Что будет в новом профессиональном стандарте педагога. Что будет в новом профессиональном стандарте педагога Минтруд профстандарты

Профстандарты для педагогов 2017 года — новое явление в российском трудовом праве. Посмотрим же, что конкретно государство планирует внедрить в этой области и для каких педагогических профессий будут действовать профессиональные стандарты с начала 2017 года.

Цели введения Минтрудом профстандарта педагога

С июня 2016 года в России началось введение профессиональных стандартов — документов, подробно описывающих уровень квалификации, который должен иметь каждый из перечисленных в них работников. По состоянию на май 2017 года утверждены стандарты для более чем 35 направлений деятельности — и на первом месте среди них стоит сфера образования.

Причиной для введения министерством профессиональных стандартов послужило неудовлетворительное положение, сложившееся при определении квалификации, которую должны иметь работники в тех областях, которым государство уделяет особое внимание. Действующие до принятия профстандартов нормы имеют лишь рекомендательный характер и не всегда применяются на практике. К тому же некоторые из описаний профессий в сфере образования были утверждены более 20 лет назад и попросту не соответствуют современной ситуации.

Одним из способов исправления того положения, что сложилось сейчас, государство и лично президент видят как раз утверждение общеобязательных стандартов для тех, кто работает в педагогической области. Введение профстандартов для педработников позволит решить сразу несколько вопросов:

  1. Точно определить, какую именно квалификацию должен иметь педагог.
  2. Обеспечить нужную подготовку будущих работников этой области.
  3. Уведомить педагогов о требованиях, которые будут к ним применяться.
  4. Привлечь самих учителей, воспитателей и преподавателей к повышению уровня образования в России.

Общая характеристика профессиональных стандартов для педагогов

В целом профессиональный стандарт педагогических работников является документом, от которого зависит:

Не знаете свои права?

  • возможность конкретного человека работать в педагогической сфере;
  • размер оплаты труда;
  • порядок исчисления стажа;
  • определение размера пенсии;
  • планирование карьеры педагогического работника.

Одним словом, профстандарт педагога — это документ, который не только устанавливает основные требования к квалификации педагога, но и дает общее определение деятельности, которую ведет этот работник.

В целом профстандарт является рамочным документом и при необходимости дополняется требованиями, утвержденными в регионах с учетом местных особенностей. Кроме того, внутренние стандарты учреждения образования тоже могут содержать дополнительные требования к педагогическому работнику.

Проект профессионального стандарта педагога 2013 года, профстандарты педагогических работников 2014, 2015, 2016 и 2017 годов

Разработка профстандартов для педагогов началась задолго до даты их планируемого внедрения. Первым из утвержденных проектов в этой области стал общий профстандарт, определяющий профессию, — «Педагог». Он был принят в декабре 2013 года.

Этим документом установлен перечень трудовых функций для учителей, воспитателей и преподавателей с разбиением на несколько категорий:

  • дошкольное образование (для детей младше 7 лет);
  • начальное образование (1-4 классы);
  • основное образование (5-9 классы);
  • среднее (до 11 класса).

В данном случае речь идет о преподавателях, работающих в сфере общего образования, на которое вправе рассчитывать каждый ребенок в России. Профессиональное образование описывается отдельными нормативными документами.

В 2014 году никаких профстандартов для педагогических работников не принималось, в 2015 же Минтруд утвердил сразу 3 профессиональных стандарта:

  • для педагога-психолога;
  • педагога, работающего в области дополнительного образования (как детей, так и взрослых);
  • педагога, занимающегося профессиональным обучением.

С июля 2016 года профстандарты стали обязательными, однако для педагогов было сделано исключение — для представителей этой профессии обязательность применения профстандартов датирована 01.01.2017.

Содержание и структура заполненного профессионального стандарта педагога

Все профстандарты разрабатываются по единому макету, который был утвержден приказом Минтруда РФ № 147н от 12.04.2013. Согласно этому приказу профессиональные стандарты для любых работников, в том числе и для педагогов, должны состоять из следующих частей:

  1. Общая характеристика профессии. Здесь указывается, как именно называется профессия, какую конкретно деятельность осуществляют работники, занятые ею, а также ее классификация по ОКВЭД и ОКЗ.
  2. Функциональная карта. В этом разделе описываются те функции, которые входят в педагогическую деятельность.
  3. Характеристика трудовых функций. Здесь каждая из обобщенных трудовых функций (фактически направлений деятельности) подробно описывается с указанием требований, предъявляемых к квалификации педагога. Также здесь описываются знания, умения и конкретные виды действий, которые осуществляет преподаватель, воспитатель или учитель.
  4. Сведения об организациях-разработчиках.

Конкретное же наполнение для каждого из профстандартов зависит от того, для какой конкретно педагогической профессии он составлен.

Был утвержден профессиональный стандарт «Бухгалтер». Несмотря на свое название, профстандарт охватывает деятельность не только бухгалтера, но и главного бухгалтера. Какие требования к квалификации главного бухгалтера предъявляет этот стандарт, расскажем в нашей консультации.

Для кого обязателен профстандарт «Бухгалтер»

Применение работодателем профстандарта «Бухгалтер» обязательно, если к квалификации работника Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными актами РФ установлены определенные требования (ст. 195.3 ТК РФ).

Так, к примеру, Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ установлены требования к главному бухгалтеру в (п. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ ):

  • ОАО (в настоящее время ПАО) (за исключением кредитных организаций);
  • страховых организациях и НПФ;
  • акционерных инвестиционных фондах;
  • управляющих компаниях паевых инвестиционных фондов;
  • иных экономических субъектах, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах (за исключением кредитных организаций);
  • органах управления государственных внебюджетных фондов;
  • органах управления государственных территориальных внебюджетных фондов.

Поэтому применение профстандарта в части указанных в Законе требований к главным бухгалтерам таких организаций обязательно.

Иные работодатели могут применять или не применять данный профстандарт на свое усмотрение.

Из каких разделов состоит профстандарт «Бухгалтер»

Профстандарт состоит из следующих основных разделов:

Наименование раздела Основное содержание раздела
I. Общие сведения Указан вид профессиональной деятельности — «Деятельность в области бухгалтерского учета»
Приведена цель вида профессиональной деятельности
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности) Приведены обобщенные трудовые функции и их расшифровка с кодами, а также необходимый уровень квалификации (5-ый или 6-ой)
III. Характеристика обобщенных трудовых функций Раздельно по должностям «Бухгалтер» и «Главный бухгалтер» раскрываются требования к образованию, опыту работы.
Детализируются трудовые функции в разрезе трудовых действий, необходимых умений и необходимых знаний.

Требования к образованию, обучению и опыту практической работы

Трудовые функции главного бухгалтера

В соответствии с профстандартом «Бухгалтер», к трудовым функциям главного бухгалтера относятся следующие:

Данным функциям в профстандарте соответствует 6-ой уровень квалификации.

Каждая из приведенных трудовых функций главного бухгалтера в профстандарте конкретизируется по следующим показателям:

  • трудовые действия;
  • необходимые умения;
  • необходимые знания.

Приведем пример раскрытия информации о трудовой функции «Ведение налогового учета и составление налоговой отчетности, налоговое планирование» в профстандарте:

Показатель Требования
Трудовые действия Организация ведения налогового учета и составления налоговой отчетности
Организация исчисления и уплаты взносов в государственные внебюджетные фонды, составления соответствующей отчетности
….
Необходимые умения Разрабатывать внутренние организационно-распорядительные документы, регламентирующие ведение налогового учета и составление налоговой отчетности и отчетности в государственные внебюджетные фонды
Распределять объемы работ между работниками
Необходимые знания Законодательство РФ о налогах и сборах, бухгалтерском учете, в области социального и медицинского страхования, пенсионного обеспечения, а также гражданское, таможенное, трудовое, валютное, бюджетное законодательство, законодательство, регулирующее административное и уголовное право в части ответственности за нарушения в сфере уплаты налогов и сборов; отраслевое законодательство в сфере деятельности экономического субъекта; практика применения указанного законодательства
Судебная практика по налогообложению

Реестр профстандартов Минтруда России 2017 года включает в себя порядка 966 документов, в которых перечислены основные квалификационные требования и трудовые функции работников. О том, где можно увидеть реестр профстандартов по профессиям 2017 года, что он включает и как его скачать, узнаете из статьи.

Реестр профстандартов Минтруда и перечень мероприятий по их разработке, утвержденный Правительством РФ

31.03.2014 распоряжением Правительства РФ № 487-р был утвержден комплексный план мероприятий, связанных с разработкой профстандартов, на 2014-2016 годы. В соответствии с этим документом Министерством труда РФ был издан приказ № 667н от 29.09. 2014 о ведении реестра профессиональных стандартов.

В документе обозначены ресурсы, на которых информация о принятых стандартах будет актуализироваться по мере их принятия, а также утверждена форма реестра стандартов. Кроме этого, законодатель обозначает сферы деятельности, для которых должны быть разработаны профстандарты. Всего таких сфер в приказе обозначено 40. В перечень утвержденных профстандарты включаются только после того, как в 10-дневный срок они будут получены из Минюста России со сведениями о государственной регистрации соответствующих приказов Минтруда РФ.

Где размещен перечень зарегистрированных Минюстом и утвержденных Минтрудом РФ профстандартов?

Как уже сказано выше, профессиональный стандарт разрабатывается и принимается соответствующим приказом Министерства труда РФ, после чего, чтобы документ вступил в силу, он должен пройти также процедуру регистрации в Министерстве юстиции РФ. Это обязательное правило, из которого нет исключений. Это означает, что перечень зарегистрированных в Минюсте профессиональных стандартов на сегодняшний день является официальным реестром профстандартов, принятых на территории РФ.

Для справки: проекты стандартов, которые Минтруд размещает в сети Интернет для ознакомления и внесения замечаний, юридической силы не имеют и необязательны для исполнения до тех пор, пока не будут приняты соответствующим приказом и зарегистрированы в Минюсте.

С 2016 года список профессиональных стандартов можно найти на официальном ресурсе этого министерства — profstandart.rosmintrud.ru. Список этот постоянно обновляется — реестр профессиональных стандартов Минтруда на 2017 год насчитывает уже около 966 документов, тогда как в 2016 года их количество равнялось 809.

Не знаете свои права?

С целью облегчения поиска нужных документов там используется программный комплекс, который так и называется — «Профессиональные стандарты» (работа с ним становится доступной после регистрации). Имеется на сайте программно-аппаратного комплекса и возможность подачи уведомления о разработке профстандарта (доступна также только зарегистрированным пользователям).

Кроме того, реестр профстандартов Минтруда России можно найти на сайте ФГБУ «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования» Минтруда России — vet-bc.ru. Для ознакомления пользователю необходимо зайти в раздел «Профессиональные стандарты» и выбрать там пункт «База профессиональных стандартов».

По состоянию на середину 2017 года реестр профстандартов насчитывает около 966 документов. К концу года планируется принятие еще порядка 200-300 стандартов.

О перечне утвержденных профессиональных стандартов по профессиям

Национальный реестр профессиональных стандартов, который входит в состав упомянутого выше программно-аппаратного комплекса «Профессиональные стандарты, включает в себя 2 подреестра: реестр профессиональных стандартов и реестр советов по профессиональным квалификациям. При выборе первого открывается список принятых профстандартов с разбиением по видам профессиональной деятельности. Для просмотра интересующего документа нужно выбрать соответствующий вид деятельности из списка представленных, кликнуть пункт левой кнопкой мыши и в открывшемся перечне найти нужный профстандарт.

Где можно скачать перечень профстандартов на 2017 год?

Самый актуальный перечень профессиональных стандартов 2017 года на официальном ресурсе Минтруда — profstandart.rosmintrud.ru, для чего нужно в блоке «Полезные документы» (в левой части страницы) найти пункт «Реестр профессиональных стандартов» и кликнуть по нему левой клавишей мыши. Далее остается только выбрать место сохранения документа и нажать кнопку «Скачать» или «Сохранить файл» (в зависимости от используемого вами браузера).

Примечательно, что реестр утвержденных профстандартов можно скачать в двух форматах — XML или CSV . Причем система дает возможность загрузить на компьютер не только весь реестр, но и любой профстандарт отдельно.

Примечание: предложение скачать реестр профстандартов Минтруда России 2017 года можно встретить и на многих других сайтах, однако там можно столкнуться с тем, что представленная база не будет актуальна и содержащаяся в ней информация будет попросту устаревшей. На официальных же ресурсах реестр актуализируется и изменяется по мере появления новых стандартов.

Какие профстандарты входят в число обязательных к применению с 1 июля 2016 года?

Несмотря на то что первые профстандарты были утверждены еще в 2013-2015 годах, с 01.07.2016 законодатель ввел обязательность применения положений документов для некоторых категорий профессий.

Определиться, обязательны ли к применению стандарты для конкретной организации, помогут две статьи ТК РФ:

  • ст. 195.3, в которой сказано, что стандарт должен быть использован в работе при установлении к квалификации работника требований законодателем (как, например, в случае с должностями, связанными с подземными работами);
  • ст. 57, которая предусматривает обязательность применения профстандарта для профессий, работа на которых предполагает наличие комплекса льгот или ограничений, налагаемых на работника.

В остальных случаях применение положений профстандартов производится исключительно по желанию работодателя.

Профессиональный стандарт педагога вот уже несколько лет становится центром внимания всей педагогической сферы российского общества. Однако применение новых стандартов воплотится в жизнь лишь только в 2017 году.

Введение профессионального стандарта педагога

Ожидается, что профессиональный стандарт деятельности педагога, с 1 января 2017 года , будет введён в действие, во всех учебных заведениях Российской Федерации. До этого апробацию по данному стандарту проходили лишь отдельные учебные заведения: школы, детские дошкольные, а также высшие учебные заведения, в которых был изменён курс обучения нового поколения , воспитателей и педагогов высшего звена с нацеленностью на новый профстандарт.

Из-за неукротимой тенденции подрастающего поколения к изменению процесса усваивания информации было принято решение об целесообразном изменении самой подачи современного знания детям всех возрастов начиная с самых первых дней пребывания в общественных организациях (детских садах) до их последнего года , гимназиях, лицеях и иных учебных заведения. Главной целью данной педагогической реформы стало выведение современного российского образования на более высокий уровень международного образца.

Внедрение новых профстандартов педагога

Для наиболее полной адаптации старой школы к новым стандартам образования было принято решение о внедрении новых стандартов, с 1 января 2017 г. ,не только к самому процессу обучения детей, но и к уровню подготовки преподавательского состава. Теперь при приёме на работу в то или иное учебное заведение, педагогам придётся доказать свою профпригодность, ровняясь на новый Профессиональный стандарт деятельности педагога 2017 года.

Увеличиться ли зарплата педагогов с 2017 года?

В связи с изменением требований к уровню образования, также претерпит изменения и материальная составляющая вопроса. Ожидается заметное увеличение заработной платы всем представителям педагогического звена на территории Российской Федерации.

Скачать профессиональный стандарт педагога (проект) от 12 февраля 2015 г., в формате PDF, вы можете по ссылке ниже:

Настоящий стандарт начал свою работу ещё в 2015 году на базе 21 стажировочной площадки по всей стране. По результатам, предоставленным лидерами данных областей, было выявлено значительное улучшение условий труда педагогов среднего общеобразовательного звена, уровня подготовки завершающих образование на том или ином этапе выпускающихся коллективов (как детских, так и взрослых), более высокие показатели ЕГЭ и иных проверочных тестов и экзаменов.

Время для адаптация к стандарту деятельности педагога

Согласно всем собранным данным было принято однозначное решение о внедрение Профессионального стандарта в 2017 году. Все учебные заведения получат как минимум полгода на адаптацию под новые стандарты, что не должно повлечь сильных изменений в бюрократической стороне вопроса.

По мнению некоторых людей, профессиональная деятельность большинства учителей заключается исключительно в проведении уроков да проверке тетрадок. На самом деле всё намного серьёзнее. На протяжении учебного года на плечи педагогических работников сваливается поистине титанический труд. Это относится как к рутинной ежедневной работе, так и творческим задаткам. Постоянство в этом плане касается бесконечных отчётов о проведённых уроков, составляемых на пару с другой, не менее надоедливой писаниной.

Ежегодно для всех работников педагогической сферы приходят разнообразные инструктивно-методические письма и директивы из министерства РФ, которыми впоследствии приходится руководствоваться. Новые сведения относительно учебного процесса в 2017 году уже составлены и даже успели облететь все города РФ. Оказывается, с 1 января 2017 года внедряется обновлённый профстандарт педагога. В нём собран перечень всех умений, знаний и навыков, которыми должен владеть хороший сотрудник образовательной сферы. Следует заметить, что отмеченные квалификации несут как профессиональный, так и личностный характер.

Профстандарты с 1 января 2017 года

Несмотря на то что отмеченные стандарты начнут действовать лишь с 2017 года, внедрение документа, в котором указан необходимый квалификационный уровень для учителей, стартовало ещё с июня 2016 года. На основании описанного нормативного акта в ближайшем будущем начнётся аттестация учителей с последующим присвоением определённой квалификации.

При помощи отмеченного нормативного акта министерство образования РФ решило детализировать знания и умения, которые должны присутствовать у любого педагогического работника. В профстандарте 2017 года описываются трудовые действия преподавателя, разделённые на модули по различным предметным отраслям.

Сразу после утверждения документа, началась его апробация, затронувшая 43 субъекта федерации. В них были созданы специальный стажировочные площадки на базе самого образовательного учреждения. По словам главы Минобрнауки Д. Ливанова, учителям не стоит бояться принятых нововведений, так как они начнут действовать исключительно после переподготовки всех представителей образовательной сферы.

Оказывается, внедрение нормативного акта было решено отложить на 24 месяца. По мнению чиновника, к нынешней процедуре апробации следует привлечь как можно больше воспитателей и практикующих педагогов. Правда, в процессе неплохо избежать «бумажной» волокиты и роста бюрократии. В завершение Литвинов подчеркнул, что оплата труда работников образовательного учреждения должна в первую очередь формируется на качестве выполнения всех требований отмеченного стандарта.

Структура ФГОС 2017

Основой профстандарта является система педагогической деятельности, состоящая из обучения, воспитания и
развития. В первых двух пунктах отражаются требования ФГОС к педагогу, который просто обязан на должном уровне знать свой предмет, а также владеть методическими техниками и приёмами, чтобы донести его к каждому ученику.

Самым сложным для работников образовательной сферы может показаться раздел развития. Согласно описанному пункту, самому педагогу, вместе с узкими специалистами (психологам и логопедом) придётся своевременно обнаруживать и правильно решать проблемы учащихся, круг которых является очень обширным. Вопросом в этом плане стаёт экономический кризис, в связи с которым приходится сокращать психологов, школьных врачей или дефектологов, чтобы оптимизировать штатное расписание с целью взыскания дополнительного финансирования для возможности увеличения зарплат учителям.

Для чего нужен новый профтандарт 2017 для педагога?

По мнению авторов сего документа, ему удастся увеличить заинтересованность преподавателей результатами своей профессиональной деятельности. В будущем году начнёт меняться принцип обучения и переподготовки кадров, чтобы описанная процедура соответствовала требования обновлённого нормативного документа. С 2017 года профтандарты будут применяться в качестве:

  • инструмента для роста качественного отечественного образования;
  • независимой единицы измерения квалификационного уровня всех педагогов;
  • фундаментальной основы трудового соглашения между руководством некого образовательного учреждения и самого учителя;
  • средства реализации новой стратегии развития сферы образования;
  • механизма, с помощью которого будет проводиться процесс набора «качественных» кадров для работы в организациях оглашённой сферы.

Министр образования подчеркнул, что оценка результатов педагогического труда должна в обязательном порядке учитывать достижения самих обучающихся. Правда, не стоит опираться исключительно на них. На деле каждый преподаватель занимается процессом обучения в реальных социально-экономических условиях с детьми, имеющие не только некие интеллектуальные задатки, но и психологические особенности. Получается, что для любого ученика важен его личный результат в рамках продвижения по намеченной образовательной траектории. Грамотную оценку подобным достижения способны предоставить лишь представители педагогического общества.

Новые обязанности современного учителя

Изменения в трудовом законодательстве РФ относительно профтандартов для педагогов, имеют 5 видов квалификации. Это набор особых требований к учителю, выдвигаемых на основании результативности и сложности решения, поставленных перед ним задач. К примеру, чтобы провести полноценную воспитательную работу, педагогу необходимо овладеть аж 18 умениями и навыками, тогда как для полноценного развития ученика их количество должно возрасти до 20. По мнению самих разработчиков, подобный перечень считается своеобразным ориентиром, на основании которого каждое отдельное учебное заведение планирует создавать собственную схему работы с учётом поставленных задач. При этом сами педагоги примеряют на себя роль неких социальных терапевтов, которым придётся найти в ученике психолого-педагогическую проблему.

Именно поэтому утверждённый на 2017 год профстандарат уделяет достаточно внимания работе учителя относительно выполнения инклюзивного образования, а также поддержке социально уязвимых и одарённых обучающихся. Отдельная тема разговора – владение ИКТ-компетентностью, дифференцируемой на три уровня:

  • общепедагогическая;
  • общепользовательская;
  • предметно-педагогическая.

Нынешний профессиональный стандарт для современного учителя наконец-то избавился от технократического подхода в анализе результата деятельности каждого отдельного педагога. Теперь в нём появился ряд положений, ориентированных на более гуманную оценку, отражающую профессиональный уровень компетенции. Например, учитывается готовность учителя работать с детьми, владеющими разной степенью развития.

Проблемы по внедрению нового профстандарта

По мнению опытных педагогических сотрудников, современные учебные заведения не владеют необходимыми условиями для выполнения всех требований принятого нормативного акта. Главной проблемой в этом случае выступает недостаточная материальная база, и также большой дефицит узких специалистов: психологов, тьюторов, дефектологов.

Перед тем как ввести профтандарт и начать оценивать педагогов в соответствии с новыми критериями, следует позаботиться о создании доступной среды для всех учеников. Как бы прискорбно это ни звучало, но сюда следует отнести специальные подъезды к учебному заведению, оборудования пандусов, мест в столовой или туалетах. Ведь пока педагогам приходится вертеться сразу на двух ставках, и выделять при этом время для индивидуального подхода к каждому отдельному ребёнку просто невозможно.