливаются определенные требования к выполнению педагогом его работы. Специалист должен:


Воспитательный процесс

В рамках этой работы преподаватель должен:

Развитие

Педагог должен обладать:

Одним из ключевых требований выступает также наличие у педагога знаний о закономерностях семейных отношений. Они позволят наиболее эффективно строить взаимодействие с родителями.