Конспект занятия «Оказание первой медицинской помощи. Классный час «Оказание первой медицинской помощи Открытый урок оказание первой медицинской помощи

Евгения Гусева

Цели занятия:

1. Показать детям, что оказание первой помощи – дело не трудное и под силу даже 4-летнему ребенку

2. Усвоить с детьми, что первая помощь начинается с команды «СТОЙ!»: главное – безопасность для самого себя)

3. Запомнить с детьми алгоритм действий при возникновении ЧС

4. Отработать навык укладывания человека в безопасное стабильное положение

5. Определить, что необходимо сообщить в службу спасения

Форма проведения: занятие проводится в подгруппах 6-12 детей от 4 до 14 лет; с одной группой работает один инструктор и два помощника.

Продолжительность: 20-25 минут.

Оборудование на одну группу: стулья по количеству детей; 2-4 коврика, имеющие дорожную разметку, наклеенную скотчем так, чтобы выглядеть как участок дороги с двумя тротуарами, два телефона.

Ход занятия:

Инструктор: Наше занятие посвящено первой помощи и тому, как помочь человеку, если ему вдруг стало плохо. В первую очередь, и это самое главное, вам надо позвать взрослых и вызвать службу спасения. Кто знает, по какому телефону надо позвонить, чтобы вызвать помощь (скорую?

Дети: 03, 01.

Инструктор: Правильно. Это все правильные телефоны. Но их много, и чтобы в них не путаться, давайте мы с вами запомним только один номер: 112 . Давайте все вместе повторим еще раз, чтобы хорошо запомнить: 112. А теперь давайте попробуем позвать на помощь взрослых. Покажите, как вы это будете делать.

Дети показывают. Затем инструктор объясняет и показывает, как это делать правильно:

Подняв руки вверх (руки надо поднимать, чтобы казаться выше и быть заметнее, громко кричать: «Помогите, человеку плохо!»

Если находишься в закрытом помещении (например, в комнате, выйти в коридор

Если видишь человека (без разницы, много людей вокруг или мало, надо подходить конкретно к нему, брать его за руку, ему говорить: «Дядя\тетя, помогите, там человеку плохо!» и за руку отводить его к пострадавшему

Дети по очереди отрабатывают этот навык.

Инструктор: Молодцы. Теперь все отворачиваются (все дети поворачиваются спиной к классу ). Представьте, что вы идете по улице, гуляете с другом…

Пока дети стоят спиной, один из помощников инструктора ложится на коврик с разметкой дороги лицом вверх, изображая пострадавшего без сознания, так, что дети стоят на одной стороне дороги, пострадавший – на другой.

Инструктор: Теперь поворачивайтесь… и вдруг увидели: человеку плохо. Что будете делать?

Дети зовут взрослых так, как только что тренировались.

Инструктор: Хорошо, молодцы. Но на помощь к нам пока никто не пришел. Что же вы тогда будете делать?

Дети: Помогать сами.

Инструктор: Хорошо, тогда помогаем. Покажите, что вы будете делать.

Обычно в этой ситуации дети (как впрочем, и взрослые) всей толпой сразу подбегают к пострадавшему и трясут его за плечо, руку или ногу, в зависимости от его положения.

Инструктор: Все, ребята! К сожалению, вы больше никому не поможете, т. к. вы сами пострадали! Посмотрите внимательно: наш потерпевший лежит не просто на ковре, он лежит на ДРУГОЙ СТОРОНЕ ДОРОГИ ! Это значит, что когда вы побежали к нему, вы стали перебегать дорогу в неположенном месте, а машины-то ездят! Это опасная ситуация?

Дети: Опасная.

Инструктор: И в такой ситуации помощь нужна будет вам самим! Из этой истории мы делаем вывод: прежде, чем оказывать помощь кому-то другому, надо убедиться, что ТЕБЕ САМОМУ НИЧЕГО НЕ УГРОЖАЕТ ! Когда что-то случается с другим человеком, мы всегда сразу бежим ему помогать, а на бегу мы не можем понять, опасно там или нет. Для того, чтобы в этом убедиться, надо выполнить простую команду: «СТОЙ! » и топнуть ножками, как солдаты: «Раз, два!». Все повторяем за мной: «СТОЙ! Раз, два! ».

Дети все вместе репетируют этот нехитрый прием, сначала под команду инструктора: «СТОЙ! Раз, два!», а потом командуя каждый сам себе.

Инструктор: Если ты один увидел, что произошла беда, то достаточно только топнуть ножками. Но если вас несколько человек? Вот вы уже знаете, что нужно остановиться и топнуть, но другие этого могут и не знать, а значит они, как и вы в начале, сразу побегут вперед. Поэтому вам нужно не только самим остановиться, но и других остановить ! Для этого нужно, выполняя самому команду: «СТОЙ! Раз, два!», расставить руки в стороны и не дать другим пройти вперед.

Инструктор показывает, и дети репетируют.


Инструктор: После того, как мы остановились, надо проверить, есть ли опасность вокруг. Для этого мы смотрим по сторонам. Посмотрели все вверх: на нас что-нибудь падает сверху?

Дети: Нет.

Инструктор: Теперь посмотрели вправо: там есть что-то опасное?

Дети: Нет.

Инструктор: Теперь влево: там что-то опасное есть?

Дети: Нет.

Инструктор: Обернулись назад: а там?

Дети: Нету.

Инструктор: А теперь посмотрели на самого пострадавшего: есть ли вокруг него что-то, что может быть опасным, например, провода или большая злая собака?

Дети: Ничего нет.

Инструктор: Мы убедились, что ничего опасного вокруг нет, и только теперь мы можем пойти помогать человеку. Давайте еще раз отрепетируем, что надо делать.

Дети вместе с инструктором снова повторяют все команды: «СТОЙ! Раз, два! Посмотри вверх, вправо, влево, назад, вперед на пострадавшего».

Инструктор: Теперь, когда опасности вокруг нет, давайте пойдем помогать нашему пострадавшему. Первое, что нужно сделать, это позвать самого человека, вдруг он просто спит, а мы уже зовем на помощь. Итак, мы зовем: «Тетя, тетя!» (или «Дядя, дядя!», если лежит мужчина).

Дети подходят ближе и повторяют все действия и слова за инструктором. Если дети сами не подходят, инструктор приглашает их подойти поближе.

Инструктор: Позвали – она \ он не откликнулась, наверное, крепко спит! Теперь давайте позовем еще раз и аккуратно дергаем за плечо: «Тетя, тетя!».

Дети снова повторяют все движения.

Инструктор: Все равно не откликается, значит точно не спит, а что-то случилось. Поэтому мы сразу зовем на помощь: поднимаем ручки вверх и кричим: «Помогите, человеку плохо!».

Дети выполняют действие.

Инструктор: Пока к нам на помощь никто не пришел, давайте проверим: дышит человек или нет. Для этого садимся на корточки (дети садятся на корточки вокруг пострадавшего ) и внимательно смотрим на его грудную клетку и живот. Нам надо насчитать три вдоха.

Дети смотрят на пострадавшего и вместе с инструктором считают вдохи.

Инструктор: Три вдоха насчитали, значит человек дышит сам. Но лежа на спине ему дышать не удобно. Лучше перевернуть его на бок. Теперь отойдите немного в сторону, я покажу, как это сделать.

Дети встают и отходят немного в сторону. Инструктор показывает, как повернуть человека в безопасное стабильное положение.




Инструктор: Теперь нашему пострадавшему будет легче дышать и он ничем не подавится. А нам остается только вызвать скорую помощь и сообщить, что произошло. По какому номеру будем звонить?

Дети: 112.

Инструктор: Правильно.

Инструктор берет телефон и дает его одному ребенку. Ребенок набирает номер, а инструктор изображает оператора службы спасения.


Инструктор: Але. Это служба спасения. Я вас слушаю.

Ребенок: Здесь человеку плохо.

Инструктор: Опишите, что случилось.

Ребенок: Человек лежит на земле.

Инструктор: Он откликается, когда вы его зовете?

Ребенок: Нет, но он дышит.

Инструктор: Хорошо. А где вы находитесь?

Ребенок: .

Здесь инструктор объясняет, что для того чтобы вызвать скорую помощь, надо знать адрес, где вы находитесь, и рассказывает, как его можно узнать (спросить у взрослых, посмотреть на углу дома). Затем инструктор называет адрес места проведения занятия и просит ребенка повторить его по телефону.

Инструктор: Отлично. Мы с вами научились всему, что нужно сделать, если человеку стало плохо. Теперь, чтобы хорошо запомнить, давайте по очереди сделаем все с самого начала.

Все дети возвращаются на стулья. Помощники инструктора ложатся на коврики на некотором расстоянии друг от друга. Дети по очереди по одному подходят к пострадавшим (если времени остается мало, а группа большая, то по парам) и самостоятельно повторяют весь алгоритм: стой, проверка опасности, проверка сознания, позвать на помощь, проверка дыхания, поворот в боковое положение, звонок в скорую. При необходимости инструктор подсказывает, помогает, поправляет.

Когда все дети отработают самостоятельно, инструктор еще раз кратко повторяет алгоритм и затем благодарит за участие.


Это мини-занятие было с успехом проведено в рамках проекта "Стань врачом вместе с ЕМИАС" 1-9 ноября 2014 года на ВДНХ в Москве.

Для проведения этого занятия педагогам желательно предварительно самим пройти обучение первой помощи.

Занятие 1 (4 ч.)

Тема: Понятие о неотложных состояниях. Классификация травм. Ушибы, ранения, укусы животных, кровотечения.

Цель: познакомиться с понятиями и отработать мануальные (выполняемые руками) навыки оказания первой помощи при перечисленных состояниях.

НЕОТЛОЖНЫМИ СОСТОЯНИЯМИ в медицине называются те, при которых требуется немедленная помощь. При ее отсутствии происходят изменения органов и тканей организма, ведущие к смерти или инвалидности.

Среди неотложных состояний, при которых должна быть оказана доврачебная медицинская помощь, на одном из первых мест стоят различные травмы.

Травма - это повреждение органа или ткани в результате внешнего воздействия.

Травмы бывают:

А) механические (ушибы, раны, вывихи, растяжения, переломы);

Б) химические (ожоги кислотами и щелочами);

В) психические (испуг, трагическое известие);

Г) электротравмы (удар электрическим током, попадание молнии);

Д) термические (ожоги, отморожения, солнечный и тепловой удары).

Ушибы - это внутренне повреждение тканей организма.

Ушибы возникают в результате резкого воздействия большой силы.

Последствия ушиба - нарушение целостности сосудов без повреждения кожи, внутреннее кровоизлияние.

Первые признаки: боль, припухлость и покраснения на месте ушиба.

Внимание! При ушибах внутренних органов (сердца, почек, печени и др.) единственным признаком может быть боль.

Первая помощь: уменьшить степень кровоизлияния и снизить ощущение боли.

СПОСОБ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ: приложить к ушибленному месту предмет, имеющий температуру ниже температуры кожи (температура кожи от 34 до 35°). Можно приложить лед, снег, емкость с холодной водой, мокрую холодную ткань, металлическую ложку.

ПОМНИТЕ: чем скорее вы охладите место ушиба, вызвав спазм (сжатие) пораженных сосудов, тем легче будут последствия травмы.

Внимание! При подозрении на ушибы внутренних органов немедленно обратитесь к врачу.

Раны - это открытые повреждения мягких тканей. Раны бывают колотые, резаные, рубленые, рваные, огнестрельные, укушенные.

Тяжесть последствий ранения зависит:

А) от места ранения;

Б) от глубины раны;

В) от степени загрязнения;

Г) от вида микроорганизмов, попавших в рану. Ранение кожи может пройти без видимых последствий. Ранение мозга всегда имеет тяжелые осложнения, вплоть до глубокой инвалидности или смерти. Лечение глубоких ран требует дополнительного хирургического вмешательства. Кожа и слизистые оболочки препятствуют проникновению инфекционных агентов и ядовитых веществ в кровяное русло. Инородные тела (частицы земли, песка, растительная пыль и пр. провоцируют воспалительную реакцию на месте внедрения. Попадание некоторых микроорганизмов (например, возбудителя столбняка) смертельно для человека.

Первые признаки ранения: нарушения целостности покровов (кожи или слизистой), кровотечения различной силы, боль.

Первая помощь: очистить рану и прекратить контакт внутренних тканей с внешним миром.

СПОСОБЫ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ: в случае загрязнения очистить рану, промыв ее перекисью водорода или чистой водой, смазать край антисептическим средством, по возможности сблизить края и закрыть поверхность раны тканью или пластырем. Перевязать.

ОЧЕНЬ ВАЖНО: не мажьте йодом мягкие ткани внутри раны, вы можете их сжечь.

ПОМНИТЕ: если в походных условиях вам необходимо промыть рану, а холодной кипяченой воды нет, бросьте в емкость с любой водой горсть древесного угля или окуните в нее горящую головешку. Вода будет мутной, но безопасной и приобретет слабые антисептические свойства. Если у вас нет антисептиков для обработки раны, приложите к поврежденному месту чистый лист подорожника или кашицу из крапивы. Эти растения снижают кровотечения и обладают противомикробным действием.

Укушенные раны обрабатывают так же, как и все остальные. Нужно помнить, что укушенные раны всегда инфицированы слюной, при таких ранах обязательны госпитализация и обследование животного на наличие бешенства.

Внимание! Если рана очень обширна, не проводите первичную обработку, просто наложите повязку и как можно скорее обратитесь к врачу.

Кровотечения - это потеря крови в результате нарушения целостности сосудов.

Различают:

Артериальное кровотечение возникает при повреждении артерий. Самое опасное! Ярко-алая кровь вытекает пульсирующей струёй. Артериальное кровотечение может быстро привести к большой потери крови и смерти.

Первая помощь. Успокоить пострадавшего и остановить кровопотерю.

СПОСОБ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ: сжать артерию путем максимального сгибания конечностей или наложить жгут. Можно попытаться прижать артерию к кости (см. рис. 3).

Жгут накладывают выше места ранения. Под жгут подкладывают тонкую ткань и записку с указанием времени наложения жгута. Если транспортировка больного в лечебное учреждение длится более 2 ч, то жгут снимают на несколько секунд, чтобы восстановить кровоток в тканях и не допустить их омертвения. Затем жгут накладываю! снова.

Венозное кровотечение возникает в результате повреждения вен. Из раны вытекает непрерывная струя крови темно-вишневого цвета.

Первая помощь: успокоить пострадавшего (сильное кровотечение у некоторых людей вызывает бурную эмоциональную реакцию испуга, иногда превосходящую тяжесть поражения) и прекратить отток крови.

СПОСОБ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ: наложить на рану давящую повязку из нескольких слоев марли, ваты и бинтов. Кровотечение уменьшится, если поврежденную часть тела держать в приподнятом по отношению ко всему туловищу положении. Жгуты при венозном кровотечении не накладывают.

Капиллярное кровотечение. Возникает при поверхностном ранении, кровь вытекает из раны по каплям.

Первая помощь. Остановить кровоток.

СПОСОБ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ: после обработки раны наложить повязку.

Рефлексия алгоритма занятия

1. Вы убедились, что вам понятна тема.

2. Вам известен перечень манипуляций, которые нужно освоить.

3. Вы понимаете, что применять освоенные навыки придется в экстремальных ситуациях, и это потребует особой собранности и концентрации воли.

4. Вы осознали, что от степени вашей сегодняшней подготовки может зависеть ваша или чужая жизнь.

5. Вы помните, что если травму получил ребенок, у вас нет права на внешнее проявления испуга.

6. В случае травмы у ребенка вы прежде всего снимете стрессовую реакцию ученика.

7. Вы хорошо освоили все мануальные действия и готовы в случае необходимости воспользоваться вашими знаниями и умениями.

8. Вы понимаете, что эта тема значима для вас как для специалиста, как для человека.

Под руководством педагога проделайте манипуляции.

Поставьте себе оценку за работу и сравните ее с оценкой педагога. Оценивая себя, ответьте на вопросы:

Знаю ли я, что такое неотложные состояния?

Умею ли я рефлексировать свое поведение при неотложных состояниях?

Имею ли я понятие о различных видах травм?

Известно ли мне, к какому виду травм относятся ушибы, ранения, укусы животных, кровотечения, что их характеризует?

Знаю ли я, как оказать помощь при любом из этих состояний, и умею ли выполнять необходимые манипуляции?

Могу ли я оказать помощь ребенку? В чем особенности этой помощи? В чем отличие от помощи взрослым?

Могу ли я научить своих учеников тому, что умею сама?

Вас не должно огорчать, если в результате кропотливой работы вы все же не достигли абсолютно положительного результата, не на все вопросы ответили «да». Это не неумение работать, не неуверенность в себе, это критическое отношение и осторожность. И то и другое необходимо каждому, ибо самодовольство опасно!

Это занятие было самым трудным, так как вы работали по новой схеме. В дальнейшем вам будет легче.

Задание: выпишите в тетрадь все известные вам антисептические средства, применяемые для обработки ран (йод, бриллиантовая зелень, слаборозовый раствор марганцового калия, перекись водорода..?)

Занятие 2 (4 ч.)

Тема: Повреждение костно-суставного аппарата. Травмы черепа.

Цель: познакомиться с понятиями и отработать мануальные навыки оказания первой помощи при различных видах перечисленных состояний.

Материал для самостоятельной подготовки к занятию.

Различают следующие виды повреждений костно-суставного аппарата:

А) растяжение связок;

Б) вывихи;

В) закрытые переломы со смещением отломков и без смещения;

Г) открытые переломы разной степени тяжести;

Д) травмы черепа.

Растяжение связок - нарушение эластичности связочного аппарата. Причина растяжения - прыжок, падение, поднятие тяжестей, некоординированное движение.

Первые признаки: боль, припухлость, затруднение движения в поврежденном месте.

Первая помощь. Охлаждение, фиксация, покой.

СПОСОБЫ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ: в зависимости от места поражения накладывается тугая повязка определенного вида, пораженное место переводят в возвышенное по отношению к туловищу положение, прикладывают холод.

Вывихи - это смещение суставных отделов костей. При вывихе нарушается целостность суставной сумки, иногда разрываются связки. Причины те же, что и у растяжения.

Первые признаки: боль, нарушение движения в суставе, изменение формы. При вывихе межпозвонковых суставов может быть сдавление спинного мозга и, как следствие, нарушение функций тазовых органов и нижних конечностей. При вывихе нижнечелюстного сустава нарушается мимика лица.

Первая помощь. Создать покой, снизить боль, НЕ ПЫТАТЬСЯ ВПРАВЛЯТЬ ВЫВИХ. ЭТО ОБЯЗАННОСТЬ ВРАЧА!

СПОСОБ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ: в состоянии максимального комфорта доставить больного в лечебное учреждение.

ВНИМАНИЕ: резкая сильная боль, сопровождающая вывих, очень пугает ребенка. Боль и страх могут стать причиной травматического шока.

Травматический шок - это опасное для жизни состояние, характеризующееся расстройством деятельности центральной нервной системы, кровообращения, обмена веществ. Первая короткая фаза шока длится 10-15 мин и отличается повышенным возбуждением пострадавшего, вторая характеризуется резкой заторможенностью при сохранении сознания. Пульс ослабляется, дыхание урежается. Больного необходимо согреть, можно дать теплое питье. Обращаться с больным нужно очень бережно, не делать лишних движений, снизить уровень шума.

Рис.4 Виды повязок и наложение шин

Рис.5 Наложение шин при переломах

Переломы - это нарушение целостности кости. Переломы бывают открытыми с наружным кровотечением и повреждением мягких тканей и закрытыми. Закрытые могут быть как со смещением отломков так и без него.

Признаки перелома: боль, припухлость, кровоподтек, подвижность в нетипичном месте, нарушение функции. При повреждении ребер возникают боль и затруднение дыхания. При переломе костей таза нарушаются функции тазовых органов, движения в нижних конечностях. Переломы могут сопровождаться травматическим шоком.

Первая помощь. Зафиксировать отломки, создать покой, доставить в медицинское учреждение

СПОСОБЫ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ: достижение неподвижности в месте перелома снижает боль и уменьшает возможность смещения отломков. Место перелома фиксируется шинами различных конструкций (см. рис. №№ 4, 5) или подручными средствами.

Задание: запишите в тетрадь, какие предметы могут быть использованы учителем для оказания экстренной помощи при переломе у ребенка:

А) в условиях классной или игровой комнаты;

Б) во время прогулки.

Задача: во время прогулки ребенок 7 лет получил тяжелую травму. У мальчика открытый перелом голени. Кровь вытекает пульсирующей струёй, рана загрязнена, виден костный надломленный край. Вместе с вами на прогулке еще двадцать детей.

Согласны ли вы, что алгоритм действий должен быть следующим:

1. Попросить детей построиться в пары, взять друг друга за руки, встать спинами к пострадавшему.

2. Из деталей одежды (ремень, косынка, шарф, разорванная майка) наложить жгут.

3. Во время оказания помощи разговаривать с детьми спокойным голосом.

4. Двух мальчиков и двух девочек послать за помощью, четко определив маршрут. Маршрут должен быть безопасным.

5. Двум мальчикам и двум девочкам поручить искать предметы, которые могут заменить шины.

6. Закрыть рану тканью.

7. Попросить двух детей подойти к пострадавшему (выбор не должен быть случайным).

8. Наложить шину из подручных материалов.

9. При отсутствии помощи и необходимости транспортировать больного из предметов детской одежды сделать носилки. Прочно завязать узлы!

10. С помощью детей переложить больного на носилки. Порядок: мальчики перекладывают больного, взрослый поддерживает ногу.

11. Определить место каждого ребенка в «носилочном строю», разделив детей на две группы. Место взрослого возле головы.

12. Во время остановок для смены «носильщиков» носилки на землю не опускать.

Самое главное: чтобы не попасть в подобную ситуацию, не оставайтесь с детьми наедине в удаленных от общественной жизни местах.

Вероятно, во время разбора задачи у вас возникнут предложения или вопросы. Обсудите их с педагогами и сокурсниками.

Дайте логическое объяснение алгоритма. Привлекайте свои знания по психологии детей.

Травмы черепа (сотрясение и ушиб головного мозга, перелом костей черепа).

Сопровождаются потерей сознания, тошнотой, рвотой, сильными головными болями, головокружением. Часто, придя в сознание, больной не помнит что с ним произошло.

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ДО ОБЯЗАТЕЛЬНОГО медицинского обследования - полный покой и холод на голову.

ОЧЕНЬ ВАЖНО, чтобы даже незначительные травмы черепа не проходили незамеченными. Помните, что ушибы опасны внутренними кровотечениями. Особенно опасны травмы височной и затылочной областей черепа, так как в этих местах мозг защищен несколько хуже, чем в теменной и лобной частях. При прямом ударе в лицевую часть черепа помимо переломов носа и скуловой кости, что проявляется сразу, может быть скрытый перелом основания черепа.

ПРИЗНАКИ ПЕРЕЛОМА ОСНОВАНИЯ ЧЕРЕПА -через некоторое время после получения травмы вокруг глаз появляются темные круги - «симптом очков». Этот симптом тем более важен, что больной особых жалоб не предъявляет.

Первая помощь. Немедленно обратиться к врачу.

Рефлексия алгоритма занятия.

Перепишите вопросы алгоритма из занятия 1. Проведите рефлексию. На занятии 2 вы прежде всего должны освоить следующие виды повязок:

1. Восьмиобразная повязка на голеностопный сустав (см. рис. 7).

2. Повязка на область пятки (см. рис. 6).

3. Спиральная повязка на палец (см. рис. 6).

4. Крестообразная повязка на кисть (см. рис. 6).

5. Спиральная повязка на локтевой сустав (см. рис. 6).

6. Косыночная для поддержания руки в правильном положении при повреждении костей предплечья и кисти (см. рис. 6).

Часто травма не препятствует посещению школы, и педагогу приходится поправлять повязки в течение учебного дня.

ПЛАН-КОНСПЕКТ

занятия со слушателями учебной группы по ГО

Тема № 7: «Оказание первой медицинской помощи. Основы ухода за больными» .

Занятие № 1:

Метод проведение занятия – практическое занятие.

Продолжительность занятия – 2 часа.

Изучаемые вопросы:

Введение

  1. Правила и техника проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.
  2. Первая помощь при кровотечениях и ранениях.
  3. Способы остановки кровотечений.
  4. Первая помощь при переломах.
  5. Первая помощь при ушибах и вывихах.
  6. Первая помощь при химических и термических ожогах.
  7. Отморожения.
  8. Шок и обморок.
  9. Тепловой и солнечный удары.
  10. Поражение электрическим током.
  11. Правила оказания помощи утопающему.
  12. Основы ухода за больными.

Введение.

Первая медицинская помощь оказывается на месте поражения, а её вид определяется характером повреждений, состоянием пострадавшего и конкретной обстановкой в зоне чрезвычайной ситуации.

Прежде всего, необходимо знать, как обнаружить признаки жизни. Пульс определяется на шее, где проходит сонная артерия или на внутренней части предплечья. Дыхание устанавливается по движениям грудной клетки, по увлажнению зеркала, поднесённого к носу пострадавшего. Даже если пострадавший не дышит, биение сердца не прослушивается, отсутствует реакция на укол иглой и реакция зрачка на свет отсутствует, необходимо оказывать помощь в полном объёме.

  1. Правила и техника проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.

При нарушении или остановке у поражённого естественного дыхания ему делают искусственное дыхание. При его осуществлении следует соблюдать ряд правил:

По возможности обеспечить приток к поражённому свежего воздуха, освободить его от стесняющей одежды, расстегнуть воротник, ремень, лифчик;

При наличии во рту поражённого рвотных масс, песка, земли и других веществ, закупоривающих горло, — очистить рот от них указательным пальцем, обёрнутым платком или куском марли;

Если язык запал, вытянуть его;

Соблюдать нормальный ритм дыхания (16-18 раз в минуту) и синхронность движений.

Существует несколько способов искусственного дыхания.

На незаражённой местности чаще пользуются способом «изо рта в рот». Этот способ основан на активном вдувании воздуха в лёгкие поражённого. Для этого его кладут на спину и запрокидывают голову назад. Чтобы удержать её в таком положении, под лопатки подкладывают что-нибудь твёрдое. Удерживая одной рукой голову поражённого в указанном положении, другой рукой ему оттягивают нижнюю челюсть книзу так, чтобы рот был полуоткрыт.

Сделав глубокий вдох, оказывающий помощь прикладывает через платок или кусок марли свой рот ко рту поражённого и вдыхает в него воздух из своих лёгких в течение 2 сек. Одновременно пальцами руки, удерживающей голову, он сжимает поражённому нос. Грудная клетка пострадавшего при этом расширяется — происходит вдох. Затем оказывающий помощь отнимает свои губы от рта поражённого и, надавливая руками в течение 2-3 сек. на его грудную клетку, выпускает воздух из лёгких — происходит выдох. Эти действия повторяют 16 — 18 раз в минуту.

Вдувание воздуха в лёгкие поражённого можно производить и через специальную трубку — воздуховод.

Наряду с остановкой дыхания у поражённого может прекратиться деятельность сердца. В этом случае одновременно с искусственным дыханием следует произвести так называемый непрямой массаж сердца. Непрямой массаж сердца начинают с резкого удара в область грудины пострадавшего. Если помощь оказывают два человека, то один делает искусственное дыхание по способу «изо рта в рот», второй же, встав возле поражённого с левой стороны, кладёт ладонь одной руки на нижнюю треть его грудины, а вторую руку — на первую и при выдохе поражённого ритмично делает 5 толчкообразных надавливаний. Если помощь оказывает один человек, то, надавив 15 раз на грудину, он прерывает массаж и два раза вдувает воздух в лёгкие поражённого, затем повторяет надавливания на грудину и вдувает воздух. И так до тех пор, пока поражённый не начнёт самостоятельно дышать.

  1. Первая помощь при кровотечениях и ранениях.

Рана — это повреждение целостности кожных покровов тела, слизистых оболочек в результате механического воздействия.

Признаки ранения всегда налицо: боль, расходящиеся края раны и кровотечение. Любая рана должна быть закрыта, так как через неё проникают различные микроорганизмы, способные вызвать гнойные осложнения кожи и нижележащих тканей, внутренних органов. Лечение ссадин, уколов, мелких порезов заключается в смазывании поражённого места 5%-м раствором йода или 2 %-м раствором бриллиантовой зелени и наложением стерильной повязки. Мелкие раны, царапины, уколы, порезы можно смачивать клеем БФ-6, обладающим дезинфицирующим свойством. Загрязнённую кожу следует очистить кусочками марли, смоченной одеколоном, спиртом или бензином. Нужно хорошо помнить, что ни в коем случае нельзя промывать саму рану.

Для наложения повязок используются как табельные средства, серийно выпускаемые промышленностью (бинты и салфетки стерильные и нестерильные в упаковках, перевязочные пакеты индивидуальные), так и из подручных материалов (чистые хлопчатобумажные ткани и изделия из них).

Лечение более глубоких и обширных ран в принципе такое же, но они обычно сопровождаются кровотечением. В зависимости от того, какой ранится кровеносный сосуд, различают три вида кровотечений: артериальное, венозное и капиллярное.

При артериальном кровотечении кровь алого цвета, из раны бьёт фонтанчиком. При венозном кровотечении кровь тёмного цвета, из раны вытекает маленькой струёй. Капиллярное кровотечение характеризуется тем, что кровь просачивается мелкими каплями из повреждённых тканей. В зависимости от вида кровотечения применяются различные способы его остановки.

  1. Способы остановки кровотечений.

Различаются временные и постоянные способы остановки кровотечения. Первые применяются на месте происшествия в порядке взаимопомощи, вторые — в лечебных учреждениях. Необходимо хорошо знать временные способы остановок кровотечений, к которым относятся: прижатие пальцем кровоточащего сосуда к кости выше места ранения, максимальное сгибание конечности в суставе и наложение жгута или закрутки.

Способ пальцевого прижатия кровоточащего сосуда к кости применяется на короткое время, необходимое для приготовления жгута или давящей повязки. Наиболее легко это сделать там, где артерия проходит вблизи кости или над нею.

Кровотечение из раны головы можно остановить или уменьшить, прижав на стороне ранения височную артерию, которая проходит в 1-1,5 см впереди ушной раковины, где можно легко обнаружить её пульсацию. При кровотечении из раны, расположенной на шее, прижимают сонную артерию на стороне ранения ниже раны: пульсацию этой артерии можно обнаружить сбоку от трахеи (дыхательного горла). При расположении раны высоко на плече, вблизи плечевого сустава или в подмышечной области остановить кровотечение можно прижатием подключичной артерии в ямке над ключицей. В случае кровотечения из средней части плеча сдавливается плечевая артерия, для чего кулак оказывающего помощь помещается в подмышечной впадине и там плотно фиксируется прижатием плеча поражённого к туловищу. При кровотечении из раны в области предплечья плечевую артерию прижимают к плечевой кости у внутренней поверхности двуглавой мышцы четырьмя пальцами руки. Эффективность прижатия проверяют по пульсации лучевой артерии. Кровотечение из кисти следует остановить прижатием лучевой или локтевой артерии. Остановить кровотечение при ранении бедра можно прижатием бедренной артерии, находящейся в верхней части бедра.

При кровотечении из голени следует прижать подколенную артериюобеими руками. Большие пальцы кладут на переднюю поверхность коленного сустава, а остальными пальцами нащупывают артерию в подколенной ямке и прижимают к кости. Следует иметь в виду, что прижатие артерии к кости требует значительных усилий, и пальцы быстро устают. Даже физически очень сильный человек не может это делать более 15-20 минут.

Виды повязок. Правила и приёмы наложения повязок на раны

На мелкие кровоточащие артерии и вены накладывается давящая повязка: рана закрывается несколькими слоями стерильной марли, бинта или подушечками из индивидуального перевязочного пакета. Поверх стерильной марли кладётся слой ваты и накладывается круговая повязка, причём перевязочный материал, плотно прижатый к ране, сдавливает кровеносные сосуды и способствует остановке кровотечения.

Однако при сильном кровотечении для его остановки следует наложить жгут. Наложение жгута применяется в основном для крупных сосудов конечностей. Методика его наложения сводится к следующему:

Придать (по возможности) повреждённой конечности возвышенное положение;

На обнажённую часть конечности, выше раны, наложить салфетку, сделать несколько ходов бинта или использовать любую другую прокладку (одежду пострадавшего, платок и пр.);

Сильно растянутый жгут наложить на конечность выше раны на прокладку так, чтобы первые 1-2 оборота жгута остановили кровотечение;

Закрепить конец жгута с помощью крючка и цепочки;

Поместить под жгут записку, в которой отметить дату и время
наложения жгута;

На рану наложить асептическую повязку;

Проверить правильность наложения жгута (по прекращению кровотечения, отсутствию пульса на периферических артериях, бледному цвету кожи);

В зимнее время конечности с наложенным жгутом обернуть ватой, одеждой.

Вместо табельного резинового жгута, который далеко не всегда может быть под рукой, может быть использован кусок тряпки, бинта, брючный ремень.

Методика наложения жгута-закрутки такая же, как при наложении жгута. Закрутку накладывают выше раны, её концы завязывают узлом с петлёй, в петлю вставляют палочку, с помощью которой закрутку затягивают до прекращения кровотечения и закрепляют бинтом.

В случаях, если под рукой ничего нет, то временную остановку кровотечения можно осуществить максимальным сгибанием конечности в суставе.

Необходимо помнить, что жгут может быть использован на срок не более 2 часов, так как в противном случае конечность омертвеет. При первой же возможности жгут снимают. Если нет такой возможности, то через 1,5-2 часа следует немного отпустить жгут на 1-2 мин. до покраснения кожи и снова затянуть его.

Венозное и капиллярное кровотечение достаточно успешно останавливается наложением давящей повязки.

После остановки кровотечения кожа вокруг раны обрабатывается раствором йода, бриллиантовой зелени, спиртом, водкой или, в крайнем случае, одеколоном. Ватным или марлевым тампоном, смоченным одной из этих жидкостей, кожу смазывают от края раны. Не следует заливать их в рану, так как это, во-первых, усилит боль, во-вторых, повредит ткани внутри раны и замедлит процесс заживления. Если в ране находится инородное тело, ни в коем случае не следует его извлекать.

После завершения всех манипуляций рана закрывается стерильной повязкой. Стерильная повязка (индивидуальный перевязочный пакет, стерильный бинт, чистый платок, кусок белья, проглаженный горячим утюгом с двух сторон) накладывается, не прикасаясь руками, непосредственно на рану и ме­сто, прилегающее к ней.

Мелкие повреждения кожи можно заклеить кусочком бактерицидного липкого пластыря, а поверх его положить еще кусочек лейкопластыря, на 0,5 см шире прежнего с каждой стороны. Такая повязка герметична и хорошо обеспечивает заживление ранки.

После наложения повязки и временной остановки кровотечения пострадавший обязательно направляется в больницу для первичной хирургической обработки раны и окончательной остановки кровотечения.

  1. Первая помощь при переломах.

Перелом — это частичное или полное нарушение целостности кости в результате удара, сжатия, сдавливания, перегиба. При полном переломе отломки костей смещаются относительно друг друга, при неполном — на кости образуется трещина.

Переломы бывают закрытыми, если кожа над ними не повреждена, и открытыми — с нарушением кожных покровов.

Характерными общими признаками переломов костей следует считать сильную боль в момент травмы и после неё, изменение формы и укорочение конечности, и появление подвижности в месте повреждения.

При оказании первой помощи следует как можно меньше шевелить сломанную ногу или руку, следует обеспечить покой конечности путём наложения шины, изготовленной из подручного материала, или, при наличии, табельной. Для шины подойдут любые твёрдые материалы: доски, фанера, палки, ветки и прочее.

Шинирование конечности только тогда принесёт пользу, если будет соблюдён принцип обездвиживания трёх суставов.

При переломе бедра для создания покоя повреждённой ноге снаружи прибинтовываются шины, от стопы до подмышечной впадины, а по внутренней поверхности — от стопы до промежности. Однако, если уж ничего нет под рукой, можно прибинтовать повреждённую конечность к здоровой.

Шинирование верхних конечностей при переломах плеча и костей предплечья делается так. Согнув повреждённую руку в локтевом суставе и подвернув ладонью к груди, накладывают шину от пальцев до противоположного плечевого сустава на спине. Если под рукой шин не имеется, то можно прибинтовать повреждённую руку к туловищу или подвесить её на косынке, на поднятую полу пиджака.

Все виды шин накладываются на одежду, но они предварительно должны быть обложены ватой и покрыты мягкой тканью.

При переломе рёбер на грудь накладывают слой ваты или мягкого материала, а затем грудную клетку в положении выдоха плотно стягивают широкой повязкой.

У пострадавших с открытыми переломами и кровотечением сначала следует наложить жгут или закрутку, на рану — стерильную повязку, и уже только тогда можно накладывать шину.

При переломах костей позвоночника и таза появляется сильная боль, исчезает чувствительность, появляется параличног. На мягких носилках такого больного перевозить нельзя, можно только на твёрдой гладкой поверхности. Для этой цели используется щит (широкая доска, лист толстой фанеры, дверь, снятая с петель и пр.), который укладывается на носилки. Очень осторожно больного подни­мают несколько человек, в один приём, взявшись за одежду по команде. Больного на щите укладывают на спину, несколько разведя ноги в стороны, подложив под колени плотный валик из сложенного одеяла или плотной одежды («поза лягушки»).

Человека с переломом шейного отдела позвоночника перевозят на спине с валиком под лопатками. Голову и шею следует закрепить, обложив их по бокам мягкими предметами.

  1. Первая помощь при ушибах и вывихах.

Ушибы и вывихи относятся к закрытым повреждениям.

Вывих — это смещение концов костей в суставах относительно друг друга с нарушением суставной сумки. Чаще всего случается в плечевом, реже в тазобедренном, голеностопном и локтевом суставах в результате неудачного падения или ушиба. Характеризуется сильной болью, неподвижностью сустава, изменением его формы.

Вывих самостоятельно вправлять нельзя, так как это только усилит страдания потерпевшего и усугубит травму. При вывихе плечевого сустава рука укладывается на косынку или плотно прибинтовывается к телу.

Растяжения и разрывы связок суставов возникают в результате резких и быстрых движений, которые превышают физиологическую подвижность суставов. Чаще всего страдают голеностопный, лучезапястный, коленный суставы. Отмечается резкая болезненность в суставе при движении, отёчность, при разрыве связок — кровоподтёк.

Первая помощь сводится к тугому бинтованию путём наложения давящей повязки, компресса (холодного) и созданию покоя конечности.

Ушиб — это повреждение тканей и органов без нарушения целостности кожи и костей. Степень повреждения зависит от силы удара, площади повреждённой поверхности и части тела, её значимости для организма. К основным признакам ушибов относится боль, припухлость и кровоподтёки на месте соприкосновения с ранящим объектом.

Выбор способов первой помощи зависит от локализации и тяжести повреждения. Ушибленной конечности создаётся полный покой, придаётся возвышенное положение, на место ушиба накладывается тугая давящая повязка, можно положить холодный компресс или пузырь со льдом. Внутрь для уменьшения болей назначаются обезболивающие средства.

Очень серьёзен по своим последствиям ушиб головы, так как он может сопровождаться сотрясением и ушибом головного мозга. К признакам сотрясения головного мозга относятся потеря сознания на месте происшествия, возможны тошнота и рвота, замедление пульса.

Пострадавшему создают полный покой, холодный компресс, лёд в пузыре на голову. Со всеми возможными предосторожностями больной как можно скорее должен быть направлен в лечебное учреждение. Для перевозки его кладут спиной на щит, а голову на мягкую подушку. Чтобы фиксировать шею и голову, на шею накладывают валик — воротник из мягкой ткани. Если ушиб головы сопровождается ранением кожных покровов, то на рану накладываются различные типы повязок в виде «чепца» или «уздечки».

Ушибы суставов характеризуются резкой болезненностью, припухлостью, движение в повреждённом суставе ограничено. Накладывается тугая давящая повязка, и пострадавший должен быть направлен в лечебное учреждение для исключения более серьёзного повреждения.

  1. Первая помощь при химических и термических ожогах.

Одной из наиболее часто случающихся разновидностей травматических повреждений являются термические ожоги. Они возникают вследствие попадания на тело горячей жидкости, пламени или соприкосновения кожи с раскалёнными предметами. В зависимости от температуры и длительности её воздействия на кожу образуются ожоги разной степени.

Ожоги первой степени — это повреждения рогового слоя клеток кожи, которые проявляются покраснением обожжённых участков кожи, незначительным отёком и жгучими болями, довольно быстро проходящими.

При ожогах второй степени полностью повреждается роговой слой кожи. Обожжённая кожа — интенсивно-красного цвета, появляются пузыри, наполненные прозрачной жидкостью, ощущается резкая боль.

Ожоги третьей степени образуются при повреждении более глубоких слоев кожи. На коже помимо пузырей образуются корочки-струпья. Обугливание кожи, подкожной клетчатки и подлежащих тканей вплоть до костей типично для ожогов четвёртой степени.

Течение и тяжесть ожогов, а также время выздоровления зависят от происхождения ожога и его степени, площади обожжённой поверхности, особенностей оказания первой помощи пострадавшему и многих других обстоятельств. Наиболее тяжело протекают ожоги, вызванные пламенем, так как температура пламени на несколько порядков выше температуры кипения жидкостей.

Необходимо быстро удалить пострадавшего из зоны огня. Если на человеке загорелась одежда, нужно без промедления снять её или набросить одеяло, пальто, мешок, шинель, тем самым прекратив доступ воздуха к огню.

После того как с пострадавшего сбито пламя, на ожоговые раны следует наложить стерильные марлевые или просто чистые повязки из подручного материала. При этом не следует отрывать от обожжённой поверхности прилипшую одежду, лучше её обрезать ножницами. Пострадавшего с обширными ожогами следует завернуть в чистую свежевыглаженную простыню. Возникшие пузыри ни в коем случае нельзя прокалывать. Повязки должны быть сухими, ожоговую поверхность не следует смазывать различными жирами, яичным белком. Этим можно нанести человеку ещё больший вред, так как повязки с какими-либо жирами, мазями, маслами, красящими веществами только загрязняют ожоговую поверхность, способствуют развитию нагноения раны. Красящие дезинфицирующие вещества «затемняют» рану, поэтому в случае их применения врачу в больнице трудно определить степень ожога и начать правильное лечение.

Химические ожоги возникают в результате воздействия на кожу и слизистые оболочки концентрированных неорганических и органических кислот, щелочей, фосфора. Некоторые химические соединения на воздухе при соприкосновении с влагой или другими химическими веществами легко воспламеняются или взрываются, вызывают термохимические ожоги. Чистый фосфор самовоспламеняется на воздухе, легко прилипает к коже и вызывает также термохимические ожоги.

Бензин, керосин, скипидар, этиловый спирт, эфир часто бывают причиной ожогов кожи, когда по недоразумению используются для компрессов при лечении простудных заболеваний, особенно у детей.

Химические ожоги вызываются и некоторыми растениями (лютиком, чемерицей, дурманом, подснежником и др.), которые используются в качестве компрессов для лечения радикулитов, артритов, полиартритов, особенно в период цветения этих растений.

Благодаря своевременному и правильному оказанию первой помощи пострадавшему на месте происшествия ликвидируются или предупреждаются глубокие поражения тканей, развитие общего отравления. Одежду, пропитанную химическим соединением, необходимо быстро снять, разрезать прямо на месте происшествия самому пострадавшему или его окружающим. Попавшие на кожу химические вещества следует смыть большим количеством воды до исчезновения специфического запаха вещества, тем самым, предотвращая его воздействие на ткани организма.

Нельзя смывать химические соединения, которые воспламеняются или взрываются при соприкосновении с водой. Ни в коем случае нельзя обрабатывать поражённую кожу смоченными водой тампонами, салфетками, так как при этом химические соединения ещё больше втираются в кожу.

На повреждённые участки кожи накладывается повязка с нейтрализующим, обеззараживающим средством или чистая и сухая повязка. Мазевые (вазелиновые, жировые, масляные) повязки только ускоряют проникновение в организм через кожу многих жирорастворимых химических веществ (например, фосфора). После наложения повязки нужно попытаться устранить или уменьшить боль, для чего дать пострадавшему внутрь обезболивающее средство.

Ожоги кислотами обычно глубокие. На месте ожога образуется сухой струп. При попадании кислоты на кожу следует обильно промыть поражённые участки под струёй воды, затем обмыть их 2% -м раствором питьевой соды, мыльной водой, чтобы нейтрализовать кислоту и наложить сухую повязку. При поражении кожи фосфором и его соединениями кожа обрабатывается 5%-м раствором сульфата меди и далее 5-10% -м раствором питьевой соды.

Оказание первой помощи при ожогах щелочами такое же, как и при ожогах кислотами, с той лишь разницей, что щёлочи нейтрализуют 2%-м раствором борной кислоты, растворами лимонной кислоты, столового уксуса.

  1. Отморожения.

Они возникают при длительном воздействии низких температур окружающего воздуха, при соприкосновении тела с холодным металлом на морозе, жидким или сжатым воздухом или сухой углекислотой. Но отморожение может наступить не только на морозе. Известны случаи, когда отморожение наступало при температуре воздуха и выше 0°С при повышенной влажности и сильном ветре, особенно если на человеке мокрая одежда и обувь. Предрасполагают к отморожению также общее ослабление организма вследствие перенапряжения, утомления, голода и алкогольного опьянения.

Чаще всего подвергаются отморожению пальцы ног и рук, ушные раковины, нос и щеки. Чтобы как можно быстрее восстановить кровообращение отмороженных частей тела, необходимо их растирать и постепенно согревать. Если побелели щёки, нос, уши, доста­точно растереть их чистой рукой до покраснения и появления покалывания и жжения. Лучше всего растирать отмороженную часть спиртом, водкой, одеколоном или любой шерстяной тканью, фланелью, мягкой перчаткой. Снегом растирать нельзя, так как он не согревает, а ещё больше охлаждает отмороженные участки и повреждает кожу.

Обувь с ног следует снимать крайне осторожно, чтобы не повредить отмороженные пальцы. Если без усилий это сделать не удаётся, то обувь распарывается ножом по шву голенища. Одновременно с растиранием пострадавшему надо дать горячий чай, кофе.

После порозовения отмороженной конечности её надо вытереть досуха, протереть спиртом или водкой, наложить чистую сухую повязку и утеплить конечность ватой или тканью. Если кровообращение плохо восстанавливается, кожа остаётся синюшной, следует предположить глубокое отморожение и немедленно отправить пострадавшего в больницу.

  1. Шок и обморок.

При обширных повреждениях — ранениях, переломах, ожогах — у пострадавшего может наступить шок , т.е. резкий упадок сил и угнетение всех жизненных функций организма. Шок возникает от перенапряжения нервной системы в связи с сильными болевыми раздражениями, кровопотерей и по другим причинам. Шок сопровождается резким упадком сердечной деятельности, в результате чего пульс слабеет, а иногда и вовсе не прослушивается. Лицо становится серым, с заострившимися чертами, покрывается холодным потом. Поражённый безразличен к окружающему, хотя сознание его и сохраняется. Он не реагирует на внешние раздражения, даже на прикосновение к ране и движение повреждённой конечности.

Поражённым, находящимся в шоковом состоянии, необходима немедленная помощь. Прежде всего, нужно устранить боль. Если есть возможность, следует ввести болеутоляющие средства (промедол, морфин, пантопон) и применить сердечные — камфару, кофеин. Поражённого нужно согреть, укрыть одеялом, обложить грелками, дать крепкий чай, вино, в холодное время года внести в тёплое помещение.

Если у поражённого, находящегося в состоянии шока, не повреждены органы брюшной полости, рекомендуется давать пить воду, растворив в 1 л одну чайную ложку питьевой соды и 1/2 чайной ложки пищевой соли.

Обморок — внезапная кратковременная потеря сознания. Причиной обморока бывают большие потери крови, нервное потрясение (испуг, страх), переутомление. Обморок характеризуется побледнением кожных покровов, губ, похолоданием конечностей. Сердечная деятельность ослабляется, пульс едва прощупывается. Обморочное состояние иногда бывает очень кратковременным, продолжаясь всего несколько секунд. В других случаях обморок не проходит через 5-10 мин. и более. Продолжительное обморочное состояние опасно для жизни.

Для оказания помощи поражённому, его нужно вынести на открытое место, куда свободно поступает свежий воздух, придать горизонтальное положение. Ноги приподнять выше головы, чтобы вызвать прилив крови к голове. Для облегчения дыхания поражённого освобождают от стесняющей одежды: расстёгивают или надрезают воротник, снимают пояс и прочее.

Чтобы вывести поражённого из обморочного состояния, необходимо обрызгать его лицо холодной водой или дать понюхать нашатырный спирт, медленно поднося к носу смоченный в спирту кусок ваты или кончик носового платка. Нашатырным спиртом натирают также виски.

  1. Тепловой и солнечный удары.

Тепловой удар — болезненное состояние, возникшее вследствие перегрева всего тела. Причинами такого перегревания могут быть высокая внешняя температура, плотная одежда, задерживающая испарения кожи, и усиленная физическая работа. Тепловые удары случаются не только в жаркую погоду. Они бывают в горячих цехах, в банях, при работе в защитных комбинезонах и слишком душных помещениях. При перегревании тела у человека появляются вялость, усталость, головокружение, головная боль, сонливость. Лицо краснеет, дыхание затруднено, температура тела повышается до 40°С. Если не будут устранены причины перегревания, наступает тепловой удар. Человек теряет сознание, падает, бледнеет, кожа становится холодной и покрывается потом. В таком состоянии поражённый может погибнуть.

Перегревание головы на солнце может привести к солнечному удару. Первые признаки солнечного удара — покраснение лица и сильные головные боли. Затем появляются тошнота, головокружение, потемнение в глазах и, наконец, рвота. Человек впадает в бессознательное состояние, у него появляется одышка, ослабевает сердечная деятельность.

Как при солнечном, так и при тепловом ударе поражённого нужно уложить в тени на свежем воздухе и провести те же мероприятия, что и при обмороке. Если поражённый не дышит, необходимо сделать искусственное дыхание.

  1. Поражение электрическим током.

При соприкосновении с неизолированными электрическими проводами человек может быть поражён электрическим током. При этом у него может наступить кратковременная или длительная потеря сознания, сопровождающаяся остановкой дыхания и расстройством сердечной деятельности. Появляются ожоги у мест входа и выхода тока. В некоторых случаях поражение током вызывает мгновенную смерть.

Для оказания помощи поражённому, прежде всего надо прекратить дальнейшее воздействие на него тока, выключив рубильник, отбросив сухой палкой провод или оттащив самого поражённого. При этом нельзя касаться ни провода, ни поражённого голыми руками. Если нет резиновых перчаток, оказывающий помощь должен обмотать свои руки какой-либо частью одежды, сухой тряпкой, желательно надеть резиновую обувь или встать на сухую доску. Оттаскивая поражённого, нужно брать его не за тело, а за одежду.

Если поражённый находится в бессознательном состоянии, но дышит самостоятельно, делают то же, что и при обмороке. На места, где от соприкосновения с током образовались ожоги, накладывают стерильную повязку. Если поражённый не дышит, немедленно проводят искусственное дыхание.

  1. Правила оказания помощи утопающему.

После извлечения утопающего из воды нужно положить его животом вниз к себе на колено или на сложенную валиком одежду, бревно и несколько раз нажать руками ему на спину, чтобы удалить воду из дыхательных путей. Затем пальцем, обернутым в платок, следует разжать пострадавшему губы, раскрыть рот, очистить нос и глотку от пены, грязи и тины. После этого уложить его на спину, максимально запрокинуть голову, вытянуть язык и следить, чтобы он не запал. Затем следует немедленно приступить к проведению искусственного дыхания.

Если у пострадавшего нет пульса и расширены зрачки, то это значит, что прекратилась сердечная деятельность. Её можно восстановить с помощью непрямого массажа сердца и искусственного дыхания.

Как только у пострадавшего возобновится пульс и дыхание, его надо напоить горячей водой или чаем, укутать в тёплую одежду и доставить в лечебное учреждение.

  1. Основы ухода за больными.

Уход за больными заключается в создании и поддержании санитарно-гигиенической обстановки в помещении, где он содержится, устройстве удобной постели и поддержании её в чистоте, оказании больному помощи во время туалета, при приёме пищи, в поддержании у больного бодрого настроения и организации его досуга.

Роль правильного и заботливого ухода в выздоровлении больных чрезвычайно велика. При некоторых заболеваниях уход за ними приобретает даже большее значение, чем лечение. Недаром часто вместо обычного «вылечили» говорят о больном, что его «выходили».

Объём санитарной обработки больных определяет врач после осмотра. В ходе её в первую очередь осматривают волосы и при необхо­димости производят их стрижку. Ногти на ногах и руках стригут коротко. В зависимости от состояния больного обмывание тела производится под душем или в ванне. Тяжелобольным делают обтирания.

Помещение, в котором находится больной, должно постоянно обогреваться (20-22°С), иметь хорошее дневное и вечернее освещение, вентиляцию и форточку для проветривания. В помещении должно быть как можно больше свободного пространства.

Кровать больного лучше поставить перпендикулярно к стене так, чтобы к ней можно было подойти с трёх сторон. Поверхность матраца должна быть ровной. На кровать нужно положить простыню, две подушки и одеяло с пододеяльником. При недержании мочи и кала на простыню кладут клеёнку и сверху закрывают её простынкой, меняемой чаще, чем простыня. Для придания телу больного полусидячего положения в постели под переднюю четверть матраца кладут свернутый вдвое тюфяк, толстое одеяло, под полусогнутые колени подкладывают валик или подушку, а для ног делают упор из доски или ящика, чтобы тело больного не сползало. Под кровать ставят судно и мочеприёмник. На столике (табурете) возле кровати размещают самые необходимые вещи: настольную лампу, стакан, поильник.

Комнату больного нужно систематически проветривать. Длительность проветривания зависит от сезона, но даже зимой она должна быть не менее 30 мин. 3-4 раза в сутки. На время проветривания зимой больного нужно хорошо укрыть. Уборка комнаты должна быть влажной.

Особого ухода требуют кожа на спине, ягодицах, крестце, бёдрах и на локтях тяжелобольных, где вследствие длительного лежания нарушается кровообращение, и появляются пролежни — изъязвления, с трудом поддающиеся лечению. Для предотвращения появления пролежней надо устранять складки на простыне и чаще менять положение больного — переворачивать его на бок, стараясь, чтобы спина и ягодицы меньше соприкасались с постелью.

Лицо, ухаживающее за больным, должно правильно осуществлять наблюдение за ним, то есть уметь подсчитать пульс, измерить температуру, определить частоту дыхания.

Температуру больному измеряют дважды в день по 10 мин.: утром и вечером до еды или через 2 часа после еды. Показания температуры заносятся в температурный лист.

Знание основ оказания первой медицинской помощи, своевременное и правильное оказание её пострадавшим позволит сохранить жизнь и здоровье вашим сослуживцам как в мирное, так и в военное время.

Руководитель учебной группы ______________

Конспект познавательного занятия в подготовительной группе на тему:

«ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ».

Разработала: воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №42 «Журавлик» г. Пскова ПЕТРОВА С.А.

Цели:

Знакомить детей с элементарными приёмами оказания первой медицинской помощи.

Задачи:

1. Закреплять основные правила безопасного поведения человека в быту.

2. Воспитывать желание быть здоровым, чувство ответственности за личную безопасность, желание оказать помощь.

3. Довести до понимания детей, что зачастую оказанная первая помощь может спасти человеку здоровье и жизнь.

4. Развивать внимание и наблюдательность, умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.

5. Тренировать в умении пользоваться телефоном.

6. Активизировать речь детей, формировать умение составлять предложения по заданному началу, работать над совершенствованием диалогической речи.

7. Развивать моторику пальцев рук.

Предварительная работа:

Подбор материала по теме.

Беседы о ЗОЖ.

Экскурсия в медицинский кабинет, беседа с медсестрой.

Рассматривание плакатов, брошюр по оказанию первой помощи.

С/р игры: «Больница», «Поликлиника», «Аптека».

Д/и: «Если малыш поранился», «Окажи первую помощь».

Разучивание песни «Непослушные ребята».

Оборудование:

Телефон.

Карточка-памятка с номерами телефонов детской и взрослой поликлиники, «Скорой помощи» с условными обозначениями.

Машинки «скорой помощи» на верёвочках, привязанных к карандашам.

Аптечка с набором медикаментов.

Книга демонстрационная «Окажи первую помощь».

Набор картинок из д/и «Если малыш поранился».

Карточки с изображением моментов оказания первой помощи.

Кукла доктора Здравинки.

Ход занятия.

1. Воспитатель. «Здравствуйте!».Ребята, мы сейчас поздоровались, сказали замечательное слово «здравствуйте». Кто знает, что означает это слово? (желать здоровья ). Раньше говорили «здравие», отсюда и слово «здравствуй».

Сегодня мы с вами поговорим о здоровье. Прежде всего, давайте, определим, что значит быть здоровым.

*Д/и «Продолжи предложение» (воспитатель произносит начало предложения, дети придумывают его конец и произносят предложение целиком).

– Быть здоровым значит (не болеть , не кашлять, не лежать в больнице, быть сильным и т.д. ).

– Здоровый человек (занимается спортом, не курит, сильный, бодрый и т.д .).

– У здорового человека (не болят ноги, зубы без кариеса, нет синяков и ран, хорошее зрение и т.д .).

Что может помешать нам быть здоровыми? Какие факторы влияют на наше здоровье? (≈ микробы, погода, неосторожность…).

– Как мы сообщаем врачу о том, что заболели? (по телефон у или в поликлинике).

– Что нужно знать, чтобы вызвать врача? (номер телефона поликлиники).

Что нужно сообщить, когда позвонишь в поликлинику? (фамилию и имя, возраст больного, домашний адрес, что болит ).

2. Воспитатель. Давайте попробуем вызвать врача по телефону. А поможет нам в этом телефонная карточка-памятка «Медицинская помощь». Рис.1 Рис.1.Телефонная памятка

*Рассматривание телефонной памятки, определение значения условных обозначений.

*Практические задания для детей (воспитатель ведёт диалог с ребёнком по телефону от имени работника регистратуры):

– «Предположим, что у тебя высокая температура. Вызови себе врача».

– «Допустим, у твоей мамы заболело горло. Вызови ей врача».

– «А если у твоей бабушки заболело сердце. Куда надо звонить, чтобы ей

оказали экстренную помощь?».

После первого выполнения задания обговорить, всё ли правильно сделано. Обратить внимание поздоровался ли ребёнок, употреблял ли вежливые слова: «пожалуйста», «спасибо», «будьте добры», «до свидания», правильно ли объяснил причину вызова и т.д.

Обратить внимание детей на то, что взрослым врача вызывают из взрослой поликлиники, а в экстренных случаях – «скорую».

3. Воспитатель. А сейчас мы с вами отправимся на «Станцию скорой помощи». Кто знает, что такое «Станция скорой помощи»? Город наш большой, в нём много жителей, и одновременно заболеть могут сразу несколько человек. Тогда поспешат машины «скорой помощи» в разные концы нашего города. Давайте посмотрим, как быстро едут машины «скорой помощи» к больным.

* Игра для пальчиков «Помощь скорая как птица по шоссе к больному мчится» (К рифлёному карандашу привязана верёвочка, другой её конец привязан к машинке «скорой помощи». Дети в руках крутят карандаш, накручивая верёвочку – чья «скорая помощь» быстрее приедет к больному).

4. Воспитатель. К нам в гости приехала доктор Здравинка. Рис.2.

Здравинка . Здравствуйте, ребята. Все ли вы здоровы? Нет ли у вас шишек, ссадин, порезов? Вы бережёте своё здоровье? Слышала я, что недавно Саша дома баловалась с братиком и прищемила палец дверью. А Лера дома обожгла руку горячим чайником. Врачи несомненно помогут вам справиться с бедой, но до их прихода необходимо оказать Рис.2. Доктор Здравинка .

пострадавшему первую помощь. Зачастую оказанная первая помощь может спасти человеку здоровье и жизнь. Я хочу сегодня поговорить с вами о травмах и как оказать первую помощь при несчастных случаях. А поможет нам в этом моя аптечка и волшебная книга.

а) Рассматривание содержимого аптечки.

*Д/у «Для чего это надо?».

(бинт, вата, перекись водорода, зелёнка, йод, лейкопластырь, ватные палочки, таблетки)

Это перекись водорода. Она нужна для промывания ран.

– Это зелёнка. Она нужна для смазывания ран, чтобы убить микробы.

– Это пластырь. Он нужен для заклеивания ран. И т.д.

Обратить особое внимание детей на то, что таблетки назначает только врач, самим ни в коем случае нельзя их есть, а обработку ран производят только чистыми руками.

б) Рассматривание и чтение книги доктора Здравинки.Рис.3.

1 страница.

Гордо ехал мальчик Петя

На своём велосипеде,

А потом лихачить стал –

Руль руками не держал!

И свалился на дорогу,

Ободрал себе он ноги,

Рис.3. Книга доктора Здравинки . Колени руками зажал,

«Ой, как больно!» закричал.

Чтоб паденья избежать,

надо крепко руль держать!

– Ребята, Петя поранил себе колени. Ему надо помочь. Как?

Ссадина, ранка : 1.Сказать взрослому.

2. Промыть ранку перекисью водорода.

3. Смазать вокруг ранки йодом или зелёнкой (эти жидкости убивают микробов).

4. Заклеить лейкопластырем, забинтовать чистым бинтом.

-Кто сыграет роль Пети, получившего травму при падении с велосипеда? *Практическое выполнение оказания первой помощи: обработка перекисью водорода, смазывание краёв ссадины йодом, накладывание повязки (на колени приклеивается липкая красная пленка, можно одно колено забинтовать, а другое заклеить пластырем).

2 страница.

На качелях качался Ваня,

К нему подбежала Таня,

Качели взлетели и вот –

Танюше ударили в лоб.

Представьте, что вы оказались на месте Тани. Что вы будете делать?

Ушиб: 1. Сказать взрослому.

2. Приложить к ушибленному месту что-нибудь холодное.

*Д/и «Выбери предмет для прикладывания к ушибленному месту».

На столе различные предметы: ложки, линейки, кружки (деревянные, металлические, пластмассовые), шпатель, монета, носовой платок, совочек, коробочка и т.д.). Дети выбирают предмет и прикладывают его ко лбу. Почему именно этот предмет вы выбрали? Как можно использовать носовой платок при ушибе? (намочить его холодной водой).

3 страница.

Вот так носик у Алёны –

Кровь вдруг стала капать.

Ситуация знакома?

Но не надо плакать.

Что вы посоветуете Алёнке?

Кровь из носа : 1. Сказать взрослому.

2. Сесть, опустив подбородок.

3. Приложить холод к носу.

4. Держать у носа платок (взрослый: поместит в ноздрю тампон с перекисью водорода).

*Упражнение для пальчиков «Скрути тампон».

Детям предлагается попробовать скрутить тампончик из ваты. Напомнить, что делать это надо чистыми руками.

4 страница.

На улице сильный мороз,

Кусает он щёки и нос.

Но Ваня домой не идёт,

Гуляет весь день напролёт.

И вот пальцы рук онемели,

Не знает он, что же делать.

Ребята, а вы знаете, что делать?

Обморожение: 1. Сказать взрослому.

2. Осторожно растереть обмороженное место рукой, чистым платком, пока не порозовеет. Растирать снегом нельзя!

3. Вернуться в тёплое помещение (попить горячего чая).

Что нужно сделать, если просто почувствовали, что вам холодно? (попрыгать, побегать )

Замёрзли пальчики немножко,

Мы их просто разотрём, / трут пальчиками друг по другу

И похлопаем в ладошки, / хлопают

Тёплый воздух в них вдохнём. / ладони лодочкой, вдох носом, выдыхание через рот в ладони

Если носик, щёчки тоже / показывают указ. пальцами на нос и щёки

Замерзают на морозе, / прижали ладони к щекам

Аккуратно их потрём, / трут щёки

Но не снегом, а рукой. / трут нос

Если холодно ногам – / перекатываются с пятки на носок

Бегать, прыгать надо нам. / бегут и прыгают на месте

Если всё же ты замёрз – / обнимают себя

Уходи с прогулки прочь! / шагают к стульчикам и садятся

5 страница.

У огня игрался Коля

И игрою был доволен.

А когда огонь обжёг,

Боли выдержать не мог –

Он от боли закричал

Маме жаловаться стал.

– Хорошо, что Коля побежал к маме. Как вы думаете, что мама посоветует Коле?

Ожёг: 1. Сказать взрослому.

2. Подставить под струю холодной воды (15 мин).

5. Здравинка . С некоторыми ребятами из моей книжки случились неприятности, потому что они не соблюдали осторожность, не берегли своё здоровье. А вы тоже такие?

Воспитатель. Наши ребята сейчас исполнят песню про непослушных ребят и про себя.

Песня с движениями «Непослушные ребята». /Автор Петрова С.А./

Непослушные ребята как-то раз пошли гулять- /шагают на месте

Кто на дерево забрался, а кто камни стал кидать. /изображают «по тексту»

По забору ходит Петя, а по лужицам Фома, /руки в стороны, идут по одной линии;

«шлёпают»…

Взяли стёкла где-то дети и играют в них друзья, /удары горизон. ладонями др. по

др.+жонглиров.

Чем закончилась прогулка, нам не трудно угадать, /разводят руки в стороны

Непослушные ребята не должны одни гулять. /грозят ук.пальц. лев. и пр. руки

по очереди

Нории мокрые от лужи, с пальца кровь из-за стекла, /показ на ноги. + указ.палец вверх

Шишки, ссадины, ушибы …- погуляла детвора! /руки:на лоб,колени,спину+развод.руками

Мы ребята не такие, и гуляем хорошо. / пружинка

Ну, а если что случилось, то исправимся легко, /покачивание в стороны

Помощь первую окажем, к воспитателю пойдём, /шагают вперёд

Мы себе всегда поможем и других не подведём. /возвращаются назад, хлопая

6. Доктор Здравинка благодарит детей за песню и хочет проверить, как дети усвоили правила оказания первой помощи:

*Д/и «Помоги попавшим в беду» (к картинке, отображающей конкретный несчастный случай, ребёнок подбирает карточки с изображением необходимой первой помощи). Рис.4. Рис. 4 . Карточки.

Здравинка . Вы, ребята, должны учиться,

К совершенству приёмов стремиться,

Для того, чтобы знать и уметь

Как беды избежать, уцелеть.

Если с тобою случится беда –

Взрослым рассказывай всё и всегда.

Раны надо мазать йодом,

При простуде – чай пить с мёдом.

И запомните – лекарства

Без врача давать опасно.

Но можно доверить любому ребёнку

Пластырь и йод, бинты и зелёнку.

Доктор Здравинка прощается и желает детям быть всегда здоровыми.

7. Воспитатель подводит итоги занятия, интересуется, что больше всего запомнилось и понравилось детям.

Оказание первой (доврачебной) медицинской помощи.

В случае получения травмы или заболевания оперативный работник должен прекратить работу, поставить в известность руководство станции и обратиться за помощью в медпункт или ближайшее медицинское учреждение.

При травмировании других работников необходимо оказать ему первую помощь, немедленно сообщить администрации и, при необходимости, доставить пострадавшего в медицинское учреждение.

Следует отметить, что правильные и своевременные действия работников по оказанию первой помощи помогут значительно снизить негативные последствия травмирования человека и даже спасти пострадавшему жизнь. Всвязи с этим важно обучить каждого работника станции правилам оказания первой помощи.

Действия работников по оказанию первой (доврачебной) помощи пострадавшим:

1. Электротравмы.

При поражении электрическим током прежде всего необходимо прекратить действие тока (отключить напряжение, перерубить провод и т.д.), соблюдая при этом меры безопасности и не прикасаясь к пострадавшему голыми руками, пока он находится под действием тока.

При поражении током высокого напряжения или молнией пострадавшего, несмотря на отсутствие признаков жизни, можно вернуть к жизни. Если пострадавший не дышит, надо немедленно сделать искусственное дыхание и одновременно непрямой массаж сердца. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца делается до тех пор пока не восстановится естественное дыхание или до прибытия врача.

После того как пострадавший придет в сознание, необходимо на место электрического ожога наложить стерильную повязку и принять меры по устранению возможных при падении механических повреждений (ушибов, переломов). Пострадавшего от электротравмы независимо от его самочувствия и отсутствия жалоб следует направить в лечебное учреждение.

2. Механические травмы.

При получении механической травмы необходимо остановить кровотечение, обработать рану перекисью водорода, наложить повязку. Если накладывается жгут, необходимо зафиксировать время его наложения. Жгут можно не снимать в течении двух часов в теплое время года, а в холодное - одного часа.

При переломах необходимо наложить шину, фиксирующую неподвижность поврежденных частей тела. Для этого можно использовать доски и бинт. При открытых переломах необходимо до наложения шины перевязать рану.

При подозрении на перелом позвоночника, пострадавшего следует уложить животом вниз на жёсткие носилки или на щит из досок (дверь, крышку от стола, толстый фанерный лист). Вопрос о его транспортировке решает только медицинский работник.

При растяжении связок необходимо наложить на место растяжения давящую повязку и холодный компресс. При вывихах конечность обездвиживают в том положении, какое она приняла после травмы, на область сустава накладывают холодный компресс.

3. Термические ожоги.

При ожогах первой степени (наблюдается только покраснение и небольшое опухание кожи) обожжённое место промывают струёй чистой воды, обрабатывают поражённый участок слабым (розового цвета) раствором марганцевокислого калия (при возможности спиртом или одеколоном), накладывают сухую стерильную повязку.

При ожогах 2-й и 3-й степени (наличие пузырей, обугливание тканей) обожжённый участок следует закрыть стерильным материалом, а в случае обширного ожога – накрыть простынёй и одеялом.

Оказывая доврачебную помощь при ожогах, следует помнить, что к обожжённой части тела нельзя прикасаться руками или грязными предметами, прокалывать или снимать пузыри, отрывать прилипшие к обожжённому месту части одежды, смазывать обожжённую поверхность жирами и присыпать её порошками. Обрабатывать обожжённый участок разрешается соответствующими противоожоговыми аэрозолями или антисептиком, если таковой имеется.

4. Ожоги кислотами и щелочами.

При ожогах кислотами обожженный участок тела следует обмыть водой с добавлением в неё щелочи: соды, мела. При отсутствии щелочей нужно обильно поливать обожженное место чистой водой.

При ожогах едкими щелочами следует обмыть обожженный участок тела водой, подкисленной уксусной или лимонной кислотой, или обмыть чистой водой, обильно поливая обожженное место.

5. Отравления.

При отравлении недоброкачественными пищевыми продуктами необходимо вызвать у пострадавшего искусственную рвоту и промыть желудок, давая ему выпить большое количество (до 6-10 стаканов) теплой воды, подкрашенной марганцовокислым калием, или слабого раствора питьевой соды. После напоить молоком и дать выпить 1-2 таблетки активированного угля.

При отравлении кислотами необходимо тщательно промыть желудок водой и дать пострадавшему обволакивающее средства: молоко, сырые яйца.

При отравлении газами пострадавшего необходимо вынести из помещения на свежий воздух или устроить в помещении сквозняк, открыв окна и двери. При остановке дыхания и сердечной деятельности приступить к искусственному дыханию и непрямому массажу сердца.

Во всех случаях отравления пострадавшего необходимо направить в лечебное учреждение.

При случайном заглатывании антифриза пострадавший должен быть немедленно доставлен в лечебное учреждение.

6. Обморожение.

При обморожении:

Согреть обмороженную часть тела теплой ванной с температурой 20 С постепенно увеличить (согреть) температуру до 40 С, обмыть мылом от заражения;

Высушить (протереть), закрыть стерильной повязкой и укрыть теплым (согреть), нельзя смазывать жиром или мазями ;

Произвести легкий массаж, дать горячий чай.

7. Травма глаз.

При ранениях глаза острыми или колющими предметами, а также повреждениях глаза при сильных ушибах пострадавшего следует срочно направить в лечебное учреждение. Попавшие в глаза предметы не следует вынимать из глаза, чтобы ещё больше не повредить его. На глаз наложить стерильную повязку.

При попадании пыли или порошкообразного вещества в глаза промыть их слабой струей проточной воды.

При ожогах химическими веществами, необходимо открыть веки и обильно промыть глаза в течении 10-15 минут слабой струёй проточной воды, после чего пострадавшего отправить в медицинское учреждение.

При ожогах глаз горячей водой, паром промывание глаз не рекомендуется. Глаза закрывают стерильной повязкой и пострадавшего направляют в медицинское учреждение.

9. Правила личной гигиены, которые должен знать и соблюдать работник

при выполнении работы.

Принимать пищу следует в специально отведенного для этого месте. Перед едой необходимо тщательно вымыть руки водой с мылом.

Для питья пользоваться водой из специально предназначенных для этой цели устройств (ведра для питьевой воды, питьевые бачки)

2. Требования безопасности перед началом работы.

Рабочее место работника станции представляет собой помещение, оснащенное необходимыми техническими средствами (прямой и номерной телефонной связью, компьютер, принтер и т.д.), необходимыми для работы.

Рабочее место должно содержаться в чистоте и порядке.

2.1. Перед началом работы каждый работник получает целевой инструктаж.

2.2.После получения целевого инструктажа работник следует по маршруту служебного прохода на свое рабочее место.

2.3. Перед началом работы работник должен подготовить рабочее место для безопасной работы и проверить:

Наличие по описи и исправность закрепленного за ним инвентаря;

Исправность электрооборудования;

Проверить наличие противопожарных средств;

Убедиться в достаточной освещенности на рабочем месте.

2.5. Выявленные недостатки устраняются немедленно, а о недостатках, которые не могут быть устранены своими силами, информация передается руководству станции и записывается в журнал 1 ступени контроля за состоянием охраны труда для принятия мер к устранению.

2.6.При приеме дежурства каждый сменный работник должен получить от сдающего смену сведения о состоянии работы к моменту приема дежурства.

3. Требования безопасности во время работы.

3.1. Каждый работник во время работы должен выполнять только ту работу, по которой прошел обучение, инструктаж по безопасности труда.

3.2. Использовать инструмент, приспособления только для тех работ, для которых они предназначены.

3.3. Соблюдать правила передвижения в помещении и на территории предприятия, пользоваться установленными проходами.

3.5. Быть внимательным к выполнению своих прямых обязанностей, не отвлекаться и не отвлекать других.

3.6. Следить за достаточной освещенностью рабочего места, исправностью и чистотой светильников. Помнить, что установка и очистка светильников, смена перегоревших электроламп и ремонт электрической сети должны производиться слесарем-электриком.

3.7. Работнику не разрешается:

Загромождать рабочее место, проходы к нему;

Использовать для сидения случайные предметы;

Прикасаться к открытым и неогражденным токоведущим частям оборудования, а также к оголенным и плохо изолированным проводам;

Оставлять включенными электроприборы при прекращении подачи электроэнергии или перерыве в работе.

3.8. При нахождении на работе работник станции должен иметь удостоверение личности и предупреждающий талон по охране труда.

3.9. При проходе по путям станции необходимо пользоваться маршрутами служебного прохода.