Система неналоговых платежей. Неналоговые доходы бюджета: что к ним относится? Реестр неналоговых платежей

В рамках осуществления своей финансово-хозяйственной деятельности организации и индивидуальные предприниматели, помимо уплаты налогов, сталкиваются с необходимостью уплаты иных, так называемых неналоговых платежей. В качестве примера можно привести различные экологические и утилизационные сборы, плату за проезд по трассам большегрузных автомобилей, платежи за обязательные услуги, оказываемые государством и государственными учреждениями, портовые сборы, плату за водопользование и т. п.

Количество неналоговых платежей составляет несколько десятков и постоянно меняется. В настоящий момент их точное количество неизвестно. Такая нагрузка является достаточно существенной для бизнеса, в связи с чем механизм установления и оплаты платежей требует четкого и, прежде всего, понятного правового регулирования. В то же время процесс установления и сбора платежей порою носит несистемный и непредсказуемый характер. Администрирование данных неналоговых платежей осуществляют различные структуры в разное время, по разным ставкам и правилам. Иногда появление того или иного платежа становится полной неожиданностью для бизнесменов и влечет за собой непредвиденные финансовые и временные издержки.

Решение проблемы

В июле 2017 года Минфином был подготовлен законопроект «О регулировании обязательных платежей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», который, по мнению разработчиков проекта, призван решить проблему. Рассмотрим основные, наиболее интересные положения законопроекта, чтобы определить, решает ли он существующие проблемы в сфере неналоговых платежей.

Прежде всего обращает на себя внимание тот факт, что законопроект не содержит определение неналогового платежа. Вместо этого ведомство использует понятие обязательного платежа.

Обратите внимание

3 группы неналоговых платежей установлены законопроектом.

К обязательным платежам законопроект относит индивидуально-безвозмездные платежи, уплачиваемые юрлицами и ИП, зарегистрированными на территории страны, а также иностранными лицами, которые при этом не установлены законодательством о налогах и сборах, законодательством о страховых взносах, таможенным законодательством, федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования, а также платежи, обязанность по уплате которых возникает в результате применения мер ответственности.

Исходя из вышеуказанного положения, можно сделать вывод, что законопроект не охватывает своим действием все неналоговые платежи, ограничиваясь только их частью. Многие из таких сборов выведены из-под действия законопроекта либо остались за пределами его регулирования, как, например, неналоговые платежи физических лиц. Все это свидетельствует в пользу того, что если данный законопроект и способен решить проблему нефискальных сборов, то только частично.

Специальный реестр

Согласно законопроекту, все обязательные платежи можно разделить на три группы: установленные законодательством России (федеральные); установленные законодательством субъекта (региональные) и муниципальными правовыми актами (муниципальные). Таким образом, мы видим, что правом на введение неналоговых платежей обладают федеральные, региональные и муниципальные органы власти. Для упорядочивания и систематизации сборов законопроект предусматривает создание их специального реестра, точнее трех списков, для каждой группы сборов. Реестры обязательных платежей будут содержать информацию о нормативно-правовых актах, устанавливающих или изменяющих данные платежи, порядке их исчисления, размерах и сроках уплаты. Каждый новый обязательный платеж будет подлежать включению в реестр.

Реестры обязательных платежей будут размещаться в Интернете, что сделает информацию о них общедоступной и позволит каждому бизнесмену как определиться с подлежащими уплате обязательными платежами, так и просчитать свои затраты на них. В то же время говорить о том, что реестры будут содержать полную информацию о подлежащих уплате платежах, не представляется возможным, так как в них будут отражаться лишь те платежи, которые подпадают под действие законопроекта.

Без неожиданностей

Одним из положительных моментов законопроекта является закрепление процедуры установления обязательных платежей. Так, закреплено, что введение новых или изменение действующих обязательных платежей допускается не ранее 1 января года, следующего за годом принятия актов, устанавливающих обязательные платежи, но не ранее шести месяцев со дня официального опубликования актов, предусматривающих их введение или изменение. Данное положение позволит избежать появления «неожиданных» обязательных платежей и даст бизнесу время на подготовку к появлению новых сборов. Помимо этого, среди положительных моментов законопроекта можно назвать и то, что нормативно-правовые акты, вводящие обязательные платежи, должны будут содержать положения об их предельных размерах. В то же время следует отметить, что установление предельных размеров не означает, что расти не будет, так как законопроект не содержит положений, препятствующих в будущем осуществлять повышение предельного размера сборов. В любом случае нужно быть готовыми к тому, что размер сборов может быть увеличен, т. к. вопрос пополнения бюджета сейчас стоит остро как никогда.

Обратите внимание

Количество неналоговых платежей составляет несколько десятков и постоянно меняется. В настоящий момент их точное количество неизвестно. Такая нагрузка является достаточно существенной для бизнеса, в связи с чем механизм установления и оплаты платежей требует четкого и, прежде всего, понятного правового регулирования.

Права и обязанности

Помимо процедуры установления обязательных платежей, в законопроекте прописаны права и обязанности их плательщиков. В целом, они носят общий характер. Также законопроект содержит права и обязанности органов, осуществляющих администрирование обязательных платежей, многие из которых аналогичны правам налоговиков. Так, например, эти организации вправе истребовать от плательщика документы, вызывать его для дачи пояснений, вести учет фирм и т. д. При этом процедура реализации этих прав (сроки, порядок, ответственность) в законопроекте не урегулирована. Это, в свою очередь, создает неудобства как для плательщиков, так и для самих ведомств, администрирующих эти средства. Учитывая многообразие обязательных платежей, целесообразно четко прописать в законе единую процедуру их взаимодействия с плательщиками, например, установить единую процедуру и срок предоставления документов по всем обязательным платежам.

Следует отметить, что в целом законопроект имеет как свои плюсы, так и свои минусы. Среди плюсов можно назвать введение единых правил установления, исчисления и взимания некоторых неналоговых платежей, что делает данный институт более понятным для применения. В числе минусов – то, что законопроект не охватывает своим регулированием все сборы, не содержит понятие неналоговых платежей, не способствует уменьшению финансовой нагрузки на бизнес. О практической полезности будущего закона для бизнеса можно будет говорить лишь после того, как мы прочтем его окончательную редакцию.

Хочется надеяться, что законотворцы учтут все замечания предпринимателей, которые активно обсуждались в сети Интернет. Главное, чтобы принятые нормы не противоречили существующим правилам, иначе не избежать последующих неоднократных разъяснений Минфина и


неналоговых платежей. Остаются нерешенными проблемы в области управления государственной собственностью и получения доходов от имущества, находящегося в государственной собственности. Сохраняются проблемы в налогообложении внешнеэкономической деятельности. По вопросу об оптимальном уровне государственных расходов среди российских экономистов существуют принципиальные разногласия. Сторонники
  • 2. Содержание доходов федерального бюджета
    неналоговые. Налоги - обязательные платежи, и как экономическая категория они имеют две функции: 1. Фискальная - налоги формируют государственный бюджет; 2. Регулирующая - налоги влияют на экономическую систему государства, т. е. на темпы воспроизводства, платежи населения, накопление капитала. Функции налогов отражают отношения, которые государство использует в качестве налоговой политики через
  • 2.5. Государственное бюджетирование
    неналоговые доходы бюджета в виде доходов от продажи государственного имущества, приватизации, аренды, концессии, предпринимательской и внешнеэкономической деятельности, сборов и пошлин, безвозмездных перечислений в пользу государства, штрафов и иных денежных взысканий. Доходы бюджетов делятся на собственные и регулирующие. Собственные доходы закрепляются за соответствующим бюджетом на постоянной
  • 6.2.1. Задачи финансовой системы в процессе регионального воспроизводства
    неналоговых по ступлений в бюджеты. Такой подход вносит демократическое на чало в управление финансами. Но трудно применить его в усло виях, когда запросы субъектов Федерации на свою долю в консо лидированном бюджете намного превосходят бюджетные возможности. Избирательный подход основывается на выделении регионов, пользующихся селективной поддержкой. За ними признаются осо бые права на
  • 6.2.2. Особенности региональной бюджетной системы в России
    неналоговым поступлениям план сбора, как правило, не выполняется. Основными причинами существования недоим ки по платежам в бюджет являются широкое применение нало гоплательщиками взаимозачетов бартером, расчеты через третьих лиц, зачисление выручки, минуя расчетные счета, что в принци пе не запрещено законодательно. Кроме того, тяжелым балластом для большинства региональных бюджетов являются
  • з 4. Налоговая система Российской Федерации
    неналоговые доходы 7 744 545,1 Доходы от реализации на экспорт высокообогащенного урана и природного сырьевого компонента низкообогащенного урана 4 201 347,8 Прочие доходы 3 543 197,3 Средства, получаемые по взаимным расчетам, в том числе компенсации дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государствен ной власти 963 658,0 Окончание табл. 1.2 1 2 Всего
  • Эволюция правового регулирования неналоговых доходов в России
    неналоговым доходам можно объяснить их переменчивым составом, отсутствием единого подхода в их классификации как в доктрине, так и в законодательстве. Между тем к понятию лненалоговые доходы, анализируя российское законодательство, можно отнести большую группу платежей, имеющих различную правовую природу. Единственным объединительным критерием этих платежей, образующих в совокупности неналоговые
  • 11.2. Бюджетная система страны
    неналоговых видов дохо дов, а также за счет безвозмездных перечислений. ВАЖНО К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. К неналоговым доходам относятся: доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муници-пальной собственности, к примеру,
  • 2.2 БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО
    неналоговых доходов федерального бюджета на 2000 г. главными являются доходы от внешнеэкономической деятельности, а также доходы от имущества, находящегося в государственной собственности. К неналоговым доходам относится и возврат бюджетных ссуд. Кроме того, в доходах федерального бюджета учитываются средства целевых бюджетных фондов, за счет которых финансируется значительная часть социальных
  • 9.2. Доходы государственного бюджета
    неналоговые доходы; В среднем около 93-95 % всех доходов госбюджета составляют налоговые поступления, 5 - 7 % - неналоговые поступления. К налоговым доходам, формирующим основную часть бюджетного фонда государства, относятся предусмотренные законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги, пошлины, сборы, а также некото-рые штрафы, пени, недоимки. В Федеральном законе О
  • В настоящее время доходы государственного бюджета формируются за счет налоговых и неналоговых видов платежей. Немаловажную роль играют и перечисления на безвозмездной основе. В данной статье рассмотрим неналоговые выплаты, их сущность, разновидности и основные особенности.

    Экономическая сущность неналоговых платежей

    Сегодня выплаты неналогового типа являются одним из объектов пристального внимания государства. В ближайшем будущем в отношении данной системы планируется обеспечить полноценный порядок, иными словами, унифицировать выплаты неналогового плана, утвердить основные принципы их разработки и взимания. Часть неналоговых выплат будет отменена Законом о неналоговых платежах. Кроме того, повышение ставок действующих платежей и возникновение новых станет экономически обоснованным в максимальной степени.

    Институт неналоговых выплат со стороны предпринимательства и доходов бюджетов государственного и местного уровня, а также фондов целевого значения классифицируется как дополнительный источник обеспечения незыблемости государственной финансовой системы. Если учесть вышеизложенное, то можно сформировать вывод о том, что неналоговые платежи в бюджет - это выплаты как возмездного, так и безвозмездного плана, которые возникают в рамках отношений, никаким образом не регулируемых законодательством, в сфере налогов и сборов.

    Важно отметить, что эти платежи реализуются индивидуальными предпринимателями и организациями в пользу третьих лиц, куда включаются и органы государственного управления. Установление выплат происходит посредством различных нормативных актов различного государственного значения, неисполнение которых, как правило, карается действующим на территории страны законом, а также ставит существование и нормальное функционирование бизнеса под угрозу.

    Различия налоговых и неналоговых выплат

    В настоящее время на территории Российской Федерации существуют и налоги, и неналоговые платежи. В чем состоят их различия? Дело в том, что по сведениям действующего налогового законодательства достаточно сложно разграничить две представленные разновидности выплат. Сегодня юридическим критерием данного отличия служит свойство, отражающее нормативно-отраслевое регулирование. Важно иметь в виду, что в соответствии с названным признаком обязательства налогового характера регламентируются нормативы НК РФ, а неналогового - нормативы иных правовых отраслей.

    Уплата налогов считается обязанностью, которая возникает всегда, если имеется объект обложения. Создает и вводит в действие выплаты пошлин непосредственно закон, поэтому его амортизации сопутствует принудительный порядок на основе безвозмездности. Эта разновидность платежа является абстрактной, так как у нее нет целевого назначения. Сбор или пошлина уплачивается для того, чтобы достичь конкретных целей и интересов. Лица, вносящие сбор или пошлину, обращаются в специальные государственные структуры для получения необходимых им услуг. С точки зрения теории, сборы и пошлины взимаются для покрытия расходов учреждения, которое несет их в процессе осуществления своей деятельности. Здесь нет ни чистой прибыли, ни убытков.

    Классификация платежей по обязательности уплаты

    Важно обозначить в процессе изучения экономической сущности и виды неналоговых платежей. Отметим, что неоднородность и разнообразие бюджетных доходов неналогового характера заметно затрудняют их классификацию. Один из критериев, который позволяет разделить все неналоговые выплаты на две группы - это обязательность. В соответствии с данным признаком к неналоговым платежам относятся:

    • Выплаты добровольного характера. Сюда целесообразно включить доходы от услуг платного типа, которые оказываются казенными структурами; доходы от применения и реализации имущественных комплексов, находящихся в муниципальной или государственной собственности, и так далее. Важно дополнить, что поступление неналоговых платежей, которые являются добровольными, во многом состоит в зависимости от эффективности хозяйственной деятельности структур публичного управления. Данный фактор так или иначе следует учитывать на практике.
    • Выплаты обязательного характера. В обязательные неналоговые платежи сегодня входят таможенные пошлины, штрафы, выплаты за негативное влияние на окружающую среду и так далее. Стоит заметить, что мобилизация названной разновидности доходов бюджета прямым образом связана с осуществлением государственными структурами функционала по надзору и контролю в определенной сфере деятельности, возложенного на них. Общую сумму обязательных неналоговых платежей контролируют компетентные органы, ведь она зависит в том числе и от количества правонарушений в стране.

    Детализируем вопрос

    Необходимо иметь в виду, что установленная статьей 41 БК РФ классификация выплат неналогового характера может быть несколько детализирована. Согласно статье 42 БК РФ, к бюджетным доходам от применения имущественных комплексов, находящихся в муниципальной или государственной собственности, целесообразно отнести:

    • Доходы, получаемые в качестве платы за аренду или другой платы за передачу в возмездное пользование муниципального или государственного имущества. Исключение в данном случае составляют имущественные комплексы автономных и бюджетных структур, а также имущество муниципальных и государственных унитарных предприятий, куда включаются и казенные.
    • Денежные средства, получаемые в качестве процентов по остаткам средств бюджета на счетах в ЦБ РФ, а также в кредитных учреждениях.
    • Денежные средства, получаемые от передачи имущественных комплексов, находящихся в муниципальной или государственной собственности в залог или в соответствии с условиями доверительного управления. Исключения в данном случае составляют имущественные комплексы автономных и бюджетных структур, имущество муниципальных и государственных предприятий унитарного типа, куда относятся и казенные, а также имущественные единицы, переданные в доверительное управление ЮЛ, сформированным в организационно-правовой форме гос. учреждения.

    Что же еще?

    Помимо представленных выше групп неналоговых платежей целесообразно отметить следующие:

    • Плата за использование кредитов бюджетного характера.
    • Доходы в форме прибыли, которая приходится на доли в складочных (уставных) капиталах экономических обществ или товариществ. Помимо того, сюда необходимо включить доходы в виде дивидендов по акциям, которые принадлежат РФ, субъектам РФ или муниципальным формированиям, за исключением ситуаций, продиктованных федеральными законодательными актами.
    • Часть прибыли унитарных предприятий муниципального и государственного типа, которая остается, как правило, после уплаты налоговых и иных платежей обязательного характера.
    • Иные предусмотренные действующим на территории РФ законодательством доходы от применения имущественных комплексов, которые находятся в муниципальной или государственной собственности. Исключение в данном случае формирует имущество автономных и бюджетных структур, а также имущество муниципальных и государственных образований, куда включаются и казенные.

    Следует знать

    Как мы отмечали ранее, система неналоговых платежей в бюджет имеет множество разветвлений и достаточно сложную классификацию, которая с каждым годом расширяется. Так, перечень доходов неналогового характера, который установлен статьей 41 БК РФ, считается открытым. Это допускает возможность вхождения в него новых разновидностей неналоговых выплат. Более того, приведенный список должен дополняться бюджетными доходами федерального уровня (статья 51 БК РФ), бюджетными доходами субъектов РФ неналогового плана (статья 57 БК РФ), а также доходами местных бюджетов неналогового типа (статья 62 БК РФ).

    Дополнительные элементы системы

    Помимо перечисленных выше составляющих системы к неналоговым платежам целесообразно отнести следующие:

    • часть прибыли учреждений и организаций унитарного типа, которые созданы в РФ, остающейся, как правило, после уплаты налоговых и других платежей обязательного характера;
    • таможенные сборы и пошлины;
    • сборы лицензионного типа;
    • плата за использование лесных массивов в качестве минимальной величины платы за аренду и минимальной величины платы, указанной в договоре купи-продажи леса;
    • плата за использование водных объектов, которые находятся в собственности федерального значения;
    • плата за использование водных биологических ресурсов в соответствии с межправительственными соглашениями;
    • плата, связанная с негативным воздействием на природу;
    • сборы консульского плана;
    • патентные пошлины.

    Что еще входит в классификацию?

    • плату за предоставление сведений касательно прошедших регистрацию прав на недвижимые имущественные комплексы и сделок с ними, выдачу копий договорной и другой документации, которая выражает содержание сделок одностороннего типа, осуществленных в простом письменном виде;
    • сборы в счет возмещения расходных статей по факту, которые связаны с реализацией действий консульской направленности;
    • прибыль ЦБ РФ, которая остается после уплаты налоговых и других платежей обязательного характера;
    • доходы от внешнеэкономических операций;
    • декларационные платежи;
    • платежи разового типа за использование недр в случае наступления конкретных событий, учтенных в лицензионном соглашении, в соответствии с участками недр, которые содержат месторождения алмазов природного значения.

    Расчет неналоговых платежей

    Стоит отметить, что формы расчета базы отчислений обязательного характера в государственный бюджет предоставляются каждый квартал, не позднее тридцати дней после окончания отчетного периода. Заполнение отчетности нарастающим итогом исключено. Важно знать, что неналоговые выплаты входят в состав расходов структуры по стандартным разновидностям деятельности с отражением по следующим статьям:

    • Дт 20 Кт 76,09 предполагает начисление обязательных платежей;
    • Дт 76,09 Кт 51 предполагает уплату обязательных платежей.

    Заполнение формы и оплата осуществляется строго в российских рублях и копейках. В настоящее время возможна отправка отчета посредством личного кабинета на официальном ресурсе Россвязи.

    Взыскание задолженности. Заключение

    Проанализировав регламент по взысканию задолженности по неналоговым платежам, можно сделать вывод о том, что такой тип долга может быть признан безнадежным в соответствии с одним из следующих оснований:

    • банкротство (ликвидация) структуры в соответствии с действующим законодательством;
    • экономическая несостоятельность индивидуального предпринимателя согласно ФЗ от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;
    • смерть физического лица или признание его умершим в установленном гражданским процессуальным законом порядке;
    • принятие судебными органами акта, согласно которому возможность взыскания задолженности является утраченной;
    • отказ в возбуждении исполнительного производства в соответствии с постановлением исполнительного судебного пристава (как правило, подобный отказ выносится в случае истечения срока предъявления исполнительной документации к реализации);
    • прекращение производства по исполнению согласно ситуациям, определенным статьей 43 ФЗ «Об исполнительном производстве»;
    • окончание производства по исполнению в связи с постановлением исполнительного судебного пристава, которое, как правило, выносится по причинам, указанным в пунктах 3, 4, 6-9 части 1 статьи 47 ФЗ «Об исполнительном производстве»;
    • исключение ЮЛ, которое прекратило свою деятельность, из ЕГРЮЛ в соответствии с решением регистрирующей структуры по статье 21.1 ФЗ от 8.10.2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации ЮЛ и ИП».

    Итак, мы рассмотрели все основные разновидности неналоговых выплат, существующих на сегодняшний день, а также их сущность, особенности, алгоритм расчета и один из аспектов взыскания задолженности. Важно отметить, что действующие законодательные акты, относящиеся к данной теме, являются открытыми. Именно поэтому с каждым годом туда включаются новые платежи и исключаются те, в которых на том или ином этапе жизнедеятельности государства и общества отсутствует необходимость. Так, например, плата за негативное влияние на окружающую среду была введена относительно недавно. Однако уже сегодня на территории Российской Федерации очевиден результат данного шага, ведь общество стало бережнее относиться к природе и более рационально организовывать свой отдых. Это является важнейшим критерием развития социума и повышение уровня патриотизма среди населения.

    Множественность налоговых форм и методов налогообложения вызывает необходимость общей группировки налоговых платежей по ряду классификационных признаков. Перечень налогов и сборов, устанавливаемых в Российской Федерации, закреплен статьями 13–15 Налогового кодекса РФ. Классификация налоговых платежей имеет важное значение для налогового менеджмента . Она позволяет упорядочить все разнообразие налогов, свести его к небольшому числу классов, объединенных по признаку сходства, наличию общих свойств.

    Рассмотрим некоторые классификационные группы налоговых платежей, влияющие на принятие управленческих решений.

    Ко всему прочему значимым федеральным налоговым платежом является таможенная пошлина, которая регламентируется Таможенным кодексом РФ.

    Региональные налоги вводятся законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территории соответствующего субъекта РФ. К ним относятся:

    • налог на имущество организаций,
    • транспортный налог,
    • налог на игорный бизнес .

    Органы власти субъектов Федерации устанавливают по этим платежам налоговые льготы (в пределах рекомендуемого Налоговым кодексом РФ перечня), налоговые ставки (в пределах установленных Налоговым кодексом РФ), сроки уплаты налогов и формы налоговой отчетности. Региональные налоги поступают в бюджеты субъектов РФ.

    Местные налоги вводятся местными представительными органами власти соответствующими решениями и поступают в местные бюджеты . К местным налогам относятся:

    • налог на имущество физических лиц,
    • земельный налог.

    Органы местного самоуправления устанавливают по этим платежам налоговые льготы (в пределах рекомендуемого Налоговым кодексом РФ перечня), налоговые ставки (в пределах установленных Налоговым кодексом РФ), сроки уплаты налогов и формы налоговой отчетности.

    Кроме того, Налоговый кодекс РФ предусматривает также введение специальных налоговых режимов – особых порядков исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени. К ним на сегодняшний день относятся:

    • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог),
    • упрощенная система налогообложения,
    • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности,
    • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

    Единые налоги, заменяющие в первых трех специальных налоговых режимах наиболее крупные налоги по общему режиму налогообложения, имеют статус региональных.

    Важно отметить, что представленное выше видовое деление налоговых платежей предполагает их распределение не по уровням бюджетной системы, а по уровням власти и управления , которые устанавливают, изменяют и вводят их в пределах своих полномочий в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Тем самым, данная классификация определяет налоговые полномочия, фискальные и регулирующие возможности субъектов государственного налогового менеджмента различных уровней власти и управления.

    2. По способу взимания налоги традиционно делятся на прямые и косвенные .

    Прямыми считаются налоги, которые взимаются непосредственно с доходов, имуществ и ресурсов в процессе их накопления и использования. Прямые налоги, в свою очередь, подразделяются на реальные и подоходные.

    Реальными налогами облагаются предполагаемые (возможные, условные) средние доходы от того или иного объекта налогообложения (транспортный налог, налоги на имущество, налоги за пользование природными ресурсами и т. п.). Реальные налоги относятся налогоплательщиками на издержки производства и обращения.

    Прямые подоходные налоги взимаются непосредственно и с действительно полученных доходов по принципу фактической платежеспособности (налог на прибыль организаций, налог на доходы физических ли). Подоходными эти налоги можно назвать потому, что объектом налогообложения и одновременно источником их уплаты выступает та или иная форма дохода налогоплательщика (организации или физического лица). По другому такие налоги называются налогами на доходы.

    Косвенные налоги включаются налогоплательщиком-продавцом в продажные рыночные цены товаров, перекладываются на покупателей своих товаров и оплачиваются за счет их доходов, а значит, возвращаются налогоплательщику в составе выручки от реализации, то есть уплачиваются косвенным путем. В наиболее распространенном их понимании – это государственные надбавки к ценам производителей (продавцов) товаров в форме НДС, акцизов, таможенных пошлин. По-другому эти налоги называют еще налогами на потребление или на расходы , т. к. взимаются через потребление в процессе расходования средств.

    Однако, рассмотренная традиционная классификация налоговых платежей на прямые и косвенные противоречит теории косвенного налогообложения, основным признакам которого является переложение налога через цены на потребителей, а также практике ценообразования и учета . Прежде всего, это касается отнесения реальных налогов к прямым. Поэтому необходимо уточнить общепринятую группировку налоговых платежей по способам взимания и укрупненным объектам налогообложения.

    Как уже отмечалось, реальные налоги включаются в цены товаров путем отнесения их на законных основаниях производителями и продавцами на издержки производства и обращения (на себестоимость или на финансовые результаты до налогообложения прибыли). То есть, реальные налоги перекладываются через цены на потребителей своей продукцией, уплачиваются налогоплательщиком по закону , но оплачиваются из доходов потребителей (носителями налогов). Налицо все признаки не прямого, а косвенного налогообложения производства (бизнеса).

    В Системе национальных счетов традиционные косвенные налоги (НДС, акцизы, таможенные пошлины) отражаются и учитываются в показателе валовой добавленной стоимости по рыночным ценам в группе налогов на продукты и импорт, а реальные налоги – в валовой добавленной стоимости по основным ценам (ценам производителей) в группе других налогов на производство. В совокупности все эти косвенные налоги в структуре ВВП (или, валовой добавленной стоимости по рыночным ценам) составляют общую группу налогов на производство и импорт (назовем их косвенные налоги на бизнес, или на производство и импорт).

    Таким образом, меняется структура деления налоговых платежей по способам взимания на прямые и косвенные.

    Прямые налоги включают в себя две группы налогов: а) подоходные налоги (налоги на доходы); б) другие личные налоги с физических лиц. Все они непосредственно уплачиваются с дохода налогоплательщика, а значит, не перекладываются на потребителя на законных основаниях.

    Косвенные налоги на бизнес (на производство и импорт) также делятся на две большие группы косвенных налогов, отличающихся установленным порядком своего переложения на потребителя:

    а) традиционные косвенные налоги или косвенные налоги на продукты и импорт, которые совершают самостоятельное движение в составе продажной (рыночной) цены товара как надбавка к ней;

    б) другие косвенные налоги на бизнес (на производство) (так называемые «реальные» налоги), которые включаются производителями (продавцами) в издержки производства и обращения (в себестоимость или финансовые результаты) в составе цены производителя (основной цены).

    В число других косвенных налогов на бизнес следует отнести и единый социальный налог (обязательные страховые взносы в государственные социальные фонды), несмотря на специфику таких налоговых платежей. Они носят страховой характер, то есть возвращаются работникам при наступлении страховых случаев (достижении пенсионного возраста, потере трудоспособности и работы, заболевании) в виде социальных трансфертов (пенсий , пособий и т. п.). Одновременно страховые налоги в части, уплачиваемой работодателями, перекладываются через цены на потребителей их продукции и составляют важный элемент группы других косвенных налогов на бизнес (на производство). Ту их часть, которая непосредственно уплачивается работниками из их заработной платы (в России сейчас это не практикуется за исключением может быть индивидуальных предпринимателей), следует относить к прямым подоходным налогам.

    Теперь, о классификации налогов по укрупненным объектам налогообложения. Ее также следует уточнить путем отнесения к группе налогов на потребление (на расходы) прочих косвенных налогов на бизнес (на производство). Они представляют собой налоги на расходы, но произведенные налогоплательщиками ранее, т. е. на капитализированные расходы (поимущественные налоги и т. п.), или на пользование (потребление) экономических ресурсов – природных и трудовых (ресурсные налоги, единый социальный налог). Таким образом, налоги на потребление (на расходы) представляют собой всю совокупность косвенных налогов на бизнес, включающих в себя косвенные налоги на продукты и импорт и другие косвенные налоги на производство.

    Общую же классификацию всех налогов по способам взимания и укрупненным объектам налогообложения можно представить в виде следующих, укрупненных групп налоговых платежей:

    1) косвенные налоги на производство и импорт (налоги на потребление, на расходы):

    а) традиционные косвенные налоги на продукты и импорт;

    б) другие косвенные налоги на производство;

    2) прямые налоги:

    а) подоходные налоги (налоги на доходы);

    б) другие личные налоги с физических лиц.

    Определенные трудности могут возникнуть при решении вопроса о том, к какой классификационной группе налогов отнести единые налоги, взимаемые в рамках специальных налоговых режимов – единого налога на вмененный доход, единого налога на доход (доход за минусом расходов) при упрощенной системе налогообложения, единого сельскохозяйственного налога. Учитывая, что все они ориентированы на условную доходность, а налогоплательщики-организации не ограничены в возможности переложения бремени единых налогов на потребителей продукции, их, вероятно, следует отнести к группе других косвенных налогов на бизнес. Единые налоги, уплачиваемые налогоплательщиками-физическими лицами, можно отнести к прямым, точнее к группе личных доходов с физических лиц.

    Рассмотренные подходы к классификации налогов по способам взимания и укрупненным объектам налогообложения важны не только с теоретических, но и с практических управленческих позиций, в частности, для более правильной оценки давления косвенных налогов на экономику и потребление, на доходы домашних хозяйств и оплату труда работников, учитывая, что основную массу таких налогов оплачивает население в сфере розничной торговли и платных услуг.

    3. В целях бухгалтерского и налогового учета налоговые платежи распределяются по соответствующим конкретным источникам их уплаты в составе выручки предприятия и ее структурных элементов. В качестве таких источников можно выделить следующие: выручка от реализации продукции, себестоимость, финансовые результаты, оплата труда, прибыль (другие доходы) до налогообложения, прибыль после налогообложения (остающаяся в распоряжении предприятий).

    Схема распределения основных видов налогов и сборов в России по бухгалтерским источникам их уплаты наглядно представлена в табл. 1.

    Таблица 1
    Распределение основных видов налогов и сборов в Российской Федерации по бухгалтерским источникам их уплаты

    Некоторые налоги могут быть уплачены из разных источников (единый социальный налог, единые налоги в рамках специальных налоговых режимов). Это связано с тем, что их плательщиками выступают как организации, так и индивидуальные предприниматели без образования юридического лица , у которых по-разному формируются доходы, а также в силу того, что налоговым законодательством не регламентируется жестко источник уплаты налога (например, единые налоги для субъектов специальных налоговых режимов). Кроме того, источником (не бухгалтерским) уплаты личных налогов могут быть любые личные доходы: оплата труда, дивиденды, пенсии и другие.

    Распределение налоговых платежей по источникам их уплаты совпадает (за некоторым исключением) с принципами деления налогов на прямые (подоходные, личные) налоги и косвенные налоги на бизнес, в том числе на традиционные косвенные налоги на продукты и импорт и другие косвенные налоги на производство. Анализ структуры налогов по источникам их уплаты дает возможность оценить распределение налоговой нагрузки на выручку организаций и ее структурные элементы, выявить диспропорции и принять соответствующие решения по рационализации структуры налоговой нагрузки на товаропроизводителей. Оптимальным является равномерное налоговое давление на основные источники уплаты налогов, однако в регулирующих целях возможны варианты снижения или увеличения налоговой нагрузки на отдельные элементы выручки.

    14 августа 2017 года на официальном сайте правительства появилась информация о плане мероприятий по систематизации неналоговых платежей , который готовят Минфин и Минэкономразвития. Этот план актуализирует и вносит дополнения в план по систематизации и формированию единого перечня неналоговых платежей , утвержденный в октябре 2016 года. План предусматривает несколько важных мероприятий:

    • введение моратория на введение новых видов неналоговых платежей до принятия федерального закона с общими требованиями к порядку исчисления платежей, их размерам и срокам действия;
    • инвентаризацию уже существующих платежей;
    • установление в Бюджетном кодексе положений о реестре государственных и муниципальных платежей;
    • внесение в Регламент правительства изменений, предусматривающих включение в пакет материалов к проектам актов об установлении новых или изменении действующих платежей социально-экономических последствий принятия таких актов;
    • разработку федерального закона, устанавливающего общие требования к порядку исчисления, размерам и срокам введения в действие неналоговых платежей;
    • установление порядка и правил ведения реестра государственных и муниципальных платежей.

    Предполагается, что все перечисленные меры в комплексе с усилением эффективности администрирования неналоговых платежей позволят минимизировать нагрузку на бизнес.

    Мораторий на неналоговые платежи

    Поручение о моратории на новые неналоговые платежи было подписано Дмитрием Медведевым в конце января 2017 года. «Воздержаться от принятия и внесения в правительство» проектов актов, предусматривающих новые неналоговые платежи, министерства и ведомства должны до принятия федерального закона о порядке их введения, взимания и расчета.

    Мораторий распространяется только на обязательные платеж и, которые установлены не налоговым, а иным законодательством. К ним относятся: взносы в пенсионный и другие государственные внебюджетные фонды, сбор за регистрацию предприятия, корабельный сбор, патентные пошлины, сбор за регистрацию СМИ, экологические платежи и др.

    По данным различных экспертных источников, всего таких платежей в России насчитывается от 30 до более 50. Торгово-промышленная палата подсчитала, что объем неналоговых сборов приближается к 1% ВВП, что в сумме составляет более 800 млрд руб. в год. Неудивительно, что, глядя на эти цифры, специалисты указывают на проблему увеличения нагрузки на бизнес.

    Реестр неналоговых платежей

    Чтобы защитить бизнес от роста налоговой нагрузки, чиновники предложили создать единый реестр неналоговых платежей. Эту идею одобрил сам президент в декабре 2015 года в рамках встречи с главой Торгово-промышленной палаты Сергеем Катыриным. Пока единый список неналоговых платежей в России не сформирован, платежи могут быть разными в зависимости от субъекта РФ и взиматься региональными властями. Для установления контроля за налоговой нагрузкой необходимо систематизировать платежи.

    Что уже известно о создаваемом реестре неналоговых платежей? По информации чиновников, он будет разделен на четыре группы. Классификацией платежей по спискам занимается Минэкономразвития.

    • Первая группа — неналоговый платеж, поступающий в бюджет и имеющий безвозмездный характер (экологический и утилизационный сборы, патентные пошлины, плата за негативное воздействие на окружающую среду).
    • Вторая группа — платеж, имеющий характер услуги, поступающий в бюджетную систему или в федеральное бюджетное учреждение (плата за рассмотрение обязательной проектной документации с целью получения разрешения на сбросы отходов, за предоставление сведений о водном объекте, проведение обязательного энергетического исследования, затраты на проверку сортовых и посевных качеств семян).
    • Третья группа — платежи, связанные с издержками предприятий и направленные на выполнение обязательных требований (бесплатное предоставление спецодежды работникам, затраты на исполнение требований к критически важным и потенциально опасным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций).
    • Четвертая группа — платежи, которые целесообразно исключить из перечня (плата за получение лицензии в сфере электросвязи на торгах, плата за парковку на автомобильных дорогах общего пользования, сбор за проход иностранных судов по внутренним водным путям).

    Как предполагается, первые две группы неналоговых платежей как раз будут включены в соответствующий реестр, которым будет заниматься Минфин.

    В первых числах сентября ведомство внесло в правительство законопроект о неналоговых платежах. К неналоговым платежам законопроект относит все платежи, которые не содержатся в законодательстве о налогах и сборах, таможенных сборах, страховых платежах и не определяются в ходе конкурсов или аукционов. По информации «Российской газеты», пока это «рамочный закон», который станет основой так называемого «кодекса неналоговых платежей». Согласно законопроекту, с 1 июля 2019 года платежи, которые не попали в реестр, можно будет не платить. После принятия документа Госдумой во втором чтении будет разработан проект закона, устанавливающий перечень обязательных платежей. Основная часть статей закона должна вступить в силу с 1 января 2018 года.

    Каких нововведений стоит ожидать предпринимателям:

    • Закрепление предельного размера для всех неналоговых платежей, что положительно скажется на деловом климате.
    • Плательщики смогут воспользоваться бесплатными консультациями, получить справки по платежам.
    • Плательщикам дадут право зачета переплаты в счет будущих платежей и даже их возврата.
    • Введение обязательства четыре года хранить информацию обо всех неналоговых платежах.

    Прежде всего Минфин предлагает установить четкий порядок изменения и ввода новых неналоговых платежей. Так, например, в законопроекте есть инициатива о том, что введение новых или изменение прежних платежей допускается не ранее 1 января 2018 года и не ранее шести месяцев после публикации законодательных изменений.

    Подписывайтесь на наш канал в Telegram , чтобы узнавать обо всех самых важных изменениях, которые касаются бизнеса!