Эпоха развитого социализма планы и результаты таблица. Основные положения реформы

1. В марте 1965 г. было объявлено о реформе:

1) образования 4) пенсионной системы

2) здравоохранения 5) налоговой системы

3) в сельском хозяйстве

2. В числе мер, направленных на подъем сельского хозяй­ства во 2-й половине 60-х гг., были:

1) повышены закупочные цены на сельхозпродукцию

2) твердые (на 6 лет) планы госзакупок зерна

3) увеличены капиталовложения в отрасль

4) установлены 50% надбавки за сдачу сверхплановых продуктов

5) верно все указанное

3. Реформируя сельское хозяйство, брежневское руковод­ство главный акцент делало на:

1) повышение роли Министерства сельского хозяйства, увеличение капиталовложений и списание долгов

2) непродуманную мелиорацию

3) химизацию почвы

4) производство дорогостоящей техники

5) строительство гигантских животноводческих комплексов

4. За 1966-1980 гг. на развитие сельского хозяйства было направлено почти 400 млрд. рублей, которые расходова­лись в том числе и на:

1) строительство гигантских животноводческих комплексов

2) дорогостоящую технику

3) непродуманную мелиорацию и химизацию почвы

4) верно все указанное

5) верно 1 и 2

5. Введение стабильных денежных окладов в колхозах стало важным социальным достижением, но обернулось:

1) усилением пьянства

2) ростом иждивенческих настроений

3) нарастанием дефицита товаров на селе

4) значительным обесценением денег

5) резко усилившимся оттоком населения из села

6. По мере свертывания линии на развитие заинтересован­ности в результатах труда в сельском хозяйстве к началу 80-х гг.:

1) колхозы и совхозы в целом оказались убыточными

2) освоенная пашня за 1964-1968 гг. сократилась на 22 млн га

3) потери сельхозпродукции составляли от 20% до 40 от урожая

4) страна с самыми богатыми черноземами оказалась са­мым крупным импортером зерна и продуктов питания

5) верно все указанное

7. В объявленной в сентябре 1965 г. реформе промышленности главными положениями ее стали:

1) изменения условий планирования

2) экономические стимулы

3) банковские регуляторы (кредиты, ценные бумаги и т. п.)

4) верно 1 и 2

5)верно 1 , 2 и 3

8. Реформа 1965 г. в сфере промышленности разрешала часть прибыли оставлять в распоряжении предприятий, для фонда:

1) материального поощрения

2) фонда социально-культурного и бытового развития (жилье, клубы, пансионаты)

3) самофинансирования производства

4) верно 1 и 2

5) верно 1 , 2 и 3

9. Управление промышленностью через отраслевые мини­стерства (вместо совнархозов) было восстановлено в... году:

1) 1964 2) 1965 3) 1966 4) 1967 5) 1970

10. За годы 8-й пятилетки (1966-1970 гг.) в стране было построено около... крупных предприятий:

1) 1600 2) 1700 3) 1800 4) 1900 5) 2000

11. При всей ограниченности реформа 1965 г. в сфере промы­шленности дала немалый экономический результат, ибо уже в годы 8-й пятилетки (1966 -1970 гг.) объем промы­шленного производства вырос:

1) в полтора раза 4) в два раза

2) на 30% 5) на четверть

12. К концу 60-х гг. реформа в промышленности пошла на убыль главным образом из-за

1) чехословацких событий 1968 г.

2) директивной модели экономики, которая исчерпала свой ресурс

3) значительного роста военных расходов

4) резкого удорожания добычи полезных ископаемых

5) физического износа и морального старения оборудова­ния

13. Еще одну попытку (после 1965 г.) оживить директивную экономику руководство страны предприняло в... году:

1) 1977 2) 1978 3) 1979 4) 1980 5) 1982

14. Официальным оправданием снижения эффективности директивной экономики для брежневского руководства служили такие объективные причины, как:

1) ухудшение демографической ситуации

2) удорожание добычи полезных ископаемых

3) физический износ и моральное старение оборудования

4) увеличение оборонных расходов

5) все указанные

15. В 1983 г. Ю.В. Андропов предпринял экономический экс­перимент по ослаблению централизованного планирова­ния, который:

1) не дал никаких результатов

2) принес кратковременный успех

3) принес кратковременный успех, но прошел почти незамеченным

4) прошел почти незамеченным и был свернут из-за бо­лезни Андропова

5) был свернут из-за болезни Андропова, практически не начавшись

16. Партийная установка на «соединение достижений НТП с преимуществами социализма» прозвучала на:

1) XXIV съезде КПСС 4) XXVII съезде КПСС

3) XXVI съезде КПСС Пленуме ЦК КПСС

17. Руководство страны в 70-80-е гг, осознавало необходи­мость перехода к интенсивным методам в экономике, что выражалось в:

1) сокращении в четыре раза числа сооружаемых но предприятий

2) развитии роботостроения и микроэлектроники

3) наращивании атомного машиностроения

4) верно все указанное

5) верно 2 и 3

18. К началу 80-х гг. вручную работали 40% рабочих промышленности и 60% строителей, а в сельском хозяйстве процентов.

Шпаргалка по истории экономики Энговатова Ольга Анатольевна

73. ЭКОНОМИКА РАЗВИТОГО СОЦИАЛИЗМА. ПОИСКИ НОВЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ. РЕФОРМЫ 1960-1970-Х ГГ.: СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ, МЕТОДЫ И ИТОГИ

Кризис политической системы СССР в середине 1960 – середине 1980-х гг. Смена партийного и государственного руководства в октябре 1964 г. означала и смену политического курса.

Экономическое развитие страны настоятельно требовало максимально быстрой разработки и внедрения в производство достижений науки и техники, новейших технологий. Однако это было невозможно при сохранении отжившего хозяйственного механизма и партийно-государственной системы управления экономикой. После хрущевской «оттепели» наступил застой в развитии духовной сферы в первую очередь в литературе и искусстве. Устав от хрущевских реорганизаций и управленческих экспериментов, аппарат в качестве главного своего лозунга выдвинул идею «стабильности кадров», что в большинстве случаев означало пожизненность номенклатурных постов, вело к безнаказанности руководителей, расцвету коррупции, разрыву между словом и делом.

С устранением Н. С. Хрущева возросла роль армейского руководства и органов безопасности. С приходом к власти Л. И. Брежнева увеличилось финансирование оборонных программ.

Принятая 7 октября 1977 г. Конституция (четвертый за 60 лет советской власти основной закон) делала акцент на идее достижения социальной и национальной однородности общества (впервые в качестве социальной базы советской власти наряду с рабочим классом и колхозным крестьянством была названа также народная интеллигенция; говорилось о «новой социальной и интернациональной общности» – советском народе, о едином народно-хозяйственном комплексе СССР и др.).

В марте 1965 г. было объявлено о реформировании сельского хозяйства. Уже в 1970 г. совокупная рентабельность совхозного производства составила 22 %, а колхозного – 34 %. Однако, опираясь в ходе этой реформы исключительно на административные рычаги, власть по-прежнему делала главный акцент на повышении роли Министерства сельского хозяйства в планировании и руководстве аграрным сектором, а также на увеличении капиталовложений на списании долгов колхозов. Огромные средства, направлявшиеся на развитие сельского хозяйства, использовались крайне неэффективно. В результате за 25 лет (1964–1988 гг.) освоенная пашня сократилась на 22 млн га. Потери сельскохозяйственной продукции составляли от 20 до 40 % от урожая. Страна, обладавшая самыми богатыми в мире черноземными почвами, оказалась самым крупным импортером зерна и продуктов питания. Становилось все более очевидным, что для решения продовольственной проблемы необходимо идти на решительное развитие экономических стимулов к труду.

В сентябре 1965 г. партийное руководство объявило о реформе промышленности. Несмотря на то что и она не покушалась на основы директивной экономики, это была наиболее радикальная реформа за все годы советской власти. Однако уже к концу 1960-х гг. реформа, при том что ее никто не отменял, пошла на убыль. А вместе с тем поползли вниз и плановые показатели. Смена хозяйственного механизма оставалась жизненно важной проблемой.

Из книги Нет мотива - нет работы. Мотивация у нас и у них автора Снежинская Марина

10.1. Цели, принципы, функции и методы управления Менеджмент – это целостная управленческая система, направленная на обеспечение оптимальной согласованности действий членов коллектива для достижения стоящих перед ними целей . Управление имеет особое общественное

Из книги История экономики: учебное пособие автора Шевчук Денис Александрович

Леция 8. Экономика «государственного социализма» 8.1. Экономическое развитие СССР в предвоенный период «Великий перелом» конца 20-начала 30-х гг. привел к формированию в СССР особой социально-экономической системы, получившей название «государственного

Из книги Банковское дело: шпаргалка автора Шевчук Денис Александрович

Тема 47. Сущность, цели и методы финсового анализа (ФА) ФА – метод оценки и прогнозирования финансового состояния предприятия на основе его бухгалтерской отчётности. ФА – это способ накопления, трансформации и использования информации финансового характера. Содержание и

Из книги Экономическая история России автора Дусенбаев А А

45. Советская экономика в эпоху «развитого социализма» (1965–1985 гг.) После отстранения Н. С. Хрущева от власти пост Генерального секретаря ЦК занял Л. И. Брежнев, бывший к тому времени уже достаточно опытным аппаратчиком и незаурядным политиком. К 1965 г. председателем Совета

Из книги Шпаргалка по истории экономики автора Энговатова Ольга Анатольевна

46. Реформы конца 1960-1970-х гг.: сущность, методы, цели и итоги В 1960–1970 гг. в экономике СССР произошли существенные изменения. Правительство предприняло попытку провести масштабные экономические реформы. Модель будущих реформ была проработана еще при Н.С. Хрущеве, но

Из книги Управление градостроительным комплексом в России (административно-правовой аспект) автора Братановский Сергей Николаевич

47. Радикальные реформы системы управления (1985 г.) К середине 1980-х гг. в Советском Союзе застойные явления в национальной экономике только усилились. Возникла некая разбалансированность хозяйства, которой до определенного момента особого экономического значения не

Из книги Политическая экономия автора Островитянов Константин Васильевич

73. ЭКОНОМИКА РАЗВИТОГО СОЦИАЛИЗМА. ПОИСКИ НОВЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ. РЕФОРМЫ 1960-1970-Х ГГ.: СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ, МЕТОДЫ И ИТОГИ Кризис политической системы СССР в середине 1960 – середине 1980-х гг. Смена партийного и государственного руководства в октябре 1964 г. означала и

Из книги Генератор новых клиентов. 99 способов массового привлечения покупателей автора Мрочковский Николай Сергеевич

1.1. Генезис организационно-правовых форм управления градостроительным комплексом в России История организационно-правовых форм управления строительством относится к глубокой древности. Уже первые племена, жившие на территории древней Руси, были заняты постройкой

Из книги Биржевая игра [Сделай миллионы, играя числами] автора Джонс Райан

Развитие форм стоимости. Сущность денег. Стоимость товара создаётся трудом в процессе производства, но она может проявиться лишь через приравнивание одного товара к другому в процессе обмена, то есть через меновую стоимость.Простейшей формой стоимости является

Из книги Качество, эффективность, нравственность автора Гличев Александр Владимирович

Крупная промышленность - материальная основа социализма. Сущность социалистической индустриализации. Социализм может быть построен лишь на базе крупного машинного производства. Только крупное машинное производство как в огороде, так и в деревне способно обеспечить

Из книги Работай легко. Индивидуальный подход к повышению продуктивности автора Тейт Карсон

Пассивные методы генерации новых клиентов Поговорим о пассивных способах привлечения клиентов.Во-первых, это рекомендации. Понятно, что по рекомендациям приходят самые лучшие клиенты, самые лояльные, им особо не надо ничего продавать, главное – не мешать, и они сами все

Из книги Невесомое богатство. Определите стоимость вашей компании в экономике нематериальных активов автора Тиссен Рене

Раздел 16. Объединение методов управления капиталом В этой главе рассказывается о двух стратегиях управления капиталом: Фиксированно-Фракционной и Фиксированно-Пропорциональной. В предыдущих главах я говорил только о недостатках метода Фиксированной Фракции. Кроме

Из книги автора

3.1. Развитие форм и методов работ по качеству Для начала попробуем проследить логику развития и совершенствования форм и методов деятельности в области качества, представить себе, как накапливался практический опыт, наличие которого стимулировало научные разработки в

Из книги автора

4.4. Возвращаемся к развитию форм и методов работ по качеству После рассмотрения схем механизма управления качеством, состава и содержания специальных функций управления качеством, форм отражения систем качества в их моделях вернемся к вопросам последовательной

Из книги автора

Ясно обозначьте цели и будьте открытыми к выбору методов их достижения Ной был моим менеджером на первом месте работы после колледжа. Однажды, после того как я проработала у него месяца три, он подошел ко мне и сказал: «Карсон, мне нужна свежая колода по программе

Из книги автора

Новая экономика требует новых методов Анализ обсуждаемых в этой главе методов показывает, что большинству из них присущи те или иные недостатки. И возможно, это объясняется тем, что многие из них все еще основываются на представлениях, которые были вполне уместны при

Проблемы стимулирования производства были подняты еще при Н. С. Хрущеве. Дискуссия по экономическим проблемам постепенно сложилась в программу экономической реформы. Она содержала в себе механизм внутренней саморегуляции, материальной заинтересованности производителей в результатах и качестве труда. В распоряжении предприятий оставалась определенная доля прибыли, провозглашался хозрасчет, уменьшилось количество спускаемых сверху обязательных показателей.

Реформа сельского хозяйства включала в себя решение социальных проблем. С колхозов и совхозов (убыточных к тому времени) были списаны все долги, повышены закупочные цены на сельхозпродукцию, дополнительно оплачивалась сверхплановая продажа продукции государству.

Однако эффективными эти меры оказались только в восьмой пятилетке (1966-1970), когда наблюдался прирост объема продукции промышленного и сельскохозяйственного производства. Затем эти показатели стали сокращаться. Такой результат реформы был обусловлен, во-первых, директивным характером экономики (по-прежнему спускались "сверху" нормы прибыли, выполнение которых достигалось не благодаря оптимизации производства, и следовательно, снижения себестоимости, а путем искусственного завышения цен). Во-вторых, внедрение наукоемких производств (микроэлектроники, информатики, робототехники и т. п.) шло с огромными трудностями. В-третьих, структура экономики была нерациональной, лишь малая часть средств направлялась на удовлетворение потребностей человека, а остальное шло на развитие военно-промышленного и топливно-энергетического комплекса. В-четвертых, в два раза сократилась доля оборудования, заменяемого из-за технологического старения и физической ветхости.

Уже к концу 60-х годов стало ясно, что реформа не состоялась. По-прежнему преобладали экстенсивные методы промышленного развития. На каждый процент прироста продукции приходилось затрачивать все больше и больше средств (в годы четвертой пятилетки народное хозяйство поглощало х/з всех госбюджетных ассигнований, а в годы 11-й - уже 56%). Естественно, это отражалось на социальной сфере. Ее финансирование сократилось с 37,4% в 1970 г. до 32,5% в 1985 г. Из-за перемещения сырьевых баз в районы Севера и Сибири увеличились затраты на добычу и доставку природных ресурсов. Были взвинчены цены на сельхозтехнику, очень дорогим стало строительство различных производственных объектов на селе. Сельские жители не были заинтересованы в результатах своего труда. Страна превратилась в лидера по закупкам зерна за границей. Единственный способ поддержать экономику власти видели в экспорте оружия и сырья. За 1960-1985 гг. доля сырьевого экспорта в СССР достигла 54,4%, а доля экспорта техники упала до 12,5%.

В казну начали поступать "нефтедоллары", эффект использования которых был ничтожно мал. К середине 80-х годов и этот путь пополнения бюджета стал давать сбои - экономика капиталистических стран перестроилась на ресурсосберегающие технологии, и спрос на нашу нефть снизился, к тому же ее качество не отвечало требованиям торговых партнеров.

По мере углубления кризиса все заметнее давала о себе знать "теневая экономика". Это явление включало в себя как виды официально запрещенной (или ограниченной) деятельности, так и криминальные элементы. По неофициальным данным, в середине 80-х годов функционировало примерно 15 млн "теневиков". Возникают первые мафиозные образования.

Болезнь экономики вызвала кризисные явления и в социальной сфере: приостановилось повышение уровня жизни трудящихся, здравоохранение и образование стали сферами, финансируемыми по остаточному принципу. СССР по средней продолжительности жизни откатился на 35-е место в мире, по уровню потребления - на 77-е место в мире.

Удержать статус великой державы в условиях прогрессирующих кризисных явлений можно было лишь за счет сокращения социальных программ и безудержной эксплуатации природных ресурсов.

Аграрная реформа 1965 г. и её результаты

Неудачи начала 60-х гг. в экономике породили сомнения в эффективности административного диктата даже у руководства страны. Ещё при Хрущёве на страницах печати началась очередная дискуссия об экономических стимулах производства. Сложилась в основных чертах будущая экономическая реформа. В целом она не отвергала директивную модель экономики, но внедряла в неё некоторые механизмы саморегуляции, материальной заинтересованности производителя в результатах труда.

В марте 1965 г. было объявлено о реформе в сельском хозяйстве. Намечались меры по решению социальных проблем села, использованию экономических стимулов к труду. Повышались закупочные цены, устанавливался на 10 лет твёрдый план государственных закупок, вводилась 50 %-ная надбавка к основной цене за сверхплановую продажу продуктов, увеличивались капиталовложения. Были ослаблены и ограничения на личное подсобное хозяйство.

Однако, опираясь исключительно на административные рычаги, власть по-прежнему делала акцент на повышение роли Министерства сельского хозяйства в планировании и руководстве аграрным сектором, на увеличение капиталовложений и списание долгов колхозов.

Огромные средства, направлявшиеся на развитие сельского хозяйства, использовались крайне неэффективно. Часть расходовалась на строительство гигантских комплексов, дорогостоящую технику, на непродуманную мелиорацию и химизацию почвы. Введение стабильных денежных окладов в колхозах (по сути, важное социальное достижение) обернулось ростом иждивенческих настроений. Деятельность колхозов и совхозов в целом оказалась убыточной. За 25 лет (1964-1988) освоенная пашня сократилась на 22 млн га. Потери сельскохозяйственной продукции составляли от 20 до 40% урожая. Страна, обладавшая богатейшими чернозёмными почвами, стала самым крупным импортёром зерна и продуктов питания.

Реформы в промышленности: замыслы и результаты

В сентябре 1965 г. началась реформа в промышленности. Если раньше реформаторы пытались делать ставку либо на совершенствование хозяйственного механизма, либо на экономическое стимулирование работников, то теперь они попытались соединить эти два подхода.

Реформа 1965 г. не покушалась на основы директивной экономики. Главными её положениями стали изменение условий планирования и усиление экономического стимулирования. Было сокращено до минимума число планируемых показателей. Наряду с сохранением жёстких нормативов по объёму продукции вводились и новые показатели, призванные обеспечить её качество.

Для экономического стимулирования производителей было разрешено оставлять в распоряжении предприятий часть доходов, которые делились на три фонда: фонд материального поощрения, фонд социально-культурного и бытового развития (строительство жилья, клубов, пансионатов и др.), фонд самофинансирования производства.

Отмечалось, что восстановленные отраслевые министерства будут не прежними «диктаторами», а партнёрами и консультантами предприятий по организации производства в условиях хозрасчёта (на основе развития самоуправления, самоокупаемости, самофинансирования). Замышлялось и сочетание единого государственного планирования с местной инициативой. Причём право корректировки утверждённых планов было предоставлено лишь самим предприятиям.

При всей своей ограниченности и противоречивости реформа дала немалый экономический результат. За годы восьмой пятилетки (1966-1970) объём промышленного производства вырос в полтора раза. Было построено около 1900 крупных предприятий (в том числе Волжский автозавод в Тольятти и др.). Однако уже к концу 60-х гг. ход реформы застопорился.

Рис. Проанализируйте диаграмму. Какие особенности экономического развития страны в 1965-1985 гг. она позволяет установить?

Тому были объективные причины: снижение удельного веса трудоспособного населения, истощение традиционной сырьевой базы и резкое удорожание добычи полезных ископаемых, износ и моральное старение оборудования, рост военных расходов и т. д.

Однако главное заключалось в другом: сама модель экономики, отвергавшая всё новое, исчерпала свои возможности. Она могла ещё какое-то время развиваться по инерции, но в долгосрочном плане была обречена.

Более того, сама реформа порождала новые проблемы. Строительство заводов-гигантов вело к их монопольному положению в отрасли, а в итоге - к низкому качеству продукции и отсутствию выбора у потребителя. Внедрение показателей оценки качества по цене продукции приводило не только к её удорожанию, но и к сокращению объёмов выпуска, а в итоге - к товарному дефициту. С каждым годом нарастал импорт товаров, которые не могла выпускать отечественная экономика. В итоге по мере развёртывания реформы разочарование в ней нарастало как в политическом руководстве, так и в обществе.

Ставка вскоре была сделана на новые сырьевые ресурсы, открытые в восточных районах СССР, а также на корректировку системы управления экономикой. В 1979 г. правительство предприняло попытку оживить экономику за счёт совершенствования хозяйственного механизма и повышения роли партийного руководства. Однако добиться существенного ускорения экономического развития не удалось. Вновь заговорили о преимуществах моральных стимулов к труду над материальными. Оживилось социалистическое соревнование, призванное компенсировать недостатки хозяйственного механизма.

Рис. Первые автомобили сходят с конвейера Камского автомобильного завода в Набережных Челнах. 1976 г.

Лишь в 1983 г., уже после смерти Л. И. Брежнева, новый лидер страны Ю. В. Андропов предпринял «широкомасштабный экономический эксперимент», предполагавший ослабление централизованного планирования и распределения, некоторые изменения ценообразования на уровне отдельных предприятий и регионов. Эти меры принесли лишь кратковременный успех.

Смена хозяйственного механизма оставалась жизненно важной проблемой.

Научно-технический прогресс

В начале 70-х гг. Запад вступил в стадию постиндустриального развития. Это означало не только автоматизацию производства, широкое применение роботов и ЭВМ, внедрение наукоёмких технологий, но и индивидуализацию процесса труда, превращение его в свободную творческую деятельность.

  • Из курсов Новейшей истории и обществознания вспомните, что такое постиндустриальное общество. Каковы его особенности?

О научно-техническом прогрессе много говорили и в СССР. Были созданы первоклассные образцы ЭВМ. На XXIV съезде КПСС (1971) прозвучала установка на «соединение достижений НТП с преимуществами социализма». Однако именно недостатки сложившегося хозяйственного механизма тормозили развитие науки и техники, внедрение их достижений в производство. Время от времени появлялись сообщения о новых крупных открытиях и разработках. Но если они не имели военного значения, то чаще всего не реализовывались из-за нехватки средств, отсутствия у разработчиков мощной поддержки в тех инстанциях, где решалась судьба открытий.

Конечно, лидеры страны начинали осознавать необходимость перехода к интенсивным методам производства. Сократилось в 4 раза число сооружаемых ежегодно крупных предприятий, создавались научно-производственные объединения, возникали новые отрасли: роботостроение, микроэлектроника, атомное машиностроение и т. д. Однако определяющими эти тенденции не стали.

Несмотря на первоклассные, а порой уникальные разработки советских учёных в фундаментальной науке, в практической жизни прогресс науки и техники почти не ощущался. Даже к началу 80-х гг. вручную работали 40 % рабочих промышленности, до 60 % строителей, до 75 % работников сельского хозяйства.

К 1985 г., когда в США действовало 1,5 млн новейших ЭВМ и 17 млн персональных компьютеров и ЭВМ, в СССР насчитывалось не более нескольких десятков тысяч аналогичных машин преимущественно устаревших моделей.

Ситуация обострилась из-за предпринятых Западом санкций в отношении СССР в начале 80-х гг., когда ввоз лучших зарубежных образцов техники и наукоёмких технологий фактически прекратился.

В результате к середине 80-х гг. СССР вновь (как и в 20-е гг.) оказался перед угрозой нового стадиального отставания от стран Запада.

Социальная политика

Решение экономических задач на экстенсивной основе предопределило и слабость социальных программ. Социальная сфера финансировалась плохо. К примеру, удельный вес капиталовложений в жилищное строительство (к общему их объёму) сократился с 17,7 % в 1966-1970 гг. до 15,1 % в 1981-1985 гг. В результате в начале 80-х гг. в СССР вновь обострилась жилищная проблема (в 1984 г. было построено лишь 2 млн квартир - столько же, сколько в начале 60-х гг., хотя население страны заметно увеличилось). Были урезаны государственные расходы на здравоохранение.

Результат не замедлил сказаться. Если в начале 60-х гг. в СССР была самая низкая смертность в мире, а по продолжительности жизни мы шли в числе наиболее благополучных стран, то к началу 80-х гг. СССР находился уже на 35-м месте в мире по продолжительности жизни и на 50-м по уровню детской смертности.

Рост населения и падение темпов сельскохозяйственного производства привели к обострению продовольственной проблемы. В начале 80-х гг. СССР отставал от передовых стран не только по структуре питания, но и по потреблению традиционных для нас продуктов. В то же время резко увеличились импортные поставки продовольствия (за 1970- 1987 гг. закупки мяса и мясопродуктов выросли в 5,2 раза, рыбы и рыбопродуктов - в 12,4, растительного масла - в 12,8, зерна - в 13,8, животного масла - в 183,2 раза). Главным источником средств для этих закупок стал экспорт нефти и газа.

Уже в 70-е гг. в некоторых областях начала вводиться карточная система распределения продуктов. Упал прирост реальных доходов на душу населения.

Однако в целом положение основной части населения улучшилось. Всё меньше людей продолжало жить в коммуналках. В обыденную жизнь входили холодильники, телевизоры, стиральные машины. Несколько выросла заработная плата. Тем не менее доля фонда зарплаты в национальном доходе оставалась низкой. По уровню потребления на душу населения СССР занимал к тому времени лишь 77-е место в мире.

Рис. Какие выводы позволяет сделать анализ диаграммы?

Всё это показывало, что удержать статус великой державы становилось возможным лишь за счёт сокращения социальных программ, беспощадной эксплуатации природной среды.

Вопросы для самопроверки

  1. Почему экономическая реформа 1965 г. не дала ожидаемых результатов?
  2. На что сделало главную ставку в экономическом развитии руководство страны в 70-е гг.?
  3. В чём вы видите причины относительного улучшения жизни советских людей в 70-е гг.?
  4. Назовите причины увеличения отрыва экономики СССР от экономики западных стран в 70-х - начале 80-х гг.
  5. Составьте терминологический словарь «Экономическое развитие СССР в середине 60-х - середине 80-х гг.». Обязательно включите в него такие термины, как: хозрасчёт, самоокупаемость, самофинансирование, самоуправление, механизм застоя, экономические стимулы.
  6. В своих воспоминаниях А. А. Громыко, министр иностранных дел СССР в 1957-1985 гг., писал: «Некоторые члены Политбюро справедливо указывали на то, что тяжёлая промышленность и гигантские стройки поглощают колоссальные средства, а отрасли, производящие предметы потребления... находятся в загоне». Вспомните, когда впервые был остро поставлен вопрос о необходимости перераспределить средства в пользу лёгкой и пищевой промышленности. Чем закончилась эта попытка? Обсудите в классе причины того, что предложения о перераспределении средств в конечном счёте отвергались. Только ли личными взглядами тогдашних руководителей партии и государства объясняются эти факты?

(урок-лекция с применением мультимедийного учебника)

ОУ «Основная общеобразовательная школа № 4 г. Харабали»

Астраханской области

Районный семинар заместителей директоров по УВР «Управление учебно-познавательной деятельностью учащихся на основе приемов педагогических технологий»

Открытый урок по теме:

Класс: 9-а 2009-2010 учебный год

Предмет: история

Тема урока: Экономика «Развитого социализма»

Цели урока:

Познакомить учащихся с главными результатами экономического развития СССР в 1964-1985гг. Подвести учащихся к пониманию причин наступающего экономи­ческого кризиса в Советском Союзе.

Способствовать развитию познавательного интереса к предмету через диалог с компьютером. Продолжить формирование умений работать с историческими до­кументами, анализировать их, делать выводы, излагать «сквозные» воп­росы темы. Способствовать формированию предметной информационной компетентности на элементарном уровне

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Форма проведения: лекционное занятие с использованием с мультимедийного учебника “История России. ХХ век” Антоновой Т.С., Харитонова А.Л., Данилова А.А., Косулиной Л.Г. М.2000.

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, частично-поисковый.

На уроке формируются компетенции:

    информационные,

    учебно-познавательные,

    коммуникативная,

    ценностно-смысловая.

Учебное оборудование: карта, учебник, мульитимедийный учебник (диск № 4),

Оформление доски : тема урока, план изучения новой темы, новые сло­ва (экстенсивная экономика), домашнее задание.

Основные даты:

март 1965 г. - провозглашение на Пленуме ЦК КПСС реформы аграрного сектора экономики;

сентябрь 1965 г. - принятие Пленумом ЦК КПСС основных направле­ний реформы промышленности;

1979 г. - реформа хозяйствен­ного механизма.

Термины:

интенсивное, экстенсивное развитие;

самоокупаемость;

хозрасчет.

Ход урока

I. Организационный момент

Проверка принадлежностей;

Постановка целей и задач урока.

II . Проверка знаний

Использование медиатестов СД-4 § 43

Фронтальный опрос учащихся.

    Почему период 1964-1985 гг. называют золотым веком номенклатуры.

    Какие новые черты в общественно-политическом развитии проявились в этот период?

    Какие пути реформирования экономики предлагались в 50-60 гг.

    Какие последствия для экономической и социальной сферы мог­ла вызвать реализация линии на преимущественное развитие сель­ского хозяйства, пищевой и легкой промышленности?

    Оцените реформу сельского хозяйства, предпринятую Хрущевым. Покажите ее по­ложительные и отрицательные стороны. Чем можно объяснить улучшение во второй половине 50-х гг. и ухудшение в начале 60-х гг. снабжения на­селения продовольствием? С какими политическими решениями это было связано?

    Что нового появилось в развитии промышленности при Хрущеве?

    В чем заключалась противоречивость и ограниченность экономических ре­форм Хрущева?

III . Изучение нового материала

    Аграрная реформа 1965г. и ее результаты.

    Реформа промышленности: замыслы и результаты.

    Научно-технический прогресс.

    Социальная политика.

(Рассказ учителя.)

Цель реформы:

1) изменение условий планирования и усиления экономического стиму­лирования;

2) преодолеть традиционные для существующей экономической модели недостатки:

    рост капиталовложений и незавершенного строительства;

    массовое производство изделий, не находивших сбыта;

    несоответствие роста производительности труда более быстрому росту заработной платы;

    нарастание бумаготворчества.

Проблемное задание. Что собой представляла советская экономика в 1965-1984 гг.: расцвет, кризис или застой? Почему вы так считаете? Объясните свою точку зрения.

Сущность и основные направления реформы.

Работа с материалами компьютерного учебника: CD -4.

Ход и итоги реформы в сельском хозяйстве

В ходе изучения видеоряда медиаучебника учащимся предлагается выписать в тетрадь основные направления аграрной реформы:

1. Решение социальных про­блем села.

2. Частичное использование экономических стиму­лов к труду:

а) повышение закупочных цен,

б) установление на 6 лет твердого плана государственных закупок,

в) введение 50%-ой надбавки к основной цене за сверхплановую продажу продуктов,

г) увеличение капиталовложений в сельское хозяйство.

3. Ослабление ограничений на личное подсобное хозяйство.

В чем причины такой низкой рентабельности совхозного и колхозного производства при огромных капиталовложениях в сельское хозяйство?

С учетом предыдущего исторического опы­та (в том числе советского периода) укажите рычаги, которые мог­ли бы в значительной степени повысить рентабельность аграрного производства.

Чем можно объяснить тот факт, что, несмотря на огромные, постоянно увеличивавшиеся ассигнования на разви­тие сельского хозяйства, в стране год от года нарастал дефицит продовольствия?

Каким образом власти пытались решить про­блему нехватки продовольственных товаров?

Сравните реформы Хрущева и Косыгина. Какие сходные черты можно выделить?

Ход и итоги реформы в промышленности

При рассмотрении вопросов реформы в области промышлен­ности следует обратить особое внимание учеников на поиск внут­ренних противоречий в реформе 1965 г.

В ходе просмотра учащимся предлагается выписать основные направления реформы:

    изменение условий пла­нирования и усиление экономического стимулирования;

    введение и новых показателей, призванных обес­печить ее качество;

    сокращение до минимума числа планируемых показате­лей, наряду с сохранением жестких нормативов по объему продукции;

    разрешение оставлять в распоряжении предприятий части доходов, которая делилась на три фонда: фонд материаль­ного поощрения, фонд социально-культурного и бытового развития (строительство жилья, клубов, пансионатов и др.), фонд самофинансирования производства;

    восстановление управления про­мышленностью через отраслевые министерства;

    сочетание единого государственного планирования с местной инициативой. Право корректировки утверж­денных планов предоставлялось самим предприя­тиям.

(Проверка выполнения задания.)

Работа с диаграммой с.303 учебника. Задание: Проанализируйте диаграмму. Какие особенности развития страны в 1965-1985гг. она позволяет установить?

Среднегодовые темпы прироста основных показателей экономического развития, в %


Далее, в ходе беседы с учащимися, выделяются основные причины свер­тывания экономической реформы 1965 г.и заполняется таблица «Объективные и субъективные причины свертывания экономи­ческой реформы 1965 г.»:

(Заполнение таблицы)

Объективные причины

Субъективные причины

Экстенсивные основы разви­тия.

Непоследо­вательность реформы.

Попытка провести реформу при од­новременном свертывании про­цесса демократи­зации в политиче­ской жизни.

Даже упоминание рыночных отно­шений объявля­лось антисоциали­стическим, в тео­рии и практике господствовало тотальное плани­рование.

Большая часть хозяйственного аппарата сформи­ровалась в сталин­скую эпоху, вла­дела командными методами управ­ления, которые не «вписывались в реформу».

После заполнения таблицы учащиеся отвечают на вопросы: каковы причины падения темпов экономического роста страны? Какие из них вы считаете основными? Почему?

Научно-технический прогресс.

В какую стадию развития вступил в начале 70-х годов Запад?

Охарактеризуйте постиндустриальное общество.

Назовите установку XXIV съезда КПСС об НТП.

Как на деле происходило соединение достижений НТП с преимуще­ствами социализма?

Укажите положительные тенденции в это время.

Какие недостатки имели место быть в СССР в 70-80-х годах?

Почему к 80-м годам ситуация обострилась? Сделайте оценочный вывод.

Анализ социальной политики.

После просмотра видеоряда медиаучебника учащимся предлагается ответить на вопросы:

Докажите, что жизнь советских людей в 70-е годы относительно улучшилась.

В чем причины улучшения жизни?

Как и почему изменилась ситуация к 80-м годам?

За счет чего могли поддерживать имидж великой державы?

IV . Закрепление.

Проводится по материалам тестового контроля медиаучебника

Выполнение проблемного задания.

V . Домашнее задание: § 44.

1) Составьте терминологический словарь по теме, включив в него такие термины, как хозрасчет, самоокупаемость, самофинансирование, самоуправление.

2) Проанализируйте документ с.307 учебника и письменно ответьте на вопросы к нему.

VI. Подведение итогов урока.