Казахским националистам не нравится кириллица, но приглянулись российские земли. Казахский национализм: миссия выполнима? Национализм по-казахски: это вам не Европа

Преамбула
Надежда и вера в интернационализм с дружбой народов приносят русским свои плоды

Чуда не произошло. Многовекторная политика, проводимая президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым долгие годы, на деле оказалась лишь формой строительства национального казахского государства, а реверансы в сторону русских и русскоязычных были призваны закамуфлировать этот курс до поры до времени. Аргументов для подобной трактовки событий становится все больше. Во всяком случае, та часть казахстанской политической элиты, которая выступает за этнический национализм явно берет верх. Атака идет по линии истории, культуры и языка. Точно также было недавно на Украине. Последствия могут быть похожими.

Симптоматичным признаком изменения ситуации стал отказ от проведения военного парада по случаю Дня Победы в Астане. Об этом сообщила пресс-служба Минобороны Казахстана. По словам военных, в этом году парад пройдет почему-то в сентябре и будет приурочен к Дню независимости Казахстана. На самом деле этот праздник отмечается в стране 16 декабря. Именно в эту дату в 1991 году Верховным Советом был принят Конституционный закон о независимости Республики Казахстан.

Так или иначе, традиционного парада в мае не будет. И это при том, что в 2015 году, на 70-летие Победы, он был самым мощным в новейшей истории Казахстана. Пять тысяч военнослужащих и двести единиц боевой техники прошли при поддержке авиации мимо посольства США. Тогда из-за событий на Украине в стране были сильны опасения, что Казахстан станет следующим по счету объектом для «цветной революции», и власти хотели продемонстрировать силу. Само действие происходило 7 мая, 9-го Назарбаев присутствовал на параде в Москве. Видимо, это был последний аккорд .

А ведь Казахстан и его жители сыграли активнейшую роль в Великой Отечественной войне. В некоторые моменты определяющую. Так, именно здесь, в Алма-Ате, а также в соседней Киргизии была сформирована знаменитая 316-я стрелковая дивизия, чьи бойцы известны миру как «панфиловцы ». Именно их подвиг во время обороны Москвы в 1941 году остался в веках и даже упомянут в тексте гимна российской столицы. Фразу лейтенанта Клочкова «Велика Россия, а отступать некуда - позади Москва!» и вовсе знает каждый школьник. Кстати, среди казахов почти сотня - 99 Героев Советского Союза.

Интересно, что культ героев-панфиловцев в бывших советских республиках Азии, пожалуй, даже более сильный, чем в России. Когда бывший глава Росархива Сергей Мироненко готовил свою идеологическую диверсию с развенчанием их подвига, больше всего возмутились этим именно представители Казахстана. На Всемирном конгрессе русской прессы они напомнили, что практически в каждой школе существует музей героев и новомодное отрицание подвига их земляков вызывает у них отвращение. И вот теперь этот подвиг войны атакован вновь. На этот раз уже собственными, казахстанскими властями.

В том, что речь идет не о случайности, нет никаких сомнений. Это целенаправленная политика. Никто не желает никакой «экономии средств». Государства не отказываются от идеологически значимых мероприятий ради экономии. В конце концов, в том же 1941-м на фронт уходили прямо с парада на Красной площади. Потому что надо было. Нынешнему Казахстану, очевидно, не надо. Парад Победы воспринимается как идеологическая связь с чуждым теперь явлением - Россией.

В этом убеждают и другие события из того же ряда, имеющие фундаментальный характер. Такие, как, например, переход с кириллицы на латиницу . С инициативой этой выступил сам Назарбаев, причем достаточно давно - десяток лет назад. Но именно сейчас идея обрела плоть и кровь. В марте была принята соответствующая государственная программа, выделено финансирование. На латиницу переведут всю государственную документацию, названия улиц, печати, паспорта и другие документы граждан. Только на начальном этапе чиновники освоят 300 млн долларов. Ясно, что такие деньги государство Казахстан будет тратить, только если считает цель действительно очень важной. Перевести страну на латиницу означает интегрировать ее в западный англосаксонский мир (и отчасти в тюркский, использующий латиницу) и вывести ее из мира русского. Никак иначе это объяснить нельзя.

Завершиться процесс перехода на новый алфавит должен к 2025 году. В этом Казахстану помогут «коллеги» из тюркского мира, уже прошедшие этот путь, - специалисты-филологи из Азербайджана. Кстати, разговоры скептиков о том, что подобный вопрос следует вынести на референдум, отклика в Астане не нашли. Все диктуется высочайшей волей. Ну да, на словах речь идет о создании условий для интеграции в мир, лучшего изучения детьми английского языка и языка интернета, однако это второстепенные задачи. Очевидно, что главная цель - политическая - максимальный отрыв Казахстана от России .

Навязывая своей стране латиницу, Назарбаев не забывает и о развитии казахского языка. Так, с 2018 года история страны будет преподаваться в школах только на казахском. Русские будут обязаны выучить сначала язык национального большинства и лишь затем получат возможность получать полноценное среднее образование. Очевидно, что без этого любая, даже самая скромная карьера для них будет невозможна. Альтернатива - отъезд из страны.

Еще одним способом развития национальной казахской идентичности и противопоставления ее русской стала тема местного «голодомора», аналогичного украинскому. Речь идет о голоде, который испытали на себе многие регионы СССР в 1930-е годы. «Голодающие Поволжья» - это оттуда. Именно эту тему использовали на Украине для разжигания ненависти к русским. Мол, это был сознательный геноцид русскими украинцев. По той же схеме действуют и в Казахстане. В Астане открыт соответствующий памятник трагического вида.

По свидетельству «русского империалиста» Ермека Тайчибекова , находящегося сейчас в заключении за свои взгляды, подобные памятники целенаправленно открываются во всех городах Казахстана с населением свыше 5 тысяч человек. То есть речь идет о целенаправленной кампании, в которой казахи выставляются жертвами русских и в связи с этим противопоставляются им. Ясно, что добром это не кончится. Назарбаев не вечен.

Когда к власти в Казахстане придет новое постсоветское поколение, взрыв казахского национализма неизбежен.

И здесь возникает вопрос, что делать в этой ситуации России. В стране, несмотря на отъезд, по-прежнему живут миллионы русских и русскоязычных , составляющих теперь национальное меньшинство. Живут преимущественно в северной, исторически русской, части страны. Достаточно напомнить, что в местах, где расположен ныне казахстанский город Уральск, гулял когда-то восставший Емельян Пугачев. И причем тут безусловно уважаемые казахи?

Вряд ли этого не понимают в Кремле. Однако все минувшие с распада СССР годы Москва делала ставку на центральные власти Казахстана в надежде на ее добрую волю. Примерно как на Украине на якобы пророссийского Януковича. Мол, не буди лихо, пока оно тихо . При этом все попытки поднять русский вопрос подавлялись совместно спецслужбами обеих стран. А таких крупных попыток было как минимум три.

Первая в 1997 году, когда сорвалось казачье восстание в Кокчетаве. Власти действовали на упреждение - упразднили Кокчетавскую область, слили ее с Северо-Казахстанской, лишив возможности местные власти принять решения, сближающие с Россией. Это была абсолютно легитимная попытка, опирающаяся на действующий закон и волю жителей, но она не удалась. Следующая была уже более брутальной - группу Казимирчука обвинили в намерении захватить власть вооруженным путем и осудили на длительные сроки. И, наконец, третья попытка - Эдуарда Лимонова и его соратников в 2001 году - была купирована на территории России. Впрочем, российский суд оправдал бунтарей. Проведя несколько лет за решеткой, они вышли на свободу.

Проблема русского меньшинства тем не менее никуда не делась. Как видим, ставка на центральную власть и доверие к ней со стороны Москвы лишь отложили ее на время. Сейчас период межнационального мира подходит к концу . Казахский национализм выходит на историческую сцену. Отказ от общего прошлого, от Победы 1945-го - первый звонок. Впереди немало трагических событий.

Участившиеся национально-ориентированные инициативы власти — это реакция государства на растущий в обществе национализм.

Почему вопросы этничности все больше овладевают умами казахстанцев, в чем особенности отечественного национализма, какие вызовы он несет? Ответы на эти вопросы в своей статье на портале sayasat.org предоставил шеф-редактор портала Бауржан Толегенов.

Казахский курултай, 100 новых учебников на казахском языке, международный проект «Мен қазақпын», перевод казахского языка на латинскую графику, программа «Туған жер», табуирование черных одеяний… За последние лет пять госаппарат не выдавал столько инициатив на этнические мотивы, как за последние несколько месяцев.

Безусловно, это бросается в глаза и заставляет задуматься о природе такого поворота. Зачем это власти? Это целенаправленная этнификация госполитики или же власть пытается таким маневром оседлать общественные настроения и расширить ядерный электорат накануне важных событий?

Судьба мультикультурализма по-казахстански

В 90-х годах рост национального самосознания был обусловлен восстановлением независимости и необходимостью «сшивания» этноса через возрождение культуры, языка, истории и т. д. Если говорить о природе национализма 90-х годов, то по сути это была реакция на политику Советского Союза, направленная на национальное возрождение. Но шансы для его политической институализации были призрачными, что было предопределено структурой этнического состава населения и соответственно позволило государству вывести национализм из публичной политики.

Параллельно проведенной операции по маргинализации национализма государством был выдвинут концепт гражданской нации, который активно артикулировался госаппаратом в нулевых годах. Однако

доморощенная версия мультикультурализма с каждым годом теряет релевантность

и это происходит пропорционально изменению демографической картины, а именно увеличению удельного веса коренного населения (около 70%). Свою роль играет и тот факт, что более 40% населения — это жители сельской местности. Этническое самосознание «разгоняют» и приводные ремни.

  1. Во-первых, изменение миропорядка и конфронтационная повестка международной политики усугубляется геополитическими тисками, в которых находится Казахстан.
  2. Во-вторых, агрессивное проникновение нетрадиционного (для казахов) ислама, отрицающего национальную идентичность в пользу религиозной.
  3. В-третьих, определенную роль играет российский фактор – державный национализм российской правящей элиты, безусловно, подпитывает рост национального самосознания казахов.

По большому счету, Казахстан, двигаясь к моноэтническому обществу, не имеет собственного идеологического стержня и остается в разноплановых культурно-идеологических координатах (арабская культура, русский мир, китайская цивилизация), которые фрагментируют и разрывают общество. И востребованность национализма как обществом, так и государством — своего рода защитная реакция на усугубляющий кризис идентичности.

Куда проник национализм

Усиление казахскости находит отражение в общественно-политических процессах. В частности, это проявляется в росте патриотической риторики, которая с каждым годом все громче и чаще звучит в общественных дискуссиях. На этой ниве сформировалась группа общественных деятелей и трендсеттеров, которые заняли нишу после ухода из политики представителей оппозиции призыва 90-х годов.

Не остался в стороне и рынок – потребительские запросы обслуживает соответствующая индустрия (от модных футболок на патриотическую тематику до собственного шоу-бизнеса, ориентированного исключительно на казахскоязычную аудиторию).

Неудивительно, что в экспертных дискуссиях ставится вопрос об институализации национал-патриотического движения. К примеру, эта тема активно муссировалась накануне последних парламентских выборов (2016 год). В итоге, партия «Ауыл», имевшая мандат на использование (в рамках политкорректности) этнической призмы, закончила электоральную кампанию на четвертом месте (2%). Фактически это была первая победа на публичном политическом поле, позволившая правому движению выйти из маргинальной ниши и частично легализоваться.

Этот пример показывает электоральный потенциал «казахскости» и заставляет власть обратить на себя внимание, а не отдавать на откуп контрагентам.

Однако вместе с ростом национального самосознания возникает проблема соотношения консерватизма и прогресса. На этой вилке государство обломало зубы, продвигая в прошлом году инициативу о частной собственности на землю. «Эпик фейл» с Земельным кодексом послужил еще одним мотивом для обращения власти к теме национального самосознания.

Без претензий на мессианство

В любом случае, национализм в Казахстане – это необратимый и закономерный процесс. По своему характеру он имеет оборонительный характер, без претензий на мессианство. В свою очередь, государство не может игнорировать (как делало это ранее) рост национального самосознания и уходя вправо пытается, с одной стороны, перехватить инициативу и навязать собственную повестку, а с другой, укрепить собственную легитимность.

Так или иначе, национализм в Казахстане вышел на новый этап эволюционирования, на котором важно задать правильную и нужную траекторию, чтобы казахский концепт был привлекательным, наполнился рациональным содержанием и нес прогресс. Во многом это зависит от действующих представителей национал-патриотического движения, от того, какие стандарты они заложат. Ведь в отсутствии политических традиций и прививок от популизма, национализм всегда имеет риск скатиться в махровую версию и дискредитировать себя.

По мнению Жениса , неказахи практически полностью отстранены от политической жизни Казахстана. Это связано с тем, что публичная политическая жизнь становится делом чисто «внутриказахским» .

- В последние годы публичная политическая жизнь в нашей стране, тем более связанная с оппозиционной деятельностью , все больше становится чисто внутриказахским делом , - говорит Байхожа .

Аполитичность русскоязычного населения, по словам журналиста, связана со страхом казахского национализма:

- Русских в Казахстане…останавливает страх перед возможным приходом к власти националистически настроенных политиков, - говорит Байхожа .

По словам Байхожи, неказахам приходится выбирать из двух зол: либо нынешняя власть, либо казахский национализм. А выбирают из двух зол всегда меньшее. И меньшим злом, по сравнению с национализмом, является коррупция.

- Ситуация напоминает шахматный цугцванг, когда любой из возможных вариантов является проигрышным, - поясняет Женис. - Либо нынешний режим... хотя и гарантирующий какое-то межэтническое спокойствие в стране, либо казахский национализм со всеми вытекающими из этого последствиями (в лучшем случае "чемодан - вокзал - Россия "). И "нетитульные", естественно, выбирают меньшее (для себя) из зол. Иначе говоря, казахские националисты сами толкают их в объятия власти .

Женис Байхожа говорит о том, что большинство авторов, которые пишут о казахском национализме, не видят его роли в создании «неказахской аполитичности». По мнению Байхожи, «даже те, кто называет себя сторонником цивилизованного, просвещенного национализма, почти прямым тексом говорят: "мы, казахи, - главные на этой земле, и только нам решать ее судьбу; наш язык - главный, и только на нем должно говорить все население страны", то о каком сплоченном гражданском обществе, способном предъявить власти консолидированные требования, можно вести речь? ».

По словам журналиста, казахские националисты считают, что представители других этносов не могут быть патриотами Казахстана:

- Если эти люди твердо стоят на том, что принцип пропорционального представительства различных этносов в госорганах для Казахстана неприемлем и даже опасен (мол, инородцы распродадут страну, а патриотами, по их мнению, могут быть только "титульные"), то как после этого можно призывать эти самые этносы к политической активности?

Лидеры казахских националистов тоже не прочь порассуждать о единой гражданской нации. Однако они видят ее создание только на собственных условиях, которые вряд ли могут устроить представителей этнических меньшинств. Очевидно, что здесь должно быть встречное движение со взаимными уступками, поиск консенсуса. Но для наших национал-патриотов, как мы не раз убеждались, существуют только два мнения: одно - их, а другое - ошибочное.

Интерес к опубликованной в сети карте, на которой к Казахстану «присоединили» земли соседних России, Узбекистана и Китая (карту перепечатали многие СМИ), показывает, что в отношениях между этой бывшей советской республикой и РФ что-то меняется. Примечательно, что необычно расширившимися границами иллюстрируют статьи о необходимости перехода казахского языка на латинский алфавит - экспертами это оценивается как символический разрыв с Россией. разбиралась, что стоит за картой, которая взорвала сети.

Собиратели земель

14 сентября государственное информационное агентство Казахстана карту, на которой к территории страны «присоединены» некоторые районы соседних России, Узбекистана и Китая. Граница государства Qazaqstan (Казахстан на латинице) пролегла по территории Омской и Оренбургской областей России, Синьцзян-Уйгурского автономного округа КНР, Ташкентской области Узбекистана и включала в себя Каракалпакстан, относящийся к соседнему Узбекистану.

Заметка, к которой прилагалась карта, была посвящена отнюдь не территориальным вопросам, а проблеме модернизации казахского языка. Иллюстрацию после публикации в российских СМИ оперативно снесли с сайта, но в кеш-памяти Google она осталась.

Что означает эта карта, понять сложно. С одной стороны, граница государственного образования включает в себя Оренбург и Каракалпакию - эти территории принадлежали созданной в 1920 году декретом Всероссийского центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров РСФСР Автономной Киргизской Социалистической Советской Республике. К ней правительство затем присоединяло еще и часть земель Омской губернии, а также Джетысуйской, Самаркандской и Сырдарьинской областей. В 1925 году республика была переименована в Казакскую (Казахскую) АССР (в Киргизскую Республику превратили автономию южнее, она и сейчас называется Киргизией). Столица была перенесена из Оренбурга в Кзыл-Орду, а Оренбург из Казахстана возвращен в РСФСР. К слову, улица в столице республики Астане, на которой располагается Дом министерств, до недавнего времени носила название Орынбор, то есть Оренбург на казахском . Видимо, по какому-то совпадению. Правда, ее уже переименовали в улицу Мангилик Ел - Вечной Страны.

Изображение: «Казинформ»

В 1930 году из автономии была выведена Каракалпакия, в 1932-м часть земель на юге передана Туркмении. В 1936-м была принята «сталинская конституция», согласно которой республика получила статус союзной. Можно было бы сделать вывод, что на карте отображены территории, некогда включенные в советскую республику и выведенные оттуда. Но почему тогда составители этой карты не тронули входившие в автономию районы соседней Туркмении? Зато добавили Ташкент, хотя тот в Киргизскую АССР не входил? Как объяснить появление в государстве Qazaqstan земель Китая? В КНР немало этнических казахов, и составители так обозначали места их расселения? Никаких пояснений от информационного агентства не последовало.

Карта может отражать амбиции руководства Казахстана советского периода - в 1920-е годы, когда в регионе происходило национальное размежевание, многие территории действительно оспаривались республиками друг у друга. Советский государственный деятель рассказывал, что границы советских республик в Средней Азии устанавливал сам Сталин: «Одно создание среднеазиатских республик - это целиком его, сталинское дело!» «Ведь острая борьба шла. Казахи, например, их верхушка, дрались за Ташкент, хотели, чтоб он был их столицей. Сталин собрал их, обсудил это дело, посмотрел границы и сказал: "Ташкент - узбекам, а Верный, Алма-Ата - казахам"», - вспоминал Молотов. Так что, возможно, карта отражает чьи-то мечты о несбывшемся.

Самим агентством «Казинформ» руководит Аскар Умаров, которому приписывают резко националистические взгляды. Если верить СМИ, этот медиаменеджер использовал в дискуссиях и комментариях такие выражения, как «русня», и к согражданам другой национальности обращался со словами: «Не забывайте, что вы тут навязанная диаспора, а не автохтоны, и скажи спасибо, что ваши права соблюдаются и вас, как колонизаторов в иных странах, никто не гонит». Насколько такой подход совпадает с официальной позицией Астаны? Судя по риторике высших должностных лиц, власти Казахстана ратуют за равноправие граждан, вне зависимости от этнической принадлежности. Однако, как отметил научный сотрудник Уральского регионального информационно-аналитического центра (РИСИ) , Астана фактически попустительствует националистам, чтобы приструнить русских в республике и иметь аргументы в спорах с Россией. «Не нужно питать никаких иллюзий на тот счет, что такое происходит против воли руководства Казахстана. Астане выгодно присутствие националистической риторики в общественном дискурсе», - считает он. По его мнению, у казахских националистов есть притязания на Омск и Оренбург.

«В Казахстане русских земель нет»

Журналисты республики провели в сети расследование и установили, что карта эта давно кочует по казахстанским сайтам - ею иллюстрировали в 2015-2016 годах такие материалы, как интервью «В Казахстане русских земель нет» известного писателя Герольда Бельгера, «Наша родина называется не русофильски - Казахстан, а Qazaqstan или Qazaq Republic» и «Qazaqstan: нужна не смена букв, а репозиционирование». Как видим, речь идет прежде всего о переводе казахского языка на латиницу. Так что последний инцидент вполне можно списать на эксцесс исполнителя - редакторы просто перепечатали расхожую иллюстрацию.

Более примечателен сам процесс, который в сети иллюстрируют картой с необыкновенно расширившимся Казахстаном. В дискуссиях о смене алфавита постоянно всплывает тема взаимоотношений Казахстана и России. Необходимость латинизации Астана объясняет объективными причинами - потребностью в модернизации государственного языка. Власти и общественные деятели ведут активную кампанию по разъяснению полезности и благотворности латинизации. Благодаря новой графике произойдут духовное возрождение народа, консолидация нации и интеграция в мировое цивилизационное пространство, объясняют пропагандисты и агитаторы. СМИ республики показывают , что на местах сознательные граждане целиком и полностью поддерживают языковую реформу.

В общем, с латинским алфавитом связывается все хорошее и самые радужные надежды «Модернизация языка - это часть большой программы модернизации общества. Ситуация такая, что либо мы реально модернизируемся, меняем общество, меняем себя и становимся современным продвинутым государством, либо раздираемые внутренними противоречиями еще более архаизируемся, исламизируемся и скатываемся в ряд проблемных государств», - объяснил член рабочей группы по разработке нового алфавита Айдос Сарым. Но о какой модернизации идет речь и при чем тут латинский алфавит, пропагандисты не объясняют.

Сам президент Казахстана , что кириллический алфавит искажает казахский язык. «В казахском языке нет "щ", "ю", "я", "ь". Используя эти буквы, мы искажаем казахский язык, поэтому [с введением латиницы] приходим в основу. Это важнейшее мероприятие. Но здесь наскоком нельзя, будем постепенно и вдумчиво подходить», - заявил Назарбаев, не приведя доводов в пользу того, что латиница более подходит фонетическому строю казахского языка.Поскольку убедительных доводов в пользу латинизации никто привести не может, очевидно, что мотивы лежат в политической плоскости. Иначе зачем тогда Казахстану столь затратная реформа? Ведь латинизация создает большие проблемы: возможная потеря части корпуса литературы, снижение грамотности у людей разных возрастов и так далее.

Когда в апреле 2017-го Назарбаев провозгласил в статье, опубликованной в газете «Егемен Казахстан», неизменность курса на латиницу, многие эксперты истолковали это именно как символический разрыв с Россией или как предвестник неких изменений в политике. Эксперт по Средней Азии Аркадий Дубнов также полагает , что таким образом Астана стремится отдалиться от символов, связанных с Россией и «русским миром». «Сейчас, когда у власти Назарбаев, Казахстан резких движений в сторону от России делать не будет. У нас есть . Но это сигнал Москве», - объяснил директор международных программ Института национальной стратегии Юрий Солозобов.

«Нельзя исключать и того, что статья президента является сигналом и Москве, и Западу. Для России это намек на то, чтобы она была более уступчивой в вопросах, касающихся общих экономических интересов, а для Запада - демонстрация лояльности и независимой позиции на фоне ухудшения отношений России и США», -

Поговорили с женщинами, проживающими в Казахстане, чьи дети были подвержены дискриминации среди титульного населения за свою национальность, цвет кожи и даже вкусовые предпочтения.

Редакция отмечает, что среди покидающих страну активность демонстрируют такие нации как русские, немцы и украинцы. Одной из немаловажных причин оттока населения эксперты считают возрастающую степень национализма агрессивного характера.

Рассказы записаны со слов мам детей, которые столкнулись с ущемлением прав по национальному признаку. Все герои попросили не раскрывать своих имен и имен детей. Редакция оставляет за ними право анонимности.

Диора, 13 лет

Мы переехали в Казахстан из Узбекистана. У мужа здесь бизнес. Когда дело стало расширяться, он перевез нас дочкой в Алматы. Диору отдали в школу с русским языком обучения в центре города. Выглядит она как представительница своей нации: широкие густые брови, большие глаза и темная кожа. Через неделю после начала учебного года, она начала просить меня выщипать ей брови. Я думала, что это просто подростковые капризы и объяснила, что пока делать ей это рано, а густые брови наоборот считаются ее отличительной чертой. Ребенок после переезда стал замыкаться в себе, хотя Диора очень светлый и открытый ребенок. Наша семья и в Узбекистане была русскоязычной, традиции и прочие вещи являются для нашей семьи лишь данью уважения к нашей нации. Мы никогда не растили ребенка в узкой узбекской среде. У нее были подружки разных национальностей и никакого буллинга она, находясь в своей стране, по отношению к другим детям не делала. И для меня первым тревожным звоночком стали ее уговоры вернуться обратно в Ташкент. Я начала расспрашивать ее о ситуации в школе. Было ясно как день, что ребенка обижают вне дома.

Диора рассказала, что в школе ее обзывают «Жамшутом» и издевательски просят построить туалет у школы. Зачинщиком и агрессором стал мальчик Алан, который пользуется неким авторитетом среди сверстников, потому что ходит на бокс и играет на домбыре на школьных концертах. То есть, этот, казалось бы, разносторонний одноклассник придумал ей «кличку» , а дети дальше по ассоциативному ряду развили издевательства на этом фоне. Я не спорю, что в постсоветском пространстве все думают, что узбеки - это дешевая рабочая сила, которая умеет только строить дома для богатых россиян и казахов. Если бы мне сказали что-то в этом духе, то я бы просто проигнорировала оскорбления. Но как объяснить ребенку, что все это стереотипное мышление жестоких одноклассников? Я ходила на собрания, поднимала вопрос, но мама Алана каждый раз на мои жалобы отвечала оскорблениями и приказывала вернуться на историческую Родину, если меня что-то не устраивает в Казахстане. Я поняла, что проблема не в мальчике, а в его семье.

Мы перевели в этом году Диору в международную частную школу, где учатся в основном дети экспатов. Надеюсь, что она больше никогда не столкнется с дискриминацией в этой стране. В любом случае, после этой ситуации, мы с мужем начали беспокоиться за безопасность нашего ребенка. У нас есть друзья-казахи. Они все высокообразованные и приятные люди. Когда узнали об этой ситуации, то все недоумевали и просили у нас прощения за маму одноклассника дочери. Наверное, в любой национальности есть плохие люди. По крайней мере, я себя так успокаиваю.

Катя, 5 лет

Наш прадед принимал участие в Великой Отечественной Войне, а Катя коренная алматинка в четвертом поколении. Все эти факты я озвучиваю, чтобы вы понимали, что для Кати Казахстан является самой настоящей Родиной. Мы никогда даже не задумывались о переезде в Россию, пока не стали чувствовать давление со стороны окружения, то есть казахов. Мы проживаем в районе первой Алматы, там, как известно, проживают старожилы этого города. За последние два года мы не заметили, как здесь все стало меняться. Район помолодел в плане жителей, и все они - представители титульной нации. В основном покупают жилье в наших старых пятиэтажках молодые семьи из разных концов Казахстана. Много среди них неработающих мам, которые сидят дома с детьми. Я сама работаю и муж тоже, ребенка оставляем в будние дни в детском саду, потому что бабушка живет в другом конце города. Естественно, что мы с новыми соседями не состоим в близких отношениях. Они зачастую с нами даже не здороваются в ответ. В выходные мы выходим с Катей на детскую площадку. Так как детей на площадке много, я всегда наблюдаю за ней с лавочки. Девочка она у нас очень коммуникабельная и может завести беседу с кем угодно, а еще она абсолютно не жадная и раздает всем свои игрушки, лишь бы с ней вместе поиграли. Однажды я заметила как ее отчитывала наша новая соседка. Я подошла и увидела как она на повышенных тонах говорит моей дочери что-то на казахском языке. Я вмешалась, Катя увидев меня, прилипла к моим ногам и буквально дрожала от страха. Женщину не остановило, что я подошла и пыталась защитить свою дочь. Причина конфликта оказалась настолько мелочной - Катя решила собрать свои игрушки и пойти домой, другая девочка не отдавала ей их и начала ее толкать. На что ребенок ответил тем же. Понимаете, такое среди детей распространенная ситуация. Но этот детский конфликт перетек в оскорбления от мамы девочки. Она начала орать на ребенка, а при виде меня и вовсе перешла на личности. Я не стала усугублять все и просто ушла за руку с дочкой домой. На следующей неделе с Катей на детской площадке никто не игрался. Я видела, что дети как-то ее отталкивают. Она сидела на песочнице и одиноко лепила фигурки. Придя домой, она разрыдалась и сказала, что остальные дети ее обзывали «сасык орыс» . Если честно, мы даже не знали, как переводиться это словосочетание. Начала расспрашивать у знакомых. Была в шоке от значения.

Наша соседка постаралась сделать козла отпущения из моей пятилетней дочери. Ничего лучше, чем издевательства на национальной почве она придумать не смогла. После этого случая мы больше не гуляем во дворе. Ходим в развивающий центр. Другие подруги рассказали о новой школьной программе, где изучение казахского языка для детей становится неподъемной ношей. Все чаще стали задумываться с мужем о переезде, но не в Россию, а в европейские страны. Несмотря на то, что по «Хабару» в Казахстане все национальности живут в мире и согласии, на деле все совсем по-другому. Национализм есть, и он очень страшный. Не казахам здесь жить, безусловно, гораздо сложнее. Я бы даже сказала опасно.

Женя, 15 лет

Наша семья - это выселенные из родных краев корейцы. Когда моего прадеда и прабабушку перевезли в Казахстан, им спасли жизнь местные жители. Поэтому с самого детства мы росли с глубоким уважением к казахской нации. Безусловно, мы бывали и в Корее, нашли там своих родственников, но Казахстан есть и остается нашим домом. Мой сын, Женя, считается активистом в школе. Все постановки, КВН и прочие активности не проходят без его участия. Успеваемость по урокам у него тоже хорошая. Любая мама будет хвалить своего ребенка, но Женя, и вправду, у нас совершенно положительный ребенок без вредных привычек и плохой компании. С сыном у нас особые отношения. У него нет от меня секретов, вплоть до амурных дел рассказывает маме. Я очень ценю доверие Жени и пытаюсь давать взрослые советы, чтобы он чувствовал ответственность за свои поступки.

В 8-м классе Женя скатился до троек, стал агрессивным, начал слушать грустные песни о безответной любви. Безусловно, я поняла, что мой мальчик влюбился. Не стала читать нотаций, решила отпустить ситуацию, чтобы он сам разобрался во всем. Первая несчастная любовь, с кем не бывает?

В конце третьей четверти, меня вызывают в школу. Приняла меня директор, начала с того, что у Жени плохая успеваемость. Я сказала, что подтянемся и все образумится, но директор не переставала крутить свою шарманку, а потом и вовсе попросила нас перевестись в другую школу. Было предчувствие, что проблема не в оценках. Мой ребенок стал кому-то мешать. По профессии я психолог, пришлось проводить полноценную сессию с директором, в итоге которой выяснилось, что у сына завязались отношения с одноклассницей Мариям. А она является дочкой чиновника, который увидел как мой сын провожал свою возлюбленную домой.

Женя и Мариям, несмотря на запреты со стороны семьи девочки, продолжали встречаться. Я так понимаю, что ей неоднократно делали предупреждения родители. В общем ее папа а-ля «большой человек» пришел к директору и попросил исключить из школы Женю иначе все спонсорство, которое он любезно оказывает учреждению, закончится, а школа потеряет отличницу Мариям. Легче было отказаться от Жени, поэтому я и сидела в кабинете с золотыми колоннами и директором с сумочкой Furla за 120 000 тенге.

Дома я поговорила по душам с сыном. Как выяснилось, Мариям не разрешают встречаться с Женей, потому что он не казах. С казахами ей дружить можно, но корейцы для семьи Мариям - это люди, которые кушают собак. Все. Занавес.

Я даже не знала как разрулить ситуацию, что сказать, как реагировать... С людской глупостью бесполезно тягаться.

К счастью, в новом учебном году Мариям уже не было. Поехала учиться в Штаты. Очень патриотичная семья, что сказать.