Из чего делали окна на руси. Интересное в привычном: окно. На Земле Русской


Историю окон интересно рассматривать сквозь призму различных эпох, культур и религий. Если верить научным данным, то первые в истории окна (приблизительно такие окна, какими мы привыкли их видеть сегодня) появились на средиземноморском острове Крит во втором тысячелетии до нашей эры. Однако, дальнейшего развития эта архитектурная «новинка» не получила и ушла в забвение вместе с упадком крито-микенской цивилизации.

Далее окна стали привычным архитектурным элементом лишь несколько веков назад, что по меркам истории можно считать ничтожным сроком. Дело в том, что древние дома были лишены окон. Это связано отнюдь не с ограниченными познаниями в архитектуре или недостаточной развитостью техники. Отсутствие окон можно объяснить исключительно с практической стороны. Дом был главным убежищем человека от жары и холода, от ветра, дождя и снега, и с этими функциями как нельзя лучше справлялись глухие стены, ведь закрыть оконный проем стеклом в те давние времена просто - напросто не представлялось возможным. Ко всему прочему, через оконные проёмы в жилища могли проникать злые духи - так считали долгое время.

Если рассматривать постройки древней Греции, Рима и других Средиземноморских государств древности, то можно увидеть отсутствие оконных проемов в современном понимании этого слова. Однако, эти постройки имели другую особенность - практически везде имелся внутренний дворик, который являлся полноценным источником света для внутренних помещений. Кроме того, в стенах имелись щели, сквозь которые в комнаты также проникал солнечный свет. Однако, если рассматривать жилища древних греков, то такие щели в стенах имелись не во всех помещениях. В основном, они встречались лишь в залах для пиров и других подобных комнатах, а в помещениях, предназначенных для женщин, таких проёмов не было вовсе. В древнем Египте жилища имели и еще один источник освещения - это специальные боковые проёмы под кровлей, закрытые решетками. Эти решетки, как считается, были призваны защитить дома от проникновения птиц, что в те времена считалось предвестником бед и несчастий. Стоит отметить, что люди все же пытались создать некую иллюзию окон - в жилищах имелись декоративные ниши, раскрашенные красками, имитирующими цвет неба и солнца.

Древнерусские, славянские постройки все же имели некое подобие современных окон. В стенах делали небольшие отверстия, сквозь которые мог проникать солнечный свет, хоть и в ничтожно малых количествах. Однако, в силу климатических особенностей, была необходимость в том, чтобы загородить такие проёмы от проникновения ветра и холода. Альтернативной современному стеклу тогда служили слюдяные оконницы (самый «престижный» и дорогой вариант), бычий пузырь, даже тонкие пластины из древесины, налимья кожа, бумага, а также рыбий паюс и холст. Зимой также могли использовать обычный лед! Как ни странно, такое «стекло» надёжно защищало дом от холодов и прекрасно пропускало солнечный свет. Вышеперечисленные имитации стекла можно было встретить в русских селеньях еще около ста лет назад, причем, как в сельских, так и в городских. Популярным методом защиты дома от проникновения холода сквозь оконные проёмы была также специальная задвижная доска, которая не наглухо закрывала окно - так называемые волоковые окна. Для того, чтобы компенсировать ещё меньшее поступление солнечного света, использовалась специальная конструкция и расположение окон в доме. Для примера можно привести косящатые окна, которые представляли собой по сути сразу три окна - большое центральное и два небольших боковых окна, расположенных ниже центрального. Такие окна были снабжены рамным переплетом, косяками и притолокой.

Со времени своего появления до сегодняшнего дня формы и размеры окон претерпели большие изменения. Изучая средневековые постройки, мы можем увидеть и небольшие окна-бойницы, и огромные французские окна, которые занимали практически всю стену в помещении. Общая тенденция, однако, заключалась в постоянном расширении оконных проемов, которые, для защиты от непогоды и посторонних глаз, закрывались деревянными ставнями. Помимо ставень из дерева, также использовались металлические решетки, резные известняковые пластины, пластины из мрамора или глины - в зависимости от культурных, погодных и ремесленных особенностей того или иного региона.


Для лучшего освещения внутренних помещений, с XVII века оконные проемы начали конструировать в форме арок, с расширением во внутреннюю сторону помещения. Тогда окна уже имели металлические рамы, которые образовывали на окне сетку из кубов, кругов и других геометрических форм. Слюда, заменяющая современное стекло, в то время могла раскрашиваться в различные оттенки. Стоит отметить, что слюда практически не обеспечивала никакой теплоизоляции, поэтому все окна в обязательном порядке снабжались деревянными ставнями. В некоторых случаях ставни дополнительно обивались сукном или мехом.


Оконные проёмы больших габаритных размеров появились в европейских странах во времена Эпохи Возрождения. Благодаря императору Петру I большие окна появились и в российских домах. Однако, это архитектурное нововведение было воспринято с настороженностью, в особенности, со стороны духовенства, что заставило императора издавать соответствующие указы, обязывающие снабжать новостройки большими светлыми окнами (в частности, указ 1714 года, который обязывал использовать при строительстве домов проекты архитектора Трезини). Первыми постройками, соответствующими новым тенденциям, в Петербурге стали Зимний и Летний дворцы, дворец А.Меньшикова. В те времена в оконные проёмы уже начали закрывать стеклом, оконные проёмы стали большими, с мелкой расстекловкой, само их количество в домах также увеличилось.

Стоит отметить, что стекло для окон начали использовать уже в первом веке нашей эры. Наибольшее распространение оно тогда получило в древнеримских постройках, когда осваивалось строительство многоэтажных зданий. Стекло могло использоваться целиком для небольших окон, либо могло вставляться в специальные оконные рамы из дерева или бронзы. Несмотря на это, до XVIII века стекло не использовалось повсеместно как таковое. Во-первых, его изготовление было чрезвычайно трудоёмким и дорогим. Во-вторых, качество стекла в те времена оставляло желать лучшего: оно было толстым и мутным, имело зеленоватый оттенок и плохо пропускало солнечный свет (стоит отметить, что более традиционная в то время слюда с этой задачей справлялась даже лучше). Широкое распространение стекло получило относительно недавно, когда технология его производства уже перестала быть секретом и претерпела значительные усовершенствования.

Вслед за широкими большими окнами, Петр I привнес в российскую архитектуру и еще одну новинку - это окна-двери, чрезвычайно популярные в то время в странах западной Европы, в частности, во Франции. Однако, в силу российского сурового климата, это новшество не прижилось и не получило широкого распространения.



Классические постройки 18 века в России делились на две половины - достаточно скромную жилую зону и зону, где демонстрировалась роскошь и высокое положение хозяев дома. Центральные парадные залы имели несколько рядов больших окон, расположенных, как правило, по вертикали. Жилые помещения снабжались окнами гораздо меньших габаритных размеров, которые могли иметь совершенно различную форму. Также в классических интерьерах тех времен можно увидеть и еще одну интересную деталь - это гостиные-веранды, где стекла вставлялись непосредственно между колонн, заменяя собой полноценные стены.

Помимо вышеупомянутых окон-дверей, стали использовать еще и кровельные окна, так называемые световые фонари. Однако, опять же в силу российских климатических особенностей, большую часть времени такие окна были закрыты деревянными ставнями и колпаками, что мы можем видеть, к примеру, в Останкинском дворце. Помимо деревянных колпаков, для лучшей изоляции кровельных окон также использовали войлок.


Именно с 18 века в России окно как таковое стало восприниматься не только как источник света, но и как способ обозревать и любоваться окрестностями. Поэтому окна были большими, низко посаженными (чтобы обозревать происходящее за окном даже в сидячем положении), высокими и узкими, а напротив окон сооружались лесенки и помосты - своеобразные смотровые площадки. Несмотря на высокую эстетическую привлекательность подобных конструкций, они не были пригодны для того, чтобы создавать комфортные условия для проживания в помещении. И уже с начала 19 века окна в зданиях стали приобретать более практичную конфигурацию и габаритные размеры.


В 20 веке история окон вступила в свой новый этап. С развитием технологий, в распоряжении архитекторов появилось масса решений для того, чтобы сделать окно и практичным, и эстетичным: всевозможные модификации окон, разнообразные формы и конструкции, применение нестандартных материалов для изготовления рам. К слову, революционным этапом в истории современных окон можно считать изобретение в середине 50-х годов первого оконного профиля из ПВХ, который сегодня уже распространен буквально повсеместно, в более усовершенствованной модификации.

Виды окон.

Берлинское окно. Данное трехстворчатое окно располагается, как правило, в помещении, находящемся на пересечении флигелей здания, во внутреннем углу комнаты.

Бифориум. Окно, свойственное для романской архитектуры. Представляет собой окно из двух проемов, разделенных между собой декоративной колонной.

«Бычий глаз». Окно, расположенное над дверью. Как правило, имеет овальную или круглую форму.

Веерное окно. История данного типа конструкции окон берет свое начало в романской культуре. Верхняя часть данного окна представляет собой своеобразный веер из отдельных соединенных между собой секторов.

С утра, прежде, чем выходить из дома, мы привыкли оценивать погоду, выглядывая в окно. В детстве родители тех, кто жил в многоэтажках, звали их домой через него же. Настолько привычный элемент, что и внимания уже не обращаем - рамы, форточка, стекло. Ничего особенного. А не задумывались ли вы, когда появилось окно? Ведь в первых человеческих домах, которыми были пещеры, юрты, шалаши, чумы, не было даже намека на окна. Максимум - отверстие в крыше, чтобы уходил дым от костра.

Точно нельзя сказать, когда появились первые проемы в стенах, ставшие прообразами современных окон. В краях, где властвовал теплый климат, их завешивали тонкой тканью.В Древнем Риме обустраивали прямоугольные окна с украшениями внутри. Севернее проемы затягивали рыбьим или бычьим пузырем, делая так называемые волоковые окна. Они носили такое название благодаря задвижному ставню, которым их закрывали - волоку, передвигаемому по пазам. На Руси такие окна вырубали в смежных бревнах, до середины каждого - это позволяло сохранить прочность конструкции. Однако почти до XV века большинство крестьян не делали в домах даже волоковых окон, чтобы сохранить тепло в течение суровой зимы.

Форма окон не везде была прямоугольной: с развитием стеклоделия в Европе и на Руси стали делать круглые оконца. Недаром их названия на некоторых языках имеют прямую отсылку к форме и назначению: везде присутствует "око", от которого и образовалось овальное или круглое "окно". Европейские мастера выдували стеклянный шар, и сплющивали его на медной доске, создавая тем самым пластину. У нас же делали проще - просто выливали расплавленное стекло на большой металлический лист. После застывания получалось довольно толстое круглое окошко диаметром около 30 см. Делали и слюдяные окна: шлифованные кусочки слюды пропускали больше света, нежели толстое и мутное стекло. Но свою прямую задачу выполняли и стеклянные, и слюдяные окна: защищали от непогоды, пропускали свет и служили своеобразными "глазами" жилища. Само название встречается в письменном виде в документах, относящихся примерно к 1090 году.

Стеклянные диски, которые мастера ваяли в те времена, оставили свой след в истории: их потомков теперь можно увидеть в качестве круглых иллюминаторов. На суше круглые окна прижились только в качестве элемента декора, их вытеснили более практичные прямоугольники. А вот на корабле круглое окошко меньше нарушало прочность бортов судна, поэтому не изменило ни форму, ни размер.

В большинстве домов окна размещались на фасаде. Три волоковых окна с течением времени немного изменились: примерно с XIV века центральное окно увеличилось в размерах. Вместо маленького волокового срубы стало украшать большое, красное. Но так как его размер не самым лучшим образом влиял на сруб, то по торцам вырубленного проема крепили прочные косяки. Благодаря этому окно с ними стало называться косящатым. Его богато украшали резьбой, и обычно в доме оно было только одно - два и более встречались редко даже в XVIII веке. Стекло для окон было очень дорогим, поэтому в деревнях обходились пузырями и слюдой, кусочки которой сшивались между собой при помощи конского волоса ("шитухи"), или скреплялись металлическими пластинками. В центре рамы помещали самый большой кусок, и вокруг него как бы "наращивали" полотно. С XVII века слюдяные окна немного разнообразили: в ход пошли краски, которыми расписывалась слюда. Сквозь такое окошко в дом попадал не простой свет: солнечный луч раскрашивал весь дом, и поэтому окно стало красивым, красным.

В домах побогаче хозяева устанавливали определенный тип окон для каждого этажа. Например, горница могла похвастать сразу двумя красными окнами, а если в ней прорубалось и третье, то она превращалась в светлицу. Комната с большим количеством света становилась настоящей женской обителью, потому что там было сподручнее всего заниматься рукоделием. Само собой, устраивали такую комнату только в женской половине дома. Если же был и третий этаж, то в нем все стены снабжались красными окнами. По итогу большие окна вытеснили волоковые, и последние нашли свое пристанище в банях и на чердаках.

Холодная зима легко могла выстудить помещение из-за большого количества и размера окон, поэтому их закрывали вставнями: обитые сукном щиты вставлялись в раму снаружи, и защищали дом от ветра и холода. На петли их начали навешивать уже позднее. В самом помещении обитатели дома тоже стремились "утеплиться": щиты, обтянутые войлоком, вставляли в окна изнутри. Для красоты, уюта и дополнительной защиты делали завеси из легкой ткани, закрывающие окно со стороны комнаты.

Но то в России. Раньше наши зимы давали 40 очков форы европейским, да и сейчас сибирские морозы снятся привыкшим к теплу иностранцам в кошмарах. В средневековых замках делали узкие окна, которые впоследствии заменили высокие арочные проемы, сверкающие разноцветными витражами. К XV веку популярность набрало венецианское окно, состоящее из двух частей, соединяющихся вверху общей аркой и разделенное по центру вертикальной колонной.

Следующим витком в оконной моде стал стиль барокко, благодаря которому вошедшие уже в обиход прямоугольные проемы сменили форму на круги и эллипсы. Чем тоньше и прозрачнее было стекло, тем больше его ценили: витражи оставили только как элемент декора в некоторых зданиях. Затем окна стали открываться, появились двойные рамы, совершенствовался и вбирал в себя все новые элементы декор.

В России тоже не отставали от европейцев, и в XVIII веке каждая десятая помещичья усадьба щеголяла богато оформленными оконницами. Однако стекло стоило очень дорого, а потому все, кто жил на уровне среднего дохода и ниже, довольствовались красными, а то и волоковыми окошками.

К атегория: Стекольные материалы

Краткий очерк истории стекла в России

При рассмотрении возможности использования стекла в строительстве и способов его изготовления необходимо хотя бы кратко познакомиться с историей стекла и применением его в сооружениях прежних эпох.

Стекло является одним из материалов, применяемых с древнейшгх времен: чистое стекло в виде отлитого амулета цвета насыщенной лазури встречается приблизительно за 7000 лет до нашей эры.

Прозрачное стекло появилось значительно позднее и встречалось сравнительно редко. Стекло шло преимущественно для изготовления всевозможных украшений; трудность изготовления и обработки прозрачного стекла привела к тому, что стоимость изделий из такого стекла мало отличалась от стоимости драгоценных камней. Для изготовления пустотелых сосудов и небольших ваз стекло начало применяться позднее. Способ производства этих ценных предметов передавался из поколения в поколение.

Изобретение стеклодувной трубки относится к числу великих открытий человечества. Это открытие превратило стекло из предмета роскоши в предмет широкого потребления и позволило создавать множество различных стеклянных изделий.

Стеклодувная трубка представляла собой пустотелую железную трубку, снабженную с одной стороны головкой в процессе выдувания того гаи иного изделия рабочий погружал в расплавленную массу стекла головку трубки, на которую прилипало некоторое количество расплавленного стекла, обладающего высокой вязкостью. Вдуванием через мундштук воздуха образовывалась стеклянная колба, которая постепенно путем встряхивания и вращения, а также при помощи простых инструментов и подогревания остывающей массы стекла, превращалась в полый сосуд почти строго симметричной формы. Этим способом, который применялся в течение многих столетий, изготовлялись и изящные стеклянные изделия.

Рис. 1. Расписанные стекла в церкви Покрова Богородицы

До последнего времени господствовало убеждение, что зарождение -стекольного производства на Руси относится к XVII в. Однако произведенные Академией наук СССР исследования развития ремесел в древней Руси показали, что стеклянные изделия, обнаруженные в курганах X-XII вв., являлись не привозными (как это предполагали ранее), а изготовлялись на месте1. Это подтверждают результаты раскопок в Киеве, доказавшие, что в Киевской Руси имелись стеклоделательные мастерские.

Стеклянные браслеты и перстни являются распространенными находками в древнерусских городах. Тысячи обломков браслетов и перстней, находимых при раскопках, - свидетельство массового их изготовления. Есть основания предполагать, что эти стеклянные изделия появились в X в. Браслеты изготовлялись из стеклянных жгутов, сложенных кольцом в горячем состоянии и сваренных в месте скрепления концов. При раскопках городов (особенно южных) в слоях, относящихся к XI-XIII вв., были ьайдены стеклянные бокалы стандартной формы, что также подтверждает правильность предположения о массовом их изготовлении. Эти бокалы были изготовлены дутьем.

До последнего времени стеклянные бусы, обнаруживаемые при раскопках курганов в большом количестве, считались доказательством широких внешнеторговых связей древней Руси, так как техника изготовления бус не была здесь, якобы, известна. Однако это предположение неосновательно, поскольку техника изготовления стеклянных бус не сложнее, чем техника изготовления перстней и браслетов.

Производство стеклянных изделий следует считать городским ремес—лом, которое получило распространение в некоторых городах Руси. Широкое развитие стекольного производства в древней Руси опиралось на имевшиеся местные богатые запасы сырья, необходимого для изготовле ния стеклянных изделий различных сортов и цвета. Составные материалы в виде тонкого речного песка, поташа (из золы растений), поваренной соли и извести имелись на Руси в неограниченном количестве.

Окрашивание стекла производилось при помощи окиси меди (зеленый цвет), окиси меди с добавкой глины (синевато-зеленый цвет), серы и угля (желтый цвет), окиси железа (дымчато-желтый цвет) и окиси марганца (фиолетовый цвет). Указанными цветами почти полностью исчерпывалась цветовая гамма русских стеклянных изделий X-XIII вв.

Рис. 2. Портрет Петра I

Рис. 3. Картина «Полтавская битва»

Данные о применении стекла в XIV в. имеются в летописи о Мамаевом побоище, где сказано, что когда Дмитрий Донской отправился в поход против Мамая, жена его Евдокия плакала «под стекольчатым окном». Об этом же свидетельствует и приказ Ивана IV (XVI в.), который велел купить в Новгороде «стекол окончатых разных цветов, сколько можно, да те б стекла прислали к нам в Москву».

Прекрасно выполненные мозаики в архитектурных памятниках XI в. (в Киеве) являются доказательством применения цветного непрозрачного стекла (в виде смальты) в качестве декоративного средства.

Первый стекольный завод в России был сооружен в 1635 г. в пустоши Духанино Дмитровского уезда блив Москвы. Позднее, в 1669 г., на средства казны в селе Измайлове был выстроен другой завод. Особенно-большое развитие производство стекла получило в эпоху Петра I (начало XVIII в.), создавшего на Воробьевых горах в Москве образцовый завод-школу. Большей художественный интерес представляют стекла в витринах русских церквей XVI и XVII вв., расписанные огнеупорными, несмывающимися прозрачными красками. На рис. 1 приведен фрагмент окна (XVII в.) с расписанными стеклами в церкви Покрова Богородицы в селе Покровском в Филях. Размеры стекол в окнах 13,5X9 см вставлены они в металлический переплет с мелкими отверстиями для стекол.

Рис. 5. Фрагмент картины «Полтавская битва»

Огромная роль в развитии производства стекла в России принадлежит великому русскому ученому М. В. Ломоносову. Продолжительные теоретические и экспериментальные работы М. В. Ломоносова на специально сооруженном опытном Усть-Рудницком заводе, производившем мозаичную смальту, бисер, стеклярус, а также различные изделия из цветного стекла, наряду с горячей пропагандой М. В. Ломоносова о большом значении стекла в развитии экономики и культуры страны, способствовали поднятию отечественного производства стекла на высокий уровень. М. В. Ломоносов с присущей ему гениальностью поставил перед собой задачу огромного научного значения: «изыскать составы для стекол и дать соответствующую теорию цветов, ибо она в физике еще весьма недостаточна, а также в целях упражнения в помянутых химических трудах и для Академии художеств, чтобы в ней завести между прочими живописными искусствами и мозаичное художество, которым один Рим славился».

Рис. 6. Хрустальная ваза в честь взятия Казани

Следует отметить, что М. В. Ломоносов отлично справился с этими задачами. Завод, получив в 1760 г. заказ на мозаичные картины и портреты, под руководством и при непосредственном участии М. В. Ломоносова создал ряд портретов из мозаики. Особенного внимания заслужила- ет портрет Петра I (1854 г.) размером 89X69 см, хранящийся ныне в отделе русской культуры Государственного Эрмитажа (рис. 2). Через несколько лет М. В. Ломоносов закончил известную мозаику на тему о Полтавской баталии, над которой он работал два с небольшим года. Размер этой мозаики 4,81 X 6,44 м (рис. 3 и 4).

Рис. 7. Ваза и рюмка из цветного непрозрачного стекла

Пройдя курс ломоносовской науки о стекле, его ученики стали крупнейшими мастерами. Например, Петр Дружинин в 1753 г. организовал производство цветных хрусталей, быстро завоевавших мировую славу, а Матвей Васильев и Ефим Мельников прославили себя работами по-мозаичному делу.

С именем М. В. Ломоносова связан и разработанный впервые в России метод горячей прессовки стекла. Среди дошедших до нас «мозаичных проб» Ломоносова удалось обнаружить четырехгранные бруски, изготовленные на станке великого русского ученого. Исследование этих брусков показало, что М. В. Ломоносов впервые в истории стеклоделия применил метод горячей прессовки стекла, приоритет которого до сих пор приписывался западным ученым

Весьма интересную и патриотическую оценку состояния стекольного производства в России в начале XVIII в. дает русский экономист Иван Тихонов-Посошков (ум. в 1726 г.), который писал: «А как у нас на Руси обретаются вещи, яко стеклянная посуда, зеркала, очки, оконные стекла то всем тем надобно управляться нам своим, а у иностранцев отнюдь ни каких тех вещей и на полцены не покупать».

Есть все данные считать, что именно в этот период Россия экспортировала некоторые виды стеклянных изделий за границу. В 1744 г. русское правительство решило организовать производство фарфора, которое держалось в строгом секрете зарубежными специалистами. Эта трудная задача была поручена соученику М. В. Ломоносова по духовной академии Д. И. Виноградову. Многолетние опыты Д. И. Виноградова по испытанию различных глин, а также помощь М. В. Ломоносова принесли долгожданные плоды: Д. И. Виноградов дал своей стране один из лучших в мире фарфоров.

Во второй половине XVIII в. были выстроены крупные заводы Бахметьева (ныне завод «Красный гигант» в Пензенской области) и заводы Мальцевых (ныне Гусь-Хрустальный во Владимирской области). Эти заводы достигли высокого мастерства и прославились выпуском хрустальных изделий исключительной красоты, а также «золотого рубина» - стекла с примесью золота для окраски. Некоторые образцы стеклянных изделий, изготовлявшихся Бахметьевскими заводами, приведены на рис. 5, а и б.

Широкое развитие стекольного производства в России в XVIII в. позволило значительно расширить область применения стекла и стеклян- ных изделий. Стекло в виде прекрасных по качеству зеркал, пилястр, люстр, торшеров, бра, жирандолей и др. нашло разнообразное и удачное применение во дворцах Петербурга и его окрестностей. Тогда же появилась мебель, изготовляемая вначале с отдельными элементами из стекла, а позднее целиком из стекла (табуретки и стол во дворце г. Пушкина).

Работы М. В. Ломоносова и его ученика Матвея Васильева в области’ мозаики были исследованы Академией художеств. При этом с неоспоримой убедительностью была выявлена долговечность цветной стеклянной мозаики, что имело огромное значение при устройстве внутренней отделки Исаакиевского собора в Петербурге. Большой размах работы (площадь всей примененной для Исаакиевского собора мозаики составляет около 593 м2) потребовал организации специальной мозаичной мастерской при Академии художеств. Русские художники-мозаичники Алексеев, Барухин, Хмелевский, Лебедев и др. создали высокохудожественные произведения, стяжавшие себе заслуженную славу.

Рис. 8. Витраж из цельного стекла

Быстрое развитие в России капитализма во второй половине XIX в. привело к тому, что уже в 1879 г. в стране насчитывалось 173 стекольных завода. На грани XIX и XX вв. с появлением усовершенствованных и высокопроизводительных стеклоформующих машин-автоматов, вырабатывающих дешевое листовое стекло, производство стекла вступает на путь индустриального развития. Это позволило широко применить в архитектуре того времени стеклянные витражи, в рисунках которых отразились черты, типичные для упадочного стиля модерн, господствующего в то время в архитектуре (рис. 7). К этому же времени относится применение и стеклянных полов, образцы которых показаны на рис. 8.

Усовершенствование заводского оборудования позволило выпускать новые виды стеклянных изделий: стекло с высокой механической прочностью, небьющееся стекло, сигнальные линзы для автоблокировки, колбы для радиоламп, жаростойкую посуду и др.

Однако задача массового выпуска новых видов стеклянных изделий не могла быть решена полностью без широкого внедрения в стекольную промышленность механизации технологического процесса. Это оказалось возможным только после Великой Октябрьской социалистической революции. Создание новых механизированных по последнему слову техники за‘водов (Дагестанский, Константиновский, им. Дзержинского и др.), а также реконструкция большей части крупных существующих предприятий обеспечили значительный рост стекольного производства и расширили ассортимент продукции соответственно требованиям индустриализации строительства. Сталинские пятилетки перевооружили стекольнукг промышленность и превратили ее из отсталой в передовую отрасль, народного хозяйства. Достаточно сказать, что СССР занимает по количеству производимой стеклянной продукции одно из первых мест в мире, а по производству оконного стекла превосходит США.

Рис. 9. Вертикальный способ вытягивания ленты из стекла слева - схема установки; справа - общий вид установки в процессе

Рис. 10. Изготовление прокатного стекла на машине непрерывного действия

Советские ученые, новаторы производства, стахановцы внесли много нового и самобытного в производство стекла, способствуя тем самым успешному развитию этой важной отрасли народного хозяйства. Усовершенствование конструкции стеклодувного прибора, позволяющее во многих случаях механизировать процесс выдувания стеклянных изделий, изобретение машины для выработки стеклянных трубок (дротов), изготовление стеклянного волокна и тканей, изобретение пеностекла - все это характеризует большие достижения широко поставленной в СССР научно-исследовательской работы в области производства стекла.

Почти повсеместное наличие сырьевых ресурсов (песка, известняков, доломита и природных сернокислых солей натрия), местных видов топлива (торф, дрова), а также сравнительно незначительная энергопотребность стекольного производства создают все условия к дальнейшему развитию этой отрасли промышленности и, в частности, к расширению ассортимента архитектурно-строительного стекла.

Применяемые в настоящее время в строительстве виды стекол изготовляются путем вертикального вытягивания (через формующую щель- «лодочку» в шамотном поплавке) непрерывной стеклянной ленты из бассейна, наполненного расплавленной стекломассой (рис. 9). В 1948 г. советскими учеными был разработан новый способ вытягивания ленты стекла со свободной поверхности расплавленной стекломассы. Таким способом изготовляется обычное оконное стекло, широко применяющееся в современном строительстве промышленных, жилых и общественных зданий.

Кроме того, стекло изготовляется путем литья и прокатки (рис. 10) на литейных столах или на роликовом конвейере. Получаемое таким образом стекло в зависимости от характера обработки поверхности делится на ряд сортов, классификация которых приведена дальше.



- Краткий очерк истории стекла в России

Окна всегда были неотъемлемой частью жилища. Окна в Древней Руси существенно отличались от того, что можно увидеть сейчас. Жилые избы топились «по-черному». Для того, чтобы дым не скапливался избе, под потолком делали небольшие отверстия между бревнами сруба под потолком. Эти окошки закрывались кусочками слюды или кожи, а также задвигались деревянными досками.

Первые окна

У слюдяных окошек были рамы, изготовленные из прутков металла, и свинцовый переплет. Самый большой кусок слюды закреплялся в центре окна. Со временем слюдяные стали украшать, расписывать красками.

На смену слюдяным окнам, расположенным под потолком, пришли окна, которые стали устанавливаться в стену. Окошко вставлялось в проем, оно имело два косяка, поэтому эти окна еще назывались «косящими». Стекла этих окон тоже изготавливались из слюды, а также из бычьего пузыря). В XI - XIII веках на Руси появилась техника выплавки стекла. Эти стекла были достаточно толстыми, использовалась металлическая рама и свинцовый переплет. Эти окна пропускали очень мало света. Стекло могло использоваться совместно со слюдой. Интересно, что окна могли быть различной формы, могло использоваться цветное стекло и стекло с росписью. Снаружи окна закрывались ставнями. Уже во второй половине семнадцатого века стали появляться окна с большими стеклами. Наличники на окнах были настоящими произведениями искусства, они украшались различными орнаментами и символами.

Петровская эпоха была порой настоящих открытий, в том числе и в архитектуре. В Западной Европе окна не только открывали доступ к свету и свежему воздуху, но и украшали фасады зданий. Окна, напоминающие европейские, изысканной формы, с большими проемами, стали первыми появляться в императорских дворцах и дворцах вельмож. В то время как в деревнях еще долгое время, до начала XX века, можно было встретить слюдяные окошки.

В советское время окна изготавливались по единому стандарту. Но далеко не всегда стандарт соответствует качеству. Через окна, а также через двери, окна и крышу происходили очень сильные потери тепла.

Вещество ПВХ или поливинилхлорид было получено еще в 1855 году французским химиком Анри Реньо, но применять в промышленности поливинилхлорид начали применять только в 1912-1913 годах. Сначала поливинилхлорид использовался для производства труб.

Появление первых окон ПВХ

Окна ПВХ появились в 50-60-х годах XX века, их «родиной» считается Германия. В России пластиковые окна появились гораздо позже. Нужно отметить, что профиль ПВХ устойчив к атмосферным воздействиям, обладает высоким качеством поверхности, долговечен и т.д. Очень важные свойства окон из профиля ПВХ – это тепло- и шумоизоляция. Благодаря своим преимуществам, а также невысокой стоимости, пластиковые окна (окна ПВХ) быстро завоевали популярность.

Еще один современный вариант окон, который все больше приобретает популярность в России – это деревянные окна с современными стеклопакетами.

Используется только высококачественная древесина, а стеклопакеты используются такие же, как для пластиковых окон. Они могут быть как однокамерными, так и двухкамерными. Деревянные окна пропитываются специальными составами, которые предохраняют их от возгорания и разрушения.

Несмотря на то, что стекло известно человечеству в течение пяти тысяч лет, стеклить окна начали только в средние века. До этого в южных странах греки и римляне, арабы и хорезмийцы строили дома без окон, с внутренним двором, из которого свет проникал в открытое помещение через колоннаду, заменяющую стену дома.

Есть указания на то, что в раннее средневековье в Риме уже вставлялись в окна маленькие стекла. Для этого выдувались небольшие стеклянные шары, которые затем сплющивались. Стеклодув прижимал стеклодувную трубку со стеклянным пузырем к медной доске. Вместо пузыря получалось нечто вроде круглой лепешки. Когда от застывающей лепешки отрывали стеклодувную трубку, в середине ее оставался небольшой бугорок стекла.

Круглые пластинки вделывали в небольшие отверстия, прорезанные в деревянной доске. Доску с такими четырьмя или пятью отверстиями вставляли в оконный пролет. Такими были первые оконные стекла.

В России до X века окна не застекляли. Вместо стекол вставляли промасленную или навощенную холстину или растянутый бычий пузырь. В церквах, в княжеских и боярских хоромах употребляли в окнах пластинки слюды.

Об оконном стекле впервые упоминается в Волынской летописи 1240 года. Там говорилось о церкви, построенной князем Даниилом Галицким с «римскими стеклами». Теперь известно, что уже с X-XI веков в Киевской Руси выделывали небольшие стекла выдувными лепешками и небольшими круглыми пирожками, вылитыми в формы. В Западной Европе стеклянные кружочки, вылитые в форму, стали применяться только с XIV века.

В годы позднего средневековья стали делать для окон листы стекла немного большего размера. Расплавленное стекло выливали на литейный стол и раскатывали, как тесто, металлическими вальками, превращая его в плоскую пластинку. Но пластинки эти были очень малы и толсты по сравнению с современными оконными стеклами.

Перед архитекторами того времени стояла задача создания оконных переплетов, между которыми можно было бы вставлять небольшие стеклянные пластинки. Поэтому у зданий, построенных в средние века, все окна имели решетки, в ячейках которых было вставлено стекло неодинаковой толщины и формы. Но и это оконное стекло ценилось очень дорого. И когда владелец замка уезжал надолго, то стекло из окон вынимали и бережно хранили до следующего приезда владельца.

При постройке королевского дворца в Версале решили сделать большие окна. Но таких стекол еще не умели делать. Поэтому архитектор придумал деревянную золоченую раму с деревянным узором, который изображал переплетающиеся растения. Это было необходимо, чтобы скрыть места соединения отдельных стекол.

В XVIII веке в царской России помещики также требовали для своих дворцов и усадеб сложных оконных рам. И, так как в России стекло тоже было дорого, они при переездах из одного имения в другое или при переездах из города в деревню перевозили с собой и стекло с оконными рамами. Население же среднего достатка не имело возможности покупать стекло в большом количестве и довольствовалось очень небольшими окнами.

Учитывая примитивный способ производства стекла и его дороговизну, архитекторы в средние века строили дома и общественные здания с маленькими окнами. Все памятники архитектуры того времени поражают нас своими низкими и узкими оконными проемами, что диктовалось небольшими размерами получаемых листов стекла.

В средневековых церквах и соборах делались большие оконные проемы, застекленные витражами или картинами, собранными из кусочков цветного стекла. Большой размер соборного окна восхищал обывателей, привыкших к своим маленьким окнам в жилых домах. Огромные витражи с изображениями святых внушали уважение к богатству и великолепию «божьего дома» и поражали воображение.