Религия как форма культуры обществознание. "религия как одна из форм культуры". обязательной для всех религиозной

Обществознание, 8 класс

Урок № 14

Религия как одна

из форм культуры

Д.З.: §12 , ?? (с.101), задания (с.101-102). Повторить §6 -12, термины, творческие задания, ?? (с.102-104) к гл. II

© А.И. Колмаков

Задачи урока:

  • Обобщить и систематизировать знания о религии, полученные учащимися в курсах истории и литературы, а также их личный социальный опыт.
  • Раскрыть в объёме, соответствующем возрастным познавательным возможностям учащихся, специфические черты религиозного сознания, различные функции религии в обществе.
  • Охарактеризовать основные типы религиозных организаций.
  • Разъяснить учащимся смысл конституционных положений о свободе совести и свободе вероисповедания.
  • Способствовать воспитанию учащихся в духе толерантности, осознанию значимости и ответственности религиозного выбора человека, пониманию опасности тоталитарных религиозных организаций.
  • Создать условия для развития у учащихся следующих универсальных учебных действий: нравственно-этическая ориентация, ориентация в социальных ролях, связанных с функционированием религии как социального института; умение находить в различных источниках и применять необходимую информацию для реализации поставленных задач, выполнения своих социальных ролей; умение сотрудничать с различными по возрасту, религиозным взглядам людьми.

Знать и уметь (УУД)

  • Определять сущностные характеристики религии и её роль в культурной жизни.
  • Объяснять сущность и значение веротерпимости.
  • Раскрывать сущность свободы совести.
  • Оценивать своё отношение к религии и атеизму

Понятия, термины

  • религия;
  • религиозная вера;
  • обряды;
  • молитва;
  • церковь;
  • секта;
  • свобода совести;
  • свобода вероисповедания

Проверка знаний

  • Охарактеризуй науку как особую систему знаний.
  • Какие черты отличают науку как систему государственных и общественных организаций, вырабатывающих, хранящих и распространяющих научные знания?

3. Какую роль играет наука в современном обществе?

4. В чём проявляется нравственная ответственность учёных?

5. В чём проявляется рост влияния науки на современное общество?


Изучение нового материала

  • Роль религии в культурном развитии.
  • Религиозные нормы.
  • Свобода совести

Вспомним. Подумаем.

  • ВСПОМНИМ. Что такое религия? Когда появились первые религии? Какие современные религии имеют большее число верующих?
  • ПОДУМАЕМ. Почему человек верит во влияние сверхъестественных сил на свою жизнь и развитие общества? Почему активное развитие науки и распространение научных знаний не уменьшает числа верующих?

Определив Первопричину бытия, религия должна дать ясное учение о Ней. Но этим не исчерпывается сущность религии ...


Рели́гия (лат. religare - связывать, соединять) - определенная система взглядов, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, умма, сангха, религиозная община )

  • Слово « религия », пришедшее из латинского языка, переводится и объясняется учёными по-разному.
  • Некоторые считают, что оно произошло от латинского relegere , что означает «относиться с особым почтением».
  • Другие производят слово «религия» от латинского глагола religare, что означает «связывать», «соединять».
  • религия - мироощущение, особые моральные нормы и тип поведения...

Религия (от лат. religio - благочестие, святыня, предмет культа).


  • «Хотя лучшие умы человечества занимались так называемыми доказательствами бытия Божия, но безуспешно; ибо все эти доказательства... не могут дать безусловной достоверности.
  • Как существование внешнего мира, так и существование Божественного начала для рассудка суть только вероятности или условные истины, безусловно же утверждаться могут только верою...
  • Как внешняя природа лишь постепенно открывается уму человека и человечества, вследствие чего мы должны говорить о развитии опыта и естественной науки, так и Божественное начало постепенно открывается сознанию чело­веческому, и мы должны говорить о развитии религиозного опыта и религиозного мышления».

Фрагмент из работы русского философа Владимира Сергеевича Соловьёва (1853-1900)

  • Почему, по мысли философа, доказательства бытия Бога не могут быть достоверными?
  • Как ты понимаешь идею постепенного развития религиозного опыта и религиозного мышления?
  • Почему человек верит в возможность вмешательства сверхъестественных сил в свою жизнь?



Государство гарантирует свободу вероисповедания, всем верующим возможность свободно отправлять свой культ.


Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества .


Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества .


Свобода Совести

Свобода выбора религии закреплена правом,

получившим название права на свободу совести.

4.Свобода совести и свобода вероисповедания.

Право на свободу совести, так же как и

право на свободу убеждений, мысли и

слова, относится к гражданским правам.

Свобода совести предполагает свободу

религий, атеизма, отсутствие единой,

обязательной для всех религиозной

веры или обязательного неверия

Факультативно

по желанию

граждан в любом

учебном заведении

В некоторых

негосударственных

заведениях, частным

образом на дому или

при религиозном

объединении

Для того, чтобы

не ущемлять интересы

неверующих, существуют

2 вида религиозного

обучения

Свобода совести является одним из основных гражданских

Прав человека и означает прежде всего свободу индивидума

От любого идеологического контроля, право каждого для себя

Выбирать систему духовных ценностей


Проверь себя

  • Что такое религия?

2. Что характерно для религиозной веры?

3. Каково значение религии в жизни общества?

4. Перечисли и кратко охарактеризуй основные виды религиозных организаций.

5. В чём заключается принцип свободы совести? Как он реализован в нашей стране?


рефлексия

  • Что узнали?
  • Каким способом?
  • Чему научились?
  • Какие испытывали трудности?
  • Интересно ли было на уроке?

Литература

  • Обществознание. 8 класс: учеб , для общеобразоват. Организаций/ [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]; . – 5-е изд. - М. : Просвещение, 2017. - 255 с
  • Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание. Рабочая тетрадь. 8 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. 4 издание. М.: - Просвещение, 2017
  • Обществознание. Поурочные разработки. 8 класс: 0-28 учеб, пособие для общеобразоват. организаций / [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2016. - 174 с.
  • Л.Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Л. Н. Боголюбова. 5-9 классы
  • Иллюстрации из сети Интернет.
  • Краюшкина С. В. Тесты по обществознанию: 8 класс: к учебнику под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой, Н. И. Городецкой «Обществознание. 8 класс». ФГОС (к новому учебнику) / С. В. Краюшкина. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Из­дательство «Экзамен», 2017. - 191, с. (Серия «Учебно-методический комплект»)

©шаблон презентации,

Как сделать процесс обучения увлекательным? Как раскрыть возможности каждого учащегося и пробудить его инициативу? Как сделать, чтобы всем было комфортно на уроке? Сегодня, пожалуй, не найдется преподавателя, которого не волновали бы эти вопросы. Традиционная классно – урочная система с преобладанием фронтальных форм работы неэффективна и мало способствует развитию учащихся. Для нее характерна низкая познавательная самостоятельность обучающихся, усреднение темпа и уровня изучения учебного материала. И учащиеся, и преподаватель становятся заложниками времени: нужно на уроке все успеть объяснить (понять, запомнить!), спросить (ответить!), оценить. Учащийся все время в состоянии оценивания, работает в режиме “спросил – ответил”. В результате его учебная деятельность сводится к запоминанию и воспроизведению. Развивающий и воспитывающий потенциал такого обучения, скорее, со знаком минус, чем плюс. Как, не поступаясь высоким уровнем обучения, сохранить учащемуся физическое и психическое здоровье, сформировать у него положительную учебную мотивацию?

Одной из форм организации учебного процесса, предполагающей творческую деятельность учащихся по построению собственных знаний в рамках той или иной учебной темы является педагогическая мастерская. Данная технология позволяет учащимся в коллективном поиске приходить к построению (“ открытию ”) знаний. В работе педагогической мастерской большая роль отводится мастеру (преподавателю), который:

1) Создает атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.

2) Включает эмоциональную сферу учащегося, обращается к его чувствам, будит личную заинтересованность в изучении темы (проблемы).

3) Работает вместе со всеми, он равен учащемуся в поиске знания.

Не торопится отвечать на вопросы.

4) Необходимую информацию он подает малыми дозами, обнаружив потребность в ней учащихся.

5) Исключает официальное оценивание работы учащегося (не хвалит, не ругает, не выставляет отметок в журнал), но через афиширование работ дает возможность появления самооценки учащегося и ее самокоррекции.

Особое внимание следует уделять организации деятельности учащихся. Суть ее заключается в следующем:

1) Творческая, поисковая, исследовательская деятельность.

2) Групповая форма учебного взаимодействия.

3) Самостоятельность и свобода выбора на всех этапах работы.

4) Право на собственное мнение, право на ошибку, право высказаться и быть услышанным.

5) Допустимость ситуации незавершенности поиска ответов и решений.

Существуют определенные принципы и правила ведения педагогической мастерской:

1) Ценностно - смысловое равенство всех участников, включая мастера – руководителя мастерской.

2) Право каждого на ошибку. Самостоятельное преодоление ошибки – путь к истине.

3) Безоценочная деятельность, отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской создает условия эмоционального комфорта и творческой раскованности. Оценка заменяется сооценкой и самокоррекцией.

4) Предоставление свободы в рамках принятых правил реализуется, во - первых, в праве выбора на разных этапах мастерской (обеспечивается руководителем); во - вторых, в праве не участвовать на этапе “предъявления продукта”; в – третьих, в праве действовать по своему усмотрению, без дополнительных разъяснений руководителя.

5) Значительный элемент неопределенности, неясности, даже загадочности в заданиях. Неопределенность рождает, с одной стороны, интерес, с другой – психологический дискомфорт, желание выйти из него и, таким образом, стимулирует творческий процесс.

6) Диалоговость как главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

7) Организация и перестройка реального пространства, в котором происходит мастерская, в зависимости от задач каждого этапа.

8) Решительное ограничение участия, практической деятельности мастера (руководителя) как авторитета на всех этапах мастерской. Мастер не ставит вопросы и не отвечает на них. Задача его состоит в некоторой фиксации достигнутого участниками.

В работе мастерской можно выделить несколько этапов.

1) “Индуктор” (“ наведение ”) – первое задание в мастерской, мотивирующее дальнейшую деятельность участников. Есть два необходимых условия такого задания. Во – первых, оно должно актуализировать личный опыт каждого, связанный, так или иначе, со смыслом дальнейшей деятельности. Во – вторых, задание должно предоставить известный выбор участнику, что создает интерес, внимание, некоторое бессознательное недоумение, что психологически готовит или становится условием дальнейшего движения творческой мысли. Индуктор – слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок – все, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов.

2) “Самоконструкция” - индивидуальное создание гипотезы, решения, текста.

3) “Социоконструкция” - построение этих элементов группой.

4) “Социализация” - предъявление созданного продукта всем участникам, все, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть обсуждено, все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены.

5) “Афиширование” - вывешивание работ учащихся и мастера в аудитории и ознакомление с ними. Все читают, обсуждают или зачитывают вслух.

6) “Разрыв” - психологическое состояние участника мастерской, при котором ему внезапно открывается новое видение предмета, закона, явления, образа, отношения. Это внутреннее осознание участниками мастерской несоответствия своего старого знания новому, желание углубиться в проблему, сверить новые знания с литературным или научным источником.

7) “Рефлексия” - осознание собственных мыслей, чувств и поступков или отражение того, о чем думает другой человек (группа людей), отражение ощущений, возникающих у участников в ходе мастерской.

Необходимо обращать внимание на эффективность организации мастерской. Можно смело сказать, что мастерская состоялась, если: индуктор вызвал интерес учащихся, обеспечил мотивацию дальнейшей учебной деятельности, построение новых знаний опиралось на имеющийся у учащихся личный жизненный опыт. Имел место взаимообогащающий диалог всех участников мастерской.

Была обеспечена самостоятельность и свобода учащихся в выборе способов выполнения заданий, в мнениях и суждениях, в построении объяснений изучаемых фактов, явлений.

Имело место сопоставление собственных ответов с культурными аналогами.

Отсутствовали оценочные высказывания учителя, навязывание своего мнения, подчинение “авторитетам”.

Педагогическая мастерская – форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Результатом работы мастерской становится не только реальное знание или умение, важен сам процесс постижения истины. При этом важнейшим качеством процесса оказывается сотрудничество и сотворчество – явления самоценные.

Вашему вниманию предлагается урок, проведенный по этой технологии.

МАСТЕРСКАЯ ПОСТРОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ НА УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКЕ

Тема “Односоставные предложения и особенности их употребления в художественном тексте”

Цели –1. Обобщить знания учащихся о типах односоставных предложений.

2. Показать роль односоставных предложений в художественном тексте.

3. Уметь использовать данные конструкции в собственной речи.

На доске: Тема урока “Односоставные предложения и ……………………. .”

Слова песни Б. Окуджавы “Давайте восклицать!”

Давайте восклицать, друг другом восхищаться,

Высокопарных слов не надо опасаться.

Давайте говорить друг другу комплименты,

Ведь это все любви счастливые моменты.

Давайте горевать и плакать откровенно

То вместе, то поврозь, а то попеременно.

Не надо придавать значение злословью,

Поскольку грусть всегда соседствует с любовью.

Давайте понимать друг друга с полуслова,

Чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова,

Давайте жить, во всем друг другу потакая,

Тем более, что жизнь короткая такая.

Из учащихся сформированы временные творческие коллективы (ВТК) по знакам Зодиака, что предполагает объединение в группы по “мотиву случайности” Для каждого ВТК определен тип односоставных предложений (назывные, обобщенно - личные и т.д.)

Ход урока

1. Приветствие мастера

2. Индуктор. Звучит музыка Б. Окуджавы “Давайте восклицать!”

Мастер: Какие ассоциации – слова (воспоминания, ощущения) вызвали у вас строчки песни Б. Окуджавы? Запишите, покажите своим друзьям по мастерской, обсудите, приготовьтесь к ответу.

Самоконструкция: Учащиеся работают индивидуально, затем знакомят со своими ассоциациями товарищей по ВТК.

Социоконструкция: Идет обсуждение в группах, ответы записываются на доске (например, восторг, любовь, дружба и. т.д.)

Мастер: Я хочу вас познакомить со своими ассоциациями

Мастер: Есть ли какая – то логика в моих ассоциациях? Какая?

(Учащиеся определяют, что объединяет все эти слова).

Социализация:

Мастер: Выделите ключевое слово (Настроение)

Как связана данная ассоциация с темой урока?

(благодаря односоставным предложениям в тексте Б. Окуджавы, создается определенное настроение грусти, ностальгии, любви и т.д.

Мастер: Итак, какая цель нашего исследования? (Показать роль односоставных предложений в создании настроения текста, особенности их употребления в художественном тексте).

Мастер дописывает на доске тему “и особенности их употребления в художественном тексте”.

Мастер: Чтобы ощутить себя творцами, попробуйте в ВТК написать миниатюру об осени, используя односоставные предложения указанного типа. Обсудите. (Звучит муз П. Чайковского из “Времен года”)

Мастер: Прочитайте. Скажите, какие настроения создают односоставные предложения?

(Ответы учащихся)

Мастер: У вас на столах тексты с рассказами В. Астафьева “Затеси”

“Затеси” - это короткие рассказы – воспоминания, раздумья о жизни, о природе, о любви, бытовые зарисовки. В них звучит страстный призыв писателя к ответственности человека за все, что происходит на Земле и в его личной жизни.

(Работа со словарем - найти определение, что такое затесь)

Мастер: И сегодня мы с вами постараемся увидеть, почувствовать, как удается “творить чудеса” великим писателям, проследим, как у Виктора Астафьева в “Затесях” “работают” односоставные предложения.

(Работа в ВТК Обсуждают коллективно, делают заметки)

Афиширование:

Каждый творческий коллектив выступает перед другими группами со своими обобщениями.

Мастер: Прослушав все выступления, сделайте вывод, обсудив в группах. Постарайтесь определить роль односоставных предложений одним словосочетанием.

Представители ВТК записывают на доске: для оживления рассказа, выразить мысль, выяснить настроение текста и т.д.

Мастер: Определите опорное сочетание (настроение текста). Вспомните о том, что в начале урока опорным словом в наших ассоциациях тоже было слово настроение.

Рефлексия:

Итак, что узнали на уроке нового? Сегодняшний урок помог вам получить новые знания? Появилось ли желание углубиться в проблему? Мы с вами прошли теоретический и практический путь в построении знаний, было ли вам трудно? Уютно? Комфортно? Поделитесь своими мыслями, поблагодарите друг друга за работу. Скажите, как вам было приятно работать вместе. Помните призыв Б. Окуджавы “Давайте говорить друг другу комплименты”


Религия является одним из универсальных культурных механизмов регуляции человеческой деятельности: посредством системы культовых действий она организует повседневную жизнь, в процессе освоения вероучения формирует мировоззрение, побуждает человека задуматься о смысле собственного существования.
В структуре религии обычно выделяют следующие элементы: религиозное сознание, религиозный культ и религиозные организации.
Можно выявить несколько уровней религиозного сознания: массовое религиозное сознание, в котором обычно преобладает эмоциональная составляющая, и рационально оформленное сознание, предполагающее понимание содержания вероучения. Еще более высокий уровень религиозного сознания - богословие (теология), в рамках которого вероучение не только осваивается, но и транслируется, интерпретируется применительно к требованиям времени, защищается от ересей.
Современные ученые-религиоведы выделяют ряд существенных характеристик религиозного сознания.

Первая из них - убежденность в существовании объек- тов9 обладающих сверхъестественными свойствами. Из курса истории вы помните, что подобными свойствами наделялись, например, силы природы (солнце, ветер, дождь, гром и т. п.), отдельные предметы-фетиши, души предков. В развитых религиозных системах, особенно в мировых религиях, основной объект религиозного поклонения - Бог, открывший свое существование человеку. Важно то, что мир священного для верующего реален, он не относится к сфере фантазий.
Следующая характеристика - убежденность в реальное- ти контакта с объектами религиозного поклонения. Этот контакт, как правило, представляется верующему двусторонним. Божество в той или иной мере воздействует на судьбы отдельных людей и целых народов, но и верующий имеет определенные каналы связи с миром сверхъестественного - культовые действия (молитва, жертвоприношение и др.).
Еще одна важная черта религиозного сознания - убежденность в зависимости человеческой судьбы от воли божества, предъявляющего определенные требования к поведению человека и способного привлечь к ответственности за содеянное. Переживание человеком своей зависимости может принимать диаметрально противоположные формы: от животного страха, вынуждающего к покорности, до просветленного смирения как результата осознания человеком собственного несовершенства, ограниченности своих возможностей. Религия предполагает также установление добрых отношений человека с объектами поклонения, дающих возможность умилостивить божество, а в случае нарушения божественной воли компенсировать непослушание покаянием или жертвоприношением.
Основными организационными формами религии являются церковь и секты. Церковь представляет собой, как правило, иерархическую религиозную организацию духовенства и верующих, основанную на общности религиозных догматов и культовой системы. Секты - это относительно небольшие по численности, замкнутые религиозные общины, разномыслящие с господствующей церковью.

Еще по теме РЕЛИГИЯ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ КУЛЬТУРЫ:

  1. Лекция З Биржа как одна из форм организованного рынка. Виды бирж

Что означает для современного человека религия?

Религия - это система, регулирующая общественные отношения, продвигающая идеи, формирующая сознание людей. Религия создает определенные нормы и регулирует взаимосвязь людей в обществе. Это взаимосвязь человека с высшим разумом (Богом).
Благодаря этому явлению из поколения в поколение передаются обычаи и традиции, решаются проблемы личности и социума, регулируются отношения людей в обществе, люди объединяются в группы, которые формируют общий взгляд на мир.
Для общества религия выполняет множество функций. Она способствует формированию в сознании человека идеалов, наполняет жизнь смыслом, компенсирует бессилие и зависимость человека от естественных условий жизни. Ситуации, которые нам непосильны, мы отдаем воле Божией. Например, когда человек сталкивается с несправедливостью, и не может воздействовать на обидчика, он надеется на то, что Господь накажет его. С помощью религии, в душе человека устанавливается спокойствие и вера в счастливое будущее. Это происходит в процессе общения верующих, священников, совершения церемоний и обрядов. В сознании человека появляется вера в счастливое будущее.
Религия устанавливает нормы, взгляды, правила поведения, формируя и ориентируя поведение человека.
Религия рассматривает смысл жизни, решение жизненных проблем, восприятие смерти, существование потусторонних сил. Она формирует сознание человека и способы восприятия внешнего мира. Каждая из разновидностей религии имеет свою систему ценностей, которые регулируют отношения между людьми, поступки людей, их действия. Религиозные учения также касаются семейных взаимоотношений, интимных взаимоотношений.
Религиозное направление объединяют нации, помогают формировать и укреплять государства. Кто же время, из-за противоречий религиозных взглядов, религия может привести к распаду или разъединению общества или государства.
Взаимосвязь культуры и религии
Религия является элементом культуры, она возникла в результате работы человеческого разума и человеческой деятельности. Возникновение религиозных учений связано с тем, что человек не мог превзойти силы природы, объяснить какие-либо явления. По этой причине он начинал поклоняться природе и обожествлять ее. Этим объясняется появление религиозных систем, связанных с поклонением Богам, предстоящим в образе природных явлений. С XVIII по ХХ век между верой и наукой возникали противоречия. С развитием научных и теоретических знаний, религиозные учения начинали считаться пережитком прошлого. В ХХ веке церковь вообще была отделена от государства. В период развития человечества считалось, что религия выражает зависимость человека от природы.
В наше время люди имеют право выбора. Мы стремимся самостоятельно найти ответы на интересующие вас вопросы. Для кого-то религия является важной составляющей жизни, кого-то она вообще не интересует. Развитие цивилизации, несомненно, очень важно для общества. Новейшие технологии разработки улучшили качество нашей жизни. Но, в тоже время, лишили жизнь эмоций, впечатлений, тайны бытия.
Человек не может жить одной наукой. Душа должна быть наполнена красотой, любовью и силой. Проживая жизнь, человек должен оставить после себя какой-то след. В современном мире наши души лишилась многих ценностей. Мы настолько увлеклись работой, преувеличением своих доходов, собственной жизнью, что уже не знаем что нам нужно для счастья. Ответить на вопрос, чего не хватает душе, будет очень сложно. Возможно, именно с таким образом жизни связано множество проблем современных людей. Мы настолько замкнулись в себе, что уже не замечаем других людей, нас не интересует их жизнь, взгляды, интересы. Стремительный образ жизни действует на нас губительно, духовность уходи в прошлое.
Задумайтесь, возможно, именно нехватка духовных составляющих меняет нашу жизнь в худшую сторону. Обратите внимание на вещи окружающие вас, на природу. Вы не будете ей поклоняться, вы должны заметить ее красоту, сохранить первозданный вид, оберегать. Природа же внесет в вашу жизнь краски, в ней столько неповторимых явлений и существ, что, открыв свою душу, вы не устанете наслаждаться окружающим миром.
С древних времен человеку свойственно быть в обществе, люди строили города, добывали пищу, защищались от врагов, все это делал не один человек, группа людей. Не только взаимопомощь объединяет нас, общение является самым важным элементом культуры. Из поколения в поколение человек передавал опыт, знания, учения, традиции. Человек без традиций не имеет истории. Мы почитаем своих предков, благодарим их и помним. Знание истории своего народа, семьи характеризует духовность человека. Без истории мы никто.
Депрессии, ненависть друг к другу, зависть - результат нехватки духовности. С современным ритмом жизни мы стали очень черствы к окружающим нас людям. Религия это проявление культуры, человеку стоит пересмотреть свои взгляды на духовное и религиозное воспитание. Душевные качества закладываются в детстве, поведение и культура родителей является первым и самым важным примером для детей.
Остановитесь, оцените свою жизнь, культуру, религиозные и духовные взгляды. Каких качеств вам недостает, что вы хотите изменить? Вы не сможете изменить мир, если начнете с себя. Подумайте о том, в каком мире будут жить ваши дети. Неизвестно, что нас ждет дальше. Вернитесь к культуре, духовности, религии, общению, созерцанию прекрасного сегодня. Вашему примеру последуют многие люди, который беспокоятся о будущем цивилизации. У человека есть душа, и он должен всегда стараться наполнить ее жизнью и любовью.
Никогда не поздно вернуться к религии и культуре. Главное понять, что это действительно важно. Религия, как одна из форм культуры, поможет вам совершенствовать и развивать благородные человеческие качества. И ваша душа будет наполнена чистотой, красотой и любовью.

Казахстан - светское государство. Каким должен быть образ светского верующего? Должен ли он чтить и уважать традиции и обычаи своего народа, какова взаимосвязь между религией и историей казахского народа? Об этом и другом читайте в материале Центра исследования проблем религий акимата г. Астаны, сообщает Zakon.kz .

Какими должны быть верующие граждане светского государства?

Светскость и духовность не противоречит друг другу, понятие светскость - это форма управления государством, а духовность - составляющее религии. В светском государстве могут быть различные религиозные течения, единственное правило для них в светском государстве - чтобы все граждане следовали закону, были равны перед ним. Светскость не является идеологией, светскость является формой правления. Образ светского верующего гражданина это, прежде всего, законопослушный гражданин, чтящий, хранящий традиции, обычаи своего народа и имеющий отрицательное отношение к радикальной деструктивной религиозной идеологии.

В чем причина существования традиционных и нетрадиционных религиозных организаций, каковы принципы определения правильного от неправильного?

Понятие традиционное и нетрадиционное религиозное течение - это условное обозначение. Говоря о традиционной религиозной принадлежности, мы исходим из исторической преемственности, а о нетрадиционной - исходя из того, насколько данное течение является для нас относительно новым. Нетрадиционное религиозное течение может быть абсолютно безопасным и вполне нормальным явлением, если является официально признанным на территории Казахстана, не имеющим деструктивного содержания и влияния в своей идеологии, последователи которого являются законопослушными гражданами нашей страны.

Каковы признаки деструктивных религиозных организаций?

Нужно понимать, здесь важны признаки не визуального характера, а признаки, имеющиеся в самой идеологии. Основные признаки деструктивной идеологии религиозных течений это частое употребление таких понятий как «такфир», «тагут», «кафир», «джахилия», «джихад» в диверсионной форме. Если в религиозной организации чувствуются признаки гипноза, потребления наркотических средств (что является одним из частых явлений), если организация выстроена в пирамидальной иерархической форме, имеющая элементы конспирации, то можно полагать, что данная религиозная организация является потенциально радикальной, экстремистской, деструктивной, псевдорелигиозной.

Как обезопасить себя от деструктивных религиозных течений?

Обезопасить себя можно религиозной грамотностью, знанием своей истории и культуры. Многие воспринимают религиозные учения как за буквальные призывы. В религии очень много принципов, это основные понятия, как быть, например, морально-нравственным человеком, порядочным, честным и т.д. Также необходимо отслеживать поправки в законодательство, поскольку юридические нюансы находятся в постоянном, динамичном совершенствовании и очень важно быть юридически осведомленным.

Какова взаимосвязь между религией и традициями казахского народа?

Религия для казахстанца - этническая идентичность, религия и традиции взаимодополняющие друг друга, не противоречащие друг другу составляющие. Верующие граждане, придерживающиеся народных традиций, чтут национальное, историческое достояние, а религия больше относится к духовным принципам, придерживаясь которых верующие граждане чтут духовное достояние. Религия и традиции очень плотно переплетены, в первую очередь, имея единый фундамент в морально-нравственных ценностях.

Является ли нарушением Конституции запрет на ношение хиджаба в школах?

Требования к школьной форме, запрещающие ношение хиджаба, связаны с тем, что любая атрибутика, символ, элемент так или иначе подразумевают под собой пропаганду вероучения, к которому они относятся. Поэтому такие требования обеспечивают равенство всех религий перед законом, принципы светскости и не допускают преимущества какой-либо из религий. Поэтому запрет ношения хиджаба в школах не нарушает Конституцию РК.

Некоторые женщины-мусульманки полностью покрывают себя черным одеянием, тщательно скрывая части тела. Что по этому поводу говорится в исламе?

Хиджаб не является униформой, по исламу необходимо скрывать те части тела, которые называются «ауратом», но каким цветом, какой формы, каким национальным одеянием - не указывается. Это опять-таки принцип, а принципы важно понимать, а не воспринимать буквально. По исламу женщина должна быть одета скромно, опрятно, без вызывающих элементов, демонстрирующих интимные части тела. Это может быть любое национальное одеяние, если оно скрывает основные части тела, не привлекает к себе пристального мужского взора.

В чем особенность придерженности и непридерженности мазхаба?

Мазхаб это готовая форма правильного понимания ислама. Понять это можно на простом примере. Допустим, человек заболел и идет в поле за лечебной травой, но не знает, какое это именно растение, как его собирать, готовить, пить, в какой дозировке и так далее. Здесь есть опасность отравиться, поэтому мы обращаемся в больницы, ходим к врачам и в аптеки. Также и с мазхабом. Очень важно придерживаться мазхаба, т.к. это наиболее безопасная, правильная информации и ее трактовка удерживает нас от заблуждений и ошибок.

Что говорится в шариате о ношении укороченных брюк и бороды?

Во времена Пророка Мухаммада у арабов имелось одеяние (изаар), которое волочилось по земле, и чем оно было длиннее, тем больше подчеркивалось положение человека в обществе. Это было неким проявлением высокомерия. Важно понимать сам принцип: укороченные до щиколотки брюки были проявлением скромности, воспитанием кротости и смирения. Другой немаловажный фактор - подобные укороченные одеяния не пачкаются внизу и тем самым обеспечивают чистоту и личную гигиену. Также и борода, она должна быть аккуратной, опрятной, в том числе в связи с личной гигиеной.

Каково законодательство и юридическая ответственность использование и распространение запрещенной религиозной литературы?

Закон Республики Казахстан запрещает пользоваться и распространять религиозную литературу, запрещенную на территории страны, в т.ч. в социальных сетях. Со списком запрещенной религиозной литературы можно ознакомиться на официальном сайте правовой статистики РК. Согласно статьи 453 КоАП РК (изготовление, хранение, ввоз, перевозка и распространение не территории Республики Казахстан продукции, средств массовой информации…») за распространение запрещенной литературы грозит штраф, а согласно статьи 174 УК РК (возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни) - лишение свободы.