Сборник заданий для самостоятельной работы по дисциплине "основы философии". Лекции по Основам Философии. Конспект лекций для умк по дисциплине Основы философии Объективный идеализм Платона

ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений

Гуманитарный издательский центр “ВЛАДОС" 1997

Московский государственный социальный университет

0-75 Основы философии : Учебное пособие для вузов / Рук. автор. колл. и отв. ред. Е.В.Попов. - М.: Гуманит. изд центр ВЛАДОС, 1997. 320 с.

ISBN 5-691-00029-2

Написано в соответствии с государственным стандартом по философии. Раскрыта сущность философии, ее основные проблемы и функции. Большое внимание уделено положению человека в мире культуры. Выделены основные типы построения философского знания, особенности русской философии и актуальные проблемы философии XX в.

Для студентов вузов и для тех, кто интересуется вопросами философии.

О 0301020000 - 43

Без объявл.

ISBN 5-691-00029-2

ã «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1997 Все права защищены

ПРЕДИСЛОВИЕ

Перед Вами учебное пособие по философии. Само название учебной дисциплины не может не интриговать: что скрывается за этим названием и в чем важность философии для образованного и культурного человека? И здесь не бесполезно познакомиться с мнением древнеримского мыслителя Сенеки, которое он высказал своему другу «В руках философии царская власть; она распо-ряжается твоим временем, а не ты уделяешь ей час-другой. Она не есть нечто побочное, - она есть главное: она повелительница, ей и приказывать. На предложение какого-то города отдать ему часть земли и половину богатства, Александр Македонский отве-тил: «Я пришел в Азию не затем, чтобы брать, сколько вы дадите; это вы будете иметь столько, сколько я вам оставлю». Так и фи-лософия говорит прочим занятиям. «Я не желаю, чтобы мне до-ставалось то время, которое останется от вас, - это вы получите столько, сколько я на вас отпущу». Сенека советовал Луцилию: «Отдай ей все мысли, не разлучайся с нею, чти ее – и ты сразу увеличишь разрыв между тобой и остальными. Намного обогнав всех смертных, ты ненамного отстанешь от богов. Ты спросишь, в чем будет между вами разница? - Они долговечнее тебя. Но ведь, право, нужно быть великим искусником, чтобы в ничтожно малое вместить все. А кое в чем мудрец и превосходит бога: тот избавлен от страха благодаря природе, а этот - благодаря себе самому. И это очень немало – при человеческой слабости обла-дать бесстрашием бога!» (60. С. 106).*

Конечно, Сенеке легко было советовать не разлучаться с фило-софией: в его времена культура не требовала такой глубокой спе-циализации, которая наблюдается ныне. Но тогда почему совре-менный инженер обращается к философским основам научно-тех-нического познания и технического творчества, а биолог, медик, агроном - к мировоззренческим, методологическим и аксиологическим аспектам биологической науки? Отчего правоведа влекут к себе философские вопросы юриспруденции, а художника - философские вопросы искусства?

Видимо потому, что при всей своей специализации и ученый, и инженер, и юрист, и медик, и филолог остаются людьми и их волнует смысл жизни, тайна окружающего их мироздания и многие другие подобные вопросы. И можно смело предположить, что чем глубже специализация, тем острее специалист ощущает потребность в общем мировоззрении.

Не трудно увидеть и другое. Философия всецело обращена к личности, культивирует в ней душу и разум и, как надеялся Сенека, помогает гражданину при «человеческой слабости обладать бесстрашием бога».

Никакое учебное пособие не может заменить потребности культурного и образованного человека в философствовании. Его значение - пробуждать эту потребность, содействовать реали-зации формируемой обществом в каждом индивиде потенции Мыслителя.

Тема I. ФИЛОСОФИЯ И ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

Приступая к изучению новой учебной дисциплины, важно ознакомиться в общих чертах с тем, что она собой представляет и какое место занимает в системе духовной культуры, а затем уже переходить к анализу ее проблем. В соответствии с этой тради-цией нам предстоит узнать, какую общественную потребность удов-летворяет философия и в чем ее полезность для науки, почему она входит в систему высшего образования и нужна специалисту.

1. Социокультурная ценность философии

О полезности философии выдающийся мыслитель XVII в. Р. Де-карт говорил так: только философия «отличает нас от дикарей и варваров» и каждый народ «тем более гражданственен и образован, чем лучше в нем философствуют» (27. С. 412).

В этом суждении удачно подмечена социокультурная ценность философской мысли. Ни дикарь, ни варвар в философии не нуж-даются. Дикарь живет собирательством, а варвар охотой. Их образу жизни соответствует мифологизированное сознание. Со-зерцая природу, они чувствуют свою слитность с таинственной стихией, что дает им успокоение и уверенность.

Систематическое производство материальных благ содержатель-но меняет человека и ставит его в принципиально новое отношение к природе. Приспособление к условиям жизни сменяется их преобразованием. А это влечет за собой замену миросозерцания мировоззрением.

Что это практически означает для жизни людей, можно видеть на примере древних греков. Хозяйственные и гражданские отно-шения земледельцев, ремесленников и торговцев требовали юри-дических норм, менявших культурный облик жителей Эллады. Отказываясь от диких обычаев, они критически оценивали тех, кто не воспитан и не образован, не поднялся до осознания себя как гражданина, живущего в соответствии с законами государст-ва, называя их варварами. Древние греки высоко ставили занятия философией, полагая, что в них - источник образованности и цивилизованности, законопослушности и благочестивости.

В отличие от миросозерцания мировоззрение не может базиро-ваться на интуитивном постижении мира. Оно нуждается в пони-мании природы, в ее осмыслении с помощью понятий. Такими первыми мировоззренческими понятиями и явились «мир» (кос-мос), «человек» (душа) и «бог» (мировой разум). В отличие от наглядных образов миросозерцания понятия мировоззрения пред-полагают осмысленные, логические отношения. Практика фило-софствования становилась источником мировоззренческих проблем: как сформировался космос, какое место занимает в нем человек и каким должно быть отношение индивида к миру и полису?

В понятии мира достигалось обобщенное постижение того, что окружало людей и оказывалось включенным тем или иным спосо-бом в процесс их жизнедеятельности. Обобщенное постижение бытия, сущего невозможно без самосознания. И наконец, в образе бога люди выражали глубинную логосность и мудрость природы и уверенность в своей родственности с ней. Эти три понятия и образовали основу теоретического видения мира, и само оно яви-лось обретенным средством удовлетворения общественной потреб-ности в систематизированном и логически осмысленном понима-нии мира, в выработке краеугольных культурных ценностей, на основе которых можно продолжать строительство цивилизации.

Конечно не только древние греки положили начало цивилизации. Переход к ней - столбовая дорога развития человечества. В Китае, Индии, Иране, Месопотамии и Египте также были созданы очаги культуры. И повсеместно вместе с успехами цивилизации люди под-нимались к теоретическому осмыслению мировоззренческих проблем. Результатом этого явились религиозные и философские системы.

И религия, и философия удовлетворяют запросы людей в ос-мыслении как окружающего мира, так и собственной жизни. Вслед-ствие этого они в определенной мере близки друг другу. Их объ-единяет общая всем людям потребность самосознания.

Но между религией и философией существенное различие. Человек нуждается не только в тонкой саморефлексии и постижении субъективного мира, но и в объективном знании того, что собой представляет мир. Производственный опыт и опыт социальных отношений, в свою очередь требуют своего осмысления. Со временем потребовалось отделение философии от религии. Там где такое разделение задерживалось, развитие философской мысли замедлялось, слишком уж разные задачи и методы у этих сторон духовной жизни человека. Так было в Древнем Египте и Meсопотамии.

Конечно в качестве цивилизационной основы бытия человека философия взаимодействует как с мифологически-религиозными, так и научно рассудочными мировоззренческими формами социального опыта. Однако философия и наука опираются по преимуществу на разум и нуждаются в рациональном знании, и степень обобщения при этом различна: наука более привязана к производственно-практическому опыту. И в этом ее сила и слабость. Качественное разнообразие реальных процессов оборачивается в общественном сознании набором научных дисциплин, каждая из которых создается для исследования особого фрагмента действительности. Отличительный признак философии – осмысление мирового целого, единства окружающего мира, что крайне важно для специалист в любой отрасли народного хозяйства и культурной жизни. Частное всегда может быть правильно понято лишь в контексте общего и целого.

И кроме того, опираясь на достижения науки, философия от имени человека оценивает научные открытия и дает им мировоззренческую и ценностную оценки, насколько они согласуются с потребностями и интересами общества, насколько они вписываются в гуманистические идеалы и делают человека более счастливым.

Итак, философия – это предельно обобщенное, теоретическое видение мира. Она отличает и от религиозного и от научного способов постижения действительности. От религиозного она отличается своей рациональностью, научностью построения и опорой на науку. От научного она отличается тем, что являет собой обобщенное осмысление мирового целого и отношения человека к миру.

Философское мировоззрение – это теоретический взгляд на мир с позиций активного существа, осознающего как самого себя, так и то, с чем ему приходится взаимодействовать. Это совокупность фундаментальных идей о человеке, мире и об отношении человека к миру. Эти идеи позволяют людям сознательно ориентироваться в мире и обществе а также мотивировать свои поступки. Их специфика – в том, что они позволяют предельно широко, в рамках определенной цивилизации, воспринимать происходящие события и при этом руководствоваться в своих действиях краеугольными для данной цивилизации ценностями.

Философия разрабатывается отдельными людьми, но не является их произволом и капризом. «Что касается отдельных людей, то уж, конечно, – отмечает Гегель, – каждый из них сын своего времени; и философия есть также время, постигнутое в мысли» (22. С. 55).

Философия не была бы социокультурной ценностью, если бы она не развивалась и одновременно не обладала бы внутренней устойчивостью, делающей ее относительно самостоятельной по отношению к культурно-историческому процессу. Эти особенности философской мысли сейчас и следует выяснить.

2. Возникновение философии

Уже отмечалось, что философия формируется как мировоззрение цивилизованного общества. Дифференциация общества и деятельности обусловливает дифференциацию общественного сознания. Мифология распадается на ряд форм общественного сознания: философию, религию и искусство. На долю философии до сталось рациональное познание. В религии были систематизированы ценностные подходы, а искусство явилось профессиональным осуществлением образного мышления и эстетической деятельности.

Разум представляет практическую ценность для общества. Вследствие этого уже в античном обществе он становится предметом профессиональной деятельности. Сам предмет требует своего осмысления, систематизации и выражения в виде суммы обобщающих положений. Наглядные образы мифов сменяются сначала общими представлениями, а потом и логическими понятиями. Вытеснение наглядных образов мифологии абстрактными понятиями заняло целую эпоху и потребовало огромного интеллектуального напряжения.

Сложилась и теоретическая необходимость дать определение того, что такое разум и мудрость, каковы их истоки и критерии. Сами по себе эти вопросы лишены непосредственного практического интереса и по своему характеру являются философскими. Ответ на них не может не быть опосредованным. Он требует логического доказательства, понятийного обоснования.

При этом разум не может не исследовать сам себя. В этом плане показательно определение мудрости (философии), данное Гераклитом: «Мудрость заключается в одном: познавать мысль, как то, что правит всем во всем». «Мудрость состоит в том, чтобы говорить истину и, прислушиваясь к (голосу) природы, поступать согласно с ней» (38. Т. 1. С. 16, 20).

Эту точку зрения развивает и конкретизирует Аристотель: «А поскольку мудрость была определена как наука о первых причи-нах и о том, что наиболее достойно познания, мудростью надо бы признать науку о сущности» (1. Т. 1. С. 102).

Не вдаваясь в сравнение отмеченных точек зрения на мудрость,* обратим внимание на существенность различий между философией и мифологией. Это важно для понимания особенностей фи-лософского знания и его предмета.

* Мудрость отличается от учености. Со свойственной ему проницательностью И. Кант отмечал: «Удовлетворять всякой прихоти любознательности и ограничивать нашу жажду познания только пределами наших способностей, - вот стремление духа, которое подобает учености. Но из всех бесчисленных задач, которые возникают сами собой избрать именно те, разрешение которых важно для человечества, – это заслуга мудрости» (Вопросы философии 1992. № 9. С. 22).

Во-первых, в мифологии мудрость и разум не выделяются в качестве особого объекта. Философия же сделала их предметом размышления и анализа. Во-вторых, в мифологии знание преподносится непосредственно в красочной, художественной форме. Для философии знание опосредовано рядом логических рассуждений и выражено в обобщенной понятийной форме. В-третьих, в лучшем случае для мифологии основой мудрости выступает автори-тет богов и легендарных героев. В философии также длительное время мудрость приписывается богам, но боги здесь лишь персонификация разума и закономерности бытия. Уже в античное время признается, что путем размышления индивид способен при-близиться к истине и понять ее. Поэтому в философии сразу же на первый план выдвигаются исследования методов познания. Этим признается, что философия не сама мудрость, а лишь приближение к ней. Философия как дисциплина и начинается с самоотделения себя от некой божественной мудрости. Она – лишь скромное стремление к ней, любовь к ней, исследование мудрости вещей и мироздания в целом – космоса. Отказ от абсолютного понимания мудрости имеет своим следствием разброс в трактовке того, что такое мудрость и как ее найти, который, к сожалению, часто оценивается обыденным сознанием как доказательство бесплодности философского мышления. Обыденное сознание не замечает, что такие точки зрения имеют нечто существенно общее: они являются философскими, выражают собой движение философской мыс ли, обусловленное социокультурным контекстом. В различных философских концепциях раскрывается противоречивость исторической эпохи, несовпадение различных общественных тенденций, а также относительный, преходящий характер самих тенденций. И ни одна из них не уклоняется от рационального поиска сущего, которое как обруч стягивает воедино различные теоретические конструкции, желающие быть философскими.

И последнее различие между философией и мифологией. Миф, как уже отмечалось, отражает вполне конкретную ступень духов-ного развития человека. В нем неосознанно выражается родовая жизнь людей, для которых их собственные коллективные усилия воспринимаются как над ними стоящие, божественные, сверхъестественные. Авторитет родового коллектива воспринимается сородичами как вне их находящаяся сила, таинственным образом имеющая для них практическое значение.

Возникновение философии – поворот в духовной жизни общества. В ней обнаруживается разум сознающих себя индивидов, их способность путем личных усилий фиксировать то, что глубоко их задевает и в отношении чего они хотят иметь практически ценные сведения. В философии открывается вполне сознаваемая потребность перейти от образного видения мира к его пониманию, включающему в себя реализацию мыслей в реальных инструментах целесообразной деятельности. Такая реализация делает настоятельным разрыв общественного сознания с мифологическими объяснениями и религиозно-нравственными предписаниями и по ворот к научному исследованию.

3. Основные философские проблемы

Избрав мудрость в качестве предмета своего мышления, античные философы с необходимостью вышли на проблему мира как единого целого, его устройства, закономерности и бытия. На чем основано бытие природы и ее многообразие? Какое место занимает человек в мире и что он может ожидать от мировых событий?

Для становления философской проблематики много сделали Гераклит, Демокрит, Платон и Аристотель.*

* Термин «философия» введен в научный оборот Пифагором, древнегреческим мудрецом (30. С. 66). Но существует и мнение, что автором этого слова является Гераклит (39. С. 481).

Для их времени характерно мнение, что мудростью обладают лишь боги. В глазах философов они - воплощение разума, который устроил космос как закономерно функционирующее целое с привилегированным положением человека-микрокосма в природе. Разумные первоначала бытия постигаются с помощью понятий, и раз понятые, они становятся опорой для мышления. Разумные первоначала неизменны, вечны, и их знание делает философию царицей наук.

Постепенно понятие «боги» как образное выражение разумности и закономерности бытия заменяются понятиями «закон», «логос», «сущее» и т.д.

С точки зрения Демокрита, космос – воплощение атомов и пустоты. Порядок и закономерность царят в природе. Душа тоже состоит из атомов, которые распространены по всему телу. Но органом мышления является мозг.

Платон разделил тело и душу, материальное и духовное и сформулировал понятие Демиурга. Демиург превращает хаос в космос, реализуя программу, заложенную в идеях, образующих сверхъестественный мир. Но Демиург у Платона – сложное и безличное начало, входящее в иерархию первосущностей.

В годы Средневековья на место Бога как демиурга (устроителя космоса) выдвигается Бог как Креатор, Творец мира. Фома Аквинский требует подчинения философии христианским догматам, но полагает, что у природы имеются и свои собственные закономерности, которые полезно изучать. Задача философии – быть посредницей между религией и научными изысканиями.

В преддверии индустриальной цивилизации, идущей на смену традиционному обществу, философия восстанавливает свои права на самостоятельность и в ней смещается акцент в понимании своего предмета. Декарт писал: «Вполне мудр в действительности один Бог, ибо ему свойственно совершенное звание всего; но и люди могут быть названы более или менее мудрыми, сообразно тому, как много или как мало они знают истин о важнейших предметах» (27.С.412).

На первый взгляд Декарт не меняет традиционного представления о предмете философии, но, в сущности, он открывает новую эру в трактовке философских проблем. В его сочинениях на первый план выдвигаются человек как субъект познания, разум человека, его способности превратить природные процессы в полезные для людей средства.

Отдавая дань Богу, Декарт занимается анализом исходных принципов познания. «Я мыслю, значит, существую». Таков исходный его принцип. Не божественные первоначала, а организация человеческого разума – вот что интересует французского мыслителя. И он полагает, что человек вполне способен и познать природу, и поставить ее под свой контроль. В природе Декарта интересует не ее мнимая божественность, а практическая полезность.

В XVIII в. французские материалисты, переведя Бога в разряд мнимой величины и объявив природу единственно реальным предметом своих размышлений, акцент делали на человеке и его разумных свойствах. Зная разумные начала людей, полагали они, можно обеспечть становление царства просвещения, нравственности, искусства и науки.

Продолжая эту линию, выдающийся немецкий мыслитель Фейербах говорил: «Новая философия превращает человека, включая и природу как базис человека, в единственный, универсаль-ный и высший предмет философии» (68.Т. 2. С. 202).

Выделяя человека в качестве субъекта деятельности, предшественник Фейербаха Кант полагал, что философия обязана ответить на ряд вопросов: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?» и «На что я могу надеяться?» и тем самым разгадать тайну человека (35.Т. 3. С. 661).

Та же проблематика звучит и в философии Гегеля. Только к проблеме субъекта деятельности он подходит с несколько иной стороны. Человек - воплощение мирового разума. Его разум результат развития абсолютной идеи, которая в умственном раз витии человека достигает своей полноты. Все разумное действительно, все действительное разумно.

Математически реинтерпретируя наследие Гегеля, К.Маркс и Ф.Энгельс выделяют так называемые законы диалектики, т.е. такие законы, которые лежат в основе развития природы, обще-ства и человеческого мышления. Все меняется в действительности, но только не законы диалектики, которые в принципе не могут не быть – по определению – абсолютно разумными. Неразумному (иррациональному) нет места в философской проблематике.

В последнем тезисе и крылось главное противоречие марксизма: исключая иррациональное и находясь в русле традиции раци-онализма, Маркс из идеалистической (мистической) философии заимствовал причины иррациональные и мистические, которые невозможно было материалистически реинтерпретировать.

Впрочем жизнь грубо поправила рационалистические утопии и марксистов и позитивистов. В XX в. социокультурная обстановка круто меняется. Две мировые войны, атомная угроза человечеству, жестокий опыт тоталитарных режимов и разграбление и истощение природных ресурсов, и экологический кризис – все это поставило под сомнение абсолютную разумность человека, рациональность его действии, внесло новые мотивы в философские раздумья о сущности бытия и природе человека.

Выделившись из природы, человек ставит перед собой цели и во имя собственного блага, на свою ответственность вносит изменения в природную среду. Его интересы и цели своим источником имеют не состояние природы, а собственные потребности, социально- экономические заботы. Но нет ли здесь риска для самого человека? Да и является ли подлинным бытие человека в качестве субъекта, активного творческого начала? Не лучше ли ему отказаться от дерзости самореализации? Создавая социально-культурные объекты, т.е. объективируя свой внутренний мир, может ли человек сохранить контроль над собственной деятельностью или же он становится заложником неведомо куда мчавшегося локомотива?

Философия XX в. круто поворачивает к проблеме рационального и иррационального в деятельности человека, к соотношению социально-культурных ценностей и научно- технических средств достижения целей. Немецкий философ М. Хайдеггер и его последователи (экзистенциалисты) заявляют, что человек включен в бытие и может его знать, лишь испытывая реальность на опыте. Жизненный опыт людей своим началом имеет страх, который они испытывают, когда начинают сознавать свою конечность и хрупкость своего брошенного в чуждый им мир и приготовленного к смерти бытия. «Метафизика говорит о сущем как таковом в целом, т.е. о бытии сущего; тем самым в ней правит отношение человека к бытию сущего» (76. С. 150).

Итак, философия знает три главные темы: мир, человек и отношение к миру.

Естественно, что обсуждение каждой темы порождает свои проблемы. Как определить границы мира и что составляет его основу, существует ли что-либо за пределами бытия и как понимать небытие? Интерес к человеку связан с проблемами его природы и сущности: каково соотношение духовного и материального (души и тела, сознания и мозга), природного и социального, сознательного и бессознательного? Отношение человека к миру конкретизируется в оценке значимости для жизни людей практической деятельности и познания. В чем мудрость в созерцательном отношении к природе, или же в гордом стремлении не ждать милостыней от природы, а взять их у нее, или же в мужественной озабоченности выжить, сохраниться в условиях рискованной в своей сущности деятельности? И могут люди в своем отношении к миру надеяться на его познание?

Само собой разумеется, что философское знание о мире, человеке и его отношении к миру изменяется от одной исторической эпохи к другой и всегда находится под определяющим влиянием со стороны социально-экономических, научных, художественных и нравственных запросов общества. Философские проблемы - это постоянный поиск того, что собой представляет социокультурная эпоха, чем характеризуется отношение человека к миру в данную эпоху и какими переживаниями и заботами охвачена его душа и живет его пульсирующая мысль. Только таким образом философия приближается к содержательному раскрытию фундаментальных принципов бытия, практической и познавательной деятельности человека.


1Функции философии

(др. - греч. любовь к мудрости)- особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех ее основных проявлениях Общепринятого определения философии, равно как общепринятого представления о её предмете, не существует, поскольку само признание той или иной теории или методологии является философской процедурой и осуществляется на основе той или иной системы философских представлений. В истории существовало множество различных типов философии, отличающихся как своим предметом, так и методами. В самом общем виде под философией понимают деятельность, направленную на постановку и рациональное разрешение наиболее общих вопросов, касающихся сущности знания, человека и мира.

Традиционно философия определяется как исследование первопричин и начало всего сущего- универсальных принципов, в рамках которых существует и изменяется как бытие, так и мышление, как постигаемый Космос, так и постигающий его дух Мыслимое в традиционной философии выступает в качестве бытия - одной из основных философских категорий (ср. тезис Парменида: «мыслить и быть- одно и то же»). К бытию относятся не только реально происходящие процессы, но и умопостигаемые возможности. Поскольку мыслимое необозримо в своих частностях, философы, в основном, концентрируют своё внимание на первопричинах, предельно общих понятиях, категориях. В разные эпохи и для разных философских направлений эти категории свои (поэтому Гегель определял философию как «современную ей эпоху, постигнутую в мышлении»).

Философия включает в себя такие различные дисциплины, как логика, метафизика, онтология, эпистемология, эстетика, этика и др., в которых задаются такие вопросы, как, например, «Существует ли Бог?», «Возможно ли объективное познание?», «Что делает тот или иной поступок правильным или неправильным?» Фундаментальным методом философии является построение умозаключений, оценивающих те или иные аргументы, касающиеся подобных вопросов. Между тем, точных границ и единой методологии философии не существует. Споры идут и по поводу того, что считать философией, и само определение философии различно в многочисленных философских школах.

Существует несколько функций философии: это –

Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.

Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

Гносеологическая – одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).

Роль критической функции – подвергать сомнению окружающий мир и существующее значение, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.

Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios – ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции – быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков – поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX – начала ХХ вв. и др.).

Социальная функция – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.

Воспитательно - гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

2 Филосовский монизм в толковании проблем бытия

МОНИЗМ (греч. monos - один) - 1) тип организации философского знания, определяющийся наличием в нем одного основного принципа, в соответствии с которым осуществляется все содержательное наполнение философской системы; семантически противостоит дуализму и плюрализму; 2) признание в рамках этого принципа единого начала, общего закона устройства мироздания, определяющего все многообразие сущего, в том числе и человеческого бытия. В отличие от дуализма и плюрализма, монизм отличается большей внутренней последовательностью, монолитностью, что в то же время с неизбежностью приводит к большей схематизации реальности.

Теория, согласно которой кажущиеся различными виды бытия или субстанции в конечном счете сводятся к единому началу. Для нерефлектирующего ума видов субстанции, существующих в мире, практически бесконечное число: камень, дерево, стекло, соль, сахар кажутся глубоко и очевидно различными веществами. Первые греческие философы много занимались тем, что сокращали число субстанций, обнаруживая их тождественность на более глубоких уровнях. По Эмпедоклу, существует только четыре первовещества: земля, воздух, огонь и вода. Фалес даже рискнул предположить, что все состоит из одного элемента - воды, поскольку она может находиться в твердом, жидком и газообразном состояниях. В то же время обыденные представления всегда носили дуалистический характер. Для большинства людей материя (имеющая форму, размеры, отличающаяся твердостью и находящаяся в движении) и сознание (не обладающее ни одним из этих качеств) глубоко различны. Системы философского монизма в своем развитии отправлялись от этого обыденного дуализма, делая акцент на той или другой составляющей этого представления о двойственном устройстве мира. Материалистический монизм (например, монизм Демокрита и Гоббса) сводил сознание к материи, представляя ментальные процессы как телесные реакции. Например, ощущение света считалось просто реакцией сетчатки глаза и зрительного нерва на световые лучи.

3 Суть теоцентрического понимания человека

Теоцентризм (греч. Theos - Бог + лат.Centrum - центр круга) - философская концепция, в основе которой лежит понимание Бога, как абсолютного, совершенного, наивысшего бытия, источника всей жизни и любого блага. При этом основой нравственности служит почитание и служение Богу, а подражание и уподобление Ему считается высшей целью человеческой жизни.

Наиболее распространен теоцентризм был в Средние века.

Некогда сотворенный по образу и подобию Божьему, человек отпал от божественной реальности. Потому у него нет прочного места во Вселенной, и искать его в попытках укоренения на Земле - ошибка. "Быть мудрым - значит, умереть для этого мира," - утверждает Августин. Жизнь человека - в усилии к восхождению, которого вне божественной благодати он добиться не может. Его мудрость - в отторжении мира, в снискании града Божьего, и помочь в этом ему может только Господь, даровав откровение. Единственное, что может сделать сам человек, - это жить праведно, ибо лишь праведному дается поддержка Бога. Августин первым заговорил о своеобразной "трещине", проходящей по центру человеческого существа. С одной стороны, человек ничтожен и тленен. "Мне, земле и пеплу, позволь говорить…" - читаем мы в "Исповеди". С другой стороны, человек обладает "умной душой": Бог находится не во внешнем, Он - внутри, и каждый носит в душе Его отпечаток. А посему отрекись от мира - от его "разума", от его соблазнов - и учись у Христа, - настаивает Августин. Книжная ученость ("мудрость мира") ничто перед учением сердца. Весь разум мира - неразумие перед Господом.

Человек, по Фоме Аквинскому, - существо, находящееся на границе материального (тело) и духовного (душа). Сами по себе эти субстанции неполны и лишь в соединении образуют единую природу. Потому целостный человек выше, чем его лучшая часть - душа: ведь она "проживает" в его теле, как бы распространена по всем его органам. Она составляет единое начало жизни - вегетативной, чувственной, интеллектуальной. Таким образом Фома частично реабилитирует человеческую телесность. Другое важное достижение Аквината - попытка реабилитации разума. С его точки зрения, разум и вера - гармонически сопряженные основания человеческого бытия. С их помощью человек постигает "естественный закон", на основе которого развиваются моральные добродетели человека, правовые установления общества и заповеди религии. Более того, само бытие Бога можно доказать рационально: коль все живое движется, есть перводвигатель; раз мир причинен - значит, есть первопричина; поскольку все имеет необходимость, существует первонеобходимость; если все имеет ценность, следовательно, должна быть первоценность; так как мир целенаправлен, то должен быть руководитель всех целей - Бог. Но есть и неподвластное разуму пространство - пространство Божественного откровения. Ведь и сам разум изначально дается человеку Богом.

Аннотация

Учебная дисциплина «Основы философии» направлена на освоение студентами основ философии как самостоятельной формы знания. Пособие может быть полезно преподавателям, студентам, всем, интересующимся проблемами философии и культуры.

Учебная дисциплина «Основы философии» направлена на формирование общекультурных компетенций, таких как


Владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения.
Умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь
Умение критически оценивать свои достоинства и недостатки, умение намечать пути и выбрать средства развития достоинств и устранить недостатки.
Способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы

Цель изучения дисциплины «Основы философии» раскрыть предмет и метод философии помочь разобраться в основных этапах формирования философских идей и теорий, вариантах постановки и решения проблем человека, общества.

Задачи изучения дисциплины:

а) воспитание у студентов гражданской ответственности, стремления к постоянному профессиональному росту, к высокой нравственной, эстетической и политической культуре

ПРЕДИСЛОВИЕ

Уважаемый студент! Составитель данного пособия постарались как можно полнее отразить в нем требования нового госстандарта. Безусловно, небольшое количество часов, отводимых на аудиторное изучение курса философии, делает невозможным охват всех предлагаемых тем и вопросов на занятиях.

Прежде всего, обратите внимание: осмысление действительности – основная задача философии. Поэтому, в отличие от других дисциплин, изучаемый материал следует не зазубривать, а понимать. При изучении философии только наличие понимания обусловливает возможность запоминания материала и способность изложения как своей, так и чужой точки зрения.

Из вышесказанного следует, подготовка к занятиям по философии не требует ознакомления со всем объемом рекомендуемой литературы. Для качественного усвоения материала по какой-либо теме, порой, достаточно вдумчиво прочесть одну хорошую работу, в которой раскрыта рассматриваемая проблематика, не предвзято представлены различные точки зрения на тот или иной вопрос. В противном случае Вы можете запутаться в огромном философском материале, который требует для своего понимания больших интеллектуальных усилий, время и специальной подготовки. Здесь уместно привести слова Гераклита Эфесского: “Многознание уму не научает”.

Перефразируя слова другого мыслителя – М.Хайдеггера, можно сказать, что как о часах мы вспоминаем, когда нам нужно узнать время, так и философские проблемы и вытекающие из них философские вопросы возникают из-за необходимости человеческого духа решить, как жить правильно, свободно и осмысленно. В силу чрезвычайной сложности поставленной проблемы, мы не можем однозначно ответить на все возникающие вопросы. Поэтому напрасно искать в произведениях мыслителей готовые решения. Ведь ценность философии состоит не только в том, что за время своего существования она показала ошибочность многих ответов, дала различные решения на поставленные вопросы, но и в том, что незавершенностью своих ответов пробуждала и пробуждает человека к поиску истины. Таким образом, философия показывает нам всю необычайность, сложность, неоднозначность нашего существования и ставит перед нами задачу свободного самоопределения на основе разума и приобретенного опыта.

Поэтому, при изучении любой темы, надо помнить о следующих вопросах, помогающих ориентироваться в многообразии философских проблем: зачем нужна философия? какой смысл она имеет? почему возникла та или иная философская проблема? как связано ее решение у того или иного философа с жизнью человека и общества? Необходимо помнить слова Н.О.Лосского: “Решение всякого философского вопроса дается с точки зрения мирового целого”. Это означает, что философия в отличие от частных наук (математики, физики, биологии и др.) изучает не часть реальности, не отдельные стороны, свойства и отношения, присущие различным предметам и явлениям мира, а реальность во всех ее частях и моментах без исключения. Она изучает всеобщие свойства мира и наиболее общие моменты отношения человека к миру. В связи с этим, следует учесть, что первые занятия как бы закладывают фундамент Вашего последующего понимания философии.

При подготовке к занятиям и самостоятельном изучении философии следует соблюдать систематичность и последовательность в работе. Необходимо сначала внимательно ознакомится с темой занятия . Затем, найти в учебном пособии, конспекте лекций соответствующие разделы и прочитать их. Осваивать изучаемый материал следует по частям. Для этого Вы должны разбить его на небольшие, но законченные части (в учебном пособии им обычно соответствуют параграфы или разделы). Встречающиеся в тексте незнакомые слова следует не только пытаться понять из контекста, но и проверить их значение по философскому словарю. Советуем Вам завести собственный словарик, в который Вы будете записывать новые, незнакомые философские термины.

За время своего существования философия выработала особую культуру философствования, свой язык, традицию подачи устных и письменных текстов. Не освоив ее, Вы вряд ли научитесь грамотно размышлять, будете высоко оценены преподавателем или приняты в кругу философов-профессионалов.

Для достижения успеха в изучении новой для Вас дисциплины следует, во-первых, знать значение употребляемых терминов, категорий (например, субъект, объект, познание, онтология, сущность, экзистенция, человек и т. п.). Ведь мы мыслим, прежде всего, с помощью понятий. Во-вторых, аргументация Вашей устной и письменной речи должна быть последовательной и логичной. Для этого при изучении материала необходимо уловить как логику, так и метод рассуждений того или иного автора. Последнее практически не возможно, если Вы будете читать лишь учебные пособия. Поэтому, после того как Вы уяснили суть рассматриваемой проблемы на основе адаптированных учебных пособий, необходимо приступать к изучению дополнительной литературы. Определите круг монографий, статей, имеющих отношение к тому или иному вопросу. Ознакомившись с литературой , нужно составить конспект прочитанного. Затем, самостоятельно ответить на поставленные вопросы. При этом постарайтесь уяснить последовательность смысловых частей и выработайте план изложения.

После изучения какой-либо темы или ее отдельных разделов необходимо полученные знания привести в систему, связать воедино весь проработанный материал. Если Вы не уяснили предыдущий материал, то изучение последующего может быть затруднено. Так, понимание сознания у тех или иных мыслителей базируется на понимании бытия, поэтому не усвоив тему: “Философия бытия” нельзя хорошо усвоить тему: “Сознание” и т. д. Непонимание логики развития, преемственности в философии, ее единства в многообразии приведет к тому, что философский процесс предстанет в Вашем сознании в виде произвольного собрания различных мнений. Вы можете запутаться в изучаемом материале, а Ваш ответ будет отличаться противоречивостью и эклектикой.

В целом, изучая философию, приложите усилия на то, чтобы:

1) увидеть различие взглядов, концепций; 2) выявить основание, на котором строится та или иная концепция или система; 3) раскрыть внутренний смысл выдвигаемых идей; 4) определить насколько доказательна та или иная концепция или система; 5) представить рассматриваемые философские проблемы в развитии; 6) провести сравнение различных философских концепций по той или иной проблеме; 7) отметить практическую ценность данных философских положений; 8) аргументировано изложить собственную точку зрения на рассматриваемую проблему.

Тема 1. Введение. Общая характеристика философии

План:


  1. Предмет философии. Философское вопрошание, специфика постановки вопросов. Философия как мировоззрение, наука, искусство. Понятие рефлексии. Место и роль философии в культуре.

  2. Зарождение философии; мифология, религия, философия. Специфика философии в сравнении с наукой , религией, искусством. Мировоззренческая и методологическая функции философии.
Основные понятия

Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место в нем человека, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их идеалы и ценности.

Ценность - термин, используемый для указания на гуманистический смысл и социокультурное значение определенных явлений действительности.

Ценностные ориентации - важнейшие элементов духовной структуры личности, отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного.

Идеи - идеальные сущности, находящиеся вне конкретных вещей (Платон). Это отношение к тому, что лежит за пределами личного опыта - к запредельности. Иначе говоря, это форма постижения в мысли высших ценностей, форма проектирования человека, его целей.

Диалектика - это учение о том, как могут быть и как бывают тождественными противоположности и при каких условиях они переходят друг в друга.

Философия- это теоретическое мировоззрение, т.е. умозрение вечных идей и высших ценностей, познание смысла и приобщение к смыслу.

Сущее - совокупность многообразных проявлений бытия; многообразие действительного, то, что есть; оно не идентично данному, т.к. охватывает также и неданное.

Антропоцентризм - философское мировоззренческие принцип, содержанием которого является понимание мира в связи с включенностью в него человека как сознательного, деятельного существа.

Литература.

1. Алексеев П.В., Панин А.В., Философия: Учебник. Изд. 3-е, переработанное и дополненное –М.: Проспект, 2000.

2. Основы современной философии: Уч. для вузов. – СПб: Лань, 1997.

3. Основы философии: Уч. пос. для вузов. –М.: Владос, 1997.

4. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. –М., 2000.

5. Философия: Учебник для вузов. –Р/Д.: Феникс, 1995 (и последующие годы).

6. Философия: Учебник. 2 изд., испр. и доп. –М.: Юристь, 1998.


Тема 2. История развития философии, основные направления, школы философии

    Цивилизационные особенности становления философии. Условия возникновения философии в древней Греции. Специфика восточной и западной философии.

  1. Общая характеристика восточной философии: Индия и Китай. Основные черты: мифологизм, мистицизм и т.д. Восточные религиозно-философские учения: буддизм, даосизм, конфуцианство, джайнизм и т.д.
Литература.

Схоластика (греч. Школа) - средневековая форма философии и ее преподавания, когда философия выступала «служанкой» богословия в католических университетах.

Пантеизм (греч. - пан - все, теизм - божественный) - тождество природы и Бога, который растворен в мире, в любых вещах. Здесь имеются элементы материализма, частичный отход от ортодоксального теизма. Субстанция - объективная реальность, всеобщая неустранимая основа всех вещей, причина самой себя.

Литература.

1. История философии в кратком изложении. Пер. с чешского Богута И.И. – М., 1991.

2. История современной зарубежной философии. –СПб, 1997.

3. Дж. Реале, Д.Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. –СПб, 1994.

4. Курбатов В.И. история философии. –Р/Д, 1997.

5. Переведенцев С.В. Практикум по истории западноевропейской философии (античность, средневековье, эпоха Возрождения). –М., 1999.

6. Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики к современости. –М., Гранд, 1998.

7. Философы и философия. Жизнь. Судьба. Учение. – Остожье, 1998.

8. Новейший философский словарь. –Минск, 1999.

9. Канке В.А. Философия: исторический и систематический курс. М., 2001.

10. Философия. Учебник для вузов. – Р/Д.: 1995.

Тема 5 Философия Нового времени.


    Классический рационализм и генезис научного знания. Гуманистическая секуляризация. Гносеологизм философии. Декарт - проблема метода. Субъект - объектная картина мира.

  1. Немецкая классическая философия: критическая рефлексия. Философская система Гегеля, тождество бытия и мышления. Идеалы классической рациональности в философии и науке.
Основные понятия.

Рационализм - учение в теории познания, согласно которому источником познания признается только разум, роль чувственного познания принижается или умаляется.

Сенсуализм - учение, признающее ощущение единственным источником познания.

Дуализм - философское учение, считающее материальную и духовную субстанции равноправными началами.

Эмпиризм - метод и методология познания, основанный на опытном исследовании. Сравни: рациональное, теоретическое исследование как методы познания.

Апостериори и априори (от лат. апост. - из последующего и апр . - из предшествующего), апостериори - знание, получаемое из опыта, априори - знание, предшествующее опыту и независимое от него.

Трансцендентальный (от лат. - переступать) - в схоластической философии означает такие аспекты бытия, которые выходят за сферу конечного, эмпирического мира и именуются трансценденталиями (единое, истинное, благое). В философии Канта термин употреблен в гносеологическом смысле и означает априорные (доопытные) условия познания; трансцендентальное противоположно эмпирическому.

Трансцендентное (от лат. - переступать) - понятийное обозначение всего того, что выходит за пределы нашего опыта, допускается в качестве предмета, существующего вне сознания. В гносеологическом смысле трансцендентное обозначает, что мы познаем не то, что содержится в сознании в опыте, а то, что находится вне нас. Противоположность -имманентное.

«Вещь в себе» философский термин, означающий вещи как они существуют сами по себе, в отличие от того, какими они являются «для нас» в нашем познании.

Литература

1. Философия: Уч. для вузов. –Р/Д: Феникс, 1995 (и др. годы).

2. Философия: Уч. – М.: Русское слово, 1996.

3. Асмус В.Ф. Иммануил Кант. –М., 1973.

4. Гулыга А. В. Кант. –М., 1981.

5. Нарский И.С. Кант. –М., 1986.

6. Гулыга А.В. Гегель. –М., 1970.

7. Мотрошилов Н.В. Путь Гегеля к «Науке логики». –М., 1984.

8. Овсяников М.Ф. Гегель. – М., 1971.

9. Ойзерман Т.И. Историко-философское учение Гегеля. –М., 1982.

Тема 6. Неклассическая философия 19 - 20 веков.


    Маркс, Ницше, Раскрытие новых аспектов феномена человека.

  1. Фрейд. Социальность, либидо, воля.
Основные понятия

Постклассическая философия - условной название послегегелевского этапа развития западноевропейской философии XIX - начала XX в.

Сциентизм- представление об исключительной роли науки в решении проблем общества, считающее науку главным фактором социального и культурного процесса.

Отчуждение - социальный процесс, характеризующийся превращением деятельности человека и ее результатов в самостоятельную силу , подчас господствующую над ним и враждебную ему.

Иррационализм - течение в философии, противоположное рационализму, утверждающее алогичный, иррациональный характер бытия и ограничивающее или отрицающее возможности разума в процессе познания.

Эссенциализм - другое наименование классической философии, акцентирующее ее ориентацию на поиск сущности, объективируемой в таких понятиях как бытие, субстанция, бог, душа и т.п.

Фрейдизм - направление современной философии, стремящееся применять учение Фрейда для объяснения явлений культуры, творчества и общества.

Психоанализ - метод лечения психических заболеваний, разработанный З.Фрейдом, а также теория, объясняющая роль бессознательного в жизни человека.

Бессознательное - совокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта.

Либидо - половое влечение, сексуальная энергия, понятие психоанализа З.Фрейда

Сублимация - перенос сексуальной энергии на другой объект.

Литература.

1. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла; Казус Вагнер; Антихрист; Ессе Ното. - Мн., 1997. - С. 261,467-468.

2. Ницше Ф. Сочинения в 2 т. / Пер. с нем. Под ред. К.Сваскян. - М., 1990. - 820 с., 829 с.

3. Ницше Ф., З.Фрейд, Э.Фромм, А.Камю, Ж.П.Сартр. Сумерки богов. - М., 1989. - 398 с.

4. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура.- М.: 1992.

5. Антипов Г.А., Кочергин А.Н. Проблемы методологии исследования общества как целостной системы. - Новосибирск, 1988. - С. 92-93.

6. Бердяев Н.А. Русская идея // Вопросы философии. 1990. № 1. С. 132.

7. Вышеславцев Б.Н. Соч. М., 1995. С. 61, 54-55.

Учебно-методический комплекс позволяет более эффективно организовать процесс аудиторного обучения и самостоятельной работы студентов. Наличие учебных планов, методического и содержательного обеспечения дисциплины облегчат процесс овладения теорией и практикой дисциплины. Пособие предназначено для преподавателей и студентов обучающихся по всем специальностям и изучающих эту дисциплину. Оно окажет неоценимую помощь в самостоятельном изучении материала. Рекомендуется для очной и заочной формы обучения.

Философия сегодня в значительной степени отличается от того варианта, в каком она изучалась, скажем, лет десять назад. В нее вошли новые темы, в ней сформировались новые подходы. Она приблизилась к реальным чувствованиям и переживаниям человека. В этом учебно-методическом комплексе кратко рассматриваются представления об основных спорных "вечных" вопросах, о сложившихся сферах философского знания: философии истории, онтологии, гносеологии, философской антропологии, философии религии, социальной философии, а также о мыслителях и процессах в истории философии. I4з огромного разнообразия философских проблем в учебно-методическом комплексе рассматриваются те, которые не только создают более точное представление о предмете философии в его ключевых аспектах, но сегодня являются наиболее актуальными.

На протяжении последних веков точные науки постоянно сравниваются с человековедческими. В недавнем прошлом пальма первенства неизменно принадлежала конкретным наукам. Когда же речь заходила о постижении человека, человечества, общества, человеческого духа, то складывалось впечатление будто гуманитарные науки менее важны для социальной динамики. не всегда конкретны и доказательны.

Сегодня мы осознаем безусловное значение гуманитарного знания. Оно многообразно и специфично. Однако во всем мире уже давно условились: критерий конкретного знания - точность; критерий гуманитарного знания - строгость. Иначе говоря, гуманитарий рассуждает логично, последовательно, но он не выводит теорем.

Люди всегда ценили не только естественнонаучное, но и гуманитарное знание. Философы были убеждены, что различные типы познания дополняют друг друга, расширяя наши представления о мире, кроме того, они имеют свою специфику, отличаются друг от друга. Например, издавна различаются науки о природе и науки о духе, о богатстве человеческого сознания. Особой враждебности между этими областями знания никогда не наблюдалось.

Однако в европейской истории случилось так, что наука поразила человечество грандиозными открытиями. Она обрела чрезвычайно высокий статус, поскольку сумела вооружить людей фундаментальными законами природы. Бурный рост науки имел далеко идущие последствия: она начала теснить философию и другие области гуманитарного знания. Более того, наука стала претендовать на монопольное знание о мире.

Еще в ХIХ в., многие мыслители пытались подходить к философии с мерками науки. Но уже в ХХ - ХХI столетиях раздались серьезные предостережения: никто не оспаривает значения точного знания, однако сфера науки далеко не беспредельна. Нам часто приходится входить в такие области, где наука бессильна. Спросим себя: зачем человек живет на Земле? Точного ответа на этот вопрос нет. да его и невозможно получить в рамках естественно-научного эксперимента или теории. В таких случаях слово остается за философией, религией, этикой.

Представителям точных наук казалось, что человечество восходит к своему возмужанию благодаря наличию и преодолению определенных типов сознания. Считалось, что патриархальные, древние типы достижению мира, так же как миф, религия, мистика, отслужив свое, уступают место другим, более удачным и универсальным формам освоения реальности научным. Следовательно, наука признавалась единственно надежным компасом человечества.

На самом же деле, никакое человеческое достояние, однажды возникнув, не утрачивается до конца. Оно продолжает существовать в толще культуры, причем нередко оказывается востребованным вновь. Ориентироваться только на науку опасно. Ведь люди не зря открыли такую форму осмысления мира, как, скажем, философия. Стоит ли ее подчинять науке? Не приведет ли это к обеднению человеческого духа?

В каждую историческую эпоху философия играла огромную роль. Однако те взгляды, которые использовались людьми в конкретный период истории, не забывались, не утрачивались. Мы и сегодня читаем трактаты Платона, Августина Блаженного, Канта или Хайдеггера., Философия не только шлифует ум, учит рассуждать, размышлять. За прошедшие века она действительно накопила мудрость, которая навсегда останется с человечеством. Современный специалист, не знающий философии, навсегда останется узким профессионалом, не способным к обобщению и творчеству. Изучение философии - путь к знаниям. мудрости. профессиональному мастерству.

Пособие по предмету философии" необходимо для получения студентами философских знаний, которые помогут правильно и самостоятельно представлять философию, как специфическую область знания, в которой рассматриваются научные и религиозные картины мира, смысл жизни человека, формы человеческого сознания и особенности его проявления в современном обществе, соотношение духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества. цивилизации. Уровень философского развития определяет успешное постижение и других дисциплин: естественнонаучных, прикладных и т.д.

Образовательно-профессиональные требования к дисциплине

Место дисциплины в системе подготовки . Общепрофессиональная дисциплина для всех специальностей представляет собой систему лекционных, лабораторных и индивидуальных занятий. В результате изучения основ философии студент должен:

Знать основную проблематику философии и осознанно ориентироваться в истории человеческой мысли, в основных проблемах, касающихся условий формирования личности, свободы и ответственности, отношении к другим людям, к социальным и этическим проблемам развития современной культуры, науки, техники, понимания необходимости сохранении окружающей и культурной среды.

Уметь самостоятельно анализировать и оценивать те или иные мировоззренческие и этические позиции окружающих людей, общества в целом.

Понимать : чтобы быть, стать человеком, нужно научится философски мыслить, думать и постоянно развивать свой духовный уровень.

Согласно стандарту в обязательный минимум содержания программы должны входить: предмет философии, основные идеи мировой философской мысли; природа человека и смысл его существования; человек и Бог; человек и космос; человек, цивилизация, культура; свобода и творчество личности; человеческое познание и деятельность; наука и ее роль в обществе; человечество перед лицом глобальных проблем.

Элементы разработанной программы соответствуют требованиям государственного образовательного стандарта в части требований к уровню подготовки выпускника и минимума содержания и выделены в нижеприводимой тематике занятий.

Вопросы для зачёта по дисциплине “Основы философии”.

1. Философия, её предназначение и роль в жизни человека.

2. Мировоззрение и философия. Специфика философского знания.

3. Основные проблемы философии Древнего Востока.

4. Античная философия и её историческое значение.

5. Средневековая философия. Основные этапы её развития.

б. Философские взгляды в эпоху Возрождения.

7. Философия Нового Времени, её основные проблемы и характерные черты.

8. Характерные черты Немецкой классической философии.

9. Основные направления развития западноевропейской философии конца ХIХ - ХХ в. в.

10. Традиции и особенности русской философии.

11. Понятие бытия, его смысл и специфика.

13. Сущность и природа человека.

14. Проблема сознания в философии.

15. Проблема познания в философии.

16. Наука и ее роль в жизни общества.

17. Происхождение и особенности религии.

18. Общество - как предмет философского исследования. Структура общества.

19. Культура и цивилизация, их роль в жизни общества.

20. Сущность глобальных проблем и пути их решения.

Введение. Философия, ее смысл, функции и роль в обществе

Философия дает замечательное лекарство и противоядие против невежества и заблуждения. Ф. Бэкон.

Философия (греч phileo - любовь, sophia - мудрость) зародилась примерно 2500 лет назад в странах древнего мира - Индии, Китае, Египте. Своей классической формы она Достигла в древней Греции. Первым человеком, назвавшим себя философом, был древнегреческий мыслитель Пифагор, а в качестве особой науки ее впервые выделил другой древнегреческий мыслитель Платон.

Изначала, вследствие, неразвитости наук, философские проблемы вплетались во всю совокупность знаний, и только позднее выделяются математика, астрономия, химия, биология и т.д. Философия все больше превращалась в систему знаний о мире, имея своей задачей дать ответы на наиболее общие и глубокие вопросы о природе, обществе, человеке.

Философия включает относительно самостоятельные ее разделы:

онтология - учение о бытии и его сущности;

гносеология - учение о познании;

логика - учение о мышлении, его законах и формах;

этика - учение о морали;

эстетика - учение о прекрасном в жизни и искусстве;

социальная философия - учение о человеческом обществе;

история философии, изучающая зарождение, становление и развитие философской мысли.

Это деление носит условный характер: все эти разделы образуют некое единоцельное образование, в котором все составляющие тесно переплетаются друг с другом.

Таким образом, философия нацелена не на то, чтобы определить точные границы и внешние взаимодействия между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство.

Наиболее распространенный взгляд на философию: во-первых, как на тип мировоззрения, а во-вторых, как на науку.

Мировоззрение - это система обобщенных взглядов на мир, на место в нем человека и его отношение к этому миру, а также основанные на этих взглядах убеждения, чувства и идеалы, определяющие, жизненную позицию человека, принципы его поведения и ценностные ориентации.1

Надо отметить, что понятие "мировоззрение" шире понятия "философия ". Философия - такая форма общественного и индивидуального сознания, которая обладает большей степенью научности, теоретически обосновывается, чем просто мировоззрение, базирующееся, например, на житейском уровне здравого смысла, наличествующего у человека, порой даже не умеющего ни писать, ни читать.

Философия, как едино-цельное мировоззрение, есть дело всего человечества, но как и отдельный человек, она никогда не жила и не может жить одними лишь чисто логическими суждениями. Философия осуществляет свою духовную жизнь во всей красочной полноте и цельности ее многообразных моментов. Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентаций, идеалов, верований и убеждений, а также образа жизни человека и общества. И все это в органическом единстве - ведь о мировоззрении человека мы судим по его делам.

Таким образом, философия - это система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества.

Мировоззрение имеет свою специфику, определяемую уровнем развития производства, науки, культуры и другими факторами. В связи с этим выделяются типы мировоззрения:

мифологическое, религиозное, обыденное и философское.

Мифологическое мировоззрение - формируется на разных стадиях развития общества и представляет первую попытку человека объяснить происхождение и устройство мира, появление на земле людей и животных, причины стихийных явлений природы, определить свое место в окружающем мире.

Мифология - фантастические отражение действительности в виде чувственно-наглядных представлений. Порожденные фантазией первобытного человека мифические существа - боги, духи, герои - наделены человеческими чертами, они совершают человеческие поступки, а их судьбы схожи с судьбами смертных людей.

Главное значение мифов в том, что они устанавливали гармонию между миром и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом и, таким образом. обеспечивали внутреннее согласие человеческой жизни.

Религиозное мировоззрение - сформировалось на сравнительно высокой стадии развития древнего общества. Отличается верой в существование сверхъестественных сил и их главенствующей роли в мироздании и жизни людей. Религиозная вера проявляется в поклонении неким высшим сверхъестественным силам, которые приписывались свойствам материальных предметов - камням, металлам и т.п. связям между предметами (например, вера в кровную связь племени с определенным видом животных и растений, богами и духами). Позднее формируется образ единого Бога - творца всего существующего; блюстителя обычая, традиций, нравственности, духовных ценностей. Возникают монотеистические религии: христианство, ислам, буддизм.

Религиозное мировоззрение , обобщающее многовековой опыт человечества, включает общечеловеческие нормы, нравственные принципы, идеи добра и справедливости, сохранившие свое влияние в современном обществе.

Таким образом, религия придает смысл и значение человеческому бытию, помогает ему преодолевать житейские трудности.

Философское мировоззрение унаследовало от мифологии и религии их мировоззренческий характер всю совокупность вопросов о происхождении мира, его строении, месте человека в мире и т.д. Представляет логическую упорядоченную систему знаний, характеризуется стремлением теоретически обосновать положения и принципы.

В содержание философского мировоззрения входят не только собственно философские проблемы, но также обобщенные экономические, политические, правовые и естественнонаучные представления, нравственные, эстетические, религиозные (или атеистические) принципы, воззрения, идеалы. Теоретической основой данного типа мировоззрения является философия, где она выполняет интегрирующую роль, ставит и предлагает решение конкретных мировоззренческих вопросов, и прежде всего - центрального вопроса - отношение человека к миру.

Таким образом, философское мировоззрение - это система общих теоретических взглядов на мир в целом, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру, человека к человеку.

Обыденное мировоззрение является первоисточником всех других типов. Основываясь на жизненном опыте обыденное мировоззрение, служит ориентиром в повседневной деятёльности, однако человек нередко испытывает затруднения, сталкиваясь со сложными проблемами, решение которых требует основательных знаний, культуры мышления и чувств.

В современном мире существуют все типы мировоззрения, они тесно связаны между собой и представляют сложное сочетание.

Вокруг вопроса о том, является ли философия наукой, ведутся споры. Ряд философов отрицают ее принадлежность к миру науки, другие рассматривают противоположную позицию. На самом же деле философия опирается на науку, корректируется и развивается вместе с ней и сама оказывает влияние на развитие науки. Но философия взаимодействует не только с наукой, но и с другими сферами духовной жизни общества. Ее теоретические принципы и ценностные ориентации оказывают воздействие на экономику и политику, правовые и нравственные отношения, искусство и религию, на формы общественного сознания. В свою очередь различные сферы общественной жизни воздействуют на философию

Основной вопрос философии - что является первичным, определяющим - материальное или идеальное, природа или дух, материя или сознание? - делит философов на Материалистов, признающих первичным элементом материю, существующую вне и независимо от сознания, а сознание - вторичным, производным от материи, и идеалистов, считающих, что дух, сознание предшествуют материи и творят ее.

Специфику философии нельзя раскрыть достаточно полно, не затрагивая вопроса о ее функциях:

мировоззренческая , связана с абстрактно-теоретическим объяснением мира, в отличие от всех других видов и уровней мировоззрения.

методологическая , заключается в том, что философия выступает как общее учение о методе познания и освоения действительности человеком.

прогностическая, формулируется в рамках гипотез об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира.

аксиологическая, тесно связана с философией, так как содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения различных ценностей: социальных, нравственных, эстетических, идеологических и т.д.

социальная, охватывает различные аспекты общественной жизни.

Все функции философии тесно связаны между собой и только через их целостное единство проявляется специфика и сущность философского знания. Таким образом, философия как наука имеет большую нравственную значимость. Она помогает личности ясно судить о том, что происходит вокруг в природе, в обществе и в сознании людей. Эти знания базируются на основаниях, пришедших из глубины веков, из них состоит фундамент современной науки. Философия показывает и сокращает путь к истине.

Вопросы для самоконтроля :

1) В чем состоит назначение философии?

2) Что такое мировоззрение?

З) Что такое философское мировоззрение? Чем отличается оно от других исторических типов мировоззрения?

4) Сводима ли философия к науке?