Биография министра образования рф филиппова в м. Владимир Михайлович Филиппов: биография. Как развивается российско-китайское сотрудничество в сфере образования: интервью с Людмилой Огородовой

Запомнился реформой образования по западному образцу.

Биография

Министр образования РФ с сентября 1998 г.; родился в 1951 г. в г. Урюпинске Волгоградской области; окончил Университет дружбы народов (УДН) им. Патриса Лумумбы по специальности "математика" в 1973 г., имеет также диплом переводчика с французского языка, доктор физико-математических наук, профессор; работал ассистентом кафедры высшей математики, начальником научного управления УДН, заведующим кафедрой математического анализа, деканом факультета физико-математических и естественных наук; 1993-1998 - ректор Российского университета дружбы народов; впервые занял пост министра в правительстве Е. Примакова и вновь утверждался на эту должность при формировании кабинетов С. Степашина в мае 1999 г., В. Путина в августе 1999 г., М. Касьянова в мае 2000 г.; известный специалист в области дифференциальных уравнений и функционального анализа; автор более 120 опубликованных научных работ, в том числе трёх монографий, первые две из которых сразу после их выхода переведены и переизданы в США Американским математическим обществом; академик Международной академии наук высшей школы, Российской академии естественных наук, Международной академии информатизации; вице-президент Евразийской Ассоциации университетов, член экспертной группы Совета Европы и ЮНЕСКО по высшему образованию в Европе (занимается вопросами признания дипломов российских вузов в Европе); награжден орденом Дружбы, почетным знаком РАЕН "За заслуги в развитии науки и экономики"; кавалером ордена Почетного легиона Франции (2002, за вклад в сотрудничество в области образования между Россией и Францией); женат, имеет сына и дочь.

Владеет английским и французским языками.

Семья

Жена Владимира Михайловича, выпускница Политехнического института, работает школьным учителем. Сын и дочь окончили экономический факультет РУДН. Дочь Ирена Понарошку работает ведущей на MTV .

Награды, почётные звания и должности

  • Орден Дружбы (1995)
  • Медаль «В память 850-летия Москвы» (1997)
  • Благодарности Президента Российской Федерации (1999, 2003)
  • Орден «Коммандора» (Бельгия), (1999)
  • Премия Президента Российской Федерации в области образования (2001)
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2001)
  • Кавалер ордена Почётного легиона (Франция , 2002)
  • Орден «Святого благоверного Князя Даниила Московского» (2002)
  • Медаль «За заслуги в социально-трудовой сфере Российской Федерации» (2002)
  • Орден Короны (Бельгия) (2003)
  • Медаль «За заслуги в развитии Олимпийского дивижения в России» (2003)
  • Медаль «За укрепление боевого содружества» (2003)
  • Орден Франциска Пауло Сантандер (Колумбия) (2008)
  • В 1996 году награждён Почётным знаком Российской академии естественных наук «3а заслуги в развитии науки и экономики»;
  • 2 сентября 2004 года В. М. Филиппову присуждён Знак отличия «За заслуги перед Томской областью» - за большой личный вклад в подготовку и проведение празднования 400-летия города Томска.
  • Академик Международной академии наук высшей школы (1994).
  • Академик Российской академии естественных наук (1994).
  • Академик Международной академии информатизации (1994).
  • Вице-президент Евразийской ассоциации университетов.
  • Вице-президент Ассоциации российских вузов.
  • Член экспертной группы Совета Европы и ЮНЕСКО по признанию документов о высшем образовании в Европе.
  • Член правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом.
  • Член попечительского совета Фонда поддержки соотечественников за рубежом «Россияне».
  • Почетный доктор Томского государственного университета

Ректор РУДН, доктор физико-математических наук, профессор, академик Российской академии образования.

Филиппов Владимир Михайлович

Доктор физико-математических наук, профессор, академик Российской академии образования. Ректор РУДН.

Образование

Высшее, специальность – «Математика. Преподавание математики в высших и средних учебных заведениях», Университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы, 1973 г., с отличием

Аспирантура УДН им. П.Лумумбы в 1975 г.

Профессиональная деятельность

1976-79 гг. – Председатель Совета молодых ученых Университета.

1979-80 гг. – ассистент кафедры высшей математики Университета.

1980-87 гг. – начальник Научного управления Университета.

1983-84 гг. – командировка для научной работы в области математики в Свободном Университете Брюсселя (Бельгия).

1985-2000 гг. – заведующий кафедрой математического анализа Российского университета дружбы народов (РУДН).

1989-1993 гг. – декан факультета физико-математических и естественных наук РУДН.

1993-1998 гг. – ректор Российского университета дружбы народов и одновременно (с 2000 г. – настоящее время) – заведующий кафедрой сравнительной образовательной политики РУДН.

1998-2004 гг. – Министр образования Российской Федерации, в составе четырех Правительств.

2004-2005 гг. – помощник Председателя Правительства Российской Федерации.

2005 г. – настоящее время – ректор РУДН.

Научная деятельность

В 1980 году защитил кандидатскую, а в 1986 году – докторскую диссертацию в Математическом институте им. В.А. Стеклова Российской академии наук, по специальности «математический анализ».

Присвоено ученое звание «профессор по кафедре математического анализа» в 1987 году.

В 2001 году избран членом-корреспондентом, в 2003 году – действительным членом - академиком, и в 2004 году – членом Президиума Российской академии образования.

Член ВАК – Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации.

В 2003 году избран Иностранным членом Академии педагогических наук Украины.

Общественная деятельность

Дважды избирался депутатом Моссовета (1987–1993 гг.); был председателем постоянной комиссии Моссовета по межнациональным отношениям – членом Президиума Моссовета.

Президент Международного Оргкомитета ЮНЕСКО по проведению Всемирной конференции по высшему образованию (избран в сентябре 2006г.);

Вице-президент Евразийской Ассоциации Университетов.

Член Президиума Совета ректоров вузов Москвы и Московской области.

Член Управляющего совета Института информационных технологий в образовании (ЮНЕСКО).

Член Наблюдательного совета СЕРЕS – Европейского центра высшего образования ЮНЕСКО (Бухарест, Румыния).

Основные направления исследований :

- в математике:

Вариационные методы;

Непотенциальные операторы;

Обратные задачи вариационного исчисления;

- в области образования :

Менеджмент высшего профессионального образования;

Сравнительная образовательная политика.

Глобализация и интернационализация в высшем образовании;

Награды

    орден Дружбы (1995 г.);

    медаль «В честь 850-летия г. Москвы» (1997 г.);

    благодарности Президента Российской Федерации (1999, 2003 гг.);

    орден «Коммандора» (Бельгия), (1999 г.);

    премия Президента Российской Федерации в области образования (2001 г.);

    орден «За заслуги перед Отечеством IV степени» (2001 г.);

    орден «Почетного Легиона» (Франция), (2002 г.);

    орден «Святого благоверного Князя Даниила Московского» (2002 г.);

    медаль «За заслуги в социально-трудовой сфере Российской Федерации» (2002 г.);

    орден «Короны Короля» (Бельгия), (2003 г.),

    медаль «За заслуги в развитии Олимпийского движения в России» (2003 г.);

    медаль «За укрепление боевого содружества» (2003 г.);

    орден Франциска Пауло Сантандер (Колумбия) (2008 г.);

    а также ряд других медалей, премий и наград отраслевых министерств и ведомств и субъектов Российской Федерации.

Владеет французским и английским языками. Женат, имеет 2 детей.

Область научных исследований: инновационная деятельность в сфере образования

Тема диссертации: «Квазиклассические решения ОЗВИ в неэйлеровых классах функционалов и функциональных пространствах»

Публикации РУДН

База данных УНИ Российского университета дружбы народов
Научные работы, опубликованные сотрудниками РУДН


Подразделение: Другие подразделения РУДН
Каф/отд/лаб:
Ректорат

(Период выборки: 2000 - 2007)

Filippov V.M., Savchin V.M.

Название:

On the inverse problem of the calculus of variations (IPCV) for functional partial differential equations

М.: Физматлит

Страницы:

Примечание:

Функциональные пространства. Дифференциальные операторы. Проблемы математического образования. Тезисы докладов. " 2-я Международная конференция, посвящённая 80-летию Л.Д.Кудрявцева

Мусаев В.К., Филиппов В.М., Кузькина Т.П., Киревнина Е.И., Золотова С.И.

Название:

Метод конечных элементов в задачах об ударе самолета о систему "Защитная оболочка реакторного отделения-фундамент-основание" атомной станции

Троицк: Байтик

Страницы:

Примечание:

Мусаев В.К., Филиппов В.М., Кузькина Т.П., Щесняк Е.Л.

Название:

Троицк: Байтик

Страницы:

Примечание:

Материалы XI Международной конференции "Применение новых технологий в образовании"

Мусаев В.К., Филиппов В.М., Щесняк Е.Л.

Название:

Распространение упругих волн в подкрепленном круглом отверстии, находящемся под водной и грунтовой средой

Страницы:

Примечание:

Оценка и управление природными рисками. Материалы Общероссийской конференции "РИСК -2000"

Мусаев В.К., Филиппов В.М., Щесняк Е.Л., Кузькина Т.П.

Название:

Численное моделирование распространения волн в многофазовой среде

Троицк: Байтик

Страницы:

Примечание:

Материалы XI Международной конференции "Применение новых технологий в образовании"

Филиппов В.М.

Название:

Construction of extremal vatiational principles in non-culer functional classes for PDEs of second order with nonpotentional operators

Физика элементарных частиц и атомного ядра, т.31, вып. 7А

Страницы:

Филиппов В.М.

Название:

Актуальные проблемы развития российской системы образования

Телекоммуникации и информатизация образования", №1

Страницы:

Филиппов В.М.

Название:

Высшая школа России перед вызовами ХХI века

Высшее образование в России, №1

Страницы:

Филиппов В.М.

Название:

Федеральный справочник. Январь-июнь 2000 г.

Страницы:

Филиппов В.М. и др.

Название:

О распространении упруговязкопластических волн в областях сложной формы

Троицк, Байтик

Страницы:

Примечание:

ХI международная конференция "Применение новых технологий в образовании"

Филиппов В.М. и др.

Название:

Открытое образование - статегия ХХI века для России

Москва, МЭСИ

Страницы:

Примечание:

Под общей редакцией В.М. Филиппова и В.П. Тихомирова

Филиппов В.М. и др.

Название:

Численное моделирование распространения воли в многообразной среде

Троицк, Байтик

Страницы:

Примечание:

ХI Международная конференция "Применение новых технологий в образовании"

Филиппов В.М., Михайлова С.Р., Яке Гондо

Название:

Construction of variational factors for quasilinear second order partial differential equations

Computer Phisics Communication, 126

Страницы:

Название:

Компьютерное моделирование экологических проблем в задаче о концентрации аварийных выбросов жидких углеводородов

Страницы:

Примечание:

Материалы VIII Международной конференции: Проблемы управления безопасностью сложных систем

Филиппов В.М., Мусаев В.К., Щесняк Е.Л.

Название:

Математическое моделирование экологических аспектов в задачах об аварийных выбросах в водные среды

М.: Ноосфера

Страницы:

Примечание:

Научно-практическая конференция "экологические аспекты энергетической стратегии как фактор учтойчивого развития России"

Филиппов В.М.

Название:

О национальной доктрине развития образования в России

Известия вузов, раздел "Общественные науки", №2

Страницы:

Мухарлямов Р.Г., Веретенников В.Г., Мухаметзянов И.А., Румянцев В.В., Савчин В.М., Филиппов В.М., Шестаков А.А.

Название:

Люди науки. Абдельхак Сафиуллович Галиуллин.

Дифференциальные уравнения, т.36, №3.

Страницы:

Савчин В.М., Филиппов В.М. и др.

Название:

Абдельхак Сафиулович Галиуллин

Дифференциальные уравнения т.36, №3.

Страницы:

Филиппов В.М. и др.

Название:

Концепция естественнонаучного образования гуманитариев и проблемы ее реализации

Вестник РУДН. Серия "Фундаментальное естественнонаучное образование", №5

Страницы:

Филиппов В.М., Гонго Яке

Название:

Условия потенциальности оператора линейных эволюционных уравнений с высшими производными

Страницы:

Примечание:

XXXVI Всероссийская научная конференция 22-26 мая 2000г. Тезисы докладов. Математические секции.

Savchim V.M., Filippov V.M.

Название:

Construction of variationales principles for evolution problems

Страницы:

Примечание:

International conference dedicated to M.A. Lautentiev on the occasion of his birthday centenary. Institute of Mathematics. Kiev. 31 okt - 1 nov. 2000.

Филиппов В.М.

Название:

Федеральный справочник. Июль-декабрь 2000 г.

Страницы:

Филиппов В.М.

Название:

О состоянии и перспективах развития системы образования в России

Информационный бюллетень "Мир образования", № 1

Страницы:

Филиппов В.М., Мусаев В.К., Севастьянов Л.А., Сидоренко С.Н.

Название:

Моделирование распространения взрывных волн и воздушной, водной и грунтовой средах

Страницы:

Примечание:

Тезисы докладов XXXVII Всероссийской научной конференции по проблемам физики, химии, математики, информатики и методики преподавания. Физические секции

Филиппов В.М.

Название:

Развитие образования в России в новом веке: традиции, реалии и идеалы

Университетская книга, № 2

Страницы:

Филиппов В.М., Гондо Яке

Название:

Исследование вариационности одной эволюционной системы ДУЧП

Страницы:

Примечание:

XXXVII Всероссийская научная конференция по проблемам физики, химии, математики и методики преподавания, 22-26 мая 2001г. Математические секции. Тезисы докладов.

Филиппов В.М.

Название:

Федеральный справочник "Образование в России", выпуск № 9

Страницы:

Примечание:

Статьи в справочнике

Filippov V.

Название:

The Transformation path taken by Russian higher education

Paris (France), Ed. Stamenka Uvalic-Trumbic Published.-Economica: UNESCO Publishing

Страницы:

Примечание:

Globalization and the Market in Higher Education. Quality, Accreditation and Qualification

Филиппов В.М.

Название:

Модернизация российского образования: обновление школы. Единые государственные экзамены: правда и домыслы

Страницы:

Филиппов В.М.

Название:

Модернизация российского образования: ответы Министра образования на ваши вопросы

Страницы:

Филиппов В.М.

Название:

Государство и образование

Высшее образование сегодня, № 10

Страницы:

Филиппов В.М.

Название:

Инновационная деятельность в сфере образования и науки - приоритетное направление политики Министерства образования Российской Федерации

Инновации, № 1

Страницы:

Филиппов В.М.

Название:

Модернизация российского образования

Вестник образования. Тематическое приложение № 1

Страницы:

Филиппов В.М. и др.

Название:

Федеральный справочник "Образование в России", специальный выпуск №2

Страницы:

Примечание:

Статьи в справочнике: "Модернизация Российского образования", "На рубеже веков".

Чистохвалов В.Н., Филиппов В.М.

Название:

Российское высшее образование: на пути перемен

Вестник РУДН. Серия "Философия", № 2

Страницы:

Филиппов В.М.

Название:

Задачи модернизации образования на современном этапе

Высшее образование сегодня, № 3

Страницы:

Филиппов В.М.

Название:

Обновлять образование на благо будущих поколений

Страницы:

Филиппов В.М.

Название:

Реформа образования

Вестник Российского философского общества, № 1 (33)

Страницы:

Филиппов В.М.

Название:

Управление в высшей школе: опыт, тенденции, перспективы

М.: Изд-во "Логос"

Страницы:

Примечание:

Аналитический доклад

Филиппов В.М.

Название:

Решая одни проблемы, реформы всегда создают другие

Высшее образование сегодня, № 2

Страницы:

Филиппов В.М., Чистохвалов В.Н, Сенашенко В.С., Долженко О.В., Богословская О.В, Насонкин В.В., Ткач Г.Ф., Жалнина Н.В.

Название:

Программы учебных курсов. Направление 52500 "Менеджмент. Магистерская специализация "Менеджмент высшего образования"

Страницы:

Филиппов В.М.

Название:

Дружба по интересам

Дружба (газета), № 41 (855)

Страницы:

Филиппов В.М.

Название:

The Cultural Heritage and Academic Values of European University and the Attractiveness of the Europian Higher Education Area

Рим, Ватикан

Страницы:

Примечание:

Доклад на конференции "Совет Европы"

Филиппов В.М. и др.

Название:

Квалификации зарубежных стран, дающие доступ к высшему образованию в Российской Федерации

М.: Рособрнадзор

Страницы:

Об этом рассуждает министр образования РФ в 1998 −2004 годах, председатель Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки, ректор Российского университета дружбы народов, академик РАО Владимир Филиппов .

Экран вместо профессора

Юлия Борта, «АиФ»: — Владимир Михайлович, ведущие университеты начали отказываться от обычных лекций в пользу онлайн-курсов через интернет. Но ведь мы уже много лет боремся с неэффективными вузами и филиалами, которые заочно учат всему, а на деле ничему... Не выйдет ли то же самое?

Владимир Филиппов : — В цифровой экономике от использования информационных технологий в образовании никуда не деться. Есть дисциплины, перевод которых «в цифру» открывает больше возможностей для самообразования. Например, курсы по истории России, философии можно дополнить видеоматериалами о каждом историческом деятеле, философе, фильмами о них, тут же посмотреть их, и многое другое. На лекции столько дать невозможно. Но полностью заменить онлайн-курсами обычные лекции и семинары в аудитории не получится. В законе «Об образовании в РФ» сказано, что образование — это целенаправленный процесс воспитания и обучения. Причем воспитание на первом месте. Воспитать медика, педагога невозможно без личного контакта преподавателя и студента. Директор Курчатовского института профессор Михаил Ковальчук мне говорил, что даже воспитание физика и инженера по духу — совершенное разное.

Нужно избегать крайностей. В Советском Союзе, когда начали внедрять технические средства обучения, появилась такая шутка. Преподаватель как-то приходит к студентам и говорит: «Ну что я вам одно и то же читаю из года в год? Я записал на магнитофон всю лекцию». Включил и ушел. А когда через 1,5 часа вернулся, ни одного студента в аудитории нет, а вокруг магнитофона лежат диктофоны.

— Допустим, профессор записал онлайн-курс по своему предмету, студенты могут его посмотреть заочно, ни первый, ни вторые в вузе не появляются. Всем удобно, но как обеспечить качество?

— Недавно у нас выступал Филип Альтбах , один из ведущих специалистов в мире в области высшего образования, электронных технологий обучения, глобальных университетов и т.д. Так вот когда его попросили рассказать про один онлайн-университет в США, в котором учились 300 тыс. студентов, он признался, что этот бизнес-проект провалился. Они хотели заработать за счёт массовости, но не смогли обеспечить качество обучения (а работодатель сегодня смотрит на компетенции специалиста, а не на его «корочки»), дискредитировали себя и вынуждены были продать бизнес другой компании, которая реализует полудистанционное обучение. В итоге осталось всего 70 тыс. студентов.

Профессор американского Массачусетского технологического университета (один из лучших вузов мира, всегда входит в тройку лидеров самых престижных рейтингов — Ред.) выступая недавно в РУДН, отметил: онлайн-курс окупается, если на него записались минимум 10 тыс. человек. Мы радуемся, если на наши онлайн-курсы записалась хотя бы тысяча. Но главное — чтобы работать с этими 10 тыс. студентов дистанционно (отвечать на вопросы, проверять задания и т.д.), ему приходится содержать штат 8 помощников плюс к профессору. Только на одну дисциплину.

Если мы хотим бороться с обманом, коррупцией, надо разработать кампанию, поставить задачу перед всеми учителями страны, чтобы отучить от списывания, предусмотреть серьёзное наказание.

— Выходит, качественные онлайн-курсы могут быть только платными?

— На данном этапе — да. Однако со временем вузы в рамках создания сетевых университетов будут договариваться между собой, что своим студентам свои курсы они предлагают бесплатно. Более того, на Западе сейчас продвигается идея открытых образовательных ресурсов (OpenEducationalResources — OER). Её главный идеолог — сэр Даниэль , бывший замгендиректора ЮНЕСКО , создатель первого в мире Открытого университета Великобритании (OpenUniversityofGreatBritain), в котором ещё 20 лет назад дистанционно обучалось 200 тыс. студентов по всему миру. Смысл идеи OERв такой: договориться с правительствами разных стран о том, что если профессор или учитель школы, работая в госучреждении, создаёт за бюджетные деньги электронный образовательный ресурс, то обязан разместить его в открытом доступе для всех. Получилась бы такая база данных учебных ресурсов преподавателей со всего мира. Но, к сожалению, пока не до конца решена проблема авторских прав.

— Это похоже на Московскую электронную школу, где учителя выкладывают сценарии уроков.

— Да, принцип тот же.

— Несколько лет назад страну сотрясали скандалы, связанные со списанными диссертациями — то у одного политика или чиновника их найдут, то у другого... Сейчас тишина. Все честными стали?

— Мы продолжаем проверять всех, кто защитился после 2011 года — к сожалению, по истечении 10 лет лишить научного звания уже нельзя. Все 5,5 лет, что я работаю председателем ВАК, мы каждый месяц лишаем степени доктора или кандидата наук по 5-10 человек. Только в прошедшем сентябре на президиуме ВАК по гуманитарным наукам сразу 12 человек лишись степени или получили отказ в её присвоении. Сейчас трём ректорам университетов грозит лишение научной степени. Многие стали серьёзно бояться подавать лже-диссертации. В 2013 году было принято решение публиковать в открытом доступе на сайте ВАК сроком на 10 лет фамилии не только тех, кого лишили степени, но и их научных руководителей, оппонентов, ведущую организацию. Так теперь люди стали жаловаться, что не могут найти оппонентов, ведущую организацию. Никто не хочет на 10 лет оказаться в «чёрном» списке.

Почему наши вузы сейчас проигрывают в мировых рейтингах? Один из главных критериев оценки - уровень научных исследований. В Англии, США все ведущие научные лаборатории (даже сверхсекретная Лос-Аламос, где ведутся ядерные разработки!) числятся в структуре университетов.

Но решать проблему нужно шире. Вот аспиранты нам говорят: интересно, в магистратуре курсовые можно было списывать, а в аспирантуре диссертацию нельзя. Почему? Потом мы приходим к магистрантам, внушаем: нельзя, мы ваши диссертации магистерские пропускаем на антиплагиат. А нам отвечают: интересно, а почему в бакалавриате было можно списывать, а в магистратуре нельзя? И вот так возвращаясь к 1 классу школы. У нас, к сожалению, дух в школе такой, что вот если ты отличник и не дашь кому-то списать, то ты «нехороший человек». И тебя позорят твои же друзья.

Как-то меня пригласили на телепередачу, посвящённую проблеме списывания на ЕГЭ. Так вот там выпускник РУДН, известный певец Пьер Нарцисс , меня, действующего министра образования, крепко приложил. Он сказал тогда: «Вы знаете, у нас в Камеруне если на ЕГЭ (аналог французской системы госэкзаменов) поймают того, кто списывает, то по национальному ТВ на всю страну позорят и папу, и маму». Вот где Камерун, и где Россия. Но там с 1 класса воспитывают так, что списывать нельзя категорически. И иностранные студенты, приезжая в наш университет, поначалу удивляются: как можно вообще списывать? Но это тот самый случай, когда они очень быстро учатся. Поэтому если мы хотим бороться с обманом, коррупцией, надо разработать кампанию, поставить задачу перед всеми учителями страны, чтобы отучить от списывания, предусмотреть серьёзное наказание. Поздно делать это на 2-3 курсе университета.

— Объявили, что программа по поддержке вузов для вхождения в ведущие мировые рейтинги продолжится. А какая нам польза с этого?

— Мы сейчас живем в таком открытом информационном мире, что вынуждены сравнивать — что лучше, что хуже. В какую школу пойти, в какой вуз? И одно дело — слушать мнение знакомых или соседей. И совсем другое, когда кто-то учебные заведения уже сравнил, ранжировал по внешним критериям. А будучи в рейтингах, вуз привлекает больше хороших студентов, а значит и финансов.

Сейчас в мире 23 тыс. вузов. А в рейтинги входит только 600, то есть менее 4%. И конечно, недовольство в мире такими рейтингами растет. Каждый предлагает создать свои. Это как в футболе. Не умеем играть, ну так что, нам свои правила придумать? Давайте клюшки дадим футболистам, тогда они, может, начнут выигрывать что-то. Почему наши вузы сейчас проигрывают в мировых рейтингах? Один из главных критериев оценки — уровень научных исследований. В Англии, США все ведущие научные лаборатории (даже сверхсекретная Лос-Аламос, где ведутся ядерные разработки!) числятся в структуре университетов. И все научные открытия, публикации идут в копилку этим вузам. Более того, на Западе крупные университеты имеют по 50-100 тыс. студентов. А у нас в самом крупном МГУ — всего 45 тыс. В России же от вузов отделены всевозможные отраслевые НИИ, которые всегда традиционно занимались наукой, — медицинские, пищевые, транспортные и т.д. Эту систему надо менять.

К 2020 году не меньше 5 российских вузов должны оказаться в топ-100 мирового рейтинга (пока там только МГУ — Ред.). Сейчас в проекте участвует и получают господдержку 21 университет. Предлагается расширить программу за счёт включения лучших отраслевых институтов и отобрать те вузы, в которых действительно есть наука.

Охота за мозгами

— Профессор одного из ведущих вузов говорил мне, что наши студенты после 2-3 курса начинают сильно проигрывать западным. Почему так?

— Ситуация неоднозначна. Сейчас все развитые страны стремятся развивать STEM-образование. Это начальные буквы английских слов «наука — технологии — инженерия — математика» (science — technology — engineering — mathematics). Предметы в школе, программы вузов подбираются исходя из этого подхода. Американцы, французы, немцы, все хотят быть прогрессивными в STEM. Они понимают, что без этого можно отстать в экономике, вооружениях и т.д. Россия пока удерживает здесь неплохие позиции в математике, а вот в инженерии существенно отстаёт. Потому что отстали еще и технологии, которые остались со времён Советского Союза. Помню, когда к бывшему министру образованию Андрею Александровичу Фурсенко (сейчас помощник президент РФ — Ред.) пристали с вопросом, почему у нас плохие инженеры выпускаются, он ответил: «Наши выпускники-инженеры не хуже, чем наши автомобили».

Почему мы теряем в качестве образования на старших курсах и в магистратуре? Мы меньше требуем от студентов самостоятельности и креативности. У нас ведь как: если студент 17 лекций за семестр послушал, выучил, пришел на экзамен и по этим лекциям сдал, то получает «пятёрки». Такого в принципе не может быть в западных университетах. Лекции — это десятая часть того, что ты должен был сам освоить. И даже на «тройку» надо пахать, много заниматься самостоятельно. У нас же все студенты знают, что если лекции посещал, то уж «тройки»-то им точно поставят и диплом дадут. Ну и плюс к тому — практика слабовата. Раньше государственные предприятия обязаны были принимать студентов на практику. Теперь частный бизнес не хочет этим заниматься и тратить время на их обучение.

— Сейчас стипендии таковы, что прожить на них нельзя. Молодые люди из небогатых семей из регионов лишаются возможности получить качественное высшее образование в столичных городах.

— Когда мы вводили ЕГЭ, то рассуждали с точки зрения министерства образования: задать механизм, чтобы дети из отдалённых регионов могли поступать в лучшие столичные вузы, не выезжая из своих регионов, причём могли подавать документы сразу в несколько университетов. Эту задачу решили. Встала следующая проблема — материальное обеспечение этих студентов, чтобы они могли жить в больших городах. В западных университетах 90% студентов живут вне общежития. Они арендуют жилье. У нас пока рынка свободного жилья нет или оно дорогое. Поэтому проблема строительства общежитий стоит остро.

Как решается проблема во многих странах мира? Строительством больших студгородков, где расположены различные вузы и общежития. Например, в каждом областном городе можно объединить все «местные» вузы (везде есть педагогический институт, медицинский, технический и т.д., и в каждом своя кафедра философии, химии и пр.) в один большой университет, построить за городом огромный кампус для них. Причем это может быть бизнес-проект, потому что здания, как правило — хорошие, которые они занимают сейчас в центре города, можно отдать инвестору. Но, к сожалению, не решен вопрос межведомственного взаимодействия. Ведомства не хотят отдавать свои вузы. Вот эта местечковость очень мешает нам в продвижении в рейтингах и решении проблемы жилья.

Но, кстати, сейчас многие ведущие вузы, чтобы привлечь лучших студентов, вводят дополнительные стипендии за счёт собственных средств. Например, у нас в РУДН это 15 тыс. рублей.

— В новом нацпроекте «Образование» есть цель увеличить в 2-3 раза число иностранных студентов в российских вузах в ближайшие 6-7 лет. А 5% из них трудоустроить в российских компаниях. Разве у нас лишние рабочие места есть, которые мы своим предложить не можем?

— Начну издалека. Мы критикуем марксизм-ленинизм. Но надо помнить, что Маркс и Ленин были экономистами. И Ленин предсказал две вещи, которые уже сбылись. Первое — что в Европе неминуем процесс стирания границ, создания единой валюты и образование новой структуры Соединённые Штаты Европы (по сути нынешнее ЕС). Второе — в борьбе между капитализмом и социализмом победит тот, у кого выше производительность труда. А она связана с конкуренцией. Плохо работаешь — тебя заменят другим. А у нас при социализме был принцип: все должны иметь рабочее место, числиться где-то. Безработицы не должно быть в Советском Союзе. А ведь определённый процент безработицы необходим, это стимулирует людей к самообразованию, развитию. Кто победил? Капитализм. В основе развала лежал прежде всего кризис экономики. Советский Союз проиграл в экономическом соревновании.

Конечно, государство не должно бросать людей, которые проиграли в конкуренции за рабочие места в столице. Создавать другие возможности. Скажем, не хочешь быть безработным бомжом — вот тебе гектар на Дальнем Востоке, поезжай и работай.

Среди наших выпускников — больше ста тысяч иностранцев. И среди них наверняка были талантливые физики, химики, математики. И где они сейчас? Во Франции и Германии, Италии — сейчас там созданы целые ассоциации выпускников РУДН, при том что студентов из этих стран у нас никогда не было. Они не вернулись к себе в Африку! И мы в итоге за российские деньги кормили Запад, потому что Россия, Советский Союз не создали им условия работать здесь и применять свои таланты на благо нашей страны. Надо сделать очень многое в этом направлении, начиная с восприятия общества, что с тобой рядом может работать, скажем, африканский врач или преподаватель.

— Какие профессии будут востребованы в будущем больше всего? Программисты?

— Не думаю, что будут сильнее других востребованы «чистые» программисты. В большей степени будут нужны профессионалы, владеющие информационными технологиями каждый в своей профессии. Например, медик, учитель, химик, инженер, разбирающийся в информационных технологиях и умеющий их применить.

На чем делает и куда выводит деньги руководство РУДН

Ростислав Пляхин

Громкий скандал, разразившийся в Российском университете дружбы народов в конце марта, до сих пор не утихает. Ректор РУДН Владимир Филиппов, правда, заявил РИА «Новости», что противостояние вузовской администрации и студентов разрешилось в пользу последних. Но пострадавших в некрасивой истории предложенная ректором «мировая» не устроила. Добиваясь полноценного расследования попытки мошенничества, они даже написали открытое письмо Президенту России. И теперь ждут реакции.

А на Владимира Филиппова, тем временем, навалились иные заботы. Он сегодня неустанно трудится над переводом ВУЗа из статуса государственного в статус автономного учреждения. В обоснование целесообразности такой метаморфозы главный бухгалтер РУДН В.А. Зорин сочинил весьма содержательную служебную записку. В ней главбух излагает все преимущества, которые откроет перед вузом новый статус. Это и возможность обходить знаменитый ФЗ-94 о госзакупках. И упрощенные договорные отношения с нанимаемыми на работу сотрудниками: их можно не брать в штат и не платить отпускных. И более тесное сотрудничество с зарубежными университетами, которые нынче часто пугаются российской бюрократической машины. В общем, резюмирует главбух, организационно-правовая форма бюджетного учреждения находится в явном противоречии с высокой миссией РУДН. И пора положение исправить. А что до рисков, которые таит в себе автономный статус, так на то есть репутация ректора и его «влияние в эшелонах власти». Они-то и спасут от любых форс-мажоров.

Служебная записка Зорина, разошедшаяся большим тиражом среди членов Ученого совета, написана на имя самого ректора. Дескать, может, руководитель чего-то не знал или о чем-то запамятовал - так вот вам, Владимир Михайлович, напоминание. На самом деле, все г-н Филиппов знает и про все помнит. И не хуже своего главбуха понимает, что статус автономного учреждения - это прежде всего возможность до окончания полномочий раздать как можно больше площадей в аренду аффилированным организациям на длительные сроки в максимально комфортных условиях без так надоевшего ФЗ-94. Карманный Ученый совет, кстати, уже проголосовал «за».

После выхода статьи «Ректор Филиппов и его «темы» главный герой публикации и его правая рука первый проректор Евгений Щесняк запаниковали. Владимиру Филиппову даже пришлось оправдываться перед замминистра образования Маратом Камболовым - в том числе и за то, что светлое имя чиновника было упомянуто в тексте. Но, видимо, сеанс покаяний прошел успешно: никаких мер по проверке хозяйственной деятельности вуза от Камболова не последовало. Как не последовало телодвижений и от состоящего при РУДН «на кормлении» начальника УВД по ЮЗАО Андрея Пучкова. Несмотря на то, что в публикации рассказывалось о целом букете правонарушений и просто преступлений, совершаемых в стенах университета. Генерал не стал ворошить дружественный муравейник, а занялся поисками источников утечки информации - это важнее.

Однако в унисон с Пучковым почему-то безмолвствует и прокуратура. Неужели прокуроры округа и района уже получили свое и отрабатывают «тишину»? Доказывая в очередной раз, что все разговоры с высоких трибун о борьбе с коррупцией не стоят ничего… Тогда, может быть, РУДН, де-факто живущий вне российского правового поля, надо просто и де-юре признать отдельным государством?

В изобличающем репортаже о РУДН, прогремевшем на первом канале 17 апреля, советник Министра образования и науки говорил о мерах по результатам проводимой в университете проверки. Вот только не было никакой проверки, а чиновник откровенно лгал. Да и в самом деле, за что же корить ректора, если с его же, ректора, слов «всего» 15-20 программ (около 2000 человек ежегодно) из 1200 не подпадают под лицензию. Ну и что, что врачи, подумаешь… Для Владимира Филиппова важно чтобы в РУДН не учились врачи из Баден-Бадена. Ведь исключительно там он поддерживает свое здоровье.

Баден-Баден - курорт дорогой. Но ректор Филиппов умеет зарабатывать. Например, он научился извлекать профит из назначений на должности подчиненных. К примеру, Александр Бедрин, бывший директор нашумевшего Института дополнительного профессионального образования РУДН был назначен на должность только после внесения в пользу РУДН «пожертвования» в размере 500 тысяч рублей.

Но полумиллиона Филиппову показалось мало. Через одного из своих доверенных людей - проректора Е. Сженова - ректор потребовал с Бедрина еще 1 млн. рублей наличными. (Сженов в ту пору был проректором РУДН по дополнительному образованию. Именно он организовал в РУДН систему ДПО таким образом, что сейчас возбуждено уголовное дело по факту мошенничества.) Но тогда в ситуацию вмешались правоохранительные органы, и Сженов «вызвал огонь на себя». От уголовного дела своего человека ректор спас. Но уволить подчиненного все же пришлось. Однако, Филиппов «рещальшика» на произвол судьбы не бросил, ведь «голодный» человек - злой человек. По протекции Владимира Михайловича Сженов устроился в МГУ им. Ломоносова, где по сей день организовывает дополнительное профессиональное образование на базе ИППК МГУ. Схема та же, что действовала в РУДН. Только теперь задействовано некое ООО «УКЦ Университет». От «успешной» деятельности Сженова на новом месте, безусловно, получает откат и «наставник» Филиппов. А что, плохо ли хорошо, а прибавка в несколько десятков миллионов рублей в год лишней не будет.

Не известно, знает ли о филипповской коммерции в своем вузе ректор МГУ Виктор Садовничий. Хочется верить, что Филиппов, когда просил за своего «решальщика», уважаемого человека использовал «втемную». Если же к мутным делишкам ректора РУДН причастен и ректор МГУ, российскому образованию пора заказывать молебен «за упокой».

Что же до Владимира Михайловича, что пристраивать своих людей с особенным прошлым к ничего не знающим руководителям давно вошло у него в привычку. Вот, к примеру, «этапы большого пути» родного брата ректора - Сергея Михайловича Филиппова 07.08.1954 года рождения:

Осужден Урюпинским судом 15.07.1970г. по статье 89 ч.2 (Хищение государственного имущества)УК РСФСР к 1 году 6 месяцам лишения свободы.
Осужден Урюпинским судом 24.06.1971 по ст.108 ч.1 (Умышленное тяжкое телесное повреждение) УК РСФСР к 4 годам 6 месяцам лишения свободы.
Осужден Урюпинским судом 12.02.1976г. по статье 206 ч.3 (Злостное хулиганство с применением оружия) УК РСФСР к 5 годам лишения свободы.
Осужден Урюпинским судом 30.11.1983г. по статье 144 ч.2 (Кража) УК РСФСР к 2 годам лишения свободы.
Осужден Урюпинским судом 29.05.1992г. по статье 221 ч.1 (Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств лицами, управляющими транспортными средствами) УК РСФСР к 1 году 6 мес. исправительных работ.
Отбывая наказание в местах лишения свободы, окончил ПТУ по специальности «Газоэлектросварщик». После освобождения из мест лишения свободы работал по специальности на Урюпинском предприятии Стройгаз, Горгаз.

Несмотря на такое прошлое, не имея высшего образования, в 2002 году назначен заместителем директора Урюпинского филиала Волгоградского государственного университета. В 2003 году по диплому ПТУ поступает на 1 курс заочного отделения названного филиала по специальности « Менеджмент организации» на договорной основе. (Факт оплаты в бухгалтерии отсутствует.) Заканчивает высшее учебное заведение в течение последующих трех лет за счет средств федерального бюджета. В 2009 г. оформляет пенсионное обеспечение и продолжает работать в прежней должности, осуществляя руководство научно-педагогическими кадрами филиала как член Ученого совета, воспитывая студентов.

После выхода статьи «Ректор Филиппов и его «темы» некоторые эксперты решили повнимательнее присмотреться к происходящему вокруг РУДН. И вот в какую схему вылились их наблюдения:

То есть, «движуха» началась сразу, как только Владимир Филиппов стал министром образования и науки, уйдя на эту должность с должности ректора РУДН. Под «крышей» в лице министра университет в свое безраздельное пользование заполучили всего несколько человек - близких друзей Филиппова:

Щесняк Евгений Леонидович (ныне проректор по экономической деятельности),
Щесняк Кирилл Евгеньевич (сын), Щесняк Ольга Николаевна (жена),
Захарова Елена Николаевна (родная сестра жены Щесняка Е.Л.),
Морозов Кирилл Алексеевич,
Ястребов Александр Владимирович.

В качестве учредителей нескольких фирм и вузовских менеджеров - в одном лице - эти люди успешно осваивают большую часть университетского бюджета. И еще пользуют не менее 30 тыс. кв. метров территорий РУДН - на условиях 20-летней аренды и по смехотворной цене.

Ольга Щесняк реорганизовала свое ИЧП «Чага-Щесняк» в ООО «Чага-М», и, возглавив ее, начала работать с РУДН. Подчиненная Евгению Щесняку конкурсная комиссия РУДН (возглавляемая его одногруппником Щесняка - Василюком) с 2000 года и по сей день именно «Чагу-М» предпочитает видеть победителем конкурсов на строительные работы. Фирме жены проректора достается 70% всех подрядов. И 800 млн рублей ежегодно.

Оставшиеся работы по ремонту в РУДН забирает ЗАО «Рикор», принадлежащая Захаровой Е.Н.

Важную роль играют организации с названием «Уником» (ООО, ЗАО, АОЗТ). Все они так или иначе принадлежат филипповским соратникам по коммерции. В 2010 году по факту строительства корпуса в РУДН ЗАО «Уником» уже возбуждено уголовное дело №29332, обстоятельства которого широко раскрыты в статье «Ректор Филиппов и его «темы». Так вот, в настоящее время один из корпусов РУДН строит ООО «Уником» (как видно из схемы, учредители - все знакомые лица), по проекту ЗАО «Рикор»! Ничего не напоминает?

Указанный в схеме КБ «Московский» (ТОО) уже канул в лету. В 90-х была темная история с тем, как Министр Филиппов В.М. согласовал перевод внебюджетных средств РУДН в этот банк. Как только деньги завели, банк «Московский» благополучно «слился» в помойку. Рвения к поиску денег милиция по указке Филиппова В.М. не проявила, да и РУДН особых претензий не предъявил…

Особенной фигурой в РУДН является А.Ястребов. Об этом человеке можно прочитать в статье А. Хинштейна «Менты-оборотни. Бригада » и Л. Кислинской «Новые русские коллекционеры - II » . Имея весомый криминальный авторитет и устойчивые коррумпированные связи в правоохранительных органах, он поддерживает, сопровождает и прикрывает Владимира Филиппова.

Являясь учредителем во многих «пасущихся» возле РУДН юридических лицах, А.Ястребов владеет ЧОПами «Ястреб» и «Ястреб+», бессменно охраняющих университет за «скромные» 90 млн в год. Хотя большинство ЧОПов Москвы с радостью забрали бы такой объект и за 40 млн в год.

А суммарный годовой доход «коммерческой группы» Владимира Филиппова от всех форм «сотрудничества» с РУДН составляет не менее 1 миллиарда.

Так, дочка ректора - Ирина, будучи 18-летней студенткой, стала собственницей просторных апартаментов в Мансуровском переулке и членом ТСЖ «Мансуровский 5», как и папины соратники. А помимо ТСЖ «Мансуровский 5» их связывает ТСЖ «Болшево» и ТСЖ п. Ямищево Одинцовского района, где все наши герои имеют по нескольку коттеджей.

В общем, получается, что пока официальный РУДН ищет пригодные гражданско-правовые формы для исполнения своей «миссии», ректор создал на базе университета практически идеальную систему «хозяйствования», скрепленную коррупцией по всем направлениям. Действуя более 10 лет, эта система отточилась и укрепилась, втянув в себя представителей правоохранительных органов и обеспечив свою неприкосновенность.

В настоящее время в отношении должностных лиц РУДН различными правоохранительными органами расследуется 4 уголовных дела - три по мошенничеству (хищение бюджетных средств в особо крупном размере, вымогательство денег с арендаторов и продажа дипломов) и одно по факту функционирования наркопритона (УД №112163 от 6 апреля 2012 г., в производстве 1 отдела СЧ СС УФСКН по г. Москве).

Хочется верить, что расследования этих уголовных дел не придут в тупик, как это случалось ранее. Хотя, как говорят наблюдатели, пока ректор Филиппов остается на своем месте, вывести его на чистую воду будет чрезвычайно сложно - слишком крепки сплетенные им коммерческие узы.

Бывшего министра образования Владимира Филиппова. «Я хотел бы сообщить и министру образования, и всем присутствующим, что только что подписал распоряжение, касающееся ВАКа, о назначении председателем Высшей аттестационной комиссии Владимира Филиппова», — заявил Дмитрий Медведев на совещании по вопросам исполнения обязательств, связанных с увеличением зарплат педагогам. Медведев подчеркнул, что Филиппов, ныне являющийся ректором РУДН, работал министром и является человеком опытным. «Надеюсь, что он сможет, максимально тщательно относясь к своим обязанностям, обратить внимание на собственно сам порядок присвоения ученых степеней и званий в нашей стране, потому что с этим есть проблемы, — заявил премьер. — Дело тут даже не в персональных, а просто в системных проблемах».

Пост председателя ВАК освободился на прошлой неделе, когда прежний глава комиссии Феликс Шамхалов .

Арест Шамхалова, который стал председателем ВАК в августе 2012 года, удивительным образом совпал по времени с крупным скандалом — выявлением поставленного на поток процесса в диссертационном совете по истории Московского педагогического государственного университета. Внимание же общественности и Минобрнауки к деятельности данного диссовета было привлечено после защиты кандидатской диссертации в нем , бывшего председателя студенческого союза , .

В настоящее время является ректором Российского университета дружбы народов (РУДН). На эту должность он вернулся в 2005 году после работы в период с 1998 по 2004 год на посту министра образования РФ — до работы в правительстве он также был ректором РУДН, впервые на этот пост он был избран в 1993 году.

О своих задачах на новом посту Владимир Филиппов публично рассуждал еще в пятницу, когда официально он еще был лишь заместителем председателя ВАК. Так, Филиппов , а также числа вузов, которые могут готовить аспирантов. , ректор РУДН заявил, что «не стал бы полностью вешать вину» только на экспертный совет и комиссию.

«Конечно, запланирован на будущее не только с журналами пересмотр, не только с сетью диссоветов, но была запланирована и работа по пересмотру самих всех экспертных советов.

И очень хорошо, что это можно теперь сделать более системно, на некоторых новых принципах, с оценкой работы самих членов экспертных советов, с их публикациями и так далее», — сказал Филиппов.

Самая же главная задача, которую призван решить Филиппов, — это реорганизация системы аттестации научных кадров. Об этой задаче сказал во вторник Дмитрий Медведев, а накануне министр образования и науки Дмитрий Ливанов.

«Для нас принципиально важно вывести систему аттестации (научных кадров) на новый уровень», — заявил министр, отметив, что система в настоящее время девальвирована.

Научное сообщество в целом согласно с оценкой , отмечая, что проблема находится в самой системе, а не в ее руководителе. «Проблемы в ВАК всегда были, это никак не связано с тем или иным руководителем, — заявил «Газете.Ru» академик РАН , директор Института физики высоких давлений. — О чем можно говорить, если у всех наших «начальников» есть кандидатские диссертации? Конечно, проблемы больше касаются общественных наук.

Не секрет, что довольно много людей сейчас пишут диссертации за деньги. Они переводят что-то с английского языка, и потом непонятно, как их «ловить».

Но я не исключаю, что подобные вещи есть и в естественных науках, в обществе требовательность несколько падает».

«У ВАК есть и были системные проблемы, ведь принципы аттестации перекочевали к нам из советского времени, когда существовал Высший аттестационный комитет, который на правах министерства входил в правительство (то есть не был комиссией при чем-то), — вице-президент РАН . — На Западе, как мы знаем, другая система, и она варьируется от страны к стране. В англосаксонской системе, где сильны университеты, аттестация и защита диссертации напрямую завязаны на деятельность того или иного университета. То есть, когда говорят, что ученый имеет Ph.D., то обязательно добавляют название университета, и степень эта имеет ценность только в контексте важности, авторитетности университета… Конечно же, человеческий фактор - это существенно, но к нему одному все дело не сводится. Хотя, конечно, грустно наблюдать, когда вокруг системы аттестации, вокруг ВАК (где я сам когда-то работал, знаю многих людей) возникают проблемы, недостойные ее».

«Назначение не лишено оснований, Филиппов — опытный человек. Другой вопрос, что в лучшие времена председателями ВАК (а тогда, при СССР, он назывался Высший аттестационный комитет) были известные крупные ученые с мировым именем.

В данном случае это не так, — считает , член-корреспондент Российской академии образования (РАО). — Но Филиппов - опытный человек, который уже показал свое отношение к фальшивым диссертациям.

Назначение, возможно, правильное и по другим причинам: он человек жесткий, и если он примется за налаживание системы, то в этом качестве у него это может получиться неплохо. По крайней мере, хочется на это надеяться».

Главным результатом деятельности Владимира Филиппова на посту министра образования является разработка и принятие в 2002 году концепции модернизации российского образования на период до 2010 года . В этой концепции, в частности, шла речь об отработке системы профильного обучения, государственных стандартов общего образования и введения единого государственного экзамена (ЕГЭ).

Через три года после принятия этой концепции, в 2005 году, вследствие реорганизации министерства образования и министерства промышленности, науки и технологий было создано Министерство образования и науки, которое возглавил Андрей Фурсенко, и за время его работы в Минобрнауки все эти вопросы перешли из стадии планирования в стадию внедрения, получили неоднозначную оценку научного и образовательного сообществ.

«Филиппов стал министром образования в правительстве сразу после финансового кризиса в 1998 году, — вспоминает Александр Абрамов. — Одна из его первых инициатив, переход на 12-летнее образование, вызвала бурю критики, в итоге про нее все забыли, и слава богу. В 2001 году появилась концепция модернизации образования в РФ. На начальном этапе основные идеи этой концепции звучали следующим образом: качество, эффективность и доступность. Это всем понравилось, но тогда никто не представлял, что все это примет крайние формы. Концепция модернизации образования была принята уже ближе к концу пребывания Филиппова на посту министра, и в этом смысле история повторяется: стандарты образования ведь были приняты в 2012 году под конец пребывания на посту главы Минобрнауки.

Фурсенко в итоге протащил эти инновации. Но старт этой модернизации был дан во времена Филиппова».

Одним из первых общественно-значимых действий, которое произойдет в ВАК, должно стать лишение степеней фигурантов дела о «липовых диссертациях», защищенных в диссовете по истории в МПГУ. Накануне экспертный совет ВАК провел заседание, по итогам которого рекомендовал президиуму ВАК лишить степени 10 человек, включая Андриянова. В ВАК «Газете.Ru» сообщили, что заседания президиума «проходят по пятницам», следовательно, окончательное лишение научной степени фигурантов дела о «липовых диссертациях» должно произойти 15 февраля. «Это нарыв, который легко вырезаем, но вопрос-то в том, что надо лечить болезнь, которая дает нарыв, а не отдельным «хирургическим» путем… решать эту проблему», — считает Филиппов.