Конференция 4 11 февраля 1945 года название. Крымская конференция. Оккупация Германии и контроль над ней

Ялтинская (Крымская) конференция союзных держав (4 - 11 февраля 1945) - вторая из трёх встреч лидеров “Большой тройки” стран антигитлеровской коалиции - СССР, США и Великобритании, посвящённых установлению послевоенного мирового порядка. Конференция проходила в Ливадийском дворце в Ялте, в Крыму.

На Ялтинской конференции союзных держав решалось, какими после краха гитлеровской Германии будут послевоенные границы и как пройдут линии разделения Европы на сферы влияния. Архитекторами нового миропорядка выступали державы-победительницы: СССР, США и Великобритания (которая на тот момент, не надо забывать, оставалась империей, над которой никогда не заходит солнце).

Удивительно, но Ялтинская конференция, на которой участники “дарили” друг другу целые страны, почему-то не вызывает столько споров, как, скажем, годовщина освобождения концлагеря Аушвиц (Освенцим). Возможно, потому, что с момента ее проведения мир, с политической точки зрения, заметно изменился и никто уже не чувствует себя преемниками “ялтинской тройки”: Франклина Рузвельта, Иосифа Сталина и Уинстона Черчилля.

Британцы с тех пор не только потеряли все свои крупнейшие колонии, в первую очередь, Индию, но вынуждены были в минувшем году всерьез опасаться возможности отделения от Соединенного Королевства даже Шотландии, с которой жили вместе с 1707 года. СССР распался, его юридической правопреемницей выступила Россия, унаследовавшая от Советского Союза не только место постоянного члена в Совете безопасности ООН и советские долги, но и претензию на роль главного оппонента США в международной политике.

Сами же Соединенные Штаты по итогам Ялтинской конференции переместились с обочины мировой политики в ее центр и после распада в 1991 году своего главного оппонента претендуют на роль единственного лидера нового, теперь уже однополярного мира.

С другой стороны, появилось множество других факторов, которые 70 лет назад, когда в Ялте Сталин, Черчилль и Рузвельт рисовали новую политическую карту мира, трудно было даже предположить. Китай, который, как Франция, также вошел в число стран-победителей во Второй мировой войне, уверенно превращается в крупнейшую экономику мира, оттесняя США на вторые роли, но пока открыто не претендуя на политическое первенство. Латинская Америка, казавшаяся банкротом в послевоенный период, постепенно возвращается к относительному процветанию, царившему там в 1920-е годы, и становится одним из центров роста мировой экономики. Все серьезнее о себе заявляет крупнейшая бывшая британская колония - Индия, население которой по численности приближается к полуторамиллиардному Китаю.

Иначе говоря, де-факто “пост-ялтинский” мир умер, причем уже давно. Изменилась политическая карта планеты - сильнее всего после того, как со сцены сошел СССР. Однако инерция сознания очень сильна. В первую очередь, реалиями прошлого жили лидеры ведущих стран мира, сформировавшиеся как личности еще в эпоху “холодной войны” между Советским Союзом сотоварищи с одной стороны и США с союзниками по военно-политическому альянсу НАТО с другой.

“Моментом истины” неожиданно стало резкое изменение внешней политики России, которая объявила о присоединении Крыма и вступила в жесткое противостояние с Украиной, а затем и, практически, со всем западным миром, поскольку он отказался признавать это изменение политических границ в Европе.

Так что теперь мы можем с уверенностью говорить о “посткрымском” мире. Второй раз за последние сто лет этот полуостров, сам того не желая, становится точкой отсчета при измерении новой мировой архитектуры. Можно предположить, что спустя столетия, изучая этот период по книгам, многим историкам даже захочется назвать ХХ и ХХI века “крымским этапом трансформации европейской цивилизации”. Нам бы, впрочем, уже сейчас хотелось бы знать, какие выводы об этих изменениях они смогут сделать.

В первую очередь, приведет ли этот “крымский период” к окончательному отделению России от европейской цивилизации? Или, может быть, ее политика даже станет катализатором для гибели этой цивилизации? Или, напротив, как Германия в ХХ веке, наша страна, преодолев все внутренние трудности и справившись с внутренним отчуждением со стороны европейских соседей, раз и навсегда избавится от идеи своего “особого пути” и репутации “главного европейского азиата”?

От чего это зависит? Это также неплохо было бы понять уже сегодня. Например, так ли важно, что на фоне войны на востоке Украины российские политики выходят сегодня со все более странными внешнеполитическими инициативами, откровенно стремясь напугать или наказать западные страны, отказавшиеся признать присоединение Крыма к России. Например, на уровне российского парламента уже озвучены сомнения в законности воссоединения Германии в 1990 году.

Да, понятно, что это, скорее всего, просто политический пиар, который не будет иметь никакого серьезного продолжения. Но на Западе многие могут подумать, что это все всерьез. Достаточно посмотреть на реакцию, вызванную решением установить в Ялте к семидесятилетию конференции союзников монумент в честь лидеров СССР, США и Великобритании. Крымские татары, украинские СМИ, а за ними и пресса многих стран (кроме России, разумеется) уже назвали это “возведением нового памятника Сталину”.

Есть и более резкие вопросы. Первый наверняка покоробит россиян, не желающих знать о том, в каком контексте обсуждается происходящее на Украине в остальной Европе, если не сказать в остальном мире. Он звучит так: “Сможет ли Россия выйти из нынешнего кризиса в своем нынешнем виде”? Или, напротив, неприятный уже для европейцев, но актуальный, по мнению россиян, вопрос: “Сохранится ли Евросоюз или это надгосударственное образование в ближайшие годы развалится”?

Ну и, наконец, главный вопрос: “Начнется ли новая большая “мясорубка” на европейском континенте”? Не стоит забывать, что Ялтинская конференция не просто подвела итоги Второй Мировой войны, но и предотвратила, как тогда считалось, Третью. . Однако встреча лидеров стран-победительниц предотвратила новую бойню, хоть и привела в итоге к войне “холодной”.

Сейчас же процесс, как опасаются многие, идет в обратном направлении. “Холодная война” уже идет, но она вполне может “разогреться”. И на этом фоне особенно полезно вспомнить о том, что 70 лет назад Сталин, Рузвельт и Черчилль имели гораздо меньше общего (за исключением уже почти разбитого общего врага), но договариваться друг с другом были настроены не в пример серьезнее, чем сейчас это демонстрируют Путин, Меркель и Обама.

Иван Преображенский

Начиная с 1648 года, Вестфальская система международных отношений (МО) многократно дополнялась и редактировалась, причиной каждого изменения являлись военные потрясения. Одним из самых масштабных потрясений, приведших к корректировке принципов мирового порядка, стали военные кампании Наполеона. Завоевания Наполеона завершились поражением, нанесенным коалицией европейских держав с преобладанием Российской империи, Великобритании, Австрийской империи и Швеции. Разгром Франции и вызванная этим геополитическая ситуации привели к значительному изменению соотношения сил в Европе. В 1815 году состоялся Венский конгресс, закрепивший передел Европы и создавший «Священный союз», который скоропостижно развалился в 1830 году.

Последующим серьезным потрясением вестфальского мироустройства была Крымская война 1854 – 1856 гг., закончившаяся Парижским конгрессом в 1856 году. Конгресс внес значительные изменения в геополитическую карту Балкан и акватории Черного моря не в пользу России: крепость Карс была возвращена Османской империи, отторгнута Бессарабия и, что является наибольшей потерей, Россия потеряла право иметь военный флот в Черном море, более того, само море объявлялось нейтральным.

Первая мировая война 1914 – 1918 гг. стала эпилогом для Вестфальской системы международных отношений и началом для новой, значительно отличающейся, Версальской системы. В рамках этой системы впервые в истории была инициирована попытка создания многофункциональной международной организации – Лиги Наций, обеспечивающей мирное сосуществование стран в Европе. Версальская система была основана на широкой и многопрофильной договорно-правовой базе и имела налаженный механизм работы с коллективными решениями. Однако эти факторы не помешали крушению версальского миропорядка уже в 1930-х годах, когда политика уступок Германии, проводимая ведущими европейскими странами, привела к подписанию Мюнхенских соглашений и передаче Судетской области. Помимо этого, Версальский мир не был всесторонним, так как не включал в себя ряд значимых государств, таких как Индия, Китай, Япония, в полной мере и США, которые так и не вступили в Лигу Наций и не ратифицировали Версальский договор. По мнению Славомира Дембски, в версальском мироустройстве Советская Россия была внесистемным элементом, занимавшая, при этом, место среди стран - победительниц на Версальской конференции.

Следующим этапом в развитии международных отношений стала Вторая мировая война, исходом которой было поражением стран Оси и их союзников. Закономерно, что после войны такого масштаба между странами - победительницами возникла потребность в очередном разделе мира. В результате возникла новая система МО, именуемая в современной историографии Ялтинско - Потсдамской. Главным отличием Ялтинско - Потсдамского мирового порядка от версальского было формирование, пришедшего на смену многополярному, биполярного мироустройства, в котором доминировали и боролись за первенство СССР и США, представлявшие коммунистическую и капиталистическую идеологии соответственно.

Сложившаяся к 1945 году геополитическая обстановка требовала значительного изменения ключевых принципов в международных отношениях, существовавших с окончания Первой мировой войны. Одним из основополагающих событий в формировании принципиально новой системы международных отношений была конференция, проведенная с 4 по 11 февраля 1945 года в Ялте.

Конференция проводилась среди глав трех стран - победительниц Второй мировой войны: СССР, США и Великобритании. В конференции приняли участие: во главе советской делегации – И.В. Сталин, во главе делегации от США – Ф.Д. Рузвельт и У. Черчилль во главе английской делегации. В составе этих делегаций также присутствовали министры иностранных дел и начальники высших военных штабов. Встреча состоялась в завершающий период войны, когда военные действия перенеслись на территорию Германии.

Основными целями участников конференции являлось решение вопросов, связанных с уничтожением германских вооруженных сил, преследованием военных преступников и вопросов, касающихся выплат Германией репараций пострадавшим государствам. На Ялтинской конференции было конкретизировано отношение к германскому государству после его капитуляции, также были обозначены основные принципы послевоенного мироустройства.

Все решения, принятые в Ялте, были связаны с двумя основными проблемами.

Во - первых, было необходимо провести новые государственные границы на еще недавно оккупированной Германией территории. Также нужно было закончить решение вопроса по разграничению сфер влияния союзников, что уже было начато на Тегеранской конференции.

Во - вторых, после утраты общего врага, фактора объединения стран Запада и большевиков, причин для консолидации не было, поэтому нужно было создать гарантии неизменности установленных разграничительных линий.

Для обеспечения данных целей главам стран «Большой тройки» необходимо было решить ряд вопросов, касающихся передела границ Германии, вопрос о репарационных платежах, вопросы о судьбе Польши и Балкан, создание Организации Объединенных Наций. СССР, как важный актор международных отношений, подходил к решению этих задач с учетом своих национальных интересов. Важно отметить, что правительство Великобритании придерживалось курса сближения с США, что в значительной мере повлияло на принятые в Ялте решения.

На протяжении всей Ялтинской конференции красной линией проходили вопросы, связанные с переделом границ, в частности, германских. В ходе обсуждения на конференции было решено оккупировать Германию, а ее территорию поделить между союзниками на зоны оккупации. Изначально предполагалось выделение трех зон оккупации: для СССР, Великобритании и США, но вскоре было предложено образовать зону оккупации и для Франции, из частей английской и американской зон, конкретные размеры которой будут установлены соответствующими сторонами с учетом мнения правительства Франции. Вопрос о зонах оккупации поднимался еще до Ялтинской конференции, решение по нему было достигнуто и закреплено в «Протоколе Соглашения между правительствами СССР, США и Соединённого Королевства о зонах оккупации Германии и об управлении "Большим Берлином"» от 12 сентября 1944 года. Эти решения сыграли ключевую роль в дальнейшем расколе страны.

Одним из решений было приглашение французского Временного правительства войти в состав Контрольного Совета по Германии с местоположением в Берлине. Кроме того, были рассмотрены вопросы управления межсоюзнической комендатуры, осуществляющей свою деятельность в подчинении у зоны оккупации Советского Союза.

В рамках Ялтинской конференции также был поднят вопрос об обязательствах Германии возместить ущерб, нанесенный ею странам, против которых она вела военные действия.

Касательно репараций страны "Большой тройки" приняли следующие решения: Германия обязывалась в натуральном виде возместить ущерб союзным государствам, пострадавшим от военных действий, в форме единовременного изъятия производственного оборудования, транспорта, германских предприятий и так далее, также формой выплаты репараций назывались регулярные поставки текущей продукции и использование германской рабочей силы. Для создания более подробного плана взыскания репараций в Москве была создана межсоюзная комиссия по репарациям, в которую входили представители стран - победительниц (СССР, Великобритания и США). Было решено, что эта комиссия определит конкретные суммы репараций для каждого из трех государств, приняв во внимание предложение СССР выплатить ему 50 % от общей суммы репараций в 20 миллиардов долларов. При этом, делегация Великобритании считала, что не следует принимать какие - то решения по суммам репараций до их рассмотрения Московской комиссией.

Одной из сложнейших задач, стоявших перед участниками конференции, было принятие решений по послевоенному устройству Польши. После Второй мировой войны ее границы кардинально изменились. Польские территории значительно уменьшились и были сдвинуты к западу и северу. Несмотря на то, что Польша была под оккупацией Германии более 5 лет, существовало Временное правительство Польской республики в изгнании, которое признавал ряд стран, в том числе и СССР. Этот факт позволял Временному правительству претендовать на возобновление своей власти в стране после прекращения войны. Однако советская сторона в Ялте добилась согласия от союзников на создание нового правительства в Польше с возможностью включения в него демократических деятелей - поляков из - за границы. Это решение, исполненное в присутствии войск Советского Союза, позволило СССР в дальнейшем повлиять на формирование польского политического режима.

При обсуждении польского вопроса основной задачей советской делегации являлось принятие решений в пользу создания сильного польского государства, не подверженного влиянию западных держав.

Планы США и Великобритании по навязыванию Польше эмиграционного правительства были отвергнуты делегацией СССР.

В Ялте произошло зарождение новой международной организации, отвечающей сложившимся условиям того периода. На смену Лиге Наций пришла новая, способная предотвратить попытки нарушения установленного миропорядка, Организация Объединенных Наций.

Одним из итогов Ялтинской конференции стало достижение договоренности английской и американской сторонами с советским руководством о вступлении последнего в войну с Японией. В ходе переговоров с Черчиллем и Рузвельтом Сталин достиг договоренности об усилении позиций Советского Союза на Дальнем Востоке, а именно: СССР передавались Курильские острова, восстанавливались принадлежащие России права, утраченные по итогам Русско-японской войны 1904 – 1905 гг. (возвращалась южная часть о. Сахалин и прилегающие острова, восстанавливалась аренда на Порт - Артур как на военно- морскую базу СССР, интернационализировался порт Дайрен и ряд вопросов по Китайско-Восточной железной дороге с обеспечением преимущественных интересов советской стороны). Представители «Большой тройки» с выставленными условиями согласились.

Помимо прочего, на конференции в Ялте была подписана «Декларация об освобожденной Европе», в которой определялись основные принципы политики стран - победительниц на территориях побежденного противника. Декларация предполагала, что союзники получат право влиять на освобожденные народы в целях содействия восстановлению их суверенных прав и «уничтожения последних следов нацизма и фашизма».

Решения, принятые на Ялтинской конференции 1945 года решали наиболее значимые послевоенные проблемы. Был определен политический вектор стран - победительниц в отношении Германии, который включал в себя ее длительную оккупацию и контроль, решены вопросы о послевоенной судьбе Польши, что создало предпосылки для гегемонии СССР в Восточной Европе.

Список литературы

1. Дембски С. Польша, Советский Союз, кризис Версальской системы и причины начала Второй мировой войны / С. Дембски // Вестник МГИМО - Университета. – 2009. – № 4. – С. 48 – 71.

2. Советский Союз на международных конференциях периода Великой Отечественной войны, 1941 – 1945 гг.: сборник документов. Т. 3. Конференция представителей СССР, США и Великобритании в Думбартон - Оксе (21 авг. – 28 сент. 1944 г.) / М - во иностр. дел СССР.- Москва: Политиздат, 1984. – 274 с.

3. Советский Союз на международных конференциях периода Великой Отечественной войны, 1941 –1945 гг.: сборник документов. Т. 4. Крымская конференция руководителей трех союзных держав – СССР, США и Великобритании (4 – 11 февр. 1945 г.) / М - во иностр. дел СССР. – Москва: Политиздат, 1984. – 302 с.

4. Советское общество: возникновение, развитие, исторический финал – Т.2 / под ред. Ю.Н. Афанасьева. – Москва: РГГУ, 1997. – 510 с.

5. Тегеран – Ялта – Потсдам: сборник документов / сост. Ш.П. Санакоев, Б.Л. Цыбулевский. – 2-е изд.– Москва: Международные отношения, 1970. – 416 с.

6. Тимошенкова Е.П. Послевоенная Германия в советской политике (1945 – 1955 гг.): взгляд российских и германских историков / Е.П. Тимошенкова // Новая и новейшая история. – 2006. – № 6. – С. 46 - 55.

7. Чудинова А.А., Хэнсен П.В. Место Великобритании в Ялтинско -Потсдамской системе послевоенного десятилетия / А.А. Чудинова, П.В. Хэнсен // 70 лет Ялтинской конференции стран антигитлеровской коалиции: сб. тр. межд. науч. конференции. – Екатеринбург: изд - во Урал. ун - та, 2015. – С. 233 – 235.

В начале 1945 года обстановка для СССР складывалась благополучно. Красная Армия находилась в 70 километрах от Берлина, США не интересовались Восточноевропейскими делами.

В октябре 1944 года, незадолго до Ялты Г. Гопкинс в беседе с А. Громыко сказал, что между Ф.Д. Рузвельтом и И.В. Сталиным, не будет "разногласий во мнениях".

В ноябре 1944 на президентских выборах победил Ф. Рузвельт, который был вынужден взять вице-президентом консервативного Г. Трумэна.

В начале Ялтинской конференции И. Сталин спросил у А. Громыко о прочности политических позиции Ф. Рузвельта, на что посол ответил:

"Конкурента у Рузвельта как президента нет. Он чувствует себя прочно"

Советская делегация располагала аналитическими материалами:

"Накануне Ялтинской конференции под председательством вначале Голикова, а затем Берия, состоялось самое длительное за всю войну совещание руководителей разведки Наркомата обороны. Военно-морского Флота и НКВД и НКГБ. Главный вопрос- оценка потенциальных возможностей германских вооруженных сил к дальнейшему сопротивлению был рассмотрен в течении двух дней. Прогнозы о том, что война в Европе продлится не более 3 месяцев ввиду нехватки у немцев топлива и боеприпасов, оказались правильным. Последний, третий день работы совещания был направлен на изучение политических целей лидеров США и Великобритании. Все согласились с тем, что Рузвельт и Черчилль не смогут противодействовать линии нашей делегации на укрепление позиций СССР в Восточной Европе

Американцы и англичане займут гибкую позицию и пойдут на уступки ввиду заинтересованности быстрейшего вступления СССР в войну с Японией. Прогноз НКВД и военной разведки и низкой способности японцев противостоять мощным ударам наших подвижных соединений в обход укрепленных районов, построенных японцами вдоль советской границы "

Из этого следует, что руководство разведки не видело перспектив социалистического развития Польши, Чехословакии, Венгрии, Румынии.

Социалистическое развитие, по мнению разведки, было только у Югославии, где И. Тито и компартия опирались на реальную военную силу. В первых страны аналитики надеялись видеть дружественные СССР правительства.

Для советской делегации и лично для И. Сталина, который читал что критерием будущего польского правительства обеспечение безопасности СССР, необходимо было не допустить возвращения эмиграционных правительств находящихся в Лондоне.

"Данные военной разведки и наши собственные указывали на то, что американцы открыты для компромисса, так что гибкость нашей позиции могла обеспечить приемлемое для советской стороны разделение сфер влияния в Восточной Европе и на Дальнем Востоке…

В период, предшествовавший Ялтинской конференции, Красная Армия вела активные боевые действия против немцев и смогла освободить значительную часть польской территории. Благоприятный для нас поворот политической ситуации во всех восточноевропейских странах предугадать было весьма нетрудно - особенно там, где компартии играли активную роль в комитетах национального спасения, бывших де-факто временными правительствами, находившимися под нашим влиянием и отчасти контролем

Мы вполне могли проявить гибкость и согласиться на проведение демократических выборов, поскольку правительства в изгнании ничего не могли противопоставить нашему влиянию "

В январе 1945 года произошёл ещё один острый вопрос противоречий У. Черчилля и И. Сталина: англичане воспрепятствовали попытке СССР добиться от шахского правительства права на разведку и разработку нефтяных месторождений в северных провинциях.

Этот факт позже был рассмотрен СССР как элемент экономического влияния.

4 февраля 1945 года в крымском курортном городе Ялта в дворцовом комплексе императора Николая II открылась Ялтинская конференция.

В январе 1945 года во время неожиданного немецкого наступления в Арденнах, которое сильно потрепало союзников, И. Сталин, откликнулся на просьбу Ф. Рузвельта и ускорил движение Красной армии, и теперь ждал благодарности.

Как позже отметил А.А. Громыко:

"На первом заседании И. Сталин прямо сказал, что советское наступление было исполнением морального долга перед союзниками"

После обсуждений было заявлено, что целью является "уничтожение германского милитаризма и нацизма и создание гарантий в том, что Германия никогда больше не будет в состоянии нарушать мир всего мира"

Было решено разоружить и распустить все германские вооруженные силы, уничтожить германский генеральный штаб, ликвидировать или взять под контроль военную промышленность. Военные преступники должны предстать перед судом. Германию ждала длительная оккупация, Берлин разделялся на оккупационные зоны.

Правда, что касается разделения Германии на зоны, то здесь у Сталина были иные идеи.

Вскоре Сталин решил, что советским интересам больше отвечает существование немецкого государства, подобного Веймарской республике:

"В марте 1945 года А. Громыко получил указания де-факто снять вопрос о расчленении Германии с повестки дня, И. Сталин пришёл к решению, что советским интересам, не без учёта известных Москве планов США на послевоенный период, больше отвечало бы существование единого, демократического немецкого государства с социально-экономическим строем типа Веймарской республики. В архиве МИД СССР хранились материалы о встрече И. Сталина с членами комиссии Литвинова, где это было соответственно отражено"

Сталин предложил общую сумму репараций в 20 миллиардов долларов, половину ее должен был получить СССР. Он назвал ущерб от немецкого нашествия, причиненный СССР, в 679 миллиардов рублей (128 миллиардов долларов). Американская делегация согласилась с предложенной им суммой репараций, английская делегация возразила. Ф. Рузвельта репарации как будто не интересовали, он лишь заметил, что США изымут все германские активы, хранящиеся там в банках и акциях.

А. Громыко заметил такую подробность:

"При обсуждении на конференции вопроса о репарациях каждый и трёх глав делегаций высказался по несколько раз. Меньше всех говорил Ф. Рузвельт. Сделав заявление, которое представляло известный жест в пользу СССР, он, тем не менее не назвал конкретных цифр, которые могли бы быть рассмотрены. Ф. Рузвельт также избегал прямой полемики с У. Черчиллем, а тот не желал делать даже символических намёков на возможность репараций для СССР

Когда позиции участников по обсуждаемому вопросу стали проясняться, И. Сталин наклонился ко мне и вполголоса спроси:

Как всё-таки понять Рузвельта, он действительно не разделяет позиции Черчилля или это тактика?

Вопрос нелегкий. Я дал такой ответ:

Разница между ними есть, но настораживает то, что президент уж очень корректен в отношении премьер-министра Англии. А ведь он с соблюдением той же корректности мог бы и поднажать на Черчилля, чего, однако, не делал. Едва ли это случайно.

Моя оценка, видимо, не расходилась с мнением Сталина. Когда участники заседания уже покидали зал заседаний, Сталин, поднимаясь со стула, негромко, как бы сам себе, сказал:

Не исключено, что США и Англия распределили роли между собой "

Конференция приняла Декларацию об освобожденной Европе на принципах Атлантической хартии, которая поддерживала "право всех народов на выбор формы своего правления", обязывала "Большую тройку" оказать содействие в проведении свободных выборов и предусматривала, что три правительства создадут совместный механизм для реализации этих целей.

Дискуссия о будущем Польши показала то, что Сталин имел значительное преимущество. Во-первых, за счёт примирительной позиции Рузвельта, во-вторых, данные разведки указывали, что американское руководство не выработало ясного плана действий в Восточной Европе.

"Польское эмиграционное правительство в Лондоне предложило установить новую границу Польши, которая должна была "включить в себя Восточную Пруссию, Данциг, регион Оппельна, регион Грюнберга на левом берегу Одера, а на севере весь правый берег Одера, включая Штеттин.

Черчилль выступил против такого переноса западной границы, понимая, что таким образом СССР закрепится в Западной Украине.

"Было бы жаль,- сказал он - так закармливать польского гуся немецкой едой, чтобы у него случилось несварение "

На что Сталин ответил:

"Вопрос о Польше - это вопрос жизни и смерти нашего государства, потому что Польша всегда была коридором, через который проходил враг, нападающий на Россию"

Не получилось изменить договор Монтрё об условиях прохода судов через Черноморские проливы, но в целом советская делегация была удовлетворена.

СССР сохранял довоенные границы, становился мощным европейским игроком, добился вхождения в ООН двух своих республик Украины и Беларуси, обеспечил "право вето" в Совете Безопасности ООН. Было согласовано с американской делегацией возвращение СССР позиций на Дальнем Востоке, какие имела Российская Империя в 1904 году. Это-передача в аренду военно-морской базы в Порт-Артуре, восстановление прав на КВЖД и ЮМЖД, возвращение Южного Сахалина и Курильских островов. СССР должен был получить влияние в Манчжурии, что было важно ещё и потому, что там находилась опорная база Красного Китая, воевавшая против армии генерала Чан Кайши.

Сталин подтвердил обязательство через два-три месяца после победы над Германией начать войну с Японией.

В заключительных секретных протоколах спецслужбами союзников поручалось оказывать содействие зарубежным партнёрам в поиске и выдаче нацистских преступников. СССР согласовал выдачу всего командного состава армии Власова, сформированной немцами из советских военнопленных.

12 апреля 1945 года скоропостижно скончался президент США Франклин Делано Рузвельт. Большая тройка перестала существовать. И. Сталин и У. Черчилль были потрясены, словно с ними случился удар. Сталин понимал, что финальная часть борьбы за послевоенный мир будет гораздо тяжелее, чем он предполагал: его главный союзник покинул поле брани.

После первой встречи с новым президентом Гарри Трумэном А.А. Громыко описал его так:

"Трумэн подчёркнуто пытался обострить встречу. По всему ощущалось, что он не вполне доволен решениями Ялты в отношении ООН и некоторых принципов деятельности этой организации. Президент проявлял какую-то петушиную драчливость, придираясь чуть ли не к каждому высказыванию с советской стороны о значении будущей всемирной организации и о задаче не допустить новой агрессии со стороны Германии. Чувствовалось, что Трумэн пружину уже натянул"

Немаловажное значение имело то, что в Лос-Аламосе американские учёные успешно завершили подготовку к испытанию первой атомной бомбы завершилась. Не случайно, отмечал А.А. Громыко, Г. Трумэн "старался всячески оттянуть проведение встречи в верхах в Потсдаме, чтобы она совпала с испытанием атомной бомбы" По предложению Трумэна начало встречи перенесли с июня на июль 1945 года.

— конференция глав правительств трех союзных держав антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне СССР, США и Великобритании, созванная в целях согласования планов окончательного разгрома фашистской Германии и ее союзников, выработки основных принципов общей политики в отношении послевоенного устройства мира.

В Коммюнике конференции была сформулирована единая политика СССР, США и Великобритании в отношении послевоенного статута Германии. Было решено, что вооруженные силы трех держав после полного разгрома оккупируют Германию и займут определенные ее части (зоны).

Предусматривалось также создание союзнической администрации, осуществление контроля ситуации в стране через специально создаваемый орган, который возглавят главнокомандующие трех держав, с местом пребывания в Берлине. При этом предполагалось пригласить Францию в качестве четвертого члена этого контрольного органа, чтобы она взяла на себя одну из зон оккупации.

В целях уничтожения немецкого милитаризма и нацизма и превращения Германии в миролюбивое государство Крымская конференция намечала программу ее военного, экономического и политического разоружения.

Конференция приняла решение по репарационному вопросу. Она признала необходимым обязать Германию возместить союзным странам причиненный ею ущерб в "максимально возможной мере" путем натуральных поставок. Определение размеров репараций и способов их взыскания возлагалось на специальную комиссию по возмещению убытков, которая должна была работать в Москве.

Участники конференции приняли "Декларацию об освобожденной Европе", в которой союзные державы заявили о стремлении согласовывать свои действия при решении политических и экономических проблем освобожденной Европы.

Одним из наиболее сложных на конференции стал польский вопрос. Главами трех держав было достигнуто соглашение о реорганизации действующего Временного правительства на более широкой базе с включением демократических деятелей из самой Польши и поляков из-за границы. В отношении польских границ было решено, что "восточная граница Польши должна идти вдоль "линии Керзона" с отступлением от нее в некоторых районах от пяти до восьми километров в пользу Польши". Предусматривалось также, что Польша "должна получить существенные приращения территории на Севере и Западе".

По вопросу о Югославии конференция приняла ряд рекомендаций в отношении образования Временного объединенного правительства из представителей Национального комитета освобождения Югославии и эмигрантского королевского правительства в Лондоне, а также создания Временного парламента на основе Антифашистского веча народного освобождения Югославии.

Крупнейшее значение имело решение Крымской конференции об учреждении всеобщей международной организации для поддержания мира и безопасности — Организации Объединенных Наций (ООН) и постоянного органа при ней — Совета Безопасности.

Обстановка на Азиатско-Тихоокеанском театре военных действий официально участниками Ялтинской конференции не обсуждалась, так как СССР был связан с Японией договором о нейтралитете. Соглашение было достигнуто в секретных переговорах глав правительств и подписано 11 февраля.

В принятом на Крымской конференции Соглашении трех великих держав по вопросам Дальнего Востока предусматривалось вступление Советского Союза в войну против Японии через два — три месяца после капитуляции Германии и окончания войны в Европе. В обмен на участие советских войск в войне против Японии США и Великобритания предоставили Сталину существенные уступки. СССР передавались Курилы и Южный Сахалин, потерянные еще в русско-японской войне 1904-1905 годов. Монголия получила статус независимого государства.

Советской стороне также были обещаны восстановление аренды Порт-Артура, как военно-морской базы СССР, и совместная с Китаем эксплуатация Китайско-Восточной и Южно-Манчжурской железных дорог.

На конференции были также подписаны двусторонние соглашения , определявшие порядок обращения с военнопленными и гражданскими лицами государств — участников соглашений в случае их освобождения войсками стран-союзниц, а также условия их репатриации.

Было достигнуто соглашение о создании постоянного механизма для консультации между министрами иностранных дел трех великих держав.

На Крымской конференции 1945 года были заложены основы послевоенного миропорядка просуществовавшего почти всю вторую половину XX века, а некоторые его элементы, такие как ООН, существуют и поныне.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Крымская (Ялтинская) конференция (4-11 февраля 1945 г.) проходила с участием глав правительств трех союзных держав , Ф.Рузвельта и У.Черчилля в Ливадийском дворце - бывшей летней резиденции Императора Николая II. На конференции обсуждались коренные вопросы, касавшиеся завершения Второй мировой войны, в т.ч., об условиях капитуляции Германии, о зонах ее оккупации, репарациях. Самые ожесточенные споры развернулись вокруг Польши - составе ее будущего правительства и западных границах государства. Положительно был решен вопрос о создании международной организации безопасности. Участники переговоров договорились созвать 25 апреля 1945 г. в Сан-Франциско конференцию для учреждения Организации Объединенных Наций. Сталин, Рузвельт и Черчилль подписали в Ялте секретное соглашение, подтверждавшее ранее данное Сталиным обещание, что СССР вступит в войну с Японией на стороне союзников через 2-3 месяца после капитуляции Германии.

ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИЗ РЕШЕНИЙ ЯЛТИНСКОЙ (КРЫМСКОЙ) КОНФЕРЕНЦИИ

Разгром Германии

Мы рассмотрели и определили военные планы трех союзных держав в целях окончательного разгрома общего врага. Военные штабы трех союзных наций в продолжение всей конференции ежедневно встречались на совещаниях. Эти совещания были в высшей степени удовлетворительны со всех точек зрения и привели к более тесной координации военных усилий трех союзников, чем это было когда-либо раньше. Был произведен взаимный обмен самой полной информацией. Были полностью согласованы и детально спланированы сроки, размеры и координации новых и еще более мощных ударов, которые будут нанесены в сердце Германии нашими армиями и военно-воздушными силами с востока, запада, севера и юга…

Оккупация Германии и контроль над ней

Мы договорились об общей политике и планах принудительного осуществления условий безоговорочной капитуляции, которые мы совместно предпишем нацистской Германии после того, как германское вооруженное сопротивление будет окончательно сокрушено. Эти условия не будут опубликованы, пока не будет достигнут полный разгром Германии. В соответствии с согласованным планом вооруженные силы трех держав будут занимать в Германии особые зоны. Планом предусмотрены координированная администрация и контроль, осуществляемые через Центральную Контрольную Комиссию, состоящую из главнокомандующих трех держав, с местом пребывания в Берлине. Было решено, что Франция будет приглашена тремя державами, если она этого пожелает, взять на себя зону оккупации и участвовать в качестве четвертого члена в Контрольной Комиссии. Размеры французской зоны будут согласованы между четырьмя заинтересованными правительствами через их представителей в Европейской Консультативной Комиссии.

Нашей непреклонной целью является уничтожение германского милитаризма и нацизма и создание гарантии в том, что Германия никогда больше не будет в состоянии нарушить мир всего мира. Мы полны решимости разоружить и распустить все германские вооруженные силы, раз и навсегда уничтожить германский генеральный штаб, который неоднократно содействовал возрождению германского милитаризма, изъять или уничтожить все германское военное оборудование, ликвидировать или взять под контроль всю германскую промышленность, которая могла бы быть использована для военного производства; подвергнуть всех преступников войны справедливому и быстрому наказанию и взыскать в натуре возмещение убытков за разрушения, причиненные немцами; стереть с лица земли нацистскую партию, нацистские законы, организации и учреждения; устранить всякое нацистское и милитаристское влияние из общественных учреждений, из культурной и экономической жизни германского народа и принять совместно такие другие меры к Германии, которые могут оказаться необходимыми для будущего мира и безопасности всего мира. В наши цели не входит уничтожение германского народа. Только тогда, когда нацизм и милитаризм будут искоренены, будет надежда на достойное существование для германского народа и место для него в сообществе наций.

Репарации с Германии

Мы обсудили вопрос об ущербе, причиненном в этой войне Германией союзным странам, и признали справедливым обязать Германию возместить этот ущерб в натуре в максимально возможной мере.

Будет создана комиссия по возмещению убытков, которой поручается также рассмотреть вопрос о размерах и способах возмещения ущерба, причиненного Германией союзным странам. Комиссия будет работать в Москве.

Конференция Объединенных Наций

Мы решили в ближайшее время учредить совместно с нашими союзниками всеобщую международную организацию для поддержания мира и безопасности. Мы считаем, что это существенно как для предупреждения агрессии, так и для устранения политических, экономических и социальных причин войны путем тесного и постоянного сотрудничества всех миролюбивых народов.

Основы были заложены в Думбартон-Оксе. Однако по важному вопросу о процедуре голосования там не было достигнуто соглашения. На настоящей конференции удалось разрешить это затруднение. Мы согласились на том, что 25 апреля 1945 года в Сан-Франциско в Соединенных Штатах будет созвана конференция Объединенных Наций для того, чтобы подготовить устав такой организации соответственно положениям, выработанным во время неофициальных переговоров в Думбартон-Оксе.

С правительством Китая и Временным правительством Франции будут немедленно проведены консультации и к ним будет направлено обращение принять участие совместно с правительствами Соединенных Штатов, Великобритании и Союза Советских Социалистических Республик в приглашении других стран на конференцию.

Как только консультации с Китаем и Францией будут закончены, текст предложений о процедуре голосования будет опубликован.

Декларация об освобожденной Европе

Премьер Союза Советских Социалистических Республик, премьер-министр Соединенного Королевства и президент Соединенных Штатов Америки консультировались между собой в общих интересах народов своих стран и народов освобожденной Европы. Они совместно заявляют о том, что они договорились между собой согласовывать в течение периода временной неустойчивости в освобожденной Европе политику своих трех правительств в деле помощи народам, освобожденным от господства нацистской Германии, и народам бывших государств — сателлитов оси в Европе при разрешении ими демократическими способами их насущных политических и экономических проблем…

О Польше

Мы собрались на Крымскую конференцию разрешить наши разногласия по польскому вопросу. Мы полностью обсудили все аспекты польского вопроса. Мы вновь подтвердили наше общее желание видеть установленной сильную, свободную, независимую и демократическую Польшу, и в результате наших переговоров мы согласились об условиях, на которых новое Временное польское правительство Национального Единства будет сформировано таким путем, чтобы получить признание со стороны трех главных держав.

Достигнуто следующее соглашение:

Новое положение создалось в Польше в результате полного освобождения ее Красной Армией. Это требует создания Временного польского правительства, которое имело бы более широкую базу, чем это было возможно раньше, до недавнего освобождения западной части Польши. Действующее ныне в Польше Временное правительство должно быть поэтому реорганизовано на более широкой демократической базе с включением демократических деятелей из самой Польши и поляков из-за границы. Это новое правительство должно затем называться Польским Временным правительством Национального Единства...

Главы трех правительств считают, что восточная граница Польши должна идти вдоль линии Керзона с отступлением от нее в некоторых районах от пяти до восьми километров в пользу Польши. Главы трех правительств признают, что Польша должна получить существенное приращение территории на севере и на западе. Они считают, что по вопросу о размере этих приращений в надлежащее время будет спрошено мнение нового Польского правительства Национального Единства и что вслед за тем окончательное определение западной границы Польши будет отложено до мирной конференции…

Единство в организации мира, как и в ведении войны

Наше совещание в Крыму вновь подтвердило нашу общую решимость сохранить и усилить в предстоящий мирный период то единство целей и действий, которое сделало в современной войне победу возможной и несомненной для Объединенных Наций. Мы верим, что это является священным обязательством наших правительств перед своими народами, а также перед народами мира.

Только при продолжающемся и растущем сотрудничестве и взаимопонимании между нашими тремя странами и между всеми миролюбивыми народами может быть реализовано высшее стремление человечества — прочный и длительный мир, который должен, как говорится в Атлантической хартии, «обеспечить такое положение, при котором все люди во всех странах могли бы жить всю свою жизнь, не зная ни страха, ни нужды».

Победа в этой войне и образование предполагаемой международной организации предоставят самую большую возможность во всей истории человечества для создания в ближайшие годы важнейших условий такого мира.