Грузинская царица тамара. Царица Тамара: история правления. Икона, храм царицы Тамары Два замужества и утверждение на престоле


Изображение царицы Тамары кисти современной российской художницы Надежды Антипиной.

Сегодня в Православном календаре день памяти благоверной Тамары, царицы Грузии.

Тамара - знаменитая грузинская царица (1184 - 1213), с именем которой связан один из лучших периодов истории Грузии. Она происходила из династии Багратидов и была единственной дочерью Георгия III и красавицы Бурдухан, сравниваемой летописцем с Пенелопой.

Воспитала её высокообразованная тётка Русудань. Современные царице поэты восхваляли её ум и красоту. Её называли не царицей, а царём, сосудом мудрости, солнцем улыбающимся, тростником стройным, ликом лучезарной, прославляли её кротость, трудолюбие, послушание, религиозность, чарующую красоту.

О её совершенствах ходили легенды, дошедшие в устной передаче до наших времён; её хотели видеть все, её руки искали византийские царевичи, султан алеппский, шах персидский.

Всё царствование Тамары окружено таинственным ореолом; достоверные исторические сведения осложнились легендарными сказаниями со дня вступления её на престол. Отец короновал её на царство (1179 год) ещё при своей жизни, но лишь по смерти его (1184 год) она стала править государством. Девизом своего правления Тамара провозгласила милость и правду: «Я - отец сирых и судия вдов», - говорила Тамара. В её царствование не было ни одного случая смертной казни и телесного наказания.

Избегая осложнений внутри царства, царица вела ряд войн с соседними государствами.

Первый её супруг, русский князь Георгий (Юрий, по мнению Карамзина - сын Андрея Боголюбского) совершил военные экспедиции на север Армении, в Ширван (нынешний Азербайджан) и Эрзрум. Когда брак Тамары с Георгием был расторгнут - по словам грузинского летописца вследствие творившихся князем бесчинств, - то бывший супруг Тамары стал её врагом и с большим войском двинулся из Константинополя в Грузию для возвращения потерянного престола. Несмотря на то, что к нему примкнули некоторые областные правители, русский князь был разбит и исчез после того без вести.

Тамара, вступив в новый брак с осетинским владетелем Давидом Сослани, с которым она росла в детстве, через десять лет после вступления на престол открывает наступательную политику.


Грузинское царство к концу правления Тамары.

Доставив Грузии преобладающее политическое значение во всей Малой Азии, смирив внутренних и внешних врагов, расширив пределы царства, Тамара позаботилась о духовном развитии своей страны. При её дворе собирается плеяда славных писателей, доведших грузинский литературный язык до полного совершенства. Её век ознаменован поэтической деятельностью Шавтели и Чахруха, посвятивших «богоподобной царице» восторженные оды. При ней создаётся светская романтическая словесность в прозе, представителями которой являются Хонели, автор «Амиран Дареджани», и Саргис Тмогвели, переводчик персидской повести о Висе и Рамине. Наконец, в её царствование прославился поэт Шота Руставели, чья великолепная поэма «Витязь в тигровой шкуре» вся проникнута любовью к царице Тамаре. Её черты мы находим разом у двух прекрасных героинь: царевен Тинатины и Нестан - Дареджан, а любовь к ней поэта высказывают одновременно и Тариэл и Автандил.

Легендарная история, приписывающая Тамаре сооружение всех замечательных храмов и крепостей Грузии, недалека от истины: множество памятников искусства создано именно ею, и среди них - роскошный Вардзийский дворец, вмещающий в себя до 360 покоев.

Христианство и гражданственность среди кавказских горцев распространялись благодаря энергии и заботам Тамары. Её имя с одинаковым благоговением передаётся в поэтических сказаниях различных народностей Кавказа. Церковь причислила её к лику святых. Грузины горцы превратили Тамару в богиню - целительницу всех недугов. В Сванетии Тамара из воинственной жены стала предметом религиозного почитания и вместе с тем идеалом волшебной красоты.

Народ верит, что Тамара не умерла, она спит в золотой колыбели: когда дойдёт до неё голос людской скорби, она проснётся и вновь воцарится. Это поверье поддерживается отсутствием точных указаний о месте её могилы.

Из книги Елена Грушко, Юрий Медведев. Словарь имен. Н.Новгород: Русский купец, Братья славяне, 1996 г. Страницы 603 - 606.

Коснусь ещё одного момента.

Многим любителям поэзии со школьной скамьи памятны строки Лермонтова:

В глубокой теснине Дарьяла,
Где роется Терек во мгле,
Старинная башня стояла,
Чернея на чёрной скале.

В той башне высокой и тесной
Царица Тамара жила:
Прекрасна, как ангел небесный,
Как демон, коварна и зла.

Так вот, "коварная как демон" Тамара, убивавшая своих любовников, а трупы приказывавшая скидывать в Терек, к исторической царице Тамаре никакого отношения не имеет!

В неизвестные времена в России прижился миф о том, что у Тамары были любовники, и она их убивала и бросала тела в Терек. Этот миф создал ореол славы вокруг Дарьяльского ущелья и "замка Тамары". Однако, это миф, и весьма поздний. Откуда он взялся - непонятно. Первые грузинские историческо-мифологические сюжеты стали известны в России из мемуаров Жака Шардена (-1713), однако Шарден никаких любовников Тамары не знает. Пушкин этой темы не упоминает. У Лермонтова в поэме "Тамара и демон" упоминается явно другая Тамара, причем эта другая Тамара, согласно Лермонтову, жила не над Тереком, а в Арагвском ущелье. И только в стихе "Тамара"(1841) Лермонтов прямым текстом описывает историю с Тамарой и любовниками. Откуда он взял этот сюжет - непонятно. Есть мнение, что это модификация истории о Тамаре Имеретинской, которая была женой картлийского царя Луарсаба I и была известна плохим характером. Растиражировал этот миф Маяковский, причем прямо ссылаясь на Лермонтова. Он дважды упоминает этот сюжет в поэме "Владикавказ-Тифлис" и в поэме "Тамара и Демон" (1924).

Подборка изображений царицы Тамары:

1. На фреске в монастыре Вардзиа.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8. Памятник царице Тамаре.

9.

10. Картина Есадзе. 1913 год.

11.

7. Копия фрески из Эрмитажа (фото моё).

8.

9.

10.

11. Картина художника Алексея Вепхадзе.

В детстве мне нравилось обнимать и тискать Томку, как большую игрушку. Томка - это моя двоюродная сестра Тамара, дочь тети Маши.
Я могла часами сидеть у зеленой облупившейся перегородки между нашими комнатами и слушать ее шаги. Даже печка казалась мне теплее из-за того, что по другую сторону живет Томка.
А случалось, я подолгу высматривала ее из окна. Когда она шла по нашему переулку, пушистая ее челка подпрыгивала, лента в косе развевалась, ямочки на щеках волновались.
«Бежит, звонок лохматый!», - радовалась она мне, вылетающей навстречу. Наклонялась, подхватывала на руки.
По возрасту она была уже девушка, но играла со мной, как маленькая. Мы с ней вылезали в окно и гонялись по саду за бабочками. Случалось, носились под дождем и орали песни.
А еще Томка умела заплетать мою непослушные белые волосы в косичку «колосок» и дуть на коленки, чтобы сразу заживали.

В десятом классе моя сестра Тамара, тихая отличница, повесилась на газовой трубе.
Ее чудом успели снять. Тетя Маша, едва промокнув глаза полотенцем, провела с нами воспитательную беседу: о случившемся молчать. Мое присутствие, надо сказать, никого не смущало: я в таких случаях брала карандаш и наклонялась над альбомом.
«Сама всем разнесет», - усмехнулась мама. Отец кивнул.
Прошло несколько дней, прежде чем я осторожно спросила маму, почему такое случилось с Томкой. Она путаясь в словах объяснила, что та стесняется, что выросла дылдой, рост сто семьдесят пять, а мальчишки в классе маленькие. «Какие глупости, - думалось мне, - из-за мальчишек, дураков этих, да они и мне в пупок дышат».
Мне так хотелось быть похожей на Томку, даже если бы та была ростом с дерево! Но тете Маше, которая постоянно сокрушалась, куда дочь такая вымахала, это не объяснишь.
Моя тетка - квадратная, щекастая, кулак имеет железный, а про характер и говорить нечего, всю жизнь работала учительницей - местная пацанва разбегалась, завидев ее за километр.
Помню, папа как-то сказал маме, что тетя Маша мужей извела. «Вытравила хлоркой», - повзрослев, сделала я заключение. Вещи ее всегда воняли хлоркой: белье, расчески и даже тапочки. «Надо чтобы все было стерильно», - говорила тетя Маша по любому поводу.

Когда Томке исполнилось семнадцать, у нее наконец появился жених: Усатый-полосатый. Крепкий черноволосый паренек ходил в тельняшке и имел модные усики. Влюбенные часами сидели на диване в Томкиной комнате и молчали. Я, пристроившись на полу, читала книжки вслух - тем самым мешая им целоваться.
Надо сказать, книжки в комнате моей сестры были разбросаны повсюду: на столе, подоконнике, на диване. В каждой - закладка в виде засушенного цветка: ромашки, василька, лютика. Большинство книг, по-моему, не дочитывалось.
Особенно мне нравились стихи Лермонтова. Привлекала даже обложка, с которой смотрел демон, будто слепленный из кусочков пластилина - репродукция с картины Врубеля. Я завывала по слогам: «...ца-ри-ца Та-ма-ра жи-ла, пре-крас-на, как ан-гел не-бес-ный, как де-мон ко-вар-на и зла» - и посматривала на Томку-о да! - настоящая царица, даже коса есть, а этот в тельняшке не то чтобы демон, но запросто может похитить мою сестру. «Сиди, я что-нибудь придумаю, она уйдет сейчас», - жарко шептала Тамара в ухо Усатому-полосатому.
У тети Маши обострился нюх - и она подпихивала меня к двери в комнату, чтобы я «там посматривала, что они делают».
Парочка вроде бы ничего такого не делала, но все в доме (даже мой папа) благодаря тете Маше, узнали, что наивная и неопытная в любви Томка оказалась беременна. И ей нужно срочно найти врача, чтобы избавиться от ребенка.
«Но они же любят друг друга. Не лезь. Пускай женятся. Он же не против», - увещевала сестру моя мама. Но тетя Маша выступила, что у Томки другая судьба, не плодиться от первого попавшегося охламона, а учиться на искусствоведа.
С рыданиями «а он в армию... армию... два года» Томку отвели к врачу. Она несколько дней не выходила в сад. Я стояла под ее окном, отковыривала от вишни засохший сок, жевала его и выплевывала.
Не очень понимая, что значит «убить ребенка», я решила, что Томка уморила своего малыша и зарыла в саду. Я даже поискала холмик, но нашла только сморщенного птенца, выпавшего из гнезда. И похоронила с почестями.
Усатый-полосатый, отвергнутый тетей Машей, ушел в армию, а Томка, так и не успев подготовиться к вступительным экзаменам, устроилась работать секретаршей.
Она исправно тукала на машинке, но была крайне рассеянна и раздражительна. Ждала писем, а они не приходили (их прятала тетя Маша). Частенько задумываясь, Томка бесконечно что-то жевала и стремительно толстела. Маленькая сумка ее была полна кулечков с конфетами и орешками.
Однажды в школу тете Маше позвонили и сказали: Тамара в больнице.
С помощью свидетелей восстановили картину случившегося. Начальник сделал юной секретарше замечание, мол, интеллигентная, а фантики от конфет бросаешь на пол, дочка учительницы называется. Тамара выкрикнула ему в лицо: «Демон, сгинь!» Задрала юбку и стала ею прикрываться. Тот вызвал скорую.

Мы с мамой приходили к Томке в психушку. Когда я ее увидела издали, подумала, что это - тетя Маша. Большой, коричневый, как медвежья шкура, халат и стриженная голова. Еще вчера Томка была веселая девочка, а сегодня стала почти старушкой. Я подарила ей пузырек с витаминками. Но она не улыбнулась.
И сказала нам на прощание: «Мне ничего не нужно, я сыта».

Через месяц Томка выписалась и с помощью тети Маши уволилась. Зиму просидела дома- то слонялась по комнатам, то задумчиво листала школьные тетрадки - а по весне поехала в Саратов, поступать в университет.
Вскоре пришла первая радостная весточка: Тамара сдала экзамены на пятерки.
Теперь она появлялась только летом, на каникулах. Я замечала: моя сестра сделалась еще красивее. Стала, наконец, красить губы. И завивать волосы на бигуди, как настоящая женщина.

Иногда она приходила к маме одалживать модные кофточки. Топталась в дверях, не зная, как начать разговор. «Ты хочешь куда-то пойти?» - угадывала мама и вываливала весь обширный модный гардероб. Папа тактично выходил из комнаты. Начиналась примерка.
Одну блузку, капроновую, зеленую с белым рисунком-снежинкой на груди, Томка не отдавала до конца августа. Помню, мама сама пошла за кофточкой на другую половинку дома. Но племянница отмахивалась, мол, она в стирке.
И только после напора тетя Маша призналась, что Тамара подарила ее подружке из Саратова, которая гостила у нее целую неделю. Той уж очень к лицу зеленый.
Мама постаралась не заплакать из-за тряпки; тетя Маша, выпроваживая, утешала ее, мол, мы должны понять: Тамара очень добрая, необычно, у нее душа маленького ребенка. И не нужно лишать ее радости творить добро.
Не зная, чем заняться летом, Томка брала у нас почитать книжки и валялась с ними в саду на раскладушке. Частенько забывала их на траве. Случалось, они разбухали от дождя. А одну перемазала какой-то липкой дрянью, вроде варенья. Когда мама, увидев, задохнулась от ужаса (книжка была библиотечная), племянница сказала отчужденно: «Ну не это же в жизни главное». «Распустили вы ее, - кипятился обычно ни во что не вникающий отец, - она ножки свесила и едет».

Надо заметить, что эти неурядицы не особенно влияли на наши отношения с Тамарой. Каждое лето мы с ней ходили плавать на Суру. Она плавала не как я, по-лягушачьи, а красиво, как парень, брасом и заверяла, что спасет меня, если что. От моторных лодок шла большая волна, я видела с каким удовольствием она раздвигает ее локтями. Моя сестра ничего не боялась. Ах, какое счастье загорать посредине реки на мели! Чистый песок. Горячие болотца луж. Желтые цветы.
Мы даже умудрялись нарвать невиданных цветов и затолкать их в лифчики от купальников.
Я была в восторге от своей необычной сестры-студентки. И заметила с удовольствием: мы с ней теперь одного роста, длинноногие, по-женски ладные. Когда идем по пляжу, парни на нас заглядываются.

…Настоящим кошмаром моего детства стал Тамарин муж по фамилии Никитин. Он был стар, сед и круглоглаз, как филин. Сначала на правах друга семьи захаживал к тете Маше, и та, раскупорив бутылочку, бесконечно рассказывала, какая Томка несчастная и сколько в жизни нахлебалась. Когда я услышала: «Ну, Машенька, ну что-ты, все образуется», с трудом поняла, что это имя моей железной тети, а не сказочной девочки. Однажды Никитин захотел по-отцовски поговорить с Томкой, которая закончила учебу и уже год как не работала.
Сел на корточки и заглянул ей в зеленые глаза. Она обняла его седую голову и зарыдала.
Проходная комната. Полутемно. Тамарина свадьба. На невесте строгое - с воротничком в горошек - платье, взятое напрокат у моей мамы. Никитин в сером немодном костюме, впервые пострижен и наодиколонен. Народу - десять человек. Только близкие родственники. Мама и тетя Маша всю ночь готовили. Гости боялись говорить тосты, чтобы не ляпнуть лишнего. За столом шептались: Тамара очень больна, и уж лучше так, чем никак. А когда мой папа пробовал крикнуть «горько», тетя Маша слегка толкнула его в спину железным кулаком - и он закашлялся.
Вскоре у Томки родился сын, худенький и болезненный. Он бесконечно плакал, потому в комнату к новобрачным врывалась тетя Маша, выхватывала ребенка из кроватки с криками: «е... твою мать!», укачивала, проклиная всю эту жизнь.
А наутро комментировала на нашей половинке дома, что Томка сидела со спущенными рейтузами и что Никитин собирался с ней делать. Сокрушалась: только равнодушная мать может позволить ребенку плакать, а сама думать об «этом».
Помню за стенкой робкий голос Никитина: «Томочка, а мы сегодня ужинать будем?» Где-то в глубине комнат заходился плачем ребенок. Раздавалась ругань. Хлопала дверь. С грохотом шлепалась на газ кастрюля.
Вскоре Никитин, застивший Томке глаза, был выдворен. Но он, как выяснилось, не исчез совсем. Тоскливо ходил престарелый папаша по вечерам под окнами нашего дома, пытаясь в шелку между шторами разглядеть сына.
Однажды я с ужасом увидела в незашторенном окне глаза филина, искаженные человеческой болью. Я вскрикнула и бросилась к маме. Долгое время мне снились кошмары с участием желтоглазого старика. Но взрослые делали вид, что ничего не происходит. Казалось, только я слышу по ночам тяжелые шаги и хруст веток.
.
.. Уйдя на пенсию, тетя Маша взяла воспитание малыша на себя. Лечила все его ветрянки и поносы, добывала ватные палочки и противодиарейные сборы. Скупала медицинские энциклопедии. Все в переулке ахали и охали, жалея тетю Машу и ее никчемную красавицу-дочь.
А молчаливая Томка, оставшись не при делах, вообще перестала разговаривать и все чаще закрывалась в комнате. Все ее раздражало. Шумы. Запахи. Люди.
Однажды вечером, когда у нас шумела стиральная машинка, она тихо поскреблась в дверь. Мама открыла. Томка молча опрокинула машинку на пол, толкнула полку с обувью, рванула шторку и ушла. Мама собирала ботинки, плавающие в луже с бельем, роняя слезы о том, какая Томка несчастная и больная. «Бездельница и нахалка»,-сделал неожиданное заключение отец, пришедший с вечерней смены.

…Вскоре моя семья получила квартиру и переехала на другой конец города.
Прошло много лет. Мы с Томкой виделись пару раз, говорили скомкано и не откровенно.
Она домохозяйка, любит огород, каждый год сажает красивые цветы. А осенью составляет из них букеты. Жизнью в общем-то довольна, с матерью и взрослым сыном ладит.

Царицы Тамары в моей памяти навсегда осталось две.
Первая живет в книге Лермонтова, вечно молодая, с бунтарской душой. Решив идти поперек судьбы, она жестоко за это поплатилась.
Вторая стоит в саду с граблями в пальто с отрезанными рукавами, сильно располневшая и постаревшая. И смотрит на меня не узнающим взглядом.
Они чем-то похожи - своей красотой, вечным стремлением к возвышенной любви и даже взглядом. Только смотрят в разные стороны.

Который был одно время постоянным местом отдыха царицы Тамары. И может возникнуть вопрос (и, надеемся, он таки возник) — а кто это такая, царица Тамара? Как бы узнать всё о царице Тамаре ? По крайней мере, у автора такой вопрос возник — поскольку он знаком с царицей Тамарой в первую очередь по фильму «12 стульев» и сну отца Фёдора. Соответственно, нужно разобраться.

Всё о царице Тамаре — это, конечно, громко сказано. Правильнее было бы сказать «обо всём понемногу о царице Тамаре». Ну а для тех, кто захочет углубиться — интернет в помощь 🙂 А мы начнём с начала.

Царица Тамара происходила из династии Багратионов и была дочерью Георгия III и царицы Бурдухан, дочери осетинского царя Худана. Воспитала её высокообразованная тетка Русудан. Современные царице поэты восхваляли её ум и красоту. Её называли не царицей, а царём, сосудом мудрости, солнцем улыбающимся, тростником стройным, лицом лучезарным прославляли её кротость, трудолюбие, послушание, религиозность, чарующую красоту. О её совершенствах ходили легенды, дошедшие в устной передаче до наших времён. Её руки искали византийские царевичи, султан алеппский, шах персидский. Всё царствование Тамары окружено поэтическим ореолом.

Всё нчалось с того, что царь Грузии Георгий III, которому Бог не дал наследников мужского пола, принял решение передать престол старшей из своих дочерей, Тамар. Причем сделать это еще при своей жизни, дабы пресечь козни недоброжелателей. Неизвестно, что чувствовал царь Георгий как отец, когда обрекал свою юную дочь на столь тяжелую судьбу, но как правитель он оказался мудр и прозорлив: после его смерти в 1184 году вокруг трона развернулась нешуточная борьба. Но стараниями приверженцев Тамар, и в первую очередь ее тетки по отцу Русудан, молодая царица заняла предназначенное ей место. В тот день ей не исполнилось и двадцати.

Молодая царица мгновенно почувствовала перемену в окружающих. Не успела она достойно оплакать отца, как в ее дворец Исани явились представители церкви и знати и нижайше попросили принять власть из их рук, точно она ее не имела. Тамаре ясно дали понять: она будет править тогда, когда они, дидебулы (так называлось собрание высшей духовной и светской знати, которое представляло своего рода парламент древней Грузии), того пожелают.

Ценой тяжелых уступок – пришлось отослать верных трону людей и ублажать корыстолюбивых церковников — ее короновали на царство вторично. Новый католикос Микаэл, вытребовавший себе за поддержку царицы должность первого визиря государства, постоянно ставил палки в колеса, лишая возможности принимать самостоятельные решения. Вдобавок со двора удалили любимого, царевича Давида Сослани, единственного оставшегося в живых представителя Багратидов, из осетинской ветви. И вдруг очередной удар — феодалы решили, что пора царице идти под венец.

Войны в ту пору велись постоянно, и женщина во главе войска – это несерьезно. Нужен царь, сильный, родовитый. Перебрали они заморских султанов, византийских царей да персидских шахов, и нашли достойным лишь князя Юрия Русского, сына знаменитого Андрея Боголюбского. После смерти отца он покинул родную землю и с тех пор обретался с дружиной в Византии. Напрасно Тамара горестно взывала к феодалам: «Как можно сделать такой необдуманный шаг? Мы не знаем ни о поведении этого чужеродца, ни о его делах, ни о его воинской доблести, ни о правах. Дайте мне переждать, пока не увижу достоинства или недостатки его». Дидебулы отправили к Юрию посла, и вскоре тот привез мужчину статного и сильного.

Когда его увидели, всем он понравился, и царице пришлось делить ложе с навязанным супругом. Но знать сильно заблуждалась, полагая, что в благодарность за трон Юрий станет пешкой в их руках. Русский князь оказался крепким орешком. Правда, войска он водил и победы одерживал, однако пил, ругался, да своевольничал два с лишним года так, что вскоре у всех лопнуло терпение. Насыпали ему полную меру золота да отправили по-царски назад, в Византию.

Однако Юрий развода не принял. Собрал он из греков огромную рать, к которой примкнули и некоторые грузинские недоброжелатели царицы, и двинулся завоевывать Грузию. На этот раз Тамара сама повела войска и, проявив недюжинный талант полководца, разбила супруга на подступах к Тбилиси.

Во всемирной истории эпоха Тамар – это время, когда над миром занимается кровавая заря: на Востоке, в степях Монголии, Темучин замышляет свою будущую империю, став уже Чингисханом. На Западе бушует третий крестовый поход, и грозный Саладин, разбив у Тивериадского озера рыцарей Европы, вступает в Иерусалим. На Севере, в приднепровских степях, новгород-северский князь только что совершил свой злосчастный поход, и кто-то из его гениальных современников сложил о том «Слово о полку Игореве»; Русь раздроблена, и через полвека станет легкой добычей Батыевой рати…

Тогда как в Грузии наблюдается рассвет. Как любая женщина, Тамара сумела оправиться от душевных ран и она во второй раз пытается обрести счастье в замужестве. Кто же стал ее новым избранником? Это был человек знакомый ей с раннего детства и звали его Давид. Он был сыном осетинского царя и так же как и Тамара, воспитывался теткой Русудан.

Некоторые историки утверждают, что царица Тамара еще девочкой полюбила его, но одно нам ясно точно – их брак оказался на редкость счастливым и гармоничным. С тех пор имя Тамары было тесно связано с именем Давида. Благодаря ему Тамара одерживала все самые громкие победы и проводила блистательные сражения. Сама она в битвах не участвовала, не женское это дело, но верный фельдмаршал Захарий и любимый муж Давид руководили войсками, а царица Тамара являлась вдохновительницей побед. Такой тандем был непобедим.

Военные трофеи и огромная дань с захваченных территорий сделали Грузию богатейшей страной средневекового мира, но мудрая правительница обратила полученные сокровища в новые крепости, монастыри, дороги, мосты, корабли, школы. Тамара понимала, что ее подданным необходимо дать хорошее образование, если она хочет, что бы ее начинания были продолжены потомками и чтобы Грузия вышла на высокий мировой уровень. Она позаботилась о том, что бы качество образования в грузинских школах было необыкновенно высоким и даже в наше время объем школьной программы поражает: богословие, философия, история, греческий, еврейский языки, толкование стихотворных текстов, изучение вежливой беседы, арифметика, астрология, сочинение стихов.

Эта уникальная женщина поистине опередила свое время. Ее также можно назвать «крестной матерью» грузинской культуры. При дворе царицы были собраны лучшие музыканты, поэты, философы. Тамара получала несказанное удовольствие от долгих философских споров, и никакой бал не мог сравниться для нее с соперничеством лучших поэтов.

Ослабление Византийской империи открыло Грузии путь к юго-восточным берегам Черного моря. Эта территория в основном была населена племенами грузинского происхождения. Грузинское войско заняло приморские города: Трапезунд, Лимнию, Самсун, Синоп, Керасунт, Котиору, Гераклею. Образовалась Трапизонская империя, во главе которой стоял воспитанный в Грузии представитель дома Комненов (свергнутый с императорского престола в Византии) Алексий Комнен. Трапизонская империя оказалась в сфере влияния Грузии.

В 1206 году скончался Давид Сослан. В том же году царица Тамар посадила на трон соправителем своего сына Георгия-Лашу.
В 1210 году был совершён поход в Иран. Поход оказался особенно успешным: грузины взяли много городов и проникли вглубь Ирана. Нагруженное большой добычей войско не могло продвигаться дальше вперед и повернуло назад. Этот поход еще раз продемонстрировал военную мощь Грузии.

Последние годы жизни Тамар провела в пещерном монастыре Вардзиа. Царица имела келию, сообщавшуюся посредством оконца с храмом, из которой она могла возносить молитвы к Богу во время Богослужений. В 1213 году царица Тамар скончалась (существуют версии, что она скончалась в 1207 или в 1210 годах). По сведению летописца эпохи Тамары, она похоронена в Гелати. Существует также мнение, что впоследствии прах ее был перевезен в Иерусалимский Крестовый монастырь. Грузинская церковь причислила царицу Тамар к лику святых и днем ее поминовения установила 1 (14) мая.

В общем, пора царствования царицы Тамары для Грузии пока – «золотой век». Государство сильно и могущественно. На протяжении почти 20 лет царица ведет успешные войны с крупными и мелкими противниками: с атабеком Иранского Азербайджана Абубекром, с Византией, с турками, с правителями Армении, с населением непокорных горных провинций собственной страны и сопредельных территорий. В результате такой активной внешней политики в разной степени зависимости от Грузии XII века находились Северный Кавказ, Восточное Закавказье, Южный Азербайджан, Армения, южное побережье Черного моря…

Вот так вот, всё о царице Тамаре

Последняя тайна царицы Тамары

"...Мастерство, язык и сердце мне нужны, чтоб петь о ней. Дай мне силы, вдохновенье! Разум сам послужит ей..."

Шота Руставели "Витязь в тигровой шкуре"

Она происходила из династии Багратионов и была дочерью Георгия III и царицы Бурдухан, дочери осетинского царя Худана. Воспитала её высокообразованная тетка Русудан. Современные царице поэты восхваляли её ум и красоту. Её называли не царицей, а царём, сосудом мудрости, солнцем улыбающимся, тростником стройным, лицом лучезарным прославляли её кротость, трудолюбие, послушание, религиозность, чарующую красоту. О её совершенствах ходили легенды, дошедшие в устной передаче до наших времён. Её руки искали византийские царевичи, султан алеппский, шах персидский. Всё царствование Тамары окружено поэтическим ореолом.

Есть имена, известные каждому жителю бывшей великой страны - СССР. К ним относится и имя легендарной царицы Тамары (1166-1209 гг.). Еще в школе нам рассказывали о жестокой правительнице Грузии, жившей в Дарьяльском ущелье. О ней мы узнавали из вдохновенного стихотворения М.Ю. Лермонтова. Каждую ночь пировала кавказская красавица с новым возлюбленным - боготворящим ее юношей, - и каждое утро окровавленный труп любовника принимали волны могучего Терека.

Ш.Руставели, так писал о Тамаре:

"...Лев, служа Тамар-царице, держит меч ее и щит. Мне ж, певцу, каким деяньем послужить ей надлежит? Косы царственной - агаты, ярче лалов жар ланит. Упивается нектаром тот, кто солнце лецезрит. Воспоем Тамар-царицу, почитаемую свято! Дивно сложенные гимны посвящал я ей когда-то. Мне пером была тростинка, тушью - озеро агата. Кто внимал моим твореньям, был сражен клинком булата..."

Но в исторических трудах, да и романах предстает другая Тамара. Это мудрая правительница, память о которой сохранилась на Кавказе в виде многочисленных крепостей, сберегающих мир в горных ущельях. Есть и еще одна Тамара, не царица, а верная подруга, пронесшая через всю свою жизнь большую любовь к другу детства, воинственному алану Сослану, получившему после крещения христианское имя Давид. Дошли до нашего времени и романтические легенды о царице Тамаре. Одна из них, самая последняя, не дает покоя историкам. Тамара правила Грузией и своим собственным двором в Мцхете твердой, порой жестокой рукой, нередка вызывая недовольство и отдельных феодалов, привыкших рассматривать свои вотчины как самостоятельные княжества. Непривычно было свободолюбивому грузинскому дворянству подчиняться «слабой» женщине.
После смерти царицы родственники не без основания боялись надругательства над ее останками. Чтобы этого не произошло, были изготовлены четыре абсолютно одинаковых дубовых гроба. В один из них положили умершую царицу, а в три других - тела похожих на нее женщин. Ночью четыре процессии тайно покинули царский дворец и разъехались в разные стороны. Места всех четырех захоронений неизвестны до сих пор. Тайну их сохранили весьма простым способом. Участники каждой процессии после возвращения в Мцхету были окружены воинами и безжалостно изрублены. Предусмотрительность приближенных царицы, укрывших тело своей повелительницы, пошла дальше. У них не было уверенности в том, что кто-нибудь из убитых участников похоронных процессий в последние минуты своей жизни не сообщил, где скрыт гроб. Специальный отряд наиболее преданных царице воинов уничтожил тех воинов, которые ликвидировали участников похоронных процессий.

Гроб с телом царицы Тамары искали восемь веков. Были тщательно обследованы все места, которые могли бы стать последним пристанищем легендарной властительницы: царское кладбище Гелати в Мцхете, монастырь на склонах горы Казбек, пещеры в Касарском ущелье и многие другие. Все поиски заканчивались неудачами. Постепенно археологи и просто поисковики-любители оставили попытки найти место упокоения царицы или хотя бы одной из трех женщин, умерщвленных после ее смерти.

Но ученые рано отказались от возможности раскрыть одну из исторических тайн. Существует в Грузии место, где может храниться один из гробов. Предполагаемое место захоронения царицы Тамары осталось в Грузии, с которой Россия сегодня находится в натянутых отношениях. Но рано или поздно страны, прожившие вместе сотни лет, должны помириться, и тогда такая экспедиция станет реальностью. Зимой 1967 года спортсмены Московского геологоразведочного института под руководством своего тренера, мастера спорта по альпинизму Эдуарда Грекова совершали восхождения на вершины в районе Грузинского угла. Первая ночевка была в коше, располагающемся в верховье реки Кистинки. Как это часто бывает, возбуждение от мрачной красоты окружающих ущелье гор и зрелища быстрой реки, несущей свои воды к Тереку, не давало им уснуть, и они полночи слушали рассказы тренера о его приключениях в горах. Среди прочих мы услышали историю, имевшую непосредственное отношение к царице Тамаре.

Примерно в 1963-1964 годах на Военно-грузинской дороге, недалеко от высокогорного селения Казбеги, произошла трагедия. На крутом повороте шофер не смог удержать машину, и она вместе с четырьмя пассажирами рухнула в ущелье Терека. Прибывшему на место происшествия горноспасательному отряду пришлось поднимать на дорогу тела погибших путешественников. При спуске вниз по альпинистской веревке один из спасателей увидел под карнизом скалы темное отверстие входа в пещеру, загороженное кованой заржавевшей решеткой. Попытки «закачнуться» к выходу успеха не имели. Кошки, с помощью которой можно было бы зацепиться за решетку, у спасателей не было, поэтому обследование пещеры было отложено до лучших времен. Но они так и не наступили. На следующий год все участники спасательных работ погибли в момент восхождения на одну из вершин.

Эдуард Греков узнал о загадочной пещере от начальника спасательного отряда. Оба были наслышаны о таинственном захоронении царицы Тамары и верили, что гроб с ее останками спрятан за той кованой решеткой. Но начальник отряда погиб, а Греков в скором времени переехал в Москву и ему уже было не до экспедиций с сомнительной надеждой на успех.

Так что найденная в ущелье Терека пещера до сих пор ждет энтузиастов, которые, может быть, смогут разгадать последнюю тайну легендарной царицы Тамары.

Тамара умерла еще не старой женщиной, как свидетельствуют исторические источники, от какой-то тяжелой и долгой болезни, оставив после себя двоих детей - сына Георгия, названного в четь деда и дочь Русудан. Это произошло примерно в 1207 году. Последние годы жизни она провела в пещерном монастыре Вардзиа. Благоверная царица имела келлию, сообщавшуюся посредством оконца с храмом, из которой она могла возносить молитвы к Богу во время Богослужений.

Тамар умерла 18 января 1212 года от тяжёлой болезни. Её похоронили в фамильном склепе в Гелати. Через несколько веков склеп вскрыли, но останков царицы там не обнаружили. Согласно преданию, когда великая правительница доживала последние дни, она попросила утаить от людей место её погребения. Тамар не хотела, чтобы её гробница была найдена и осквернена мусульманами, которые за долгие годы борьбы так и не смогли победить грузинскую царицу. Видимо, прах Тамар был тайно вынесен из монастыря, и где он покоится ныне — никто не знает.

Так или иначе, в Ватикане были обнаружены летописи, согласно которым грузинская правительница якобы была похоронена в Палестине, в древнейшем грузинском монастыре Святого Креста. Будто бы она так страстно желала посетить этот монастырь, но из-за многочисленных войн не успела этого сделать, а потому завещала отвезти её туда после смерти. Возможно, в вечности Тамар хотела остаться со своим верным поэтом.

Смерть Руставели тоже окутана легендами. Точно известно только то, что однажды в маленькой келье монастыря было найдено обезглавленное тело грузинского поэта. Убийцу так и не нашли.

Много лет спустя в Иерусалиме была обнаружена фреска с изображением старого человека. Предполагают, что это лицо великого грузинского поэта Шота Руставели. Свидетельства тому, что рядом с ним была похоронена грузинская царица Тамар, найдено не было.

По видимому, поэт решил, что та, чья жизнь всегда принадлежала миру, суете государственных дел, в другом измерении должна соединиться с его Музой.

Буду петь про любовь — ты не станешь внимать.

Звезды будут лучами играть.

И пустыня, как нежная мать,

Мне откроет объятья свои!

Удаляюсь — прости!

Без обидных наград

Довершу я созданье моё:

Но его затвердят

Внуки наших внучат —

Да прославится имя твоё!

Так написал о любви Тамары и Шота Руставели русский поэт Я. Полонский.

После кончины Тамар Грузия стала быстро терять своё могущество. Годы процветания сменили тяжёлые годы монголо-татарского ига, затем власть над страной захватила Турция.

Ныне Тамар причислена к лику святых. О ней ходят многочисленные легенды. В частности, говорят, что ночами она является больным и лечит их от тяжких болезней. Цари владычествуют над народом, а лучшие из них служат подданным, как своим господам. В молитвах, долгих, как у схимницы, проходили бессонные ночи царицы, а слезы ее - то прозрачные, как алмаз, то кровавые, как рубин, - стекали, будто струи мира на землю. Ее молитва была тем пламенем, которого страшились демоны: так дикие звери пугаются зажженного факела, так волки не могут приблизиться к огню костра и только пронзительно воют издалека.

К сожалению, исторические источники очень противоречивы и загадка эта так до сих пор и не разрешена. Но важно другое - это народная память о великой царице и благодарность потомков.

Царица Тамара и ее муж Георгий Андреевич.

Нет уголка в Грузии, где не произносили бы с благословением имя царицы Тамар. Царица знала, что враги Христа захотят отомстить ей после смерти, и поэтому завещала похоронить ее тайно, чтобы могила навсегда оставалась скрытой от мира. Грузия выполнила ее завещание. Ее могила сохранилась и от магометан и от монголов, и от тех вандалов, которые разрывают и оскверняют гробницы своих царей. Вся страна оплакивала царицу, весь народ чувствовал себя осиротевшим. Казалось, что слава и величие Грузии воплотились в лице царицы, и теперь предстоят грозные испытания. Ночью из ворот замка, где умерла царица Тамар, выехало десять отрядов. Каждый вез гроб, десять гробов тайно похоронили в разных местах. Никто не знал, в каком из них находится тело царицы.

И все же сохранилось два более или менее связных предания о Тамариной могиле. Одно — грузинское, другое — европейское.

Согласно первому царица завещала похоронить ее тайно, скрыв последний приют от друзей и недругов, дабы в случае вторжения неверных, которое она предчувствовала, избежать надругательства. В девяти направлениях отправились девять похоронных дрог и в девяти провинциях довольно обширного царства похоронили девять самшитовых гробов. Иногда темпераментные грузины идут еще дальше и утверждают, что после этого девять молодых братьев, совершивших «обряд» и преданных царице даже по ту сторону жизни, пронзили друг друга мечами, дабы не выдать ненароком тайну. Но это уже, пожалуй, слишком…

А вот европейское предание: в начале XIII века некий рыцарь Де-Буа писал с Востока архиепископу Безансонскому во Францию: «Теперь послушайте новости, удивительные и важные. Узнал я по слухам, а потом установил истинность этого дела через достойных доверия послов, что из Иберии христиане, именуемые георгенами (грузинами. — Прим. ред.), бесчисленной конницей и пехотой, воодушевленные Божьим содействием, весьма сильно вооруженные, выступили против неверных язычников и быстрым натиском уже взяли триста крепостей и девять больших городов, из коих сильными завладели, а слабые обратили в пепел. Из указанных городов один, расположенный на Евфрате, считается самым знаменитым и богатым из всех языческих городов (подразумевается Эрзерум. — Прим. ред.). Владетелем того города был сын вавилонского султана… Вышеупомянутые идут, чтобы освободить землю священного Иерусалима и покорить весь языческий мир. Царю их знатному шестнадцать лет, он подобен Александру мужеством и добродетелью, но не верой (автор имеет в виду, что Александр Македонский был язычником, а грузинский царь, в данном случае Лаша, Георгий, — христианин. — Прим. ред.). Этот юноша везет с собой кости своей матери, могущественной царицы Тамары, которая при жизни дала обет побывать в Иерусалиме и просила сына своего: если она умрет, не побывав там, отвезти ее кости ко Гробу Господню. И он, помня о просьбе матери… решил перевезти ее останки, захотят того или не захотят язычники».

У горцев есть предание, что, когда умножатся беды и скорби, царица Тамар снова придет в Грузию, снова сядет на своем золотом престоле и утешит народ. Но царица Тамар, царствуя не на земле, а на небесах духом своим, любовью никогда не оставляла Грузию и не оставит ее.

2013 год объявлен Святейшим Патриархом-Католикосом всея Грузии Илией II , ибо, по мнению большинства историков, прошло 800 лет с того момента, как эта удивительная святая правительница Иверии отошла ко Господу. Портал представляет жизнеописание святой царицы Тамары, подготовленное по чрезвычайно интересным грузинским летописям.

В Грузии народ питает исключительную любовь к двум святым женам - и благоверной царице Тамаре . За столетия, прошедшие с её кончины, эта любовь нисколько не ослабевает, да и не может ослабнуть, ибо святая Тамара не только возвысила Грузию во времена своего земного царствования, но и по смерти лишь умножила молитвы о страждущей родине, которая на долгие столетия оказалась ввергнутой в нестерпимый ужас исламского ига. Само правление благоверной царицы стало настоящим чудом и подарком для Грузии, так как именно в этой хрупкой, необыкновенно красивой женщине, грузины обрели лучшего своего правителя, справедливого и милосердного, не по-женски мудрого, но по-ангельски рассудительного. А главное, именно в ней обрели вечного, до самого Страшного Суда неусыпного молитвенника и предстателя у Престола Божия.

До нашего времени дошло два крупных сочинения, в которых современниками святой царицы описывается её жизнь и царствование. Первое из них - «Жизнь царицы цариц Тамар» - написано, по мнению наиболее авторитетных грузинских исследователей, приближённым царицы Басили Эзосмодзгвари . В этом сочинении внимание уделено в первую очередь нравственному облику святой, что собственно и должно в наибольшей мере отвечать житийному жанру. Другое произведение - «История и восхваление венценосцев» - написано человеком более светским по духу, чем автор «Жизни царицы цариц», но также очевидцем большинства описываемых им событий . Оно изобилует подробнейшими географическими сведениями, описаниями битв и государственных советов. Вкупе оба этих произведения с достаточной подробностью воссоздают быт рассматриваемой эпохи. Все прочие сведения о жизни святой Тамары содержатся в отдельных сохранившихся указах и документах наподобие дарственных грамот. К счастью, оба сочинения были переведены на русский язык ещё в первой половине XX века, так что мы можем опираться на первоисточники, подробную информацию о которых можно прочесть в соответствующих статьях .

Жизнь святой благоверной царицы Тамары

Детство и юность

Святая царица Тамара (1166–1213) происходила из рода Багратидов, который по сложившейся грузинской традиции принято возводить к потомкам царя Давида. Автор «Истории и восхваления венценосцев» в самом начале своего повествования пишет о том, что будет «вещать “похвалу похвал” той, которая произошла от семени Соломона» , ибо она «вполне соответствовала своим предкам - Давидидам, Хосровидам и Панкратидам» .

Отцом святой Тамары был «царь царей» Георгий, внук знаменитого святого Давида Строителя . Он много боролся с магометанами. При нём границы Грузии были ещё больше расширены, так что «ему приносили дары и братались с ним цари греческие, алеманские в Иерусалиме, римские, индийские и китайские; султаны же хварасанскне, вавилонские, шамские, египетские и иконийские служили ему» . Бурдухан, мать святой Тамары, была красива и умна. От таких родителей и произошла та, которой надлежало стать украшением Грузии, да и всего Средиземноморья.

В 1178 году Георгий, собрав представителей семи своих царств , с согласия патриархов и всех епископов, вельмож, военачальников и полководцев, объявил Тамару царицей.

Два замужества и утверждение на престоле

С самого начала своего царствования Тамара проявила недюжинный ум, озаботившись прежде всего избранием наиболее достойных лиц на должности везиров и военачальников. За это время Тамара обеспечила епископов пожертвованиями, освободив церкви от оброков и податей. По сообщению летописца, «в ее царствование земледельцы сделались азнаурами , азнауры - вельможами, последние же стали властителями» .

Своими приближёнными она сделала Антония Глонистависдзе из Гареджи и двух сыновей амирспасалара Мхаргрдзели: Захарию и Иванэ. Хотя по вере они были армянами, но весьма почитали православие, так что один из них - Иванэ - впоследствии «постиг кривизну веры армян, перекрестился и стал истинным христианином» . В дальнейшем все эти люди проявят себя с лучших сторон.

Впрочем, не все оценили цепкий ум юной царицы. Некоторые из высших должностных лиц сговорились возвыситься ещё больше и не пропустить новых приближённых выше по карьерной лестнице. Министр финансов Кутлу-Арслан открыто предложил создать некое подобие парламента, которое занималось бы делами управления, а власть Тамары сводилась бы при этом лишь к формальному утверждению всех принятых ими законов. Царица задержала министра, за него вступились военные, но путем переговоров ситуацию удалось наладить .

В 1185 году по единогласному решению Патриарха, епископов и придворных, было принято решение найти юной Тамаре мужа. Для этого на Русь, «ввиду принадлежности русских племен к христианству и православию» послали купца Зоровавеля. Приехав на Русь и познакомившись с Георгием, сыном святого мученика Андрея Боголюбского, «юношей доблестным, совершенным по телосложению и приятным для созерцания» , Занкан привез его в Грузию. Все одобрили выбор жениха, но Тамара, не по возрасту рассудительная, заявила: «Как можно сделать такой необдуманный шаг? Дайте мне переждать, пока не увидите достоинства или недостатки его» . Но придворные настояли на своем, вынудили у нее согласие и устроили свадьбу.

Немного спустя опасения Тамары оправдались: наш соотечественник, увы, проявил себя пьяницей, совершавшим «много неприличных дел» . Два с половиной года святая терпела пороки мужа, обращалась к нему через достойных монахов, затем сама лицом к лицу принялась обличать его. Но Георгий рассвирепел еще больше и стал совершать более губительные проступки. Тогда Тамара, «проливая слезы, отправила его в изгнание, снабдив несметным богатством и драгоценностями» . В 1187 году Георгий поселился в Константинополе.

Благодаря природной красоте, уму и обаянию святая стала желанной невестой для множества царей и князей со всего света. Старший сын византийского императора Мануила чуть было не сошёл из-за неё с ума. Несколько султанов готовы были изменить исламу, только бы добиться её руки. Но Тамара оставалась непреклонной, т.к. по врождённой тяге к чистоте вообще желала оставаться безбрачной.

Однако придворные тревожились из-за отсутствия наследника, и только ради него святая согласилась выйти замуж в 1188 году за воспитанника своей тётки Русудан осетинского царевича Давида. Этот брак оказался удачным. В Давиде святая Тамара нашла прекрасного мужа и бесстрашного военачальника. Современники говорили о его способностях, что «этот Давид в течение одного года превзошел всех во всем, что исходит из рук человека» . Вскоре Тамара родила наследника, которому дала имя деда Георгия, а затем и дочь, которую назвала именем тётки - Русудан.

Узнав о браке святой Тамары, русский князь задумал побороться за утерянный престол. Он отбыл из Константинополя и явился в страну Эзинкан. Там к нему присоединились многочисленные предатели. Собрав большую армию, они пошли войной на Тамару, но были разбиты в ночном сражении при реке Куре. Святая явила милосердие и никого из предателей не казнила, даже бывшего мужа отпустив на свободу .

Георгий дважды после этого пытался вернуть себе грузинский престол, но всякий раз был разбит преданными Тамаре вассалами.

Государственные свершения

Правление стало временем процветания не только для Грузии, но и для окрестных народов. По словам летописца, «она восседала как судья меж соседствующими царями, следила, чтобы никто не начинал войны или пытался набросить ярмо насилия друг на друга» . При этом сама она никогда не расслаблялась от действия времени и не выказывала неприлежания к управлению. И именно во время её царствования Грузия добилась такой славы и могущества, какими уже не обладала ни до, ни после того.

Перечисление одних только взятых ею городов может составить целую книгу. И потому мы подробно остановимся лишь на двух блестящих победах, одержанных ею над теми, кто хотел по ненависти к христианству стереть Грузию с лица земли.

Халиф Абу-Бакр, ненавидевший христианство, «открыл древние сокровищницы» , чтобы собрать огромное войско из Индии, Самарканда и Дербента и двинуться на Грузию. Собранных им войск было так много, что, по слову летописца, у них «не было возможности уместиться в одной какой-нибудь стране» . Узнав о готовящемся вторжении, святая Тамара повелела распространить указ, чтобы немедленно собралось войско, чтобы во всех церквях и монастырях совершались всенощные бдения и литии, а царедворцы послали бы «побольше денег и все потребное для нищих» . За десять дней удалось собрать немалую армию. Святая обратилась к воинам: «Братья мои, не бойтесь оттого, что их такое множество, а вас мало, потому что с нами Бог» . После чего препоручила их Богу, а сама сняла обувь и босой пришла в храм Богоматери в Метехи, где, пав перед святой иконой, не переставала молиться со слезами.

Грузины первыми напали на неприятеля. Увидев исламские силы между Гандзой и Шамхором, они сошли с коней, поклонились Богу и помолились перед святым Крестом со слезами, а затем ударили по врагам и победили. Количество пленных было так велико, что их продавали за деревянную меру муки.

«Возгордилось ли сердце Тамар?», - спрашивает её жизнеописатель и сам тут же отвечает: «Напротив, еще более скромной делалась она перед Богом» .

В 1202 году против святой Тамары выступил Румский султан Рукн-ад-Дин , который притворно заключил с ней ряд мирных договоров, а сам в это время набирал войско по всей Эйкумене: по Месопотамии и Калонеро, по Галатии, Гангре, Анкирии, Исаврии, Каппадокии, Великой Армении, Вифинии и на границах Пафлагонии.

Рукн-ад-Дин, увидев собранное им войско, отправил к Тамаре посла: «Я, Рукн-ад-Дин, султан всего поднебесья, совосседающий с Богом, уведомляю тебя, царицу Грузии, Тамару. Я иду, чтобы вам никогда более не дерзнуть браться за меч. А жить дам только тому, кто исповедует веру пророка Мухаммеда, отвергнет твою веру и своей рукой станет ломать крест. Жди расправы от меня за ту беду, какую навлекла на мусульман» . Тамара, возложив всё упование на Бога, призвала придворных и стала совещаться с ними «не как баба и не с пренебрежением велений разума» . В немного дней удалось собрать воинов, которые сперва направились в храм Пресвятой Богородицы в Вардзии. Царица препоручила Богородице мужа и всё его войско, а султану написала письмо: «Доверившая себя Всемогущему Богу Вседержителю и вечно молящаяся Деве Марии и с верою уповающая на честный Крест, прочла я твое, Бога гневающее, послание, Нукардин. Всякий, лживо клянущийся именем Господа, Богом будет стерт с лица земли. Я посылаю христолюбивое воинство, чтобы сокрушить твою гордыню и заносчивость» . Воины поклонились Животворящему Кресту и вышли в поход, а царица предалась посту и молитве.

Когда грузинские войска прибыли в Басиани, то увидели, что у султана не выставлены караульные. Они напали первыми, турки бросили свой лагерь и кинулись в укрепления. Грузины окружили их и так устрашили, что побежденные сами связывали своих соплеменников. Горожане разукрасили Тбилиси к приезду царя и царицы, и те въехали в город со знаменем Рукн-ад-Дина. Царские сокровищницы наполнились золотом и золотой утварью.

Интересно, что стараниями царицы Тамары была утверждена целая Трапезундская империя, появившаяся в 1204 году после . Как известно, святая Тамара много покровительствовала . Однажды к ней прибыло множество монахов с Черной горы, Кипра и других мест. Святая выдала им большое количество золота. Когда византийский император Алексий Ангел увидел его, то отобрал его у монахов. Царица послала на имя преподобных отцов золото в ещё большем количестве. Одновременно разгневавшись на греческого царя, она отправила войско из Западной Грузии в греческие владения, так что грузины отняли у греков Лазику, Трапезунд, Лимон, Самисон, Синоп, Керасунд, Китиору, Амастриду, Араклию и все земли Пафлагонии и Понта. Над всеми этими землями она поставила своего дальнего родственника Алексия Комнина, который и стал императором Трапезундской империи.

Расцвет грузинской культуры

Сразу после своего избрания святая Тамара выразила волю, чтобы был созван церковный собор. Она призвала из Иерусалима Николая Гулаберисдзе, который, по скромности своей, в свое время бежал от сана картлийского католикоса. Когда он прибыл в Картли, она собрала всех священноучителей, монахов и пустынников своего царства и людей, знатоков закона Божьего, стремясь к тому, чтобы злые семена, проросшие в почве православия, были изничтожены в ее царстве. Собрав всех на Собор в одном помещении и усадив их на престолы, царица села поодаль и сказала: «О, святые отцы, исследуйте хорошо все и утвердите прямое и изгоните кривое. Не будьте лицеприятны в отношении князей из-за их богатства и не пренебрегайте нищими из-за скудности. Вы словом, а я делом, вы учением, а я поучением, вы наставлением, а я установлением подадим все друг другу руку помощи, чтобы сохранить Божьи законы непоруганными» .

Царица сделала все для того, чтобы в ее царствование чин церковной службы выполнялся сполна, по предписанию Типикона и по Уставу палестинских монастырей.

Святая Тамара много заботилась о благоустроении Божиих храмов. В самом дворце непрерывно служились бдения и молитвословия, приносилась Бескровная Жертва. В Картли в этот период были построены церкви Икорта, Кватахеви, в Тбилиси - Лурджи Монастери. До нас дошли лишь развалины некогда великолепного Гегутского дворца. Уникальным памятником XII века является высеченный в скале монастырский комплекс в Джавахети. Это город-крепость, который состоит из нескольких сот пещер. Поблизости от Вардзии расположен также высеченный в скале Ваханский монастырь. О высоком уровне инженерного искусства свидетельствуют Беслетский, Рконский мосты и мост Дандало.

Также она посылала своих доверенных по всему свету, прося их: «Объезжайте, начиная от Александрии, всю Ливию и Синайскую гору» . Печалилась о нуждах церквей, монастырей и христианских народов тех стран, посылала потиры, дискосы, покровы для святынь и неисчислимое золото для монахов и нищих То же делалось ею и в областях Эллады и Святой Горы, также в Македонии и Болгарии, в областях Фракии и в монастырях Константинополя, в Исаврии и во всех окрестностях Черной горы и Кипра.

Вообще само время царствования святой Тамары стало «Золотым веком» грузинской культуры. Даже если не упоминать мало известные русскому читателю имена Чахрухадзе и Шавтели, написавших «Тамариани» и «Абдул-Мессию», у всех на слуху самое известное грузинское поэтическое произведение «Витязь в тигровой шкуре». Интересно, что его автор, гениальный Шотэ Руставели, по одной из версий был безнадёжно влюблён в свою госпожу и вывел её светлый образ в личности одной из героинь своей великой поэмы.

Смерть и посмертное почитание

В 1206 году умер муж святой Тамары Давид Сослан, человек, «исполненный всякого добра, божеского и человеческого, прекрасный на вид, в сражениях и на войне храбрый и мужественный, щедрый, смиренный и превознесенный в добродетелях» .

Святая сделала своим соправителем сына Георгия Лашу, а сама, по неизбежному закону мироздания, стала готовиться к смерти. Сначала она позаботилась о государственных делах и управилась с ними, затем управилась с делами церковными и монастырскими. Тогда-то у нее открылась неизвестная болезнь. Всё человеческое искусство оказалось тщетным. Повсюду о её здравии служились литии и беспрерывные всенощные бдения, и можно было видеть, «как одинаково лили слезы и богатые, и нищие» . Люди взывали к Богу: «Только бы одна она осталась живой, а нас всех истреби!»

Мудрая Тамара созвала к себе всех именитых людей царства: «Братья мои и дети! Вот и я призываюсь Страшным Судьей. В своем сердце я хранила любовь к вам. Молю всех вас творить добрые дела и поминать меня. Оставляю вам наследниками дома моего детей моих, Георгия и Русудан, примите их взамен меня». После чего обратилась к Богу: «Христос, Боже мой Единый, Тебе препоручаю это царство, которое Тобою мне было вверено, и этот народ, искупленный Твоей честной Кровью, и этих моих детей, которых Ты мне даровал, и затем душу свою» .

Прах святой Тамары на несколько дней положили в соборе в Мцхете, а затем погребли в Гелати в родовой усыпальнице Багратионов . Однако, где на самом деле покоятся её мощи, никому неизвестно. Зная о том, что враги Христа захотят отомстить ей после смерти , она завещала похоронить себя тайно, чтобы могила осталась сокрытой от мира. Ночью из ворот замка, где умерла царица Тамара, выехало десять отрядов. Каждый вез гроб, десять гробов тайно похоронили в разных местах. Никто не знал, в каком из них находится тело царицы. Согласно одному преданию, она похоронена в Гелатском монастыре. Другое утверждает, что она погребена в Крестовом монастыре Иерусалима, так как дала обещание совершить паломничество в Иерусалим, но при жизни не смогла сделать этого, и новый царь Лаша исполнил заветное желание своей матери .

Нравственные качества святой царицы

Имя святой Тамары разнеслось повсюду, как «имя ангела четырех стран света, с востока на запад, с севера на юг» .

Люди любили её без оглядки и сами звери повиновались ей. Некогда султан прислал ей в подарок львенка; он вырос во дворце и так привязался ко святой, что когда его - уже огромного, свирепого видом льва, - выводили на прогулку, он клал морду ей на колени и ластился словно лев преподобного Герасима. Когда же его уводили, обильно плакал, заливая землю слезами .

Святая Тамара приложила все старания, чтобы «ее человеческая природа осталась простой, по роду ее внутреннего склада, без соединения со страстями» . Она оказалась мудрее Соломона, ибо возлюбила Бога и стала чуждаться всех соблазнов мира. На удивление всех, она «проводила всю ночь в стоянии на ногах, бодрствовании, молитве, поклонах и слезных мольбах ко Господу, равно как в рукоделии, чтобы помогать нищим» . Обладала началом всех благ - была проникнута страхом пред Всевышним и служила Богу верно. Исполняемые в ее дворце молебны и бдения, по слову летописца, «превзошли молитвы Феодосия Великого и даже пустынников» .

Святая провела дни своей жизни в радости за то, что сама каждый день радовала всех нищих и немощных. Над неимущими она поставила верных смотрителей. Десятую часть всего государственного дохода - внешнего и внутреннего - она отдавала нищим и следила, чтобы не пропало даже одного зернышка ячменя.

Во всей Грузии нельзя было встретить ни одного человека, с ее ведома подвергшегося насилию. За 31 год своего правления по ее распоряжению никто не был наказан даже плетью .

Невозможно описать ее любовь к священникам и монахам. Перед нею постоянно находились люди, следовавшие правилам праведной жизни.

Святая Тамара стала одним из самых близких всему православному миру святых. Недаром так много женщин не только в Грузии, но и России носят ее имя. Радея о возлюбленной её сердцу Грузии, и при жизни она не забывала о Византии и православных славянских странах, посылая помощь томящимся в заточении христианам, устраивая великолепные монастыри и храмы. Тем более теперь, по смерти, она стала предстательницей о всех нас. Её мудрость в управлении страной имела поистине Божественное основание и потому весьма полезна к изучению всеми нами.

Наконец, явленная в её жизни любовь к Богу, упование на Его святую волю и Промысл - пример всем нам, чающим жизни будущего века, чего молитвами святой благоверной царицы Тамары да удостоит нас Всемилостивый Господь, так щедро наградивший Свою рабу!

Среди грузин, говорящих по-русски, принято называть святую Тамару царицей Тамар.

См. русский перевод: Жизнь царицы цариц Тамар / Пер. и введ. В.Д. Дондуа. Исслед. и примеч. М. М. Бердзенишвили. - Тб.: Мецниереба, 1985.

Жизнь царицы цариц Тамар. С. 6–8.

См. русский перевод: История и восхваление венценосцев / Пер. и введ. К.С. Кекелидзе. - Тб.: АН ГрузССР, 1954.

«Я же ныне передал Истории и Василографии, что значит “Повествование о царях”, только то, что или сам видел, или слышал от мудрых и разумных людей».

История и восхваление венценосцев. С. 5–12.; Жизнь царицы цариц Тамар. С. 6–24.