Как образовалось единое государство в Древнем Египте? Додинастическая эпоха. Презентация на тему "образование государства в долине нила" Образование государства в долине нила впр

Земледелие и скотоводство появляются на территории Египта около X–IX тыс. до н. э. Возможно, эти занятия, а также некоторые виды сельскохозяйственных культур и животных проникают сюда из Восточного Средиземноморья: археологическая культура Хелуана

– первая культура производящего хозяйства в Египте – считается ответвлением натуфийской культуры с центром в Сирии и на юго-востоке Малой Азии. В это время и позднее, вплоть до V тыс. до н. э., климат Египта был более влажным, чем в историческую эпоху: Нил имел притоки, в его долине водились крупные животные, росли деревья и выпадали осадки. Соответственно, хозяйство древних обитателей Египта еще не стало полностью зависимым от разливов Нила и не было ирригационным. Наряду с земледелием, сохраняли свою роль в качестве основных, а не вспомогательных занятий охота и рыбная ловля. Трудно сказать, к какой этнической группе принадлежали жители Египта

того времени: носители натуфийской культуры с наи-

большей вероятностью были частью так называемой

ностратической общности , еще в XIV–XIII тыс. до н.

э. находившейся в Центральной и Восточной Малой Азии (ее дальнейший распад породил общности, развившиеся далее в целый ряд языковых семей, включая индоевропейскую). Однако связь культуры Хелуана с натуфийской совершенно не обязательно означает миграцию носителей последней из Азии в Африку.

В VI–V тыс. до н. э. климат Египта и вообще Северной Африки становится суше (наступает первая за время существования у человечества производящего хозяйства эпоха аридизации – установления более засушливого климата): в частности, начинает превращаться из саванны в пустыню Сахара, где в IX–VIII тыс. до н. э. обитала общность людей, ставшая основой всех на-

родов афразийской (семито-хамитской) семьи. Рас-

пад этой общности (из-за невозможности сохранения в условиях аридизации ее прежнего образа жизни – скотоводства с развитым подсобным земледелием) привел к появлению на территории Египта (вероятно, в V тыс. до н. э.) предков египтян исторического времени. Облик этого народа хорошо известен по многочисленным изображениям на памятниках Древнего Египта: это были люди стройных пропорций, со смуглым цветом кожи (более светлыми изображались женщины, возможно, избегавшие загара). В классификации

человеческих рас египтяне принадлежат к европеои-

дам. По-видимому, этот народ проник в Египет с запада, с территории будущей Ливийской пустыни (позднее сюда пришли племена собственно ливийцев , также принадлежавших к афразийской семье, причем они были еще ближе к исконному чисто европеоидному облику афразийцев, чем более смуглые египтяне). В V тыс. до н. э. неолитические поселения появляются сначала в Фаюмском оазисе, затем спускаются к долине Нила (в районах современного Меримде-Бени-Саламе на юге Дельты, а позднее Тасы и Бадари в Среднем Египте). В Египте, таким образом, с этого времени и вплоть до возникновения единого государства в конце IV тыс. до н. э. существует последовательность археологических культур, непрерывность и внутренняя взаимосвязь которой позволяет с уверенностью отождествить уже обитателей Фаюмского оазиса V тыс. до н. э. с афразийцами-египтянами. В то же время земли к югу от Египта заселялись предками нубийцев – народами кушитской группы афразийской семьи. Они принадлежали к другой части исходной афразийской общности, мигрировавшей сначала на юг (к озеру Чад, где осели и ассимилировали местных негроидов афразий- цы-чадцы), а затем на восток. Здесь кушиты отделились от ушедших в Азию через Баб-эль-Мандебский пролив семитов и через Эфиопское нагорье спустились в долину Нила. Понятно, что за время этих мигра-

ций через Африку кушиты, в отличие от египтян и тем

более ливийцев, восприняли целый ряд расовых черт негроидов, которые сохраняют до сих пор.

На рубеже V–IV тыс. до н. э. пересыхание притоков Нила заставило египтян окончательно спуститься в самую его долину, а сокращение осадков – начать создание системы речной ирригации. Полностью она сложи-

лась в так называемый первый додинастический пе-

риод 13 (или время археологической культуры Амра / Нагада I; 1-я пол. IV тыс. до н. э.). На протяжении этого времени египтяне жили достаточно многочисленными сельскими общинами, которые, благодаря успехам в освоении ирригационной техники, становились все более зажиточными. В этих общинах уже имелись освобожденные от труда в полях профессиональные ремесленники, которые давно освоили производство керамической посуды и теперь изготавливали мелкие орудия (иглы, рыболовные снасти) из меди. Однако имущественного расслоения в обществе еще не было.

Возникновение ранних государств в долине Нила (2-я пол. IV тыс. до н. э.)

Мощный скачок в развитии древнеегипетского об-

13 Додинастический период охватывает время, предшествующее образованию в Египте централизованного государства под властью одной династии.

щества происходит с началом второго додинастиче-

ского периода (ок. XXXVI–XXXI вв. до н. э.; время ар-

хеологических культур Герзе / Нагада II и Семайна / Нагада III). Поселения людей этого времени укрупняются, достигая уже размеров ранних городов (городища Иераконполя, современный Ком эль-Ахмар; Нагады – древний Коптос и др.). Погребения начинают различаться по богатству помещаемого в них инвентаря, что указывает на выделение в обществе имущественной элиты. На некоторых предметах можно обнаружить отдельные знаки, известные по более поздней древнеегипетской иероглифике, следовательно, внутренняя жизнь общества стала настолько сложна, что возникла необходимость фиксировать события с помощью письма.

Многие находки этого периода (цилиндрические печати, керамические сосуды с волнистыми ручками, изображения особого типа ладей) имеют столь четкие аналогии в археологических комплексах Азии, что некоторые исследователи склонялись к мысли о завоевании Египта вторгнувшимся с Востока более развитым народом (так называемой династической расой , якобы создавшей Египетское государство). В действительности эти аналогии объясняются сходной (конвергентной) эволюцией материальной культуры различных регионов, а также интенсивными торговыми контактами и обменом опытом между Египтом и Восточ-

ным Средиземноморьем (а через него – и более от-

даленными странами), вызванными нехваткой в долине Нила многих необходимых материалов. Особенно ярким примером того, насколько далеко могли простираться торговые связи, служат обнаруженные в Египте предметы из лазурита, месторождения которого находятся на юге Средней Азии.

Характерные особенности памятников второго додинастического периода (размеры поселений, различия в качестве погребений, вероятное зарождение письменности) указывают на то, что уже к его началу египетское общество достигло уровня ранней государственности. На этом этапе возникает потребность в особой обширной прослойке людей, профессионально занятой делами управления. Как известно по примерам многих ранних обществ, первые государства

– номы 14 были невелики по размерам и возникли из объединений общин, которые вели на компактной территории совместную хозяйственную деятельность и тяготели к общему культовому центру (одновременно

месту хранения общих запасов, размещения ремесленных мастерских, центру местной торговли). Такими центрами и стали крупные поселения второго додинастического периода. Потребность египетских общин в объединении (как и в других странах Востока с

ирригационной экономикой) возникает особенно рано

из-за необходимости совместной деятельности по созданию оросительных систем. Именно этой деятельностью начинает руководить возникающая государственная власть.

В историческое время Верхний Египет делился на 22, а Нижний – на 20 небольших провинций-номов (егип. сепат). Управителей таких провинций, нередко передававших свои полномочия по наследству, исследователи обозначают греческим термином «номарх». Каждый ном был самодостаточен в хозяйственном отношении, имел собственную систему культов и при ослаблении центральной власти мог стать самостоятельным. Считается, что номы исторического времени восходят к древнейшим государствам второго додинастического периода. Вряд ли это может быть иначе, тем более что священные символы номов («штандарты») встречаются в изображениях на памятниках конца этого периода. Однако из-за отсутствия современных ему или хотя бы поздних письменных источников или преданий никаких более подробных сведений о внутреннем устройстве и истории номовых государств Египта (в отличие, к примеру, от Месопотамии) у нас нет.

Долгое время считалось, что в результате войн между номовыми государствами долины и Дельты Нила на протяжении второго додинастического периода

образовались два крупных государства – Верхнееги-

петское, со столицей в Иераконполе (егип. Нехен), и Нижнеегипетское, со столицей в Буто (егип. Пе-Деп, вероятно, современный Телль эль-Фараин15 ).

Оба этих города уже в историческое время считались древнейшими религиозными центрами. Ранее предполагалось, что к концу IV тыс. до н. э. верхнеегипетские цари завоевали Дельту Нила и объединили страну. Однако новые археологические исследования показали, что путь к объединению Египта был более сложным.

По-видимому, ко 2-й половине IV тыс. до н. э. в Верхнем Египте было несколько сравнительно крупных, состоявших из более чем одного нома, государств. Примерно к XXXIII в. до н. э. сильнейшими из них и поглотившими остальные оказались царства с центрами в городах Тинис (центральная и средняя части Верхнего Египта), Иераконполь (юг Верхнего Египта) и Нагада (район будущих городов Коптос и Омбос). Правители Тиниса принимали имена, связывавшие их с почитавшимся в образе сокола и олицетворявшим небо и солнечный диск богом Хором, и погребались вблизи

15 В большинстве случаев наиболее употребительны в современной науке названия египетских городов и населенных пунктов, данные им древними греками в I тыс. до н. э. Наряду с ними мы указываем в скобках древнеегипетские названия важнейших из этих поселений и их современные названия, данные им после арабского завоевания Египта в

будущего важного религиозного центра – города Аби-

дос. В Иераконполе также был распространен культ Хора, а правители носили белую корону бутылкообразной формы и помещали рядом со своими изображениями знак розетки. В Нагаде чтился бог Сет – мифологический противник Хора, а в комплексах Нагады второго додинастического периода найдено древнейшее изображение красной короны в форме плетеной корзинки, в дальнейшем – парной белой короны.

Иераконпольское царство старалось подчинить себе граничившие с ним с юга области Нубии, а Тинисское – области Нижнего Египта. При этом они поддерживали между собой более тесные связи, чем с разделявшим их государством Нагада, по всей видимости, в обход него, по караванным путям за пределами долины Нила.

Какие государства существовали в это время в Нижнем Египте, трудно сказать из-за скудости археологических данных. Вероятно, интерес для верхнеегипетских правителей представляли прежде всего области вдоль двух основных русел Дельты, дававшие выход к морским торговым путям Средиземноморья (центром одной из этих областей на западе Дельты действительно мог быть Буто). Высказывалось предположение, что если условия Верхнего Египта, с узостью на всем его протяжении речной долины и высокой взаимозависимостью ирригационных систем отдельных номов, а за-

тем и их союзов, с самого начала порождали автори-

тарную власть правителей и высокие темпы объединения всего региона, то в Нижнем Египте, децентрализованном благодаря наличию нескольких рукавов Нила, в додинастическое время так и не сложилось ни сильной царской власти, ни единого государства.

Правителей Тиниса и Иераконполя, известных по ряду памятников того времени, современные исследователи условно объединяют в «0-ю » династию . Имена этих правителей связаны с Хором и, судя по всему, означали, что цари – земные проявления этого бога, и при этом нередко представляли собой обозначение какого-нибудь свирепого животного или агрессивный эпитет. На памятниках их изображали одерживающими или празднующими военные победы либо совершающими важные ритуалы. Например, на навершии булавы иераконпольского царя по имени Скорпион он изображен прокладывающим первую борозду в начале сельскохозяйственных работ. Постепенно сцены военного триумфа правителей вытесняют распространенные ранее сюжеты коллективной охоты или сражений с участием целого войска.

По совокупности этих признаков можно судить, что цари конца второго додинастического периода в Египте – это правители-военачальники, не испытывающие никаких ограничений своей власти со стороны общинных и номовых органов управления – советов старей-

шин и собраний полноправных общинников-воинов.

По общим закономерностям развития номовых государств на заре их существования власть в них должна была принадлежать как раз таким учреждениям. Однако в Верхнем Египте вследствие интенсивности его политического развития и объединения этот начальный этап очень быстро сменился единоличной властью подчинивших себе номовые органы власти военачальников. Эти правители приобрели, помимо военных полномочий, также и функции верховных жрецов – вершителей ритуала и руководителей государ- ственно-храмовых хозяйств, управляющих экономической жизнью своих государств. Свою власть они передавали по наследству, а ее связь с ритуалом, посредством которого устанавливался жизненно необходимый контакт с богами (в рассматриваемую эпоху это качество правителей обозначалось их Хоровыми именами), привела к ее сакрализации и зарождению цар-

ского культа.

Именно отношение к культу, связанному с Хором, стало, похоже, важнейшим критерием для выделения

в структуре общества объединяющегося Египта нескольких социальных слоев. В более позднее время

в памятниках и текстах религиозного характера встречаются термины « пат » («знать» с оттенком привилегированного положения в религиозной сфере), «рехит » («народ» – слово, передававшееся на пись-

ме характерным изображением птицы с переломан-

ными крыльями, что символизировало ущемленность этой категории в культовом отношении) и «хенмемет » («солнечный народ» – в мифологических текстах спутники бога солнца в его ладье, совершающей плавание по небу).

Слово «пат» является составной частью слова «репат» или «ирипат» (букв. «уста знати» либо «относящийся к знати») – по сути дела, единственного египетского термина власти, который предполагает, что она не принадлежит правителю неотъемлемо, а предоставлена ему какой-то группой людей. Возможно, первоначально термин «пат» должен был обозначать полноправное свободное население (по аналогии с другими ранними обществами, очевидно, общинников) государства, которое под знаменем своего исконного культа бога Хора вело успешные завоевания и в итоге объединило страну (т. е. Тинисского царства). Словом «рехит», вероятно, называли обитателей присоединяемых к нему областей, по крайней мере на первых порах не получавших равноправия с его первоначальными подданными (прежде всего доступа к чужим для них египетским культам).

Термин «хенмемет», согласно истолкованию отечественного египтолога XX в. О. Д. Берлева, относился к дружинникам – реальному окружению царя, сопровождавшему его подобно мифологическим спутникам

солнца (в IV – начале III тыс. до н. э. бога Хора, изо-

бражавшегося, кстати, и в виде плывущего в ладье по небу сокола), т. е. людям, которые были связаны с государством и его культами через правителя независимо от их исконной принадлежности к пат или рехит.

Заметим, что подобная структура общества, переживающего пору становления государственности, характерна не только для Египта – не случайно первые интерпретаторы терминов «пат» и «рехит» сразу вспомнили о терминах ранней Римской республики «патриции» и «плебеи».

Более поздняя мифологическая традиция о борьбе Хора и Сета и победе первого, совмещение в символах власти царей единого Египта белой и красной корон, притом что «первенство» в этом едином венце явно отдавалось белой, наводят на мысль о противостоянии союза Тиниса и Иераконполя с Нагадой, окончившемся ее поражением. Уже в изображениях на навершии булавы царя Скорпиона присутствуют символы власти и Иераконполя, и Нагады. По-видимому, следующим этапом стало объединение Тиниса и Иераконполя и образование прочного единого государства в границах всего Верхнего Египта. Это должно было произойти около XXXI в. до н. э. при тинисском царе Нармере («Свирепый Сом»), который объединяет в изображениях на своих памятниках символы власти уже всех прежних верхнеегипетских государств. После это-

го Нармер мог с новыми силами приступить к завое-

ванию Дельты и лежащих к западу от нее ливийских областей. Об этом рассказывают триумфальные сцены и пиктографические записи его знаменитой монументальной палетки.

Объединение Египта

(ок. XXXI в. до н. э.)

Победоносные войны в Нижнем Египте вел не только Нармер , но и некоторые его предшественники из «0- й» династии. Однако основателем I общеегипетской династии (и, стало быть, настоящим объединителем страны) сами египтяне считали сына Нармера Менеса (или Аха – егип. «Воитель»; ок. 2-й пол. XXXI в. до н. э.16 , дополняя такую датировку указанием принадлежности того или иного царя к одной из тридцати династий в последовательности, зафиксированной Манефоном).

Именно Менес построил в стратегически важном пункте на границе Верхнего и Нижнего Египта укрепленный город Мемфис (егип. Инеб-хедж – «Белая стена», позднее Меннефер, досл. «Благое пребывание»,

16 Датировка событий египетской истории конца IV–III тыс. до н. э. с точностью до года практически невозможна, поэтому мы приводим даты важнейших событий этого времени с точностью до половины или в лучшем случае четверти столетия.

в связи с сооружением рядом с этим городом пирами-

ды царя VI династии Пепи I). Сюда стало стекаться окрестное население. Хотя область Тиниса, откуда Менес был родом, сохраняла свое значение (там по традиции сооружали свои гробницы и его преемники), настоящий центр страны переместился именно в Мемфис. Согласно преданию, рассказанному египетским жрецом Манефоном, Менес много воевал за пределами Египта (памятники говорят о его войнах в Нубии), а

в конце жизни был похищен богом, принявшим облик гиппопотама. Предания о Менесе очень похожи на эпическую традицию, обычно возникающую в общинной среде. Это служит важным показателем того, что в эпоху объединения Египта сельская община существовала, хотя, скорее всего, уже находилась под контролем государства.

Прочное объединение долины и Дельты Нила уже в

конце IV тыс. до н. э. позволяет назвать Египет самым ранним государством, сложившимся в масштабах целого региона, на Древнем Востоке и в истории человечества в целом. Скоротечность войн между древнейшими государствами Египта и сравнительная легкость

в установлении единой власти над всей его территорией были предопределены узостью его естественных границ и концентрацией населения вдоль единственного источника орошения – Нила.

Однако уже при Менесе военный, насильствен-

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Природа Древнего Египта На северо-востоке Африки протекает с юга на север полноводная река Нил. На ее берегах располагалось древнейшее государство мира – Древний Египет. В южной части Нила, в Верхнем Египте, климат жаркий и сухой. В Нижнем Египте – дожди и влажность. Верхний и Нижний Египет тесно связаны между собой. Ежегодно с середины июля Нил разливался на четыре месяца. После схода воды образовывался мягкий пористый ил, который и был плодородной почвой. Жители Нила называли свою страну «Кемет», что означало «черноземная».

3 слайд

Описание слайда:

Природа Древнего Египта В долине Нила большое хозяйственное значение имели папирус и акация. Папирус – многолетнее водное растение, из его волокон плели веревки, циновки, корзины. Молодые побеги ели сырыми, а нижнюю часть жарили. В Ниле процветало рыболовство, из крупных животных обитали крокодилы и бегемоты. Река была средством передвижения. По ней везли грузы, отправлялись в другие местности. На границе с пустыней жили хищники: львы, гиены, гепарды. Из травоядных – буйволы. Было много ядовитых змей. Древний Египет был богат строительным материалом: песчаником, розовым гранитом, известняком. Добывали здесь медь, золото.

4 слайд

Описание слайда:

Образование государства Много сил тратили египтяне на то, чтобы прорыть водоотводные каналы, через которые уходила в Нил оставшаяся после посева вода. Так появилась ирригация – система орошения. Люди, живущие на определенной территории, назывались номами. К моменту образования Египетского государства таких номов насчитывалось около сорока. Появились два государства Северный и Южный Египет. В результаты борьбы в 3000 году до н.э. царь Мина (Менес) покорил Северный Египет и объединил всю страну, построив столицу – город Мемфис.

5 слайд

Описание слайда:

Религиозные верования в Древнем Египте Ученые насчитывают около 2 000 богов, в которых верили древние египтяне. В каждом городе был свой божественный покровитель. Следует выделить бога Ра – сына Солнца. Египтяне считали, что от Ра зависит восход солнца. Для Ра возводилось множество храмов. В числе почитаемых богов был Осирис, сын богини неба Нут и бога земли Геба. У Осириса был брат Сет и жена Исида. Сет завидовал брату и убил его, Исида узнала о смерти мужа, но не могла его воскресить, пока не произошло отомщение Сету. Сын Осириса Гор сражается с Сетом и убивает его. Осирис воскресает, передает трон сыну, а сам уходит в подземное царство вечности.

6 слайд

Описание слайда:

Почитание животных В Древнем Египте было распространено поклонение животным. В каждой местности священное животное было свое. Если человек по незнанию убивал такое животное – платил штраф. Если умышленно – подлежал казни. Когда животное умирало, его торжественно хоронили. Археологи нашли множество таких захоронений. Повсеместно был распространен культ почитания кошки. Кошка истребляла грызунов, спала урожай. Делались статуэтки и фигурки в виде кошки. Смерть кошки считалась огромным горем. Среди диких животных поклонялись крокодилу. Ему приписывали способность повелевать разливами Нила.

7 слайд

Описание слайда:

Правитель Древнего Египта Древнего царя Египта называли фараоном. Внешне фараон отличался от остальных людей. Основной его одеждой была набедренная повязка, но на голове двойная корона, которая показывала, что фараон – правитель Верхнего и Нижнего Египта. Фараона считали божеством, прислуживал ему культ жрецов. Они совершали на заре ритуал одевания фараона, считая, что первые лучи солнца дают фараону силу. После утренних дел фараон производил жертвоприношения, читал послания, писал на них ответы. Фараону подчинялись все жители, его считали верховным божеством и покровителем всего живого. Важной обязанностью фараона было почитание богов обрядами.

8 слайд

Описание слайда:

Пирамиды Древнего Египта Древние египтяне стремились сохранить память об усопших царях, считая, что фараон после смерти продолжает защищать свое царство. Поэтому последнее пристанище фараона должно было быть прочным и памятным. Во времена Древнего царства стали возводить усыпальницы – пирамиды. Первым, кто построил для себя ступенчатую пирамиду, был фараон Джосер.

9 слайд

Описание слайда:

Пирамиды Древнего Египта На территории современного Каира, на границе Ливийской пустыни на протяжении 70 км разбросаны более 80 пирамид. Из них наиболее известны три: пирамида Микерина, пирамида Хефрена и пирамида Хеопса, которая считается одним из 7 чудес света. До сих пор ученые пытаются понять, каким образом египтянам удавалось поднимать такие тяжелые глыбы камней и укладывать их в стык без зазора.

10 слайд

Описание слайда:

Повседневная жизнь Древнего Егпита Дома в Древнем Египте защищали от солнца и холода. Строились такие дома из непрочного материала. Внешне египетские дома были непривлекательны, имели маленькие окошки, а те стороны дома, что были обращены внутрь, окон не имели. Простые египтяне жили в глинобитных хижинах из папируса. Мебели в домах было немного. Обязательным был столик для туалетных принадлежностей женщины. В общей комнате находились стулья, табуретки, столов было немного. Но это все было у богатых жителей. Бедные египтяне ели сидя на циновках, спали на матрасах. Наличие глиняной посуды свидетельствовало о достатке семьи.

Организационная карта урока

Предмет: История Древнего Мира 5 класс

Тема урока: § 5 Образование государства в Долине Нила

Цель урока:

образовательные:

1 . Рассмотреть природные условия Древнего Египта, основные занятия населения

2. Проследить процесс становления государства в Древнем Египте;

Развивающие:

  1. Развивать умения работать с исторической картой, составлять рассказ, делать выводы;

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к развитию и традициям древнего народа.

Оборудование: учебник История Древнего мира 5 класс / Т.П. Андреевская, М.В. Белкин, Э.В. Ванин - М. изд. «Вентана- Граф» 2015г.; презентация «Образование государства в долине Нила», карты в учебнике.

Даты: 3100 г. до н.э.- образование единого Египетского государств а

Основные понятия: Порог, дельта, ирригации, номы,

Формы контроля: у стный опрос, работа с иллюстрациями, картой, текстом учебника.

Тип урока: Урок введения нового материала

Проблема урока: Почему Египет считается даром Нила

Вывод: Нил давал все необходимое для жизни. В хозяйстве – воду и плодородный ил , в общественном устройстве – порядок, каждый делал свое дело, в управлении – объединение племен в один народ, в одну страну, в культуре – папирус

Ход урока:

  1. Организационный момент:

Учитель: приветствует учащихся, настраивает на урок

Учащиеся : приветствуют учителя, настраиваются на урок.

  1. Мотивация к учебной деятельности

Учитель:

- Мы закончили с вами изучать первый период в истории человечества.

Как он назывался?

Ученик:

Первобытный мир

Учитель:

Сегодня мы начинаем изучать новый раздел. Прочитаем как он называется. с. 26.

Ученик:

Древний Восток

Учитель:

Что называется Древним Востоком?

Ученик:

Древний Восток – это пространство в Северной Африке и Азии в эпоху появления и развития там древнейших государств.

Учитель:

Более 5 тыс. лет назад в Африке, Азии, появляются первые государства.

По карте можно понять, что первые государства появляются вблизи крупных рек: Нил (Африка), Тигр и Ефрат (Западная Азия), Инд (юг Азии), Хуанхэ (Восточная Азия)

Районы древних государств - огромная территория от Египта до Китая

Почему именно в этих районах появляются первые государства.

Ученик:

- Здесь теплый климат.

Учитель:

Сегодня мы начнем знакомство с первой древней цивилизацией.

Включаем ролик, определяем тему урока

Ученик:

Древний Египет

Учитель:

Древний Египет на берегу, какой реки располагался?

Ученик:

Нил (Образование государства в долине Нила)

Учитель:

- Нам сегодня нужно выяснить, почему Египет считается даром Нила

III. Формулировка темы урока, постановка цели

Учитель:

Чтобы ответить на этот вопрос, что мы должны будем сделать на уроке?

Ученик:

Должны узнать, где располагается Египет, какие там природные условия, занятия населения.

IV. Поиск решения проблемы

Учитель.

Познакомимся поближе с этой землей и людьми

5 тыс. лет до н.э. стали появляться первые государства. Возникали они там, где основным занятием населения было земледелие, а заниматься земледелием удобнее всего было вблизи больших рек, поэтому нет ничего удивительного, что одно из первых государств возникло в Египте на берегу Нила.

На северо-востоке Африки протекает с юга на север большая полноводная река Нил. На его берегах, между первым порогом и Средиземным морем располагается одно из древнейших государств Египет.

Взгляните на карту Египта. Египет – это, прежде всего Нил - гигантская величественная река, которая протекает с юга на север. Ее иногда сравнивают с цветком лотоса. Действительно, основное ее русло- это стебель лотоса, а перед впадением в средиземное море Нил разделяется на рукава, образуя Дельту . Население Египта проживало вдоль Нила в дельте и Оазисах.

Записать:

Дельта - это устье реки с разветвлениями на отдельные рукава и островами между ними.

Около 10 тыс. лет назад в долине и дельте Нила поселились люди.

Сейчас, я предлагаю вам попутешествовать по карте

Рассмотрите карту на с. 28, что вы можете сказать о географическом положении Египта

Поработайте в парах и договоритесь, кто из вас будет отвечать

Ученик:

Египет находится на северо-востоке Африки. Большую часть занимают пустыни. Вдоль всего Египта протекает Нил, которая впадает в средиземное море. Египет разделен на верхний Египет и Нижний.Территория Египта была хорошо защищена от внешних вторжений горными хребтами, пустынями и порогами. Верхний и Нижний Египет были тесно связаны между собой благодаря реке.

Учитель

В южной части страны в Верхнем Египте климат был сухой и жаркий. Дожди бывали крайне редко. В нижнем Египте- дельте-дожди, довольно частое явление. Верхний и Нижний Египет были тесно связаны между собой благодаря реке. Ежегодно с середины июля Нил, вспоенный дождями вздувался и растекался до тех пор, пока не затапливал всю пойму. Позже Нил возвращался обратно в русло, оставляя после себя слой плодородного Ила. Он и стал землей Египта. Эта плодородная и легкая для обработки почва давала высокие урожаи. Не удивительно, сто египтяне обожествляли Нил, называя его богом Хапи.

Готовясь к посеву, земля блестела, словно черный лак. Жители долины Нила называли свою страну Кемет , что значит «черная», «черноземная». Это отличало их землю от окружающей земли- каменисто-песчаных пустынь

Благодаря чему можно было заниматься в сухой пустыне земледелием

Ученик

Благодаря реке Нил

Учитель

А теперь самостоятельно прочитайте текст учебника на с. 29-30 . Что еще давала река людям? Какими природными богатствами обладал Египет?

Ученик:

Большое значение в хозяйственной жизни египтян имели папирус и акации. В Ниле водилось много рыбы. Из крупных животных здесь обитали крокодилы и бегемоты. По реке перевозили грузы.

Из хищников здесь обитали: Львы, леопарды, гиены, шакалы. Из травоядных животных водились буйволы и антилопы.

В Египте были залежи меди, золота и др. металлов.

Учитель:

Река Нил имела сои особенности, то вода разливалась, затапливая все поля, то наступал период отливов, и вода уходила с полей.

Как египтяне приспосабливались к таким природным условиям?

Ученик

Люди укрепляли берега и строили дамбы.

Учитель

Для того, чтобы увлажнить почву как следует и не дать воде уйти раньше времени, обратно в русло, люди строили плотины.

Учитель

Под силу ли было одной общине построить оросительную систему?

Ученик

Нет, чтобы построить плотину или дамбу люди объединяли усилия нескольких общин

Учитель

Нет, такие работы в одиночку выполнить было невозможно, люди стали делать их сообща, возникали общности

Найдите на с. 30 как называется такая оросительная система?

Ученик

Ирригация

Учитель.

Итак, давайте разберемся к каким изменениям в жизни людей могли привести эти объединения

Ученик:

На территории где работали общности, стали возникать города, огороженные стенами. В городе жили правители и окружение. Такие объединения назывались номами.

Учитель

Всего было образовано около сорока номов. Естественно сильные номы покоряли более слабые. К чему привела борьба между номами?

Ученик

Борьба привела к появлению двух царств: Нижнего и Верхнего Египта

Учитель:

- Цари верхнего Египта и Нижнего враждовали между собой и в 3100 г. до н.э. царь Мина (Менес) верхнего Египта, победил царя Нижнего Египта и объединил всю страну. Мина основал новую столицу – город Мемфис. Правителем единого Египта становится Фараон

Какой год считается датой образования Египетского царства?

Ученик

3100 г. до н.э.

V. Закрепление

Учитель

Возвращаемся к вопросу, поставленному в начале урока.

Почему Египет считается даром Нила?

Ученик

Нил играл огромную роль в жизни людей. Он давал воду, еду, плодородную почву. По его водам передвигали путешественники и торговцы. Без него жизнь людей в пустыне была бы невозможна.I

VI. Рефлексия

У читель

Организуем работу с листами взаимопроверки

1. Крупная и полноводная река Египта - Нил

2. Нил впадает в Красное море

3. Бог Нила и покровитель урожая - Хапи

4. Ил - плодородная почва

5. Мемфис- столица древнего Египта

3. +

Домашнее задание: § 5- читать пересказ; вопрос стр. 31- письменно


Образование государства в долине Нила 5 класс


1.Природа Древнего Египта

  • На северо-востоке Африки протекает с юга на север полноводная река Нил. На ее берегах располагалось древнейшее государство мира – Древний Египет.
  • Около 10 тысяч лет назад в долине и дельте Нила поселились люди.
  • Территория, на которой располагался Древний Египет, была хорошо защищена от внешних врагов. Так, на юге были горные хребты и пороги Нила.

1.Природа Древнего Египта

  • В долине Нила большое хозяйственное значение имели папирус и акация. Папирус – многолетнее водное растение, из его волокон плели веревки, циновки, корзины.
  • В Ниле процветало рыболовство, из крупных животных обитали крокодилы и бегемоты. Река была средством передвижения.
  • На границе с пустыней жили хищники: львы, гиены, гепарды. Из травоядных – буйволы. Было много ядовитых змей.
  • Древний Египет был богат строительным материалом: песчаником, розовым гранитом, известняком. Добывали здесь медь, золото.

2.Образование государства

  • Постепенно возникала общность людей, живущих на определенной территории и связанных с конкретной системой ирригации. Они имели административный центр - город, окруженный стенами. В нем размещались правитель и его приближенные, а также находился храм местного божества. Такие объединения получили в науке название «номы». К моменту образования Египетского государства таких номов насчитывалось около сорока.

  • К моменту образования Египетского государства таких номов насчитывалось около сорока.
  • Появились два государства Северный и Южный Египет. В результаты борьбы в 3000 году до н.э. царь Мина (Менес) покорил Северный Египет и объединил всю страну, построив столицу – город Мемфис.

  • Загадки истории
  • Ученые, говоря о датах в истории Древнего Востока, часто употребляют слова «приблизительно», «вероятно», «примерно». Это объясняется тем, что у каждого древнего народа было свое время, свои способы его измерения, и отсчитывалось оно от разных истоков. Так, древние египтяне отсчитывали свои даты от времени вступления на престол нового правителя. Они писали, например, что такое-то событие случилось на восьмом году правления Рамсеса II.
  • ● Главным богатством Древнего Египта были вода и плодородный ил, который давал Нил. Но только люди создавали условия, благоприятные для своего проживания в этих местах.
  • ● Примерно в 3000 году до н. э. возникло единое Египетское царство.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

  • ПАРАГРАФ 5
  • ВОПРОЫ СТР.

Древний Египет является одной из самых первых культур мировой истории. Эта цивилизация зародилась на территории Северо-Восточной Африки. Как полагают исследователи, слово «Египет» происходит от древнегреческого «Айгюптос», что в переводе означало «загадка, тайна». Историки считают, что древнеегипетское государство возникло от города Хет-ка-Птах, которому впоследствии греки дали название «Мемфис». Сами жители древнего Египта называли свою страну по цвету почвы - «Та Кемет». В переводе это словосочетание означало «Черная Земля».

Как появились поселения в долине Нила?

Люди жили здесь задолго до того, как образовалось единое государство в Древнем Египте. Считается, что первые здешние поселения относятся к эпохе палеолита. Исследователи обнаружили здесь остатки стоянок первобытных охотников. Стаи хищников, растущие вдоль берегов Нила акации, насекомые - так встретила первых людей неприветливая древняя саванна. Считается, что они были вынуждены перекочевать в долину Нила из-за ухудшения природных условий.

Какой была долина Нила задолго до того, когда появилось единое государство в Древнем Египте?

Климат Египта в то время был не таким засушливым, как сейчас. Таяние ледников, которые покрывали часть европейской территории, закончилось совсем недавно. Над долиной Нила шли постоянные дожди, дули влажные ветры. На том месте, где сейчас находится обширная пустыня, раньше простирались саванны.

На территории современной Сахары раньше жили первобытные охотники периода мезолита и раннего неолита. Именно после них остались известные теперь первые рисунки буйволов, слонов, антилоп. Эти животные не являются жителями пустыни. Еще одно доказательство того, что долина Нила когда-то являлась саванной - это вади. Вади представляют собой высохшие русла рек, которые когда-то впадали в Нил.

Начало засухи и переселение племен

К началу V тысячелетия до н. э. климат становится более засушливым. Затихают влажные ветра. Медленно саванна начинает превращаться в пустыню. Охотничьи племена в это время превращаются в пастушеские, и все больше их поселения приближаются к берегам Нила.

В V тысячелетии до н. э. представители неолитической эпохи еще не научились выплавлять медь. Они пользовались для охоты каменными орудиями. Несмотря на то что охота и рыбалка еще пока являются первостепенными источниками пропитания, в это время появляется примитивное земледелие и скотоводство. В конце V - начале IV тысячелетия до н. э. берет свое начало медный век - эпоха энеолита. В это время у древних жителей нильской долины появляются изделия из меди, которые они использовали в быту - бусы, проколки. Начинают сооружаться оросительные каналы. Однако охота и рыболовство не теряют своей роли в жизни первобытных людей.

Номы - прообразы государств

Следующей эпохой до того, как образовалось единое государство в Древнем Египте, принято называть первым додинастическим периодом. Он относится к первой половине IV тысячелетия до н. э. В это время главную роль уже начинает играть земледелие. Поселения увеличиваются в размерах, начинают объединяться и огораживаться стенами. Медь теперь используют не только для изготовления бытовых предметов и украшений, но и для орудий труда. В эту эпоху впервые появляются предметы, изготовленные из золота.

К середине IV тысячелетия до н. э. древние египтяне окончательно приходят к оседлому образу жизни. Теперь главную роль в обеспечении жизнедеятельности поселков играет земледелие и скотоводство. заменяется на соседскую, и возникает экономическое неравенство. Появляется пока еще небольшая прослойка рабов - пленных, захваченных в процессе постоянных стычек между поселениями. До того как произошло объединение Древнего Египта в единое государство, поселения объединялись в номы - замкнутые централизованные области.

Для чего происходило объединение сообществ

Эти территориальные образования создавались на основе объединений племен, которые совместными усилиями создавали оросительные системы, вступая в борьбу с немилостивыми силами природы. Каждый ном, по сути, представлял собой окруженный стенами город, в котором находился свой храм, и где уже был свой правительственный аппарат. До того как образовалось единое государство в Древнем Египте, в долине Нила было уже порядка сорока номов.

Так как создание ирригационных систем требовало немалых усилий, все больше обострялась нужда в объединении номов. Так на территории долины Нила появились два государства - Нижний Египет и Верхний Египет. Об этих временах свидетельствуют рисунки на сланцевых табличках. На них изображены сцены войн, связанные пленные, угон стад рогатого скота. Дальнейшая война между двумя объединениями в конечном счете привела к победе Верхнего Египта. Так завершился додинастический период и началось образование единого государства в Древнем Египте. Дата, которая завершает эту эпоху в истории - 33 в. до н. э.

Что известно о вождях Нижнего и Верхнего Египта?

О тех властителях, под началом которых происходило это объединение, практически не осталось никаких сведений. Практически единственной информацией являются несколько десятков древнеегипетских имен. Также известно, что правители Верхнего Египта носили головной убор белого цвета, а отличительным знаком вождей нижнеегипетских номов была красная корона. После того как образовалось единое государство в Древнем Египте, корона красно-белого цвета осталась символом власти до самого конца эпохи древности в долине Нила.

Слияние государств было длительным и кровопролитным процессом. Однако некоторые исследователи убеждены, что некоторые номы объединялись между собой мирным путем. Считается, что центром нового государства стал один из северных номов. Древняя столица единого государства в Египте - это ном с центром в городе Буто. Люди, которые жили в образовавшемся древнеегипетском государстве, говорили на египетском языке, который сейчас мертв.

Поздний язык египтян - копсткий - дошел наряду с арабским до Средних веков. Судя по оставшимся рисункам, египтяне были темноволосым народом среднего роста. Это были стройные, широкоплечие люди с прямыми волосами. Изображения женщин окрашивались в желтый цвет, мужчин - в кирпичный оттенок.