Дифференциация гласных первого и второго ряда. Дифференциация гласных звуков О Ё Логопедическое занятие гласные е ю

Тема: Дифференциация ё - ю в слогах, словах.

Цели: - учить различать на слух в слогах, словах ё - ю;

Учить различать на письме в слогах, словах ё- ю;

Воспитание самостоятельности

Ход занятия.

1. Назвать гласные первого и второго рядов.

2. Определение темы занятия.

*юм, ём, ёт, ют, юн, ён, юс, ён, юс, ёр, юл, юр, ур.

* мо, мю, нё, ню, со, рё, сю, пу, рю, лю, тю, вё.

* юм, мю, ню, ён, ер, рю, рё, ёл. лё, юр, ёс.

Подумайте и скажите, какая тема нашего занятия?

3. Работа со слогами.

Послушайте, запомните, произнесите ряды слогов.

ём-юм мё-мю тё-тю ёт-ют

юм-ём мю-мё тю-тё ют-ёт

мю-мё-мю

мё-мю-мё

4. Сравнение по артикуляции о и у.

ё= йо ю=йу

у (ю) -узкий рот, подбородок не опускается

о(ё)- раствор рта примерно на один палец между зубами(соответственно опускается рот.

5. Чтение слогов по таблицам. Запись слогов под диктовку.

от-ут ну-ню ёт-ют тю-тё

ум-ом ро-ру юм-ём рю-рё

ус-ос гу-го юн-ён лё-лю

ох-ух то-ту ёс-юс мё-мю

6. Дифференциация о-у в словах. Слуховой диктант слов.

Отражённое проговаривание с подниманием соответствующей буквы.

Повторите слово и поднимите соответствующую букву.

*сор, сук, пух, сох, суп. гусь, сом, стул, стоп, лось, круг, слон, лук, спор, звон, звук, стук, стон, куст, кость, хор, спуск, спорт, стуки, урок, клоун, пустой, укол, пушок, шнурки, кусок, густой, уснул, сурок, отпуск.

7. Сопоставление по смыслу и звучанию слова(на картинном материале).

гол-гул сток-стук точка-тучка

ход -худ трос- трус стол- стул

сок- сук стройка- струйка

8. Дифференциация ё-ю в словах(поднять букву).

елка, ёжик, южный, юла, юбка, приём, таёжный. союз, орёл, юрта, каюта, каёмка, салют, юный, бельё, ружьё, приют. прилёг, уютный, съёжился, плёнка, плюшевый, клён, клюшка, плёл, плюс, цвёл, любит, лётчик.

9. Запись слов в два столбика.

ёт, мю, юм, мё, сю, сё, юс, ню, юн, нё, рю, рё.

10. Списывание слов и выделение разными способами (разным цветом).

*юг, мёд, июнь, клён, Лёня, Стёпа, Нюра, ёжик, юрта.

11. Работа с загадками.

Отгадку запишите и выделите ё-ю.

*Я прихожу с подарками,

Блещу огнями яркими,

Нарядная, забавная,

На Новый год я главная. (ёлка)

*Лесом катится клубок,

У него колючий бок,

Он охотится ночами

За жуками и мышами. (ёж)

* Закружится на острой ножке,

Жужжит, как будто бы жучок.

Захочет -вскачь пройдёт немножко,

Захочет- ляжет на бочок. (Юла)

12. Рефлексия.

Тема: Дифференциация ё - ю в словосочетаниях, предложениях.

Цели: - учить различать на слух в словосочетаниях, предложениях ё - ю;

Учить различать на письме в словосочетаниях, предложениях ё- ю;

Развитие кинестетических ощущений;

Развивать слуховое внимание и память;

Развитие мелкой моторики рук;

Воспитание самостоятельности

Оборудование: слоговые таблицы, загадки, карточки слов.

Ход занятия.

1. Самоопределение к деятельности.

Сопоставьте по значению и звучанию слова.

клюв-клёв

плюс-плёс

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Запишите слова графически. Надпишите над соответствующим слогом буквы ё, ю.

*клён, юркий, ковёр, блюдо, самолёт, флюс, свёкла, овёс, плюс, клюква, шлюпка, костёр

3.Постановка учебной задачи.

а)-Словарный диктант.

*клён, клюв, клёв, даю, сплю, полю, бельё, твоё, моё, старьё, люк, лук, лёд, слюда, слёзы, вёз, вьюн, вьют, гнёзда, всё, всю

б)-Спешите слова, подчеркните ё и ю вместе с согласными и ь , стоящим впереди.

*шьёт, пьёт, вьюга, бельё, копьё, вьюнок, старьё, чьё, чью, пьют, льёт, вьюн

4. Построение проекта выхода из затруднения(открытие новых знаний)

а) запишите слова парами

солю -солью

полю -полью

к оленю- оленью

белю- к белью

б)составьте предложения с данными словами и словосочетаниями, подчеркните ё, ю

*на землю, над землёй, всё поле, всю речку, всё море, всю землю, всю дорогу, всё время, всю сметану, всё масло

5.Первичное закрепление во внешней речи.

а) закончите словосочетания, изменяя слова по образцу.

*ворона вьёт, птицы вьют

град бьёт, часы...

курица клюёт, куры...

Юра поёт, дети...

дождь льёт, дожди....

швея шьёт, швеи...

кошка пьёт, кошки...

Люба узнаёт, дети...

Вова даёт, мальчики...

кузнец куёт, кузнецы ...

б) комментированное письмо для записи под диктовку

*У школы клён. Мы любим сидеть у клёна. Гудят пчёлы. Поют птицы.

*Юра и Лёва были у тёти Оли. Тётя купила им коня и юлу. Коня она даёт Юре, а юлу - Лёве .

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.(работа по карточкам)

7. Включение в систему знаний и повторений.

а) -Послушайте предложения, найдите ошибки, исправьте их. Графически запишите предложения правильно.

*Люда лёбит свёклу. Мальчики наблёдали за полётом ласточек. Над избушкой висит хлеба краёшка. Голубь клеёт зерна. Дети собираёт берёзовый сок. Телюнок забрёл в овюс.

б) - Зрительный диктант.

Миша и Ириша любят маму. Они всегда помогают ей. Дети подметают пол, моют посуду, вытирают пыль. Вечером все вместе смотрят телевизор.

в)-Проверочный диктант.

Осень.

Наступила осень. Целый день льёт дождь. Желтеют и падают листья с деревьев. Улетают в тёплые края перелётные птицы. Животные утепляют своё жильё. Скоро вьюга заметёт всю землю.

8.Рефлескивная деятельность.

Конспект индивидуального логопедического занятия.

Тема : Дифференциация гласных ё –ю.

Цель : Закрепление умения различать на письме ё – ю в слогах, словах и словосочетаниях;

Задачи:

Образовательная: учить различать буквы ё –ю, давать артикуляционную характеристику составляющих их звуков, учить дифференцировать буквы ё – ю на письме в слогах и словах;

Развивающие: активизировать и обогащать словарный запас учащихся, развивать фонематический слух, логическое мышление.

Воспитательные: воспитывать внимательность, усидчивость, интерес на занятии.

Оборудование: картинки с мнемотаблицами, алфавит, картинки (в словах которых присутствуют буквы ё и ю), буквы из гафрированной бумаги.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Логопед: Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим

2. Пальчиковая гимнастика.

3. Игра «Назови меня правильно»

Перед учеником раскладываются буквы, сделанные из гафрированной бумаги. С закрытыми глазами ученик должен назвать какие это буквы.

4. Основная часть урока, письменная работа

Задание 1. Обрати внимание на предметные картинки (ёжик, юбка, ёлка, юла, юрта ). Записать первую букву, с которой начинается слово.

Задание 2. Заменить печатные буквы строчными

У, Ю, А, Ы, Я, Е, И, Ё, О, Э.

5. Работа по карточке

Добавь недостающий элемент буквы

Буквы заблудились”. Необходимо вставить в слово подходящую букву.

жик

л тчик

кл ч

кл н

ор л

св кла

козл нок

из м

бер за

л стра

з рна

6. Физминутка.

7. Звукобуквенный анализ слов.

Юбка, юла, ёлка, юрта, лёд, боксер, юнкер, утюг, клюнул, звёзды, звезда?

8. Работа с мнемотаблицами.

9. Подведение итогов занятия

Юленька






все еще



уже


Юленька с юлой крутились.
Мама с папой удивились -
Юля все еще кружит,
А юла уже лежит!

Ира и Ёжик

ПРОСИТ

2

ИЗ-ПОД


Ира и Ежик

Ира просит: "Ежик, Еж!
Ты мне платьице сошьешь?"
Еж ответил из-под елки:
"Ниток нет - одни иголки!"

КАРТОЧКА

ла

жик

кл… ч

з…рна

ор…л

св…кла

козл… нок

из…м

бер…за

вербл…д

кл…н

Семенюта Людмила Васильевна,

Загребина Елена Леонидовна ,

Сабитова Маргарита Кадыровна

Семенюта Людмила Васильевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 1» муниципального образования город Ноябрьск;

Загребина Елена Леонидовна

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 с углублённым изучением иностранных языков» муниципального образования город Ноябрьск;

Сабитова Маргарита Кадыровна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6» муниципального образования город Ноябрьск

Тетрадь самостоятельных работ для учащихся 2 класса с нарушениями речи.

Логопедия, 2 класс.

Самостоятельные работы являются контрольно-измерительными материалами, которые соответствуют структуре (по разделам и темам) рабочей программы «Коррекционно-развивающее обучение учащихся 2 классов с ФФНР/НВОНР» на 1 этапе коррекционной работы («Коррекция нарушений речи у младших школьников/Авт.-сост. С.Е.Дорофеева, Л.В. Семенюта, Л.А.Маленьких.-М.:ТЦ Сфера, 2011.). В ней заложены возможности предусмотренного ФГОС начального общего образования формирования у обучающихся умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Они могут быть использованы учителями-логопедами, родителями, учениками.

Тетрадь самостоятельных работ для учащихся 2 класса с нарушениями речи. I этап.

Самостоятельные работы являются контрольно-измерительными материалами, которые соответствуют структуре рабочей программы «Коррекционно-развивающее обучение учащихся 2 – 4 классов с ФФНР/НВОНР» (по разделам и темам).

Они могут быть использованы учителями-логопедами, родителями, учениками.

г.Ноябрьск


Речь. Предложение. Слово. 4

5

Дифференциация а – я .. 6

Дифференциация у – ю ... 7

Дифференциация о – ё .. 8

Дифференциация ы – и .. 9

Дифференциация э – е .. 10

Дифференциация ё – ю ... 11

Дифференциация С – З .. 12

Дифференциация Ш – Ж ... 13

Дифференциация в – ф .. 14

Дифференциация П – Б .. 15

Дифференциация Т – д .. 16

Дифференциация Г – К . 17

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ с – ш ... 18

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ з – ж ... 19

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Ч – Т’ 20

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ щ – с’ 21

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Щ – Ч .. 22

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Ц – С .. 23

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Ц – Ч .. 24

.. 25

Дифференциация А – О .. 26

Дифференциация И – У .. 27

Дифференциация П – Т .. 28

Дифференциация И – Ш ... 29

Дифференциация Л – М .. 30

Дифференциация К – Н .. 31

Дифференциация Н – П .. 32

Литература .. 33

Самостоятельная работа № 1

Речь. Предложение. Слово.

1. Составь текст, выбрав правильный порядок предложений.

1) Мальчики радовались обильному улову.

2) Они забросили удочки и стали следить за поплавками.

3) В выходной день ребята пошли на рыбалку.

4) Только к вечеру ребята вернулись домой с полными ведёрками рыбы.

5) Ближе к обеду начался клёв.

2. Отметь верные предложения знаком «+»

1) Я учусь на одни пятёрки.

2) У дороги.

3) Бегает высоко прыгает.

3. В каком случае слово, верно разделили на слоги? Отметь знаком «+».

1) рыб-ал-ка

2) у-доч-ка


Самостоятельная работа № 2

Звуко-слоговой анализ. Ударение.

1. Раздели на слоги, поставь ударение.

папа столы думаю огурчик

окно мост рыбаки корзина

2. Собери слова из слогов.

ша, кры -_________ ка, ба, буш -_________

ре, мо -________ ны, мо, ли -_________

3. Сначала выпишите слова, состоящие из одного слога, затем из двух и из трёх слогов. Подчеркните гласные буквы.

Пушка, суп, кошка, сапоги, тыква, ключ, вишни, лук, рысь, брат, ребята, мальчики, стон, капуста, щука, тишина, ракета.


Самостоятельная работа № 3

ТВЁРДЫЕ И МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ.

Дифференциация а – я

1. Прочитай слова. Отметь твёрдые согласные синим цветом, мягкие согласные – зелёным перед гласными А, Я.

Клякса, пряжа, завял, утята.

2. Вместо точек вставь гласную А или Я. Подчеркни мягкие согласные.

п__рус л__мки м__з__ли

п__тки к__ток з__р__дк__

мор__к гл__зной н__м__ли

3. Вставь пропущенные буквы А или Я в предложения.

Д__д__ Миш__ д__л Н__де св__зку ключей.

В__л__ и Кол__ сид__т р__дом.

4.Внимательно прочитай слова и найди ошибки.

Гразь, земла, силяч, салат, вишна.

_____________________________________________


Самостоятельная работа № 4

Дифференциация у – ю

1. Прочитай слова. Отметь твёрдые согласные синим цветом, мягкие согласные – зелёным перед гласными У, Ю.

Клюква, клюшка, нужно, нюхать, клубок.

2. Вместо точек вставь гласную У или Ю. Подчеркни мягкие согласные.

Т__г с__ш__ __н__хал

Р__к р__бл__ __ркн__л

К__с с__н__л кл__н__л

3. Вставь пропущенные буквы У или Ю в предложения.

Ил__ше купили хоккейн__ю кл__шк__.

Павл__ша л__бит кл___кву.

Леплу, верчю, встречайу, ищю, куплю.


Самостоятельная работа № 5

Дифференциация о – ё

1. Прочитай слова. Отметь твёрдые согласные синим цветом, мягкие согласные – зелёным перед гласными О, Ё.

Клёны, кошка, слёзы, гвозди, котёл.

2. Вместо точек вставь гласную О или Ё. Подчеркни мягкие согласные.

Жик п__л__т __п__н__к

Р__л п__т__к ут__н__к

Ршик к__т__л реб__н__к

3. Вставь пропущенные буквы О или Ё в предложения.

У Л__вы в л__дке н__вые в__сла.

Л__шадь вез__т др__ва.

4. Внимательно прочитай слова и найди ошибки.

Слозы, везот, полот, гвёзди, осёл.

_______________________________________________________________________________


Самостоятельная работа № 6

Дифференциация ы – и

1. Прочитай слова. Отметь твёрдые согласные синим цветом, мягкие согласные – зелёным перед гласными Ы, И.

Лоси, глина, зарыл, сынок, глыба.

2. Вместо точек вставь гласную Ы или И. Подчеркни мягкие согласные.

п__рог т__ква ш__р__на

кр__ло в__лка ж__л__ще

зар__л с__нок р__ж__ки

3. Вставь пропущенные буквы Ы или И в предложения.

Дельф__н__ пл__ли к берегу.

З__мой р__б__ ушл__ на дно рек__.

4. Внимательно прочитай слова и найди ошибки.

Рыбак, сапогы, ужынал, машина, крило.

____________________________________________________________________________________


Самостоятельная работа № 7

Дифференциация э – е

1. Вместо точек вставь гласную Э или Е. Подчеркни мягкие согласные.

Хо __скиз __стаф__та

Жиха по__зия __нот

м__тро п__тух __кл__р

2. Вставь пропущенные буквы Э или Е в предложения.

В __льнике жила __жиха с __жонк__м.

П__тя жив__т на ч__тв__ртом __таже.

Екран, пэтух, енот, эльф, електрик.

______________________________________________________________________________


Самостоятельная работа № 8

Дифференциация ё – ю

1. Вместо точек вставь гласную Ё или Ю. Подчеркни мягкие согласные.

бр__вна пл__щ пл__с

вер__вка сер__жки кост__р

т__ль ка__ та л__ __т

2. Вставь пропущенные буквы Ё или Ю в предложения.

Ст__па и Ал__ша по__т свои л__бимые песни.

Рта была т__плая и у__тная.

3. Внимательно прочитай слова и найди ошибки.

Каута, веровка, бровна, плус, тюлень.

_______________________________________


Самостоятельная работа № 9

Дифференциация звонких и глухих согласных.

Дифференциация С – З

1. Вставь в слова пропущенные буквы С и З.

мага__ин __олотая __ле__а

ки__лый __алют ко__мо__

му__ей ла__точка __апа__

2. Вставь в словосочетания пропущенные буквы С и З.

Олотые ли__тья

Апах __ирени

Еленые __о__ны

3. Вставь в предложения пропущенные буквы С и З.

В ле__у по__пела __емляника.

В темном небе __а__ияла __олотая __ве__да.


Самостоятельная работа № 10

Дифференциация Ш – Ж

1. Вставь в слова пропущенные буквы Ш или Ж:

ланды__и но__ницы __а__ки

лягу__ка пиро__ное __ивё__ь

бума__ный ве__алка __емчу__ина

2. Вставь в словосочетания пропущенные буквы Ш или Ж:

ко__аная __апка

Адный медве__онок

кро__ечный мы__онок

3. Вставь в предложения пропущенные буквы Ш или Ж:

В __ивом уголке __ивут мы__и.

После до__дя боль__ие лу__и.


Самостоятельная работа № 11

Дифференциация в – ф

1. Вставь в слова пропущенные буквы В и Ф.

2. Вставь в словосочетания пропущенные буквы В и Ф.

краси__ый сара__ан
__ысокое дере__о
с__ежие __рукты

3. Вставь в предложения пропущенные буквы В и Ф.

Ера закры__ает __орточку.

Федя подарил __иалки __ере __ёдоро__не.


Самостоятельная работа № 12

Дифференциация П – Б

1. Вставь в слова пропущенные буквы П и Б.

аз__ука аль__ом __о__еда

Укварь __альто __у__ен

шай__а __агаж __оку__ка

2. Вставь в словосочетания пропущенные буквы П и Б.

Елые голу__и

соленые гри__ы

с__елые __ананы

3. Вставь в предложения пропущенные буквы П и Б.

Араны __или в __ара__аны.

Елки __ыстро __рыгали с ветки на ветку.


Самостоятельная работа № 13

Дифференциация Т – д

1. Вставь в слова пропущенные буквы Т и Д.

2. Вставь в словосочетания пропущенные буквы Т и Д.

коро__кие __ни

чис__ая посу__а

холо__ная пого__а

3. Вставь в словосочетания пропущенные буквы Т и Д.

Де__и си__я__ по__ с__арым __убом.

В пол__ень __ам гус__ая __ень.


Самостоятельная работа № 14

Дифференциация Г – К

1. Вставь в слова пропущенные буквы К или Г:

сапо_и __апля пу__ов__а

ябло__о __руша по__ремуш__а

Гядки __уби__и пры__ал__и

2. Вставь в словосочетания пропущенные буквы К или Г:

зна__омый __олос

Рибная полян__а

доро__ой подаро__

3. Вставь в предложения пропущенные буквы К или Г:

Света помо__ает маме __опать __рядки.

Соба__а __рызёт __ость под __рыльцом.


Самостоятельная работа № 15

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ с – ш

1. Вставь в слова пропущенные буквы С и Ш.

2. Вставь в словосочетания пропущенные буквы С и Ш.

3. Вставь в предложения пропущенные буквы С и Ш.

Ла__точка __вила гнёзды__ко.

Са__а у__тупил ме__то бабу__ке.


Самостоятельная работа № 16

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ з – ж

  1. Вставь в слова пропущенные буквы З или Ж:

де__урный гво__дика дру__ный

Абор пры__ок му__ыка

Еле__о ра__ре__у __а__им

  1. Вставь в словосочетания пропущенные буквы З или Ж:

Елёный __ук

све__ий во__дух

Елёная лу__айка

  1. Вставь в предложения пропущенные буквы З или Ж:

В небе за__глись __олотые звё__ды.

Имой на окнах сне__ные у__оы.


Самостоятельная работа № 17

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Ч – Т’

1. Вставь в слова пропущенные буквы Ч или Т’.

пе__а__ь __айник __ё__ька

зада__а све__а бабо__ка пя__ёрка __ёло__ка ле__е__ь

2. Вставь в словосочетания пропущенные буквы Ч или Т’.

соско__ила с пе__и

расс__егни замо__ек

ес_ь бульон__ик

3. Вставь в предложения пропущенные буквы Ч или Т.

Полей води__кой цвето__ки в горшо__ке.

В гос__и пришёл Кос__я с ко__ёнком.


Самостоятельная работа № 18

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ щ – с’

1. Вставь в слова пропущенные буквы С" – Щ.

Егол тря__ина мор__ина

я__ду товари__ та__ил__я

у__и__и по__е__ал о__енний

2. Вставь словосочетания пропущенные буквы С"-Щ.

Ердитый стеколь__ик

Емена __авеля

Иний пла__

3. Вставь в предложения пропущенные буквы С"-Щ.

В о__иновой ро__е пи__али __еглята.

Скуля__ий __енок __идел у ве__ей.


Самостоятельная работа № 19

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Щ – Ч

1. Вставь в слова пропущенные буквы Ч или Щ.

пи_а све__а я__и__ек

и__ейка верёво__ка ве__и__ка

мо__алка пе__ера вол__и__е

2. Вставь в словосочетания пропущенные буквы Ч или Щ.

по__товый я__ик

жгу__ие лу__и

о__и__енные ово__и

3. Вставь в предложения пропущенные буквы Ч или Щ.

Но__ью лету__ие мыши покидают убежи__а.

Солне__ный лу__ заглянул в лесную __а__у.


Самостоятельная работа № 20

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Ц – С

1. Вставь в слова пропущенные буквы Ц и С.

коль__о __оловей __ахарни__а

реди__ка пале__ __толи__а

ме__яц мельни__а __ини__а

2. Вставь в словосочетания пропущенные буквы Ц и С.

пе__трая кури__а

Вежая води__а

знакомая ули__а

3. Вставь в предложения пропущенные буквы Ц и С.

На __ухой __кале рас__вел __веток.

Коню на__ыпали ов__а.

На __аре __апели __квор__ы.


Самостоятельная работа № 21

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Ц – Ч

1. Вставь в слова пропущенные буквы Ц и Ч.

гра__и __епо__ка скворе__

Апля молод__ы __истый

п__ёлка у__ени__а вол__и__а

2. Вставь словосочетания пропущенные буквы Ц и Ч.

__ёрная кури__а

отли__ная о__енка

Етырнад__атое __исло

3. Вставь в предложения пропущенные буквы Ц и Ч.

К скворе__нику прилетел скворе__.

Красна пти__а перьями, а __еловек у__еньем.


Самостоятельная работа № 22

Буквы сходные по оптическим и кинетическим признакам. Дифференциация Б – Д

1. Вставь в слова пропущенные буквы Б или Д.

за__ор кори__ор __оро__а

Илет __упло __рига_а

2. Вставь пропущенные буквы Б или Д. Запиши словосочетания.

Елые ле__е__и

О__рая __а__ушка

Линная __оро__а

______________________________________________________________________________

Большую, Володя, поймал, бабочку.

______________________________________________________________________________
Самостоятельная работа № 23

Дифференциация А – О

1. Вставь в слова пропущенные буквы А или О.

ск__зк л__жки р__б__т__

кр__шки кр__ски в__р__н__

2. Вставь пропущенные буквы А или О. Запиши словосочетания.

ус__тый к__тик

сед__я б__р__дк__

н__вый ст__л

______________________________________________________________________________

3. Составь из данных слов предложение и запиши его.

Ротик, котик, лапой, моет.

______________________________________________________________________________


Самостоятельная работа № 24

Дифференциация И – У

1. Вставь в слова пропущенные буквы И или У.

Лей __литка с__к__

кенг__р__ __кол __ч__тель

2. Вставь пропущенные буквы И или У. Запиши словосочетания.

ш__мная __гр__шка

Гривый т__грёнок

с__д__т __л__тка

______________________________________________________________________________

3. Составь из данных слов предложение и запиши его.

Стуле, на, Ирина, сидит.

______________________________________________________________________________


Самостоятельная работа № 25

Дифференциация П – Т

1. Вставь в слова пропущенные буквы П или Т.

ка__ок кру__а ка__ус__а

салфе__ка __арус __ру__ик

2. Вставь пропущенные буквы. Запиши словосочетания.

Ляжный кос__юм

Анцевальная __ара

Ома__ная __ас__а

______________________________________________________________________________

3. Составь из данных слов предложение и запиши его.

На, сидит, стуле, Ирина.

______________________________________________________________________________


Самостоятельная работа № 26

Дифференциация И – Ш

1. Вставь в слова пропущенные буквы И или Ш.

Р__ска мы__ка __гру__ка

Гла пу__ка __збу__ка

2. Вставь пропущенные буквы И или Ш. Запиши словосочетания.

х__трая ко__ка

мам__на ча__ка

р__совая ка__а

______________________________________________________________________________

3. Составь из данных слов предложение и запиши его.

Шарф, бабушка, вяжет, Саше.

______________________________________________________________________________


Самостоятельная работа № 27

Дифференциация Л – М

1. Вставь в слова пропущенные буквы Л или М.

ко__ар __одка __е__кий

по__ощь __арка __а__ина

2. Вставь пропущенные буквы Л или М. Запиши словосочетания.

Е__кий __ук

И__оный сок

Исья __орда

______________________________________________________________________________

3. Составь из данных слов предложение и запиши его.

Кисель, Марина, малиновый, любит.

______________________________________________________________________________


Самостоятельная работа № 28

Дифференциация К – Н

1. Вставь в слова пропущенные буквы К или Н.

ба__ти__ клоу__ __озлё__о__

Анава __и__ка __и__о

2. Вставь пропущенные буквы К или Н. Запиши словосочетания.

Лубо__ __ито__

и__терес__ое __и__о

крас__ый ба__ти__

______________________________________________________________________________

3. Составь из данных слов предложение и запиши его.

Купила, бант, красный, Марина.

______________________________________________________________________________


Самостоятельная работа № 29

Дифференциация Н – П

1. Вставь в слова пропущенные буквы Н или П.

Ушка ка__ава __авли__

А__ка к__ига __а__ама

2. Вставь пропущенные буквы Н или П. Запиши словосочетания.

си__яя __а__ама

зуб__ая __аста

шерстя__ые __оски

______________________________________________________________________________

3. Составь из данных слов предложение и запиши его.

Получил, папа, письмо, заказное.

______________________________________________________________________________


Литература

1. Барылкина Л.П., Матраева И.П., Обухова Л.П. Эти трудные согласные: Как помочь ребёнку с нарушениями процесса письма и чтения: Пособие для учителей, логопедов и родителей. – М.: 2005.

2. Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. Выпуск 1. – М.: Книголоюб, 2003.

3. Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Выпуск 2. Часть 2. Дифференциация звонких и глухих согласных. – М.: Книголоюб, 2005.

4. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: ВЛАДОС, 2001.

5. Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Коррекционная работа со школьниками с НВОНР или ОНР на первом этапе обучения. – Воронеж: Изд-во «Учитель», 2000.

6. Козырева Л.М. Загадки звуков, букв, слогов. Тетрадь для логопедических занятий № 1.– Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001.

7. Козырева Л.М. Тайны твёрдых и мягких согласных. Тетрадь для логопедических занятий № 2.– Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001.

8. Козырева Л.М. Различаем глухие и звонкие согласные. Тетрадь для логопедических занятий № 3.– Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001.

9. Козырева Л.М. И свистящие, и шипящие, и самые звонкие… Тетрадь для логопедических занятий № 4.– Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001.

10. Мазанова Е.В. Логопедия. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь 1. М.: ООО «Аквариум БУК, 2004.»


11. Мазанова Е.В. Логопедия. Оптическая дисграфия: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь 5. М.: ООО «Аквариум БУК, 2004.»

12. Мазанова Е.В. Логопедия. Преодоление нарушения письма: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь 2. М.: ООО «Аквариум БУК, 2004.»

13. Мазанова Е.В. Учусь не путать буквы. Альбом 1. Упражнения по профилактике и коррекции оптической дисграфии / Е.В.Мазанова. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006.

14. Мазанова Е.В. Учусь не путать буквы. Альбом 2. Упражнения по коррекции оптической дисграфии / Е.В.Мазанова. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006.

15. Мазанова Е.В. Учусь не путать звуки. Альбом 1. Упражнения по коррекции акустической дисграфии у младших школьников / Е.В.Мазанова. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006.

16. Мазанова Е.В. Учусь не путать звуки. Альбом 2. Упражнения по коррекции акустической дисграфии / Е.В.Мазанова. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006.

17. Мазанова Е.В. Учусь работать с текстом. Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза / Е.В.Мазанова. М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2007.

18. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников.

19. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. – М.: АРКТИ, 2007.

Думаю, хотя бы один раз в два-три года появляются ученики, в письменных работах, которых встречаются стойкие замены букв й – е. Как правило, у таких ребят помимо смешения на письме букв й – е встречаются и другие специфические «ошибки» при выполнении письменных работ, такие как: пропуски, перестановки, вставки гласных и согласных букв, слогов; замены согласных по акустическому и/или акустико-артикуляционному признаку; смешение гласных букв ё-ю; написание гласных I ряда вместо гласных II ряда после мягких согласных (а-я, о-ё, у-ю,); смешение букв по их сходному начертанию (д-б, и-у, п-т и др.). В подобных случаях по отношению к таким нарушениям письма принято применять термин дисграфия. При этом в диктантах наблюдается немалое количество орфографических и грамматических ошибок.

Помимо вышеперечисленного, у таких учащихся, по сравнению со сверстниками, не имеющими подобных нарушений, часто наблюдается недостаточный уровень развития памяти, слухового (фонема тического) и пространственного восприятия, мышления. Дети, в большинстве своем, путаются в определении правой и левой сторон, неточно употребляют предлоги, наблюдается заметное снижение качественного состава словаря, трудности вызывают операции обобщения, нахождения сходства между понятиями и др. У учащихся с дисграфией, чаще всего наблюдается недостаточность произвольного внимания, повышенная отвлекаемость, и, как следствие, пониженная работоспособность, утомляемость. Недостаточно сформировано чувство саморегуляции, самоконтроля. Все вышеперечисленные особенности детей-дисграфиков в результате являются причиной невысокого уровня учебной деятельности .


Поэтому вупражнениях на дифференциацию букв й – е даются различные задания на уровне слов, словосочетаний и предложений, которые будут способствоватьне только формированию умения не путать буквы й – е на письме, но и формировать, развивать такие умения и навыки, которые, в дальнейшем, помогут учащимся успешно осваивать программу по изучению русского языка . В упражнения включены задания на закрепление умения делить слова на слоги, ставить ударение, находить и выделять гласные, твердые и мягкие согласные буквы. Даются задания на словоизменение , словообразование , подбор родственных слов, уточнение значения некоторых слов, определение оттенков значения слов. При выполнении грамматических заданий закрепляются понятия слово, словосочетание, предложение; в работе над предложением закрепляется умение выделения главных членов предложения. При самопроверке написанных учеником слов, словосочетаний, предложений происходит формирование навыков самоконтроля, самокоррекции.

В самом начале работы с учеником (не забываем, что мы работаем с учащимися начальной школы) над дифференциацией букв й – е на письме необходимо уточнить, что буква е– гласная, которая тянется, т. е. может произноситься долго (уточнять, что буква е состоит из двух звуков йэ не нужно), а также, как и все гласные, имеет слогообразующее значение. Буква же й обозначает мягкий согласный звук и произносится коротко, что обозначается в её названии – и-краткая. Можно попробовать написать два имени прилагательных в единственном числе мужского рода и во множественном числе (добрый – добрые). Далее попросить ребенка определить, сколько слогов в каждом слове (доб-рый - 2 слога, доб-ры-е – 3 слога), после чего уточнить, что в слове добрый буква й входит в состав второго слога, а в слове добрые третий слог состоит из одной гласной буквы е. Делаем вывод, что для самопроверки, в случае сомнения, какую букву писать - й или е, нужно разделить слово на слоги и проверить, как звучит на слух й(е) долго или коротко. Как правило, такой прием помогает ученику в дальнейшем не смешивать буквы й – е на письме.

УПРАЖНЕНИЯ.

1. Прочитай слова. Раздели слова на слоги. Поставь ударение. Подчеркни все буквы е красным карандашом, буквы й зеленым. Объясни, почему буквы е подчеркиваются красным, а й – зеленым.

Майка, лейка, копеечка, ручей, рисование, помойка, воробей, реечка, трамвай, решение, скамейка, рисует, зайка, кофейник, рай, пение, чайник, муравейник, чтение, трамвай

Устно определи, какие слова отвечают на вопрос кто?, а какие - на вопрос что?

2. Прочитай слова, произнося выделенные буквы й – коротко, е – протяжно. Сравни значения слов каждой строке.

Составь и запиши словосочетания со словами под №2, 7.

Например: белые облака – белый плащ – белее снега

1.Нарисуй – нарисуешь – нарисует

2.Слушай – слушаешь – слушает

4. Решай – решаешь – решает

5.Дуй – дуешь – дует

6.Вымой – вымоешь – вымоет

7.Считай – считаешь – считает

Составь и запиши словосочетания со словами под №2, 5.

Например: нарисуй дерево – (ты) нарисуешь человека – (он, она) нарисует дом

2.3.Прочитай сначала слова, написанные слева, затем – справа. Чем отличаются слова?


Майка – маечка

Лейка – леечка

Копейка – копеечка

Скамейка – скамеечка

Лайка – лаечка

Составь и запиши словосочетания со словами скамейка, скамеечка. В слове скамейкаподчеркни гласные Iряда одной красной чертой, II ряда – двумя красными чертами, твердые согласные –синим цветом, мягкие согласные – зеленым. Раздели слова скамейка и скамеечка на слоги, поставь ударение.

3. Прочитай слова. Объясни значение слов. Если слова тебе непонятны, спроси у взрослых или найди их значение в словаре. Запиши, изменяя слова так, чтобы из большого предмета получилсямаленький. Раздели слова на слоги, подчеркни буквы е красным карандашом, буквы й зеленым.

Например: сойка - соечка

Майка, лайка, сойка, рейка, стойка, стройка, сайка, гайка, фуфайка.

4. Отгадай загадки. К каждому отгаданному слову придумай и запиши 2 родственных слова.

Например: соловей – соловьиная, соловушка

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
"Пейте чай, вода вскипела!"
(

Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крохи собирает.

Птица слов немало знает,

Все на свете повторяет!

Сюртучок на птице пестрый,

Клюв – изогнутый и острый!

Братцы в гости снарядились,

Друг за друга уцепились

И помчались в путь далёк,

Лишь оставили дымок.

Спозаранку за окошком

Стук и звон, и кутерьма.

По прямым стальным дорожкам

Ходят красные дома.

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год.

Бегу я, как по лесенке,

По камушкам звеня,

Издалека по песенке

Узнаете меня.

(Слова-отгадки: воробей, чайник, попугай, поезд, трамвай, ель, ручей)

5. Измени слова в словосочетаниях так, чтобы из одного предмета получилось много:

Например: большой дом – большие дома

Высокий стол, широкий диван, старый шкаф, строгий дежурный, опасный поворот, чистый костюм, светлый класс.

Перепиши, раздели на слоги, поставь ударение. Подчеркни все буквы е красным цветом, буквый зеленым.

6. Прочитай слова с предлогами. Перепиши, раздели на слоги, поставь ударение. Подчеркни все буквы е красным цветом, буквый зеленым. Устно составь предложения с первым и последним словом с предлогом.

Перед трамваем, за чаем, в мае, около лейки, на скамеечке, с линейкой, за урожаем, в чайнике, с копейкой, около деревьев, на стройке, за чайкой.

7. Прочитай. Найди, исправь ошибки и запиши словосочетания, заменяя там, где нужно буквы й на е или е на й.

Например: рыжий муравее – рыжий муравей

Рыжий муравее, белая чаека, чистая майчка, шустрый заечик, новая копеека, вымоет чаеник, пустое кофееник, подуе на чае, на зелёной скамейчке, думать над решенийм, ехать в трамвай, мечтайт об отдыхе, решайм задачу.

Перепиши словосочетания, исправь допущенные ошибки. Объясни свой выбор.

8. Вставь буквуй или е. Запиши словосочетания.

Большая стро…ка, зажига…т свет, звонки… солове…, Серге… Алексе…вич, реша…м задачу, шустры… воробе…, выле… воду, ...лена Андре…вна

Объясни, почему слова Сергей Алексе…вич, …лена Андре…вна пишутся с большой буквы. Вспомни и назови, какое имя и отчество у твоей мамы, твоего папы, дедушки, бабушки.

9. Прочитай предложения. Вставь букву й или е.

Налужа…ку прискакал серы… за…чишка. Никола…, закро… форточку – из окна сильно ду…т в спину. Придума… предложени… о стро…ке. Реша…м эти примеры устно. Большо… мураве…ник был виден издалека. Весно… к нам прилета…т много разных птиц. Под старо… …льюрасположилась семе…ка жёлтых сыро…жек.

Прочитай и проверь себя.

10. Вспомни сказочных персонажей, литературных героевв именах которых есть буквы й или е. (Елена Прекрасная, Кощей Бессмертный, Соловей-Разбойник, Дюймовочка, Пьеро, царь Берендей, доктор Айболит, Бармалей, королевич Елисей …)

Запиши их.

11. Запиши под диктовку словосочетания:

Налей в чайник, ехать в трамвае, перейти через ручей, новые копеечки, весёлый воробей, звонкое пение, хитрый муравей, зелёные скамейки, рисует зайца, вкусный каравай, белые маечки, много стульев, отдыхать в мае и т. д.

Проверь себя. Раздели слова на слоги, поставь ударение. К словам зелёные, воробей придумай по 3 – 5 родственных слов, подчеркни в родственных словах общую часть.

12. Прочитай пословицы. О чем они? Прочитай ещё раз. Запиши пословицы по памяти.

Добрый добру научает, а злой на зло наставляет.

Человек без друзей – что дерево без корней.

Новых друзей наживай, а старых не забывай.

На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай да свой добывай.

Откладывай безделье, да не откладывай дела.

Запиши выражения по памяти, проверь себя, раздели слова на слоги.

13. Прочитай скороговорки сначала медленно, потом быстро. Прочитай еще раз и запиши по памяти.

У ежа и ёлки иголки колки.

Веселей, Савелий, сено пошевеливай.

Михейка на скамейке плетёт лапти Андрейке.

Прочитай еще раз и проверь, правильно ли ты все написал(а). Подчеркни буквы е красным цветом, буквы й – зелёным.

14. Запиши по памяти. (Логопед читает первое предложении е, состоящее их двух слов. Ученик повторяет и записывает. Затем второе предложение … и т. д.)

Андрей рисует.

Андрей Алексеев рисует.

Андрей Алексеев рисует трамвай.

Андрей Алексеев рисует желтый трамвай.

Андрей Алексеев рисует большой желтый трамвай.

Проверь себя. Раздели слова на слоги, поставь ударение. Во всех предложениях найди и подчеркни главные члены предложения.

15. Запись предложений под диктовку.

Мама купила Рае новые майки. В сарае стояли две ржавые лейки. Дмитрий рисует майскую розу. Старый воробей уселся на самой крепкой ветке. Высоко над морем летали белые чайки. Евгения Михайловна испекла для гостей пышный каравай. У Егора сегодня хорошее настроение. Елена поставила на стол пирог с ежевикой. Приехал Емеля на печке прямо к царскому дворцу.

Медленно, по слогам прочитай предложения. В третьем и четвертом предложениях найди и подчеркни главные члены предложения.

Словарик:

Имена существительные:- майка (маечка), лайка (лаечка), стойка, сойка, зайка, помойка, чайка, рейка, лейка, копейка, стройка, гайка, тройка, фуфайка, двойка, лужайка, семейка;

Лай, чай, май, рай, ручей, воробей, соловей, муравей, трамвай, каравай, сарай, герой, попугай;

Муравейник, чайник, кофейник, сотейник, затейник, репейник;

Егор, Андрей (Андреевна, Андреевич), Сергей (Сергеевна), Алексей (Алексеевна), Михайловна, Дмитрий (Дмитриевна) и т. д.

Настроение, еда, поединок, единица, здание, ежевика, егоза, поезд, переезд.

Имена прилагательные: - белый – белые. Имена прилагательные мужского рода и имена прилагательные множественного числа, имена прилагательные, образованные от имен существительных (см. выше): чайный, гаечный и т. д.

Ежевичный, единый.

Глаголы: - мой (моет, моем, моете), помой, вымой, слушай, налей, перелей, залей, закрой, открой, зажигай, дай, стой, рисуй, нарисуй, дуй, думай, дергай, считай, решай, копай, мечтай, летай, пой, ехать.

Лиература:

1. Живое русское слово. Русские народные пословицы и поговорки/ Сост. - М.: Гос. изд. детской литературы Мин. просвещения РСФСР, 1961.

2. Детские скороговорки / Запись и сост. Г. Науменко. – М.: Планета детства, 1999.

3. Игры, ребусы, загадки для младших школьников. Популярное пособие для родителей и педагогов/ Сост. – Ярославль: Академия развития: Академия, Ко: Академия Холдинг, 2001.

Открытое занятие

по теме: «Дифференциация звуков и букв Е-Я в словосочетаниях и предложениях»

3 класс

подготовила и провела учитель-логопед

МОУ СОШ № 5 г. Георгиевска

Бородина О.Н.

2011 г.

Цели занятия:
1.Учить детей различать звуки и буквы е-я в словосочетаниях, предложениях.

2. Развитие фонематического восприятия, памяти, внимания и речи.

3.Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование:

картинки, карточки-символы е-я , мяч, логопедические упражнения (раздаточный материал), таблички с наименованием станций, письмо от жителей города Догадайска, плакат с изображением города, цветные карандаши, карты самонаблюдения, карточки с заданиями, схемы-таблицы, запись песни «Голубой вагон» В.Шаинского.
Ход занятия.


  1. Организационный момент.

Сегодня, ребята, мы отправляемся в путешествие. А на чем, догадайтесь.

Загадка :

Братцы в гости снарядились,

Друг за другом прицепились

И помчались в путь далёк,

Лишь оставили дымок. (поезд)

Правильно, путешествовать мы будем на поезде. На станциях, где наш поезд будет останавливаться, мы будем выполнять какое-либо задание. Когда справимся с заданием, можем отправляться дальше. Сейчас представьте, что вы находитесь в поезде, и в путь! (Звучит песня «Голубой вагон»)

II. Закрепление пройденного материала.
1-я станция Город Догадайск
- Ребята, прежде чем мы с вами попадём в город Догадайск, давайте выполним артикуляционную гимнастику.
Артикуляционная гимнастика.
Повторение звуков: и, э, а, я, е, у.
- Ребята, какие звуки вы вспомнили? (е,я).
Сообщение темы и цели.
- Правильно, мы различали эти звуки на прошлом занятии. Сегодня мы будем продолжать учиться различать звуки и буквы е-я (рассмотрение схем-таблиц). Давайте их закрепим, выполнив первое задание мы сможем попасть в город Догадайск.

Записываем число, тему.
Логопед предлагает учащимся поднять карточку-символ с изображением той буквы, которую дети услышат в слове.
Слова: мяч, яблоко, енот, вишня, снег, ежата, листья, пенал.
- Молодцы, вы справились с заданием. Мы въезжаем в город Догадайск.


  1. Знакомство с новым материалом.

1 задание. Графический диктант.
- Дети, в городе Догадайске живут очень умные и любознательные жители. Они приготовили вам задание. (Логопед читает задание).

Логопед показывает картинки, учащиеся называют предметы, изображенные на них и называют звук в слове (е-я), затем записывают соответствующую букву.
Картинки: яблоко, берёза, колесо, огурец, мяч, часы , заяц, верблюд, конфета, петух, ведро, шляпа.
2-я станция Письменная
2 задание. Работа у доски.

Итак, вторая станция называется Письменная. Я думаю вы понимаете, что нам с вами нужно выполнить следующие письменные задания.
На доске записаны слова с пропущенными буквами (е-я), дети должны вставить пропущенные буквы и записать в тетрадь.
Слова: якорь, село, стекло, поля, река, ряды, плечо.
Пальчиковая гимнастика.


  1. Массаж пальчико в.

  2. Ворота.

  3. Деревья и корни.
3 задание. Работа по карточкам.

Исправьте ошибки (подсказка: 5 ошибок).

Слова: радом, мисто, сиять, дядя, стоять, змее, тенуть, музей, тежёлый.

Вы справились с заданиями, отправляемся в путь.

3-я станция Загадочная

Ребята, третья станция на которой мы остановимся, называется Загадочная. Что мы будем делать на этой станции? Правильно, отгадывать, но не загадки, а ребусы.

4 задание. Дети разгадывают ребусы (ветер, столяр, воробей, вишня, весна).

5 задание. Прослушивание текста.

Ясная поляна.

Много на Руси красивых мест. Вот Ясная поляна. Здесь родился и провёл почти всю жизнь Лев Николаевич Толстой. Здесь он посадил берёзовую рощу. Хороша роща ранней осенью! Вся она стоит золотая. Это было любимое место писателя. Он здесь отдыхал и работал.

Ребята, а кто сможет объяснить смысл слова родина? (дети объясняют).

А как называется ваша малая родина? (Георгиевск).

Да, у каждого человека есть своя малая родина. Каждый человек должен помнить, любить и беречь свою родину.

Сейчас я раздам вам текст, вы должны обвести буквы Я – зелёным карандашом, а Е – синим. (учащиеся выполняют).

Взаимопроверка.

4-я станция Старательная

Дети, последняя станция на которой мы остановимся, называется Старательная. На ней нам с вами нужно постараться правильно зашифровать в словосочетаниях буквы е-я.

6 задание. Шифровка.

Учащимся даются словосочетания под диктовку, записывая их, дети должны зашифровать буквы е (0) – я (v).

Словосочетания: длинный пояс, сильный ветер, синяя лента, маленькие утята, алая заря.

IV Итог занятия.

Игра «Отгадай» с мячом.

Слова: яма, ель, сядь, перо, стена, зеркало, мята, телята.

Ребята, чем сегодня на занятии мы занимались?

Заполнение карт самонаблюдения.

Занятие законченно, до свидания.


страница 1