Логопедическое занятие на тему слова признаки. Логопедическое занятие "слова, обозначающие признаки предметов". Фонематический анализ и синтез

Конспект логопедического занятия на тему:

Слова, обозначающие предметы.

Цель: Закрепить представления о словах, обозначающих предметы.

Задачи:

Образовательные:

Закрепить усвоение лексического значения слова;

Способствовать практическому усвоению слов, обозначающих живые и неживые предметы;

Учить задавать вопросы к словам-предметам;

Учить соотносить слова-предметы с их графическим обозначением.

Коррекционно-развивающие:

Корригировать логическое мышление на основе сравнения живых и неживых предметов; слуховое внимание на основе различения вопросов;

Развивать навыки звукового и буквенного анализа и синтеза на основе преобразования слов;

Развивать умение подбирать слова к обобщающим понятиям;

Развивать мелкую моторику;

Формировать коммуникативную сторону речи учащихся.

Воспитательные:

Воспитывать наблюдательность к языковым явлениям, речевую активность;

Воспитывать усидчивость.

Оборудование: изображения космического корабля; разрезная азбука; предметные картинки (сыр, лук, ослик, варежки, арбуз, кукла, синица, туфли, лиса, шапка, мышка, белка); мяч; наборное полотно для фронтальной работы; схема для обозначения слов-предметов (полоска); панно «лес»; карточки с изображением слов-предметов («живые-неживые»).

Ход занятия

1. Организационный момент .

Сядет тот, кто угадает слово по его лексическому значению.

Место, где растёт очень много деревьев и можно собирать грибы и ягоды. (Лес)

Пора года, когда цветут яблони. (Весна)

Длительный перерыв в учёбе для отдыха. (Каникулы)

День, с которого начинается рабочая неделя. (Понедельник)

2. Сообщение темы занятия.

Сегодня мы отправляемся в космическое путешествие. Мы полетим на далекую планету, где будем изучать особенности местных жителей.

У меня есть билет с названием этой планеты. Но в космосе встречаются пираты, и название планеты зашифровано, чтобы пираты не догадались. Однако умные ребята всегда смогут его расшифровать.

Звуковой анализ и синтез:

Назовите 1-й звук каждой картинки, произнесите эти звуки вместе и вы получите название планеты. На «билете» ряд картинок: сыр, лук, ослик, варежки, арбуз.

Что получилось? («Слова» - набирается буквами разрезной азбуки.) «Билет» выставляется в верхний ряд наборного полотна.

Теперь мы знаем название планеты и можем отправляться в путь. - Откройте тетради. Это наши бортовые журналы. Отступите 2-е строчки вниз. Запишите сегодняшнее число.

Мы прилетели на планету Слова. Посмотрите сколько местных жителей и туристов встречают нас. Давайте определим, кто же из них жители планеты

Карб Чтение.

Ждло Стол.

Телва Арбуз.

Выбму Улица.

Прочитайте только 1-й столбик. Понятно ли вам, что здесь записано?

Что же это? (Набор букв .)

Прочитайте только 2-й столбик. Понятно ли вам, что здесь записано? (Слова .)

Почему слова вам понятны, а набор букв – нет? (В каждом слове есть смысл, слова что-либо обозначают. )

3. Слова, обозначающие предметы.

Планета Слов поделена на несколько частей. В какой из них мы сейчас находимся, я не знаю. Но Слова оставили нам подсказку. Посмотрите, в конверте лежат буквы. Я их выставлю во второй ряд наборного полотна. Буквенный анализ и синтез.

Прочитайте. Вам понятен смысл? Что это? (Набор букв .)

Можно ли из этих букв составить слово?

Какое слово получилось? («предметы »)

Как же называются жители этой части планеты? («слова-предметы »)

На столе у логопеда лежат ручка, зеркало, тетрадь, учебник.

Ребята, дайте мне предмет. Можно ли выполнить мою просьбу? Почему? (Не назвали предмет .) Девочка, подойди ко мне. Можно ли выполнить мою просьбу? (Нет, потому что имя девочки не названо .)

Вывод: Каждый предмет имеет своё название, также как каждый человек имя.

Затем логопед называет какой-либо предмет и просит ученика дать его.

Слова-предметы мы будем обозначать одной полосой.

4. Физкультминутка.

Дополните каждую фразу, быстро подбирая нужное слово. Считайте количество слов, загибая пальцы на руке.

    Я знаю 5 молочных продуктов…

    Я знаю 5 названий птиц…

    Я знаю 5 лиственных деревьев…

    Я знаю 5 умывальных принадлежностей…

    Я знаю 5 головных уборов…

    Я знаю 5 диких животных…

    Я знаю 5 музыкальных инструментов…

    Я знаю 5 видов спорта…

    Я знаю 5 названий насекомых…

5. Слова, обозначающие живые и неживые предметы.

Итак, мы выяснили, что на планете слов живут слова-предметы. Но все они очень разные. И задавать вопросы этим словам нужно по-разному. Увидев один предмет, мы спросим про него «Кто это?», встретившись с другим, зададим вопрос «Что это?»

Всё потому, что слова-предметы могут быть живые и неживые.

Слова, обозначающие живые предметы, отвечают на вопрос …«Кто?»

Слова, обозначающие неживые предметы, отвечают на вопрос …«Что?»

Всё, что движется само, ест, растёт - живое. Неживые предметы всего этого делать не умеют.

Давайте познакомимся с ними поближе.

Работа по карточкам.

Проведите линию от вопросов к предметам.

6. Закрепление знаний по теме.

1. - Слова - предметы приглашают вас поиграть с мячом.

1-ая часть игры: перебрасывая мяч, логопед называет слово - предмет – ребенок ставит вопрос и определяет «живой» или «неживой» предмет.

2-ая часть игры: перебрасывая мяч, логопед задаёт вопрос «кто?» или «что?», а ребёнок должен подобрать соответствующее слово.

Дом - …? Кто? - … Ложка - …? Что? - … Комар - …? Что? - … Улитка - …? Кто? - … Стул - …? Что? - … Тигр - …? Кто? - … .

2. Игровое упражнение «Прогулка по лесу».

На планете Слова лес очень похож на обычный земной лес. Гуляя по лесу, мы будем пробираться к нашему кораблю. На пути мы встретим различные предметы и будем задавать к ним вопросы «Кто?» или «Что?»

Выставляется панно с изображением леса и его обитателей.

7. Работа по преобразованию слов.

Нам пора лететь домой. Но чтобы попасть на космический корабль, необходимо выполнить задание: изменить первые звуки в словах так, чтобы они отвечали на вопрос «Кто?».

Запишите пары слов в ваших «бортовых журналах». (Работа у доски и в тетрадях ).

Слова: капля - цапля, дверь - зверь, мак - рак, дом - сом, пышка - мышка.

Устно составить словосочетания. Записать два из них. Подчеркнуть слова-предметы одной полосой.

8. Итог занятия.

Вот мы и дома, на Земле. Как много вокруг нас слов.

С какими словами вы сегодня познакомились? (Со словами-предметами .)

Что узнали о словах-предметах? (Что они бывают живые и неживые .)

На какие вопросы отвечают живые и неживые слова-предметы? (кто?, что? )

Конспект открытого коррекционного логопедического занятия

В 1 классе «А» по теме

«Слова, обозначающие признак предмета»

Логопед Бушуева И.В.

Тема урока: « Слова, обозначающие признак предмета»

Тип урока - урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Цели урока:

Сформировать новое понятие о словах, обозначающих признак предмета;

Учить детей правильно изменять слова, обозначающие признаки, по родам;

Учить графически обозначать слова, обозначающие признаки предмета;

Учить дифференцировать слова-признаки от слов-предметов и слов-действий;

Воспитание гуманного отношения к животным;

Развивать воображение, слуховое внимание и память;

Развивать мелкую моторику рук.

Личностные УУД:

Способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

Преобразовывать практическую задачу в познавательную;

Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные УУД:

Формирование у учащихся конкретных знаний, умений объяснять и применять эти знания, действовать продуктивно в изучаемой области.

Наблюдение

Слушание

Коммуникативные УУД:

Вступать в диалог;

Участвовать в коллективном обсуждении;

Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми в процессе коллективной деятельности;

Корректировать поведение;

Осуществлять контроль.

Оборудование: Картинки, изображающие огурец, репу, яблоко, помидор; карточки с графическим изображением слов-признаков, рабочие тетради, карандаши.

Ход урока.

  1. Организационный момент .

Логопед и дети приветствуют друг друга:

Ровно встали,

Тихо сели,

Головами повертели,

Сладко – сладко потянулись,

И друг другу улыбнулись.

Рот закрыли на замок,

Начинается урок.

П. Повторение материала предыдущих занятий.

Логопед предлагает ученикам назвать по два слова, обозначающих предмет и действие предмета, и к каждому слову поставить вопрос, после чего ученики занимают свои места.

Логопед: «Отгадайте загадки, поставьте вопросы к отгадкам и словам в загадках, объясните, что обозначает каждое слово.

Летит, жужжит - ... . Мычит, жует - ... . Скачет, ржет - ... . Лакает, мяукает-... . Сторожит, лает - ... . Плавает, молчит - . . . . Блеет, жует - . . . . Хрюкает, чавкает - . . .

III. Работа со словами, обозначающими признак предмета.

Логопед предлагает ученикам рассмотреть огурец, репу, яблоко,помидор. Поочередно указывая на огурец, репу, яблоко, помидор спрашивает их:

«Какой по форме, цвету, на вкус?» (Овальный, зеленый, вкусный.)

«Какая по форме, цвету, на вкус?» (Круглая, желтая, вкусная.)

«Какое по форме, цвету, на вкус?» (Круглое, красное, сладкое.)

Логопед следит за правильным проговариванием окончаний имен прилагательных.

Логопед: «Вы назвали много слов, и все они обозначают признак предмета, а теперь повторите слова-признаки, подходящие к словам огурец, репа, яблоко,помидор. Вспомните, какой я ставила вопрос к словам круглая, желтая, овальный, зеленый, круглое, красное.»

Затем логопед дает задания ученикам:

1) Поставьте вопросы к словам зеленый, свежий, желтая, хрустящая, красивое, ароматное. (Поочередно спрашивает каждого ученика.)

2) Придумайте и назовите по одному слову, обозначающему признак предмета. Поставьте вопрос к этому слову. (Логопед следит, чтобы ответы учеников не повторялись.)

3) ) Подобрать к слову, обозначающему предмет, подходящие по смыслу слова, обозначающие признаки. Поставить вопрос к этим словам.

Образец: березка - белоствольная, кудрявая, русская, молодая - к а к а я?

Ветер... (холодный, теплый, пронизывающий, ласковый, сильный).

Друг... (преданный, верный, надежный, большой, любимый).

Настроение... (хорошее, веселое, тревожное, радостное, плохое).

Поведение... (хорошее, примерное, отличное).

Погода... (солнечная, хорошая, дождливая, холодная, ясная).

4) Подумайте и ответьте, что обозначают слова, которые отвечают на вопросы: какой ? какая ? какое ?

4. Физминутка.

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке. (Подскоки на правой ноге.)

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке. (Подскоки на левой ноге.)

По тропинке побежим,

До лужайки добежим. (Бег на месте.)

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки. (Прыжки на месте на обеих ногах.)

Стоп. Немного отдохнём.

И домой пешком пойдём. (Ходьба на месте.)

5. Графическое изображение слов.

Логопед предлагает ученикам вспомнить, как изображали графически слова, обозначающие предметы, и слова, обозначающие действия. Потом объясняет, что слова, обозначающие признаки, изображаются волнистой линией. Затем ученики изображают графически слова: большой, новый, умелый, смелый, железный, маленькая, старая, ленивая, деревянная, круглое, синее, любимое большое, голубое.

6. Упражнение на развитие слухового внимания и памяти.

1)Из услышанного ряда слов поднимите карточку с графическим изображением признака предмета на соответствующее слово: смелый, трава, добрый, радуга, красивый, карандаш, вышивает, умелый, помогает, младший, строит, послушный.

2) Прослушайте рассказ. Ответьте на вопросы: Нарисуйте слона. Расскажите, какой был слон.

Слон.

Слон был огромный, в тяжелых складках. Ноги толстые, как столбы. Хвост длинный. Голова большая, шишковатая. Уши большие, как лопухи, и висят вниз. Глаза совсем крошечные, но умные и добрые.

(По Л. И. Куприну.)

Вопросы:

« Вы видели когда-нибудь слона? Где? Какой был слон? Какие ноги у слона? Какой хвост? Какая голова у слона? Какие уши? Какие глаза?» (Ученики называют только слова, обозначающие признаки.) Кого вы еще видели в зоопарке? Как нужно относиться к животным?

7. Итог урока. Рефлексия.

Логопед: «С какими новыми словами вы познакомились? Что вы о них узнали? Что у вас вызвало затруднение? Нарисуйте в тетради то личико, которое соответствует вашему настроению».


ОКУ «Обоянская с(к) о школа-интернат»

Открытый урок

по письму и развитию речи

Тема: «Слова, обозначающие признаки предмета»

Подготовила и провела:

учитель начальных классов

Лубенцева Н.В.

Тема : «Слова, обозначающие признаки предметов»

Цель: познакомить со словами, обозначающими названия признаков предметов.

Задачи: образовательные:

    повторить материал о словах названиях предметов и названиях действий предметов, правильно ставить к ним вопросы, а также вопросы от предмета к действиям.

    закрепить написание знакомых словарных слов;

    задавать вопросы от слов предметов к словам признакам;

    подчеркивать слова названия признаков волнистой линией.

коррекционно – развивающие:

    работать над развитием связной устной и письменной речи

    работать над коррекцией зрительного и слухового восприятия

    развивать зрительное внимание и зрительную память

воспитательные:

    воспитывать навыки самостоятельной работы

    прививать положительную мотивацию к уроку.

    обучать правилам этикета в гостях

    воспитывать аккуратность при выполнении задания.

Оборудование : карточки со словарными словами и словами действиями предметов, презентация, воздушные шарики, ноутбук.

Тип урока : комбинированный

Ход урока

I . Организация класса

Я рада видеть вас на уроке. (Слайд 1) Солнышко

Давайте улыбнемся друг другу. Повернемся к гостям улыбнемся.

Сейчас мы узнаем, готовы ли вы начать работать на уроке?

Отвечайте да или нет на мое утверждение.

Очень любим мы учиться – да

и конечно же лениться – нет

выполняем все задания – да

очень любим опозданья – нет

Считаем, пишем, рассуждаем – да

дисциплину нарушаем – нет

Всем успехов пожелаем – да

И урок мы начинаем!

Не забывайте: Отвечать – не кричать, только руку поднимать!

II . Минутка чистописания

К нам в гости на урок пришел сказочный герой.

Но для того чтобы узнать кто это мы должны выполнить задания.

Внимательно послушайте скороговорку и скажите, какой звук чаще всего в ней встречается? (Слайд 2)

В сосняке все сосны не соседи, а сестры.

Да, чаще всего слышится звук «С». Какой это звук? (согласный, парный глухой, бывает твердым и мягким).

А какая буква обозначает этот звук? С (Слайд 3)

Мы сегодня будем писать букву С.

Внимательно посмотрите из какого элемента состоит буква С? (из полуовала)

Прежде чем мы начнем писать, надо подготовить наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика

На двери висит замок.

Кто его открыть бы мог?

Потянули, покрутили,

Постучали и открыли!

Запишем: число, классную работу и 2 строки данной буквы

1 строка – строчная, т.е. маленькая

2 строка — заглавная, т.е. большая.

Слайд 4 (пустой)

III . Основная часть

1. Актуализация опорных знаний.

К нам гости пришел Незнайка из Цветочного города, где он живет со своими друзьями – малышами.

(Слайд 5).

Но Незнайка почему – то грустный, оказывается Знайка — самый умный малыш, задавал ему вопросы, а он не знает ответов. Поможем Незнайке? (Слайд 6)

Итак, начнем.

— Из чего состоит наша речь? (из предложений)

— Из чего состоит предложение? (из слов)

— Что мы знаем о словах?

(каждое слово имеет значение, отвечает на вопрос, что-то обозначает)

А у Незнайки много слов, а он не знает, что с ними делать?

Поможем выполнит следующее задание Незнайки.(Слайд 7)

Разделите эти слова на 2 группы.(2 ученика у доски)

шёл

лежала

висела

прыгал

Заяц

картина

рабочий

газета

Проверка. (Слайд 8)

Что можно сказать о 1 группе? (Это словарные слова. Написание этих слов мы должны запомнить).

1. На какие вопросы отвечают эти слова? (Кто? Что?)

2. Что обозначают эти слова? (предметы)

3. К каким словам – предметам можно поставить вопрос кто? Почему? (живые)

4. К каким словам-предметам можно поставить вопрос что? Почему? (неживые).

5. Как мы подчеркиваем эти слова?

Прочитайте слова из 2 группы.

1. На какие вопросы отвечают эти слова?

2. Что обозначают эти слова? (слова-действия предметов).

3. Как мы подчеркиваем эти слова? ____

Скажите, а мы можем подобрать к словам предметам слова –действия?

А как? (с помощью вопросов.)

Заяц прыгал

картина висела

рабочий шёл

газета лежала

Знайка. (Слайд9 )

Молодцы, вы хорошо справились с заданием.

С какими словами вы работали?

2. Гимнастика для глаз.

Наш Незнайка устал. Давайте немного отдохнем

(Следим за движущими предметами ) (Слайд10)

Слайд 11 (пустой)

3. Изучение нового материала.

а) Введение в тему

Незнайка любит играть. Давайте подарим ему шарик.

Игорь, принеси мне шарик. Извини, но я не этот хотела шарик. А какой?

Принеси мне зеленый шарик.

А какой еще этот шарик? (большой, круглый)

Какой вопрос мы ставим к этим словам? (какой).

Что, по-вашему, обозначает для слова шарик слова большой, круглый, зеленый? (Слайд 12 )

(его описание или признаки по цвету по размеру, по форме).

А как вы думаете, о каких словах пойдет речь на уроке? (о словах, которые отвечают на вопрос какой?)

б) Сообщение темы урока.

Мы определим тему нашего урока «Слова- названия признаков предмета»

в) Работа по теме.

1 . Работа с предложениями.

Механик Винтик и Шпунтик предложили вам свое задание.

Послушайте предложения и скажите, какое из них вам больше понравилось?

Снег в воздухе кружится Белый снег пушистый в воздухе кружится

(Слайд 13)

Почему второе предложение понравилось больше? (Красивее, понятнее.)

Так для чего же нужны слова – признаки предмета? (они украшают нашу речь, помогают лучше ее понять, и представить картину)

2. Пришел Пилюлькин. Он волнуется за здоровье.

Физминутка «В траве сидел кузнечик» (Слайд 14)

3. Исследовательская работа.

Перед вами на партах лежат карточки, где написаны слова.

Вы должны внимательно слушать мою инструкцию и выполнять ее.

Найдите слова, которые отвечают на вопрос кто? Подчеркните ___.

Найдите слова, которые отвечают на вопрос что? Подчеркнуть _

Найдите слово, которое отвечает на вопрос что делать? Подчеркните __

А какие слова остались? Прочитайте.

лисица, василек, рисовать, синий, желтое, рыжая, туфли, солнце, красные.

Слайд 15

Ребята, а вы обратили внимание, что все слова- предметы и слова действия подчеркнуты, а слова признаки нет. Может кто-нибудь знает, как подчеркнуть их? (волнистой линией). Запомните.

На какие вопросы они отвечают? (какое? какие? какая? какой?)

А какой вывод мы сделаем?

Есть слова, которые отвечают на вопросы какое? какие? какая? какой? и обозначают признаки предмета.

А как можно проверить свои выводы? (С помощью учебника)

— Чтение правила в учебнике (стр. 161)

Мы правильно определили тему нашего урока? (Да)

4. Закрепление

Работа у доски (один ученик у доски, остальные пишут в тетради)

Подобрать к словам – предметам слова- признаки с помощью вопроса.

Лисица (какая?) рыжая (картинки)

Василек (какой?) синий

Туфли (какие?) красные

Солнце (какое?) желтое

Проверка. Слайд 16.

5. Дидактическая игра « Незнайка в гостях».

Незнайку друзья пригласили на день рождения. Но вот беда, он не знает, что им можно подарить. А помогут нам в этом слова- признаки

-– Вкусный, сладкий, клубничный … (торт)
– Красивую, мягкую, плюшевую … (игрушку)
– Цветные, яркие, красивые … (карандаши)
– Интересную, волшебную, большую … (книгу)
– Вязаный, красный, тёплый … (шарф)

— А знает ли Незнайка, как там правильно себя вести.
– Давайте на всякий случай ему напомним (поздороваться, ничего не брать без разрешения, не кричать, не чавкать за столом, говорить хозяину только приятные вещи, сказать до свидания при уходе).

Давайте попрощаемся с нашими друзьями из Цветочного города. (Слайд 17

IV . Домашнее задание . Прочитать стихотворение на стр. 161. Списать его. Подчеркнуть слова-признаки предметов. Слайд 18

V . Рефлексия .

Какие новые знания открыли на уроке? (познакомились со словами-признаками)

На какие вопросы отвечают? Что они обозначают?

Как подчеркиваются в предложении? Какого сказочного героя выручили?

У вас на столах смайлики. Давайте определим ваше отношение к уроку, ваши впечатления об уроке.

— отличный, интересный, заставляющий работать

— нормальный, обычный

— скучный, бесполезный

Сегодня на уроке все работали хорошо. Спасибо за урок Слайд 19

Оксана Тимофеева
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Такие разные слова. Слово, обозначающее признак предмета»

«Такие разные слова . Слово , обозначающее признак предмета »

Цели :

Сформировать новое понятие о словах , ;

Учить дифференцировать слова- признаки от слов- предметов и слов-действий ;

- Развивать воображение , слуховое внимание и память;

I. Организационный момент.

Логопед и дети приветствуют друг друга :

Ну-ка, все - встали в круг,

За руки все взялись вдруг,

Будем рядом стоять – на вопросы отвечать.

Начинаем заниматься, будем с вами мы стараться ,

Повторять, не зевать, всё запоминать.

П. Повторение материала предыдущих занятий .

Отгадайте, о ком речь?

Летит, жужжит -. . Мычит, жует -. . Скачет, ржет -. . Лакает, мяукает-.. Лежит, сторожит-. . Плавает, молчит -. .. . Блеет, жует -. .. . Хрюкает, чавкает -. .

Прыгает, квакает -, Летает, порхает-, Рычит, воет -, Летает, гудит - …

III. Работа со словами , подбор слов , обозначающих признак предмета .

Игра «Секретики» .

Откройте баночку, возьмите картинку и ответьте на вопрос – «Назовите что у вас, а затем - какой у вас предмет

Дети открывают баночку с картинкой и называют к изображенному предмету слово – признак .

Например – красивая кукла, косолапый мишка и т. д.

Упражнение «Угадай-ка»

Выберите подходящий предмет , о чем я говорю

Зеленая, треугольная, колючая

Красный, круглый, воздушный

Желтый, овальный, кислый

А теперь вы загадайте свое слово , а ребята попробуют отгадать.

Физминутка.

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке. (Подскоки на правой ноге.)

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке. (Подскоки на левой ноге.)

По тропинке побежим,

До лужайки добежим. (Бег на месте.)

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки. (Прыжки на месте на обеих ногах.)

Стоп. Немного отдохнём.

И домой пешком пойдём. (Ходьба на месте.)

IV. Закрепление.

1. Выбрать подходящие признаки к слову – предмету .

Ветер. (красивый, холодный, теплый, овальный) .

Осень … (веселая, пасмурная, страшная, дождливая)

Сапоги …. (бумажные, кожаные, меховые, резиновые)

2. Придумайте слова- признаки .

Настроение. (хорошее, веселое, тревожное, радостное, плохое) .

Поведение. (хорошее, примерное, отличное, плохое) .

Погода. (солнечная, хорошая, дождливая, холодная, ясная) .

V. Упражнение на развитие слухового внимания и памяти.

1. Прослушайте рассказ. Ответьте на вопросы : Нарисуйте слона. Расскажите, какой был слон.

Однажды я была в зоопарке и увидела слона. Слон был серый и огромный, в тяжелых складках. Ноги толстые, как столбы. Хобот длинный. Голова большая. Уши большие, как лопухи, и висят вниз. Глаза совсем крошечные, но умные и добрые. (По Л. И. Куприну.)

Вопросы :

Где я увидела слона? Какой был слон? Какие ноги у слона? Какой хвост? Какая голова у слона? Какие уши? Какие глаза

2. Выбирайте слова - признаки из рассказа и выкладывайте полоску на каждое слово – признак .

3. Нарисуй слона. Чего у него не хватает, дорисуй.

7. Итог урока. Рефлексия.

Логопед : «С какими новыми словами вы познакомились ? Что вы о них узнали?

Публикации по теме:

Конспект интегрированной НОД по развитию речи и художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Зимние развлечения» Тема:"Зимние развлечения" Вид: Интегрированная непосредственная образовательная деятельность по развитию речи и художественно - эстетическому.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи: «Звуковая культура речи: звуки «З» и «Зь» Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи: «Звуковая культура речи: звуки «З» и «Зь». Программное содержание:.

Конспект НОД по развитию речи «Звуковая культура речи: звуки [П], [П’]» Цель: создать условия для формирования правильного произношения звуков п, пь. Задачи: упражнять в правильном и отчетливом произношении.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи Лексическая тема: «Профессия почтальон». Тема: «Труд почтальона». Цель: развитие речи детей. Задачи: Образовательная: расширять представление.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну красивой речи». Итоговое мероприятие по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи.» Цели: -Формировать умения обогащать и классифицировать.

Конспект открытого логопедического занятия по развитию связной речи «Путешествие в Стране правильной речи» Конспект логопедического занятия по развитию связной речи с детьми старшей логопедической группы. (ДЛЯ ЛОГОПЕДОВ) ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ.

Слова, обозначающие

признаки предметов

Открытое фронтальное

логопедическое занятие в 4 классе

Дано студентам МГГУ им. М.Шолохова

Учитель-логопед Макарова О.А.

Тема Слова, обозначающие признаки предметов.

Цели Развитие слухового внимания; уточнение и активизация словаря; уточнение и закрепление представлений учащихся о словах, обозначающих признаки предметов;

Умение соотносить предмет с его признаком и определять по признакам

Соответствующий предмет;

Развитие навыка постановки вопросов к

Словам-признакам; развитие зрительного

Восприятия.

Оборудование Предметные картинки, круг для игры с секторами(вращающийся), прилагательные на карточках, карточки с

Вопросами для каждого ученика, контуры

С изображениями различных животных,

Карточки с предложениями, фишки,

Картинки с антонимами, палочки.

1. Организационный момент.

Сядет тот, кто назовет слово, обозначающее признак предмета.

2. Развитие зрительного восприятия.

Показываю лист с изображениями животных, учащиеся определяют, называют.

А теперь посмотрите на схему и скажите, к какому животному она подходит. 0 0 0 0 0 0 (чередуются согласные и гласные собака)

3. Отгадать загадку.

Он пушистый, серебристый,

Белый-белый, чистый, чистый

На землю ватой лег.

Какие слова помогли догадаться, что это снег?

Почему снег сравнивают с ватой?

Правильно. Молодцы! Вы уже догадались, мы будем сегодня говорить на занятии о словах-признаках.

4. Закрепление и повторение пройденного.

Дидактическая игра «Молчанка».

Я показываю карточку со словами прилагательными, а вы показываете карточку с нужным вопросом к этому слову.

Кто ошибется, та команда получает штрафное очко.

Слова напечатаны на карточке, каждое слово отдельно.

Холодный, глубокая, мокрое, быстрый, зимние, снежные.

Игра «Найди меня!» . Развитие умения соотносить предмет и его признак, ставить вопрос к словам, обозначающим признак предмета. У каждого ученика на парте лежат – одна предметная картинка и карточка с напечатанным словом признаком.

Сейчас мы будем играть. Игра называется «Найди меня!»

У нас 2 команды. Сначала каждый член 1-ой команды читает свое слово, а ребята 2-ой команды находят и называют нужную картинку. Потом ученики 2-ой команды читают свои слова, а 1 -я команда называет соответствующую картинку.

Кто нашел свою картинку, поднимает руку, называет картинку и ставит вопрос к услышанному слову-признаку и повторяет все сочетание. Например, картинка «варежки» какие? теплые (слово

напечатано на карточке) .

За правильный ответ команда получает очко. Если ошибся – штрафное очко.(Фиксируется фишками разного цвете)

И тоги подведем в конце урока.

Слова на карточках:

теплые, дремучий, новое, спелые, аккуратная, яркое, железный,

высокая, колкая.

Предметные картинки: варежки, лес, платье, сливы, девочка, солнце, замок, сосна, елка.

5. Динамическая пауза.

Сейчас мы немного отдохнем. На каждое слово делаем движение.

Мой веселый, звонкий мяч (присесть-встать-присесть-встать)

Ты куда пустился вскачь?(руки вперед-вверх-в стороны-вниз)

Синий,красный, голубой (хлопок в ладоши на ударный слог)

Не угнаться за тобой. (руки в стороны- вниз)

Пальчиковая гимнастика.

У стола 4 ножки, сверху крышка как ладошка.

6. Письменное выполнение задания.

Тихо сели, открыли тетради.

Какое сегодня число?

Какой день недели?(Отвечает дежурный)

Сейчас мы будем выполнять задание «Угадай!»

На столе вращающийся круг, по кругу расположены карточки с напечатанными словами, которые обозначают признаки предметов.

На какую карточку укажет стрелка, вызванный ученик вынимает карточку, читает слова и отгадывает предмет (ЕСЛИ ТРУДНО по признакам определить предмет, на обратной стороне картинка).

Запись 2-3 словосочетаний в тетрадях.

Я на доске

Морковь сочная, вкусная, сладкая.

Горох узкий, длинный, гладкий.

Огурец сочный, свежий, зеленый. (И т. д.)

7. Работа со словами антонимами.

Игра «НАОБОРОТ»

Слов на свете много есть

Слов на свете нам не счесть.

Есть слова «приятели».

А есть и «неприятели».

Я буду показывать картинки, и называть одно слово. а вы должны назвать слово, противоположное по смыслу, т.е. слово неприятель.

За правильный ответ очко команде.

Здоровая девочка – больная девочка.

Молодой человек – старый человек.

Грустный мальчик – веселый мальчик.

Широкая лента – узкая лента.

Длинная веревка – короткая веревка.

И т.д.

8. Работа с карточками.

Молодцы, ребята, и с этим заданием вы хорошо справились.

А теперь поработаем с карточками. (Карточки на партах)

Прочитайте предложения, вместо точек подберите слова «неприятели».

Крыжовник кислый, а клубника (какая?)…..(сладкая).

Пух легкий, а камень (какой?) ……(тяжелый).

Лимон кислый, а сахар (какой?0 ……..(сладкий).

9. Сложить из палочек фигуру «Самолет» по образцу.

10. Итог занятия.

Что нового узнали на занятии?

Что учились делать сегодня?

Подсчет очков и определение команды победителя.