Восточный скоростной тупик. «Когда вижу генплан, хочется плакать». Обсуждение проекта Восточного скоростного диаметра прошло со скандалом Восточный скоростной диаметр в контакте

Сейчас продолжаются общественные слушания по проекту Восточного скоростного диаметра. Строительство платной трассы затронет сразу несколько районов города, и уже понятно, что нарушит спокойствие многих. Как горожан, так и предприятий, расположенных на этих территориях.

Кажется, что пользу для мегаполиса от появления современных магистралей и доказывать не надо. ЗСД — живой тому пример. Но, наверное, до тех пор, пока конкретно под вашими окнами не начнут расчищать площадку для строительства. Пока проект на бумаге, есть время для принятия компромиссных решений. Градус дискуссий оценил Александр Одинцов.

Назвать жаркой эту дискуссию, наверно, нельзя. Здесь скорее конструктива было больше, чем эмоций. На публичные слушания проектировщики вынесли уже переделанный проект. Изменения претерпела трассировка в Невском районе, когда против широкополосной магистрали под окнами выступили жители микрорайона на улицах Ворошилова и Латышских стрелков.

Здесь речь идет о мостах Александра Невского и Володарском. Это лишь одна из причин строительства новой широкополосной магистрали. ВСД, говорят проектировщики, освободит не только переправы, но и центр от потока машин и транзитного транспорта.

Первый участок автобана пересечет сразу же три района Петербурга: Кировский, Фрунзенский, Московский. И пройдет близко или по территориям предприятий. Вот и представители одного из крупных производств на слушаниях в Московском районе говорят: дорога планируется аккурат по цехам, где выполняют оборонзаказ.

Наталья Минина, руководитель проектной организации:

«Давайте вспомним, как мы проходили по территориям «Балтэлектро», Кировского завода, когда находились уступки. В том числе и по реорганизации цеха».

И таких обращений масса. Участников, например, волновала судьба офицерской воздухоплавательной школы. Мол, новая дорога обрекает на гибель памятники архитектуры. Проектировщики заверили, что к ним подобная информация не поступала, обещали перепроверить. На слушания накануне вынесли два участка Восточного скоростного диаметра.

Александр Одинцов, корреспондент:

«Предполагается, что новая магистраль протянется на 22 километра. В прямом смысле сквозь и над Петербургом. Широкополосная дорога должна соединить Западный скоростной диаметр с кольцевой. Пока строительство разбили на три этапа. От ЗСД до Витебского проспекта, оттуда участок до Союзного проспекта, а уже от него дорога упрется в границы города. Над Московским ВСД по высоте будет находиться практически на уровне существующего железнодорожного путепровода, что, по мнению разработчиков, не ухудшит визуального восприятия достопримечательностей, что встретятся на пути у дороги».

Так, новая дорога не заслонит вид на Московские ворота, высотность - один из критериев строительства. В некоторых случаях именно поэтому при строительстве дороги придется убрать некоторые здания. Это неизбежно, говорят эксперты, учитывая все условия для возведения скоростной магистрали.

Алексей Белоусов, генеральный директор объединения строителей Санкт-Петербурга:

«С одной стороны, это, конечно, минимум нанесения ущерба возможным строениям, то есть найти такой вариант, при котором минимальное количество зданий будет снесено во время стройки. Во-вторых, выдержать все санитарно-защитные зоны. Третье, несомненно, требования, которые предъявляются к скоростным магистралям. Не должно быть крутых поворотов, крутых спусков».

Но, что касается первого этапа, то протяженность автомагистрали будет почти три с половиной километра. Проходя Благодатную, дорога от ЗСД пойдет под Митрофаньевским шоссе и Новоизмайловским проспектом. Затем ВСД в виде единой эстакады с двухсторонним движением пройдет над Варшавской улицей и Московским проспектом. Трасса повернет через квартал от существующей промзоны до Витебского проспекта и дойдет до Лиговского. Здесь запланированы три транспортных узла. Представленный участок дороги на слушаниях почти весь состоит из эстакад.

Но уходить трасса будет и под землю. Для строительства 65 земельных участков планируют изъять у собственников под государственные нужды. Но главное - через Неву появится еще одна переправа.

Святослав Данилов, руководитель регионально общественной организации «Спб.Авто»:

«Если мы возьмем мост Александра Невского и мост Володарский, то между ними огромная пропасть. Большой Смоленский проспект, через Неву - Колонтай - большой трафик. Переправа между ними напрашивалась уже очень давно».

Протяженность первого участка — примерно три с половиной километра. Здесь запланированы три транспортных узла. Эксперты говорят, что новая трасса значительно увеличит инвестиционную привлекательность районов.

Антон Финогенов, урбанист:

«Территория «серого пояса» оптимальна для развития общественно-деловой функции и некоей разгрузки исторического центра от части мест занятости и может быть основой для новых мест, в том числе высокотехнологичных. И создания новых архитектурных сооружений».

Параллельно с этими публичными слушаниями в Московском районе, точно такие же прошли и в Невском районе. Днем позже о проекте рассказали и во Фрунзенском. Первые публичные слушания - это по сути оценка петербуржцев предлагаемому проекту. После них, разумеется, активно работа на местах, где пройдет ВСД, не начнется, но эта самая работа продолжится у проектировщиков, ведь им предстоит еще обработать все замечания и предложения. Планируется, что старт строительству дадут уже в следующем году, а закончат в 2022-м.

Подписывайтесь на нас в

Рассмотренный в Смольном новый вариант трассировки магистрали утешил владельцев квартир в "Ладожском парке", но оставил недовольными жителей Красногвардейского района.

Комиссия по подготовке изменений в генплан Петербурга рассмотрела новейший, и на данный момент итоговый, вариант трассы .

Как сообщил по итогам заседания аппарат вице-губернатора Игоря Албина, широтная магистраль пройдёт внутри промышленного пояса южной планировочной зоны вдоль Северного железнодорожного полукольца по территории Красногвардейского, Невского, Фрунзенского, Московского и Кировского районов. И, что самое важное, с учётом мнения жителей.

Спорная победа

Получить визуальное подтверждение главному доводу чиновников в данный момент нельзя. Как сообщили Лайфу в пресс-службе комитета по развитию транспортной инфраструктуры, протокол комиссии по поправкам в генплан ещё не подписан, поэтому представлять схему общественности в комитете считают преждевременным.

Тем не менее жителей Красногвардейского и Невского районов - наиболее активных противников строительства ВСД в предыдущем варианте - уже поздравляют с победой.

Комиссия по Генплану одобрила изменение трассировки в районе Ладожского вокзала и отказ от развязки на Российском проспекте. Решение двух самых болезненных проблем

Директор центра экспертиз ЭКОМ Александр Карпов

Накануне заседания комиссии на портале была размещена схема трассировки ВСД, которая, скорее всего, и является последним вариантом многострадальной магистрали. Коридор трассы, как и следует из сообщения Смольного, увели от улицы Ворошилова и "Ладожского парка". Затем маршрут идёт вдоль железнодорожных путей до Коммуны. Что касается улицы Хасанской, то здесь практически ничего не поменялось за исключением того, что в новом варианте нет развязки на Российском проспекте, которая обеспечила бы съезд и на Индустриальный.

Последнее слово - за депутатами

Вопреки заявлению чиновников, реакция жителей на новый вариант трассы неоднозначна. Ко всему прочему, водители "Ладожского парка" сожалеют об исключённой из проекта развязки на Российском проспекте, без которой строительство автобана для них теряет всякий смысл: домой по радиусу они теперь не доедут.

В целом для "красногвардейцев" плюсы новой трассировки ещё менее очевидны. Во-первых, гаражи на Хасанской и Кржижановского так и остаются в подвешенном состоянии - если их придётся сносить, все автомобили хлынут в узкие дворы. Во-вторых, проспект Наставников всё равно попадает под пересечение. И, наконец, людей не радует перспектива развязки на улице Коммуны: так или иначе она попадает под окна жилых домов.

Возможности для корректировки трассы ВСД ещё не закрыты. Как сообщили Лайфу в КРТИ, после подписания протокола поправки будут переданы на обсуждение Заксобрания, и только потом попадут в генплан. Всю процедуру по внесению изменений в документ планируется завершить до конца июня.

Больше всего противников трассы возмущает то, что решения о трассировке и о сроках строительства принимаются "на коленке" и непрозрачно. К слову, накануне представители инициативной группы "Трасса над головами... (Хасанская улица)" попросили федеральных властей вмешаться в ситуацию с ВСД. Под обращением подписались 1666 человек.

Начались общественные слушания по проекту планировки первого этапа Восточного скоростного диаметра (от ЗСД до Витебского проспекта). В представленных материалах "ДП" насчитал более 100 объектов капитального строительства (помимо зданий это ЛЭП и др.), которые должны быть вместе с землей изъяты под госнужды для строительства магистрали.

Самое крупное здание в списке (57 тыс. м2) расположено на производственной площадке "Электросилы" на Московском проспекте, 158, и принадлежит ПАО "Силовые машины - ЗТЛ, ЛМЗ, Электросила, Энергомашэкспорт". Этот цех такой большой, что его сочли возможным разобрать частично, демонтировав северную часть.

Среди остальных зданий размером (8,2 тыс. м2) выделяется отдел вневедомственной охраны по Московскому району. Его сотрудники потеряют шестиэтажку на Варшавской улице, 1. А по самому престижному адресу - Московский проспект, 135, расположен торгово–офисный центр. Это перестроенное дореволюционное здание (2,1 тыс. м2) принадлежит и находится в лизинге.

Кроме того, под снос идут десятки построек : в основном это здания военной части №117, которая дислоцировалась на территории существовавшей до революции Офицерской воздухоплавательной школы (квартал между Парковой улицей и Витебским проспектом). Расстанутся военные и с мастерскими на Рощинской улице, 1, и с большим (5,2 тыс. м2) производственным корпусом на Иркутской улице, 2.

На той же Иркутской улице потеряет свои производственные и складские постройки . А на Парковой улице четырех зданий лишится ООО "Производственное объединение "Мобильные краны". У ПАО "ТГК №1" изымут крупный (6,2 тыс. м2) административный корпус на Кубинской улице, 7, лишится опор ЛЭП и подстанции.

Пока что проект планировки территории находится в стадии общественных слушаний, официально не утвержден, и в него могут быть внесены коррективы. Но вряд ли они будут существенны, тем более что собственники, судя по всему, о начале слушаний не проинформированы.

Компании, владеющие зданиями, по большей части не в курсе того, что попали под строительство дороги. Энергетики узнали об этом от "ДП". "Когда получим соответствующее предписание от города, будем совместно решать с ним вопрос", - заявили в "Ленэнерго". Представители одного из промышленных предприятий "что–то об этом слышали", но пока не волнуются и считают, что проект строительства дороги еще может измениться. В "Сбербанк Лизинге" никаких уведомлений об общественных слушаниях не получали. "Как только получим официальную информацию, будем работать с властями", - сообщили в пресс–службе компании.

"Изъятие участков, без сомнения, удорожает проект, но других вариантов решения проблем не существует. Вернее, существуют, но еще более дорогостоящие", - сказал в комментарии "Деловому Петербургу" генеральный директор Например, трассу можно было бы провести не в стороне от железной дороги, а над ней, но это, вероятно, было бы гораздо дороже.

По мнению Алексея Белоусова, основную часть расходов на выкуп участков с находящимися на них постройками возьмет на себя частный инвестор, который будет строить и эксплуатировать дорогу.

Город, как участник проекта, тоже вложится, но косвенно, например бюджетными гарантиями. При этом Алексей Белоусов считает преждевременным на данном этапе давать оценку, какую часть стоимости проекта составят затраты на изъятие участков.

Схема финансирования будет отражена в концессионном соглашении, но практика показывает, что третьим лицам ознакомиться с ним очень сложно, поскольку оно считается коммерческой тайной. "Может быть, мы никогда и не узнаем, кто в итоге за что заплатит и в каких пропорциях", - сказал "ДП" Алексей Белоусов.

Напомним, что Восточный скоростной диаметр пройдет от ЗСД, пересечет Московский проспект рядом с железнодорожным мостом (там и находится бизнес–центр), пройдет через Неву в створе Фаянсовой и Зольной улиц, через КАД и соединится с трассой "Кола". Проект разбит на несколько этапов.

Слушания объявлены по первому (от ЗСД до Витебского проспекта), предложения и замечания принимаются до 4 октября.

Также уже завершена разработка проекта планировки второго этапа: от Витебского до Союзного проспекта. Приступить к строительству планируют в 2019 году, а завершить его - к концу 2022–го.

Концессионера еще предстоит выбрать.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

В 2017 году по заказу Смольного будет подготовлен проект планировки территории вылетной магистрали в створе Фаянсовой – Зольной улиц. Как рассказали в комитете по развитию транспортной инфраструктуры Петербурга, на эти цели будет выделено 63 млн рублей.

По планам городского правительства магистраль будет начинаться от съезда с ЗСД в районе Благодатной улицы и дальше вести на правый берег Невы. В составе магистрали должен появиться неразводной мост. Стоимость объекта ранее оценивалась в 150 млрд рублей, для строительства планировалось привлечь инвестора, который потом вернул бы вложения за счет платного проезда.

Добавим, что ранее смольнинское АО «ЗСД» потратило 15 млн рублей на подготовку градостроительного обоснования под строительство «Фаянсовой – Зольной», подрядчиком стал институт «Стройпроект». В КРТИ подчеркивают, что работы, которые будут выполнены при подготовке проекта планировки территории, не будут пересекаться с тем, что уже сделал «Стройпроект».

Дорога столкнула жителей лбами

Дорога столкнула жителей лбамиЧиновникам придется постараться, чтобы не расстроить избирателей в предвыборный год.

Новая дорога через застроенные территории всегда ущемляет чьи-то интересы. Как именно пройдет Восточный скоростной диаметр, пока неизвестно.

Вариант, который есть в действующем генплане, не устраивает жителей ул. Кржижановского. На слушаниях они потребовали от него отказаться – в нем скоростная дорога проходит вдоль жилых домов с десятками тысяч жителей, около ПНИ № 10 и Александровской больницы.

«О том, что эта трасса вообще будет, мы, большинство жителей ул. Кржижановского, узнали лишь в начале нынешнего года, когда начались разговоры о поправках в генплан, – рассказывает Ольга, одна из активисток. – Посмотрели и ужаснулись: оказывается, нам еще много лет назад такую мину заложили!»

Новый вариант, который представили на слушания в качестве официально предлагаемой поправки в генплан, кржижановцев мог бы устроить больше, так как в нем дорога отворачивает в сторону от их улицы и уходит в промзону, ближе к железной дороге. Однако горожане понимают, что этот маршрут ставит под удар жителей недавно построенного ЖК «Ладожский парк», а также жителей Хасанской улицы.

«Я изучала генплан, когда выбирала жилье, – рассказывает жительница «Ладожского парка» Марина Иванова. – Убедилась, что никакого неприятного строительства поблизости не планируется, за это даже немного переплатила. И теперь получается, что все это было бессмысленно, что городские изменения предсказать невозможно никогда и никому».

Очевидно, что оба варианта не приведут к консенсусу, так как жителей ул. Кржижановского и ЖК «Ладожский парк» волнуют разные участки трассы ВСД.

Эксперт по транспортному планированию Дмитрий Баранов соединил чаяния обеих групп в одной поправке и подал ее на слушания. Напомним: новый вариант был предложен в первую очередь потому, что не удалось договориться с ФСИН – по изначальной трассировке ВСД должен был пройти через колонию № 7. «Я предлагаю пустить дорогу вдоль железнодорожных путей, – пояснил Дмитрий. – На самом деле между путями и колонией есть место, и там можно было бы проложить трассу».

Есть еще один вариант, который, пожалуй, устроил бы все три группы жителей: вообще не вести ВСД в направлении Кудрово, а пустить ее сразу за Ладожским вокзалом на север, вдоль Бокситогорской улицы, вплоть до развязки с КАД на Шафировском проспектом. Тогда дорога шла бы через сплошные промзоны и жилые территории не задела (кстати, как обнаружили активисты, именно этот вариант трассы существовал в генплане советских времен). Такую поправку жители тоже предложили на слушаниях, но шансов, что на это согласятся чиновники, мало: тогда придется всю концепцию менять.

Жители намерены настаивать на том, чтобы принимали решение исходя из их интересов. 26 марта с 14 до 17 они проведут пикет у метро «Проспект Большевиков», а 2 апреля там же, у метро, в 14.00 – митинг.

2 апреля, в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга, состоялся согласованный городскими властями митинг. Собравшиеся в парке Малиновка горожане выступали против строительства трассы Восточного скоростного диаметра: жители держали в руках воздушные шары зелёного цвета, на которых было написано «Нет трассе по головам жителей Красногвардейского района». Также инициативная группа собирала листы с подписями для обращения к президенту страны Владимиру Путину. Напомним, что Восточный скоростной диаметр должен соединить трассу Западного диаметра в районе Благодатной улицы с петербургской Кольцевой автодорогой около Кудрово.

ВСД оставит без земли владельцев сотни участков, потеснит зелёную зону и лишит покоя тысячи петербуржцев. Будущим соседям широтной магистрали впору завидовать жильцам единственного приговорённого к сносу дома, но без боя они не сдаются

Проект планировки двух первых участков Восточного скоростного диаметра добрался до общественных слушаний и предсказуемо упёрся в сопротивление. Транспортная экология центра теряет привлекательность, когда её залогом становится соседство с шумной трассой. Бизнес и Росгвардия тоже не довольны: одни рискуют лишиться производств, вторые – штаб-квартиры. Один раз Смольный уже уступил, но теперь отступление стоит в десять раз дороже.

«Только давайте без лозунгов», – попросили на слушаниях 6 сентября жителей Фрунзенского района. Параллельно дискуссия шла в Кировском, накануне о том же самом говорили в Невском и Московском районах. В каждом случае сценарий один: вступительное слово представителя проектировщика, потом вопросы. Отличались мероприятия градусом возмущения и наполненностью зала.

Восточный скоростной диаметр должен соединить уже действующую платную магистраль (ЗСД) и КАД. Общая протяжённость немного не дотягивает до 23 километров, 14,7 из которых прошьют город. От Благодатной до кольцевой предполагается строить шестиполосную трассу, которая в области будет сужена до четырёх. Проект первых двух участков – плод труда компании «Институт «Стройпроект». В её документах через Неву в створе Фаянсовой и Зольной улиц перекинут мост, хотя идти над или под Невой официально ещё не решено. Где и как намерены пустить ВСД, общественности показали в августе .

«Первоочередное – это дополнительная переправа через Неву на самом протяжённом участке без мостов. Город в ней очень нуждается», – упирал на плюсы главный инженер проекта Сергей Авессаломов.

По его словам, ВСД уведёт из исторического центра транзитные потоки, оставив дороги тем, кто ездит туда на работу или в поисках развлечений. Трасса разгрузит Володарский мост, мост Александра Невского, снизит напряжённость на южном участке кольцевой, предоставит новые развязки и, в основном, пройдёт по «серому поясу». Исключением стал Невский район, где широтную магистраль хотят пустить рядом с парком имени 30-летия Октября. Авторы проекта заверяют, что деревьев и без того не самая зелёная часть города не лишится, но жителей не устраивает даже соседство.

«Здесь школьники и взрослые занимаются бегом, катаются на лыжах. Другого места для занятий спортом в микрорайоне нет!» – возмущаются они в коллективном заявлении, разосланном в ЗакС, администрацию и вице-губернатору Игорю Албину. Он солидарен с Невским районом и видит переправу под, а не над Невой.

В противном случае трасса уничтожит детскую площадку, притиснется к гимназии, спортивно-оздоровительному комплексу и домам на проспекте Обуховской Обороны. В комитете по развитию транспортной инфраструктуры обещают шумоизоляционные щиты, но пример Канонерского острова, ЗСД и моста Бетанкура доверия не внушает. Экраны называют неэффективными, шум и вибрацию – невыносимыми. Кроме того, с эстакады на голову свалиться могут как гаечные ключи, так и строительная техника.

Разработчикам предъявили также панораму Невы и Финляндского железнодорожного моста и вид на возрождающийся храм во имя иконы Богоматери «Всех Скорбящих Радость» вместе с действующей рядом часовней. Всё это является объектами культурного наследия и будет загорожено мостом.

Согласиться на ВСД под боком в Невском районе готовы только при замене моста на подземный тоннель, а лучше и вовсе сменить приоритеты.

«Требуем перенести сроки начала оценки проектирования магистрали до момента окончания строительства Большого Смоленского моста», – обращаются жители к Смольному. Большой Смоленский, по их мнению, не только важнее, но и дешевле. Нынешнюю же трассировку ВСД никакими благими намерениями оправдать нельзя.

На этом фоне остальные слушания прошли хоть и нервно, но тихо. Особой реакции не вызвало даже заявление о сносе жилого дома во Фрунзенском районе. «Дом Салова, 30, к сожалению, попадает под конструктив самой магистрали. Демонтаж и расселение», – вынесли приговор проектировщики. Жители отметили плачевное состояние четырёхэтажки и, казалось бы, не расстроились.

«Сейчас начинается подготовка постановления по изъятию. Часть дома – это социальное жилье, им через жилищный комитет будет подобрано аналогичное. А другая часть дома – собственники, им будет предложена денежная компенсация по рыночной стоимости», – обрисовали перспективы в КРТИ.

Не молчали и промзоны. Ради новой магистрали без земли намерены оставить собственников 65 участков на первом и 48 на втором этапе. Данных по третьему этапу пока нет. Под дорожный бульдозер в числе прочего могут угодить гаражи, площадка немецкой компании Liebherr на Витебском проспекте, действующие цеха завода «Электросила» и шестиэтажное здание на Варшавской улице, где квартируется отдел вневедомственной охраны по Московскому району. В Росгвардии не обрадовались, но против приказа не пошли:

«С учетом сложившейся ситуации, Главное управление Росгвардии по Петербургу и Ленинградской области готовит обращение к властям города о подборе административного здания для размещения отдела вневедомственной охраны по Московскому району с учетом требований, предъявляемых к объектам данного типа».

ПАО «Силовые машины» отреагировало острее. Автомобильные потоки собирались пустить над их цехами, но не вышло. На чётной стороне Московского проспекта действуют градостроительные ограничения, связанные с высотной застройкой – эстакады не поднять. Изъятие же земельного участка сорвёт «Силовым машинам» выполнение государственного оборонного заказа.

«Это недопустимо», – указала компания в обращении в администрацию. Единственным выходом там считают исключение своей территории из предполагаемого маршрута ВСД.

Для остальных собственников переселение если и не такое проблемное, то не менее нежеланное. Смольный обещает компенсировать, но как и в каком размере, будет определено только на стадии проектирования.

«Сколько нам отмерено?» – с отчаянием спрашивали во Фрунзенском районе. Добились практически точного – три года на изъятие после утверждения проекта. Оно должно состояться в декабре. Георгий Полтавченко уже выразил надежду, что к строительству приступят в 2019 году и оптимистично прибавил, что к скоростным трассам горожане привыкли .

Тем временем в администрациях ждут замечаний и предложений от тех, кто сейчас стоит на пути ВСД. Выиграть бой против чиновников можно, что уже доказали жители Невского района . Но теперь им нужно не отодвинуть трассу от окон, а убедить Смольный потратиться. По данным КРТИ, тоннель раза в три дороже моста, а в разрезе столетней эксплуатации – в 8-10 раз. В Невском районе рассчитывают докричаться до главы «Газпрома» Алексея Миллера. Жители надеются на его неравнодушие к гимназии №330, выпускником которой он является. А пока будущие ученики готовятся осваивать меры длины, рассчитывая расстояние от школы до планируемой шестиполосной трассы.

Справка:

Восточная широтная магистраль – платная трасса, которая пройдет внутри промышленного пояса южной планировочной зоны вдоль северного железнодорожного полукольца по территории Красногвардейского, Невского, Фрунзенского, Московского и Кировского районов и предусматривает переход через реку Неву в створе улиц Фаянсовой и Зольной. Стоимость проекта составит 160 млрд рублей. В ходе ПМЭФ город подписал два протокола о намерениях, с Евразийским банком развития и ВТБ на 160 млрд и 110 млрд рублей соответственно, на участие в концессии по строительству трассы. Строительство должно быть завершено в 2022 году.

Татьяна Ципуштанова