Правила объединения с единоверцами. Единоверие (Единоверческая Церковь) - Религия - История - Каталог статей - Любовь безусловная. Причины успехов арабов

Отсутствие в старообрядчестве долгое время епископата послужило причиной создания в России еще одной церкви, получившей название соединенческой (по латинскому словоупотреблению - униатской), или единоверческой. Это переходная церковь - от старообрядчества в новообрядчество: она подчинена архиереям новообрядческой церкви, но все службы церковные совершает по старым, дониконовским, книгам, а также все обряды, чины, уставы и обычаи имеет старообрядческие. Принадлежащие к этой церкви именуются единоверцами, или соединенцами. Названы они так потому, что будто бы имеют одну веру с новообрядческой церковью. На самом же деле они не имеют полного единства в вере ни с новообрядцами (т.е. последователями никоновской церкви), ни со старообрядцами.

Основана единоверческая церковь по именному Высочайшему указу императора Павла от 27 октября 1790 г. Но предварительные условия для ее осуществления подготовлялись почти четверть столетия. В 70-80 годах XVIII столетия в Стародубских слободах проживал весьма начитанный и энергичный старообрядческий инок Никодим. Он состоял в близких отношениях со знаменитыми государственными деятелями Екатерининского периода - князем Потемкиным и графом Румянцевым-Задунайским. Никодим решил при их помощи и сочувствии приобрести старообрядчеству самостоятельного епископа и право ему совершать богослужения по старопечатным книгам. Он представил князю Потемкину письменное условие из 12 пунктов, в которых предлагал, чтобы все клятвы и проклятия, произнесенные на двоеперстие и на древнее чиносодержание, были уничтожены, чтобы никакого чиноприема старообрядцам не было делаемо, чтобы их не принуждали на общее моление с никонианами, чтобы находящиеся в старообрядчестве иеромонахи, священники, диаконы и иноки оставались на своих местах как законные, чтобы по указу императрицы был прислан епископ в Стародубье из "великороссийской породы", который состоял бы "при старообрядчестве", совершал бы все богослужения по старым книгам, рукополагал бы для старообрядцев священнослужителей, каких они сами изберут; чин поставления обязательно должен быть совершаем по древним чиновникам. При особых прошениях эти пункты были представлены еще следующим лицам: графу Румянцеву, митрополиту Петроградскому Гавриилу, Московскому Платону и самому Синоду. У всех этих лиц Никодим был лично со своими ходатайствами, и все они обещали дать стародубским старообрядцам просимого епископа. Никодим был представлен князем Потемкиным самой императрице Екатерине, и она пообещала дать епископа. Сам же Потемкин, как сообщал Никодим в Стародубье своим друзьям, "с особенным отеческим рачением согласует испросить епископа" и даже "почти назначает, кого их смиренных и боящихся Бога поставить в епископы". Но с отъездом инока Никодима из столицы дело это затянулось, пошли какие-то "многоразличныя разсуждения" как в духовных, так и в светских кругах. И только уже 11 марта 1784 г. последовал Рескрипт императрицы на имя м. Гавриила о "даровании старообрядцам по их просьбам священников и о дозволении им отправлять для них службу Божию по их старым обрядам". О епископе же не было совершенно сказано в Рескрипте, лишь замечено: "Покуда последует дальнее распоряжение". Но такового так и не последовало. Старообрядцы получили лишь священников "дозволенных". Разочарованный и обманутый, инок Никодим в том же году заболел и 12 мая скончался в самом расцвете своей жизни - 39 лет.

Преемники Никодима, стародубские иноки, долго еще хлопотали перед архипастырством господствующей церкви о даровании им епископа, но тщетны были все их просьбы, на них просто не отвечали. В отчаянии они писали митрополиту Гавриилу: "Что же нам делать? Прошения наши тщетны, жалости (т.е. жалобы) пусты, слезы не полезны, скорби наши вам не в жалость, того ради и не доумеем, что еще вашему высокопреосвященству представить." Так и не осуществилась тогда попытка стародубцев приобрести себе епископа от новообрядческой церкви открытым и дозволенным путем.

Уже в 1799 г. небольшая часть московских старообрядцев обратилась к Московскому митрополиту Платону с новым ходатайством, изложенным в 16 пунктах, очень сходных с прежними, никодимовскими. Москвичи, так же как и Никодим, прежде всего просили "разрушить преждеположенные клятвы на двоеперстное сложение и другие подобные ему обряды". Также просили, чтобы служащие в старообрядчестве священники были признаны имеющими право продолжать свое служение и чтобы "учиненныя ими священнодействия" были "оставлены в существенной их силе". Просили московские старообрядцы, чтобы вновь поставляемые для них священники рукополагались "по прежде печатным книгам" и чтобы они были избираемы "по согласию прихожан". Конечно, эти священники должны все службы совершать также по старопечатным книгам. Церкви и антиминсы для старообрядцев должны быть освящаемы по старопечатному требнику. От самого митрополита Платона просители требуют, чтобы и он благословлял священников и старообрядцев, "слагая два перста по обыкновению древле бывшему в России". Как священников, так и их паству просители ограждают от общего моления с триперстниками и брадобрийцами, но допускают, что старообрядец по личному желанию может приобщиться Святых Тайн в греко-российской церкви, но также разрешить, просили они, и сынам этой церкви "приобщаться Святых Тайн от старообрядческого священника". Последний пункт гласит: "Распри, раздоры и хулы ни с единыя стороны да не слышатся за содержание разных обрядов и разных книг, употребляемых для богослужения". Вот и все просьбы. О даровании старообрядцам епископа московские просители не посмели намекнуть даже: так безнадежны были желания старообрядцев получить себе епископа, совершающего богослужение по старопечатным книгам.

Но и то, что московские просители представили м. Платону, было, выражаясь по-теперешнему, революционным требованием. Это означало отказ от никоновской реформы, признание ее ненужности и бесполезности, признание старых книг и обрядов правильными и во всяком случае допустимыми для богослужения, признание положенных на них клятв и всяких анафем и осуждений неправильными и незаконными. Словом, провозглашалось торжество староверия и почти отмена никонианства, по крайней мере для просителей. А между тем никоновская церковь уже после завершительного акта собора 1667 г., окончательно расколовшего Русскую Церковь на две половины, издала в течение 130 лет целый ряд новых актов и сочинений, непримиримо жестоко осуждающих древние церковные обряды и книги и в особенности - двоеперстное сложение. Таковы книги: "Увет" патриарха Иоакима; "Розыск" Димитрия, митрополита Ростовского, канонизованного во святые; "Пращица" Питирима, архиепископа Нижегородского; "Обличение" Феофилакта Лопатинского, архиепископа Тверского; "Ответы" Никифора, архиепископа Астраханского и другие. Все эти книги издавались Синодом, по его разрешению и благословению и от имени всей церкви. Они были авторизованным и непогрешимым голосом всей правящей иерархии. Кроме этих книг, последовал и не менее длинный ряд актов, имеющих еще более авторитетное значение: присяга священникам патриарха Иоакима с чудовищными анафемами и заклятьями. Деяния небывалого собора на небывалого еретика Мартина Армянина, Феогностов требник, "Чин присоединения раскольников" 1720 г., Указ Синода 1722 г. - писать в раскол всякого двоеперстника, "невзирая ни на что" (ни на его принадлежность к никонианской церкви, ни на его частое принятие в ней таинств, ни на его действительную искренность), полемические Предисловия к таким богослужебным и наиболее ходовым в народе книгам, как Часовник, Часослов и Псалтырь и много других актов. Во всех этих актах и сочинениях господствующая церковь проклинает и анафематствует людей древнего благочестия и своих "православных" за то лишь, что они Бога прославляют по старым книгам (самые книги эти объявляются весьма погрешительными и еретическими) и за то главным образом, что они учат знаменоваться двоеперстным сложением. Самое сложение это с ужасающей ненавистью осуждается, как страшная ересь, даже совокупность ересей: арианской, несторианской, македонианской и других. Как только оно ни порицается во всех этих книгах и актах: злобожным разделением, демоносидением, бесовским написанием, адовыми вратами, чертовым преданием и т.п. хулами и бранью. И вот московские просители-старообрядцы, а раньше них инок Никодим со стародубскими просителями, требует, чтобы этим именно "чертовым преданием" сам Московский митрополит Платон благословлял старообрядцев и их священников и вообще все совершал для них по старым книгам, тем самым, которые полтораста лет беспрерывно и неустанно осуждаются как еретические и проклятые.

В очень затруднительном положении был м. Платон. Но предыдущее, весьма продолжительное царствование гуманной императрицы Екатерины довольно основательно подготовило Платона к новым отношениям к старообрядчеству. Сама императрица уже разрешила старообрядцам иметь священников, служащих по старым книгам и обрядам, и архиереям приказала давать старообрядцам таковых священников. Платону оставалось лишь идти по этому пути. Он и пошел, но нерешительно и с большими остановками. К большинству пунктов московских просителей-старообрядцев он приписал: "Сие приемлется". Но уже к первому пункту он дал ответ лукавый и не отвечающий просьбе. Авторы пунктов просят, "дабы святейший Синод разрешил прежде положенные клятвы на двоеперстное сложение и другие подобные сему обряды". Платон отвечает: "От клятв, прежде на них возложенных, разрешить, хотя церковь на них оныя возложила праведно, что они и сами признают, почитая ими себя связанными". Ничего подобного просители не заявляли, не признавали и не просили. Но Платону жаль было расстаться с прежними анафемами и проклятиями, он поэтому и уклонился от прямого и честного ответа на просьбу старообрядцев. Пятым пунктом они просили разрешить присоединяться к "старообрядческой церкви" тем старообрядцам, которые издавна "удалились от сообщества греко-российской церкви". Платон на это ответил решительным отказом: никто из бывших в церкви православной не может быть допущен "до такового присоединения". Очевидно, митрополит Платон признавал устраиваемую им единоверческую церковь не спасительной - пагубной, поэтому он так строго и охранял своих православных чад от нее. Этот взгляд он выразил и в ответе на одиннадцатый пункт, которым просители требовали не возбранять как старообрядцам приобщиться Святых Тайн в греко-российской церкви по их желанию, так и сынам этой церкви приобщаться от "старообрядческого" (единоверческого) священника. Платон отвечает: старообрядцам "дозволять то без всякаго затруднения"; но сын православной церкви может иметь дозволение только "в крайней нужде, в смертном случае, где бы ни случилось найти православного священника и церкви". Мало ли что разрешается в такой крайней нужде: крестить, например, простой бабушке, исповедь принимать дьячку, чтобы потом он передал ее священнику, питаться недозволенной пищей и многое другое.

Очень плохого мнения был Платон о единоверческом причастии. Полнее и решительнее он высказал свой взгляд, - он же синодский, или никонианский, - на единоверие и старообрядчество в своем заключительном "мнении", прибавленном к 16 пунктам единоверия. Во-первых, он заявляет, что на изложенных пунктах и его резолюциях к каждому из них действительно основывается особая церковь, которая "имеет называться единоверческой", и членов ее рекомендует именовать единоверцами, или соединенцами, но не старообрядцами. Во-вторых, он провозглашает, что заблуждения и погрешности "отторгшихся" "явственно и доказательно показаны" во многих "изданных церковью книгах" (выше нами перечисленных); "и ныне не может быть о всем том иная церкви мысль, разве каковая ею доселе за истину признана и признается". То есть, что книги старые действительно погрешительны и еретичны, что обряды, чины и обычаи, старообрядцами употребляемые, также погрешительны и еретичны, в особенности же "противное двоеперстие", в котором такое множество ересей и столько богохульного нечестия. И если все-таки такая мерзость дозволена единоверцам теперь, то лишь с твердой надеждой, что "таковые со временемъ Богомъ просветятся, и ни въ чемъ въ неразньствующее съ церковию приидутъ согласие".

Так и на таких основаниях возникло в 1800 г. единоверие - и Богом не просвещенное, и с единственной надеждой, что оно - временное учреждение, которое должно непременно исчезнуть, слившись во всем с никонианством. На нем лежала задача само старообрядчество постепенно уничтожить, ибо единоверческая церковь стала переходной ступенью от него в никонианство. Старообрядцы совершенно основательно прозвали единоверие "ловушкой" и "западней". В никонианство они не шли - оно так чуждо старообрядчеству, а единоверие должно было соблазнять их своею похожестью на старообрядчество старыми книгами, древними обрядами, выборным священством и другими "старообрядческими" порядками.

В единоверие, однако, вступила очень незначительная часть старообрядцев, и то лишь в некоторых губерниях. На первых порах оно влачило самое жалкое существование. Старообрядцы сразу поняли его сущность и сторонились его, как действительно опасной ловушки. Только в царствование императора Николая Павловича единоверие быстро и сильно разрослось: правительство насильно загоняло старообрядцев в единоверие, повсеместно, по всей России, поотбирало у них церкви, часовни, монастыри, скиты со всем их церковным имуществом, во многих церквях и монастырях чрезвычайно ценным, и все это отдало единоверцам. С награбленным имуществом оно расцвело, стало богатым, многочисленным, но зато более ненавистным и более чуждым всему остальному старообрядчеству.

Единоверцы и сами тяготились своим необычайным положением: они и не новообрядцы и не старообрядцы. Служат они по старопечатным книгам, содержат старые обряды и чины, имеют священников, служащих у них тоже по старым служебникам и потребникам. Но зависимы они все же от новообрядческих архиереев и от правительствующего Синода, которые продолжают смотреть на них как на раскольников и как на людей невежественных, непросвещенных, чужих им, а на все их книги и обряды как на ошибочные, погрешительные и еретические. Синод продолжал благословлять к изданию прежние полемические книги, наполненные бранью и ругательствами на старые обряды и богослужебные книги; Часовники, Часословы и Псалтыри по-прежнему печатались с осуждениями и хулениями на двоеперстное крестное знамение как на обряд армянский и еретический. Проклятия и анафемы, произнесенные как восточными патриархами еще при Никоне, так и собором 1667 г., оставались не снятыми. Единоверцы, находящиеся в подчинении никоновской церкви, должны были считать и клятвы эти правильными и законными, и все ругательства и осуждения на них, и единоверческие книги и обряды правильными и истинными, то есть должны были признавать себя проклятыми и еретиками, а свои книги и обряды - проклятыми, еретическими, преданиями не св. отцов, не св. апостолов (как они веровали по-старообрядчески), а преданиями армян и многочисленных других еретиков и даже преданием "самого горшаго чорта", как веровала и утверждала признанная единоверцами церковь. Совсем они были не единоверны ей, и именование их "единоверцами" звучало лишь насмешкой и какой-то презрительной кличкой.

В течение более чем столетнего своего существования единоверцы неоднократно обращались к Синоду с настойчивыми просьбами дать им единоверного и единообрядного епископа. Но каждый раз получали решительный отказ. По поводу одной такой просьбы Синод разослал всем архиереям секретный запрос: можно ли дать единоверцам епископа? Большинство архиереев ответило отрицательно, причем высказало свой взгляд на единоверие, как на учреждение для церкви бесполезное и даже вредное, а о самих единоверцах архиереи отзывались как о полураскольниках и даже просто раскольниках. Даже после 1905 г., когда и старообрядцам была дарована религиозная свобода, единоверцам было отказано в назначении им своего епископа. Неоднократно обращались единоверцы в Синод и с просьбой снять клятвы соборов 1653 и 1667 гг., а также уничтожить все осуждения и ругательства на старые обряды в прежних полемических книгах. В утешение им Синод издал в 1886 г. лишь "Изъяснение", что полемические книги принадлежат частным лицам, а клятвы положены лишь на раскольников за отделение их от церкви. Конечно, никто таковому "изъяснению" не поверил - ни старообрядцы, ни единоверцы, ни сами авторы его, ибо всем было очевидно, что оно лживо. После этого "изъяснения" все же продолжали печататься полемические книги с ругательствами на старые обряды и предисловия к богослужебным книгам с осуждениями двоеперстия как еретического сложения.

Поставленная единоверию задача самим основателем его, Платоном-митрополитом, уничтожить старообрядчество посредством этого, как сами единоверцы выразились, латино-иезуитского учреждения, постепенно осуществлялась, ибо многие единоверческие приходы с течением времени утеряли старообрядческий облик, развалились в них самые основы старообрядчества, стали они почти никонианскими.

После 1905 г., когда в России была провозглашена свобода вероисповеданий, вожди единоверия старались укрепить его, сохранить в нем старообрядческий уклад и стиль. Но для успеха единоверия ему нужно было приобрести самостоятельность, выйти из иерархической зависимости от Синода. Нужен был единоверческий епископ, которого так безуспешно доискивались единоверцы. Только после большевистской революции заседавший в Москве Всероссийский собор новообрядческой церкви наконец решил дать единоверцам архиереев, но только так называемых "викариев", то есть таких, которые состоят лишь помощниками у новообрядческих епархиальных епископов и от них зависимы. Когда же сама бывшая господствующая церковь разделилась на ряд церквей: тихоновскую, или патриаршую, возглавляемую митрополитом Сергием, и потому именуемую Сергиевской, живистскую, или обновленческую, содацкую, липковскую, автокефальную украинскую и другие - тогда и единоверцы провозгласили свою церковь самостоятельной и свою иерархию независимой ни от одной из этих новых церквей.

Лишь после всех этих событий одна их поименованных церквей, Сергиевская, вынесла следующее постановление о старообрядческих богослужебных книгах и обрядах от 10/ 23 апреля 1929 г., без всякой просьбы со стороны старообрядцев и даже единоверцев:

1. ПРИЗНАЕМ:

а) богослужебные книги, напечатанные при первых пяти Российских патриархах, православными;

б) свято хранимые многими православными, единоверцами и старообрядцами церковные обряды по их внутреннему знаменованию - спасительными;

в) двоеперстие, слагаемое в образ Святой Троицы и двух естеств в Господе Нашем Исусе Христе - обрядом, в Церкви прежнего времени несомненно употреблявшимся и в союзе со св. церковью благодатным и спасительным.

2. Порицательные выражения, так или иначе относящиеся до старых обрядов, в особенности до двоеперстия, где бы оные ни встречались и кем бы ни изрекались, отвергаем и яко небывшия вменяем.

3. Клятвенные запреты, изреченные Антиохийским патриархом Макарием и другими архиереями в феврале 1656 г. и собором 23 апреля того же 1656 г., а равно и клятвенные определения собора 1666-1667 гг. как послужившие камнем преткновения для многих ревнителей благочестия и поведшие к расколу св. Церкви разрушаем и уничтожаем и яко небывшия вменяем.

Слишком запоздало это определение - более чем на два с половиной века. Его следовало вынести на другой день после окончания собора 1667 г. Не опоздало бы оно и в 1682 г., когда происходили в Московском Кремле знаменитые "прения о вере", тогда "ревнители благочестия" умоляли и патриаршую и царскую власть "об исправлении православной христианской веры, дабы Церковь Божия была в мире и единении, а не в раздрании и мятеже". Тогда Церковь действительно осталась бы единой, не произошло бы раскола на две половины. Именно тогда нужно было провозгласить, что старые книги вполне православны, что обряды древней Церкви - спасительны, что и само двоеперстие, за которое столько было пролито по всей стране крови, - благодатно и спасительно. Совсем другая тогда последовала бы история и Церкви, и всей Руси. А то потребовалось более 250 лет, чтобы в конце концов убедиться в тех истинах, которые ныне с таким опозданием признала новая церковь и которые тогда были ясны и понятны каждому ревнителю благочестия. Теперешнее признание этих истин есть, конечно, справедливый приговор над всей вековой никониановщиной. Но он должен быть более ясным и более определенным. Ничего не сказано в патриарше-сергиевском определении ни о никоновских нововведениях, ни о петровско-синодальных реформах, ни о кровавых мучениях, ни о миллионах святых жертв вследствие этих мучений, ни о многом другом - не менее важном и весьма существенном для церковного единства. Нужен пересмотр всей никоновской реформы, всей почти трехвековой истории церковной. Для этого недостаточно постановления одной лишь сергиевской церкви, притом случайного, вызванного разрухой современной и посему едва ли искреннего и по истинному убеждению вынесенного. В таких делах не должно быть недомолвок, лицемерия, неискренности: все должно быть честно, открыто и свято.

Ни единоверие, ни старообрядчество пока ничем и никак не откликнулось на это "Деяние" Московской патриархии. Да в условиях безбожного ига в России и невозможно свободное обсуждение церковных и вообще религиозных вопросов. Для этого нужно ждать других времен.

В августе сего года редакцией журнала «Уроки веры» был выпущен юбилейный буклет в празднование 120-летия нашей Свято-Успенской церкви. Неожиданно выяснился большой пробел в знании истории Отечества и Отечественной Церкви. Некоторые прихожане недоумевали, а некоторые возмущались: дескать, староверы – неправославные, а поскольку единоверческие церкви – староверские – то и выходит, что мы отмечаем юбилей неправославной церкви. Чтобы помочь людям разобраться в неясном для них вопросе, коллектив авторов журнала согласился проделать совместную работу и подготовить небольшой материал по истории Православия в России. Эту работу мы и предлагаем нашим читателям в нынешнем номере журнала. Рубрику «Единоверческие церкви» подготовили: Глеб Бережков, Марина Попова, Алексей Цыцевич, Маргарита Кравченко.

Историческое положение России до раскола церкви

17 век был очень тяжёлым для Руси. Более 15 лет военного Смутного времени истощили силы народа. Кроме того, что поляки вошли в Москву, сердце России – Троице-Сергиева Лавра подверглась осаде. 23 сентября 1608 г. Сапега вышел из Тушино и обложил монастырь. Его войско насчитывало почти 30 тысяч воинов. Защитников Лавры не набиралось и 3 тысяч. К маю 1609 года в монастыре осталось около 1 тысячи бойцов, едва держащихся на ногах от голода. Сражались не только мужчины, но женщины и дети. Только 12 января 1610 года Скопин-Шуйский заставил Сапегу снять осаду и отойти от монастыря. Можно сказать одно: игумен земли Русской – святой Сергий Радонежский с сонмом русских святых отстояли, отмолили Русь. Была ли эта Русь неправославной? Святая православная Русь спасла Россию.
Алексей Михайлович Романов был очень молод. Он вступил на престол Российский в возрасте 16 лет и был вторым царём из рода Романовых. Его душа жаждала помощника и советчика. Конечно, этот советчик должен быть лицом духовным. Со времён Ивана Калиты на Руси правила так называемая «симфония власти» - совместные власть и управление духовного лица (патриарха, митрополита) и светская власть (княжеская. царская). Такого рода благодатного советчика молодой царь увидел в лице седьмого русского Патриарха Никона.

† Никон

Никон Минов или Минин. Фамилия образована от имени отца. Его родители – простые крестьяне Мина и Мариама. Мать умерла рано. Когда Никон вырос – он женился. Был белым священником в селе. Но нежданно умерли один за другим трое его детей. Никон очень тяжело пережил смерть детей. Уговорил жену уйти в монастырь. Жена постриглась в Алексеевском монастыре. Никон же принял постриг на Соловках. Характер Никона был далёк от монастырского смирения – властный, гордый, наделённый крестьянской хозяйственной хваткой, очень практичный. Никон был умён и образован. Рассорившись с братией, строптивый монах бежал с острова ночью в бурю. Укрылся в Новгороде. Сами далёкие от смирения, хозяйственные новгородцы быстро оценили личность Никона. Новгороду Никон пришёлся, что называется, «ко двору». По монастырским делам его послали в Москву. Вот там-то Никон и приглянулся молодому царю. И был оставлен в Москве.
Никон совершенно отважно решился склонить на публичное покаяние царя: он привёз в Москву мощи митрополита Филиппа, замученного в тюрьме при Иване Грозном. Царская власть до сих пор покаяние за это не приносила. Мощи Никон привёз всё с тех же Соловок.
Никоном начато обширное строение монастырей. Как хозяйственный крестьянин, он сумел настолько умножить церковные и монастырские богатства, что его прозвали Скопидом. Монастыри и церкви приобрели при Никоне обширные угодья – поля, леса, места рыбной ловли. Был выстроен немецкими мастерами великолепный патриарший дворец. Что, кстати, вызвало немало нареканий в его адрес среди православных. Сложно было представить, что в этом патриаршем дворце живёт смиренный Божий слуга и слуга народа. Меж тем, во время голода Никон кормил нищих, раздавал беднякам церковные продукты и деньги. Он же начал борьбу за трезвую Россию, ибо считал пьянство – одним из опаснейших для русского народа грехов, который начисто может разрушить и народ, и государство, и Православие. По его указу резко сократилось количество питейных заведений, ограничена продажа алкоголя в одни руки. Продавцам было категорически запрещено продавать алкогольные напитки священству, монахам, церковным служащим.
Он же начал борьбу за чистоту православного населения. Дабы не происходило смешения православного населения с иноверцами и с целью ограничения смешанных браков, были выделены земли для проживания инославных. Так, например, появилась в Москве «никоновская» Немецкая слобода.

† Аввакум

В Москве был создан «Кружок ревнителей благочестия», куда входили два земляка и два соратника, а впоследствии – два врага, проклявших друг друга: Никон и Аввакум. Вообще почти все деятели кружка – выходцы из Нижегородского уезда. Эта сильная духом земля рождала и людей сильных по складу ума и характера – иногда даже чрезмерно.
Аввакум – личность, как и его земляк Никон, неординарная. Оценить такие личности словами «хороший – плохой» - совершенно невозможно. Скажем, в стремлении объяснить русичам библейскую историю Аввакум усердствовал так, что читать его пояснения можно было с незаурядным опасением: не совершаю ли я грех? Мало того, что римские легионеры назывались в его произведениях «стрельцами», вонзающими копьё в ребро Господа. Но и Сам Господь Саваоф сравнивался с великим князем всея Руси. Кроме того, эти поучения, вероятно, для большей «простоты и народности», пересыпались самой откровенной бранью. По характеру Аввакум был зело крут и строг, не терпел никакой праздности и развлечений и того же требовал безоговорочно от своей паствы. Кто знает, чем ему не приглянулись бродячие актёры с дрессированным медведем. Может, они и впрямь вели себя непристойно, что было не редкость. А может и нет… Но Аввакум разогнал всех с народного гулянья – и актёров, и мишку, и свою грешную паству. Терпение прихожан на этом лопнуло, и они изгнали излишне сурового протопопа с прихода, изрядно его избив. Остановился Аввакум в Москве – он очень приглянулся Никону. У них и впрямь были в чём-то родственные души. В «Кружке ревнителей благочестия» шла серьёзная реформаторская работа. Протопоп Аввакум начал борьбу с хамовым пением, которое существовало на Руси и очень мешало службам. Смысл его был в том, что по закону открытого слога после каждой согласной должна добавляться гласная. Гласные добавлялись произвольно. Понять, что поёт хор, порою, было невозможно. Была и другая, весьма вредная русская традиция – петь во время чтения Евангелия. В книгах были ошибки… В общем, церковное служение действительно, объективно нуждалось в реформе.

† Раскол

Неожиданно деятельность «ревнителей благочестия» омрачилась расколом среди членов кружка. Никон действовал властно, по праву патриарха. Он перестал советоваться со своими соратниками.
Двуперстное и троеперстное крестное знамение существовали в православии давно и параллельно. Двуперстное знамение – византийская традиция. По преданию, монахи, научившие князя Владимира креститься, были именно византийскими. Троеперстное крестное знамение было в основном греческим. Постепенно оно вытеснило византийское знамение. Двуперстие осталось лишь в России и Сербии. Двуперстие и троеперстие не вызывало никаких нареканий и возмущений в православном мире. И тот, и другой вид креста считался верным.
Византия пала. Греция была слаба. Из православных государств сильной была только Россия. Главы православных церквей других государств часто просили у России помощи, в том числе и финансовой. Подобное положение в мире навело Никона и царя Алексея Михайловича на мысль о создании единого общеправославного государства, объединяющего все православные земли. Может, эта идея и была хороша. Но со времён Вавилонской башни глобальные проекты обычно заканчивались плохо. Не явилось исключения и на сей раз. Никон, скорее всего, помышлял общеправославным государем себя. Царь очень доверял Никону. Отлучаясь в военные походы, Алексей Михайлович оставлял фактическим правителем Никона. Разрешал подписываться словом «государь». Однако, теперь властность Никона перешла допустимые пределы, и царь решил принять меры к ограничению деятельности своего наставника. Он перестал посещать службы в Успенском соборе, где служил патриарх. Запретил Никону подписываться словом «государь».
Меж тем, Россия присоединила к себе Украину, где службы тоже служились в церквях по местному обычаю. Получалось, что даже не в воображаемом общеправославном государстве, а и в реальном государстве Россия нет единого образца служб. Требовалось подвести службы к единому канону. И вот тут и случилась беда: патриарх единолично выбрал за образец не византийскую традицию, а греческую. В православном мире к Греции давно относились с подозрением. Греция приняла Флорентийскую Унию. Согласилась на уступки католикам, исправив Символ веры. В Греции по этому поводу начались восстания православных. Кстати, и сейчас Греческая церковь - новостильная и служит лишь Пасху по Юлианскому календарю. На Руси не любили греков за стяжательство. По мнению россиян, греки сами давно потеряли чистоту православия и не могли служить образцом. Ещё Иоанн Грозный на попытки (они были и тогда) унифицировать службы и обряды сурово заметил: «Греки нам – не Евангелие». Хорват Юрий Крижанич писал: «…В настоящее время греки не занимаются ни искусством, ни науками, так что сами они – слепые вожди слепых…» Москвич Арсений Суханов, посетивший Грецию, писал: «…греки…если и были источником, то ныне он пересох». Тем не менее, во главе переписывания русских служебных книг стояли именно греки. Никон утверждал, что он взял образцы с Афона, который всегда был оплотом православия и вся остальная Греция Афону не указ. Это земля Богородицы. С Афона были переписчики или нет, но греческая редакция книг вызвала в России гнев у православных. Вообще, большинство историков сходятся в одном: клевета и правда во время Раскола так переплелись, что уже, видимо, никогда не удастся восстановить истину.

† Духовная беда России

Историк Л. Тихомиров: «Мы…русские…сами не знаем, во что веруем, и чтя одних и тех же святых, одну и ту же Апостольскую церковь – считаем друг друга погибшими, отлучёнными, преданными анафеме или антихристу».
Реформа через каких-то 40 лет после Смуты была явно не ко времени. Во время Смуты русские отстояли Троице-Сергиеву Лавру. Их помощниками и ходатаями пред Господом были русские святые. Соборное моление спасло народ. И вот теперь эта вся прошлая жизнь объявлена ересью. А как же святые – Сергий Радонежский, Андрей Рублёв, Александр Невский. Дмитрий Донской?.. Достоевский писал: «Всякому обществу, чтобы держаться и жить, надо кого-нибудь и что-нибудь уважать непременно и, главное, всем обществом, а не то, чтобы каждому как он хочет про себя» (Дневник писателя за 1876 год.) Главная беда: вопрос в умах людей: где же церковь? Тут же стали активны католики. В то время, как старообрядцам рубили головы, католикам разрешено было проповедовать в Москве. В недалёком будущем – в 1685 году иезуиты откроют в Москве свою школу. Старые книги велели отбирать и уничтожать. Никон допускал кощунства по отношению к иконам старого письма. А ведь на Руси Андрей Рублёв почитался, как святой. Теперь же иконам старого письма не только не оказывали почитание, не только запрещали – их разбивали на глазах у верующих, сжигали, выкалывали на ликах глаза.
Русь отличалась высокой грамотностью. Учились дети по трём книгам – Азбука, Псалтирь, Часослов. По ним же учились и церковному письму. Обучение так же совершалось и по летописям. Обязательные для изучения предметы – чтение, письмо, арифметика, знаменное пение и крюковая грамота, история. Не редкостью было обучение иконописи, хотя бы её азам. Теперь же образовательный процесс был на целые столетия серьёзно подорван: к новым книгам доверия нет, а старые почти не сохранились, их сожгли.
Говорили, что Никон толкнул камень, а этот камень вызвал лавину. Добавилась и политическая беда: Соборное уложение, свод законов, окончательно закрепило крепостное право в России. Начались крестьянские восстания. Государство становилось неправославным по своей структуре: помня, как Никон пытался узурпировать власть, царь стал править самодержавно. А ведь Русь поднялась именно тогда, когда духовная и княжеская власть правили государством совместно. До этого законодателем государства был Бог, и Русь вручали Заступнице – Богородице. Теперь законодателем государства стал человек, т.е. сама природа царской власти изменилась. При Петре Первом церковь будет полностью подчинена светскому государству. Такая ломка сознания была бы не под силу даже Петру, если бы церковная смута не подготовила почву.
Соловецкий монастырь восстал. Монахи Соловков написали царю письмо: «Вели, государь, на нас свой царский меч прислать и от сего мятежного жития переселити нас на оное безмятежное и вечное житие». Исполнение просьбы не заставило себя ждать. Соловецкое сидение длилось восемь лет. Поначалу монастырь просто подвергли блокаде. Потом, когда узнали, что на Соловках нашли приют беглецы из армии Степана Разина, государевым войскам разрешили вести обстрел монастыря. Монахи приняли решение больше не молиться за царя и не поминать его о здравии. Кто знает, долго ли продолжалось это противостояние монастыря государству, но судьбу Соловков решило предательство: чернец Феоктист показал стрельцам потайной вход в монастырь. Монастырь пал.

† Единоверие

Удивительно, но основоположником Единоверия был всё тот же патриарх Никон Минин. Совершенно очевидно, что сам Никон не придавал церковной реформе именно того значения, которое ей придало светское государство в попытке освободиться от власти церкви, настойчиво пробуждавшей во власть предержащих совесть.
Протопоп Иоанн Неронов дерзнул испросить у Никона разрешения служить по старым служебникам и не пользоваться новыми. Это было в 1656 году. Ответ Никона поразителен: «Обои-де добры, - всё равно, по коим хочешь, по тем и служишь». В типографии Валдайского Святоозёрского монастыря по указу патриарха было налажено печатание дораскольного Часослова, а Символ веры в молитвословах печатали здесь в старой редакции. Собор 1666 года не вынес приговор приверженцам древлеправославного обычая. Оба течения – русско-греческое и древлеправославное, наследованное, как святыня, от Византии, существовали вместе. Так русская православная церковь стала единоверческой. Оба обряда признавались равноспасительными. Никон понимал, что в основе реформы не лежит расхождение в догматах. А раз так – оба течения находятся в лоне Апостольской церкви.
Впрочем, осознание этой истины не мешало Никону расправиться с особо несмиренными противниками. С теми, кто не признал никоновскую хиротонию, кто называл никоновское священство безблагодатным, расправлялись сурово. Обосновано это было, скорее всего, личными амбициями, поскольку Никон отдавал себе отчёт в равноценности византийского и греческого обрядов. Так Никон избил епископа Павла Коломенского на Соборе 1654 года, сорвал с него мантию и сослал в монастырь. Павел ушёл из монастыря, взяв на себя подвиг юродства и обличая власть. Погиб мученической кончиной – его заперли в деревянный сруб и сожгли заживо. Поговаривали, что это дело рук Никона – это он подослал убийц с конкретным заданием: убить епископа Павла.

†Дальнейшая судьба патриарха

Никон окончательно своею властностью восстановил против себя и царя, и священство. Кто знает, как сложилась бы его судьба, если бы не гордыня – самый главный враг патриарха - подписавшая ему приговор. Никон обиделся на царя и объявил, что он уже «не хочет быть патриархом». После размолвки с царём Никон самочинно сложил патриаршее одеяние, ушёл в ряске и уединился в монастыре. Всё русское общество восприняло самовольное оставление паствы, как бесчинство. Царь Алексей Михайлович предложил Никону взять церковную власть в свои руки. Но очевидно, что Алексей Михайлович знал, был уверен: гордыня не даст патриарху сразу же согласиться. Скорее всего, он заупрямится, будет ждать, когда его попросят ещё раз. Так и случилось. Никон отказал царю. А царь не стал настаивать. 12 декабря 1666 года Никона лишили сана и сослали в Ферапонтов, а затем в Кирилло-Белозерский монастырь.
Уже сын Алексея Михайловича, царь Фёдор Алексеевич, сочувствовавший Никону, приказал освободить бывшего патриарха и разрешил ему вернуться в Ново-Иерусалимский монастырь в Москве, который сам Никон и построил ещё в начале своей деятельности. Но на пути в монастырь Никон скончался. Это случилось 17 августа 1681 года. Фёдор Алексеевич настоял на отпевании Никона, как патриарха, несмотря на протесты патриарха Иоакима. Никона Минина похоронили в Ново-Иерусалимском монастыре. Царь сам со слезами читал над усопшим 17 кафизму и Апостол. А в 1682 году добился от восточных патриархов разрешительной грамоты: в ней Никона повелевали поминать, как патриарха. 5 августа 2006 года в Саранске был открыт памятник патриарху Никону и освящён Алексием Вторым.

† Усугубление раскола русской церкви

Вся русская общественность надеялась, что после низложения Никона реформа будет отменена. Но этого-то как раз и не случилось. Реформа церкви и усугубление раскола русского общества и русского православия было, как ни парадоксально, на руку царской власти. Низложение Никона ничего не изменило в деле реформы в положительную сторону. Наоборот – ситуация накалилась до предела. Собор 1667 года, состоявшийся уже после Никона, анафематствовал старые обряды. С восставшими старцами поступили жестоко. Всех, кто не признал нового обряда, подвергли репрессиям. Были замучены голодом сёстры-боярыни Морозова и Урусова. А старцам, заключённым в Пустозёрске – Аввакуму, Епифанию, Лазарю и Фёдору были урезаны языки и персты, дабы священники не могли славить Бога и креститься по-старому.
Протопоп Аввакум был сослан в ссылку со всею семьёй. Его самого, детей и только родившую жену с новорождённым сыном бросили в телегу и увезли. Двое младших сыновей умерли. Старшие дети, босые, скитались, выпрашивая подаяние. Известен диалог Аввакума со своею женою:
— Долго ли муки сея, протопоп, будут?
— До самыя смерти, Марковна.
— Добре, Петрович, ино ещё побредём.
14 апреля 1686 года старцы, заключённые в Пустозёрске, были сожжены заживо на костре: Аввакум, Епифаний, Лазарь, Фёдор. По другим данным – это случилось раньше: по указу Фёдора Алексеевича Аввакум был сожжён в 1682 году.
В 1916 году на Освящённом соборе Аввакум был канонизирован.
После Фёдора Алексеевича старообрядцы были особо гонимы при Анне Иоановне, царевне Софье и Петре Первом. В ответ на сожжения, старообрядцы стали отвечать самосожжением – «гарями».

† Судьба старообрядчества

Старообрядчество сразу же распалось на несколько течений. Из них главных – три: единоверие, поповцы и беспоповцы. Поповство и беспоповство имеют внутри себя, опять же, разные ответвления.
Беспоповцы. Никон сразу же потребовал от епископов верности новым обрядам. Не подчинившиеся епископы были уничтожены в ходе никоновских и послениконовских репрессий. Таким образом, епископов, не принявших реформу, не осталось. Епископов, принявших реформу, старообрядцы посчитали безблагодатными, как и священников нового поставления. В результате, эта часть верующих решила, что лучше быть без священников вовсе, нежели иметь священников никоновских. Однако, без священников ряд таинств оказался невозможным. Без епископов священники не могли освящать храмы, готовить миро. Не могло совершаться таинство Евхаристии. Более того, беспоповцы кощунственно отзывались о таинстве Евхаристии, совершаемом священниками нового поставления. Центром беспоповцев стала Выговская пустынь.
В так называемой поповщине так же, как минимум, пять основных церквей, друг друга проклинающих. Это одно из самых широких течений. Здесь принимали во священники и священников нового поставления, после покаяния. Зачастую, это были священники беглые, недовольные существующей церковной властью. Потому их часто называли беглопоповцы. .
Основным центром поповского старообрядчества стал остров Ветка, что на реке Сож, в Белоруссии, в Гомельской области. Ветковская слобода дала название одному из самых обширных направлений старообрядчества. У нас в станицу Белореченскую прибыло на освоение новых земель большое поселение именно ветковских старообрядцев. Ветковцев пыталась уничтожить Анна Иоановна, но Ветка выжила. Белокриницкий монастырь – так же центр поповцев.
При Екатерине Второй под надзором Священного Синода было разрешено служить по старым книгам. В 1763 году Синод объявил, что двуперстие не есть признак раскола. В марте следующего года Екатерина издала Манифест в защиту старообрядцев. В 1783 году иноком Никодимом при поддержке графа П.А. Румянцева в Святейший Синод было подано прошение о воссоединении старообрядцев с официальной российской церковью. Екатерина Вторая разрешила князю Г. А. Потёмкину расселить старообрядцев в Новороссии. Однако, Екатерина разрешила иметь старообрядцам только священников, но не епископов. При Павле Первом были признаны равноспасительными старые и новые обряды: «Бысть по сему». То есть, единоверие, благословлённое ещё патриархом Никоном, вновь обрело себя в лоне единой русской православной церкви.
Единоверческая церковь – это церковь, входящая в Русскую Православную церковь, но совершающая службы по старому обряду и по старым Богослужебным книгам с официального благословения и разрешения. Год, когда Павел начертал «бысть посему», считается вторым рождением единоверческих церквей – это год 1800. В Казани в 1885 году состоялось собрание епископов, где было принято: «Православие и Единоверие составляют одну Церковь…Пребывающие в Единоверии – истинно православные…сыны Святой Церкви». При Николае Первом отношение к старообрядчеству стало недобрым, а вот Единоверие укрепилось. В единоверческих церквях службы совершались по иноческому чину, без опущений, на семи просфорах, со знаменным распевом.
И всё же, официально клятвы собора 1667 года были сняты церковной властью со старых обрядов лишь в 1929 году при Сергии Страгородском, а затем в 1971 году.
Первым единоверческим епископом стал Симон Шлеев. Сам патриарх Тихон возглавил хиротонию Симона во епископы. Это был первый единоверческий иерарх, рукоположенный по старому дораскольному канону. Патриарх Тихон послал Симона в Уфу для управления православной епархией. Это было фактическим подтверждением равноправности и равночестности обоих течений. До революции единоверцы не могли об этом даже мечтать. Единоверческие епископы официально имели право служить службы и по древлеправославному, и по греко-русскому, новому обряду, т. е. по старому и новому чину. Жизнь епископа Симона трагически оборвалась 18 августа 1921 года – он был расстрелян в Уфе, как и многие в те годы. Так же погибли в годы революции единоверческие епископы Амвросий (Андрей Иванович Сосновский), архиепископ Куйбышевский Ириней…
Святейший патриарх Алексий Второй сказал: « Чадам Русской Православной Церкви нужно помнить, что древние церковные обряды составляют часть нашего общего духовно-исторического наследия, которое следует хранить, как сугубую драгоценность в литургической сокровищнице Церкви». (27 ноября 2000 года на торжественном собрании по случаю 200-летия со дня основания единоверческих церквей по указу Павла Первого).