Где находится город ур. Город - государство ур - история - познание - каталог статей - роза мира. III. Гробницы богов

2500 ЛЕТ ЗАБВЕНИЯ

В исторической традиции Месопотамии Ур - один из древнейших городов Шумера.

Руины библейского города Ур находятся в Южной Месопотамии, или в Двуречье, на плоской каменистой равнине. Русло реки Евфрат, на которой в древности стоял город, теперь проходит севернее. А местность вкруг Ура давно превратилась в пустынную. То, что осталось от великого города, находится на округлой возвышенности, именуемой Телль-эль-Мукайяр, что в переводе с арабского означает Глиняный холм.

Местонахождение зиккурата - главного храма Ура - было установлено в 1850 г британским натуралистом и энтузиастом археологии Уильямом Лофтусом. Так как у него было задание исследовать развалины города Сузы в Хузестане, подробным изучением развалин занялся другой археолог-любитель (в британской колониальной администрации было много таких охотников за сокровищами) - служащий британского консульства в Басре Джон Тейлор. Он работал по заданию Британского музея: музей поручал эту работу любителям, так как профессионалы зачастую не рисковали работать в таких гиблых местах, где вероятность крупной находки была мала.

В 1853-1854 гг. Тейлор обследовал руины зиккурата. Ему повезло: он обнаружил четыре глиняных цилиндра - знаменитые «Цилиндры Набонада» - в четырех углах верхней части зиккурата. На них имелся длинный клинописный текст К тому времени клинопись в основном уже была расшифрована, и Тейлор установил, что Набонад - последний царь Нововавилонского царства, правивший в 556-539 гг. до н. э., восстанавливал древние храмы. Из надписей следовало, что он восстанавливал их здесь, в древнем Уре.

Колоссальную работу проделал в 1922-1934 гг. выдающийся английский археолог Чарльз Леонард Вулли (1880-1960 гг.), точно определивший культурные уровни раскопок Ура: от середины 6-го тыс. до н. э. и до 400 г. до н. э., когда население окончательно оставило город из-за изменения течения Евфрата. Тот же Вулли открыл практически все известные сегодня постройки Ура и его окрестностей.

Совсем рядом с руинами Ура сохранились следы культуры эль-обейд: останки храма богини-матери Нинхурсаг и кладбище. В конце 5-го - первой половине 4-го тыс. до н. э. культура тут достигла высокого уровня: развивалось земледелие и скотоводство, началось выращивание финиковой пальмы, был изобретен гончарный круг, построены сеть оросительных каналов и крупные поселения из глиняных домов с монументальными храмами на платформах, воздвигнутых на центральной площади. Это и есть самый ранний исторический Ур. Он покрыт 2,5-метровым слоем речного ила, что свидетельствует о большом наводнении. Чарльз Вулли принял их за следы Великого потопа: в шумерском сказании говорится, что Ур был построен еще до него.

2750-2315 гг. до н. э. - раннединастический период истории Двуречья. Город стал центром государства: это была аграрная страна площадью около 100 км2. Ур ощутил свою силу, установив контроль над южным участком дельты Евфрата и вступая в стычки с соседями. В 2500-2425 гг. до н. э. в Южной Месопотамии было правление первой династии Ура. К этой эпохе относятся Царские гробницы: большинство было разграблено еще в глубокой древности, но в некоторых Вулли обнаружил разнообразные погребальные принадлежности (головные уборы из золота, музыкальные инструменты, сосуды из золота, серебра и меди), по которым позднее восстановили обряд погребения. Эти предметы говорят об огромных богатствах, собранных в городе благодаря торговле через Персидский залив со странами Востока, именуемыми в клинописных надписях Маганом и Мелуххой.

Это был расцвет архаического Ура.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

  • Местонахождение: Ю. Ирака.
  • Администр. местополож.: мухафаза Ди-Карэ.
  • Основан: 5-е тыс. до н. э.
  • Оставлен: IV в. до н. э.
  • Ближайший город: Насирия - 745 000 чел. (2014).
  • Язык: иракский диалект арабского.
  • Этнический состав: иракские арабы.
  • Религия: ислам (шиизм).
  • Денежная единица: иракский динар.
  • Река: Евфрат.
  • Аэропорт: Багдад (междунар.).

ЦИФРЫ

  • Площадь древнего города: 2,3 км². площадь раскопок: 0,96 км².
  • Зиккурат: высота - 25 м, длина - 64 м, ширина - 46 м.
  • Высота над у. м.: 7 м.
  • Удаленность: 350 км к Ю. от Багдада, 160 км к С. от Басры.

КЛИМАТ

  • Тропический, пустынный.
  • Жаркое лето, мягкая зима.
  • Средняя t января: +12 °С.
  • Средняя t июля: +35 °С.
  • Среднегодовое кол-во осадков: 127 мм.
  • Среднегодовая относит, влажность: 40-45%.

ВЗЛЕТ И ПАДЕНИЕ ВЕЛИКОГО УРА

Правители Ура создавали его и способствовали процветанию ради собственного величия: еще при жизни они были приравнены к богам. Город погиб, когда его правители переоценили собственные силы и недооценили противника.

В конце XXIV в. до н. э. Ур вошел в состав единой державы Саргона Древнего, удостоившего город великой чести: назначил свою дочь его верховной жрицей-энтум - супругой Сина, бога-покровителя города.

Постепенно Ур набрал такую силу, что стал центром объединенной Месопотамии. Это произошло после изгнания из страны кочевников-кутиев и основания новой династии Ура правителем города Ур-Намму.

Представители этой династии становились царями Шумера и Аккада, их считали богоравными. Они же тогда поняли, что управлять можно не мечом, а глиняными табличками: археологи обнаружили в Уре десятки тысяч хозяйственных документов, говорящих о сложной системе управления государством и полном подчинении человека чиновной бюрократии.

Ур был столицей царства, правители не жалели денег на строительство и праздники. Этот этап истории называют Шумерским Возрождением: переживали расцвет литература и архитектура.

Именно в это время, в правление царя Ур-Намму, в городе был воздвигнут зиккурат, к настоящему времени частично восстановленный.

Зиккурат представлял собой подобие пирамиды, сложенной из трех огромных глиняных платформ, облицованных кирпичом из обожженной глины. Предположительно, наклонные стены ярусов зиккурата были выкрашены в черный, красный и белый цвет, что символизировало соответственно землю, жизнь людей и мир Богов. Три прямые лестницы, расположенные под углом друг к другу, вели по фасаду на первый ярус зиккурата к высоким вратам, словно открывающимся прямо в небо. На вершине сооружения находился небольшой храм-алтарь бога Луны Сина. Рядом с зиккуратом располагались дворцово-храмовый комплекс, представлявший собой одноэтажное здание с внешним и внутренними дворами, а также царская усыпальница, состоявшая из наземной и подземной части.

Самый великий день в году для жителей Ура - праздник Сина. Люди устремлялись к зиккурату, откуда правил своими подданными царь Месопотамии, где принимали людей чиновники царя, где вершили суд, где казнили и миловали. Под торжественный голос труб из святилища выносили статую Сина и погружали на Магур - лодку, на которой бог Луны путешествует вокруг Земли. Лодку поднимали на руках, и она плыла над толпой, медленно двигаясь вокруг зиккурата, подобно Луне вокруг Земли.

В конце XXI в. до н. э. в Месопотамию вторглись кочевые племена. В 2003 г. до н. э. Ур был захвачен, разграблен и разрушен. Найден клинописный текст «Плача о гибели Ура» - пронзительного поэтического сочинения. Город нашел в себе силы возродиться и вновь расцвести в правление аморейской династии Ларсы в конце XX - середине XVIII в. до н. э. Вулли утверждал, что тогда Ур имел площадь около 2,3 км2, а его население достигало 35 тысяч человек.

Ур погиб дважды. Сначала он пострадал от политической недальновидности собственных правителей, которые выступили на стороне Южного Двуречья против власти правителей Вавилона. Вавилоняне утопили восстание в крови, разрушили городские стены.

В дальнейшем, в Нововавилонский период Нижней Месопотамии, Ур сохранил свое значение торгово-ремесленного центра. Но засоление почв в дельте Евфрата и упадок земледелия вызвали бегство населения на север Месопотамии. В IV в. до н. э. город с пятитысячелетней историей опустел.

ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ

Погребальный обряд правителей и жрецов Ура включал и жертвоприношение. Неизвестно, было ли оно добровольным или насильственным, хотя большинство ученых склоняются к тому, что оно совершалось по доброй воле. Например, царицу или жрицу Пу-аби сопровождала в загробный мир целая свита: две служанки, десять придворных дам в богатых одеждах, арфист, пять стражников и два погонщика с упряжкой волов. Всего же в каменных склепах обнаружены останки 74 человек, принесенных в жертву.

Относительно смысла названия Ур наука не имеет четкого ответа. Некоторые ученые считают, что оно происходит от шумерского слова «уру» - город, специалисты по клинописи расшифровывают его как «место, где живет свет».

Роберт Тейлор - отец Джона Тейлора - также прославился в области археологии. Во время службы в колониальной армии, в 1830 г., среди руин ассирийской столицы Ниневии, полковник Тейлор нашел первый из пока найденных экземпляров призмы Синаххериба. Она представляет собой 38-сантиметровую гексагональную (шестигранную) призму с клинописной надписью, рассказывающей о правлении ассирийского царя Синаххериба и датируемой 689-691 гг. до н. э. В 1850 г. призму выкупил у вдовы полковника Британский музей, где артефакт сейчас и находится.

Ур указывается в Библии (Быт. 11:28-31) как родина родоначальника многих народов Авраама. В Библии город назван Ур Халдейский. Общепринятым местоположением древнего Ура считается современная местность Тель-эль-Мукайяр в Южном Ираке. Однако существовал еще и город под названием Ур в Северной Месопотамии.

В ходе раскопок экспедиция Чарльза Вулли обнаружила два больших городских квартала, состоявших примерно из 50 жилых домов. Внутри были найдены деловые документы и письма, позволившие даже проследить историю отдельных семей. Они жили в Уре в конце правления династии Ларсы и при вавилонском царе Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.).

УР (Ur), город-государство в Южном Двуречье. Ур (арабск. Телль-аль-Мукайяр - «Смоляной холм») расположен к югу от Евфрата приблизительно в 160 км западнее Басры. Впервые исследован в 1854 служащим британского консульства в Басре Д. Е. Тейлором, обнаружившим руины зиккурата и по клинописным надписям определившим памятник как древний Ур. Огромная работа по изучению телля была проделана выдающимся английским археологом Леонардом Вулли , чьи исследования по истории и культуре Месопотамии признаны классическими. Вулли были выделены культурные уровни, охватывающие около пяти тысяч лет, начиная с сер. 6 тыс. до н. э. и вплоть до 400 до н. э., когда население окончательно оставило город из-за изменения течения Евфрата.

Самое раннее поселение принадлежит к археологической культуре Эль-Обейд , общей для ранних земледельческих центров Двуречья. Археологические слои этой культуры перекрыты достигающими до 2, 5 м отложениями речного ила, - свидетельством большого наводнения, первоначально принятого Вулли за следы Великого потопа. В раннединастический период истории Двуречья (2750-2315 до н. э.) Ур был центром государства, которое охватывало сельскую округу, занимавшую около 90 кв. км и несколько небольших городов - Эриду , Муру и городище Убайд. Ур контролировал южную часть дельты Евфрата, соперничая в борьбе за власть с правителями Урука . Согласно «Царскому списку» из Ниппура - перечню полулегендарных династий Шумера и Аккада - в 2500-2425 до н. э. в Южной Месопотамии было установлено правление первой династии Ура.

К этой эпохе относятся обнаруженные Л. Вулли т. н. «Царские гробницы». Несмотря на то, что большинство захоронений оказалось разграбленными еще в древности, некоторые из них сохранили богатейший погребальный инвентарь и дают возможность реконструировать обряд погребения. В сводчатой гробнице, которая принадлежала царице или верховной жрице, чье имя условно читается как Пу-аби (прежнее чтение Шуб-ад), находились многочисленные шедевры шумерского искусства: сложный головной убор из золотых лент и подвесок из золота и лазурита, арфа, украшенная головой быка с лазуритовой бородой, сосуды из золота, серебра и меди.

В загробный мир Пу-аби добровольно сопровождала большая свита: две прислужницы, десять женщин двора в богатых одеяниях, арфист, пять стражников и два погонщика с упряжкой волов. Из царских гробниц происходит также один из самых знаменитых памятников Шумера, названный «Штандарт из Ура» - инкрустированные перламутром изображения которого представляют сцены военого похода и царского пира. Предметы из захоронений Ура свидетельствуют об огромных богатствах, собранных в городе благодаря заморской торговле, которую он вел через Персидский залив со странами Востока, называемыми в шумерских надписях Маганом и Мелуххой. В кон. 24 в. до н. э. Ур вошел в состав единой державы Саргона Древнего , поставившего свою дочь верховной жрицей-энтум Ура.

Центром объединенной Месопотамии Ур становится в кон. 22 в. до н. э., когда после изгнания из страны кочевников-кутиев правитель города Ур-Намму основал III династию Ура (2112-1996 до н. э.). Правители этой династии принимали титулы царей Шумера и Аккада и царей четырех стран света, некоторые из них были причислены к сонму богов. От периода III династии Ура дошли десятки тысяч документов хозяйственой отчетности, дающих представление о сложной бюрократической системе управления государством, полностью подчиненной власти царя.

В правление Ур-Намму в Уре был воздвигнут зиккурат , в настоящее время частично восстановленный. Он достигал 25 м в высоту и состоял из трех огромных сырцовых платформ, облицованных обожженым кирпичом. Наклонные стены ярусов зиккурата были, очевидно, черного, красного и белого цвета. Три прямые лестницы, расположенные под углом друг к другу, вели по фасаду на первый ярус зиккурата к высоким вратам, как бы ведущим в небо. На вершине зиккурата находился небольшой храм бога луны Нанны , покровителя Ура.

В конце 21 в. до н. э. Месопотамия испытала вторжение кочевых племен; этим воспользовались враждебные Уру правители Элама , чья армия в 2003 до н. э. захватила, разграбила и разрушила город; об этих трагических событиях повествует поэтический «Плач о гибели Ура». После нескольких лет оккупации разоренного города в 1996 до н. э. эламиты покинули Ур, власть над которым перешла к правителям Иссина. Дочь одного из них, принявшая шумерское имя Эн-Анатума, стала верховной жрицей Ура и начала восстановление храмов города. Постепенное возрождение Ура привело к его новому расцвету при правлении аморейской династии Ларсы (кон. 20 - сер. 18 вв. до н. э.).

По данным Л. Вулли, к концу указанной эпохи город Ур имел площадь около 230 га, население в пределах городских стен достигало 35 тыс чел. Город представлял собой возвышающийся над равниной холм овальной формы, застроенный тесно стоящими типичными для Двуречья глинобитными домами с внутренними двориками и плоскими крышами. С севера и запада Ур окружал Евфрат, воды которого через узкие протоки заходили в город и образовывали две обширные гавани. Рядом с ними находилась торговая часть города, которой Ур был во многом обязан своим процветанием. Наиболее древнюю верхнюю часть холма занимал священный участок площадью около 54 га, на котором у подножия зиккурата Этеменнигуру стоял «нижний храм» бога Нанны - Экишнугаль, где совершались моления и находились статуи богов и царей. Экспедиция Вулли раскопала также два больших городских квартала, состоявших примерно из 50 жилых домов. В них были обнаружены деловые документы и письма, позволяющие проследить историю отдельных семей, которые жили в Уре в конце правления династии Ларсы и при вавилонском царе Хаммурапи (1792-1750 до н. э.).

В правление сына Хаммурапи, Самсуилуны, жители Ура приняли участие в восстании Юга Двуречья против власти правителей Вавилона . Надпись Самсуилуны 1739 до н. э. сообщает, что царь подавил восстание и разрушил городские стены. Археологические материалы свидетельствуют о страшном разгроме, которому подверглись жилые кварталы города и, в частности, о прекращении деятельности эдубы, школы, где обучались клинописи писцы Ура. В дальнейшем, во время господства касситов, ассирийцев и Нововавилонского царства Ур сохранял свое значение торгово-ремесленного центра. Однако засоление почв в дельте Евфрата и упадок земледелия, вызывавший постоянный отток населения на север Месопотамии, в 4 в. до н. э. привели к концу насчитывающую пять тысячелетий историю города.

Регулярная статья
Древний город

Ур
Urim

300px
Археологические раскопки в Телль-эль-Мукайяр
Страна Ирак Ирак
Основан V тысячелетие до н. э.
Разрушен IV век до н. э.
Причины разрушения покинут жителями
Название городища Тель эль-Мукайяр
Координаты Координаты :  /  (G) (O) 30.962222 , 46.104444 30°57′44″ с. ш. 46°06′16″ в. д.  /  30.962222° с. ш. 46.104444° в. д. (G) (O)

Географические данные

Город находился на юге Месопотамии, в нижнем течении Евфрата. Ур был расположен на берегу большого канала, по которому поступала вода из Евфрата; этот канал служил важным судоходным путем, связывавшим два городских порта с другими торговыми центрами Месопотамии.

В настоящее время канал занесен илом, и вся окрестность необитаема.

Исторические исследования Ура

По вопросу значения названия "Ур" наука ещё не пришла к единому мнению. Некоторые учёные считают его вариантом шумерского слова уру - город, другие расшифровывают клинопись как "место, где живёт свет".

В исторической традиции Месопотамии Ур - один из древнейших городов Шумера. В шумерской версии сказания о Всемирном потопе говорится, что Ур был построен ещё до него.

Английский ученый Тейлор был первым, кто провёл раскопки на месте развалин Ура (1854). Именно он определил, что это за город, на основании найденной надписи Набонида, царя Вавилонии ("первого археолога на Ближнем Востоке").

"Военная сторона" Урского штандарта (около 2600 г. до н.э.).

В конце 19-го века в Уре работала экспедиция из Университета Пенсильвании, но результаты этих раскопок не были опубликованы.

В 1918 году английский ученый Кэмпбелл Томпсон провели экспериментальные раскопки по поручению Британского музея. А вскоре (1918-19) английский учёный Холл, работая тоже от Британского музея, провёл раскопки в Уре, Эриду и эль-Убейд, недалеко от Ура.

Совместная экспедиция Университета Пенсильвании и Британского музея во главе с сэром Леонардом Вулли вела раскопки в Уре в течение 12 сезонов подряд (с 1922 до 1934). Хотя только небольшая часть руин была раскопана, отчёты экспедиции Вулли позволяют узнать историю города и его культурного развития с момента зарождения до его окончательного уничтожения.

История Ура

Она началась в энеолите (начало IV тысячелетия до нашей эры).

В конце IV тысячелетия до н.э. внезапно появились признаки новой культуры. После долгого периода существования произошёл Великий потоп , который (согласно Вулли) уничтожил большую часть поселений на территории площадью 100,000 км² в районе нижнего течения Евфрата и Тигра. Только города, расположенные на возвышенных местах, в том числе Ур, были спасены.

Вне стены Ура, в его окрестностях ниже по течению, Вулли нашел слой красной почвы без каких-либо археологических остатков, около 2.5 м глубиной, который отделена ранние остатки (под ним) от более поздних (над ним). По мнению Вулли, не исключено, что воспоминания об этой страшной трагедии отразилось в шумеро-вавилонском мифе о потопе. Но эта теория не принята другими учёными.

Над этим "бесплодным" слоем после наводнения появляется большое кладбище времен первой династии Ура (26-е по 25 вв до н.э.), с которой начинается исторический период Шумера и Аккада. Там были найдены гробницы нескольких царей и цариц.

Впоследствии Ур переходил от одного завоевателя к другому. Среди них следует упомянуть Эннатума - царя Лагаша, Лагальзагесси - царя Уммы и Эреха (Урука), и Саргона Аккадского; они все оставили священные сосуды в храме в Уре.

В 22-м веке до н.э. Уром, видимо, опять стала править династия местных независимых царей. При так называемой Третьей династии Ура (22–21 вв. до н. э.) город достиг своего наивысшего расцвета. Основатель этой династии Ур-Намму был сначала губернатором Ура от имени Уту-Хегала, царя Урука. Освободившись от господства Урука, он, видимо, сумел распространить свою власть на все города Шумера.

Хотя Ур-Намму называл себя «царем Шумера и Аккада», распространение власти Ура за пределы Шумера произошло лишь в правление его сына и наследника Шульги, который в подражание царям Аккада называл себя «царем четырех краев земли».

За время сорокасемилетнего правления Шульги расширил границы царства, победил Ассирию и завоевал значительную часть Иранского нагорья. В конце времени Шульги на северо-западе появилась аморейская угроза.

В правление его наследников северо-восточным границам царства угрожала экспансия Элама . Попытки последнего царя Третьей династии Ура Иббисина отразить вторжения амореев и эламитов закончились неудачей, и город был захвачен эламитами.

Ур так и не оправился от этого удара, хотя ещё были некоторые дополнительные периоды религиозного или экономического расцвета, как в середине II тысячелетия до нашей эры (во времена Куригалзу I, из касситской династии Ура) и в начале VII века до н.э. (во времена правления Ассаргадона).

С 11-го века до н. э. власть над Уром перешла к кочевым племенам халдеев .

Ур был священным городом бога луны (шумерский Нана, аккадский Син; вторым центром этого культа был Харан). Многочисленные архитектурные изменения, сделанные при Навуходоносоре II (начало VI века до н.э.) в религиозной сфере Ура свидетельствуют о попытках этого царя вдохнуть новый дух в его культ в Уре. Это не очень помогло городу.


Врата Иштар

Вавило́н (шум. KÁ.DINGIR.RAKI, аккад. Bābili или Babilim «врата богов»; др.-греч. Βαβυλών) - один из городов Древней Месопотамии, располагавшийся в исторической области Аккад. Важный политический, экономический и культурный центр Древнего мира, один из крупнейших городов в истории человечества, «первый мегаполис», известный символ христианской эсхатологии и современной культуры. Руины Вавилона расположены у окраины современного города Эль-Хилла (мухафаза Бабиль, Ирак).

Вавилон - аккад. Bābili(m); шум. KÁ.DINGIR.RAKI

Первое упоминание - III тысячелетие до н. э.

Другие названия - Кадингирра, Тинтир, Эриду, Шуанна и др. (в том числе культовые имена)

Разрушен - I тысячелетие

Причины разрушения - постепенное запустение из-за соседства с городами-столицами: Селевкией и Ктесифоном

Название городища - Эль-Хилла

Состав населения - шумеры, аккадцы, вавилоняне, амореи, касситы, халдеи, арабы, греки, древние ассирийцы, евреи, персы и другие народы

Названия жителей - вавилóнянин, вавилóнянка, вавилóняне

Население - около 150 000 чел.

Основан не позднее III тысячелетия до н. э.; в шумерских источниках известен под именем Кадингирра. В раннединастический период - незначительный город, центр небольшой области или нома в рамках системы шумерских городов-государств. В XXIV-XXI вв. до н. э. - провинциальный центр в составе Аккадского царства и Державы III династии Ура. В II-I тыс. до н. э. - столица Вавилонского царства, одной из великих держав древности и важнейший город одноимённой области (Вавилонии). Наивысший подъём экономической и культурной жизни Вавилона в литературной традиции связывается с эпохой правления Навуходоносора II (VI век до н. э.).

Навуходоно́сор II (аккад., Набу-кудурри-уцур, букв. «Набу, первенца храни»; арам.; др.-евр. נְבוּכַדְנֶצַּר, Невухаднэццар; др.-греч. Ναβουχοδονόσωρ, Naboukhodonósôr; араб. نِبُوخَذنِصَّر, nibūḫaḏniṣṣar; ок. 634-562 до н. э.) - царь Нововавилонского царства с 7 сентября 605 до н. э. по 7 октября 562 до н. э. из X Нововавилонской (халдейской) династии.

Ещё будучи царевичем, Навуходоносор, сын Набопаласара, командовал вавилонской армией в битве при Каркемише (конец мая 605 года до н. э.) и руководил вторжением в Заречье (земли лежащие за рекой Евфрат по направлению к Средиземному морю, то есть Сирия, Финикия и Иудейское царство). В августе 605 года до н. э., находясь с армией в Сирии, Навуходоносор узнал о смерти отца. Приказав своим военачальникам возвращаться с главной армией, добычей и пленными на родину, он в сопровождении небольшой свиты кратчайшим путём поспешил через пустыню в Вавилон. 7 сентября, на 23-й день после кончины отца, он занял престол. Той же осенью 605 года до н. э. Навуходоносор вернулся в Заречье и продолжил прерванную кампанию, в феврале 604 года до н. э. вернувшись в Вавилон с ещё большей добычей.

В июне 604 года до н. э. вавилоняне вновь двинулись в Заречье. Против них выступил филистимский город Аскалон, рассчитывающий на помощь Египта. Аскалонский царь Адон, когда враги вторглись в его владения и уже дошли до Афэка (в 15 км севернее Лидды), послал гонцов к фараону Нехо II с просьбой о помощи, но египтяне не пришли, и в декабре 604 года до н. э. Навуходоносор взял Аскалон штурмом. Город был разграблен и разрушен; царь Адон, знать и уцелевшие граждане были угнаны в плен. В мае 603 года до н. э. Навуходоносор двинулся в Иудею, но иудейский царь Иоаким покорился и обещал платить дань, не дожидаясь осады Иерусалима. В 602 году до н. э. Навуходоносор завершил покорение Заречья.

Война с Египтом

В декабре 601 года до н. э. Навуходоносор подступил к египетской границе. В ожесточённом сражении египтянам удалось остановить врага. Навуходоносору пришлось отступить и вернуться в Вавилон. Потери вавилонян, особенно в коннице и в колесницах, были настолько велики, что потребовалось целых 20 месяцев, прежде чем Навуходоносор сумел восстановить боеспособность своей армии. Но и Египту победа досталась такой ценой, что после этого сражения Нехо был вынужден вообще отказаться от мысли в ближайшие годы вести борьбу с Вавилоном за азиатские провинции.

Покорение Иудеи

В Заречье неудачи Навуходоносора вызвали подъём антивавилонского движения. Иудея прекратила платить Вавилону дань. В декабре 599 года до н. э. передовые вавилонские отряды снова появились в Заречье. Целый год вавилоняне и их союзники опустошали иудейскую землю. Наконец в последних числах декабря 598 года до н. э. Навуходоносор выступил из Вавилона с главными силами и через месяц, в конце января 597 года до н. э. достиг Иерусалима. Иоаким не посмел сопротивляться. Когда он с дарами явился к Навуходоносору, тот приказал схватить его и убить. На иудейский престол Навуходоносор посадил сына Иоакима Иехонию. 3023 знатных вавилонских иудея были уведены в плен (депортированы из Иудеи на территорию Вавилона, что в их случае являлось репатриацией на родину).

Иехония стал продолжать антивавилонскую политику, что вызвало новое вторжение вавилонской армии. В марте 597 года до н. э. Навуходоносор снова подступил к Иерусалиму. Иехония, видя, что сопротивление бесполезно, тут же в марте сдал город без боя. После этого Иехония вместе со всей своей семьёй был отправлен в плен в Вавилон. Туда же были выселены и 10 000 вавилонских иудеев-авраамита (см.основание об"единенного царства Израиля и Иудеи царем Саулом и завоевание Палестины, 2-я половина XI века до н. э., и царство царя Давида на землях Месопотамии и Палестины, будущей Иудеи). Вавилоняне захватили сокровища царского дворца и часть сокровищ и богослужебных предметов Иерусалимского храма. На место Иехонии Навуходоносор назначил его дядю Седекию, взяв с него клятву хранить верность Вавилонии и не вступать в сношения с Египтом. На Иудею была наложена дань.

X Нововавилонская (халдейская) династия
626 до н. э. - 538 до н. э. правила 88 лет

Основатель - Набопаласа́р, правитель Страны Моря, (аккад. Набу-апла-уцур, букв. «Набу наследника храни») - царь Вавилониис 23 ноября 626 по 15 августа 605 года до н. э. Основатель Нововавилонского царства и X Нововавилонской (халдейской) династии.

626 - 605 до н. э. : Набополассар (Набу-апла-уцур)
605 - 562 до н. э. : Навуходоносор II (Набу-кудурри-уцур II)
562 - 560 до н. э. : Амель-Мардук
560 - 556 до н. э. : Нергал-шарр-уцур
556 - 556 до н. э. : Лабаши-Мардук
556 - 539 до н. э. : Набонид (Набу-наид)
556 - 539 до н. э. : Валтасар (Бел-шар-уцур) Соправитель

В 539 до н. э. Вавилон был занят войсками персидского царя Кира II и утратил самостоятельность. После подавления двух восстаний против персидского владычества (484, 482 до н. э.) Ксеркс I вывез из Вавилона золотую статую Бэла-Мардука и лишил город автономного статуса.
В 539 году до н. э. занят войсками Кира II и вошёл в состав державы Ахеменидов, став одной из её столиц; во второй половине IV в. до н. э. - столица державы Александра Македонского, впоследствии - в составе государства Селевкидов, Парфии, Рима; начиная с III в. до н. э. постепенно пришёл в упадок.

Этимология русской формы названия города («Вавилон») связана с заимствованиями из греческой духовной и богослужебной литературы через посредство церковнославянского языка. В церковнославянском языке используется рейхлиново чтение древнегреческих имён собственных, в соответствии с которым в топониме Βαβυλών буква β произносится как [v], а буква υ - как [i]. В европейских языках преимущественно католического и протестантского мира за основу взят латинизированный вариант этого топонима, соответствующий эразмову чтению (Babylṓn).

Само древнегреческое название Βαβυλών, так же как древнееврейское בָּבֶל (Babel) и арабское بابل (Bābil), является попыткой иноязычной передачи того имени, которым сами вавилоняне называли свой город, а именно «Bābili(m)» (вавилонский диалект аккадского языка), что дословно (bāb-ili(m)) переводится как «врата бога»; в аккадском также встречалась форма bāb-ilāni «врата богов». В западносемитских языках был возможен переход a > o, вследствие чего название bāb-ilāni получало форму bāb-ilōni; очевидно, что этот вариант с отпадением конечного гласного и послужил основой для греческого Βαβυλών.

Шумерским аналогом топонима Bābili(m) была логограмма KÁ.DINGIRKI или KÁ.DINGIR.RAKI, где KÁ - «ворота», DINGIR (в русской шумерологии пишется DIG̃IR) - «бог», RA - показатель датива, KI - детерминатив населённого пункта. Кроме того, в старовавилонский период встречалось смешанное написание: Ba-ab-DINGIRKI.

Учёные полагают, что название Bābili(m) стало результатом переосмысления более древней формы babil(a) в рамках народной этимологии. Считается, что топоним babil(a) имеет несемитское происхождение и связан с каким-то более древним, неизвестным языком, вероятно протоевфратским, но не исключено, что и с шумерским.

В Танахе название Вавилона пишется как בָּבֶל (Babel; в тивериадской огласовке - בָּבֶל Bāvel) и в Ветхом Завете интерпретируется как «смешение» (имеется в виду смешение языков согласно мифу о Вавилонском столпотворении); такая интерпретация связана с близким по звучанию древнееврейским глаголом בלבל bilbél «смешивать». В силу ряда причин, в том числе позднего и откровенно легендарного характера, эта трактовка не может быть привлечена для научного объяснения названия города и не воспринимается ассириологами всерьёз.

Ранняя история

Существуют предположения об очень древнем, даже дошумерском (протоевфратском) происхождении топонима «Вавилон», однако надёжных сведений о времени основания города нет: высокий уровень грунтовых вод не позволяет археологам исследовать нижние слои памятника. На сегодняшний день древнейшие находки из Вавилона датируются временем около 2400 г. до н. э. (III этап раннединастического периода). В письменных источниках того времени упоминается о некоей городской общине (чтение топонима неясно) с независимым энси и главным святилищем в честь шумерского бога Ама́р-Уту́/Амаруту (= аккадский Ма́рдук). Считается, что в раннединастический период Вавилон определённо существовал, но был незначительным городом, центром небольшого «нома» в рамках системы шумерских городов-государств.

В XXIV-XXII вв. до н. э. территориальные образования Древней Месопотамии были объединены под властью династии Аккаде; ко времени правления царя Шаркалишарри (начало XXII в. до н. э.) относится и первое достоверное упоминание Вавилона (под шумерским именем Кадингирра) в письменных источниках. Из надписи Шаркалишарри следует, что Кадингирра была одним из подчинённых городов Аккадской державы и что царь вёл там культовое строительство. После кратковременного периода владычества кутиев, земли Древней Месопотамии были объединены в рамках новой ближневосточной державы: Шумеро-Аккадского царства III династии Ура (XXII-XXI вв. до н. э.). Из хозяйственных документов того времени известно, что Вавилон/Кадингирра был одним из провинциальных центров, управлявшийся отдельным (назначаемым) энси и плативший налог-«ба́ла» в пользу столицы.

Крушение Шумеро-Аккадского царства на рубеже III-II тыс. до н. э. сопровождалось переселением на земли Древней Месопотамии многочисленных полукочевых общин амореев. В начале II тыс. до н. э. аморейское племя я́хрурум захватило Вавилон и сделало его своей столицей.

Старовавилонский период (ок. 1894 - ок. 1595 гг. до н. э.)

Созданное амореями Вавилонское царство изначально было небольшим и занимало территорию вдоль каналов Ара́хту и Апка́ллату (западные ответвления Евфрата). Основное население этих мест - потомки шумеров и аккадцев - постепенно слились в единую народность вавилонян и ассимилировали завоевателей-амореев.

C первых лет своего существования новое государство было втянуто в ожесточённые войны с соседними племенами и «номами» Южной Месопотамии; по этой причине уже ранние правители из I (аморейской) династии придавали большое значение обороноспособности Вавилона. Датировочные формулы Сумуабума, Суму-ла-Эля и Апиль-Сина, упоминают о строительстве укреплений вокруг города и войнах с соседями. Аморейские цари активно возводили и перестраивали храмы в столице: известно о сооружении и обновлении святилищ в честь Нинисины, Нанны, Адада, Иштар и других божеств шумеро-аккадского пантеона. Особое внимание всегда уделялось Эсагиле - главному и вероятно древнейшему храму Вавилона, посвящённому покровителю города, богу Мардуку (шум. Амар-Уту). Используя сложную дипломатию, армию и выгодные позиции города в региональной торговле, ранние аморейские правители смогли за сотню лет превратить Вавилон в столицу самого сильного царства на территории южномесопотамской области Аккад. Судьбоносным для истории города оказалось правление царя Хаммурапи (1793-1750 до н. э.), сумевшего за несколько десятилетий подчинить все основные города Древней Месопотамии и создать новую великую державу. С этого времени город переживает бурный рост, его размеры со временем превосходят размеры города Ура - столицы Шумеро-Аккадского царства. Источники свидетельствуют об активном культовом строительстве в Вавилоне, возведении дворцов; город был важным религиозным центром Древней Месопотамии, сосредоточием экономической, политической и культурной жизни региона. Предполагается, что Вавилон в то время не имел регулярной застройки, но уже тогда он занимал оба берега канала Арахту, делившего Вавилон на Западный и Восточный город.

К концу XVII века до н. э. Вавилонское царство вступило в полосу кризиса, чем воспользовались его воинственные соседи. Около 1595 года до н. э. войска Хеттского царства нанесли поражение Вавилонии; город был разграблен и подвергнут разрушениям, аморейская династия свергнута, а царство уничтожено.

Ур (шум. Urim, аккад. Uru) - один из древнейших шумерских городов-государств древнего южного Междуречья (Месопотамии), существовал с IV тысячелетия до IV века до н. э. Ур был расположен в южной Вавилонии, на юге современного Телль-Эль-Мукайяр в Ираке, близ Насирии, в низовьях на западном берегу реки Евфрат на территории, имеющей современное арабское название «Тель эль-Мукайяр» («Битумный холм»). Город упоминается в Ветхом Завете как «Ур Халдейский», родина пророка Авраама.

Область, или ном Ур (шум. Урим, ныне Телль-эль-Мукайяр) был расположен в устье реки Евфрат. Кроме города Ур, к этому ному относились также города Эриду (ныне Абу-Шахрайн), Муру и поселение, погребённое под холмом Телль эль-Убейд (его шумерское название не установлено). Общинным богом Ура был Нанна. В городе Эриду почитался бог Энки.

Поселение на месте Ура было основано в 5-е тыс. до н. э., в 4-е тыс. до н. э., в период Урука, Ур стал городом. Эпоху первого расцвета Ура относят примерно к началу 3-го тыс. до н. э., это так называемый Раннединастический период (3000 - 2400 до н. э.). Ур тогда господствовал над прилегающей сельской округой площадью около 90 км² и несколькими меньшими городами - Эриду, Муру и городищем Убайд. Контролируя южную часть дельты Евфрата и выход к Персидскому заливу, Ур соперничал в борьбе за главенство в Междуречье с Уруком.

С 3-го тысячелетия до н. э. Ур был одним из крупнейших центров шумерской цивилизации. В эпоху своего расцвета Ур был многонаселенным городом с великолепными храмами, дворцами, площадями и общественными зданиями, а его жители (и мужчины, и женщины) любили украшения. Храмы, зиккурат, некрополь времени I династии, в том числе 16 так называемых царских гробниц - каменных склепов с дромосами; человеческие жертвоприношения (до 74 человек), колесницы, оружие, драгоценная утварь и др. Оборонительные стены, гавани, зиккурат, храмы, дворец, мавзолей, надписи, клинописный архив, каменная скульптура, цилиндрические печати и др. периода 3-й династии. Жилые кварталы 3-2-го тысячелетий до н. э.

В период 3 этапа Раннединастического периода в Уре правила I династия лугалей. Перечень их имён в «Царском списке» из Ниппура (перечне полулегендарных династий Шумера и Аккада) изобилует пропусками и ошибками. По подлинным надписям мы знаем 6 имён этой династии. Список называет только 4 из них и добавляет ещё, быть может ошибочно, некого Балулу. О могуществе и богатстве первой династии Ура свидетельствуют царские гробницы, найденные в этом городе. Богатство урских лугалей было основано не только на захвате ими храмовой земли (о чём мы можем догадываться по некоторым косвенным данным), но и на торговле.

Ок. 2310 года до н. э. Ур был разгромлен аккадским царём Саргоном Древним, включившим его в состав своей единой державы и поставившим свою дочь Энхедуанну, известную нам также как поэтесса, верховной жрицей-энтум лунного бога Нанны в Уре. В XXIV-XXII вв. был подчинён соседним городам-государствам. После некоторого упадка и изгнания из страны кочевников-кутиев урукским правителем Утухенгалем Ур опять расцвёл во время правления III династии Ура (2112-1996 до н. э.) в XXI веке до н. э., став столицей «царства Шумера и Аккада». Основатель этой династии - Ур-Намму - построил огромный зиккурат, прославляющий Нанну, бога Луны и издал судебник (сохранились фрагменты). Его преемник Шульги укрепил гегемонию Ура, выстроив централизованный бюрократический аппарат.

Древнее Междуречье

Нашествие аморейских племён и эламитских войск на рубеже III-II тысячелетий до н. э. привело к разграблению и разорению Ура; об этих трагических событиях повествует поэтический «Плач о гибели Ура». После нескольких лет оккупации разоренного города (2003-1996 годы до н. э.) эламиты покинули Ур, оставив его правителям Иссина. Дочь одного из них (Ишме-Дагана), принявшая шумерское имя Эн-Анатума, стала верховной жрицей Ура и начала восстановление храмов города. Ур смог возродиться при правлении аморейской династии Ларсы.

Ур продолжал оставаться важным шумерским городом и в вавилонскую эпоху. Однако участие Ура в восстании Юга Месопотамии против сына Хаммурапи, Самсуилуны, обернулось не только сносом городских стен, о чём сообщает надпись Самсуилуны 1739 до н. э., но и разорением жилых кварталов города и прекращением деятельности эдубы - школы, где обучались урские писцы.

Вавилонский царь Набонид проводил в Уре раскопки и перестроил местный зиккурат. Во время господства династии Страны моря, касситов, ассирийцев и Нововавилонского царства Ур сохранял своё значение торгово-ремесленного центра, но засоление почв в дельте Евфрата вызвало упадок земледелия и отток населения из города. В IV веке до н. э. город был окончательно покинут оставшимися в нём жителями, предположительно из-за изменившегося климата. Древний город Ур является упоминаемым в Библии Уром Халдейским, откуда были родом Авраам и его родные.

Авраа́м (др.-евр. אַבְרָהָם, Avrȃhȃ́m, др.-греч. Ἀβραάμ, лат. Abraham, араб. إبراهيم, Ibrāhīm) - библейский персонаж. Родоначальник многих народов (Быт. 17:4). Духовный предок всех верующих авраамических религий. Первый из трёх Библейских патриархов, живших после всемирного потопа. Согласно книге Бытия - еврей, то есть, выходец из племени Евера, проживавшего с древности на территории Южной Аравии, Йемена, Омана (см. Ниже "Ирам Многоколонный" и племена Ада (Ада ибн Ууза ибн Сама ибн Ноха)), и родоначальник всего еврейского народа, правнук Сима (Шема), первого сына Ноя.

Главным Храмом племен Ноя и Авраама была Кааба в Мекке.

Каа́ба (араб. الكعبة المشرفة - Аль-Ка"ба аль-Мушаррафа «Досточтимая Кааба») - мусульманская святыня в виде кубической постройки во внутреннем дворе мечети Масджид аль-Харам (Заповедная Мечеть) в Мекке. Это одно из основных мест, собирающее, согласно кораническим предписаниям, паломников во время хаджа. Кааба носит символическое имя «аль-Бэйт аль-Харам», что означает в переводе с арабского «священный дом».

С глубокой древности Кааба не единожды перестраивалась. Считается, что первое здание Каабы было возведено небесными ангелами. Следующими её строителями стали, последовательно, пророки Адам и Ибрахим, о чём упомянуты в Коране слова Аллаха: «…Вспомни, как закладывали Дом Священный Ибрахим и Исмаил…» (Аль-Бакара, 2:127). В четвёртый раз Каабу отстроили курайшиты (засвидетельствовано пророком Мухаммадом, когда ему было 35 лет), в пятый раз Кааба была перестроена Ибн аз-Зубайром.

Коран называет Каабу первым сооружением, возведённым людьми непосредственно для поклонения Богу.

Ибн Катир, известный комментатор в Коране, упоминает два толкования среди мусульман о происхождении Каабы. Во-первых, святыня была местом поклонения Ангелам до сотворения человека. Позже, дом поклонения был построен на этом месте Адамом и Евой, но он был потерян во время потопа в эпоху Ноя и был окончательно восстановлен Авраамом и Измаилом, как упоминалось позже в Коране. Ибн Катир считал эту традицию слабой и предпочитал вместо этого повествование Али ибн Аби Талиба о том, что, хотя некоторые другие храмы, возможно, предшествовали Каабе, это был первый «Дом Бога», посвященный исключительно Ему, построенный Его наставлением и освященным и благословленный Им, как сказано в Коране 22 26-29. Хадис в Сахих аль-Бухари утверждает, что Кааба была Первой мечетью на Земле, а Вторая мечеть была Храмом в Иерусалиме.

Когда Авраам строил Каабу, ангел принес ему Черный камень, который он поставил в восточном углу структуры, отсюда известное выражение о "краеугольном камне" или основе основ. Еще одним камнем был Макам-и-Ибрагим (буквально "опора или станция Авраама"), где Авраам стоял на возвышение, строя структуру. «Черный камень» и «Макам-и-Ибрагим» считаются мусульманами единственным остатком первоначальной структуры, созданной Авраамом, поскольку, естественно, оставшаяся структура должна была быть разрушена и несколько раз перестроена по истории для реконструкции и технического обслуживания.

После завершения строительства Бог повелел потомкам Измаила совершить ежегодное паломничество хадж и корбан, жертвоприношение скота. Близость к святилищу также считалась святилищем, где запрещалось кровопролитие и война.

Согласно исламской традиции, на протяжении тысячелетий после смерти Измаила его потомство и местные племена, которые поселились в оазисе Зам-Зам, постепенно перешли к политеизму и идолопоклонству. Несколько идолов были помещены в Каабу, представляя божества различных аспектов природы и разных племен. В паломничестве (хадж) были приняты несколько еретических ритуалов, включая совершение обнаженного обхода.

Обязанность содержать Каабу в порядке по традиции лежит на членах семьи Бани Шайба. У них же хранятся и ключи от её дверей. По преданию, представитель этой семьи получил эти полномочия непосредственно от пророка Мухаммеда. Церемония омовения Каабы проводится дважды в год (примерно за две недели до начала священного месяца Рамадана и за две недели до хаджа).

По мусульманским преданиям, первое здание или палатку над Чёрным камнем построил пророк Адам, а, собственно, первую Каабу построил его сын Шис (Сиф). После потопа во времена пророка Нуха (Ноя) постройка и её место были утеряны. По приказу Аллаха пророк Ибрахим (Авраам) вновь возвёл на этом месте здание Каабы. Согласно текстам, ему помогал Джабраил (Архангел Гавриил). Он принёс Ибрахиму камень, стоя на котором, он мог подниматься на любую высоту. Камень по сей день хранится рядом с Каабой внутри небольшого монумента Макам Ибрахима (стоянка Ибрахима). На камне остались отпечатки ступней Ибрахима.

Согласно Корану, ангел Джабраил (Гавриил) явился к Ибрахиму (Аврааму) во сне и передал ему повеление от Аллаха принести в жертву сына. В Коране имя сына не названо, однако в предании почти всегда называется старший сын Исмаил. В противоположность исламскому преданию, в Библии Быт. 22:1-19 фигурирует другой сын Ибрахима Исхак (Исаак). Ибрахим отправился в долину Мина к тому месту, где ныне стоит Мекка, и начал приготовления. Его сын, знавший об этом, не сопротивлялся, но плакал и молился, так как был послушен отцу и Аллаху. Однако это оказалось испытанием от Аллаха, и, когда жертва была почти принесена, Аллах сделал так, чтобы нож не смог резать. Жертва сына была заменена бараном, а Ибрахиму было даровано благополучное второе рождение сына - Исхака (Исаака).

В 10-й день месяца Зуль-хиджа в память жертвоприношения Ибрахима, Пророком Магомедом был установлен праздник ’Ид аль-адха (араб. عيد الأضحى - пра́здник жертвоприноше́ния) - исламский праздник окончания хаджа, отмечаемый через 70 дней после праздника Ид-аль-Фитр (араб. عيد الفطر - «Праздник прекращения поста»), в 10-й день месяца Зуль-хиджа в память жертвоприношения Ибрахима, считающегося в исламе пророком. Точная дата празднования по григорианскому календарю может разниться в разных странах.

Последователи веры пророка Ибрахима, утвердившего строгое единобожие, совершали паломничество к Каабе, она символизирует небесную Каабу, вокруг которой совершают таваф ангелы.

Кааба была главным языческим святилищем Хиджаза; в центре Каабы находился идол Хубала - набатейское божества племени курайш в образе человека с золотой рукой (золото заменило некогда отбитую руку).

Древние арабы считали его повелителем небес, властелином грозы и дождя. За пределами Каабы были и другие идолы, большинство из которых представляли собой бесформенные камни, возможно, нечто подобное скифским и половецким идолам (бабам), где обе культуры в древности имели общие корни и общую религиозную традицию, а также и общее геополитическое пространство. Культ камней самый древний у первобытных племен и существовал также у финикийцев и ханаанеян.

Вокруг главного божества располагались идолы других аравийских богов. По преданию, до утверждения ислама в святилище насчитывалось 360 идолов, которые, также, могли представлять все дни года (выполняли функцию исчисления календаря?).




Около них приносили жертвы. В святилище и вокруг него на запретной территории нельзя было ссориться, мстить кому бы то ни было, тем более проливать кровь - арабские племена поклонялись разным богам, но все одинаково чтили Каабу. Считалось, что если кто-либо оскорбит языческое божество, будет неминуемо наказан: заболеет проказой или лишится рассудка. Жили в Мекке иудеи, христиане, а также ханифы - аскеты и последователи веры пророка Ибрахима (Авраама) - благочестивые люди, исповедовавшие строгое единобожие, но ни к какой из этих религиозных общин себя не причислявшие.

Родившийся в Мекке новый пророк по имени Мухаммед (по Корану - потомок пророка Ибрахима) повелел разрушить всех идолов и очистил от них территорию вокруг Каабы. В настоящее время вокруг Каабы воздвигнута гигантская Заповедная Мечеть.

Важным городом Ура в Вавилоне была Борсиппа:

Борсиппа (шум. Ba-ad-DUR-si-a-ab-ba или Badursiabba (букв. «Рог моря»); аккад. 1) Barzipa, 2) Tintir IIkum-KI (букв. «Второй Вавилон», 3) Kinnir, Kinunir (букв. «Место борьбы»)) - город в Древней Месопотамии, в 20 км юго-западнее Вавилона, упоминаемый начиная со II династии Ура.

Борсиппа, как правило, находилась в политической зависимости от Вавилона и являлась одним из немногих крупных городов Нижней Месопотамии, который никогда не был резиденцией какой-либо политической власти. Самостоятельность Борсиппа потеряла с захватом её Хаммурапи.

Город находился поблизости от большого рукотворного озера, которое обозначалось как море (Тамту) и лежало с северо-западной и западной стороны от города. В южном направлении проходил маленький залив озера, которая именовалась как рог. Борсиппа непосредственно находилась на этом роге моря. Это его первоначальное наименование «Рог моря» приобрело при Хаммурапи новое имя Борсиппа (Barzipa). Также в религиозных текстах город носил эпитеты «Второй Вавилон» и «Место борьбы».

Сначала Борсиппа была культовым центром бога Туту, который впоследствии был вытеснен культом бога мудрости Набу, который и стал городским богом города. В городе был сооружен храм Набу - Эзида («Дом вечности»), а также зиккурат - Эуриминанки («Дом семи владык неба и земли»), имеющий основание 82×82 м и, видимо, такую же высоту. Борсиппа считался городом ночного солнца, как пара Вавилону, который провозглашался городом дневного солнца. Процессии совершались в тесном согласовании между жречествами обоих городов. В Новый год из Борсиппы в Вавилон по каналу Нар-Борсиппа доставляли истукан бога Набу, главного бога Борсиппы.

Из текстов также известно, что город был окружен стенами, носящими имя «Имущество её окрестностью», которые частично заметны ещё и поныне. В стенах были многочисленные городские ворота, которые были посвящены соответствующим богам. Также между Борсиппой и Вавилоном существовала Дорога процессий. Расцвет города приходился на время правления нововавилонского царя Навуходоносора II. Город существовал вплоть до селевкидского и даже арабского периодов.

Раскопки

Первые раскопки зиккурата Борсиппы начались в середине XIX столетия благодаря Генри Равлинзону. Только в 1879/1880 гг. при Hormuzd Rassam и в 1901/1902 при Роберте Кольдевее начались проводиться в Борсиппе систематические раскопки, до тех пор пока в 1980 австрийские раскопки не начинались, которые стоят под организационной линией Хельги Тренквалдер. Археологические исследования с 1980 до 2000 проводились Wilfrid Allinger-Csollich, которые сконцентрировались на исследовании храма Эзиды и зиккурата. В 2001 и 2002 годах проводились исследования территории города Борсиппы от набережной Kaniuth. Работы прерывались во время иракских войн, но возобновлялись снова и снова. Уже найдено множество табличек юридического содержания и некоторое количество литературных и астрономических текстов. Они относятся в основном к поздним периодам, начиная с халдейской династии.

Большие и впечатляющие руины зиккурата Набу, покрытые холмом Бирс-Нимруд, долгое время принимали за развалины Вавилонской башни. Эта ошибка возникла уже во времена Талмуда, не в последнюю очередь из-за ошибочных указаний Геродота. Кроме того, эта башня намного лучше сохранилась, чем «родственная» башня в Вавилоне. Она и сегодня достигает высоты 50 м, хотя её в течение столетий использовали как каменоломню для извлечения кирпичей. Настоящую же Вавилонскую башню разобрали ещё в древности. Дело в том, что Эсагила к середине IV в. до н. э. обветшала и Александр Македонский, избравший Вавилон своей столицей, задумал восстановить эту святыню. Работы начались, однако неожиданная кончина Александра в 323 г. до н. э. и последовавшая за нею борьба диадохов прервали их. Но вавилоняне собственными силами продолжали убирать прах Эсагилы, из которого образовался огромный холм Хомера.

Во время третьей иракской войны Борсиппе были причинены тяжелые повреждения.

В северо-западной части Персидского залива расположена Месопотамия. Эта местность представляет собой низменность между реками Тигр и Евфрат, в которой тысячелетия назад располагались самые древние, с точки зрения современной науки, государства. Одним из наиболее известных государств древности являлся Шумер, оказавший неизгладимое влияние на всю дальнейшую историю человечества.

С точки зрения настоящего времени эта местность не отличается гостеприимством. Здесь почти отсутствуют полезные ископаемые и лес. Частые наводнения привели к тому, что в этом районе практически нет дорог для автотранспорта. При этом одной из величайших загадок Шумера является таинственный древний город Ур. Его особенностью является то обстоятельство, что о нем знали за тысячи лет до того, как археологи его обнаружили. О нем повествует Библия в связи с патриархом Авраамом. Именно из города Ур Авраам вышел со своими людьми, оставив позади прошлую жизнь, навстречу Обетованной Земле. Именно в этом городе Бог обратился к нему впервые. Свидетельству Библии многие исследователи не поверили, однако находки полностью подтвердили достоверность Библейского повествования. Ур был обнаружен, причем была найдена библиотека глиняных табличек с переписью граждан города Ур. Показательно, что в списках был обнаружен и Авраам. Эта находка стала переломным этапом в археологии, поскольку к текстам Библии многие ученые стали относиться, как авторитетному историческому источнику.

Ур (шум. Urim) (шумер. - Урим) - один из древнейших шумерских городов-государств древнего южного Междуречья 5-го тысячелетия - IV века до нашей эры Ур был расположен в южной Вавилонии, на юге современного Телль-аль-Мукайяр в Ираке, близ Насирии, в низовьях на западном берегу реки Евфрат.

Истоки основания города уходят в 5-е тысячелетия до нашей эры.

Эпоху первого расцвета Ура относят примерно к началу тысячелетия до нашей эры, это так называемый Раннединастический период (3000 - 2400 годах до нашей эры). Ур тогда господствовал над прилегающей сельской округой площадью около 90 кв. км и несколькими меньшими городами - Эриду, Муру и городищем Убайд. Контролируя южную часть дельты Евфрата и выход к Персидскому заливу, Ур соперничал в борьбе за власть с Уруком.

С 3-го тысячелетия до нашей эры Ур был одним из крупнейших центров шумерской цивилизации, которая располагалась на территории современного Ирака. В эпоху своего расцвета Ур был многонаселенным городом с великолепными храмами, дворцами, площадями и общественными зданиями, а его жители (и мужчины, и женщины) любили украшения. Храмы, зиккурат, некрополь времени I династии, в том числе 16 так называемых царских гробниц - каменных склепов с дромосами; человеческие жертвоприношения (до 74 человек), колесницы, оружие, драгоценная утварь. Оборонительные стены, гавани, зиккурат, храмы, дворец, мавзолей, надписи, клинописный архив, каменная скульптура, цилиндрические печати и др. периода 3-й династии.

В период 3 этапа Раннединастического периода в Уре правила I династия лугалей. Перечень их имён в «Царском списке» из Ниппура (перечне полулегендарных династий Шумера и Аккада) изобилует пропусками и ошибками. По подлинным надписям мы знаем 6 имён этой династии. Список называет только 4 из них и добавляет ещё, быть может ошибочно, некого Балулу. О могуществе и богатстве первой династии Ура свидетельствуют царские гробницы, найденные в этом городе. Богатство урских лугалей было основано не только на захвате ими храмовой земли, но и на торговле. шумер ур лугаль археологический

Около 2310 года до нашей эры Ур был разгромлен аккадским царём Саргоном Древним, включившим его в состав своей единой державы и поставившим свою дочь Энхедуанну, известную нам также как поэтесса, верховной жрицей-энтум лунного бога Нанны в Уре. В XXIV-XXII веках был подчинён соседним городам-государствам. После некоторого упадка и изгнания из страны кочевников-кутиевурукским правителем Утухенгалем Ур опять расцвёл во время правления III династии Ура (2112-1996 годах до нашей эры) в XXI веке до нашей эры, став столицей «царства Шумера и Аккада». Основатель этой династии - Ур-Намму - построил огромный зиккурат, прославляющий Нанну, бога Луны и издал судебник. Его преемник Шульги укрепил гегемонию Ура, выстроив централизованный бюрократический аппарат.

Нашествие аморейских племён и эламитских войск на рубеже III-II тысячелетий до нашей эры привело к разграблению и разорению Ура; об этих трагических событиях повествует поэтический «Плач о гибели Ура». После нескольких лет оккупации разоренного города (2003-1996 годы до нашей эры) эламиты покинули Ур, оставив его правителям Иссина. Дочь одного из них (Ишме-Дагана), принявшая шумерское имя Эн-Анатума, стала верховной жрицей Ура и начала восстановление храмов города. Ур смог возродиться при правлении аморейской династии Ларсы.

Ур продолжал оставаться важным шумерским городом и в вавилонскую эпоху. Однако участие Ура в восстании Юга Месопотамии против сына Хаммурапи, Самсуилуны, обернулось не только сносом городских стен, о чём сообщает надпись Самсуилуны 1739 году до нашей эры, но и разорением жилых кварталов города и прекращением деятельности эдубы - школы, где обучались урские писцы.

Вавилонский царь Набонид проводил в Уре раскопки и перестроил местный зиккурат. Во время господства династии Страны моря, касситов, ассирийцев и Нововавилонского царства Ур сохранял свое значение торгово-ремесленного центра, но засоление почв в дельте Евфрата вызвало упадок земледелия и отток населения из города.